Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Стихи о матери Новое и живое восприятие Родины обострило у Есенина ощущение родного дома, обогатила тему матери, к которой поэт обращался ранее, но которая теперь начинает объединяться и сливаться с темой Отчизны. Продолжая некрасовские традиции, поэт XX века вкладывает в «великое святое слово мать» ёмкое и трепетное содержание. Именно теперь, в 1923-1925годах, он создаёт особенно много стихотворений, посвящённых матери и вообще и Татьяне Фёдоровне Есениной в частности.

3 слайд

Описание слайда:

Татьяна Федоровна Есенина Она не самая известная российская Татьяна, но мать одного из самых знаменитых поэтов с мировым именем. Это о ней, о Татьяне Федоровне Есениной, сын Сергей писал "старушка в старомодном шушуне". Татьяна Федоровна родилась в 1875 году, в 16 лет по решению родителей вышла замуж, родила девятерых детей. Татьяна в переводе с греческого «устроительница» - в своей семье она всегда пыталась создать уют…

4 слайд

Описание слайда:

Появление и развитие женского и материнского начала в лирике поэта, которое, проходя через все его творчество красной нитью, оказывается его единственной опорой и поддержкой. Образ матери в женщине-осени.

5 слайд

Описание слайда:

«Письмо матери» Стихотворение С. Есенина "Письмо матери" было написано в 1924 году, то есть в конце жизни автора. Последний период творчества является наивысшей точкой его мастерства. Поэзия, относящаяся к этому времени, как бы подводит итог всех его мыслей, высказанных ранее. Она стала также просто констатацией того, что старое ушло безвозвратно, а новое непонятно и совсем не похоже на то, что представлял себе поэт в дни Октября 1917 года. Это стихотворение посвящено не столько конкретному человеку, сколько собирательному образу матери или даже матери – Родине.

6 слайд

Описание слайда:

Стихотворение носит исповедальный, покаянный характер. Его лирический герой мучается собственными противоречиями: в нём есть и нежность, и «мятежная тоска». Он пережил ранние утраты и усталость. Однако звучит в стихотворении и надежда лирического героя на своё духовное обновление, на излечение от душевных ран материнской любовью: «Ты одна мне помощь и отрада» «Письмо матери»

7 слайд

Описание слайда:

Стихотворение С. Есенина «Письмо матери» имеет кольцевую композицию («Что ты часто ходишь на дорогу/ В старомодном ветхом шушуне» - «Не ходи так часто на дорогу/ В старомодном ветхом шушуне». Соответственно, практически полное повторение фразы и в конце, и в начале). Она придаёт ему логическую завершённость мысли и усиливает смысловые акценты. «Письмо матери»

8 слайд

Описание слайда:

В стихотворении есть завязка - первые две строфы, в которых рассказывается как бы предыстория событий. Третья строфа - «развитие действия по восходящей». Там уже появляются более резкие эмоции, придаётся трагизм ситуации. Четвёртая строфа – кульминация. «Не такой уж горький я пропойца,/ Чтоб, тебя не видя, умереть» - здесь, мы узнаём истинные чувства лирического героя к матери. Далее идёт «развитие действия по нисходящей» - с пятой по восьмую строфы. Там уже более подробно раскрываются его нежные чувства и рассказывается ряд воспоминаний из прошлого. Последняя строфа, завязка, как бы подводит итог, всему вышесказанному. Лирический герой пытается успокоить и обнадёжить мать. «Письмо матери» композиция

9 слайд

Описание слайда:

Основные образы стихотворения – это, конечно, лирический герой и его мать. Однако, как я уже говорила, образ матери – это всего как образ России в целом. Также мне хочется отметить, например, образ сада («Я вернусь, когда раскинет ветки/ По-весеннему наш белый сад») - символ весны и детства поэта. Также важен образ дороги («Что ты часто ходишь на дорогу») - это символ жизненного пути поэта. «Письмо матери» основные образы

10 слайд

Описание слайда:

риторический вопрос («Ты жива ещё, моя старушка?»), с которого начинается «Письмо матери» это то, что этот вопрос не требует ответа, становится понятно из контекста стихотворения (например, далее лирический герой говорит: «Жив и я». То есть он, уже знает ответ). Нужен он для того, чтобы подчеркнуть важность следующих за ним предложений: «Жив и я. Привет тебе, привет!/ Пусть струится над твоей избушкой/ тот вечерний несказанный свет» - то есть наилучших пожелания матери. «Письмо матери» выразительные средства

11 слайд

Описание слайда:

эпитеты: «тоски мятежной», «тягостная бредь», «вечерний несказанный свет» и т. д. Автор намеренно вводит в своё стихотворение просторечные слова вроде «старушка», «избушка», «шибко». Это помогает нам проникнуться атмосферой истинно русской деревни, атмосферой некого уюта и самобытности. «Письмо матери» выразительные средства

12 слайд

Описание слайда:

анафоры ("не буди...", "не волнуй...", "не сбылось...", "не учи...", "не надо...", "не грусти...", "не ходи..."). «Письмо матери» выразительные средства Она, прежде всего, указывает на печаль, которая есть в душе лирического героя, на его разочарование в жизни и истинную заботу и тоску по матери.

13 слайд

Описание слайда:

идея стихотворения «Письмо матери» заключается, прежде всего, в том, чтобы показать русским людям, что нужно любить, всегда помнить о своей Родине и настроить на патриотический лад. Действительно, на первый взгляд может показаться, что все чувства героя обращены именно к конкретному человеку, и отчасти это может быть действительно так, но и доказательств того, что «мать» здесь не собирательный образ Родины, нет. Идея

14 слайд

Описание слайда:

Каждая строка письма проникнута сыновней любовью, заботой: «Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне». Сын понимает, как тяжело даются матери эти горькие периоды разлуки, переживаний. Он пытается убедить, что, несмотря на слухи, его сердце по-прежнему остается чистым, а цель жизненного пути видится ему ясно. И пусть попусту не тревожится мать, которой синий мрак рисует картины одна другой страшнее. Взрослый мужчина в душе остался таким же нежным мальчиком, а не горьким пропойцей, способным умереть, не простившись с матерью. Мы видим, что лирического героя тяготит его нынешнее положение, разлука с милым домом, матерью, отцом. Находясь далеко от родного гнезда, он изнывает от мятежной тоски и мечтает поскорее вернуться в низенький, но очень уютный дом. Он живет воспоминаниями о недавнем счастье, о белом по-весеннему саде и ласке той, которая подарила ему жизнь. Лирический герой

15 слайд

Описание слайда:

Но вместе с тем в стихотворении ясно ощутима грустная, печальная нота. Это чувство связано, в частности, с раздумьями о прошедшей жизни, о пережитом, о долге поэта. Всего себя поэт отдает людям. Всю свою жизнь, весь свой дар приносит служению им. Но возврата к прошлому нет, так как в душе поэта, лирического героя, уже давно созрело осознание своего призвания. И, быть может, на раннем этапе служение поэтическому творчеству воспринималось им в радужном свете, вызывало мечты, которым не дано было осуществиться. ему и сейчас Философские раздумья

Снежная замять дробится и колется, Сверху озябшая светит луна. Снова я вижу родную околицу, Через метель огонек у окна. Все мы бездомники, много ли нужно нам. То, что далось мне, про то и пою. Вот я опять за родительским ужином, Снова я вижу старушку мою. Смотрит, а очи слезятся, слезятся, Тихо, безмолвно, как будто без мук. Хочет за чайную чашку взяться - Чайная чашка скользит из рук.

Милая, добрая, старая, нежная, С думами грустными ты не дружись, Слушай, под эту гармонику снежную Я расскажу про свою тебе жизнь. Много я видел и много я странствовал, Много любил я и много страдал, И оттого хулиганил и пьянствовал, Что лучше тебя никого не видал. Вот и опять у лежанки я греюсь, Сбросил ботинки, пиджак свой раздел. Снова я ожил и снова надеюсь Так же, как в детстве, на лучший удел. А за окном под метельные всхлипы, В диком и шумном метельном чаду, Кажется мне - осыпаются липы, Белые липы в нашем саду.

«Письмо матери»

Мать - это, пожалуй, единственный человек во всем цикле “хулиганских стихов”, к которому Есенин относится бережно, с любовью, потому, что и она любит его, как любила раньше, беспокоится за него. Но если раньше причиной этого беспокойства был всего лишь разбитый нос, то теперь - возможная гибель сына в пьяной драке:

И тебе в вечернем синем мраке

Часто чудится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Засадил под сердце финский нож.

Мать сохраняет в своем сердце не только любовь к сыну, но и идеалы прошлого, поэтому она - единственная из земных женщин является хранительницей софийного начала. Ее присутствие по-прежнему окружает ореолом святости и дом, и вещи, находящиеся в нем. Так было когда-то во времена детства поэта:

Я любил этот дом деревянный,

В бревнах теплилась грозная морщь,

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь.

Так остается и в настоящем времени, несмотря на разочарование поэта в окружающем мире:

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Тот вечерний, несказанный свет.

Стихотворение С. Есенина «Письмо матери» было написано поэтом в 1924 году, то есть в конце его жизни. Последний период творчества автора является вершиной его поэзии. Это поэзия примирения и подведения итогов. «Письмо матери» воспринимается не только как обращение к конкретному адресату, но - шире - как прощание с матерью-родиной:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Читая есенинские произведения, видишь: поэт рос вместе со временем. В тяжелые минуты горестных раздумий сердце поэта тянулось к родительскому очагу, к родительскому дому. И, словно возрождая пушкинскую традицию поэтических посланий, С. Есенин обращается с письмом-стихотворением к матери.

В русской поэзии не раз звучало задушевное слово о матери, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к "милой, родной старушке". Его строки полны такой пронзительной сердечности, что они вроде бы и не воспринимаются как стихи, искусство, а как сама собою изливающаяся неизбывная нежность.

Поэт словно обнял "старушку" своей душой. Он обращается к ней любя, используя нежные, добрые слова. Его поэтический язык близок к разговорному, даже, скорее, к народному ("старушка", "избушка", "старомодный ветхий шушун", "шибко"). Эти слова придают фольклорную окраску образу матери. Она представляется милой, доброй, сердечной старушкой из романтической сказки. Но тем не менее, поэт в “Письме матери” прибегает к условности и идеализации образа - его мать, строгая и не слишком ласковая Татьяна Федоровна Есенина, была далека от образа, созданного ее сыном.

“Письмо матери” является поэтическим посланием Есенина к самому дорогому для него человеку. Каждая строка этого стихотворения полна сдержанной любви и нежности.

С. Есенин не раз указывал на фольклорные источники своей поэзии. И прежде всего на мелодичность, музыкальность. Не случайно, что до сих пор Есенин - поэт, на стихи которого поют песни. Лексика, используемые поэтом выражения воссоздают картину ветхой "избушки", в которой мать ждет возвращения сына, передают внутреннее состояние и чувства женщины-матери. Первая строфа начинается с риторического вопроса: "Ты жива еще, моя старушка?" В контексте стихотворения приведенная строчка обретает особый смысл: задавая вопрос, поэт не предполагает услышать ответ на него, он (вопрос) усиливает эмоциональность высказывания. В первой строчке С. Есенин восхищается стойкостью, терпением и нежной любовью своей матери. Эта строфа наполнена огромным смыслом: здесь тепло, и время, минувшее со дня последнего свидания сына и матери, и бедность жилища старушки; и безграничная любовь поэта к родному дому.

Во второй, используя восклицание, он как будто пытается уверить еще раз свою "старушку" в том, что у него все нормально, что он "не такой уж горький... пропойца, чтоб... умереть", не увидев родную мать. Заканчивается строфа уступительным предложением:

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Это - доброе пожелание любимому человеку с использованием великолепных эпитетов ("вечерний несказанный свет") и эмоционально окрашенного слова "струится". Во второй и третьей строфе чувствуются переживания С. Есенина о матери. Поэт осознает, что она знает о его погубленной жизни, о "кабацких драках", о запоях. Ее тоска столь велика, предчувствия столь нерадостны, что они мучают ее, и она "часто ходит на дорогу". Образ дороги не раз появляется в стихотворении. Она символизирует жизненный путь поэта, на котором все время появляется мать, желающая добра и счастья сыну. Но поэт, осознавая безвыходность своего положения, просит ее не волноваться, не тревожиться:

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

В третьей строфе появляется любимый есенинский эпитет "синий". Это цвет пасмурного неба, родниковой воды, расписных деревенских ставен, лесных цветов. Без этого цвета у С. Есенина нет почти ни одного стихотворения. Духовный кризис поэта подчеркивают эпитеты "вечерний", "ветхий", "тягостная". Не случайно употреблено и слово "саданул", в нем также чувствуется мысль автора об отдалении от вечных ценностей жизни. Резкость этого глагола смягчается в четвертой строфе восклицанием "ничего, родная..." и утвердительным предложением "успокойся". Кульминация завершена, и происходит развязка действия. Опять с искренней нежностью С. Есенин обращается к матери, пишет о том, что только возле нее, на родине, его ждет душевный отдых. В следующих строфах отражено желание сына успокоить мать, оправдаться, не дать ей поверить сплетням:

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

За долгие годы разлуки поэт не изменился в своем нежном, бережном отношении к матери. Очень романтично, возвышенно написаны пятая и шестая строфы, в которых поэт мечтает о возвращении домой (но не к прошлому):

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Характерен и образ белого сада, символизирующий яркую пору весны, юности поэта:

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

В последних строфах сдержанность уступает место накалу переживаний. В мыслях поэт уже видит себя вернувшимся в родительский дом, в по-весеннему белый сад, который сродни душевному настрою поэта, пережившего тоску и усталость.

Мать оказывается единственным близким поэту человеком, его единственной религией:

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Поэт как будто на одном дыхании заканчивает поэтическое произведение. Он использует анафору, которая придает эмоциональную окраску данным строчкам ("не буди...", "не волнуй...", "не сбылось...", "не учи...", "не надо...", "не грусти...", "не ходи..."). Такое усиленное отрицание показывает неуверенность в душе лирического героя. Кольцевая композиция придаёт завершенность произведения, а пятистопный хорей и перекрестная рифма создают особый ритм всего стихотворения, который несёт в себе душевное состояние лирического героя.

В стихотворениях С. Есенина, по-русски искренних и откровенных, чувствуется биение беспокойного, нежного сердца поэта. Недаром его поэзия была и остается близка и понятна многим русским людям. Ведь в ней "русский дух", в ней "Русью пахнет". Лирика поэта близка и понятна, в ней чувствуется человеческое добро и тепло, которое так необходимо в наше трудное время.

Сыновье чувство в этом небольшом произведении передано с огромной художественной силой. Доброй улыбкой поэта согрета каждая строка этого стихотворения. Оно написано просто, без пышных фраз, высоких слов. В нем вся душа Сергея Есенина.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Хакаский государственный университет им Н.Ф. Катанова»

Институт искусств

Реферат по литературе

Родные и близкие в творчестве С. Есенина

Выполнила: студентка II курса

группа 202-Н (НХТ)

Специальность «Народное художественное творчество»

Лопатина Евгения

Проверила: Майнагашева Н.С.

Абакан 2008


1. Семья С.А. Есенина

2. «И играет зайчик солнца в рыжеватой бороде»

3. «Ты одна мне несказанный свет»

4. «Я красивых таких не видел»

5. Стихи, посвященные друзьям

Заключение

Литература


1. Семья С.А. Есенина

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии (теперь – село Есенино). «Фамилия Есенин – русская – коренная, а ней звучат язычные корни – овсень, таусень, осень, ясень, - связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками», - писал Алексей Толстой.

Никита Осипович Есенин – дедушка поэта по отцу. Он много лет был сельским старостой, пользовался в селе Константиново большим уважением. Женился поздно, в 28 лет, за что получил прозвище Монах. Женой была 16-летняя девушка Аграфена Панкратьевна Артюшина, которая потом по мужу прозывалась Монашка. Монахом звали и Сергея Есенина, монашками звали и его сестер Екатерину и Александру.

Умер Никита Осипович в 42 года. После смерти супруга Аграфена Панкратьевна осталась с маленькими детьми: два сына и две дочери. Основным доходом её стали жильцы: художники, работающие в церкви, и монахи.

Александр Никитич Есенин – отец поэта, будучи ещё мальчиком, пел в церковном хоре. У него был прекрасный дискант. По всей округе возили его к богатым на свадьбы и похороны. Когда ему исполнилось 12 лет его матери предложили отдать сына в Рязанский собор певчим, но он не согласился и тогда его отправили а Москву в мясную лавку.

Через два года мать отправила и второго своего сына в Москву – Ваню. Он стал жестянщиком, делал коробки из жести для конфет.

Через шесть лет Александр стал мясником. Ему было 18 лет, когда он приехал в село жениться. Супруге его – Татьяне Федоровне – не было ещё 17 лет, когда она вышла замуж. После свадьбы Александр уехал работать в Москву, а его жена осталась жить со свекровью. Через некоторое время женился и Ваня, в доме стало две снохи. Начались неприятности. Татьяна Федоровна ушла из дома Есениных. Она отдала маленького сына на воспитание своему отцу и уехала в город на заработки. «С двух лет по бедности отца и многочисленности семейства был отдан на воспитание довольно зажиточному деду», - писал в одной из своих автобиографий поэт.

Вопрос о социальной среде, в которой рос и воспитывался Есенин, имеет важное значение. Сам поэт неоднократно возвращался к нему. Литературовед И. Розанов вспоминает: «Однажды, рассказывая мне о себе, он подчеркнул, что так же, как и Клюев, происходит не из рядового крестьянства, чего так хотелось бы его критикам, а из верхнего, умудренного книжностью слоя». «Вообще крепкий человек был мой дед, - говорил Есенин. – Небесное – небесному, а земное – земному. Недаром он был зажиточным мужичком».

Дед Есенина по матери, Федор Андреевич Титов, человек суровых религиозных правил, был старообрядцем. Он хорошо знал священное писание, помнил наизусть многие страницы библии, жития святых, псалмы и в особенности духовные стихи. Но к «земному» относился поземному.

Он любил внука. «Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне Библию и священную историю», - вспоминал Есенин.

Изба крестьянская.

Хомутный запах дегтя,

Божница старая,

Лампады короткий свет,-

Таковы впечатления будущего поэта о детстве.

Вспоминая, как дед читал ему старообрядческие книги, Есенин в то же время замечал: «Устное слово всегда играло в моей жизни большую роль»; «В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни»; «Дед имел прекрасную память и знал наизусть великое множество песен…».

Кроме деда мальчика Есенина знакомила с народным творчеством его бабка Наталья Евтеевна. «Стихи начал слагать рано, - писал о себе Есенин. – Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохим концом не нравились, и их переделывал на свой лад».

Бабка!.. не дед, известный всему селу краснобай, озорной гуляка и ревнитель мужицкого домостроя, а религиозная бабка – смиренница, жалельщица, сердобольная сестра калик перехожих, божьих странников, находивших и стол, и кров в избе за белой легкой часовенкой. «Толчки давала бабка…»

Тогда впервые

С рифмой я схлестнулся.

От сонма чувств

Вскружилась голова.

И я сказал:

Коль этот зуд проснулся,

Всю душу выплещу в слова.

Таким образом, духовная жизнь мальчика складывалась под влиянием священной истории и народной поэзии. Религиозность Есенина оказалась непрочной. «В Бога верил мало. В церковь ходить не любил», - вспоминал он о своем детстве. Но на всю жизнь он сохранил любовь к народным приданиям, сказкам, песням, частушкам. Здесь лежали истоки его творчества.

А ещё были дядья, три брата матери, - Иван, Александр и Петр. С ними, вспоминал Есенин, «протекло почти все мое детство».

В 1904 году мать вернулась, но мира не настало, и так было до 1907 года, пока братья Есенины не разделились. С этого времени Александр и Татьяна стали жить одни, в доме, который построил Никита Осипович Есенин, и растить троих детей Сергея, Александру и Екатерину.


2. « И играет зайчик солнца в рыжеватой бороде»

Все село знало Федора Андреевича Титова – дедушку поэта по матери. Он был легко раздражителен, но добр и нежен по отношению к детям. Уложить спать, рассказать сказку, спеть песню ребёнку для него было необходимостью. Умен в беседе, весел в пиру и в гневе сердит, дедушка умел нравиться людям. И хотя бабушка, Наталья Евтеевна, души не чаяла в золотоголовом внуке, хотя «нежности её не было границ», образ веселого рыжебородого деда Федора в стихах Есенина намного ярче и полнокровнее, он в них как живой.

Черепки в огне червонца.

Дед – как в жамковой слюде,

И играет зайчик солнца

В рыжеватой бороде.

Так писал Есенин в стихотворении «Дед» в 1915 году. Сколько любви и трогательной нежности к близкому человеку в словах:

Старый дед, согнувши спину,

Чистит вытоптанный ток

И подонную мякину

Загребает в уголок.

Весьма показательно стихотворение 1924 года «Письмо деду».

Покинул я

Родимое жилище.

Голубчик! Дедушка!

Я вновь к тебе пишу…


По воспоминаниям сестры: « Сергей часто вспоминал свои разговоры с дедом. Часто напевал припев одной из детских песенок, которую пел ему дедушка:

НЕЙДЁТ КОЗА С ОРЕХАМИ,

НЕЙДЁТ КОЗА С КАЛЁНЫМИ…

семейное воспитание творчество есенин личность

Пел дедушка хорошо и любил слушать, когда хорошо поют».

Как это удивительно: рассказать сказку, спеть песню ребёнку было для него необходимостью! Кто из нас, выросших в другую эпоху и в другой «культурной среде», не позавидует этому?! «Дед мой был умственный человек»,- говаривал Есенин. В «Письме к деду» внук скажет о нём:

Наивность милая

Нетронутой души!

Недаром прадед

За овса три меры

Тебя к дьячку водил

В заброшенной глуши

Учить «Достойно есть»

И с «Отче» «Символ веры».

В последних двух строчках названы православные молитвы. Как видим, выстраивается неразрывная цепочка, символизирующая связь времён и поколений, чем всегда так дорожил Есенин «в стране, объятой вьюгой и пожаром»…

Ещё недавно желтогривый жеребенок, пытавшийся обогнать паровоз, был для Есенина «дорогим вымирающим образом деревни», рождал в нем «грусть за уходящее милое, родное, звериное» и вызывал его ненависть ко всему «железному и механическому», воплощавшемуся в паровозе. (Маленькая поэма «Сорокоуст» 1920 год). Теперь в «Письме к деду» Есенин вспоминает дедовское «проклятие силе паровоза», его слова о том, что «город плут и мот», и спорит с дедом: «едва ли так, едва ли». Он убеждает его отказаться от предрассудков, понять неоценимое преимущество техники и зовет деда приехать на «стальном коне»:

Тогда садись, старик.

Садись без слез,

Доверься ты

Стальной кобыле.

Ах, что за лошадь,

Что за лошадь паровоз!

Её, наверное,

В Германии купили.

Внук, убеждая деда, играет на чувстве любви к нему:

А если я помру?

Ты слышишь, дедушка?

Ты сядешь или нет в вагон,

Чтобы присутствовать

На свадьбе похорон

И спеть в последнюю

Печаль мне «аллилуйя»?

Долгонько ходил Федор Андреевич по белу свету – 83 года. На две зимы пережил он своего знаменитого внука. Не один, видно, седой волос заблестел в его рыжеватой бороде, не одна горькая слеза запуталась в ней после тяжкой вести о смерти Сергухи.

Бабушка поэта по матери Наталья Евтеевна Титова была мастерица рассказывать сказки. Эти сказки, по свидетельству самого поэта, собирали ребят «в зимний вечер»:

…И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана - дурака.

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идёт…

(«Бабушкины сказки», 1915г.)

Как это напоминает детские впечатления Пушкина!

3. «Ты одна мне несказанный свет»

Большую роль в пробуждении творческих способностей и в становлении личности Есенина сыграла его мать Татьяна Фёдоровна. Сестра поэта Александра Есенина вспоминает: «Наша мать была… стройна, красива, лучшая песенница на селе, играла на гармони. Одних гармоний стояло у них несколько корзин (гармони тогда были маленькие)….Она во время любой работы пела… Это были и русские народные песни, и романсы, а в предпраздничные вечера и праздничным утром она пела молитвы из церковной службы. Она много ходила по церквям и все службы знала наизусть… Несмотря на большое желание, научилась она только расписываться и едва читать по складам…И сама же бессознательно прививала нам любовь к литературе. С младенческих лет мы слышали от неё прекрасные сказки, которые она рассказывала нам артистически, а, подрастая, узнавали, что песни, которые она пела, зачастую были переложенные на музыку стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других поэтов». И позже, когда сын читал ей свои стихи, «мать, как всегда, слушала чтение Сергея с затаённым дыханием… Она отлично понимала и глубоко чувствовала стихи сына и многие из них запоминала…».


Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделенный индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. (чтение стихотворения «Разбуди меня завтра рано») Т.Ф. Есенина. Мать поэта




Верность, постоянство чувств, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и поэтизированы Есениным в образе матери. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечет туда тоскующая о сыне мать, её светлая улыбка. (Чтение стихотворения «Ты запой мне ту песню»)


Светлый есенинский образ матери сродни эконописному – их роднит вечное терпение, ожидание, надежда на «помощь и отраду». С.Есенин создал в русской литературе настоящий культ матери. «Лучше тебя никого не видал» - так скажет поэт о своей матери. (Чтение стихотворения «Письмо матери»)