История ребусов.

Слово "ребус" происходит от латинского res (вещь) и обозначает представление имен, слов и фраз изображениями, фигурами, композициями из букв и т.п. Само слово появилось из латинской фразы "Non verbis sed rebus", что значит "Не словами, а при помощи вещей". Иногда термин rebus ассоциируют с латинским словом rebis: res (вещь, предмет), rebis (обращение).
Каждый из нас непременно встречался с ребусами в повседневной жизни. Бесспорно, самый известный и распространённый ребус выглядит так: i u (произноситься на английском языке "I Love You" - "Я тебя люблю"). Таким образом, в современном понимании, ребус представляет собой загадку, состоящую из изображений предметов (рисунков в сочетании с буквенными композициями и другими знаками), созвучных со словами или частями слов разгадки. Несколько ребусов могут быть объединены в одном рисунке или в виде последовательности рисунков с тем, чтобы составить фразу или предложение. В литературных ребусах для составления предложений используются буквы, числа, музыкальные ноты или особым образом расположенные слова.

Ребусы могут передавать прямое значение слов, главным образом, чтобы информировать или инструктировать неграмотных людей, либо умышленно скрывать их значение, чтобы информировать только посвящённых. Однако чаще всего ребусы используют в качестве загадки и развлечения.
Использование примитивных изображений для передачи информации легло в основу ранних письменных систем Древнеегипетской культуры (рубеж 4-го и 3-го тысячелетий до нашей эры). Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором абстрактные слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Позднее изображения ребусов использовались для передачи названий городов на греческих и римских монетах. Ребусы оставались популярными в Средние века - их изображали на зданиях или объектах владения, для обозначения родовых фамилий.
Практика использовать ребусы в качестве загадок или шуток зародилась в XV веке во Франции. Первоначально ребусом называли особого рода балаганные выступления, содержащие пасквили, которыми паяцы в Пикардии ежегодно потешали народ во время карнавала. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего. Своим выступлениям авторы дали латинское название "De rebus quae geruntur", т.е. "на злобу дня" (дословно "о делах, которые творятся").

В ХVI в., когда забавы эти были запрещены администрацией, характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Зачастую это была загадка, состоящая из изображений разных предметов (часто вперемежку с буквами, цифрами и музыкальными нотами), названия которых не обозначают понятий, выражаемых подлежащими разгадке словами, но сходны с ними по произношению или созвучию (без всякого отношения к правописанию). Так, например, изображенные в ребусе конь, чай, тесьма, розы читаются: кончайтесь морозы; лоб, нули - лопнули.

Первые известные рукописные сборники ребусов относятся к концу XV началу XVI века. В 1582 (?1562) году появился первый печатный сборник под названием "Les Bigarurres du Seigneur des Accords", имевший большой успех и выдержавший несколько изданий. Автором его был Этьенн Табуро (Etienne Tabourot, 1548-90) - французский поэт, известный под именем seigneur des Accords, превосходный "рифмоплёт", более отличавшийся стихотворными фокусами (акростихами, анаграммами и т. п.), чем действительно поэтическими произведениями.

Его книжка представляет собой целый трактат о ребусах. Однако рисунков в ней всего с десяток. Большинство ребусов Табуро передает в форме шутливых рассказов. Так, например, некий аббат на приказание оставить аббатство ответил: "Я употребил 30 лет на изучение первых двух букв азбуки (А.В.) и желаю иметь столько же времени на ознакомление с двумя следующими буквами" (С.D.). Под А.В. он подразумевал аббатство (abbaye), a под С.D. - глагол "c e der" (уступить). Из литературной сферы ребус распространился во Франции на дворянские гербы, вывески торговых заведений и даже появился на могильных памятниках и в молитвенниках. Из Франции мода на ребусы перешла в Италию, Англию и Германию.
Несколько сотен ребусов мастеров XVII - XIX веков хранятся в
Лондонском Музее . К примеру, 1639 годом датируется работа флорентийского гравера и художника Стефано делла Белла (Stefano della Bella), выполненная в форме овального картуша под названием "Ребус на удачу".
В 1783 году английский художник и гравёр Томас Бьюик (Thomas Bewick) в лондонской типографии Т.Ходжсона (T.Hodgson) печатает необычную Библию для детей, в которой события Святого Писания пересказываются в форме ребусов. Выполненная таким образом Библии стала именоваться "иероглифической". В ней некоторые слова из текста заменены картинками с целью пересказать историю в прямой, простой и интересный способ. Через несколько лет, в 1788 году, американский издатель Исайя Томас (Isaiah Thomas) издаёт иероглифическую Библию за океаном. В предисловии к своему изданию Томас представляет первую американскую иероглифическую Библии как более иллюстрируемую нежели его английский прототип. Такие необычные иероглифические Библии стали очень популярной в конце XVIII века, поскольку облегчали преподавания Святого Писания детям.

Английский писатель и математик Чарльз Лютвидж Доджсон, более известный под псевдонимом Льюис Кэрролл, один из самых популярних детских писателей XIX века, автор сказок "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье", часто использовал ребусы в многочисленной переписке с юными почитателями своего творчества. В своих письмах, а их не много ни мало около 100 тысяч!, он зачастую заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном отображении. Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что ни могло не понравиться детям.

Во второй половине XIX века ребусы стали широко применяться в повседневной жизни. Их изображали на страницах газет и журналов, почтовых открытках, столовых принадлежностях. В законодательнице мод - Франции, выпустили целую серию фаянсовых тарелок на лицевой стороне которых был изображён ребус, а на обороте - разгадка.

В России первые ребусы появились на страницах журнала "Иллюстрация" в 1845 году. Позднее, в 1881 году начинает издаваться специализированный "Еженедельный загадочный журнал "Ребус", в котором, кроме увлекательных головоломок, публиковались интересные статьи о воспитании детей, психологии, различные новости со всего света, беллетристика. За верно угаданные загадки, ребусы и шарады читатели получали небольшую денежную премию и призы. В одном из номеров "Ребуса" был опубликован
"премированный" ребус-каламбур выдающегося русского поэта А.С. Пушкина. На самом ребусе изображались играющие на полу дети возле которых на диване сидел мужчина обозначенный словом "умный". А предыстория ребуса была следующей: "Явившись как-то к высокопоставленному лицу, А.С. Пушкин застал его валяющимся на диване и зевающим от скуки. При виде поэта, лицо, разумеется, и не подумало изменить позу, а когда Пушкин хотел удалиться, то получил приказ произнести экспромт. "Дети На Полу, Умный На Диване", - сквозь зубы сказал раздосадованный поэт. "Ну что же тут остроумного", -возразила особа, - "Ждал от тебя большего". Пушкин промолчал, а особа повторяя фразу поэта несколько раз и перемещая слоги, наконец, дошла до результата: "ДетиНа ПолуУмный На Диване". За решение этого ребуса-каламбура было обещано вознаграждение в виде нот к одной из опер.
Журнал "Ребус" был очень популярным и просуществовал до 1918 года. В середине 1930-х годов подшивки "Ребуса" изымались из библиотек и уничтожались. На рубеже XIX и XX веков большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником И.Волковым в журнале "Нива" - самом массовом печатном издании Российской Империи.

Первое упоминание о печатных ребусах во времена Советской власти датируется 1937 годом. Ленинградская полиграфическая фабрика тиражом 25 тысяч экземпляров выпустила небольшого формата раскладывающиеся буклеты, которые носили название "Как читать ребусы" (составитель П.Д. Соколов). Ребусы вышли пятью частями (выпусками) и содержали, кроме самих ребусов, краткое описание правил их разгадывания. Ответы к ребусам были спрятаны в отдельном конверте со следующей надписью: "Мы даём простой совет: каждый ребус отгадайте, а потом пакет вскрывайте и проверьте свой ответ". Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году московская полиграфическая фабрика москворецкого промторга выпускает сборник ребусов А.А. Рязанова "В часы досуга: ребусы" (иллюстрации И. Телятникова). В 1945 году, после окончания войны выходит небольшая брошюра художника-иллюстратора и иллюзиониста Георгия Кельсиевича Бедарева "Ребусы".

В послевоенное время ребусы, в большинстве своём, переориентируются на детскую и юношескую аудиторию. В 1947 году в серии "Час досуга" выходи сборник "Занимательные задачи в рисунках" И.Чканикова (художники А. Баженов, Ф. Завалов). Двумя года позже, мытищенская полиграфическая фабрика выпускает тиражом 200 тысяч экземпляров сборник "Подумай, отгадай! Ребусы-книги" Ал. Хаскина, в которую вошло 22 ребуса с зашифрованными фамилиями русских писателей и известных литературных произведений. В 1960-х годах огромной популярностью пользуются книги В.В. Акентьева: "Когда идёт дождь. Головоломки-самоделки" (1959 год), "Смекалка" (1961 год), "Прочти и отгадай. Ребусы - загадки" (1962 год), "Ребусы-пословицы" (1963 год) "Веселые тайны" (1964 год), "Остров тайн" (1968 год), "Со второго взгляда" (1969 год). Эти книги не только предлагали хитрые и шутливые шарады, задачи, ребусы и кроссворды, но и рассказывали как их разгадывать и составлять самому. Книги Акентьева вобрали в себя наиболее интересные задачи и игры, которые с 1948 года хитроумный Капитан Мореходов (талантливый ленинградский журналист Николай Александрович Садовый) предлагал "Клубу смекалистых ребят" на страницах газеты "Ленинские искры", а позднее журнала "Искорка".

С началом телевизионной эры на Западе, ребусы попадают на голубые экраны. 29 марта 1965 года американский телеканал "ABC" запускается 30-ти минутное телешоу "The Rebus Game" с Джеком Линклеттером (Jack Linkletter). Участникам предлагается разгадать

зашифрованные при помощи ребусов слова. За каждый угаданный ребус предусматривалось денежное вознаграждение. Главным призом для победителя телешоу был автомобиль стоимостью 5000 американских долларов.
В Советском Союзе 1970-80 годов ребусы по-прежнему пользуются популярностью в основном у юных читателей. Их печатают в детских газетах и журналах. Отдельные сборники ребусов, за небольшим исключением, практически не выпускаются. Одним из таких исключений становится небольшая брошюрка детского писателя В. Павлинова "Ребусы-загадки", выпущенная Лениздатом в 1985 году. В аннотации издатель указал следующее: для среднего школьного возраста. 12 ребусов-загадок.

Распад СССР и последовавший за ним переворот в мышлении людей породил всплеск в развитии альтернативных направлений культуры и искусства на постсоветском пространстве. Ребус перестаёт быть исключительно детским развлечением.
В 1994 году ленинградский художник и музыкант Сергей "Африка" Бугаев, более известный широкому кругу, как исполнитель роли мальчика Бананана в знаковом фильме Сергея Соловьёва "Асса", выпускает серию работ, а затем и книгу "Ребус". Ребусы в одноимённых работах выполнены методом химического травления хлором кусочков стеклотекстолита. Во многом благодаря это серии, Сергей "Африка" Бугаев становится самым известным на Западе современным российским художником-авангардистом.

Тридцатилетнее фундаментальное исследование истории ребусов легло в основу выпущенной в 2005 году книги польского писателя и учёного Крыштофа Олешчыка (Krzysztof Oleszczyk). Годами автор изучал материалы тысяч старинных журналов, книг и рукописей. Книга прекрасно иллюстрирована и содержит множество ранее нигде не опубликованного материала. Прежде всего это касается истории развития и роли ребусов в европейской культуре, в том числе польского государства.

Как известно, история имеет свойство повторяться. Не минула эта участь и ребусы. Уже в этом веке в России и странах Восточной Европы ребус из детской забавы перерос в форму выражения политических взглядов и отношения к власти. 30 июля 2012 года в Киеве состоялся XIV съезд правящей в Украине партии. Окрестности были обвешены странными плакатами с загадочным ребусом "DKFCNM - UFDYJ!". Надо ли говорить, что на съезде было множество охраны и стражей правопорядка, однако никто из них не предпринял никаких действий и плакаты остались не тронутыми.

Бурное развитие вычислительной техники, информационных технологий и телекоммуникаций также оказалось под влиянием ребусов. На рубеже веков, с ростом популярности мобильной связи сформировался особый SMS-сленг, основной характеристикой которого стала краткость. Буквально это обозначало, чем меньшее количество букв или знаков - тем лучше. Именно поэтому "язык SMS" обзавёлся всяческими аббревиатурами и сокращениями. С ростом популярности Интернета и социальных сетей это направление всячески преобразовывалось и обрастало новыми словами. Вот лишь несколько примеров современного компьютерного сленга: "cul8r" (see you later), "b4" (before), "gr8" (great). Подобно ребусу отдельные буквы и цифры заменяют созвучные слова и выражения. Отдельно стоит также упомянуть о "смайликах", как простом и эффективном средстве выражения эмоций, без которого сетевое общение просто невозмож но представить.

Рыбкина Ксения

Работа знакомит с историей возникновения ребусов, с правилами разгадывания ребусов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

XIII РАЙОННАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Первые шаги в науку»

Секция «Русский язык»

Выполнила:

Рыбкина Ксения,

ученица 3 «А» класса

МБОУ СОШ № 170
Советского района

Научный руководитель:

Ананьева Наталья Борисовна

учитель начальных классов

Самара, 2012 г. Содержание

I. Введение.

1. Из истории ребусов.

3. Сложные ребусы.

4.1 Разные ребусы.

4.2 Ребусы по русскому языку «Члены предложения»

III. Заключение.

Список литературы.

Приложения.

I. Введение.

Дорожит 100ножка чи100тою ног.
И 100личной ваксой чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100 вычистить все 100.
100нет: 100лько обуви не 100птал никто!..

Не только руки, ноги, тело требуют тренировки, но и мозг человека. Не только решение задач, но и разгадывание головоломок, ребусов развивает логическое мышление, повышает скорость реакции.

Среди занимательных задач и головоломок ребусы издавна занимают почетное место. Само слово «ребус» стало нарицательным для обозначения всего непонятного, загадочного, замысловатого. Слово это латинское в буквальном переводе оно означает «вещами» (предметами). На первый взгляд такое название может показаться удивительным, но ведь ребусом называют такую задачу, в которой какая-нибудь фраза (пословица, загадка, изречение т.п.) изображается с помощью рисунков различных предметов. Выходит правильное название. Чтобы разгадывать ребусы, нужно знать несколько правил, своего рода ребусную азбуку.

Цель работы : проанализировать способ кодирования информации в форме ребуса; научиться разгадывать и создавать ребусы.

Задачи :

  • изучить правила разгадывания ребусов и научиться разгадывать ребусы;
  • создать сборник ребусов;
  • придумать свои ребусы.

Работа состоит из введения , в котором обосновывается выбор темы, основной части , раскрывающей содержание темы, заключения , содержащего выводы, списка используемых источников и приложений.

II. Ребусы – зарядка для ума.

1. Из истории создания ребусов.

Слово "ребус" латинского происхождения (от латинской пословицы "Non verbis sed rebus" - "Не словами, а при помощи вещей"). Это загадка-шутка, в которой слово или фраза изображены в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами, нотами и другими знаками. Ребус - одна из самых популярных и распространённых игр. В ребусе можно зашифровать пословицы, поговорки, отрывки из стихотворений, отдельные фразы и слова.

Зародился он во Франции в XV веке. Первоначально в Пикардии ребусом называли особого рода ежегодные выступления во время карнавалов, содержащие остроумные обозрения местной жизни, называвшиеся "новостями дня" (от латинского "de rebus, quae geruntur" буквально - "о делах, которые творятся"). В дальнейшем слово "ребус" получило то значение, в котором оно употребляется.

В настоящее время, РЕБУС – это слово или фраза, закодированная с помощью комбинации фигур, букв и знаков.

Первый печатный сборник ребусов, составленный Этьеном Табуро, был издан во Франции в 1582 году. Затем ребусы распространились в Англии, Германии, Италии, но ни в одной из этих стран не получили широкого развития. В России первые ребусы появились на страницах журнала "Иллюстрация" в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы. Нарисованные художником И. Волковым в журнале "Нива".

Слово «ребус» стало нарицательным для обозначения всего непонятного, загадочного, замысловатого. Чтобы разгадывать ребусы, нужно знать несколько правил, своего рода ребусную азбуку.

2. Ребусная азбука или правила разгадывания ребусов.

Первая буква ребусной азбуки – «запятая».

В ребусе запятая не знак препинания, а знак исключение крайней буквы слова. Если перед рисунком (то есть слева от него) стоит запятая, то первую буква слова, изображенного этим рисунком, не нужно читать. Если же запятая поставлена после рисунка (справа от него), то не читается последняя буква. Если возле рисунка не одна запятая, а две или три, то исключается соответственно две или три крайние буквы слова.

При разгадывании ребуса, состоящего из многих рисунков, может возникнуть вопрос, к какому именно рисунку относится запятая. Потому условились считать, что запятая относится к тому рисунку, в сторону которого обращен «хвостовик» запятой.

Вторая буква ребусной азбуки - зачеркнутая буква.

Зачеркнутая буква возле рисунка (чаще всего над ним) – указание, что эту букву из названия рисунка нужно исключить. У зачеркнутой буквы почти та же роль, что и у запятой, но с помощью запятой исключаются крайние буквы слова, с помощью зачеркнутой буквы – от букв, стоящих в середине слова. Если рядом с зачеркнутой буквой написана другая, то ее следует поставить на место зачеркнутой буквы. Часто заменяемую букву не перечеркивают, соединяют знаком равенства с другой буквой, которую нужно поставить вместо нее. Мне кажется, что пользоваться знаком равенства удобнее, потому что, зачеркнутую букву не всегда легко прочитать.

Третья буква азбуки - перевернутый рисунок.

Если какой-нибудь рисунок ребуса перевернут «вверх ногами», то это значит, что название рисунка нужно читать наоборот, то есть справа налево.

Четвертая буква – ряд цифр.

Если возле рисунка вписан ряд цифр, это означает. Что в названии рисунка буквы нужно переставить, поставив их в том порядке, в каком расставлены цифры.

Пятая буква – «рисунок в рисунке».

Если рисунки (или, гораздо чаще, буквы) расположены один в другом, один на другом или один впереди, а другой за ним, то это указывает, что здесь нужно прибавить соответствующий предлог - в, на, за…

Двенадцать предлогов (в, на, за, из, у, над, под, с, к, от, перед, по) могут быть переданы соответствующим взаимным расположением рисунков или букв. Принято называть такие рисунки рисунками со скрытыми предлогами.

3. Сложные ребусы.

Сложные ребусы – это закодированные фразы: пословицы, загадки, строки из песен и т.д.

В этом случае необходимо слитно записать названия всех рисунков и букв, поставленных между рисунками, в том порядке, в каком они расположены в ребусе. Затем слитную запись нужно разделить запись на отдельные слова.

Например: ДОБРСОВЕТНАПРИМЕТКУБЕРИ. Расшифруем. Разбив ее на слова, получим пословицу: «добр совет, на приметку бери».

Как видите, решение этого ребуса не вызвало затруднений.

У того, кто прежде не разгадывал ребусов и знакомится, с этим интересным занятием может, создаться впечатление, что главные трудности при разгадывании ребусов заключается в «скрытых предлогах». Но это неверно. Разбираться в рисунках со скрытыми предлогами может быть кропотливо, но нетрудно.

Основная трудность при разгадывании ребусов в том, что трудно подобрать название рисунку. Например, рисунок «ВОЛК» может означать и слово «ЗВЕРЬ».

Совершенно разные слова могут быть переданы одним рисунком, например: минус, тире, знак ИЛИ кусок, ломоть, хлеб, еда…

Такие «подводные камни» и ставят ребусы на почетное место среди разнообразных занимательных задач и головоломок. Нужно проявить находчивость, изобретательность и фантазию, чтобы разгадать хитро задуманный ребус. Не менее сложным и увлекательным занятием является и составление ребусов.

4. Ребусы, составленные мной.

4.1. Разные ребусы.

Вначале я попробовал составить простые ребусы, использую правила разгадывания ребусов. У меня получились следующие ребусы.

ВАЗА

ВАЛЕНКИ

пояс

4.2 Ребусы по русскому языку: «Члены предложения».

1). Подлежащее

2) Сказуемое

3) Дополнение

4) Определение

5) Обстоятельство

III. Заключение.

Для чего же нужны ребусы? Мне кажется, что их можно использовать в различных играх, а так же для развития смекалки и сообразительности, то есть тренировки ума.

Не только руки, ноги, тело требуют тренировки, но и мозг человека. Решение задач, головоломок, ребусов развивает логическое мышление, повышает скорость реакции, помогает хорошо учиться. Разгадывание и составление собственных ребусов помогает запомнить правописание, состав и значение слов.

Работая над данной темой, я:

  • познакомилась с историей возникновения ребусов;
  • изучила правила разгадывания ребусов;
  • научилась разгадывать и составлять ребусы, составила свои ребусы;
  • составила сборник готовых ребусов.

Я считаю, что выполнила поставленные задачи и достигла цели.

Библиография.

Литература.

  1. Басова Л. Л. Информатика: учебник для 5 класса. М.Бином, Лаборатория знаний, 2008
  2. Детская математическая смекалка. Харьковская книжная фабрика «Глобус», 1996
  3. Перельман Я. И. Занимательная арифметика. ГОНТИ. Редакция научно – популярной и юношеской литературы. Москва. Ленинград, 1938.
  4. Трошин В. В. Слова и числа. Издательство «Учитель», Волгоград, 2007
  5. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Математика. АСТ., Москва, 1999

Источники ИНТЕРНЕТ.

  • Модем
  • Сервер
  • Информатика
  • Накопитель
  • Исполнитель
  • Винчестер
  • Интернет
  • Клавиатура
  • Программирование
  • Программист

Приложение 2.

ИГРЫ С БУКВАМИ И СЛОГАМИ.

Ребусы рисовала Елена ЦВЕТАЕВА

«Ребус – друг школьника»

Руководитель проекта: Соболевская Татьяна Семеновна,

учитель начальных классов

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Лангепас

Лангепасское городское Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Аннотация

«Ужасно интересно все то, что неизвестно»

Среди занимательных задач и головоломок ребусы издавна занимают почетное место. Само слово «ребус» стало нарицательным для обозначения всего непонятного, загадочного, замысловатого.

Ребусы - это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами, фигурами и знаками.

Гипотеза

Нашей рабочей гипотезой стало предположение, что умение решать ребусы, поможет нам и нашим одноклассникам расширить круг знаний, учебных умений, навыков, подготовиться к различным видам конкурсов, олимпиад и викторин.

Цель проекта

Задачи проекта

    Провести исследование среди обучающихся 2-4 классов по теме «Что вы знаете о ребусах?»

    Узнать историю происхождения ребусов.

    Изучить правила решения ребусов.

    Овладеть способами решения ребусов.

    Научить решать ребусы сверстников.

    Создать информационный буклет «Ребусы».

    Оформить результаты в виде презентации и рассказать о них одноклассникам.

Методы исследования:

    Изучение литературы.

    Работа с Интернет-ресурсами.

    Социологический опрос.

    Практическая работа.

План исследований

Ребусы - это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами, фигурами и знаками.

Ребусы применяются при изучении букв и слогов, тренировки слитного чтения, запоминания новых слов, орфограмм.

Ребус является средством развития внимания, памяти. При умении самостоятельно составлять ребусы развивается логическое мышление и творчество.

Гипотеза

Нашей рабочей гипотезой стало предположение, что умение решать ребусы, поможет нам и нашим одноклассникам расширить круг знаний, учебных умений, навыков, подготовиться к различным видам конкурсов, олимпиад, викторин.

Цель проекта

Узнать историю возникновения ребусов, научиться самим и научить других решать ребусы.

Задачи проекта

1. Провести исследование среди обучающихся 2 классов по теме «Что вы знаете о ребусах?»

2. Узнать историю происхождения ребусов.

3. Изучить правила решения ребусов.

4. Овладеть способами решения ребусов.

5. Научить решать ребусы сверстников.

6. Создать информационный буклет «Ребусы».

7. Оформить результаты в виде презентации и рассказать о них одноклассникам.

В ходе работы над проектом мы познакомились с литературой и другими информационными источниками по выбранной теме. В них мы нашли информацию об истории происхождения ребусов, узнали правила решения ребусов, а также нашли ответы на многие возникшие вопросы.

Среди обучающихся 2 классов мы провели опрос «Что вы знаете о ребусах?». Для этого была составлена анкета.

Анкета

    Знаете ли вы где и как появились первые ребусы?

    Знаете ли вы, почему люди составляют ребусы?

    Умеете ли вы решать ребусы?

    Хотите ли вы научиться решать ребусы?

    Знаете ли вы где можно применить эти знания?

    Знаете ли вы, какие бывают ребусы?

(Приложение 1)

Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

В ходе работы для ребят начальной школы, которые захотели научиться решать ребусы, мы создали памятки с правила решения ребусов (Приложение 2).

Для всех, кто заинтересовался данной темой, мы составили информационный буклет (Приложение 3).

Результаты работы оформлены в виде презентации и представлены во время классного часа (Приложение 4).

На основе выявленных результатов мы получили опыт работы с научной литературой, Интернет-ресурсами, опыт работы с программами: Microsoft Office Word ; Microsoft Office Power Point . Мы собрали информацию об истории ребусов. Представили собранный материал в виде презентации и буклета.

Научная статья

История появления ребусов.

Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Тогда это было балаганное представление на злобу дня. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего, рассказывали «о делах, которые творятся». Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов.

Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они буквально иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты.

В XVI веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии.

В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во Франции в 1582 году.

В России появились позднее - в середине XIX века. Стал выходить специальный журнал « Ребус».

Виды ребусов.

    Ребусы-загадки.

Ребусы–загадки представляют собой двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете загадку, но загадку-то ведь нужно разгадать.

    Ребусы «сложи и вычти».

Ребусы « сложи и вычти» отличаются от обычных тем, что значение изображения, следующего за знаком минус, не прибавляется к уже полученному сочетанию слов, а отнимается от него.

    Ребусы-шутки.

Это шуточная загадка в стихах.

    Ребусы-пословицы.

Ребусы-пословицы представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить ее смысл.

    Звуковой ребус .

Это упражнения- загадки, позволяющие отработать навык слияния слогов.

    Ребус- рассказ.

Ребус-рассказ состоит из большого ребуса, который нужно разгадать и составить рассказ.

    Ребус-задача.

Это ребус, который нужно разгадать и решить задачу. Он состоит из нескольких ребусов.

    Числовые ребусы.

Это ребусы, которые совершенствуют умение понимать и осмысливать позиционный принцип при записи чисел в десятичной системе.

Материалы и методы.

Нами было опрошено 47 человек. В исследовании приняли участие обучающиеся 2-х классов.

Исследование проходило в течение второй четверти 2013-2014 учебного года (ноябрь, декабрь).

Обучающимся предлагалась анкета, которая содержала следующие вопросы:

Таблица 1.

Вопрос

Ответы обучающихся

1. Знаете ли вы где и как появились первые ребусы?

2. Знаете ли вы, почему люди составляют ребусы?

3. Умеете ли вы решать ребусы?

4. Хотите ли вы научиться решать ребусы?

5. Знаете ли вы где можно применить эти знания?

6. Знаете ли вы, какие бывают ребусы?

Рисунок №1. Распределение ответов обучающихся вторых классов.

www. Trizway.com/art/primary/38.html

Ребусы по истории отечества (сборник)

Введение

Ребус (от лат. rebus - «при помощи вещей»), представление слова или слога посредством изображения предмета, название которого созвучно представляемому слову или слогу. Несколько ребусов могут быть объединены в одном рисунке или в виде последовательности рисунков с тем, чтобы составить фразу или предложение. В литературных ребусах для составления предложений используются буквы, числа, музыкальные ноты или особым образом расположенные слова. Составные ребусы включают в себя рисунки и буквы. Ребусы могут передавать прямое значение слов, главным образом, чтобы информировать или инструктировать неграмотных людей, либо умышленно скрывать их значение, чтобы информировать только посвященных, или в случае использования в качестве загадки и развлечения.

В Европе литературные ребусы часто можно было видеть на родовых девизах, личных печатях, монограммах, экслибрисах и, наконец, в качестве развлечений или загадок. В Англии известным ребусом является долговая расписка «IOU». Загадки в виде картинок широко использовались в рекламных кампаниях.

Исторический матери­ ал требует глубокого осмысления, что является сложной задачей для обучающихся специальной (коррекционной) школы, т. к. их мышление «отличается инертностью; они плохо пони­ мают сообщаемый им учебный материал. Учитывая эту особен­ ность мышления умственно отсталых детей, учитель должен тщательно отбирать сообщаемые ученикам факты и явления и хорошо продумывать форму своего изложения; только пре­ дельно ясный, четкий, простой рассказ может быть доступен ученикам.

Обучающиеся специальной (коррекционной) школы плохо осуществляют «перенос» усвоенных знаний на аналогичные факты и явления. Учитель должен учитывать эту особенность, и помогать ученикам, устанавливать нужные связи и отношения между историческими событиями. В целях развития мышления целесообразно возвращать­ ся к одному и тому же факту, историческому термину несколько раз.

В данном сборнике «Ребусы по истории Отечества» предложены ребусы, которые могут быть интересны педагогам, воспитателям коррекционных школ, а также педагогам из образовательных школ.



















Заключение

В данном сборнике «Ребусы по истории Отечества, 8 класс» предложены ребусы, которые можно использовать на уроках истории, в качестве знакомства с новыми терминами, а также для их закрепления. Обучающиеся специальной (коррекционной) школы плохо осуществляют «перенос» усвоенных знаний на аналогичные факты и явления. Учитель должен учитывать эту особенность, и помогать ученикам, устанавливать нужные связи и отношения между историческими событиями. В целях развития мышления целесообразно возвращать­ся к одному и тому же факту, историческому термину несколько раз. Поэтому использование ребусов на уроках способствуют развитию и коррекции мышления, запоминанию исторических дат, имен.

В рамках учебно-методического комплекта «История Отечества, 8 класс для школ VIII вида» данный сборник тестов является составной частью комплекта. Все тесты представлены в электронном варианте на диске. Обучающиеся могут самостоятельно использовать их для проверки и закрепления знаний, а также учителем на любом этапе урока.

Список литературы

1. Петрова, Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида [Текст] / Л. В. Петрова. – М.: Владос, 2003. – 208 с.

2. Пузанов, Б. П. История России: учеб. для 8 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] / Б. П. Пузанов. – М.: ВЛАДОС, 2004. - 312 с.

3. Смирнова, А. Н. Коррекционно- воспитательная работа учителя вспомогательной школы: пособие для учителей и воспитателей [Текст] / А. Н. Смирнова. - М.: Просвещение, 1992. - 104 с.




Вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте, о чем идет речь.

Загадка-шутка, в которой слово или фраза изображены в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами и другими знаками. Отгадали?

Правильно, это ребус. В нашем понимании ребус - это своего рода загадка, где слово или даже фраза представлены в виде картинок, символов. Считается, что само слово «ребус» родилось из латинской фразы «не словами, а при помощи вещей».

Мы встречаемся в своей жизни с ребусами часто. А знаете ли вы историю появления ребусов?

Началась история ребусов очень давно. В XV веке во Франции ребусом называли балаганные выступления. Позже, в XVI веке, такие забавы были запрещены и ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Часто это была загадка, состоящая из изображений разных предметов, цифр или букв. И В таком виде ребус дошел и до нас.

В 1783 году английский художник и гравёр Томас Бьюик в лондонской типографии Т.Ходжсона печатает необычную Библию для детей. Он пересказывает события Святого Писания в форме ребусов. Такая Библия стала называться "иероглифической". В тексте некоторые слова заменены картинками. Через несколько лет, в 1788 году, американский издатель Исайя Томас издаёт иероглифическую Библию за океаном. Такие необычные иероглифические Библии стали очень популярными в конце XVIII века, поскольку позволяли легче и интереснее преподавать Святое Писание детям.

Всем известный автор "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье" Льюис Кэрролл, часто использовал ребусы в своей переписке с юными читателями. В своих письмах он часто заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном отображении. Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что, конечно, очень нравилось детям.

Во второй половине XIX века ребусы стали широко применяться в обществе.

Интересно, что даже во время войны ребусы были в почете. Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году московская полиграфическая фабрика москворецкого промторга выпускает сборник ребусов А.А. Рязанова "В часы досуга: ребусы" (иллюстрации И. Телятникова). Они были предназначены для взрослого населения. В 1945 году, после окончания войны выходит небольшая брошюра художника-иллюстратора и иллюзиониста Георгия Кельсиевича Бедарева "Ребусы".

В послевоенное время ребусы стали ориентироваться на детскую аудиторию. В настоящее время ребусы предназначаются и для взрослых, и для детей. Трудно найти детский журнал или развивающее пособие, в котором нет ребусов. Часто детям задают подобные задания в школе и даже дают задание придумать ребусы.

Независимо от того, кому предназначены ребусы, правила отгадывания их одинаковы. Для того, чтобы правильно отгадать ребус, конечно, надо знать эти правила.

Попробуйте разгадать несколько ребусов, а .