Французскому философу Паскалю (1623-1668) принадлежит изречение: «Привычка - вторая натура, которая разрушает первую». Однако есть не только добрые, но и плохие привычки. Поведенческая терапия направлена и на те, и на другие, и пользуется при этом методами усвоения и устранения.

Поведенческую терапию в узком понимании основали в 20-х годах XX ст. ученики Джона Уотсона (1878-1958), основателя бихевиоризма (теории поведения). Они помогали детям побороть боязнь животных путем обусловливания и научения .

С того времени поведенческая терапия стала одним из наиболее распространенных психотерапевтических направлений. Она повторила тот же процесс развития, который наблюдался и в других школах терапии - следующие после основателей поколения изменяли первоначальную теорию часто до неузнаваемости, поэтому сегодня уже есть «необихевиористкая терапия», которая не имеет единого названия. Этим часто номинальным изменениям противопоставляют несколько стандартных методов, которые, как и раньше, активно используются и развиваются (хотя часто и в новых формах).

Сегодня поведенческая терапия - это группа психотерапевтических методов, которые базируются на теориях научения (по И.П. Павлову и Д. Уотсону). Ее основой служат классическое обусловливание, оперантное обусловливание, имитационное научение и когнитивная теория научения. Основной прием данной терапии - постепенная тренировка целевого поведения. Отдельными шагами является конкретный анализ поведения, определение учебных этапов, проведение научения малыми шагами, тренировка нового поведения, этапы самоконтроля, удобные закрепляющие занятия (для повторения после завершения терапии с целью актуализации изученного). Многочисленные методы поведенческой терапии можно поделить на несколько основных групп.

Методы усвоения и научения. Постулат воспитания, согласно которому можно учить и учиться правильному поведению, систематически используют в поведенческой терапии. К важнейшим процессам принадлежит научение по образцу . Методы усвоения ориентируются преимущественно на оперантное обусловливание (Б. Скиннер) и строят желательное поведение. Важный метод - имитационное научение (А. Бандура). В «заместительном научении» систематически подражают образцу - или человеку (напр., помощнику терапевта), символу (напр., фигурке в игре у куклы), или же это происходит «скрыто», т.е. в воображении согласно обсужденной модели. Т.е. можно побуждать к наследованию путем соучастия (женщина-ассистент по правую сторону от терапевта, который стоит посредине, демонстрирует пациенту разучиваемое поведение), символически (напр., демонстрируя фильм) или скрыто (в т.ч. мысленно предусматривая действие (англ. shadowing).

В работе с детьми для достижения желательного поведения используют непосредственные подкрепляющие стимулы, например конфеты (англ. token-economy). У взрослых этой цели служат жетонная система вознаграждений, а также привилегии. Промптинг (от англ. prompting «поддержка со стороны терапевта, который подает пример») в случае успеха постепенно уменьшается (англ. fading).

Методы отучивания. В «Одиссее» Гомера Одиссей по совету волшебницы Цирцеи приказывает привязать себя к мачте корабля, чтобы не подвергнуться обольстительному пению сирен. Своим спутникам он залепляет уши воском. При явном поведении избежания поведенческая терапия хотя и ослабляет влияние, однако проводятся изменения, которые увеличивают вероятность успеха. К отрицательному поведению, например, злоупотреблению алкоголем, подключают аверсивний раздражитель, например запах, который вызывает рвоту.

С помощью аппарата для лечения энуреза удается прекратить ночное недержание мочи - при появлении капель мочи сразу срабатывает механизм пробуждения пациента.

Методы устранения должны отстранять неадекватное поведение. Один из основных методов - систематическая десенсибилизация (по Д. Вольпе) для разложения невротической реакции страха с помощью трех шагов: тренировки глубокого мышечного расслабления, составления списка страхов, чередование расслабления и раздражения из списка страхов в нарастающей последовательности.

Методы конфронтации используют форсированные контакты с пусковыми стимулами страха относительно центральных или периферических фобий при психических расстройствах. Основной метод - флудинг (штурм раздражителями с использованием твердых приемов; Й. Маркс). При этом клиента подвергают интенсивному или непосредственному (англ. flooding-in-vivo) мысленному (англ. flooding-in-imagination) влиянию стимулов страха.

Методы когнитивной терапии используют в тренировке когнитивного научения. Основной метод - рационально-эмоциональная поведенческая терапия (А. Эллис) . На начальном этапе устанавливают нерациональные мысли (напр., чрезмерные ожидания относительно других людей), потом выясняют причины всей этой нерациональной «системы убеждений» (англ. belief-system) и после определения цели происходит приближение к ней.

В данной статье вашего сайта МедУнивер будет сделан обзор методов поведенческой терапии , которые находятся в центре внимания современных исследователей или же относятся к традиционным средствам, применяемым в этой области.

1. Оперантные методы

Оперантные методы , относящиеся к традиционным видам поведенческой терапии, служат для формирования или устранения определенных форм поведения. Здесь применяются принципы оперантного научения, как они были сформулированы, например, Скиннером.

К оперантным методам прибегают, когда желаемая модификация поведения может быть достигнута в результате систематической оценки пациентом позитивных или негативных последствий своих действий. Центральный элемент оперантных методов - подкрепление, которое либо предлагается, либо устраняется при определенном поведении и таким способом изменяет вероятность его проявления. Оперантные методы воздействия включают ряд отдельных приемов, и некоторые из них будут описаны ниже.

При «шейпинге » (shaping) пациент шаг за шагом приближается к желаемому (целевому) поведению в результате последовательного закрепления отдельных его элементов (например, при стимуляции развития речи у аутичных детей).

Планы подкрепления определяются при заключении договора между пациентом и терапевтом. В договоре формулируются целевое поведение и используемое для этого подкрепление. Подобного рода планы применяются при лечении таких психических нарушений у детей, как аномалии пищевого поведения, состояния зависимости и делинквентное поведение.

Token-программы («жетонная система») работают с однотипными «промежуточными наградами» (такими, как пластиковые чипсы), которые пациент может обменивать на первичные подкрепления (телевизор, сладости). Token-программы применяются чаще всего в закрытых учреждениях, например для активизации пациентов, находящихся на длительном лечении, или в интернатах для детей и подростков с нарушенным поведением.

Общая особенность оперантных методов - высокая степень постороннего контроля. Предоставление или отмена подкрепления осуществляется не самим пациентом, а терапевтом, воспитателем или другим лицом. Отсюда вытекают общие показания к применению таких методов: они рекомендуются в тех случаях, когда пациент в процессе терапии постоянно или временно не вполне способен осуществлять самоконтроль из-за своего возраста, состояния развития, интеллектуального уровня или имеющихся расстройств. С этим, в частности, связано довольно широкое использование оперантных методов при лечении детей.

Оперантным методам с их высокой степенью постороннего контроля противопоставляются способы самоконтроля, которые относятся к новым методам поведенческой терапии. Учитывая большую роль собственной ответственности пациента в терапевтическом процессе, оперантные методы следует, когда это возможно, постепенно заменять в процессе терапии на самоконтроль. Так поступают, например, при лечении нервной анорексии.

2. Систематическая десенсибилизация

Метод систематической десенсибилизации был разработан в 50-х годах Вольпе. Он долго оставался наиболее известным и важным методом поведенческой терапии, но в последние годы все больше вытесняется методами конфронтации, описанными в следующем разделе.

Сфера применения систематической десенсибилизации охватывает в первую очередь лечение фобических реакций. Кроме того, этот метод используют при расстройствах, сопутствующих страхам, например при сексуальных функциональных нарушениях, навязчивостях, депрессиях или заикании. Менее эффективен он при диффузных, неоформленных страхах.

Систематическая десенсибилизация применяется также при лечении фобий в детском возрасте. Однако в каждом конкретном случае необходимо проверить, достаточно ли развито у ребенка воображение, чтобы он мог представлять себе сцены, вызывающие страх. При необходимости картины-представления можно заменить предъявлением реальных картин или моделей.

Лечение методом систематической десенсибилизации проводится поэтапно. Вначале пациента обучают технике расслабления - как правило, прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону. На следующем этапе он с помощью терапевта составляет иерархию страхов: выбирает около десяти ситуаций, которые вызывают у него страх различной интенсивности, и выстраивает их в ряд по силе этой реакции («термометр страха»; в связи с этим в отдельной статье на сайте будет приведен случай из практики).

В фазе собственно десенсибилизации пациент представляет себе ситуации, вызывающие страх «in-sensu» (в представлениях), причем начинает с воображения наименее устрашающих картин и в процессе терапии доходит до наиболее «страшных». Если пациент во время представления ситуации испытывает страх, терапевт настраивает его на расслабление.

Пациент переходит к следующей, более устрашающей ситуации, если он полностью преодолел страх при воображении предыдущей ситуации. Генерализация десенсибилизирующего эффекта достигается путем поиска ситуаций, вызывающих меньшее чувство страха, вне терапевтических сеансов.


3. Методы конфронтации поведенческой терапии

Методы конфронтации дают в настоящее время наилучшие результаты при лечении фобий. Эмпирически доказанная кратковременная и долговременная эффективность этих методов терапии все больше отодвигает на второй план систематическую десенсибилизацию.

Особенность конфронтационной терапии состоит в столкновении с реальными устрашающими ситуациями при одновременной невозможности избегающего поведения.

Показания : методы конфронтации служат средством выбора при лечении фобий, а также навязчивых мыслей и навязчивых действий. Менее известно их применение при интенсивных и продолжительных депрессивных реакциях после психотравмирующих событий и при переживаниях утраты. Этот метод, предложенный в 70-х годах Рамсей, состоит в том, что пациент вступает в противоборство с переживанием утраты.

Для проведения конфронтации «in vivo» пациент с помощью терапевта находит ситуацию, от которой он ожидает максимального устрашающего эффекта (например, при агорафобии - поход в супермаркет или поездка в метро). Решающее значение имеет то, что пациент остается в этой ситуации до тех пор, пока не будет достигнуто существенное уменьшение страха. При этом не следует допускать избегающего поведения, например ухода из ситуации или уклонения от нее. В большинстве случаев уже через несколько минут, реже - через полчаса, страх заметно ослабевает. Большинство пациентов испытывают меньший по силе страх, чем они ожидали.

В процессе лечения пациенты берут на себя все большую ответственность и все чаще завершают упражнения в отсутствие терапевта.

Перед началом упражнений с использованием метода конфронтации пациенту нужно подробно объяснить процесс лечения этим методом и принцип его действия. До пациента доводится главное правило: он должен оставаться в вызывающей страх ситуации до тех пор, пока не перестанет испытывать страх, и не допускать какого бы то ни было избегающего поведения. В этой подготовительной фазе решающую роль играет работа терапевта над созданием мотивации. Случаи прерывания терапии наиболее часты именно в этой фазе.

В процессе лечения методом конфронтации пациент подвергается значительным психологическим нагрузкам. Это ставит под вопрос возможность применения такой терапии к детям. Использование этого метода требует особенно доверительного отношения ребенка к терапевту и очень хорошей подготовки пациента. В литературе описано успешное лечение с помощью этого метода детей со школьной фобией.


4. Когнитивное переструктурирование

Когнитивные процессы , такие, как восприятие, ожидания, установки, интерпретации, атрибуции и т.д., участвуют в становлении и поддержании многих психических расстройств как одна из составляющих, основанная на иррациональном, искаженном и катастрофизированном содержании когнитивной сферы. При изменении этого содержания в процессе терапии ожидаются позитивные изменения и в других областях, например в поведении и в эмоциональной сфере. Методы когнитивного переструктурирования служат для коррекции нарушенных когнитивных процессов.

Основная область применения этих методов - депрессивные расстройства; кроме того, к показаниям для их использования относятся страхи, состояния зависимости и навязчивости.

В 60-е годы фон Бек предложил способ применения когнитивной терапии при депрессивных расстройствах, который получил широкое распространение. По Беку, депрессивная личность видит себя, окружающий мир и будущее в негативных и безнадежных тонах. Эти негативные мысли одолевают пациента как квази-автоматизмы. При когнитивной терапии депрессий по Беку негативные мысли и относящиеся к ним общие установки вначале идентифицируются и получают свое название.

В следующей, проверочной фазе логическая правильность и последовательность этих идей и установок подвергается критической оценке . В заключение разрабатываются альтернативные возможности интерпретации и оценки, которые апробируются в реальных ситуациях.

Когнитивные методы воздействия при депрессивных расстройствах применяются вместе с другими методами, которые ориентированы на коррекцию поведения, активизацию пациента и развитие его социальных умений.

Стандартные способы когнитивной терапии при депрессивных расстройствах разрабатывались для взрослых и применять их при лечении детей и подростков можно лишь после некоторой модификации. Когнитивные методы, требующие от пациента способности к интроспекции и самовербализации, представляют для детей чрезмерную нагрузку.

5. Тренинг уверенности в себе

Уверенность в себе слагается из многих качеств : способности выражать мысли, чувства и потребности, а также воспринимать чувства и потребности других людей, умения сказать «нет»; умения начинать, продолжать и заканчивать разговоры, свободно выступать перед публикой и др.

Тренинг уверенности в себе направлен на преодоление социальных страхов, трудностей при контактах. Сходные воздействия применяют также при агрессивности и гиперактивности, при умственной отсталости и для активизации пациентов, длительное время находящихся на лечении у психиатров.

Тренинг уверенности в себе преследует прежде всего две цели: устранение социальных фобий и формирование социальных умений. При этом используются многие методики, например ролевые игры и поведенческие упражнения, тренинг в повседневных ситуациях, обучение на модели, оперантные техники, видеотехники (video-feedback), групповая терапия, способы самоконтроля и т.п. Соответственно при тренинге уверенности в себе речь идет в большинстве случаев об интегративной программе с применением различных методов в определенной последовательности.

Особые формы тренинга были разработаны для детей с социальными фобиями и трудностями в контактах. Петерман и Петерман (Petermann, Petermann) предложили компактную терапевтическую программу, которая наряду с индивидуальным и групповым тренингом включает и консультирование родителей.

6. Способы самоконтроля поведенческой терапии

Начиная с 70-х годов способы самоконтроля приобретают все большее значение. Их разработкой занимался главным образом Канфер. Самоконтроль означает, что пациент берет на себя функции терапевта с целью уменьшить зависимость от него и подчеркнуть собственную ответственность за свои действия.

Пациент должен обучаться своевременно распознавать , особенно после окончания терапии, свои поведенческие проблемы и с помощью освоенных методов изменять свое поведение для достижения им же самим поставленных целей. Задача терапевта ограничивается тем, чтобы довести до понимания пациента различные стратегии поведенческой терапии, мотивировать его и оказать помощь в начальной фазе программы.

Методы самоконтроля могут применяться в различных областях - при трудностях в работе и в обучении, при состояниях зависимости, нарушениях пищевого поведения, страхах и фобиях. Они применимы и в детском, и в подростковом возрасте, где с их помощью лечат, например, импульсивные и агрессивные расстройства поведения. В работе с детьми рекомендуется использовать наглядные пособия, например игры, комиксы и др.

Программы самоконтроля включают разнообразные приемы, основанные на теории научения. В частности, применяются следующие приемы: самонаблюдение (ведение дневника поведения), внешний контроль за стимулами (пациентка с булимией удаляет из своей квартиры высококалорийные продукты), самовознаграждение (когда удалось достичь поставленной цели), релаксация с помощью самовнушения, самоинструкции (внутренняя вербализация для саморегуляции поведения), способ остановки мыслей (для прерывания навязчивых идей) и т.д. Наконец, пациент может переходить к самостоятельному осуществлению таких техник, как конфронтация «in vivo» или когнитивное переструктурирование.

Пример применения метода конфронтации поведенческой терапии

Описываемый случай иллюстрирует лечение методом конфронтации пациента с тревожным расстройством, сопровождающимся резко выраженными соматическими проявлениями страхов, в рамках стационарной терапии в клинике детской и подростковой психиатрии.

С. , 14-летний гимназист, не мог посещать школу из-за беспокоившей его по утрам тошноты и рвоты. На этапе анализа проблемы перед началом терапии стало ясно, что эти симптомы - следствие выраженного страха перед школой. В фазе когнитивной подготовки у С. была сформирована адекватная модель собственных проблем. При этом особенно подчеркивалась роль избегающего поведения в поддержании симптомов болезни (в течение года С. ни разу не посетил школу).

Наряду с формированием модели имеющегося расстройства пациенту разъяснили методику и способ применения конфронтации «in vivo». После того как С. и его родители дали согласие на лечение, уже на следующий день началось посещение уроков в гимназии.

По дороге в школу в сопровождении терапевта у С . возникли сильные реакции (субъективное переживание страха, дрожь, приступы потливости, позывы к рвоте и, наконец, рвота незадолго до того, как они подошли к школе). После того как С. вошел в здание школы, уже через несколько минут наступило явное уменьшение страха, а спустя час его проявлений не было вовсе.

В последующие дни описанная динамика повторялась , но уже на 4-й день посещения школы впервые не было рвоты, и в дальнейшем она наблюдалась лишь спорадически, в последний раз на 27-й день. Затем уменьшились также и субъективное переживание страха, и тошнота, а через несколько недель С. смог посещать школу без страхов и жалоб на здоровье.

В дальнейшем во время пребывания в стационаре проводился тренинг социальных навыков, так как школьные проблемы явно проистекали из неуверенности в контактах со сверстниками. Повторное обследование спустя 15 мес после выписки из стационара показало стабильность лечебного эффекта.

Чтобы выявить, проработать и устранить какую-либо проблему, человеку рекомендуется сначала выяснить причины ее возникновения. Без специальных техник и методов это сделать очень сложно. Также важна поддержка со стороны терапевта. Обучение проходит не только специалист, который работает с клиентами, но и пациенты, которые по мере работы с терапевтом должны проходить через все этапы поведенческой психотерапии.

Данное направление в лечении возникло относительно недавно. Базируется она на главных постулатах бихевиоризма, которые рассматривают поведение как главный источник всех возникающих проблем и способ преодоления трудностей. Что называется, как человек создал свою проблему, таким же образом он должен ее разрешить, то есть совершить конкретное действие, которое трансформирует его и приведет к личностным изменениям.

Интернет-журнал сайт желает ознакомить читателей с основными постулатами поведенческой психотерапии, чтобы продемонстрировать ее полезность в проработке любых проблем.

Что такое поведенческая психотерапия?

Достаточно юным направлением в лечении многих фобий, поведенческих негативных реакций и проявлений является поведенческая психотерапия. Здесь понимается психотерапевтическая деятельность, которая базируется на изменении или коррекции поведения индивида с целью его исцеления от главной проблемы, с которой он пришел.

Первым шагом на пути решения любой проблемы будет ее четкая формулировка. Поэтому визит к психологу начинается с изучения или поступившего запроса (жалобы или проблемы, заставившей человека обратиться за помощью), чтобы как можно полнее собрать информацию. Без тщательного исследования (диагностики) ситуации специалистом дело ограничится лишь предположениями. Двумя наиболее распространенными методами психодиагностики считаются структурированная беседа (интервью) и психологическое тестирование.

В поведенческой психотерапии главными принципами являются:

  • Концепция оперантного и классического обуславливания.
  • Поведенческие теории.
  • Принципы научения.

Если у человека имеются зависимости, фобии или разрушительные модели поведения, тогда применима поведенческая психотерапия. Она базируется не только на словесном обсуждении проблемы, но и на моделировании нового поведения, его практики и наработке.

Упор делается на «мишень» — так называемый триггер, который запускает неправильное поведение человека. Если его выявить, устранить или изменить к нему отношение, тогда можно устранить саму проблему неправильного поведения.

При этом следует отметить, что человеку привычным образом принято делить поступки на хорошие и плохие. Психотерапевт не оценивает . Его главной задачей является помощь клиенту, если он видит и замечает, что его поведение создает проблемы, не помогает ему жить счастливо.

Поступки не могут быть плохими или хорошими сами по себе. Все зависит от того, в какой ситуации они применяются. Поступки могут быть целесообразными или нецелесообразными. Другими словами, человек совершает именно такие действия, которые ему помогают достичь цели в конкретной ситуации. Если же желаемое не достигается, тогда поступки считаются нецелесообразными.

Большая часть людей использует именно те модели поведения, которые были наработаны с годами. Консерватизм и традиции являются именно теми поведенческими реакциями, когда человек не думает, а просто совершает привычные ему поступки. Здесь часто возникают различные проблемные ситуации, когда человек не может понять, что своими шаблонными действиями сам создал конфликт. Необходимо менять поступки и быть гибкими в каждой отдельной ситуации, чему и учит поведенческая психотерапия.

Худшее, что можно сделать, — это зациклиться на чем-то: не защитил диссертацию, не сказал «люблю», поступил эгоистически. Важно отпускать прошлое, менять свое мышление, поведение, которое уже не дает желаемого результата. Важно создавать что-то новое, что будет приносить желаемый результат здесь и сейчас.

Старые модели поведения, желания, страхи и люди были полезны человеку когда-то в прошлом. Но сейчас это может не приносить желаемого результата, поэтому нужно избавляться от балласта и нарабатывать новое, что поможет достичь цели, которая важна на сегодняшний день.

Старые модели поведения не приносят желаемого результата в настоящем. А значит, необходимо их сменить. Если вы будете продолжать делать то, что обычно, то, соответственно, будете получать привычный для себя результат. Невозможно совершать одни и те же действия и получать каждый раз разный результат. Если вы ничего не меняете в факторах, которые участвуют в формировании той или иной ситуации, тогда постоянно получаете один и тот же итог. Но стоит вам что-то изменить в себе или во внешних факторах, тут же получаете совершенно новый результат.

Старые модели поведения не приносят желаемого результата в настоящем. И самое худшее, что вы можете сделать в такой ситуации – это ничего не менять. Люди часто винят обстоятельства в своих бедах, но ведь они сами разрешили старым обстоятельствам участвовать в формировании ситуации. Если изменить хотя бы внешние обстоятельства, то изменится сама ситуация. А если изменить еще и свое поведение, образ мышления, убеждения, то можно значительно изменить ход развития событий. Таким образом, хотите изменить свою жизнь, начните с изменения своего , поведения или мышления. И вы заметите, как ваша жизнь становится другой.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Мысль предшествует поступкам. Таким образом, А. Т. Бек создал новое направление в психотерапии, которое называется когнитивно-поведенческим. Сначала человек о чем-то думает, после чего его мысли провоцируют действия. Поэтому для выявления причин проблемы, с которой клиент пришел к психотерапевту, необходимо выяснить, какие мысли в голове у него крутятся при этом.

Когнитивно-поведенческая психотерапия активно используется для устранения негативных состояний:

  • Фобий.
  • Раздражения.
  • Тревоги.
  • Склонности к самоубийству и пр.

Сначала человек должен понять, какие мысли он обдумывает прежде, чем совершить неприятное действие. Таким образом, когнитивно-поведенческая психотерапия помогает негативно окрашенные мысли, создать новые шаблоны мышления, подкрепить новые убеждения.

При этом используются такие техники:

  1. Обнаружение ненужных и желаемых мыслей. Нахождение причин нежелательных мыслей.
  2. Формирование новых шаблонов.
  3. Визуализация, которая помогает сочетать воедино новые шаблоны с конкретными действиями и эмоциональным благополучием.
  4. Использование новых убеждений и поступков в реальной жизни, чтобы сделать их привычными.

Жизнь можно изменить к лучшему, и все начинается с человека. Не обстоятельства формируют сценарий жизни, а то отношение, которое человек проявляет к данным обстоятельствам, чем и развивает у себя страхи, тревогу, панику, злость. Неадекватная оценка предметов, людей, явлений, ситуаций приводит к тому, что у человека вырабатывается определенное отношение к ним. Он начинает совершать поступки в зависимости от своего отношения. При этом:

  • Человек наделяет людей, предметы и пр. несвойственными им качествами, что указывает на неадекватное восприятие происходящего.
  • Человек формирует в себе именно то отношение к происходящему, которое соответствует направленности его мышления. Когнитивно-поведенческая психотерапия нацелена на то, чтобы изменить мышление человека в отношении всего, что с ним происходит.

Абсурдность некоторых мыслей можно отметить, когда человек боится того, чего еще не произошло. Когда возникает ситуация, которая протекает не по тому страшному сценарию, который рисовал человек у себя в голове, он начинает понимать, как ошибался и бессмысленно страдал. Таким образом, многие переживания являются абсурдными лишь потому, что человек их надумывает до того, как страшное случится, или долго держит в своей голове, когда уже событие давно осталось в прошлом.

Методы поведенческой психотерапии

Главной целью поведенческой психотерапии является трансформация поведения клиента. Он должен изменить, поменять или модифицировать свои поступки, чтобы они стали более эффективными. Здесь используются различные методы:

  1. Аверсивная терапия, при которой на человека непосредственно воздействует негативный стимул. Нечасто используется.
  2. Жетонная система, когда клиента награждают «жетонами» за любое эффективное действие. Затем он эти жетоны может обменять на полезные и приятные для себя вещи.
  3. Мысленный «стоп», когда клиент осознанно останавливает ход негативных мыслей, которые вызывают у него неприятные ощущения.
  4. Поэтапное подкрепление и самоподкрепление.
  5. Самоинструкция и самоконтроль.
  6. Обучение на моделях.
  7. Обучение приемам подкрепления.
  8. Тренинг самоутверждения.
  9. Систематическая десенсибилизация.
  10. Условно-рефлекторная терапия.
  11. Целенаправленное и скрытое подкрепление.
  12. Система штрафов.

Техники поведенческой психотерапии

В поведенческой психотерапии используются различные техники, которые помогают устранить конкретные психологические проблемы:

  • Техника «наводнения», когда человеку создают травмирующую ситуацию, погружают в нее. Он должен в ней пребывать до тех пор, пока функции торможения не начнут включаться, то есть страх сам не начнет исчезать из-за постоянного воздействия пугающего раздражителя на человека. Данный прием используется до 10 раз.
  • Жетонная система, когда человека награждают за правильное поведение.
  • Систематическая десенсибилизация, когда в момент стресса человек занимается тем, что расслабляется.
  • Экспозиция – вхождение пациента в пугающую ситуацию.

К каким итогам приводит поведенческая психотерапия?

Главными целями поведенческой психотерапии являются воздействие на ход мыслей и установки клиента, чтобы регулировать поведение для улучшения самоощущения. Итоги могут быть достигнуты за считанные сеансы, если клиент полностью подчиняется руководству психотерапевта.

Следует понимать, что именно своими действиями человек формирует свои проблемы. Эти действия базируются на убеждениях, мыслях, страхах, комплексах и прочих психологических факторах. Зачастую человек пользуется старыми моделями поведения, которые уже на сегодняшний день не дают желаемого эффекта. Вот почему посредством проработки собственных стереотипов можно изменить и поведение, которое наконец-то будет давать желаемый результат.

Сначала необходимо понять, что управляет человеком, а потом начать самим управлять данным фактором, чтобы совершать выгодные для себя действия.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) занимается корректировкой мыслей и чувств, которые определяют поступки и действия, влияют на образ жизни человека. Базируется на принципе, что внешнее воздействие (ситуация) вызывает определенную мысль, которая переживается и находит свое воплощение в конкретных поступках, то есть мысли и чувства формируют поведение личности.

А потому, чтобы изменить свое негативное поведение, нередко ведущее к серьезным жизненным проблемам, нужно в первую очередь изменить свой стереотип мышления.

Например, человек панически боится открытого пространства (агорафобия), при виде толпы испытывает страх, ему кажется, что с ним обязательно случится что-то нехорошее. Он неадекватно реагирует на происходящее, наделяет людей совсем не присущими им качествами. Сам становится замкнутым, избегает общения. Это приводит к разладу психики, развивается депрессия.

В таком случае могут помочь методы и техники когнитивно-поведенческой психотерапии, которые научат преодолеть панический страх перед большим скоплением людей. Иными словами, если нельзя изменить ситуацию, можно и нужно изменить свое отношение к ней.

КПТ вышла из недр когнитивной и поведенческой психотерапии, сочетает в себе все основные положения этих методик и ставит перед собой конкретные цели, которые необходимо решить в процессе лечения.

К ним следует отнести:

  • Купирование симптомов расстройства психики;
  • Стойкая ремиссия после курса терапии;
  • Низкая вероятность повторного проявления (рецидива) болезни;
  • Результативность лекарственных средств;
  • Коррекция ошибочных когнитивных (умственных) и поведенческих установок;
  • Разрешение личностных проблем, послуживших причиной психического заболевания.
Исходя из указанных целей, врач-психотерапевт помогает пациенту решить в ходе лечения следующие задачи:
  1. Выяснить, как его мышление влияет на эмоции и поведение;
  2. Критически воспринимать и уметь анализировать свои негативные мысли и чувства;
  3. Научиться заменять негативные убеждения и установки на позитивные;
  4. На основе выработанного нового мышления скорректировать свое поведение;
  5. Решить проблему своей социальной адаптации.
Этот практический метод психотерапии нашел широкое применение при лечении некоторых видов психических расстройств, когда необходимо помочь пациенту пересмотреть свои взгляды и поведенческие установки, наносящие непоправимый вред здоровью, разрушающие семью и причиняющие страдания близким.

Эффективен, в частности, при лечении алкоголизма и наркомании, если после медикаментозной терапии организм очищен от токсического отравления. В ходе реабилитационного курса, занимающего 3-4 месяца, пациенты учатся справляться со своим деструктивным мышлением и корректируют свои поведенческие установки.

Важно знать! Когнитивно-поведенческая психотерапия будет действенна только тогда, когда этого желает сам пациент и устанавливает доверительный контакт с психотерапевтом.

Основные методы когнитивно-поведенческой терапии


Методы когнитивно-поведенческой психотерапии исходят из теоретических задач когнитивной и поведенческой (бихевиоральной) терапии. Психолог не ставит себе цель докопаться до корней возникших проблем. Посредством наработанных методик, применяя конкретные техники, он учит позитивному мышлению, чтобы поведение пациента изменилось в лучшую сторону. В ходе психотерапевтических сеансов также используются некоторые приемы педагогики и психологического консультирования.

Наиболее значимыми методиками КПТ являются:

  • Когнитивная терапия . Если человек неуверенный и воспринимает свою жизнь как полосу неудач, нужно закрепить в его сознании положительные мысли о себе, которые должны вернуть ему уверенность в своих силах и надежду, что все у него обязательно получится.
  • Рационально-эмотивная терапия . Направлена на осознание пациентом того факта, что свои мысли и поступки нужно согласовывать с реальной жизнью, а не витать в своих мечтах. Это оградит от неизбежных стрессов и научит принимать верные решения в различных жизненных ситуациях.
  • Реципрокная ингибиция . Ингибиторами называют вещества, которые замедляют течение различных процессов, в нашем случае речь идет о психофизических реакциях в организме человека. Страх, например, может быть подавлен гневом. В ходе сеанса пациент может представить, что свою тревогу он может подавить, допустим, полным расслаблением. Это ведет к угасанию патологической фобии. На этом основаны многие специальные техники данного метода.
  • Аутогенная тренировка и релаксация . Используется как вспомогательный прием при проведении сеансов КПТ.
  • Самоконтроль . Основывается на методе оперантного обусловливания. Подразумевается, что желательное поведение в тех или иных условиях должно закрепляться. Актуален при трудностях в жизненных ситуациях, допустим, учебе или работе, когда возникают разного рода зависимости или неврозы. Помогают поднять самооценку, контролировать немотивированные вспышки ярости, гасят невротические проявления.
  • Самонаблюдение . Ведение дневника поведения, один из способов «остановки» для прерывания навязчивых мыслей.
  • Самоинструкции . Пациент должен сам задавать себе задания, которых необходимо придерживаться для положительного решения своих проблем.
  • Метод «Стоп-кран» или триада самоконтроля . Внутреннее «стоп!» негативным мыслям, релаксация, положительное представление, мысленное его закрепление.
  • Оценка чувств . Производится «шкалирование» чувств по 10-бальной или иной системе. Это позволяет пациенту определить, допустим, уровень своей тревожности или, наоборот, уверенности, где на «шкале чувств» они находятся. Помогает объективно оценить свои эмоции и предпринять шаги для снижения (увеличения) их присутствия на мысленном и чувствительном уровне.
  • Исследование угрожающих последствий или «что если» . Способствует расширению ограниченного кругозора. При вопросе «А если произойдет что-либо ужасное?» пациент должен не переоценивать роль этого «ужасного», что ведет к пессимизму, а найти оптимистический ответ.
  • Преимущества и недостатки . Пациент с помощью психолога разбирает преимущества и недостатки своих мысленных установок и находит пути сбалансированного их восприятия, это позволяет решить проблему.
  • Парадоксальная интенция . Методику разработал австрийский психиатр Виктор Франкл. Суть ее в том, что если человек чего-то очень боится, нужно, чтобы в своих ощущениях он возвращался к этой ситуации. Например, человек страдает страхом бессонницы, ему нужно посоветовать, чтобы он и не старался уснуть, а как можно дольше бодрствовал. И вот это стремление «не заснуть» вызывает, в конце концов, сон.
  • Тренировка контроля тревоги . Используется в том случае, если человек в стрессовых ситуациях не может совладать с собой, оперативно принять решение.

Техники когнитивно-поведенческой терапии при лечении неврозов


Техники когнитивно-поведенческой терапии включают спектр самых разнообразных конкретных упражнений, с помощью которых пациент должен решить свои проблемы. Вот лишь некоторые:
  1. Рефрейминг (англ. - рамка) . С помощью специальных вопросов психолог заставляет клиента сменить негативные «рамки» своего мышления и поведения, заменить их на позитивные.
  2. Дневник мыслей . Пациент записывает свои мысли, чтобы понять, что тревожит и влияет на его мысли и самочувствие в течение дня.
  3. Эмпирическая проверка . Включает несколько способов, которые помогают найти правильное решение и забыть негативные мысли и аргументы.
  4. Примеры художественной литературы . Доходчиво объясняют выбор положительного суждения.
  5. Позитивное воображение . Помогает избавиться от отрицательных представлений.
  6. Смена ролей . Больной представляет, что утешает своего товарища, оказавшегося в его положении. Вот что бы он смог ему посоветовать в таком случае?
  7. Наводнение, имплозия, парадоксальная интенция, вызванный гнев . Применяются при работе с детскими фобиями.
Сюда же относят выявление альтернативных причин поведения, а также некоторые другие техники.

Лечение депрессии методами когнитивно-поведенческой психотерапии


Когнитивно-поведенческая психотерапия депрессии широко используются в настоящее время. В основе лежит метод когнитивной терапии американского психиатра Аарона Бека. По его определению «депрессия характеризуется глобально пессимистическим отношением человека к собственной персоне, внешнему миру и своему будущему».

Это тяжело сказывается на психике, страдает не только сам больной, но и его близкие. В наши дни более 20% населения в развитых странах подвержено депрессии. Она снижает в разы трудоспособность, и высока вероятность суицидального исхода.

Симптомов депрессивного состояния много, они проявляются на умственном (мрачные мысли, нет концентрации внимания, трудности с принятием решения и др.), эмоциональном (тоска, угнетенное настроение, тревога), физиологическом (нарушение сна, потеря аппетита, снижение сексуальности) и поведенческом (пассивность, избегание контактов, алкоголизм или наркомания как временное облегчение) уровне.

Если такая симптоматика наблюдается не менее 2-х недель, можно с уверенностью говорить о развитии депрессии. У одних болезнь протекает незаметно, у других приобретает хронический характер и тянется годами. В тяжелых случаях больной помещается в стационар, где проходит лечение антидепрессантами. После медикаментозной терапии необходима помощь психотерапевта, используются методики психодинамической, трансовой, экзистенциальной психотерапии.

Положительно зарекомендовала себя когнитивно-поведенческая психотерапия депрессии. Изучаются все симптомы депрессивного состояния, и с помощью специальных упражнений пациент может от них избавиться. Одной из эффективных методик КПТ является когнитивное реконструирование.

Пациент с помощью психотерапевта работает со своими негативными мыслями, которые отражаются на поведении, проговаривает их вслух, анализирует и по мере необходимости меняет свое отношение к сказанному. Таким образом он удостоверяется в истинности своих ценностных установок.

Методика включает целый ряд техник, наиболее распространенными являются следующие упражнения:

  • Инокуляция (прививка) стресса . Пациента обучают умениям (копинг-навыкам), которые должны помочь в борьбе со стрессом. Сначала нужно осознать ситуацию, потом выработать определенные навыки борьбы с ней, далее следует закрепить их посредством определенных упражнений. Полученная таким образом «прививка» помогает пациенту справиться с сильными переживаниями и тревожными событиями своей жизни.
  • Приостановка мышления . Человек зациклен на своих иррациональных мыслях, они мешают адекватно воспринимать действительность, служат причиной для появления тревоги, как следствие возникает стрессовая ситуация. Психотерапевт предлагает пациенту воспроизвести их в своем внутреннем монологе, потом громко произносит: «Стоп!» Такой вербальный барьер резко обрывает процесс негативных суждений. Этот прием, неоднократно повторенный в ходе терапевтических сеансов, вырабатывает условный рефлекс на «неправильные» представления, старый стереотип мышления корректируется, появляются новые установки на рациональный тип суждений.

Важно знать! Нет такого метода лечения депрессии, который в одинаковой мере подходит всем. Что подходит одному, может совсем не работать с другим. Чтобы найти для себя приемлемую методику, не нужно зацикливаться на одной только на том основании, что она помогла кому-то из близких или знакомых.


Как лечить депрессию методом когнитивно-поведенческой терапии - смотрите на видео:


Когнитивно-поведенческая терапия (психотерапия) доказала свою эффективность при лечении различных неврозов. Если человек чувствует разлад в душе, связанный с негативной оценкой самого себя, нужно обратиться к специалисту, который поможет изменить отношение (мысли и поведение) к себе и окружающей действительности. Ведь недаром поется: «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» Такой «закалкой» от различных неврозов, в том числе и депрессии, являются методы и техники весьма популярной в наши дни КПТ.

В переживаниях людей часто звучат темы безнадежности, мрачного восприятия мира и недовольство собой. Когнитивная психотерапия помогает идентифицировать устоявшиеся стереотипы через работу с мышлением и заменой «автоматических» негативных мыслей на позитивные. Пациент активный участник процесса терапии.

Когнитивная терапия - что это такое?

Аарон Бек, американский психотерапевт, один из основателей направления в 1954 году исследуя депрессию в рамках психоанализа не получил каких-либо обнадеживающих достоверных результатов. Так появилось новое направление психотерапевтической помощи при панических атаках, депрессиях, различных зависимостях. Когнитивная терапия это краткосрочный метод, направленный на распознавание негативных мыслительных шаблонов, которые приводят человека к страданиям и замена их на конструктивные мысли. Клиент учится новому восприятию, начинает верить в себя и мыслить позитивно.

Методы когнитивной психотерапии

Психотерапевт изначально договаривается и устанавливает с пациентом отношения, основанные на сотрудничестве. Формируется лист проблем-мишеней в порядке значимости проработки для пациента, выявляются автоматические негативные мысли. Методы когнитивно-поведенческой терапии вызывают положительные изменения на достаточно глубоком уровне, включают в себя:

  • борьба с мыслями негативной направленности («это бессмысленно», «это бесполезно», «ничего из этого не выйдет хорошего», «недостоин быть счастливым»);
  • альтернативные пути восприятия проблемы;
  • переосмысление или проживание травмирующего опыта из прошлого, который влияет на настоящее и не пациенту адекватно оценивать реальность.

Техники когнитивной психотерапии

Психотерапевт побуждает пациента к активному полноценному участию в терапии. Цель терапевта довести до клиента, что тот несчастлив со своими старыми убеждениями, есть альтернатива начать мыслить по-новому, взять на себя ответственность за свои мысли, состояние, поведение. Обязательны домашние задания. Когнитивная терапия расстройств личности содержит в себе ряд техник:

  1. Отслеживание и записывание негативных мыслей, установок , когда надо совершить какое-либо важное действие. Пациент записывает на бумаге в порядке очередности мысли, которые приходят во время принятия решения.
  2. Ведение дневника . В течение дня записываются мысли, которые чаще остальных возникают у пациента. Дневник помогает отследить мысли влияющие на самочувствие.
  3. Проверка негативной установки в действии . Если пациент утверждает что «он ни на что не способен», терапевт побуждает для начала совершать маленькие успешные действия, затем усложняет задания.
  4. Катарсис . Техника проживания эмоций из состояния. Если пациент печален, находится в неприятии себя, терапевт предлагает выразить печаль, например, с помощью плача.
  5. Воображение . Пациент боится или не уверен в своих силах, для того чтобы совершить действие. Терапевт призывает вообразить и попробовать.
  6. Метод трех колонок . Пациент записывает в колонках: ситуация-негативная мысль-корректирующая (положительная) мысль. Техника полезна для обучения навыка замены отрицательной мысли положительной.
  7. Запись событий дня . Пациент может считать, что люди агрессивно к нему настроены. Терапевт предлагает вести лист наблюдений, где ставить «+» «-», в течение дня при каждом взаимодействии с людьми.

Когнитивная терапия - упражнения

Стойкий результат и успех в терапии обеспечивается закреплением новых конструктивных установок, мыслей. Клиент выполняет домашние задания и упражнения, которые назначит ему терапевт: релаксация, отслеживание приятных событий, обучение новому поведению и навыкам самоизменения. Когнитивная психотерапия упражнения на уверенность в себе являются необходимыми для пациентов с высокой тревожностью и в состоянии депрессии от недовольства собой. В ходе проработки желаемого «образа себя» человек примеряет и пробует разные варианты поведения.



Когнитивная терапия при социофобии

Страх и высокая необоснованная тревожность не дают человеку нормально выполнять свои социальные функции. Социофобия – достаточно распространенное расстройство. Когнитивная психотерапия при социофобии помогает выявить «выгоды» такого мышления. Упражнения подбираются под конкретные проблемы пациента: страх выходить из дома, и так далее.

Когнитивная терапия зависимостей

Алкоголизм, наркомания – болезни, обусловленные генетическим фактором, иногда это модель поведения людей, которые не умеют решать проблемы и видят снятие напряжения в употреблении психоактивных веществ, не решая при этом сами проблемы. Когнитивная поведенческая психотерапия зависимостей направлена на выявление триггеров (ситуации, люди, мысли), которые запускают механизм употребления. Когнитивная терапия успешно помогает справляться человеку с пагубными привычками через осознавание мыслей, проработке ситуаций и изменение поведения.


Когнитивно поведенческая терапия - лучшие книги

Люди не всегда могут обратиться за помощью к специалисту. Техники и методы, известных психотерапевтов, могут помочь самостоятельно продвинуться на пути решения некоторых проблем, но не заменят самого психотерапевта. Когнитивно-поведенческая терапия книги:

  1. «Когнитивная терапия депрессии» А.Бек, Артур Фримен.
  2. «Когнитивная психотерапия расстройств личности» А.Бек.
  3. «Психотренинг по методу Альберта Эллиса» А. Эллис.
  4. «Практика рационально-эмоциональной поведенческой психотерапии» А.Эллис.
  5. «Методы поведенческой терапии» В.Мейер, Э.Чессер.
  6. «Руководство по когнитивно-поведенческой терапии» С.Харитонов.