Для эффективного воспитания нового поколения необходимо понимание генезиса его ценностных ориентаций.

При изучении особенностей формирования личности школьника прежде всего необходимо учитывать моменты, оказывающие влияние на формирование его ценностных ориентаций .

Развитие ценностных ориентаций определяется, прежде всего, не индивидуальными особенностями субъекта, а фактором места развивающегося субъекта в системе общественных отношений, и зависит, в итоге, от социального строя и истории всей культуры, в которую включен этот индивид в процессе развития .

Присвоение отдельным индивидом духовного богатства общества осуществляется в двух планах: закономерно и исключительно индивидуально. Закономерность понимается как тенденция к повторению с достаточной вероятностью типичного в определенных исходных условиях.

Индивидуальное бытие личности формируется через внутреннюю позицию: через становление личностных смыслов, на основе чего человек строит свое мировоззрение, через ценностные ориентации, через содержательную сторону структуры самосознания. Для каждого человека его индивидуально представленная система личностных смыслов определяет индивидуальный вариант его ценностных ориентаций.

С первых лет жизни индивид усваивает и создает себе ценностные ориентации, которые складываются в его жизненный опыт и которые он проецирует на свое будущее. В.Я. Ядов полагает, что в основе ценностных ориентаций личности лежит определенная система ценностей, сформировавшаяся в ходе знакомства человека с окружающей его действительностью . С этой точки зрения воспитание и формирование у ребенка качеств личности означает, что усвоение необходимого социального опыта есть осознание и принятие школьниками системы существующих в обществе ценностей.

Существует тесная взаимосвязь между ценностными ориентациями и позицией личности. Процесс формирования социально активной позиции становится возможным в сложной системе отношений, имеющих определенную иерархию в своих содержательных характеристиках, при согласованной системе установок и мотивов, их целевой и ценностной направленности.

Позиция, являясь субъективным образованием, находит свою реализацию в оценке и самооценке, анализе и самоанализе. Устойчивость позиции вырабатывается в процессе усвоения определенных мировоззренческих принципов, нравственных норм поведения, отражающих социальные ценности общества.

Проблема приоритета ценностных ориентаций в жизни и политике государства стоит сейчас достаточно остро. Остра она и в определении ценностных оснований педагогической модели образования и воспитания современной школы.

Формирование ценностных ориентаций школьников имеет три важнейших аспекта:

  • -- формирование многосторонней ценностной ориентации, отвечающей современному этапу общественно-экономического развития общества;
  • -- формирование у школьников опережающей ценностной ориентации, направленной на идеалы, социальные ценности общества на основе сложившихся мировоззренческих принципов;
  • -- формирование у школьников социально ценных умений, направленных на освоение социальных ценностей общества в процессе обучения и различных видах деятельности, осуществляемых школой.

Формирование ценностных ориентаций -- процесс достаточно сложный, имеющий определенную временную протяженность, не предусматривающий навязывания, напротив, предполагающий деликатность в предъявлении и становлении аксиологических позиций. Как полагает Н.А. Асташова, полный цикл формирования ценностных ориентаций учащихся может включать следующие этапы:

  • -- предъявление ценностей воспитаннику;
  • -- осознание ценностных ориентаций личностью;
  • -- принятие ценностной ориентации;
  • -- реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении;
  • -- закрепление ценностной ориентации в направленности личности и перевод ее в статус качества личности, то есть в своего рода потенциальное состояние;
  • -- актуализация потенциальной ценностной ориентации, заключающейся в качествах личности педагога или родителя .

Анализ каждого из этапов формирования ценностных ориентаций позволяет выделить главные линии работы над ценностным ядром личности и усилить педагогический потенциал образовательной деятельности. Итак, предъявление ценностей воспитаннику может осуществляться как в специально созданных условиях взаимодействия, так и в повседневном общении. Главными лицами предъявляющими ценности, должны быть педагоги и родители, внутренний мир которых, профессиональная культура, компетентность пронизаны ценностным духом.

Осознание ценностей начинается сразу же при их предъявлении и осуществляется постепенно, включая в себя постижение ценностных ориентаций, действий на их основе, способов осуществления действий и возможные результаты. Таким образом формируется осознанное побуждение, стимул, вызывающий необходимые проявления личности. Ценностные ориентации уже на этом этапе приобретают свойства осознанности и направляющую функцию при выборе приоритетов деятельности.

Для того, чтобы ценностная ориентация стала мощной побуждающей силой, она должна быть внутренне принята субъектом. Принятие осознанной ценностной ориентации осуществляется в условиях ее идентификации с ценностно-смысловыми образованиями личности, в процессе соотнесения ценностной ориентации с иерархией субъективно значимых личностных ценностей. Очень важный момент на этом этапе -- процесс включения ценностной ориентации в структуру значимых отношений школьника. В этом случае ценностная ориентация приобретает смыслообразующую функцию и является не только средоточием смысла, но и серьезным основанием для организации деятельности.

На этапе реализации ценностные ориентации должны предъявлять свой потенциал, показывать весь спектр возможностей. К этому этапу ценностные ориентации будут обладать свойствами побуждения, осмысленности, осознанности, и вполне закономерно проявление такого свойства, как действенность.

Специальное внимание должно уделяться закреплению ценностных ориентаций. Для того, чтобы ценностная ориентация стала свойством личности, человек должен многократно осмысливать суть т смысл ценностной ориентации, постоянно, вариативно реализовывать ее в деятельности и поведении. Этот этап уникален тем, что ценностная ориентация, пройдя через новый качественный процесс раскрытия потенциальных возможностей, приобретает свойство потенциальной побудительности. Возвращение к ценностной ориентации в различных жизненных и профессиональных ситуациях дает возможность простимулировать ее в сложившихся социокультурных условиях.

Актуализация потенциальной ценностной ориентации должна проходить как осознанно, так и не осознаваемо в условиях определенной внешней и внутренней необходимости, отношения, желания, принципа. Этот этап завершает цикл формирования ценностной ориентации, но одновременно может послужить началом нового цикла формирования аксиологических (ценностных) основ личности.

Процесс формирования системы ценностных ориентаций стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов.

Говоря об экономическом и нравственном воспитании, нельзя не сказать о трудовом воспитании подрастающего поколения. Как отмечает И.А. Сасова, чем младше дети, тем теснее взаимосвязь этих сторон воспитания. Нравственность, почерпнутая из поучений, остается теоретической нравственностью. Без повседневного участия в нравственном деле, подкрепленного социально ценным продуктом, ребенок не научится ценить труд других людей, не приобщится к пониманию того, что значит трудовое усилие, настойчивость, добросовестность, удовлетворение и удовольствие от полученных результатов. Как следствие, не удастся воспитать деятельного человека, способного жить и эффективно работать в соответствии с морально-правовыми нормами .

Опыт воспитания детей как в школе, так и в семье показал, что трудовая деятельность по своему психологическому воздействию на личность не может быть заменена ничем другим. Отсюда следует, что формирование ориентации на труд как на ценность, находится в глубокой взаимосвязи с общим развитием личности, поэтому является одной из ведущих задач воспитания.

В младшем школьном возрасте труд имеет свою специфику: дети дошкольного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые. Выход из этого положения -- продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, которая должна осуществляться прежде всего в семье.

Т.Н. Мальковская , исследуя теоретические основы формирования ценностных ориентаций, особенно социальных, выделяет основные факторы, влияющие на этот процесс: социальные ценности общества, школы, семьи, ближайшего окружения. Исследователь отмечает, что успешность формирования социальных ориентаций во многом зависит от активной позиции школьника, то есть способности осуществлять волевое усилие делать выбор, принимать решение и проводить его в жизнь. Формирование этой позиции, по ее мнению, - одна из задач школы. Нельзя не согласиться с этими выводами.

Экономическое образование также направлено на формирование активной позиции школьника в социально-экономической среде. Следовательно, экономическое образование можно рассматривать как фактор формирования ценностных ориентаций школьников.

Коренные изменения экономического характера, происходящие в России в последнее время, обусловили потребность общества в экономически грамотном человеке, способном сочетать личные интересы с интересами общества, деловые качества - с нравственными, такими, как честность, порядочность, гражданственность. Сегодня экономическая подготовка стала необходимым условием любой целесообразной деятельности.

Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порой до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники.

И.В. Дубровина и Б.С. Круглов, связывая ценностные ориентации с интересами, отмечают, что у младших школьников интересы недостаточно дифференцированы, осмыслены и сосредоточены на учебной деятельности. Однообразие интересов, по их мнению, приводит к обеднению ценностных ориентаций. Продолжая эту мысль, можно констатировать: экономическое образование расширяет круг социальных интересов, формирует экономические представления, позволяющие ориентироваться в сложных экономических аспектах жизни общества, а, следовательно, способствует разностороннему развитию личности младшего школьника.

Психологическая наука всё дальше уходит от жестокой парадигмы «формирования» (формирования «нового человека», «всесторонне развитой личности» и т. п.), оставляя за каждым человеком право свободного выбора. Поэтому основой для воспитания становятся реальные жизненные ценности.

Проблема формирования ценностных ориентации многоаспектна. Она рассматривается как в философско-социологических работах (С.Ф. Анисимова, А.Г. Здравомыслова, В.И. Сагатовского, В.П. Тугаринова, Л.П. Фоминой, М.И. Бобневой, О.И. Зотовой, В.Л. Оссовского, Ю. Письмака, П.И. Смирнова, В.А. Ядова и др.), так и в психолого-педагогических работах (Б.Г. Ананьева, Г.Е. Залесского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Э.А. Несимовой, E.H. Шиянова, Г.И. Щукиной и др.). В этих работах рассматриваются различные аспекты проблемы ценностных ориентации: дается определение самого понятия «ценностные ориентации», рассматриваются их структура и виды, поднимаются вопросы о степени их развития, особенностях становления и др.

Младший школьный возраст создает дополнительные возможности эффективного развития ценностных ориентации, т.к. характеризуется такими возрастными особенностями, как повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращенность к миру позитивных ценностей, которые проявляются во всех видах деятельности: учебной, игровой, коммуникативной, трудовой и т.д.

Цель исследования: выявить особенности формирования ценностных ориентаций у младших школьников.

Объект исследования: ценностные ориентации личности.

Предмет исследования: условия формирования ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что ценностные ориентации в младшем школьном возрасте формируется на основе смысла жизненных ориентаций, механизмов и стратегий социально-психологической адаптации и психических состояний.

Цель и гипотеза определили постановку следующих задач:

  1. Изучить и систематизировать теоретические подходы по проблеме исследования.
  2. Определить сущность понятия «ценностные ориентации» личности.
  3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовалась следующая совокупность методов исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, беседа, наблюдение, психодиагностики: методика «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич); статистическая обработка данных.

База исследования: исследование проводилось в СОШ № 9 города Уральск, Западно-Казахстанской области.

В определении понятия «ценность» существует несколько подходов. Одна группа философов (В.П. Тугаринов и другие) считают, что свойства предмета не зависят от субъекта, но в то же время ценности содержат и субъективный момент, так как взаимосвязаны с интересами и потребностями людей .

Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл .

Е.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности .

Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры. В связи с этим они подчиняются принципу единства сознания и сознания и деятельности, сформированному С.А. Рубинштейном .

Исследование этого процесса требует особого внимания к узловым моментам формирования ценностных ориентаций, связанным с переходными периодами онтогенеза, рубежами возрастного развития личности, когда, во-первых, появляются новые ценностные ориентации, как и новые потребности, чувства, интересы, а во-вторых, происходит качественное изменение и перестройка на этой основе особенностей ценностных ориентаций, характерных для предшествующего возраста.

Младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Учебная деятельность предъявляет очень большие требования ко всем сторонам психики.

В ходе исследования выяснилось, что маленькие школьники часто затрудняются дать оценку поступка, определить степень его нравственности в силу того, что им непросто самостоятельно, без помощи взрослого выделить лежащий в его основе мотив. Поэтому они обычно судят о поступке не по намерению, которым он вызван, а по его результату. Они часто подменяют более абстрактный мотив более понятным им. Суждения младших школьников о степени нравственности поступка, их оценки являются в большей мере результатом усвоенного от учителя, от других людей, а не пережитого, «пропущенного» ими сквозь свой собственный опыт. Им мешает также отсутствие теоретических знаний о нравственных нормах и ценностях.

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал ребенок, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

На этапе организации и проведения опытно-экспериментальной части исследования были определены следующие цель и задачи.

Цель исследования: выявление особенностей формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте. Исследование проводилось в городе Уральск в ноябре2016 года. В исследовании участвовало 50 детей - учащихся младшего школьного возраста (3 «А» - контрольная группа, 3 «Б» - экспериментальная группа). В каждом классе по 25 человек. Из них 25 детей - женского пола (50% от общего числа респондентов), 25 детей - мужского пола (50% от общего числа респондентов). Средний возраст детей - 9,5 лет.

Опытно-экспериментальная работа состояла из нескольких этапов:

1. констатирующих этап - для изучения системы ценностей, проведена методика «Ценностные ориентации» (

2. формирующий этап - проведена программа развития ценностных ориентаций младших школьников на тему «Формирование личностной ориентации, идеалов детей», классный час на тему « Идеалы в жизни человека».

3. контрольный этап - повторное проведение методики «Ценностные ориентации» на выявлении ценностных ориентаций младших школьников.

Все использованные методики адаптированы на младший школьный возраст.

1. Методика «Ценностные ориентации» Автор: М. Рокич, . Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности.

На первом этапе, констатирующем этапе исследования, была проведена методика для выявления существующего положения. Рассмотрим полученные результаты.

Таблица 1. Когнитивные копинг-стратегии социально-психологической адаптации (%) учащихся младших классов

Когнитивные

Общий результат

Игнорирование

Смирение

Диссимуляция

Сохранение самообладания

Проблемный анализ

Относительность

Религиозность

Растерянность

Придача смысла

Установка собственной ценности

Между ответами девочек и мальчиков З «А» и З «Б» существуют значительные различия. Так, большинство из З «А» считают, что они способны справится с проблемой, но со временем (67%). 33% З «Б» игнорируют проблемы, считая их пустяком по сравнению с другими событиями в жизни.

Таблица 2. Эмоциональные копинг-стратегии социально-психологической адаптации (%)

Эмоциональные

Общий результат

Эмоциональная разрядка

Подавление эмоций

Оптимизм

Пассивная кооперация

Покорность

Самообвинение

Агрессивность

Из следует, что дети из 3 «А» более спокойно относятся к каким-либо проблемам и относятся к ним, как к нечто естественному, не стремясь каким-либо образом их решить. Дети же из 3 «Б» же данной категории, относятся к возникающим проблемам очень мнительно и тревожно.

Таблица 3. Поведенческие копинг-стратегии социально-психологической адаптации (%)

Поведенческие

Общий результат

Отвлечение

Альтруизм

Активное избегание

Компенсация

Конструктивная активность

Отступление

Сотрудничество

Обращение

Из таблицы 3 следует, что в поведении детей из 3 «А» в основном наблюдаются такие стратегии, как «сотрудничество» - 45% и «обращение» - 68%. У детей из З «Б» в основном следующие - «Компенсация» - 68% и «Отступление» - 34%.

Таблица 4. Период душевного подъёма физических и душевных сил (%)

Можно заключить, что основной подъём жизненных сил у детей из З «Б» приходится на начало дня, а у детей из 3 «А» на конец дня.

Таблица 5. Показатели по кратковременным состояниям и саморегуляции

При этом показатели по выраженности кратковременных состояний в общем наиболее выражены у детей из 3 «А». Они чаще испытывают не долговременные положительные вспышки таких психических состояний, как радости и восторга. У детей из 3 «Б» наоборот более выражены гнев, страх и злость, при этом они носят кратковременный характер.

Таблица 6. Показатели по состояниям средней длительности и саморегуляции

Отсюда следует, что по общим показателям всех респондентов наиболее ярко выражены такие состояния средней длительности как лень (1,2), спокойствие (1,1) и заинтересованность (1,1).

Таблица 7. Терминальные ценности учащихся младших классов

Ценности

Конкретные

Абстрактные

Ценности самоутверждения

Ценности принятия других

Ценности общения

Ценности дела

Важное отличие между группами состоит в том, что представители З «Б» в своём большинстве имеют ценности на дело, представители З «А» - ценности на общение.

На формирующем этапе эксперимента, для формирования ценностных ориентаций была проведена программа развития младших школьников

1.Лекция с элементами дискуссии для родителей на тему: «Формирование личностной ориентации, идеалов детей». Время проведения 30 минут. Дата проведения: 18.11.16г. Присутствовали 40 родителей.

Цель: помощь родителям в формировании ценностно-нравственных ориентиров, формированию позитивных идеалов у детей.

1. Вступление. Приветствие, обозначение темы лекции и рассматриваемых вопросов. На данной лекции рассматриваются вопросы:

а) специфика младшего школьного возраста, б) личностная направленность, идеалы детей.

2. Классный час на тему: Идеалы в жизни человека. Время проведения 40 минут. Цель: формирование ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста. Дата проведения:18.11.16 г. Присутствовали в 3 «А»-25 учащихся, 3 «Б»-25 учащихся.

На третьем этапе, контрольном эксперименте были проведены повторно методики на выявлении ценностных ориентаций младших школьников. (Таблица 9)

Таблица 8.Терминальные ценности учащихся младших классов

Ценности

Конкретные

Абстрактные

Ценности профессиональной самореализации

Ценности самоутверждения

Ценности самореализации в личной жизни

Ценности принятия других

Ценности общения

Ценности дела

После контрольного этапа следует, что отличия между группами не наблюдаются, напротив и у той и у другой группы показатели несколько повысились и имеют выраженные значения по всем ценностным ориентациям. Таким образом, развивающие программы позволяют добиться позитивной динамики ценностных ориентаций младших школьников.

В своей работе мы достигли поставленной цели - выявили особенности формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте, а также подтвердили гипотезу, что ценностные ориентации в младшем школьном возрасте формируется на основе смысложизненных ориентаций, механизмов и стратегий социально - психологической адаптации и психических состояний. В своей работе мы пришли к следующим выводам.

Дети младшего школьного возраста склонны усугублять конфликтные ситуации и не способны продуктивно и эффективно действовать в ситуациях, когда необходимо проявлять самообладание и спокойствие. Так, 45% детей не могут справиться с трудностями своевременно, для этого им необходимо время и поддержка окружающих их людей. 40% детей считают, что, решая проблемы значительно позже, можно тщательно обдумать все действия, при этом это даёт возможность совершенствоваться и решать проблемы более эффективно, чем это, возможно, сделать в спешке. Из всего сказанного можно заключить, что мальчики имеют более общественные ценности, то есть они более конкретны в своих ориентациях, их большинство направлено на дело и самореализацию своих способностей и повышение продуктивности, прежде всего в социуме. Представители женской половины наряду с конкретными ценностями обладают абстрактными ориентирами в своей жизни, которые охватывают не только личную жизнь, общественное признание, но и общение, которое является главным в их жизни. Таким образом, развивающие программы позволяют добиться позитивной динамики ценностных ориентаций младших школьников.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Спасибо за внимание

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Особенности ценностных ориентаций младших школьников Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт педагогики и психологии образования Кафедра психологии образования Калмыкова Валентина Николаевна магистерская диссертация Москва, 2012

Проблема исследования: каковы особенности ценностных ориентаций современных младших школьников? Объект исследования: ценностно –смысловая сфера личности младшего школьника. Предмет исследования: особенности ценностных ориентаций младших школьников. Цель исследования: выявить особенности ценностных ориентаций младших школьников.

Гипотеза исследования: В структуре ценностей младших школьников произошли существенные изменения: наибольший вес приобрели ценности собственного успеха и благополучия. Нравственные ценности: дружба со сверстниками, помощь ближнему, альтруизм в иерархии ценностей младших школьников имеют меньшую значимость.

Задачи исследования: Провести теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций младших школьников. Рассмотреть особенности формирования ценностных ориентаций у младшего школьника на основе психолого-педагогических исследований. Дать характеристику основным методам изучения ценностных ориентаций. Определить особенности ценностных ориентаций современного младшего школьника.

Методы исследования: Анализ литературы по проблеме исследования. Методика изучения мотивационной сферы учащихся. Анкетирование и мониторинг учащихся начальной школы. Диагностика с помощью и гр ы соревновательного типа. Опросник для определения уровня воспитанности учащихся начальной школы.

Ценностные ориентации это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации представляют собой субъективный механизм управления человеческим поведением.

Существующие методики: Методика М. Рокича Методика Ш. Шварца Методика Х. Вантоила, Ю. Гилсписа Методика Дж. Гиллеспи и Г. Олпорта

1.Т естировани е учащихся Проводилось с целью выяв ления ведущи х, доминирующи х мотив ов в мотивационной сфере учащихся. Эта методика так же является развивающей и помогает школьникам осознать собственные мотивы.

Диаграмма распределения доминирующих мотивов:

Выводы по методике: Значимыми в мотивации младшего школьника являются узколичностные мотивы – мотивация благополучия и престижа. Мотивация долга и ответственности у учащихся находится на среднем уровне. Мотивы содержания учения занижены. Мотивация самоопределения и самосовершенствования находится на низком уровне.

2. Анкетирование учащихся Проводилось с целью выявления значимых ценностей у учащихся: эстетические интеллектуальные о бщечеловеческие материальные

График результатов ранжирования предпочтений:

Выводы по методике: Для ребенка имеют значение те ценности, которые направлены на него самого, на его успех и благополучие: обладание умом, богатством, властью, красотой. Ценности, направленные на других людей: дружба, взаимопомощь, альтруизм - для ребенка являются менее значимыми. Для младшего школьника огромное значение имеет мнение учителя. Отношения с одноклассниками не имеют для младшего школьника большого значения. Взаимопомощь и сочувствие не свойственны ребенку младшего школьного возраста. Материальные ценности имеют для младшего школьника большее значение, чем альтруизм и принесение пользы другим людям.

3. Диагностика учащихся с помощью игры соревновательного типа Проводилась с целью выявления альтруистических позиций учащихся.

Распределение выбора действия учащихся: Тур № 1 Тур № 2

Выводы по методике: Младшие школьники в нашей выборке значительно больше ориентированы на свой собственный успех, чем на помощь другим людям. У младших школьников чувство коллективизма начинает формироваться, в некоторых случаях они готовы помогать своим друзьям, если это не противоречит их собственным желаниям и потребностям.

4. Опросник для учащихся Проводился с целью определения уровня воспитанности учащихся.

Распределение показателей воспитанности испытуемых:

Выводы по методике: У обучающихся в основном преобладают признаки среднего уровня проявления нравственных качеств личности. Лидируют критерий ценности «культурный уровень» и «бережливость». Критерии ценности «Долг и ответственность» и «чувство товарищества» у учащихся находятся на низком уровне.

Обобщение результатов исследования: Постулируемая при социализме первичность интересов общества над личностью сменилась на противоположную: отныне интересы личности рассматриваются как первичные, преобладающие над коллективными, групповыми. Такие нравственные ценности, как дружба со сверстниками, помощь ближнему, альтруизм менее в иерархии ценностей младших школьников. Гораздо большее значение для ребенка имеет его собственный успех и благополучие. Успехом в данном случае являются похвала учителя, получение награды, обладание красотой, умом, богатством.

Рекомендации: Основываясь на результатах данного исследования, можно дать рекомендации учителям и психологам, тьюторам, на какие вопросы в воспитании детей следует обратить особое внимание. Эта работа может явиться базой для дальнейших исследований, посвященных выявлению форм и методов организации работы по формированию ценностных ориентаций у детей. Также, знания о том, что является ценным для современного младшего школьника, могут быть очень полезны работникам сферы образования и родителям.

Спасибо за внимание


Ценностные ориентации – главный критерий, по которому выявляется отношение человека к окружающему миру. Именно они определяют взаимодействие людей в социуме, согласование и борьбу их интересов, регулируют поведение каждого человека, способствуя будущему становлению личности в обществе и жизни.

Все чаще отмечается мысль о том, что с течением времени, переходом из эпохи в эпоху, изменением социальной ситуации меняются и ценностные ориентации как взрослого поколения, так и детей. Один из периодов интенсивного становления и развития ценностных ориентаций- младший школьный возраст. Поэтому актуальной была и остается проблема формирования ценностных ориентаций среди учащихся младшей школы.

Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций у младших школьников как цели современного образования, помогает школе выбрать необходимые методы обучения и воспитания, способствующие правильному формированию ценностных ориентиров.

Чтобы описать проблему формирования ценностных ориентаций у младших школьников необходимо:

  • во-первых, проанализировать исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов по проблеме формирования ценностных ориентаций;
  • во-вторых, на основе анализа концепций выявить особенности формирования ценностных ориентаций у детей в современной начальной школе;
  • в-третьих, сравнить разные подходы исследования формирования ценностных ориентаций у младших школьников.

Формирование ценностных ориентаций у младших школьников как психолого-педагогическая проблема отражена во многих теориях отечественных и зарубежных психологов и педагогов таких как: Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.И. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, Г.Е. Залесский, З.И. Васильева, А.В. Кирьякова, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В данных работах раскрываются различные аспекты проблемы ценностных ориентаций: определение понятия «ценностные ориентации», их структура, виды, степени развития, а также особенности их становления. В них обосновывается гипотеза о том, что именно ценностные ориентации – одна из главных составляющих личности, характеризующая ее развитие в целом. Так же они отмечают, что в младшем школьном возрасте выделяются личностные ценности, происходит их эмоциональное освоение, которое закрепляется в практической деятельности и постепенно находит правильное выражение.

Ориентационный и системно-ориентационный подход разрабатывается З.И. Васильевой и ее учениками в исследованиях, раскрывающих нравственно-ценностные аспекты ориен­тации на образование, труд, общение, профессию. (И.А. Колесникова, В.Б. Ежеленко, Г.К. Нургалиева, Е.И. Казакова, Н.В. Седова, В.В. Тарасов и др.).

Исходные положения исследований З.И. Васильева связывает с тем, что «современная социокультурная ситуация в отечественном образовании детерминирует необходимость обращения к историко-педагогическому опыту развития отечественной культуры как синтеза образования и воспитания с ориентацией на гуманистические ценности, сущностную основу которых составляет духовно-нравственное воспитание людей как носителей гуманистических идей, с ориентацией на признание человека высшей ценностью…» .

Как отмечает С.Ю. Шалова, «ценность может иметь разное содержание, зависящее от содержания потребностей человека, она включает в себя рациональный и эмоциональный компоненты и проявляется в личностном суждении по поводу предмета или явления. Степень выраженности ценностного отношения может быть различна: от явного предпочтения человеком какого-либо предмета или явления до неосознанного выбора, сделанного по причинам, неочевидным для самого человека» .

Согласно теории ориентации личности в мире ценностей А.В. Кирьяковой ценности становятся ценностными ориентациями в процессе интериоризации. В теории выделяется три фазы формирования ориентаций:

  1. Первая фаза связана с познанием, характеризующаяся вхождением личности в мир ценностей и ценностных отношений
  2. Вторая фаза -с самооценкой, с осмыслением самоценности, т.е. происходит переоценка ценностей, становление собственного «Я»
  3. Третья фаза- формирование собственной шкалы ценностей, системы ценностных ориентаций, проектирование отношений личности к реальной действительности.

Первая фаза формирования ориентаций личности соотносится с младшим школьным возрастом .

Изучив позиции гуманистической психологии, представителями которых являются А. Маслоу и К Роджерс, можно сделать вывод о том, что потребности самооценки, самоуважения, которые базируются на потребностях в люби и признании у других людей, предшествуют появлению духовных потребностей в процессе индивидуального развития личности. Американские психологи, изучая влияние самоуважения на присвоение ценностей, утверждали о возможности становления личности и индивидуальности человека лишь при наличии самоуважения, так как принятие самого себя способствует внутреннему достижению внутренней согласованности личности, определяет позитивный характер индивидуальной интерпретации опыта и является источником положительных ожиданий .

На основе анализа исследований Л.С. Выготского, Л. И. Божович, Э. Эриксона можно полагать, что младший школьный возраст- сензитиный период для присвоения ценностей, который обусловлен следующими возрастными особенностями:произвольность психических явлений, конкретный характер познавательных процессов, сознательная постановка цели достижения, обобщение переживаний, рефлексия, формирование моральных чувств, доверие взрослым, чувство компетентности, доминирование познавательной потребности, развивающееся самосознание, способность к разграничению игры и труда .

Изучая особенности детей младшего школьного возраста (7-11 лет), А.С. Белкин утверждает, что в этот период происходит формирование основных социально-нравственных качеств личности. Переход ведущей деятельности от игры к учению за счет изменения мотивов поведения ведет к развитию нравственных представлений ребенка.

С поступлением ребенка в школу меняется его социальный статус. Становясь учеником, ребенок начинает осознавать, что теперь у него появляется чувство ответственности, которое будет сопровождать его всю жизнь.

В процессе первых двух лет обучения главный носитель правильной ориентации ценностей- учитель. Его суждения и оценки воспринимаются как единственно истинные, не имеющие необходимости в проверке или контроле. Дети чувствуют и понимают, что учитель- это человек, дающий знания, одновременно являющийся справедливым, внимательным, добрым и благородным. При взаимодействии со сверстниками младшие школьники смотрят друг на друга «глазами учителя», оценивая действия других теми идеалами, которые изначально предложил учитель. Но уже к третьему, четвертому классу авторитетность учителя, его значимость немного падает для детей, так как появляется интерес к общению со сверстниками, который возрастает к подростковому возрасту, меняются темы и мотивы общения. Возникает новый уровень самосознания детей, характеризуемый внутренней позицией, т.е. представляет собой осознанное отношение ребенка к себе и окружающим его людям, происходящим событиям. Внутренняя позиция проявляется в том, что в детском сознании складывается некая система ценностных ориентаций, норм, которым он старается следовать при любых обстоятельствах.

Н.И. Болдырев отмечает специфической особенностью формирования ценностных ориентаций и нравственного воспитания- невозможность их обособления в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика происходит во время многогранной деятельности детей (играх, учебе), в разнообразных отношениях, в которые они вступают, столкнувшись с различными ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, формирование ценностных ориентаций является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

С точки зрения С.Л. Рубинштейна, в формировании личности младшего школьника особое место занимает развитие ценностных ориентаций, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках .

По мнению Дробницкого О.Г., любая деятельность имеет нравственную окраску, в том числе и учебная, обладающая большими воспитательными возможностями. В младшем школьном возрасте учебная деятельность в большей степени влияет на развитие ребенка, определяет появление многих его новообразований. В ней развиваются не только умственные способности, но и ценностные ориентации личности.

И.В. Дубровина и Б.С. Круглов, связывая ценностные ориентации с интересами, отмечают, что у младших школьников интересы недостаточно дифференцированы, осмыслены и сосредоточены на учебной деятельности. Однообразие интересов, по их мнению, приводит к обеднению ценностных ориентаций.

На основе проведенного анализа исследований отечественных и зарубежных психологов и педагогов можно выделить наиболее важные особенности формирования ценностных ориентаций у младших школьников:

  • Процесс формирования системы ценностных ориентаций стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов;
  • Для достижения высокого уровня формирования ценностных ориентаций должен проходить успешный процесс их включения в структуру значимых отношений младшего школьника;
  • Актуализация потенциальной ценностной ориентации должна проходить как осознанно, так и не осознаваемо в условиях определенной внешней и внутренней необходимости, отношения, желания, принципа.

Т.о., проведенный анализ показал, что разные направления в исследованиях формирования ценностных ориентаций младших школьников не противоречат, а дополняют друг друга. Одним из наиболее актуальных аспектов проблемы является поиск методов формирования ценностных ориентаций у младших школьников, которые могут использоваться в процессах обучения и воспитания. Важным, на наш взгляд, является эмпирическое изучение особенностей формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте.


Библиографический список
  1. Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е годы ХХ в. Россия): Педагогическое исследование. Научная школа З.И. Васильевой. – СПб.: Химиздат, 2003. – 336 с.
  2. Шалова С.Ю. Системно-ориентационный подход к анализу научно-педагогического творчества // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 7 (19). – С. 204 – 207.
  3. Кирьякова А.В. Диагностика и прогнозирование ценностных ориентаций школьников// Ориентация и деятельность школьников/ Под ред.Т.К.Ахаян, А.В.Кирьяковой. – М.: Педагогика, 1991.
  4. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.
  5. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И. Фкельдштейна / Л.И. Божович – М.: Международная педагогическая академия, 2004.
  6. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – Москва. АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЭКСМО – ПРЕСС. 2004.
  7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питерком, 2005
  8. Дубровина, И.В. и др. Психология: Учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип./ И.В. Дубровина и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2005
  9. Белкин А.С.Б 43 /Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  10. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1979.
  11. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. – М.: Просвещение,1977.

Константинова Наталья Ивановна

зам. декана факультета повышения квалификации МГППУ,

Личностное развитие человека начинается в раннем детстве. Условием, источником, движущей силой и психического развития ребенка, и развития его личности является взрослый, в первую очередь - родитель. Семья предстает ближайшим социальным окружением ребенка. В семье появляется первый опыт эмоционального и социального взаимодействия. Именно здесь удовлетворяется потребность в защите, приятии, эмоциональной поддержке (Э. Эриксон, М. Клейн, Д. Винникотт, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович). Непосредственное влияние на формирование личностных качеств, образа «Я» оказывает эмоциональный климат семьи.

Период беспомощности маленького человека растянут на годы, что обязывает родителей уделять много времени и внимания защите ребенка и уходу за ним (Э. Фромм, К. Витакер, Б.И. Кочубей, А.И. Захаров). Таким образом, происходит «традиционное» деление на женские и мужские роли (обязанности) в семье. Данный процесс определяется не только возрастными периодами развития ребенка, но и материальной обеспеченностью семьи, уровнем образования и родом занятий, социальным положением родителей. «Семейные условия» во многом определяют жизненный путь ребенка.

Теория «жизненного сценарии» («жизненный план») была разработана во второй половине ХХ века (Э. Берн). «Жизненный сценарий» рассматривается как осуществляемый «жизненный план», который был намечен (сформирован) еще в детстве под влиянием семьи. То есть человек во взрослом возрасте совершает те или иные поступки не по собственной воле, а неосознанно выполняя сценарий, «написанный» в детстве его родителями.

Особенности эмоциональных связей, взаимоотношений между родителями и ребенком, оказывая непосредственное влияние на развитие ребенка в детском периоде, определяют и его взрослую жизнь, служат эталоном выстраивания отношений и внутри семьи, и за ее пределами.

«Первое, что определяет особенности семейного воспитания, - его эмоциональная основа, отношение родителей к ребенку. Обычно рассматривают три вида отношений: истинную, или безусловную, любовь, обусловленную любовь и неприятие ребенка» .

Безусловная любовь формирует у ребенка «доверие к миру» (чувство безопасности, защищенности). Она является основой психологического здоровья ребенка. «Но она имеет и недостатки. Во-первых, или она есть, или ее нет (она дана или не дана), и с этим ребенок ничего не может сделать. Во-вторых, ребенку не нужно предпринимать никаких усилий для того, чтобы его продолжали любить, не нужно подтверждать или завоевывать любовь» .

«Обусловленная любовь - «не гарантированное» чувство, его нужно заслужить» . Ребенок поставлен в такую ситуацию, в которой необходимо своим поведением, своими результатами в какой-либо (в том числе и учебной) деятельности «добиваться» родительской любви. Он должен оправдать ожидания родителей, соответствовать их требованиям, а это порождает чувство тревоги, неуверенности (а если меня разлюбят?).

Неприятие ребенка (самый неблагоприятный вариант в становлении личности ребенка) может появиться и в результате нежелательной беременности, и позднее, когда ребенок подрос. Это происходит, когда внешние данные не соответствуют родительским представлениям о красоте. А возможно, что склонности и способности ребенка не соответствуют выбранному для него родителями жизненному пути.

Представляется, что безусловная любовь наиболее правильна. Но ее сочетание с обусловленной любовью дает возможность ребенку ощущать себя защищенным и любимым, а у родителей остается пространство для руководства и авторитета. «Поэтому можно говорить о разумной любви, дающей ребенку эмоциональное тепло и исключающей эгоизм, предполагающей ответное чувство и установление близких, доверительных отношений, взаимную поддержку и заботу» .

В семье осуществляется воспитание ребенка не только целенаправленно, но и всей внутрисемейной атмосферой. Во многом нарушения личностного развития ребенка, проявление отклонений в его поведении, связано с личностью родителей, так как родители своим примером могут задать искажение нормы социального поведения и в семье (в том числе и «смещение ролей» в семье), и вне семьи. Конфликт между социально-психологическими ролями родителей не остается незамеченным ребенком, отражается на особенностях формирования его личности. Например, глубокий след в развитии современной семьи оставили и 90-е годы ХХ века. В те времена многие мужчины остались без работы, что не могло не отразиться на проявлении у них негативных черт характера (Н.В. Самоукина, В.М. Целуйко).

Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Если ведущей деятельностью дошкольника является игра, то для школьника - это учебная деятельность. У ребенка появляется осознание своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям, его особенно значительные успехи отмечают сладким пирогом или подарком - в зависимости от семейных традиций. Более того, в классе, где мнение учителя - решающее, высокие отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус . Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников.

Формирование ценностей (ценностных ориентаций) связано с нормами, принятыми в обществе. Ценности оказывают влияние и на поведение человека, но в меньшей степени, чем мотивы, непосредственно побуждающие и направляющие поведение. Ценности, в отличие от мотивов, четко осознаются человеком.

В исследовании приняло участие 132 школьника младших классов: 66 первоклассников (33 девочки и 33 мальчика), 66 учащихся 4-х классов (33 девочки и 33 мальчика) из общеобразовательной школы (Московская область, г. Подольск) и гимназии (г. Москва), а также их родители (132 человека).

Использована методика «Ценностные ориентации» М.Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей (для взрослых) и модификация для младшего школьного возраста методики «Ценностные ориентации» М. Рокича (И.Ю. Кулагина).

М. Рокич различает терминальные ценности (убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться) и инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

В исследовании использовался список терминальных ценностей.

В 1-х классах методика проводилась индивидуально.

Результаты проведенного исследования показали, что 1-е ранговое место современных родителей младших школьников занимает «здоровье (физическое и психическое)» (на него указали 81,8 % родителей первоклассников и 84,8 % родителей учеников 4-х классов); 2-е ранговое место - «счастливая семейная жизнь» (указали 74,2 % родителей первоклассников и 68,2 % родителей учеников 4-х классов). 3-е ранговое место у родителей первоклассников отводится ценности «наличие хороших и верных друзей» (30,3 %), а у родителей учеников 4-х классов - «материально обеспеченная жизнь» (33,3 %). На 4-м ранговом месте в обеих параллелях – «любовь» (25,8 % и 24,2 % соответственно).

У родителей учеников 4-х классов и детей ранговые места, занимаемые ценностями, не совпадают: 74,2 % учеников 4-х классов на 1-е место поставили ценность «счастливая семейная жизнь», а ценность «здоровье» занимает 4-е место (36,4 %). «Наличие хороших и верных друзей» - 60,6 % - 2-е ранговое место, у родителей эта ценность на 5-ом ранговом месте.

У родителей первоклассников и детей совпадение по 2-му ранговому месту - «счастливая семейная жизнь» и по 4-му - «любовь». А у родителей и девочек-первоклассниц совпадение по первым четырем ранговым местам, занимаемым ценностями: «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «хорошие и верные друзья», «любовь».

Таким образом, мы можем говорить о том, что «главные» ценности первоклассников и родителей совпадают. А совпадение главных жизненных ценностей укрепляет взаимоотношения.

Ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, являясь отправным моментом ее поступков, мыслей и чувств Ребенок не появляется на свет с каким-либо ценностным ориентиром. Как и все другие особенности личности, его ценностные ориентации формируются в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье.

Список литературы:

  1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография. - СПб.: Речь, 2005. - 436 с.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб.: «Специальная Литература», 1995. - 399 с.
  3. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М.: «Совершенство», 1998. - 352 с.
  4. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. - М.: Эксмо, 2009. - 176 с.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество // Учебник для студентов ВУЗов. М.: Академия, 1997. - 456 с.