Эстетика протезирования является одной из крупнейших проблем орто­педической стоматологии. Она включает в себя:

1. Исследование типов лица, формы, размеров и цвета зубов, зубных рядов и их взаимоотношений с окружающими тканями, обеспечивающих эстетический оптимум (эстетика лица). Установление определенной зависи­мости между формой зубов и типом лица. Выделяют три типа лица: прямоу­гольное, коническое и овальное (рис. 1).

Четвертый принцип свидетельствует, что протезирование является лечеб­ным и профилактическим мероприятием, базирующемся на прочном фунда­менте знании строения и функции нормальных органов, патологии органов и систем челюстно-лицевой области. Этот принцип называется нозологическим, поскольку предусматривает изучение этиологии, патогенеза, частоты пораже­ния, клинической картины заболевания, ортопедического лечения, ближайших и отдаленных результатов его при определенных нозологических формах пора­жения зубочелюстной системы.

Пятый принцип гласит, что любой протез или ортопедический аппарат рассматривается как лечебное средство, обладающее, кроме тера­певтического, нежелательным (побочным) действием. Знание и того и дру­гого свойства протеза является одним из условий успешности орто­педического лечения.

Шестой принцип получил название принципа стадийности. Он вытекает из предыдущего. Выбор лечебного средства (протез, ортопедический аппа­рат) определяется не только характером заболевания, но и стадией развития патологического процесса. Внедрение этого принципа предлагает подроб­ное изучение клинической картины заболевания и точную диагностику. С учетом стадии развития патологического процесса назначается и средство ортопедической терапии.

Седьмой принцип - принцип ступенчатости. Использование различных средств диагностики и лечения, сначала наименее инвазивных и кончая ра­дикальными инвазивными. Этот принцип вытекает из предыдущего.

Восьмой принцип - принцип законченности лечения. Он предписывает наблюдать больного до тех пор, пока не будут решены задачи, предусмот­ренные планом лечения. Выделяют следующие фазы:

1. Операционная фаза.

2. Послеоперационная фаза (наблюдение за больным).

Пример: после наложения съемного протеза больной должен находиться под наблюдением врача, пока последний не убедится, что больной привык к протезу, принимает обычную пищу, восстановлены речь и внешний вид, а ткани протезного ложа (слизистая оболочка, опорные зубы и др.), височно-нижнечелюстной сустав и жевательные мышцы здоровы.

Девятый принцип - принцип комплексной терапии различных заболева­ний. Имеется ряд заболеваний, которые не могут быть вылечены отдельно ни терапевтом, ни ортопедом, ни хирургом. Только совместные и строго планируемые консервативные, ортопедические и хирургические мероприя­тия могут сделать лечение эффективным.

Десятый принцип - принцип профилактики. Проще предупредить, чем лечить заболевание.

Одиннадцатый принцип - деонтологический.

n эстетика - это философская наука об общих принципах творчества по законам красоты. Предмет медицинской эстетики охватывает закономерности строения человеческого тела, пространственную организацию частей тела, их соразмерность в покое и динамике, цветовую гармонию, вопросы симметрии, возрастные изменения и т. д.

Оценка формы и размеров головы, лица и зубов n Фронтальное и боковое обследования, включающие анализ расположения глаз, носа, подбородка и губ, позволяют определить референтные точки, которые очень важны в эстетической реабилитации. Внешний осмотр начинают с оценки формы лица. Для определения соотношения участков черепа предложены индексы, по величине которых различают типы головы и лица. Форму головы можно определить по формуле: n Широкая часть головы ÷ Длинная часть головы × 100.

между лбом и носом; prn проназале, наиболее выступающая вперед точка носа; sn - подносо-вая точка; st - стомион, точка пересечения линии смыкания губ со срединно-сагиттальной плоскостью; gn - гнатион, наиболее выступающая точка подбородка

Считается, что при показателе: n до 75, 9 - голова долихоцефалическая; n от 76 до 80, 9 - мезоцефалическая; n от 81 до 85, 4 - брахицефалическая; n от 85, 5 и более - гипербрахиоцефалическая.

Архитектоника лица человека зависит от следующих моментов: n высоты лица (удлиненный, средний, укороченный тип); n ориентации челюстей в пространстве; n величины угла нижней челюсти.

n В зависимости от этого выделяют синдром удлиненного лица. У пациентов этой группы высота лица увеличена, развернут угол нижней челюсти, увеличен угол между основанием челюстей и основанием черепа. Взаимоотношение зубных рядов может быть различным. Зубное пространство в состоянии покоя минимально или равно нулю. Вторая группа больных представляет синдром укороченного лица. Высота лица у них уменьшена, угол наклона нижней челюсти приближается к 90°, основания челюстей и основание черепа параллельны. Межзубной промежуток равен 6 мм и более. Третью группу составляют пациенты с правильным лицом. Все антропометрические и телерентгенографические данные у них средние.

Для определения соотношения участков черепа Гарсон (1910) предложил индексы, по величине которых различают типы головы и лица. Морфологический индекс формы лица можно определить по формуле: Морфологическая высота лица ÷ Наибольшая скуловая ширина × 100. По морфологическому индексу лица изначально выделяют 5 его типов: n до 78, 9 - очень широкое лицо; n 79, 0 -83, 9 - широкое лицо; n 84, 0 -87, 9 - среднее лицо; n 88, 0 -92, 9 - узкое лицо; n 93, 0 и выше - очень узкое лицо.

Степень развития мозгового черепа, жевательного и дыхательного аппарата, костно-мышечной системы формирует лицо человека, и соответственно этому Бауер выделил четыре формы лица: церебральную, респираторную, дигестив-ную (пищеварительную) и мышечную. Первые научно обоснованные описания формы лица, в связи с эстетикой зубного протезирования, встречаются в работах Вильямса (1913). Изучив большое количество черепов различных расовых групп, он установил четыре формы лица: n квадратный тип - когда боковые линии лица параллельны или почти параллельны; n треугольный тип - при более или менее остро сходящихся к нижней части лица боковых линиях; n овальный тип - с закругленными боковыми линиями; n овоидный тип - когда лицо имеет более широкие размеры под глазами, чем над ними.

Энгль (1908) ввел для оценки эстетики лица по фотографиям "линию гармонии", соединяющую наиболее выступающие точки лба глабелла (gl) и подбородка - погониум (pg). Изучая профиль лица, положение губ и носа, автор пришел к выводу, что наиболее гармоничным является лицо, когда эта линия проходит через крыло носа (рис. 5 -3, а). Кампион брал за основу мягкие ткани лба, кончик носа и подбородка (рис. 5 -3, б). Однако сегодня появились современные и точные методы определения профиля лица по профильным телерентгенограммам.

Виды профиля лица по Lowery, где n а - выпуклый; б прямой; в - вогнутый

Фронтальный анализ лица, взаиморасположение горизонтальных и вертикальных линий лица, обеспечивающих его правильную геометрию: n А - срединная линия; В межзрачковая линия; С 1 граница волосистой части головы; С 2 - надбровная линия; С 3 - под-носовая линия; С 4 - подбородочная линия; D - линия резцов. Фото предоставлено автором

n Выделяют три разновидности улыбки: резцовую, сосочковую и альвеолярную (рис. 5 -6). Для резцового типа улыбки характерно обнажение только режущего края передних верхних зубов. Это так называемая закрытая улыбка. n Она позволяет разместить вне зоны видимости кламмеры или искусственную десну съемного протеза. При со-сочковом типе улыбки обнажается вся коронка переднего зуба, уголки рта приподняты. При таком типе улыбки нежелательно применение кламмер-ной системы фиксации. Самым неблагоприятным является альвеолярный тип улыбки, так как при этом вообще затруднено эстетическое протезирование.

n Существует три типа линии улыбки - низкая, средняя и высокая ("десневая улыбка"). Немаловажное значение для эстетики лица имеет так называемое щечное пространство затемняющееся вглубь пространство от середины клыка до угла рта. Это темное пространство между щечной поверхностью боковых зубов, слизистой оболочкой щек и углами рта помогает достичь эффекта градации при меняющемся освещении зубов. В то время как щечное пространство уменьшает восприятие деталей, возрастает иллюзия расстояния и глубины (рис. 5 -7).

n Компоненты улыбки n Соответствие общих размеров зубов человека его конституционному типу и общим размерам головы. Обычно для высоких людей астеничного типа характерны длинные и узкие прямоугольные зубы; для нормостеника - зубы любой формы с незначительным преобладанием высоты над шириной; для гиперстеника - широкие зубы, чаще с признаками овальности. n Соответствие формы верхних резцов форме лица. n Ширина рта в покое и при улыбке. Если в покое расстояние между углами рта меньше расстояния между зрачками, то ширина рта считается нормальной, и при улыбке углы рта будут располагаться на одной вертикали со зрачком. При протезировании пациента необходимо учитывать видимость обнажаемых зубов при улыбке. При широкой улыбке могут быть видны кламмеры на премолярах и молярах, а также металлические зубные протезы в боковых отделах зубных рядов.

n Симметрия улыбки. n Соответствие ширины верхних передних зубов ширине рта. n Степень обнажения передних зубов. В норме нижние зубы обнажаются не более чем на 1/3 их высоты. Верхние зубы обнажаются различно. Степень обнажения зубов влияет на эстетику протезирования. Выбор метода фиксации протеза, постановки передних искусственных зубов в съемном протезе определяется степенью обнажения передних зубов. Существует четыре степени обнажения: n - коронки верхних центральных резцов обнажаются в пределах режущей трети; n - коронки этих же зубов обнажаются в пределах средней трети; n - зубы обнажаются в пределах пришеечной трети; n - обнажается альвеолярный отросток.

n Отношение верхнего зубного ряда к краю нижней губы. Наиболее красивым является такое соотношение, когда зубной ряд повторяет изгиб нижней губы. n Равномерность обнажения верхних зубов от одного угла рта к другому. n Плоскость, проходящая между верхними и нижними резцами, должна совпадать со срединной линией (эстетическим центром лица). n Ширина носа у женщин соответствует расстоянию между буграми клыков, а у мужчин - всей ширине шести верхних передних зубов. n Ширина фильтрума равна ширине двух верхних центральных резцов. n Осевой наклон передних зубов. Наилучший эстетический эффект наблюдается при величине угла 5° для 4 верхних резцов.

Компоненты "красивой улыбки" n Большое значение в формировании нормальной улыбки имеет параллельность резцовой поверхности нижнему краю красной каймы верхней губы и линии, соединяющей углы рта (рис. 5 -8). Окклюзионная плоскость в норме при сомкнутых губах расположена на уровне разреза губ и соответствует режущему краю нижних резцов.

n Моделирование формы и величины искусственных зубов не представляет больших трудностей, если имеются зубы противоположной стороны челюсти (антагонисты). Однако отсутствие всех передних зубов, наличие диастемы и трем, аномалии развития челюстей и другое делают этот процесс сложным. Для достижения хорошей эстетики с пациентом обсуждают цвет, форму, величину искусственных зубов. При согласовании эти форма и величина переносятся на постоянные зубные протезы. Величина беззубых альвеолярных отростков диктует величину искусственных зубов. Не всегда это обеспечивает гармонию лица. Для решения этой задачи применяются выразительные средства, которые должны создавать иллюзию.

n n При моделировании искусственных зубов и коронок на верхней челюсти с диастемой контактные поверхности делают более выпуклыми, увеличивают наклон зубов к средней линии, применяют более темную окраску зубов. Если пациент с широким разрезом рта и узкой верхней челюстью, то для придания иллюзии ширины челюсти оси верхних передних зубов следует расположить вертикально. Другим приемом иллюзии является наложение боковых резцов на центральные. Этим достигаются уменьшение площади обзора центральных зубов и увеличение площади более мелких боковых резцов. Прямолинейные зубы кажутся больше, овальные - меньше

n При выборе опорных зубов и вида фиксации протеза следует помнить об эстетике. Видимые при улыбке кламмеры не делают внешний вид пациентов привлекательным. Эстетическим целям лучше отвечают бескламмерные системы крепления (магнитные фиксаторы, телескопические коронки, аттачмены) или специально планируемая "косметическая" ретенция кламмеров в визуально недоступных зонах, которую можно осуществить на этапе изготовления (бюгельных) коронок.

В идеальной пропорции резцов, где форма и положение зубов оптимальны, межзубные промежутки располагаются все более апикально от средней линии до клыков. Практически все исследователи оптимальных пропорций зуба пришли к выводу, что ширина у резца составляет приблизительно 75 -80 % длины (рис. 5 -9).

n В сложных клинических ситуациях для реализации плана эстетического лечения необходимо проведение диагностического воскового моделирования. Это, в свою очередь, позволяет наглядно продемонстрировать планируемое восстановительное лечение, что особенно важно при наличии трем, диастем, скученного расположения передних зубов, рецессиях десны и т. д. Восковое моделирование позволяет определить необходимость дополнительной ортодонтической, хирургической подготовки, избирательного пришлифовывания бугров, коррекции десневого прикрепления, а также наметить схему препарирования зубов под ортопедические конструкции и выявить особенности временных коронок (рис. 5 -10).

Рис. 5 -10. Восковое моделирование зубного ряда на диагностической модели верхней челюсти (а). Пластмассовый аналог восковой композиции, полученный с помощью силиконового ключа (б)

n Характеристика зубных протезов по мере убывания их эстетических качеств: n керамические виниры; n цельнокерамические коронки из прессованной керамики; n цельнокерамические коронки с безметалловым каркасом из оксида алюминия или циркония; n металлокерамические коронки с керамическим краем (плечом) без гирлянды; n металлокерамические коронки с гирляндой.

n ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦВЕТА ЗУБОВ n Одним из факторов, определяющих успех протезирования керамическими и металлокерамическими конструкциями, служит правильное, точное определение цвета зубов. Между тем эта процедура требует определенных знаний и навыков. Определение цвета зубов с помощью стандартной расцветки (эталона) не всегда дает реальную картину, потому что зубы, как и любое другое творение природы, очень многоцветны (мультихромны).

Виды расцветок для определения цвета зубов n Существует несколько видов расцветок - Vita, Chromascop, Vitapan 3 D Master и др. , но ни одна из них в полной мере не отображает всего многообразия цветов в живом зубе. n Возьмем за основу расцветку Vita Lumin Vacuum, Vitapan Classical фирмы "Vita" (Германия). В настоящее время она является самой распространенной. Рассмотрим ее подробнее. В вопросе определения цвета всегда нужно учитывать следующие характеристики: n окраска или тон - название цвета или сочетание цветов; n насыщенность - определяется количеством пигментов данной окраски (чем их больше, тем выше степень насыщенности); n яркость - определяется количеством серого оттенка.

n Расцветка Vita имеет четыре диапазона тонов: А, В, С, Д. При этом: А оранжево-коричневый, В - желто-оранжевый, С - серо-коричневый, Д оранжево-серый. В реальной жизни один из цветов может преобладать над другими, например А 3 с преобладанием оранжевого. Шейка натурального зуба, как правило, окрашена более интенсивно, потому что там самый тонкий слой эмали. И при определении цвета это обязательно нужно учитывать. Иногда окраска шейки зуба может находиться в тоне, отличающемся от основного. Например, основной тон может быть А, но шейка зуба может быть желтой с заходом в гамму В. n К расцветке Vita прилагается вкладыш, где цвета расцветки расставлены по степени яркости: В 1, А 1, В 2, Д 2, А 2, С 1, С 2, Д 4, А 3, Д 3, В 3, А 3. 5, В 4, С 3, А 4, С 4. Часто можно видеть зубы, имеющие тон А или В, но при этом по яркости вполне соответствующие гамме С. Другими словами, если приложить один из зубов расцветки группы С к такому зубу со сниженной яркостью, то можно увидеть, что он (зуб из расцветки) почти выделяться не будет. По яркости зубы будут идентичны, и различие лишь в окраске. Ошибка в степени яркости моментально выделяет протез в полости рта. Разница в цвете или насыщенности иногда бывает не так заметна, как ошибка в яркости.

n Эта шкала расцветок соответствует: n керамическим материалам из Вита Омега/Омега-800, Вита VMK 68/95, Вита Тиманкерамик, Вита Хай-Керам, Витадур Альфа; n искусственным пластмассовым и фарфоровым зубам Витапан. n Универсальная расцветка Chromascop фирмы Ivoclar Vivadent (Лихтенштейн) состоит из 20 цветов, которые подразделяются на 5 наглядных, съемных цветовых групп ("белый", "желтый", "светлокоричневый", "серый", "темно-коричневый"). По окончании определения основного оттенка дальнейшие операции определения цвета осуществляются лишь в рамках соответствующей группы (рис. 511).

Расцветка Vitapan 3 D Master фирмы Vita (Германия) состоит из 26 цветов, скомпонованных по яркости, насыщенности и оттенку (рис. 5 -12).

Процедура определения цвета зубов n Определяя цвет, необходимо разделить коронку зуба на 3 условные взаимно перпендикулярные горизонтальные и вертикальные плоскости. Горизонтальные плоскости следует разделить: n на пришеечную; n срединную (экваторную); n режуще-окклюзионную.

Оптимальные условия для определения цвета n Эрнст А. Хегенбарт (1993) считает, что для оптимального восприятия цвета зубов предпочтителен нейтральный дневной свет, падающий с северной стороны, он принят за стандарт. Причем уровень освещенности зуба не должен превышать 1500 лк. В соответствии с этим стандартом разработаны искусственные источники освещения для рабочих мест врача-стоматолога и зубного техника. Установлено, что гигиенический минимум естественной освещенности для помещений с длительным пребыванием людей составляет 200 лк. На определение цвета зубов также влияет цвет стен, потолка, пола и штор, мебели и т. д.

n электронные приборы для измерения цвета зубов можно разделить на спектрофотомеры, колориметры и цифровые камеры. Эти приборы отличаются размерами участка измерения, конструкцией, чувствительностью к воздействию различных факторов во время работы, устойчивостью к нежелательным воздействиям, дизайном, а также ценой.

Ортопедическая стоматология, в первую
очередь, ставит перед собой задачу полного
восстановления жевательной функции у
пациентов. Однако, не менее важным для
врача стоматолога-ортопеда является и
эстетический аспект протезирования, в
частности, когда речь идет о реставрации
передних зубов.

В последнее время значительно возросли требования
пациентов к эстетической стороне протезирования.
Поэтому так важно сегодня врачу-ортопеду иметь
необходимые знания по эстетике, художественный
вкус и навыки скульптора и художника. Необходимо
остановиться на вопросах эстетики в
ортопедической стоматологии.
Эстетика – наука о закономерностях
эстетического освоения человеком мира, о сущности
и формах творчества по законам красоты. Как наука
эстетика изучает сейчас все сферы эстетического
освоения деятельности, касается любой творческой
деятельности людей.

Эстетика протезирования
Сейчас проблема эстетики протезирования является
одной из главных в ортопедической стоматологии.
Она включает:
1) исследование типов лица, формы, размеров и цвета
зубов, зубных рядов и их
взаимоотношение с окружающими тканями,
обеспечивает эстетичный оптимум (эстетика лица);
2) эстетику протеза за счет использования
современных технологий изготовления и материалов;
3) изучение типичных индивидуальных изменений,
возникающих с возрастом, в случае аномалий,
разрушение зубных рядов и другой патологии;
4) разработку методов устранения нарушений
эстетических норм лица;

Для стоматолога- ортопеда каноном является ортогнатический
прикус и все его признаки – зубные, мышечные, суставные,
включая и конфигурацию лица в фас и в профиль, характерную для
ортогнатического прикуса. Знание признаков ортогнатического
прикуса помогает создать «идеальную», а вернее, среднюю,
наиболее часто встречающуюся форму зубочелюстной системы. Но
этого мало, необходимо также найти признаки, присущие только
данному человеку, т.е. воспроизвести индивидуальное.
Восстановление индивидуальных черт лица помогает изучение
фотографий, сделанных до потери зубов; измерения на лице с
использованием относительно постоянных анатомических
ориентиров на костях и мягких тканях лица.
Важным, определяющим эффективность протезов в эстетическом и
в не меньшей степени фонетическом отношении, являются
моделирование, изготовление, подбор и постановка фронтальных
зубов.

Общие положения о эстетической гармонии формы, лежащей в
основе постановки зубов.
1. В основе постановки зубов должен лежать принцип
гармоничного сочетания формы отдельных элементов
зубочелюстной системы и эффективного гармоничного
функционирования.
2. Гармоничные формы зубов не отвлекают внимания и не портят
общего впечатления от лица, а находятся в соответствии с его
характером, конфигурацией и чертами.
3. Отсутствие гармонии означает прежде всего нарушение
соответствия протезов анатомическим пропорциям лица и головы
в целом, а также невозможность нормального функционирования
зубочелюстной системы.
Общие положения о гармонии формы и функции могут быть
использованы не только при выборе и постановке искусственных
зубов, но и при изготовлении других конструкций несъемных
зубных протезов.

Для более качественного изготовления протезов с точки зрения
эстетики существуют определенные анатомические ориентиры, знание
которых облегчат врачу-ортопеду задачу изготовления полноценных
протезов.
1. Ширина рта в покое соответствует ширине зубной дуги 6 передних
верхних зубов.
2. Высота верхней губы соответствует высоте зубоальвеолярного
комплекса верхней челюсти
3. Высота нижней губа соответствует высоте зубоальвеолярного
комплекса нижней челюсти.
4. Длина крыла носа в два раза меньше высоты лба; в два раза меньше
высоты носа и в два раза меньше нижней трети лица
5. Длина крыла носа в два раза меньше ширины рта и в два раза меньше
высоты уха.
6. Длина крыла носа равна длине глаза и в четыре раза меньше
наибольшей ширины лба.
7. Длина глаза равна ширине зубной дуги 4 верхних резцов и высоте
верхней губы в покое.
8. Длина глаза равна ширине уха и в два раза меньше высоты уха.
9. Высота уха равна высоте верхней и средней трети лица.
10. Высота уха равна нижней трети лица и укладывается в высоте лица
три раза.
11. Высота уха равна ширине рта и в два раза меньше наибольшей
лобной ширины.

В гармоничном лице можно распознать определенные
линии, которые обеспечивают правильную геометрию
лица. Зрачковая линия проходит через центры зрачков и,
если она параллельна горизонтальной плоскости,
является наиболее подходящим ориентиром для
построения окклюзионной плоскости в области резцов.
Как правило, ей параллельны следующие линии:
надбровная (офриальная), резцовая (проходящая по
нижнему краю верхних резцов), межуголковая
(соединяющая углы рта). Срединная линия - проходит
через глабеллу, кончик носа, фильтрум и кончик
подбородка. Средняя линия обычно перпендикулярна
межзрачковой линии, она также определяет наличие
или отсутствие симметрии между правой и левой
стороной лица.

Фронтальный анализ лица,
взаиморасположение
горизонтальных и вертикальных
линий лица, обеспечивающих
его правильную геометрию:
А - срединная линия;
В - межзрачковая линия;
С1 - граница волосистой части
головы;
С2 - надбровная линия;
С3 - под-носовая линия;
С4 - подбородочная линия;
D - линия резцов. Фото
предоставлено автором

Выделяют три разновидности улыбки:

Для резцового (A) типа улыбки
характерно обнажение только
режущего края передних верхних
зубов. Это так называемая закрытая
улыбка. Она позволяет разместить
вне зоны видимости кламмеры или
искусственную десну съемного
протеза.
При сосочковом (B) типе улыбки
обнажается вся коронка переднего
зуба, уголки рта приподняты. При
таком типе улыбки нежелательно
применение кламмер-ной системы
фиксации.
Самым неблагоприятным является
альвеолярный тип улыбки (C), так как
при этом вообще затруднено
эстетическое протезирование.

Немаловажное значение для эстетики лица имеет так
называемое щечное пространство - затемняющееся
вглубь пространство от середины клыка до угла рта.
Это темное пространство между щечной
поверхностью боковых зубов, слизистой оболочкой щек
и углами рта помогает достичь эффекта градации
при меняющемся освещении зубов. В то время как
щечное пространство уменьшает восприятие деталей,
возрастает иллюзия расстояния и глубины

ЛИЦО – типы по Бауэру.
На тип лица оказывает влияние развитость мозгового черепа, дыхательного и
жевательного аппарата или костно-мышечной системы.
Церебральный тип характеризуется сильным развитием головного мозга и
соответственно мозгового черепа. Высокий и широкий лобный отдел лица
резко преобладает над остальными, вследствие чего лицо приобретает
пирамидальную форму с основанием, направленным кверху. Мимика
церебрального типа концентрируется обычно в лобном отделе, вокруг
больших и живых глаз.
Респираторный тип характеризуется преобладающим развитием
дыхательного аппарата, в зависимости от чего лицевая часть головы, шея и
туловище приобретают ряд характерных особенностей. Благодаря сильному
развитию полости носа и ее придатков средний отдел лица сильно развит;
верхнечелюстные пазухи велики, скулы немного выступают. Лицо имеет
ромбовидную форму, нос сильно развит в длину, его спинка нередко выпукла.

Дигестивный тип характеризуется преобладающим развитием нижнего
отдела лица (жевательный тип). Верхняя и нижняя челюсти чрезмерно
развиты. Расстояние между углами нижней челюсти велико. Ветвь
нижней челюсти очень широка, массивна, ее венечный отросток короток
и широк, жевательные мышцы очень развиты. Рот окаймлен толстыми
губами. Подбородок широк и высок. Вследствие сильного развития
нижнего отдела лица при относительной узости лобной части лицо
приобретает иногда характерную форму трапеции (обратноконическое).
Мимика концентрируется преимущественно в нижнем отделе лица.
Мышечный тип - верхний и нижний отделы лица приблизительно
равны, граница волос обычно прямая, лицо квадратной формы. Хотя
исследования показывают, что строго очерченных типов лица нет и чаще
всего один тип сочетается с другим, а развитие устанавливается только
на основании преобладания в том или ином случае различных признаков,
определяющих тип лица, тем не менее в восстановительных целях
очертание лица человека может быть определено как квадратное,
коническое и обратноконическое.

Еще в 1907 г. Вильяме, исследуя черепа людей и обобщив свои наблюдения, выделил три типа зубов. Типичные признаки их чаще всего проявляются в о

Ко второму типу относятся зубы, имеющие коническую форму или форму треугольника. Линии, образующие контактные поверхности резко конвергир

К третьему типу относятся зубы, внешние контуры которых имеют овальную форму. Контактные поверхности двояковыпуклы, а все поверхности бол

Замечено, что красивая и здоровая улыбка оказывает
благоприятное влияние не только на общее здоровье пациента, но
и на его настроение, психологический статус, успешность, как в
личной, так и общественной жизни. Восстановление функции –
жевания, дикции - далеко не все, что сегодня является
потребностью пациентов. Эстетический аспект лечения все чаще
становится главной характеристикой, требуемой пациентами, и
отличает качественное стоматологическое лечение от
посредственного.
Виниры, вкладки, коронки, выполненные с применением
керамических материалов и современных компьютерных систем
проектирования, позволяют получать эстетически неотличимые
от естественных зубов результаты.

Современная ортопедическая стоматология позволяет
получить положительные результаты там, где другие
методы лечения неэффективны или приводят к
недолговечным или нестабильным результатам. Пример –
восстановление, коррекция формы, изменение цвета с
применением пломбировочного материала при разрушении
зуба более чем на 40%. В этом случае без услуг ортопеда не
обойтись: риски разрушения терапевтического
восстановления зубов слишком значительны.
Коронки, вкладки, съемное и несъемное протезирование,
использование искусственных корней – имплантатов – весь
этот широкий спектр стоматологических аппаратов позволяет
стоматологам - ортопедам получать качественные, эстетически
безупречные работы почти во всех случаях.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИКИ В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Клюшников О.В.,

Подкорытов Ю.М.,

Бессчастный Д.С.,

Подкорытов Е.Ю.

Возросший культурный и материальный уровень современных людей требует полноценного восстановления функций и внешнего вида лица, нарушенного, потерей зубов у всех пациентов не зависимо от их общественного положения, профессии и возраста.

Ортопедическая стоматология достигла значительных успехов в диагностике, профилактики и лечении заболеваний, требующих ортопедического вмешательства. Тем не менее, потребность в протезировании не сокращается, а к сожалению растет.

В последнее время значительно возросли требования пациентов к эстетической стороне протезирования. Поэтому так важно сегодня врачу-ортопеду иметь необходимые знания по эстетике, художественный вкус и навыки скульптора и художника. Необходимо остановиться на вопросах эстетики в ортопедической стоматологии.

Эстетика - наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Как наука эстетика изучает сейчас все сферы эстетического освоения деятельности, касается любой творческой деятельности людей. Складывалось это учение, прежде всего, в недрах искусства и разрабатывалось многие века художниками, скульпторами, музыкантами и философами.

В каждой науке существуют свои научные понятия, категории, методы. Для эстетики такими категориями являются понятия прекрасного, красивого, причем существует строгое различие между красотой и украшением.

Общепринято, что красота сопутствует здоровью человека. Поэтому трудно переоценить роль врача-ортопеда, который призван путем ортопедического лечения, с одной стороны, восстанавливать у больных нарушенную или полностью утраченную функцию зубочелюстной системы, а с другой - способствовать возвращению пациентам эстетически полноценной конфигурации лица.

Художественно-эстетический метод, который применяют в эстетике, охватывает многие дисциплины и средства, такие, как физика (оптика, свет), психология восприятия (иллюзии, эмоции), средство художественной выразительности, перспектива и пр. Включает этот метод и биометрию, дающую хотя и средние, но достаточно объективные цифровые данные.

Перечисленные и многие другие средства врач-ортопед применяет в процессе конструирования протезов, совместно с зубным техником. Стараясь сделать их наиболее приближенным к естественным зубам. Именно художественное творчество проявляют они, когда стремятся восстановить конфигурацию лица и отдельные элементы зубочелюстной системы больного: высоту прикуса, центральное соотношение челюстей, зубы, овал альвеолярных и зубных дуг и др. Также как перед художником или скульптором, перед врачом-ортопедом стоит задача воспроизведения объекта. Кроме того, врач в своей работе руководствуется основным принципом эстетики - законом гармонии.

Закон гармонии в приложении к нашей специальности может быть сформулирован следующим образом: Единство форму и функции, целостность построения зубочелюстной системы, соразмерность и пропорциональность отдельных ее элементов.

Эстетические факторы ортопедического лечения многогранны, но прежде всего они включают в себя понятия гармонии формы и гармонии функции. эстетическая стоматология зубочелюстная протез

Гармония формы означает соразмерность, пропорциональность отдельных элементов лица и зубочелюстной системы в покое. Например, наиболее привлекательными будут такие формы и размер зубов, которые соответствуют форме и величине лица человека, его головы, т.е. которые будут находиться в соответствии с общей конфигурацией лица и его элементов.

Гармония функции означает правильные и гармоничные движения нижней челюсти, сокращения жевательных и мимических мышц, правильное соотношение отдельных элементов лица и органов зубочелюстной системы во время речи, жевания, глотания. Если имеют место какие - либо приспособительные движения нижней челюсти во время жевания, производящие отрицательное впечатление - считается, что нарушена эстетика функции жевания.

Неправильное произношение звуков речи, зависящее от протезов, следует диагностировать как нарушение эстетики речи. Применительно к постановке искусственных зубов эстетически полноценной функциональной постановкой будет такая, при которой зубы выглядят естественно как в покое, так и при улыбке, смехе, разговоре, еде.

Ортопедическое лечение в эстетическом плане направлено, с одной стороны, на воспроизведение идеального образа лица человека, его зубочелюстной системы, а с другой - на отображение отклонений от идеального, т.е. восстановление индивидуального.

Зубное протезирование, как известно и свидетельствуют палеонтологические раскопки, было известно еще за несколько веков до нашей эры. Уже во времена Римской империи и в средние века изготавливались искусственные зубы эстетического назначения. Так при вскрытии пирамиды египетского фараона Хефреса был найден протез из дерева. Его возраст 4500 лет. При раскопках древнего города Сидона (IV-III век до нашей эры) найден протез, который можно было бы назвать прототипом современного мостовидного протеза. В гробницах этрусков (IX-VI век до нашей эры) найдены более совершенные протезы. Что характерно, материалами для изготовления искусственных зубов служили золото, слоновая и бычья кость, дерево и зубы людей и животных. Искусственные зубы изготавливались ювелирами, кузнецами, резчиками по металлу и кости. Все это говорит за то, что во все времена те, кто занимался зубным протезированием стремились как можно естественнее восстановить утратившие зубы. Что достигалось применением материалов по своим свойствам соответствующим или напоминающих естественные зубы человека. Изготовление их людьми, так или иначе связанно с какой-то мере с искусством (ювелиры, резчики, чеканщики и т.д.). С 1774 года для изготовления искусственных зубов стали применять фарфор, а с 30 годов нашего столетия пластмассы. С внедрением в стоматологическую практику этих материалов возможность достижения большого эстетического эффекта значительно возросла. Так как теперь сходство с естественными зубами по цвету, внешнему виду стало более реальным.

В эпоху расцвета греческого искусства великий скульптор Поликлет (V век до нашей эры) создал фигуру человека, получившую название "канона", которая долгое время служила руководством при определении пропорциональности частей тела человека (Поликлетом было установлено, например, что длина головы составляет 1/8 длины тела, а длина лица 1/ 10 длины тела). Для стоматолога-ортопеда таким каноном является ортогнатический прикус и все его признаки - зубные, мышечные, суставные, включая и конфигурацию лица в фас и в профиль, характерную для ортогнатического прикуса. Знание признаков ортогнатического прикуса помогает создать "идеальную", а вернее, среднюю, наиболее часто встречающуюся форму зубочелюстной системы. Но этого мало, необходимо также найти признаки, присущие только данному человеку, т.е. воспроизвести индивидуальное. И в этой части своей работы врач ортопед очень близок к художнику, потому, что, совершенствуясь в искусстве, живописец или скульптор проходит те же два этапа творческого роста: от принятого канона к воплощению индивидуального образа.

Восстановление индивидуальных черт лица помогает изучение фотографий, сделанных до потери зубов; измерения на лице с использованием относительно постоянных анатомических ориентиров на костях и мягких тканях лица.

Важным, определяющим эффективность протезов в эстетическом и в не меньшей степени фонетическом отношении, являются моделирование, изготовление, подбор и постановка фронтальных зубов. Многие исследователи пытались найти какие-либо закономерности в построении отдельных элементов зубочелюстной системы и выработать эстетические критерии для постановки и изготовления искусственных зубов.

Частое соответствие между формой лица и центральными резцами установили Халл, Бери, а затем и Вильямс. В результате многочисленных измерений на черепах людей различных рас были определены общие для всех рас три типа лица: треугольный, квадратный, яйцевидный (округлый), которым соответствуют по форме верхние резцы; установленные Вильямсом закономерности до настоящего времени используются при производстве искусственных зубов.

Некоторые авторы считают форму и величину головы надежным ориентиром для определения формы и величины зубной дуги. Длинная узкая голова обычно сочетается с длинным, узким небом, узкими конусовидными альвеолярными дугами и конусовидным расположением передних зубов. Округлая форма головы сочетается с округлой формой зубных дуг и зубов.

Согласно законам гармонии, выпуклому профилю лица соответствуют выпуклые зубы; прямому профилю - плоские зубы; плоскому лбу и впалым щекам соответствуют плоские зубы; выпуклому лбу и круглым щекам - зубы выпуклые с резко выраженным экватором.

Форма зубов должна также соответствовать контурам лица, если смотреть на него с разных позиций - прямо, сбоку, а также сверху и снизу. Законы гармонии могут быть использованы в качестве общего руководства в практике ортопедической стоматологии при изготовлении и выборе не только формы зубов, но и их размера и цвета. Искусственные зубы подбираются главным образом по лицевым признакам, но, кроме того, их выбор должен быть увязан с полом, возрастом, типом нервной системы пациента и конституцией.

Фронтальные зубы у мужчин по размерам больше, чем у женщин. Однако если учесть пропорциональные размеры тела у мужчин и женщин, то зубы у женщин оказываются больше, чем у мужчин. Зубы мужчин обычно отличаются более четко выраженными формами, подчеркивающими силу и мужество. Зубы женщины имеют более мягкие, гибкие контуры, повторяющие округлость, мягкость линий лица и тела.

Зубы пожилых людей. как правило, более темной окраски и нередко имеют резко очерченные, удлиненные шейки. Режущие края фронтальных зубов и особенно клыков уплощенные вследствие стираемости.

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать общие положения об эстетической гармонии формы, лежащей в основе постановки зубов:

1. В основе постановки зубов должен лежать принцип гармоничного сочетания формы отдельных элементов зубочелюстной системы и эффективного гармоничного функционирования;

2. Гармоничные формы зубов не отвлекают внимания и не портят общего впечатления от лица, а находятся в соответствии с его характером, конфигурацией и чертами;

3. Отсутствие гармонии означает, прежде всего, нарушение соответствия протезов анатомическим пропорциям лица и головы в целом, а также невозможность нормального функционирования зубочелюстной системы.

Общие положения о гармонии формы и функции могут быть использованы не только при выборе и постановке искусственных зубов, но и при изготовлении других конструкций несъемных зубных протезов.

Следует добавить, что из косметических соображений, т.е. чтобы скрыть от постороннего взгляда наличие протезов во рту, целесообразно, особенно у лиц пожилого возраста, при постановке фронтальных зубов нарушать строгую симметрию.

Функциональная асимметрия, наблюдается в природе вообще и в построении тела человека в частности, его лица и зубочелюстной системы. Воспроизведение этой асимметрии и особенностей расположения зубов, которые были до потери, а именно трем между зубами, поворотов отдельных зубов, их скученности и др., является средством для того, чтобы избежать впечатления об "искусственности" в восприятии протеза.

Одним из способов, при помощи которого можно придать искусственным зубам более естественный вид, является неровная постановка фронтальных зубов. Режущие края фронтальных зубов не должны стоять на одном уровне. Естественное впечатление производит, когда верхние центральные резцы и клыки длиннее, чем боковые зубы. Центральные резцы могут быть повернуты медиальными поверхностями в небном направлении, дистальными - в губном. Этот вид постановки особенно показан, когда имеется широкий альвеолярный отросток. Поворот медиальных поверхностей центральных и боковых резцов в сторону губ и дистальных в сторону неба полезен, когда альвеолярный отросток имеет треугольную форму.

Диастема и тремы в искусственной зубной дуге показаны для широколицых людей. Они могут сочетаться с уплощенными режущими краями и быть поставлены встык с нижними зубами.

Чтобы придать искусственным зубам естественный вид, можно применять двухцветные зубы, которые имеют режущие края более светлого оттенка, чем в пришеечной части. Возможно также наложение пломб или вкладок в пришеечной, проксимальной областях, на режущем крае фронтальных зубов или видимых поверхностях премоляров. Вкладки и пломбы могут быть изготовлены одномоментно у кресла больного из пластмассы, золота или серебряно-палладиевых сплавов. В пришеечной части целесообразно создавать треугольные просветы.

Рейте, применив метод фотомонтажа, привел многочисленные варианты постановки зубов в пределах "рамки губ" одного человека. Автор весьма иллюстративно продемонстрировал, как при изменении расположения фронтальных зубов только в вертикальной плоскости получается весьма различный эстетический эффект, вплоть до карикатурного. Особое значение в получении положительного зрительного впечатления от зубов Рейте придает учету так называемого лицевого, резцового, пришеечного эффекта постановки зубов.

Лицевой эффект, обеспечивающий общее впечатление от зубов, согласно Рейте, определяется формой зубов, цветом и их соответствием лицевым признакам. Резцовый эффект зависит от положения резцов по отношению к губам.

Пришеечный эффект определяется соотношением между шейками зубов и контурами десневого края. Зрительное впечатление от искусственных зубов будет благоприятным или неблагоприятным в зависимости от того, насколько правильно учтены и соблюдены при постановке резцовые и лицевые признаки зубов данного человека.

Для того чтобы получить положительный эффект при постановке зубов, необходимо определить индивидуальный уровень расположения верхних зубов по отношению к губе, чему помогает лябиометрия - измерение верхней губы и установление ее типа. Однако еще более точное определение уровня режущих краев фронтальных зубов по отношению к верхней и нижней губам и их вестибуло-оральное положение оказывается возможным при помощи функциональных фонетических проб.

Весьма важно, особенно при коротком типе верхней губы, найти не только расположение режущих краев фронтальных зубов, но и уровень шеек этих зубов.

Для того чтобы при улыбке не было видно искусственной десны Кемени (при коротком типе верхней губы) рекомендует ставить искусственные зубы длиннее, чем они были у пациента. Такая постановка зубов без искусственной десны может быть показана при определенных анатомических условиях, а именно нависающей форме вестибулярного ската и сохранившемся альвеолярном отростке челюсти.

В других случаях, если существуют определенные показания и условия, желательно осуществлять постановку искусственных зубов на "приточке" (незначительная атрофия фронтального участка альвеолярного отростка верхней челюсти).

В некоторых случаях лучшие в эстетическом отношении результаты обеспечиваются постановкой зубов, соответствующих по длине типу лица, но при условии особо тщательной моделировки базиса протеза, и созданием естественной формы альвеолярных выступов, рельефа десневого края, тщательной моделировки шеек зубов, имитирующих оголенные шейки зубов при заболевании пародонта и др.

Весьма существенным и необходимым моментом в постановке зубов является обеспечение красоты и, главное, естественности вида лица человека и в то время, когда он смеется или улыбается.

Переверзев предложил объективный метод оценки улыбки, которую он проводил на фасных фотографиях лица с помощью линейных и угловых измерений. Им были выделены следующие компоненты улыбки:

1. Степень обнажения зубов и альвеолярного отростка при улыбке;

2. Средние резцовые линии верхней и нижней зубных дуг (которые могут совпадать, что считается с точки зрения эстетики положительным, или не совпадать);

3. "Щечное пространство" - расстояние между видимым краем последнего зуба и углом рта.

Индивидуальные особенности расположения зубов в пределах "рамок губ", согласно перечисленным элементам, могут быть достаточно точно установлены врачом при оценке старых фотографий больных и повторены или учтены при протезировании.

Для более качественного изготовления протезов с точки зрения эстетики существуют определенные анатомические ориентиры, знание которых облегчат врачу-ортопеду задачу изготовления полноценных протезов:

1. Ширина рта в покое соответствует ширине зубной дуги 6 передних верхних зубов;

2. Высота верхней губы соответствует высоте зубоальвеолярного комплекса верхней челюсти;

3. Высота нижней губа соответствует высоте зубоальвеолярного комплекса нижней челюсти;

4. Длина крыла носа в два раза меньше высоты лба; в два раза меньше высоты носа и в два раза меньше нижней трети лица;

5. Длина крыла носа в два раза меньше ширины рта и в два раза меньше высоты уха;

6. Длина крыла носа равна длине глаза и в четыре раза меньше наибольшей ширины лба;

7. Длина глаза равна ширине зубной дуги 4 верхних резцов и высоте верхней губы в покое;

8. Длина глаза равна ширине уха и в два раза меньше высоты уха;

9. Высота уха равна высоте верхней и средней трети лица;

10. Высота уха равна нижней трети лица и укладывается в высоте лица три раза;

11. Высота уха равна ширине рта и в два раза меньше наибольшей лобной ширины.

Полученные величины могут быть использованы в повседневной практике врачей-ортопедов и зубных техников. На этих величинах и базируется статистическая и лабораторная части постановки искусственных зубов. Статистическая постановка зубов должна быть затем индивидуализирована путем использования функциональных признаков (жевания, речи, глотания), присущих данному человеку.

Одним из основных современных требований, предъявляемых к несъемным конструкциям протезов (штифтовые зубы, коронки, мостовидные протезы) тоже является эстетичность. Для достижения данной цели используют различные материалы (пластмасса, фарфор, металлокерамика и др.) и приемы. Те принципы, которые лежат в основе конструирования съемных протезов для достижения наиболее полного эстетического восстановления внешнего вида больных, в полной мере применимы для конструирования и изготовления несъемных протезов.

Когда коронками покрывается большая группа, эстетический фактор приобретает особо важное значение. Нередко больные отказываются от ортопедического лечения только ввиду нежелания покрыть зубы металлическими коронками. Применение коронок с облицовками, изготовление промежуточной части мостовидных протезов в виде фасеток дает положительный эстетический эффект. Особое внимание при изготовлении мостовидных протезов следует уделять разделке зубов промежуточной части протеза, правильной моделировки искусственных зубов. При сильной атрофии альвеолярного отростка в области дефекта рекомендуется зубы промежуточной части мостовидного протеза моделировать длиннее, чем они были у больного до потери зубов, или имитировать обнаженный корень, создавая впечатление обнаженных корней при болезнях пародонта, если существуют для этого клинические показания. При применении металлокерамических конструкций использовать искусственную десну.

В заключении следует отметить, что вершиной искусства моделировки, изготовления и постановки искусственных зубов следует считать естественность их вида в покое, во время функции жевания, речи, а также когда человек улыбается или смеется, в чем проявляют свое умение врача и зубного техника, их творчество, труд и знание дела, и конечно же их искусство. Нужно отметить, что качество ортопедического лечения определяется как подготовленностью и искусством врача, так и свойствами стоматологических материалов, клиническими методами и зуботехническими технологиями.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные и дополнительные методы исследования жевательного аппарата. Лечение заболеваний органов зубочелюстной системы в клинике ортопедической стоматологии. Внешний осмотр больного. Обследование полости рта, зубных рядов, пародонта зубов больного.

    презентация , добавлен 14.05.2015

    Деонтология и этика в ортопедической стоматологии. Обследование больных в клинике ортопедической стоматологии. Осмотр внеротовой области головы и шеи. Больные с аномалийным соотношением челюстей. Исследование альвеолярных отростков беззубых участков.

    презентация , добавлен 25.05.2012

    Место рентгенологического метода в комплексе обследования больных с заболеваниями челюстно-лицевой области. Методические подходы к исследованию зубочелюстной системы. Защита больных и персонала при рентгенологическом исследовании в стоматологии.

    реферат , добавлен 20.11.2009

    Определение понятия "менеджмент" в стоматологии. Рассмотрение подходов к управлению в стоматологии. Изучение управленческих функций в клинике. Описание взаимодействия субъекта и объекта управления. Обзор системы мотивации и формирования лояльности.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2015

    Материалы, применяемые в стоматологии (конструкционные, вспомогательные, клинические). Особенности материалов, используемых врачом-стоматологом в процессе изготовления зубных протезов и на приеме больных. Характеристика свойств основных материалов.

    презентация , добавлен 26.10.2014

    История ортопедической стоматологии. Виды зубных протезов: металлокерамика, вкладки, виниры. Этапы зубного протезирования. Съемные и условно-съемные зубные протезы, уход за ними. Бюгельное протезирование зубов. Протезирование без обточки соседних зубов.

    реферат , добавлен 18.11.2009

    Классификация зубных протезов. Обзор применяющихся в ортопедической стоматологии сплавов. Основные требования, предъявляемые к ним. Литье сплавов металлов. Гальванический синдром, аллергия к ним. Характеристика методов изготовления зубных протезов.

    презентация , добавлен 19.01.2015

    Схема проведения обследования больных в клинике ортопедической стоматологии. Трудности при ортопедическом лечении больных. Получение представления о физическом и психическом состоянии больного и особенностях его челюстно-лицевой системы при обследовании.

    презентация , добавлен 17.12.2014

    Кариес зубов как одно из самых распространенных заболеваний человечества. Гигиенист стоматологический как основной специалист профилактической программы стоматологии. Успех ортодонтического лечения. Современное лечение стоматологических заболеваний.

    презентация , добавлен 27.03.2015

    Основные свойства пластмасс и их применение в практике ортопедической стоматологии. Характеристика современных стоматологических термопластических материалов: полиамидов (нейлон), полиоксиметилена, полипропилена, полиметилметакрилата, этиленвинилацетата.

Эстетика в стоматологии.ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. Кафедра ортопедической стоматологии
Эстетика в
стоматологии.
Основные эстетические параметры.
Презентация подготовлена
студенткой 3 курса стоматологического
факультета 382 группы Шимчик М. А.
Преподаватель: Сафронова О. Н.
2016

Понятие о эстетической стоматологии

Эстетическая стоматология - область
стоматологической науки, изучающая
эстетику челюстно-лицевой области, ее
нормы, аномалии и деформации,
методы их устранения и профилактики.

Исторические аспекты эстетической стоматологии

Правило «золотого сечения».
Пропорции «золотого сечения», по мнению
Фибоначчи и Рикеттса, - это соотношение
1:1,618, которое прослеживается во многих
параметрах зубов и зубных дуг: в ширине
верхнего центрального резца к ширине нижнего.
Отправной точкой в дизайне улыбки являются
центральные резцы верхней челюсти. Это те
зубы, которые в первую очередь видны при
улыбке. Критическими факторами для эстетики
являются ширина, длина, отношение к
косметическому центру и соотношение с
боковыми резцами. Для определения их
идеальной ширины и высоты можно
пользоваться правилом «1 к 16»: идеальная
высота центрального резца составляет 1/16 от
расстояния между прямой линией,
соединяющей зрачки до основания подбородка;
идеальная ширина - 1/16 расстояния между
косметическим центром лица и выступом
скуловой кости.

Симметрия лица.

Эстетические критерии улыбки.

Срединная линия
лица проходит
вертикально через
основание носа,
подносовую точку,
межрезцовую точку и
подбородок
Несовпадение
срединных линий лица
и верхнего зубного
ряда
Ширина улыбки
должна быть в 2 раза
меньше ширины лица