В соответствии с военными доктринами осуществлялось и строительство вооруженных сил капиталистических государств.

Вооруженные силы Великобритании состояли из сухопутных войск (армии), военно-морских (флот и морская авиация) и военно-воздушных сил. Регулярные вооруженные силы комплектовались добровольцами в возрасте от 18 до 25, лет. В июле 1939 г. в метрополии вступил в силу закон об обязательной воинской повинности, по которому все мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, должны были проходить службу в течение шести месяцев в регулярной армии, после чего на три с половиной года зачислялись в территориальную армию (Е. Sheppard. A Short History of the British Army. London, 1950, p. 373-375. ). Доминионы Великобритании имели свои национальные вооруженные силы, также состоявшие из трех видов и комплектовавшиеся добровольцами. В наиболее важных стратегических пунктах и базах империи находились английские части, выполнявшие полицейские функции. Во всех остальных частях английской империи содержались колониальные войска из местных жителей, которые правительство могло использовать за пределами их территорий. Данные о численности британских вооруженных сил по их видам приведены в таблице 15.

Верховным главнокомандующим вооруженными силами Британской империи номинально считался король, фактически ими руководил премьер-министр Великобритании, который возглавлял комитет имперской обороны.

В отношении доминионов комитет ограничивался общими указаниями по вопросам строительства вооруженных сил. Порядок же строительства вовруженных сил колоний определялся им полностью. Все решения по этому вопросу в колониях проводились в жизнь соответствующими военными министрами (армии, военно-морских и, военно-воздушных сил) через генерал-губернаторов колоний, а в Индии - через вице-короля.

Исходя из общей военной доктрины, основное внимание в строительстве вооруженных сил уделялось флоту и военно-воздушным силам.

К началу второй мировой войны флот Англии насчитывал 15 линейных кораблей и линейных крейсеров, 7 авианосцев, 64 крейсера, 184 эсминца, 45 тральщиков и кораблей береговой обороны, 58 подводных лодок (Encyclopedia Britannica. Vol. 23. Chicago-London, 1973, p. 780 С. ). Некоторые корабли, в том числе 2 линкора, реконструировались, 4 устаревших линкора могли использоваться лишь для конвойной службы. В авиации берегового командования имелось 232 боевых самолета, сведенных в 17 эскадрилий (Д. Батлер. Большая стратегия. Сентябрь 1939 - июнь 1941, стр. 46. ); около 500 самолетов находилось на авианосцах и 490 - в резерве (PRO. Cab., 23/97, p. 126. ).

Организационно британский флот включал в себя флот метрополии, средиземноморский, восточный и резервный. Кроме того, имелись флоты и соединения кораблей в доминионах. В составе флотов корабли были сведены в эскадры линкоров, крейсеров, авианосцев, флотилии эскадренных миноносцев и подводных лодок.

Большая часть флота метрополии базировалась в Скапа-Флоу, а некоторые его корабли - в военно-морских базах Хамбер и Портленд. В Западной Атлантике действовала вест-индская станция (4 крейсера), в Южной Атлантике - южноатлантическая (8 крейсеров). Средиземноморский флот базировался в Гибралтаре и Александрии, восточный флот дислоцировался в основном в Сингапуре. В Красном море действовал отряд легких сил. Кроме того, в водах Китая находилась восточнокитайская станция (4 крейсера).

Военное руководство Великобритании считало, что превосходство над флотами Германии и Италии в крупных надводных кораблях позволит обеспечить безопасность морских коммуникаций, а возможную угрозу со стороны немецких подводных лодок рассчитывало преодолеть с помощью новых средств их обнаружения, внедрявшихся на кораблях английского флота. В планах британского адмиралтейства учитывалось, что в случае вступления в войну Японии британский флот, находившийся на Дальнем Востоке, окажется намного слабее флота противника.

После пересмотра «воздушной доктрины» в связи с появлением новых взглядов на использование авиации в конце 30-х годов началось перевооружение и реорганизация военно-воздушных сил. В 1936 г. в их составе организуются три командования: истребительное, бомбардировочное и береговое (R. Higham. Armed Forces in Peacetime. Britain, 1918-1940, p. 179. ). В ноябре 1938 г. в Великобритании был утвержден план «М», по которому в метрополии предполагалось иметь в ближайшие годы 163 эскадрильи (2549 боевых самолетов первой линии), а на заморских базах - 49 эскадрилий (636 самолетов) (Д. Батлер. Большая стратегия. Сентябрь 1939 - июнь 1941, стр. 53. ).

Однако полностью план «М» выполнить не удалось, и к началу второй мировой войны в метрополии имелось 78 эскадрилий (1456 боевых самолетов, в том числе 536 бомбардировщиков). Около 2 тыс. машин находилось в резерве (R. Higham. Armed Forces in Peacetime. Britain, 1918-1940, p. 188. ). В заморских военно-воздушных силах было 34 эскадрильи (435 самолетов), из которых 19 эскадрилий базировались на Среднем Востоке, 7 - в Индии и 8 - в Малайе (Ibidem; Д. Ричарде, X. Coндерс. Военно-воздушные силы Великобритании во второй мировой войне 1939-1945. Перевод с английского. М., 1963, стр. 45. ). Командование бомбардировочной авиации располагало всего 17 эскадрильями самолетов «уитли», «Веллингтон» и «хэмпден», 10 эскадрильями самолетов «бленхейм» и 12 эскадрильями самолетов «бэттл», признанных устаревшими. Большая часть истребительной авиации к началу войны имела на вооружении вполне современные самолеты «спитфайер», «хэррикейн» и «бленхейм» (R. Нigham. Armed Forces in Peacetime. Britain, 1918-1940, p. 188. ). Но в целом по численности и подготовке летного состава английская авиация отчасти уступала немецкой.

План противовоздушной обороны страны был утвержден в 1938 г. Общее руководство ПВО осуществлялось комитетом во главе с премьер-министром. Начальником противовоздушной обороны метрополии являлся командующий истребительной авиацией, которому в оперативном отношении подчинялись все средства ПВО.

Территория Британских островов была разделена на четыре района ПВО: первый район охватывал юго-восточную часть страны, второй - юго-западную, третий - центральную, четвертый - северную часть страны и Шотландию. В организационном отношении войска противовоздушной обороны были сведены в три дивизии (за исключением истребительной авиации). Одна дивизия ПВО обороняла Лондон, другая - города, расположенные в центре и на севере страны, третья - города Шотландии.

Сухопутные войска подразделялись на регулярную, территориальную армии и резерв. Их основу составляла регулярная армия, включавшая все рода войск. Территориальная армия являлась своего рода резервом первой очереди и комплектовалась за счет лиц, главным образом отслуживших в регулярной армии. Резерв состоял из демобилизованных офицеров и лиц, прошедших службу в территориальной армии.

В 1936 г. английское правительство приступило к коренной реорганизации сухопутных войск. Основное внимание в их строительстве уделялось моторизации. Началось создание первых моторизованных и бронетанковых частей и соединений (E. Sheppard. A Short History of the British Army, p. 373-375. ).

Отсутствие четко разработанной теории и тактики использования бронетанковых сил в боевых действиях привело к тому, что перед войной английская армия имела на вооружении самые различные по своим тактико-техническим данным типы танков. Даже в начале 1939 г. генеральный штаб не мог окончательно решить, какой вид танков нужен армии: считалось, что для колониальных войн нужны легкие машины, а для посылки во Францию - тяжелые, для поддержки пехоты - тихоходные, хорошо бронированные, а для мобильной войны - легкие крейсерские танки (С. Ваrnett. Britain and Her Army 1509-1970, p. 419. ). Тем не менее к началу войны процесс моторизации соединений регулярной армии был в основном завершен.

Коренной реорганизации подверглась и территориальная армия, на которую возлагалась также задача противовоздушной обороны метрополии. Для этой цели из ее состава были выделены 7 дивизий (). 29 марта 1939 г. английское правительство решило увеличить количество территориальных дивизий с 13 до 26, в результате чего общее количество дивизий сухопутных войск возрастало до 32 (из них 6 регулярных) (С. Barnett. Britain and Her Army. 1509-1970, p. 420. ). Фактически к началу войны Великобритания имела 9 регулярных и 16 территориальных дивизий, 8 пехотных, 2 кавалерийские и 9 танковых бригад (Подсчитано по: H. Jоslen. Orders of Battle of the Seconal World War 1939-1945. Vol. I-II. London, 1960. ). Территориальные дивизии спешно переводились на штаты регулярных. Индия имела семь регулярных дивизий и значительное количество отдельных бригад; Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия и Южно-Африканский Союз - по нескольку отдельных бригад.

Английская пехотная дивизия в 1939 г. состояла из штаба, трех пехотных бригад, механизированного полка, трех полков полевой, полка противотанковой артиллерии, трех противотанковых рот и подразделений обеспечения и обслуживания. Общая численность личного состава равнялась 14,5 тыс. человек, из них 500 офицеров. На вооружении дивизии имелось 140 бронетранспортеров, 28 легких танков, 156 тягачей, 147 орудий, 810 грузовых автомобилей, 644 легких и 56 тяжелых пулеметов, 126 минометов, 10 222 винтовки, 361 противотанковое ружье и другая техника (H. Jоslen. Orders of Battle of the Second World War 1939-1945, vol. I, p. 131. ).

Организация высших соединений и объединений английских сухопутных войск к началу войны окончательно еще не сложилась. Из-за нехватки офицерского состава, вооружения, военной техники и снаряжения к развертыванию корпусов и армий англичане так и не приступили. Для оказания помощи Франции в отражении возможной агрессии со стороны Германии было создано командование экспедиционных сил Великобритании, которому подчинялись дивизии, намеченные для отправки на Европейский континент, а также командование вооруженных сил Великобритании на Ближнем и Среднем Востоке, в распоряжение которого выделялись две пехотные и одна бронетанковая дивизии (еще не полностью укомплектованные) (E. Sheppard. A Short History of the British Army, p. 375. ). Основные силы сухопутных войск накануне войны дислоцировались в метрополии.

Все расчеты английского командования строились на предположении, что, если Германия предпримет войну против Франции, военные действия будут протекать медленно. В соответствии с этим первые английские пехотные дивизии должны были прибыть во Францию лишь через 33 дня с момента объявления мобилизации, две бронетанковые - через 8 месяцев, а в последующем по 2-3 дивизии с интервалом 6-8 месяцев.

По утверждению фельдмаршала Монтгомери, в конце августа 1939 г. английские сухопутные войска были якобы совершенно неготовы к ведению крупных боевых операций: они испытывали нехватку танков, орудий, имели слабую противотанковую артиллерию, несовершенную связь, плохой тыл и были недостаточно обучены (The War on Land. The British Army in World War II. New York, 1970, p. 6-7. ).

Однако в действительности, несмотря на многие упущения и недостатки в организации и оснащении своих вооруженных сил, Великобритания располагала, к началу войны крупными военно-морскими и военно-воздушными силами и некоторым количеством сухопутных войск в метрополии, достаточными резервами в империи. Это позволяло ей вместе с Францией и Польшей успешно вести вооруженную борьбу против фашистской Германии.

Вооруженные силы Франции состояли из трех видов: сухопутной армии, военно-воздушных сил и военно-морского флота. Их организация и строительство основывались на официальной военной доктрине.

В соответствии с законом «Об организации нации в период войны» от 11 июля 1938 г. вся верховная политическая и военная власть сосредоточивалась в руках правительства. Для решения принципиальных вопросов подготовки страны к войне был реорганизован высший совет национальной обороны, в состав которого вошли все члены кабинета министров, маршал Петэн и начальник генерального штаба генерал Гамелен, а с правом совещательного голоса - главнокомандующие видами вооруженных сил и начальник штаба колониальных войск.

В военное время для руководства вооруженными силами на всех театрах военных действий предусматривалось создать военный комитет. Председателем комитета и верховным главнокомандующим являлся президент республики.

Накануне второй мировой войны во Франции существовали министерства: национальной обороны, армии, авиации и военно-морского флота. Министерства национальной обороны и армии имели единый орган управления - генеральный штаб, другие министерства - главные штабы видов вооруженных сил. Начальник генерального штаба одновременно являлся и командующим сухопутными войсками, расположенными в метрополии и колониях.

Командующие авиацией и ВМФ начальнику генштаба не подчинялись; он лишь координировал действия авиации и флота с действиями сухопутных сил.

Согласно закону «Об организации нации в период войны» территория Франции делилась на три фронта: северо-восточный, юго-восточный и пиренейский. Командующие этими фронтами подчинялись непосредственно начальнику генерального штаба (Les evenements survenus en France de 1933 a 1945. Annexes, t. III, p. 811. ).

В стране было 20 военных округов, в каждом дислоцировалось по 1-2 кадровые дивизии. В случае войны мобилизационным планом предусматривалось развернуть на базе этих соединений 80-100 дивизий типа «А» и «Б» (Дивизия «А» укомплектовывалась на 75 процентов кадровым составом, остальные являлись резервистами молодых возрастов. Оснащенная в основном современным оружием, она имела высокую боеспособность. Дивизия «Б» состояла на 45 процентов из кадрового состава и пополнялась до нормы за счет резервистов старших возрастов. Вооружение было в основном устаревшим. Боеспособность такой дивизии была низкой. ).

Вооруженные силы комплектовались на основе всеобщей воинской повинности. В 1936 г. срок службы был увеличен с одного года до двух, для моряков и солдат колониальных войск оставался прежним - три года. После введения двухлетнего срока службы вооруженные силы Франции имели около 700 тыс. человек переменного состава. В случае войны могло быть мобилизовано до 6 млн. резервистов. Однако контингенты, из которых по плану предполагалось сформировать многочисленные части и соединения, основательной боевой подготовки не проходили. До середины 20-х годов переподготовка военнообязанных запаса вообще не проводилась. Позднее их стали призывать на сборы, которые, однако, были слишком короткими, да и количество призванных резервистов явно недостаточным. В результате резервные соединения не обладали высокой военно-технической и тактической подготовкой, что отрицательно сказалось на их боеспособности.

Французские вооруженные силы мирного времени насчитывали свыше 1 млн. человек, в том числе в сухопутных войсках - 865 тыс. (550 тыс. - армия метрополии, 199 тыс. - экспедиционные войска и 116 тыс.- колониальные формирования), в военно-воздушных силах - 50 тыс., военно-морском флоте - 90 тыс. человек.

К концу августа 1939 г. после проведения ряда внеочередных призывов численность вооруженных сил увеличилась до 2 674 тыс. человек (2 438 тыс. - в сухопутных войсках, 110 тыс.- в военно-воздушных силах и 126 тыс. - в военно-морском флоте) (М. Gamеlin. Servir. Le prologue du drame, p. 448. ). Сухопутная армия состояла из 108 дивизий, в том числе 1 танковой, 2 механизированных, 5 кавалерийских и 13 дивизий крепостных районов. Танковая и 8 пехотных дивизий к моменту вступления Франции в войну еще не были полностью укомплектованы.

Франция располагала 14 428 орудиями (без железнодорожных платформ и крепостной артиллерии) (Archives nationales de France. Cour de Riom. W 11 . Serie XIX, cartone 48, doc. 9. ); в сухопутной армии насчитывалось 3100 танков («Revue d " histoire de la deuxieme guerre mondiale», 1964, № 53, p. 5. ), большая часть их находилась в 39 отдельных танковых батальонах (Ж. Буше. Бронетанковое оружие в войне. Перевод с французского. М., 1956, стр. 83-86. ).

Пехотные дивизии обоих типов («А» и «Б») имели одинаковую организацию: три пехотных и два артиллерийских (легкой и средней артиллерии) полка, противотанковый дивизион, части и подразделения обеспечения и обслуживания (Там же, стр. 86-87. ). Всего в дивизии насчитывалось 17,8 тыс. человек, 62 75-мм и 155-мм орудия, 8 47-мм противотанковых пушек и 52 25-мм универсальных орудия.

Легкие механизированные дивизии были переформированы в 1932 г. из кавалерийских соединений. Каждая из них имела танковую и моторизованную бригады, разведывательный и артиллерийский полки, части и подразделения обеспечения и обслуживания, 11 тыс. человек личного состава, 174 танка и 105 бронеавтомобилей (в основном устаревших конструкций).

Кавалерийская дивизия состояла из двух бригад (кавалерийской и легкой механизированной) и артиллерийского полка. Всего в ней насчитывалось 11,7 тыс. человек, 22 танка и 36 бронеавтомобилей (La campagne de France. Mai - juin 1940, p. 21. ).

Существовавшие во французской армии серьезные недостатки в техническом оснащении значительно снижали ее боеспособность. Хотя вооружение в большей своей части отвечало современным требованиям, многие образцы оружия остались еще от первой мировой войны. Артиллерия была представлена главным образом 75-мм пушкой, которая значительно уступала немецкой 105-мм гаубице. Французская тяжелая артиллерия и артиллерия большой мощности была многочисленной и по огневой мощи превосходила соответствующую немецкую артиллерию.

Военно-воздушные силы Франции с учетом морской авиации насчитывали 3335 боевых самолетов. Вооружение и организация их к началу войны были еще в стадии становления. Высшим объединением ВВС являлась смешанная воздушная армия (всего их было три), состоявшая из бомбардировочной дивизии и нескольких истребительных бригад. Во французских ВВС истребители составляли 36 процентов, разведчики - 25, а бомбардировщики - 39 процентов всего самолетного парка. Руководство военно-воздушными силами Франции, в противоположность немецким, было децентрализовано. В каждом армейском корпусе, армии и фронте имелась своя авиация, которая базировалась на аэродромы, расположенные в тыловых районах войсковых соединений и объединений.

Франция располагала значительным военно-морским флотом, занимавшим четвертое место среди флотов капиталистических стран. В его составе числилось 7 линейных кораблей, 1 авианосец, 19 крейсеров, 32 эскадренных миноносца, 38 миноносцев, 26 минных тральщиков и 77 подводных лодок (Р. Auphan, J. Моrdal. La Marine Francaise pendant la seconde guerre mondiale. Paris, 1958, p. 481 - 511. ).

Таким образом, Франция к началу второй мировой войны располагала значительными вооруженными силами, достаточно оснащенными боевой техникой и вооружением, в том числе и современными. Однако в результате политики, стремившейся направить агрессию в сторону Советского Союза, и предательства национальных интересов Франции ее правящими кругами, а также вследствие серьезных недостатков в подготовке страны к войне французские вооруженные силы неизбежно должны были столкнуться с большими трудностями в борьбе с сильным противником.

Вооруженные силы Соединенных Штатов Америки состояли из сухопутной армии и военно-морского флота. Военно-воздушные силы входили в состав сухопутных войск.

Верховным главнокомандующим являлся президент США, который осуществлял руководство вооруженными силами через военное и военно-морское министерства. Вооруженные силы комплектовались на добровольных началах.

Численность американской армии составляла в 1939 г. всего 544,7 тыс. человек, из которых 190 тыс. находились в регулярной армии, 200 тыс. в национальной гвардии и 154,7 тыс.- в военно-морском флоте (The Information Please Almanac, 1950. New York, 1951, p. 206; R. Weigley. History of the United States Army, p. 419. ). Военно-политическое руководство полагало, что, находясь на достаточном удалении от возможных театров военных действий, США успеют в случае необходимости быстро развернуть свои вооруженные силы до нужного количества и вступить в войну в решающий момент.

В соответствии с военной доктриной США основное внимание в строительстве вооруженных сил уделялось военно-морскому флоту, главным образом мощным линейным кораблям и авианосцам. К началу второй мировой войны военно-морские силы США насчитывали более 300 боевых кораблей, из них 15 линейных кораблей, 5 авианосцев, 36 крейсеров, 181 эсминец, 99 подводных лодок, 7 канонерских лодок и 26 минных тральщиков (W. Churchill. The Second World War. Vol. I. The Gathering Storm. New York, 1961, p. 617. ). Флот располагал также большим количеством вспомогательных кораблей различного назначения. Однако многие эсминцы и подводные лодки являлись устаревшими.

В организационном отношении до второй мировой войны корабли были сведены в два флота - тихоокеанский и атлантический, в которых имелись соединения линкоров, авианосцев, крейсеров, эсминцев, подводных лодок, вспомогательных и амфибийных сил. В состав морской авиации входило около 300 самолетов.

Основные силы военно-морского флота базировались в Норфолке (побережье Атлантического океана), Сан-Диего (побережье Тихого океана) и Пёрл-Харборе (Гавайские острова).

Военно-морские силы США в основном были готовы к выполнению поставленных перед ними задач по обороне Американского континента и обеспечению переброски сухопутных войск для высадки десантов на других континентах.

Немногочисленные сухопутные войска состояли из регулярной армии, национальной гвардии и организованных резервов. Более подготовленными были части и соединения регулярной армии. Национальная гвардия представляла собой милиционную армию отдельных штатов, предназначенную в первую очередь для поддержания внутреннего порядка и не подчинявшуюся федеральному правительству. Организованные резервы состояли из офицеров запаса и лиц, отслуживших определенный срок в регулярной армии.

Накануне второй мировой войны в регулярной армии имелось всего три полностью и шесть частично укомплектованных пехотных дивизий, две кавалерийские дивизии, отдельная бронетанковая бригада и несколько отдельных пехотных бригад (М. Kreidberg, M. Henry. History of Military Mobilization in the United States Army, 1775-1945. Washington, 1955, p. 548-552. ). В национальной гвардии насчитывалось 17 дивизий. Эти войсковые соединения и части были объединены в четыре армии, дислоцировавшиеся в континентальной части страны. Небольшие гарнизоны сухопутных войск находились на Аляске, Гавайских и других островах Тихого океана.

В декабре 1936 г. в директиве начальника штаба сухопутных войск было объявлено о начале разработки «плана мобилизации сил прикрытия», которая закончилась к 1939 г. План предусматривал развертывание в течение 90 дней со дня объявления мобилизации 730-тысячных хорошо оснащенных сухопутных сил. Затем в короткий срок армия должна развернуться до 1 млн. человек. До 1940 г. все расчеты по производству вооружения для армии основывались на такой численности сухопутных сил (R. Smith. The Army and Economic Mobilization, p. 54, 127 - 128. ).

В 30-е годы на вооружении американской армии находились преимущественно легкие танки. Только в 1939 г., учитывая уроки войны в Испании, американцы приступили к созданию средних танков (R. Weigley. History of the United States Army, p. 411. ).

Общее руководство авиацией, входившей в состав сухопутных войск, военный министр осуществлял через своего помощника по авиации, а оперативное через генеральный штаб. В военно-воздушных силах армии накануне войны было 1576 боевых самолетов. С начала второй мировой войны конгресс США выделил дополнительные средства на развитие самолетостроения. Производство самолетов планировалось увеличить до 5500 машин в год (The War Reports of General of the Army G. Marshall, Chief of the Staff; General of the Army H. Arnold, Commanding General, Army Air Forces; Fleet Admiral E. King, Commander-in-Chief, United States Fleet and Chief of Naval Operations. Philadelphia-New-York, 1947, p. 308; The Army Almanac. Washington, 1950, p. 214. ). Одновременно предусматривалось подготовить 20 тыс. пилотов, штурманов и стрелков. Ускоренными темпами строились военно-воздушные базы в Панаме, на Аляске, в Пуэрто-Рико и на Гавайских островах.

Военно-воздушные силы армии делились на тактические и обороны континента. В их строительстве главное внимание уделялось стратегической авиации, значение же тактической авиации недооценивалось. К началу войны США имели хороший тяжелый бомбардировщик Б-17 («летающая крепость»), но не имели равных ему истребителей и штурмовиков, необходимых для поддержки сухопутных войск (R. Weiglеу. History of the United States Army, p. 414. ). По количеству и качеству боевой техники и вооружения американская авиация в целом уступала английской и немецкой.

В целях противовоздушной обороны территория США была разделена на четыре округа, в которых обеспечение взаимодействия истребительной авиации, зенитной артиллерии, службы воздушного оповещения и аэростатов воздушного заграждения было поручено командующим военно-воздушными силами этих округов, подчинявшимся командующему ВВС армии.

Таким образом, состояние вооруженных сил США в 1939 г. в основном соответствовало требованиям, предъявляемым к ним военно-политическим руководством. Однако для реализации намеченных американским правительством планов развертывания вооруженных сил необходимы были значительные средства и время.

Вооруженные силы Польши состояли из сухопутных войск и военно-морского флота. Согласно конституции 1935 г. верховным главнокомандующим являлся президент, но фактически вооруженные силы, как и вся власть в стране, после смерти Пилсудского находились в руках военного и политического диктатора, генерального инспектора вооруженных сил маршала Э. Рыдз-Смиглы.

Армия и флот комплектовались на основе закона о всеобщей воинской повинности, принятого 9 апреля 1938 г. По состоянию на 1 июня 1939 г. вооруженные силы Польши насчитывали 439 718 человек, из них в сухопутных войсках - 418 474, авиации - 12 170 и военно-морском флоте - 9074 человека (В это число не входят части корпуса пограничной охраны. Пограничные войска состояли из полков и бригад. В мае 1939 г. они насчитывали 25 372 человека. Подсчитано на основании ежемесячных отчетов фактического состояния вооруженных сил Польши: Centralne Archiwum Wojskowe. Departament Dowodztwa Ogolnego MS Wojsk., t. 4393. L. dz. 8838/tj. z dn. 14.8.1939 г.; Akta Departamentu Art. MS Wojsk., t. 11, Akta gisz, t. 287-667, 960. ). Численность обученных резервов достигала 1,5 млн. человек (W. Iwanowski. Wysilek Zbrojny Narodu Polskiego w czasie II Wojny Swiatowej. T. I. Warszawa, 1961, str. 66. ).

В социальном отношении польская армия в подавляющем большинстве (около 70 процентов) состояла из крестьян при незначительной прослойке рабочих. До 30-40 процентов составляли представители национальных меньшинств (украинцы, белорусы, литовцы и другие). Система комплектования вооруженных сил носила ярко выраженный классовый характер и призвана была сделать их послушным орудием в борьбе против революционного движения и в войне против Советского социалистического государства.

Правящие круги Польши в течение длительного времени воспитывали армию в духе враждебного отношения к Советскому Союзу и трудящимся самой Польши. Войска часто использовались для подавления революционных выступлений народных масс Польши, национально-освободительного движения белорусов, украинцев и литовцев. В отдельных гарнизонах имелись особые части, специально предназначенные для этих целей (S. Rowecki. Walki uliczne. Warszawa, 1928, str. 286. ).

Польская буржуазия рассчитывала тщательно продуманной системой идеологической обработки личного состава обеспечить надежность своих вооруженных сил, оградить их от проникновения революционных идей и настроений.

Система обучения и воспитания солдат и офицеров была направлена на то, чтобы сгладить существующие противоречия между социальным составом армии и ее предназначением, изолировать солдат от народных масс, отвлечь их от политики, притупить классовое сознание и превратить в слепых исполнителей воли господствующих классов. Объявив армию вне политики, военное руководство запрещало солдатам и офицерам состоять в политических партиях, участвовать в митингах, на собраниях и в других общественно-политических мероприятиях и кампаниях (См. art. 55 § I Dekretu о sluzbie wojskowej oficerow. Warszawa, 1937. ). Реакционное правительство беспощадно преследовало военнослужащих за участие в революционном движении и настойчиво внушало им якобы установленную богом и религией необходимость защиты буржуазно-помещичьего строя Польши, слепого подчинения его законам.

Основной организующей силой польской армии являлся офицерский и унтер-офицерский состав. Офицерский корпус почти полностью подбирался из лиц, принадлежащих к господствующим и привилегированным слоям и классам. Руководящая роль в армии среди польского офицерства принадлежала пилсудчикам, преимущественно бывшим легионерам. В 1939 г. из 100 генералов 64 являлись легионерами, более 80 процентов должностей армейских инспекторов и командиров корпусных округов было укомплектовано приближенными Пилсудского (P. Staweсki. Nastepcy komendanta. Warszawa, 1969, str. 76. ). Важнейшие командные должности в армии занимали люди, военные познания которых не выходили за рамки опыта антисоветской войны 1920 г. Именно пилсудчики являлись наиболее откровенными носителями буржуазно-помещичьей идеологии и политики реакционного режима в армии.

Поскольку польская военная доктрина рассматривала будущую войну как преимущественно континентальную, главная роль в ней, а следовательно, и в строительстве вооруженных сил отводилась сухопутным войскам. В состав сухопутных войск входили пехота, кавалерия, корпус пограничной охраны, а также авиация.

Основу сухопутных сил составляли пехотные дивизии, распределявшиеся по корпусным округам (Корпусные округа, являвшиеся в мирное время военно-административными единицами, в период войны были расформированы. ). Пехотная дивизия состояла из трех пехотных полков, полка легкой и дивизиона тяжелой артиллерии, подразделений обеспечения и обслуживания. В ней насчитывалось до 16 тыс. человек. По сравнению с немецкой пехотной дивизией она не имела достаточного количества артиллерии (42-48 орудий и 18-20 минометов в основном устаревших конструкций). В дивизии было 27 37-мм противотанковых орудий, значительно меньше, чем в немецкой дивизии. Слабой была и противовоздушная оборона - всего четыре 40-мм зенитных орудия.

Польская военная теория рассматривала кавалерию как основное маневренное средство для достижения решительных целей. Кавалерия должна была восполнить отсутствие в армии технических подвижных средств. Именно на нее, «королеву армии», возлагалась задача сломить волю противника к сопротивлению, парализовать его психологически, ослабить боевой дух.

Все кавалерийские формирования были сведены в 11 бригад; штатная численность каждой бригады составляла 3427 человек. В отличие от пехотных дивизий штаты кавалерийских бригад в военный период оставались почти такими же, как в мирное время. Ударная сила кавалерийской бригады была невелика: ее огневая мощь равнялась силе огневого залпа одного польского пехотного полка (Т. Rawski, Z. Stupor, J. Zamojski. Wojna Wyzwolencza Narodu Polskiego w latach 1939-1945, str. 104. ).

В состав бронетанковых войск входили: моторизованная бригада (сформированная в 1937 г.), три отдельных батальона легких танков, несколько отдельных разведывательных танковых и бронеавтомобильных рот, а также подразделения бронепоездов.

Моторизованная бригада состояла из двух полков, противотанкового и разведывательного дивизионов, а также подразделений обслуживания. В ней насчитывалось около 2800 человек. Бригада имела на вооружении 157 пулеметов, 34 орудия и миномета, 13 разведывательных танков (E. Kozlowski. Wojsko Polskie 1936-1939, str. 172. ). На время войны бригада усиливалась танковым батальоном из резерва главного командования и другими подразделениями.

Всего в польских вооруженных силах в июле 1939 г. насчитывалось 887 легких танков и танкеток, 100 бронеавтомобилей, 10 бронепоездов (Centralne Archiwum Wojskowe, Akta DDO MS Wojsk., t. 27. ). Основная часть танкового парка по своим тактико-техническим данным была непригодна для эффективного использования в боевых условиях.

Военная авиация состояла из шести авиационных полков, двух отдельных воздухоплавательных батальонов и двух дивизионов морской авиации. Всего в воздушном флоте к началу войны было 824 боевых самолета всех типов (E. Kozlowski. Wojsko Polskie 1936-1939, str. 238; Mala Encyklopedia Wojskowa. T. 2. Warszawa, 1970, str. 693-694. ), большинство из них по своим летно-техническим характеристикам уступали самолетам главных европейских государств. В 1939 г. на вооружение поступили бомбардировщики польского производства типа «лось» с более высокими летными качествами, но к началу войны в войсках их было всего лишь 44.

Авиация предназначалась прежде всего для сопровождения пехоты и танков в бою и кавалерии в ее рейдах. Однако во всех случаях роль армейской авиации сводилась главным образом к неглубокой разведке противника, а в отдельных случаях - к бомбовым ударам по его войскам. Использование авиации для проведения самостоятельных операций фактически не предусматривалось. Возможности бомбардировочной авиации недооценивались, ей не уделялось должного внимания (Общую директиву начальника штаба по использованию авиации см. A. Kurowski. Lotnictwo Polskie w 1939 r. Warszawa, 1962, str. 333-335. ).

Военно-морские силы подразделялись на военный флот (корабельный состав) и береговую оборону. В их состав входили 4 эскадренных миноносца, 5 подводных лодок, минный заградитель, 6 тральщиков и 8 батальонов береговой обороны, имевших на вооружении 42 полевых и 26 зенитных орудий (A. Rzepniewski. Obrona Wybrzeza w 1939 r. Warszawa, 1970, str. 134-143, 241-242; M. Pоrwit. К omentarze do historii polskich dziatan obronnych 1939 roku. Cz. I. Warszawa, 1969, str. 65. ).

К выполнению задач в войне против фашистской Германии флот не был готов. В его составе недоставало судов для действий в прибрежных водах, отсутствовали эскортные корабли. В судостроении главное внимание уделялось строительству дорогостоящих тяжелых кораблей. Проблеме обороны баз с суши и воздуха польское командование не придавало большого значения.

Проведенный главным штабом в 1935-1936 гг. анализ боеспособности армии в сравнении с армиями СССР, Германии и Франции показал, что польские вооруженные силы находились на уровне 1914 г. и значительно отставали по всем основным показателям.

Разработанный в Польше план модернизации и развития армии, рассчитанный на шесть лет (1936-1942 гг.), предусматривал значительное укрепление основных видов вооруженных сил, расширение промышленной и сырьевой базы страны, строительство оборонительных сооружений и т. д. (Z. Landau, J. Tomaszewski. Zarys historii gospodarczej Polski 1918-1939. Warszawa, 1960, str. 166-191; Zeszyty naukowe. WAP. Seria economiczna. Warszawa, 1970, № 13, str. 158-165. ). Однако отсутствие заранее установленной единой концепции развития и модернизации армии приводило в конечном счете к выполнению лишь отдельных мероприятий этого плана.

За первые три года реализации этого плана произошло лишь некоторое количественное изменение в вооружении и оснащении армии, однако пропорции родов войск остались прежними. Все виды вооружения и боевой техники, за исключением материальной части военно-морского флота, были в значительной степени изношенными, устаревшими. Не хватало самолетов, танков, полевой артиллерии и стрелкового вооружения.

Таким образом, численность и организационная структура армии, ее вооружение, система комплектования, обучения и воспитания личного состава не соответствовали требованиям подготовки страны к обороне в условиях надвигавшейся войны.

Накануне второй мировой войны наиболее агрессивная группировка империалистических государств (Германия, Италия, Япония) взяла на вооружение доктрину тотальной, «молниеносной» войны. Эта доктрина предусматривала мобилизацию всех ресурсов государства и нанесение внезапных молниеносных ударов по фронту и тылу противника с целью достижения победы в самое короткое время. На службу этой стратегии были поставлены заблаговременная милитаризация экономики и всей общественной жизни, использование внезапности вероломных нападений, звериная жестокость, установление в мире «нового порядка», колониальное рабство для побежденных.

Другая группировка капиталистических государств (Англия, Франция, США, Польша), располагавшая огромным экономическим потенциалом, руководствовалась военными доктринами, которые больше склонялись к стратегии истощения. Вследствие этого экономические и финансовые возможности Англии, Франции и США не были использованы для подготовки вооруженных сил в такой мере, как это было сделано в странах фашистского блока.

Немецко-фашистская военная машина оказалась подготовленной ко второй мировой войне значительно лучше. Гитлеровская армия, получившая высокую профессиональную выучку и имевшая опытный, тщательно подобранный командный состав, оснащенная новейшими по тому времени военной техникой и оружием, представляла смертельную угрозу для человечества.

С военной точки зрения Великобритания вошла в число трех главных победителей во Второй мировой. Однако с точки зрения политической она потерпела тяжелое поражение. В течение менее чем 20 лет после окончания войны произошел стремительный обвал с потерей всех колоний, а сама метрополия превратилась если не в колонию, то в верного вассала своей бывшей колонии – США. Причем именно Вашингтон принял наиболее активное участие в демонтаже Британской империи. Хотя Великобритания является ядерной державой и постоянным членом Совбеза ООН, ее политический вес не только в мировом, но и в европейском масштабе совершенно несопоставим с тем, что было хотя бы в первой половине ХХ в.

После окончания холодной войны быстро начала сокращаться и военная мощь Британии. Апофеозом данного процесса стала «оптимизация» ВС 2010 г., в ходе которой пошли под нож только что сошедшие с конвейера самолеты, а другие были проданы в США на запчасти. На начало 90-х ВС Великобритании имели 1,2 тыс. танков, 3,2 тыс. БМП и БТР, около 700 артсистем, почти 850 боевых самолетов. Сегодня все эти цифры очень сильно уменьшились.

Сухопутные войска Великобритании включают две дивизии, 6 бригад и ССО.

1-я дивизия (штаб - г. Йорк) имеет в своем составе 4-ю, 7-ю, 11-ю, 38-ю, 51-ю, 160-ю пехотные, 102-ю транспортную бригады.
3-я дивизия (Булфорд) имеет в своем составе 1-ю, 12-ю, 20-ю мотопехотные, 101-ю транспортную бригады. 20-я мотопехотная бригада в настоящее время дислоцирована в Германии.
Отдельные бригады - гуркхов, 16-я воздушно-штурмовая, 1-я разведывательная, 8-я инженерная, 1-я, 11-я связи.

На вооружении состоит следующая боевая техника.

Танки – 227 «Челленджер-2» (еще от 70 до 110 на хранении).

БРМ - 240 "Симитэр" (еще до 83 на хранении), 3 "Арес" (всего будет 34), 1 "Аякс" (всего будет 245).

БМП – до 488 «Уорриор» (еще до 305 вспомогательных (КП, инженерные, медицинские) машин на ее базе).

БТР и бронеавтомобили – 895 AFV430 "Буллдог" (еще до 275 старых FV-432 на хранении; также имеется до 525 вспомогательных машин на базе FV-432), 302 «Спартан» (еще до 299 на хранении; также имеется 193 вспомогательные машины на базе этого БТР и до 235 на хранении), 99 шведских BvS-10 «Викинг» (еще до 88 на хранении), до 732 американских "Кугар" (в т.ч. до 439 «Мастифф», 168 "Риджбэк", 125 "Волфхаунд"), 105 сингапурских "Бронко" (английское название «Вартхог»), 399 «Фоксхаунд», 395 итальянских LМV (местное название "Пантера"). До 386 БТР "Саксон" и до 30 «Стормер», до 102 легких танков "Скорпион" и до 118 "Сейбр" находятся на хранении.

САУ – 89 AS90 (155 мм) (еще до 90 на хранении).

Буксируемые орудия – 126 LG-118 (105 мм) (еще до 43 на хранении); до 70 FH70 (155 мм) на хранении.

Минометы – до 83 самоходных (81 мм) на шасси БТР AFV432.

РСЗО – 35 MLRS (227 мм) (еще 28 на хранении).

ЗРК – 24 «Рапира» (еще до 33 на хранении), 42 «Старстрик» на шасси БТР «Стормер» (еще 42 на хранении).

ПЗРК - 145 "Старстрик".

Самолеты - 12 BN-2 (9 в варианте "Дефендер", 3 в варианте "Айлендер"; еще 2-4 "Айлендера" на хранении), 5 "Тьютор" Т1.

Вертолеты – 51 «Апач» (еще 16 на хранении), 32 «Газель» (30 AH1, 2 НТ3; еще 59 АН1, 3 НТ2, 1 НТ3 на хранении), 5 "Белл 212", 6 AS365N3, 27 AW159 "Вайлдкэт" АН1 (еще 1 на хранении), 3 AS350 "Сквирелл" НТ2 (еще 6 и 10 НТ1 на хранении); 55 «Линкс» (39 АН7, 16 АН9) на хранении.

ВВС организационно состоят из 1-й (боевой), 2-й (боевого обеспечения), 22-й (учебной), 38-й (технического обеспечения) и 83-й (экспедиционной) групп.

Основным боевым самолетом является «Тайфун», производимый совместно с Германией, Италией и Испанией. Первоначально британские ВВС предполагали приобрести 250 таких машин, затем эти планы сократились до 232, а потом и до 160. Сейчас в строю имеется 125 «Тайфунов» (в т.ч. 9 учебно-боевых Т3), еще от 22 до 27 (в т.ч. от 7 до 12 Т3) находятся на хранении. Начали поступать на вооружение новейшие американские истребители 5-го поколения F-35В, сейчас имеется 17 таких самолетов, находящихся в совместном подчинении ВВС и ВМС (впрочем, пока лишь 3 из них доставлены в Великобританию, остальные проходят испытания в США). Остаются в составе ВВС 20 ударных самолетов «Торнадо» GR4 (еще 21 "Торнадо" GR и 3 перехватчика "Торнадо" F3 находятся на хранении и предназначены для разборки на запчасти), их количество постепенно сокращается. Кроме того, до 68 штурмовиков «Ягуар» находятся на хранении.

На вооружении ВВС также состоят многочисленные вспомогательные машины.

Самолеты РЭР - 3 RC-135W.

Самолеты разведки и наблюдения - 4 "Сентинел-R1" (еще 1 на хранении), 5 "Шэдоу-R1", 3 "Бич-350".

Транспортные самолеты и заправщики – 8 С-17, 20 А400М "Атлас" С1, 12 "Вояджер" (по 6 КС2 и КС3), 5 Вае146 (1 RJ, 2 СС2, 1 С3), 17 С-130 «Геркулес» (13 С4, 4 С5; еще 1 С1, 5 С3, 5 С5 на хранении); 6 "Тристар" (3 КС1, 1 К1, 2 С2), 7 VC-10 (3 C1K, 3 K3, 1 К4), 2 Вае125 на хранении.

Учебные самолеты - 66 «Хок» (38 Т1, 28 Т2; еще 68 Т1 на хранении), 39 «Тукано» (еще 59 на хранении), 39 "Викинг" (еще 42 на хранении), 81 "Тьютор" Т1; 66 "Виджилант" на хранении.

Вертолеты – 60 «Чинук» (20 НС4, 8 HC5, 32 НС6), 22 «Пума» НС2 (еще 1, а также 6-8 НС1 на хранении), 1 AW109, 4 А-109Е (еще 3-4 А-109А на хранении), 4 Белл-412 "Гриффин" HAR2 (7 "Гриффин" НТ1 на хранении). На хранении находится до 12 вертолетов «Си Кинг» HAR3.

Боевые БПЛА - 12 MQ-9 "Рипер".

ВМС Великобритании уже очень давно не правят морями (даже теми, что непосредственно прилегают к Британским островам). Однако именно в них сосредоточена вся ядерная мощь страны. Это 4 ПЛАРБ типа «Вэнгард» с БРПЛ «Трайдент-2» (формально по 16 на каждой, но фактически имеется лишь 58 ракет). Великобритания является единственной страной в мире, официально обнародовавшей размер своего ядерного арсенала: 160 развернутых и 65 неразвернутых БЧ для указанных 58 БРПЛ. В стране идет активная дискуссия, чем заменять «Вэнгарды» и стоит ли это делать вообще.

На вооружение британского флота в настоящее время поступают многоцелевые ПЛА типа «Эстьют». Уже введены в строй 3 таких лодки, еще 3 строятся, 1 заказана. Остаются в строю также 3 ПЛА типа «Трафальгар». Кроме того, выведены из боевого состава ВМС 4 ПЛАРБ типа «Резолюшн», 4 ПЛА типа «Трафальгар», 6 ПЛА типа «Свифтшур» и 5 ПЛА старых типов ("Дредноут", по 2 типов "Вэлиант" и "Черчилль"). Командование ВМС объявило конкурс на наиболее дешевый вариант их утилизации.

Авианосец «Куин Элизабет» является крупнейшим кораблем в истории ВМС Великобритании, строится второй корабль этого типа. Для них предполагается приобрести 138 американских СВВП F-35В, пока закуплено, как было сказано выше, лишь 17 таких самолетов, находящихся в составе ВВС до полной боевой готовности авианосца.

В состав британского флота только что введены 6 новейших эсминцев типа «Дэринг». Кроме того, остается в строю эсминец "Бристоль", который используется в качестве учебного корабля.

На вооружении ВМС состоят 13 фрегатов типа «Норфолк». Начато строительство 8 фрегатов нового проекта 26. Имеется 4 патрульных корабля типа "Ривер", будет построено еще 2.

Минно-тральные силы включают 13 тральщиков: 6 типа «Хант», 7 типа «Сэндаун» (еще по 1 тральщику обеих типов используются как учебные, 2 "Ханта" и 1 "Сэндаун" - в отстое).

При общем значительном сокращении британского флота в последние два десятилетия, его десантные возможности за этот период возросли. На вооружении имеются 2 ДВКД «Альбион», 3 ДТД «Бэй», кроме того, ТДК "Сэр Тристрам" используется как учебный. В составе морской пехоты – 5 батальонных групп (объединены в 3-ю бригаду), группа защиты объектов ВМС, 1-я десантно-штурмовая группа, группа спецназа и ряд подразделений обеспечения.

В составе морской авиации после продажи «Харриеров» остались только учебные самолеты - 12 "Хок" Т1, 4 "Авенджер", 5 "Тьютор" Т1. Вертолеты – 55 «Мерлин» (18 НС3, 7 НС4, 30 НМ2; еще 3 НС3 и 12 НМ1 на хранении), 2 AS365N2, 33 AW159 "Вайлдкэт" (28 НМА2, 5 АН1; еще 1 АН1 на хранении); 75 «Си Кинг» (23 НС4, 1 HC6CR, 13 HU5, 12 АSаС7, 1 HAS1, 1 HAS5, 24 HAS6), 51 "Линкс" (22 HAS3, 29 НМА8) на хранении.

В целом британские военные возможности за последние годы очень существенно сократились, причем данный процесс продолжается. Впрочем, как и в случае с другими странами НАТО, для Великобритании отсутствует угроза внешней агрессии. Интервенционистские возможности британских ВС пока достаточны для участия в коллективных операциях полицейско-миротворческого характера в союзе с США и/или европейскими странами в рамках действий ООН, НАТО и ЕС.

На территории Великобритании остаются две действующие ВВБ США – Лейкенхит и Мидлденхолл. На первой базируется 48-е истребительное авиакрыло (около 50 самолетов F-15C/D/E), на второй – 100-е заправочное авиакрыло и 352-я группа специальных операций (заправщики КС-135, разведчики RC-135, самолеты спецназа МС-130Р/Н). Ядерное оружие США полностью выведено с территории Великобритании.