На заре советской власти наших героинь нарекли бы освобожденными женщинами Востока (ок, и Юга). Сейчас их называют прогрессистками и современными женщинами. Каково это - расти в восточной семье, как это - жить в прямом соприкосновении с мусульманской традицией?

Нигина Сайфуллаева

Краткая справка: Нигина - кинорежиссер, сценарист. За картину «Как меня зовут» получила на «Кинотавре» спецдиплом жюри. Называлась премия так: «За легкое дыхание и художественную целостность».

О запрете на бороды и некоторых особенностях женского существования в Таджикистане

Я родилась в Таджикистане, в Душанбе, в 1985 году и уехала в 1991-м. Это время было скорее советским - ничего радикально восточного не происходило. У меня была очень светская русскоговорящая семья. Семья в широком таджикском смысле слова. То есть все триста довольно светских человек. Да, мальчикам делали обрезание, готовили плов, чай пили из пиалок, но в парандже никто не ходил, женщины работали (моя мама - так и вовсе в Доме моделей, бабушка была писательницей), все курили сигареты, ходили по гостям и все такое прочее.

У нас не было никакой тирании. У меня очень живой и веселый папа. Религии тоже не было. Сейчас ситуация немного меняется в Таджикистане, но власть пытается оберегать светскость государства. Из совсем такого внешнего примера - там запрещены бороды. Так как это признак именно радикального религиозного мусульманина.

Безусловно, девочкам нельзя встречаться с мальчиками до замужества, их назовут джаляб («шалава») и замуж будет уже очень сложно выйти. А это основа основ. Но я уехала в слишком раннем возрасте, чтобы выбирать себе какой-то особый свободный путь. Этот выбор сделала за меня мама, когда увезла в Москву.

По таджикским меркам в Москве я вела себя как полная джаляб. Но по московским - это была нормальная такая живая юность. «Дети-кухня-религия» - это я скорее сейчас, после рождения сына. Шучу, конечно, но в общем обстоятельства заставляют жить поскромнее.

Вообще жизнь в каждой стране обусловлена целым комплексом взаимосвязанных процессов. И люди, которые там живут, ощущают ситуацию естественной и никуда от нее не бегут. Во всяком случае, большинство. Даже в доверительных беседах я вижу, что моих сестер и братьев не травмирует то, что их супругов выбрали не они сами, а родители. Когда я попыталась настаивать на своем, то брат мне сказал: «Разве может мама сделать что-то плохое для своего сына?»

В итоге этот разговор обернулся драмой. Потому что он таки прислушался ко мне и женился на девушке, которую выбрал сам, - на яркой, свободной, с характером и прочими атрибутами.

Родители ее не одобряли, но согласились. В итоге она ужасно поступила с нашей семьей, брак распался, и я как бы оказалась не права в своей свободолюбивой позиции. Второй его брак, где жену выбрал мой папа, оказался идеальным.

Начитанная, с юмором, но скромная и покладистая девушка из приличной интеллигентной семьи оказалась очень впору не только моему брату, но и родителям. И все счастливы. Тогда я и поняла, что традиции и комплекс условий и правил нельзя изменить вот так точечно, в одном элементе.

Ну и ситуацию всегда можно оправдать. Так, например, сестры мне говорили о плюсах того, что мужа она видит на свадьбе условно третий раз в жизни. Типа, вы в России женитесь спустя несколько лет и уже успеваете надоесть друг другу, приесться, а у нас в браке самое горячее начинается. Все в новинку, флирт, романтика. Ну, звучит по-своему убедительно. Но лишь в том случае, если мама с папой не ошиблись с выбором.

Залина Маршенкулова

Кратская справка: Залина - журналистка, блогер, медиаактивистка, феминистка. Создательница гениального сайта диких новостей Breaking Mad, автор телеграм-канала «Женская власть».

Тернистый путь дочери кабардинца к феминизму

Мой отец - кабардинец, мама русская. И хотя я не росла в Кабардино-Балкарии (была там раза три от силы), все равно отец пытался привнести в мою жизнь элементы мусульманской культуры. При этом, надо сказать, он отнюдь не ортодоксальный, а вполне европеизированный человек. Учился, работал в Москве, здесь же встретил маму.

Мне определенно повезло: удалось избежать строго патриархального воспитания. Да, пока папа жил с нами, он наставлял меня: «учись готовить», «принеси и подай». Классическое отношение к женщине как к служанке присутствовало. Но в его защиту скажу, что это свойственно и многим российским мужчинам, я бы не списывала все на этническое происхождение.

Отпор сексизму я дала в 14 лет, заявила: «Не надо применять ко мне все эти мусульманские примочки!» - буйной и свободолюбивой я была всегда. Отец удивился, но спорить не стал. Я пошла работать уже в 14 лет, для меня всегда была важна независимость ото всех, я работала в местной газете на Ямале и еще массовиком-затейником, то есть я отлично училась и работала на двух работах.

Я сама себе купила выпускное платье и туфли, очень этим гордилась и горжусь. Вообще я с детства заявляла, что класть хотела на семейное счастье, для меня всегда важнее всего была самореализация.

Разумеется, в ответ постоянно прилетала эта старая добрая хрень типа «выйдешь замуж - по-другому запоешь». Ну вот я замужем девять лет, и ничего не изменилось. По-прежнему ненавижу готовить, не готовлю и не собираюсь - а муж это делать обожает (в юности как раз обещала выйти замуж за повара).

Как я пришла к феминизму? В какой-то момент меня задолбали сексисские публикации типа «10 способов сделать мужчину счастливым» - и я решила создать телеграм-канал про реальных женщин, не вписывающихся в рамки «милая и самая послушная», для женщин, которые хотят сделать счастливыми себя.

Или посмотрите на мой проект Breaking Mad - агрегатор безумных новостей, сайт с черным юморком. Многие долгое время думали, что им заправляет мужчина. Когда выяснилось, что я женщина, читатели (70% - мужчины) негодовали, писали «а мы думали, ты наш бро».

В телеграме мне чаще всего пишут читательницы, которым мешают жить родственники. Самая распространенная история: женщина разводится с тираном, и родственники с обеих сторон ее гнобят. Такие истории подчеркивают нулевой статус женщины в обществе.

Даже некоторые активные пользователи твиттера, самой циничной, по моему мнению, соцсети, и те встают на сторону феминисток. Два года назад невозможно было представить, что эти мизантропы поддержат антипатриархальные флешмобы.

Таус Махачева

Краткая справка: Таус - художница. Лауреат Премии Кандинского, премии «Будущее Европы», всероссийского конкурса «Инновация». Работы Махачевой хранятся в музее Tate Modern (Лондон), в музее современного искусства MUHKA (Антверпен), Московском музее современного искусства, а также в частных собраниях в РФ и за рубежом.

Детство у меня было счастливое, юность - чуть менее… В восточной семье, наверное, как и в западной, самое главное - это столкновения, которые происходят уже скорее в юности. С семьей, с самим собой. Проблемы были, но не по части третирования меня как девушки.

Я выросла в собственном свободном мире. Помню, к примеру, один из своих разговоров с дедушкой, когда я спросила: «Дедушка, за кого мне лучше выйти замуж? За аварца?» Он говорит: «Ну да, за аварца». - «А если не за аварца?» - «Ну за дагестанца». - «А если не за дагестанца?» - «Ну за россиянина». - «А если не за россиянина?» Он говорит: «За человека - было бы хорошо».

Мне кажется, когда ты растешь с таким дедушкой, то все у тебя будет отлично. Между прочим, сам он, конечно, был женат на бабушке, которая была чистокровной аваркой.

Важный момент был, когда я поступила в Лондонский институт искусства и дизайна. Сказала маме: «Вот, поступила. И не хочу больше учиться на экономиста». - «Да, поезжай», - ответила она. Всегда буду благодарна маме за то, что ей хватило мужества согласиться. Более того, моя семья сильно помогла мне, мы все понимаем, какие это расходы - учиться за границей.

Что касается проблем, которые создаются женщинам на Востоке и Юге, то, знаете, я сталкивалась с закостенелым представлением о роли не только женщины, но и мужчины. Мне кажется, надо говорить о закостенелом представлении, не разделяя эти два мира, - люди противоположного пола там тоже поставлены в определенные рамки.

Большой вопрос, что тяжелее - ряд запретов для женщин или ожидания (которые связаны у окружающих со взрослеющими мужчинами). Я, например, знаю мужчин, которые женились на ком им было сказано. И это только одна из мужских драм в Дагестане.

Развитие свободной творческой души в нашей республике - это в первую очередь не гендерная проблема, а трудности, связанные с системой поддержки искусства в стране.

Она не реформировалась эффективным образом с советских времен, когда у нас были творческие союзы, писательские дачи, хорошие зарплаты, продвигались публикации, были весомы гонорары за книги. Выдавались мастерские… Сейчас такого нет, как мы знаем, зато есть свобода высказывания.

Если вернуться к вопросам женского пространства, то, пожалуй, лучшим обозначением моей позиции будет художественная практика, а точнее, мое альтер эго (или как я иногда ее называю - моя подруга): Супер Таус .

Супергероиня из Дагестана, которая тихо, молча делает удивительные вещи: мимоходом освобождает дорогу от гигантского валуна или ставит памятник двум смотрительницам Марии Коркмасовой и Хамисат Абдулаевой - эти женщины в 1990-е годы предотвратили кражу полотна Родченко из дагестанского музея.

Сила Супер Таус и есть сила женщин, которых я вижу вокруг себя в Дагестане. По-моему, собственные страхи всегда намного больше парализуют, нежели самая страшная реальность.

Алиса Ганиева

Краткая справка: Алиса - писательница, литкритик, редактор. Лауреат премий «Триумф», «Дебют», финалистка «Русского Букера». Участница списка самых талантливых молодых жителей Москвы, составленного британским изданием The Guardian.

Я росла в семье, которую, наверное, можно было бы назвать советско-интеллигентской, родители трудились в Академии наук . Да и Махачкала, где прошло мое детство, в период перестройки была еще вполне культурным городком. Туда и БГ приезжал на квартирники, и Смоктуновского еще помнили (тот начинал свою карьеру в местном драматическом театре). Но среда постепенно менялась. И помимо общероссийского наступления гопничества за счет хлынувших в город переселенцев шла массовая маргинализация народа.

Девочек в Дагестане держали в черном теле, на палочном воспитании, чтобы они бесконечно работали: мололи, драили, месили, таскали. Моя мама в этом смысле разрывалась. С одной стороны, в мозг ее была вшита программа: сделать из дочери гостеприимную хозяйку, чтобы хинкал у нее получался пышный, а пирог чуду тонкий, чтобы налево не ходила, род не позорила и чтобы, получив диплом, достойно вышла замуж за дальнего родственника. Это было мастхэвом - чтобы обязательно за родственника, на худой конец за человека со своего района.

Я в такие места не рвалась, да и выглядела в старших классах малоаппетитно - доска да жерди вместо ног. Тем не менее передвигаться по городу одной было всегда не по себе - прохожие парни могли попытаться задеть.

Да, я постоянно сталкивалась с закостенелыми представлениями о месте и роли женщины. Мужчины сидят - женщины подают. Если они после омовения, то и здороваться с тобой за руку не будут, чтобы не загрязниться и не испортить совершенного ритуала.

Не слишком все изменилось и сейчас - и я не боюсь об этом говорить. И вот результат: дагестанские близкие не понимают меня. Папы уже нет, но он до последнего болезненно реагировал на злобную критику, которую ему на меня выливали всякие приятели (общественные деятели, политики, чиновники, журналисты Дагестана).

Они меня кляли, а он переживал и писал мне увещевания. Мама сейчас живет в Махачкале и радуется моим успехам, но, как только подходит очередной критик и рассказывает ей, что я ненавижу свою родину, что я аморальна или еще чего-нибудь, она сразу начинает оправдываться, открещиваться - очень боится общественного осуждения. Ведь выходит, раз я не патриотичная и безнравственная, значит, она меня такой воспитала. В общем, ее настроение и поддержка колеблются в зависимости от чужого мнения.

Ей главное, чтобы я поскорее родила ребенка, уже не важно от кого, хоть от банка спермы. Один из дядей, брат покойного папы, и вовсе попросил меня поменять фамилию.

С его семьей я не общаюсь, и они клянут меня по углам: предательница Дагестана, безбожница, лесбиянка (совсем уж дикая фантазия, будь я лесбиянкой, я бы этого не скрывала) и т. д.

Но есть и те, кто поддерживает. Мой брат Омар, мои две двоюродные сестры Патя и Джамиля, мой дядя из Кизляра. Вот, пожалуй, все.

Манижа

Краткая справка: Манижа - музыкант, исполнительница и сочинительница этно-поп-композиций на русском и английском языках. Обладательница довольно удивительной страницы в «Википедии» и 278 тыс. подписчиков в «Инстаграме».

О насаждаемых ценностях, которые навсегда останутся с тобой

Я родилась в 1991-м в Душанбе - там как раз начиналась гражданская война. Все вокруг рушилось, в том числе мечты и устои. А в семье была атмосфера безопасности, защищенности. Так что особых проблем у меня в моем маленьком мире не было. Там я была свободна, я стала тем, кем хотела, - музыкантом.

Однако я сталкивалась (и до сих пор сталкиваюсь) с неприятием мусульманского сообщества: дальние родственники и приближенные к семье люди все еще не воспринимают меня как правильного человека что ли. Вроде как я занимаюсь каким-то постыдным делом.

Я всегда себя чувствовала белой вороной. Когда была старшеклассницей, мне приходилось возвращаться домой до семи вечера - железное было правило. Я не ходила на свидания, не общалась с мальчиками. При этом училась в обычной московской школе, сидела за одной партой с беременными одноклассницами.

Кругом подростки, все гуляют, на город опускается вечер, а ты сидишь дома. Сидишь и сидишь. Но, знаете, в 21-летнем возрасте (когда мне предоставили полную свободу и я улетела учиться в Англию) я вдруг обнаружила, что ценности, которые мне привили, только укрепились. Я их приняла как свою особенность.

Например, уважение к ближнему, к старшим для меня действительно превыше всего. Или такой момент: я всю жизнь обращаюсь к маме на «вы». Просто не могу по-другому. Еще один пример. Я действительно не готова вести разгульный образ жизни.

И от большинства коллег по сцене отличаюсь: музыкант Манижа - не певица в коротком платье и на каблуках. Хотя мне постоянно советуют выглядеть именно так ради роста рейтинга и популярности. Но это не мое. Я смогу добиться успеха иначе, это я знаю точно.

Вообще моя пробивная активность - наследственное: прабабушка была первой женщиной в восточных республиках СССР, скинувшей паранджу и прямо заявившей о желании работать, а не сидеть тихо в своей комнате.

Сейчас это восприняли бы как манифест, а тогда у нее просто отобрали детей - выбирай, либо дети, либо работа. Прабабушка в итоге добилась всего, чего хотела. Она дошла до очень высокой должности и даже сумела вернуть себе детей.

В следующем поколении активность нарастала. Моя мама получила три высших образования, а сейчас работает как психотерапевт и дизайнер, у нее свой бренд Modardesigns.

При этом она успела вырастить пятерых детей - великая женщина. Или вот бабушка, к которой я каждое лето ездила в Таджикистан. Невероятно сильная и красивая, она всегда приучала нас, детей, к труду. Пол не разрешала мыть шваброй, только тряпкой, руками. Просила меня, например, почистить бассейн. А я, московская белоручка, в ответ: «В смысле? Я туда не полезу!»

Через четыре минуты я выгребала оттуда грязь лопатой, ревела и думала, как же все это несправедливо. Теперь же я полна благодарности к бабуле - отличная была закалка. «Никто за тебя ничего не сделает, только сама», - грозя ладонью, воспитывала она.

21 ноября в Духовном управлении мусульман РБ состоятся выборы нового муфтия и председателя управления. Это мероприятие обещает стать историческим событием - Нурмухамет-хазрат , занимавший пост в течение четверти века, может быть впервые не переизбран.

Первый заместитель Духовного управления мусульман РБ Айнур Арсланов в преддверии события рассказал, чем сегодня живёт мусульманская умма, какие проблемы предстоит решать новоизбранному муфтию и кто, по его прогнозам, может претендовать на этот пост.


- Айнур-хазрат, спрошу в первую очередь о наболевшем - о строительстве мечети "Ар-Рахим" на проспекте Салавата Юлаева. Реализация этого амбициозного проекта неимоверно затянулась. Как решается вопрос?

Работа религиозных деятелей - заботиться о духовном здоровье своего народа и в правильном русле воспитывать подрастающее поколение. Строительство новых мечетей - это показатель продолжающегося возрождения ислама в регионе. Сегодня в республике более 150 мечетей находятся в стадии строительства. И повсюду помощь оказывают органы власти, спонсоры, различные организации и предприятия. Делается это исключительно в мирном и конструктивном русле, без привлечения коммерческих структур - посредников.

Строительство мечети по проспекту Салавата Юлаева, действительно, уже несколько лет не ведется. К сожалению, процесс строительства сопровождается скандалами и негативными высказываниями в СМИ. Постоянно звучат обвинения в адрес руководства ДУМ РБ. Я надеюсь, что после очередного съезда ДУМ РБ, где состоятся выборы нового муфтия, ситуация изменится.

Вокруг мусульманской уммы Башкортостана в последнее время происходит много событий, которые весьма неоднозначно преподносятся в СМИ. Хотелось бы понять, чем в действительности живут мусульмане республики и с какими проблемами сталкивается духовенство?

Сегодня в состав Духовного управления входит более 700 общин, которые есть в каждом районе республики. Среди мусульманской уммы страны статус нашей республики особый. Он обусловлен тем, что Уфа на протяжении многих лет является историческим центром российского ислама. Так, еще в XVIII веке по указу Екатерины II у нас было создано Духовное Собрание Магометанского закона. Буквально на днях ЦДУМ России будет отмечать 230-летие со дня своего образования. Пользуясь случаем, считаю своим долгом поздравить наших братьев.

Ислам в нашей республике отличается умеренностью и доброжелательностью. Работа имамов в мечетях состоит прежде всего в том, чтобы донести до людей принципы добра, взаимопонимания, терпимости и уважения к представителям других вероисповеданий, национальностей и мировоззрений.

Но, как в любом деле, есть и нежелательные исключения. В последние годы все чаще выявляются случаи негативных действий со стороны людей, которые свою агрессию и недобропорядочность прикрывают светлым именем ислама. С такими радикальными проявлениями надо бороться. Прежде всего - сосредоточить усилия духовенства и власти на развитии системы образования.


"Не бойтесь готовить «конкурентов"

- Как организована в ДУМ РБ система образования?

В управлении работают три медресе. Два из них в Уфе, причём одно действует как курсы повышения квалификации для работающих имамов, ещё одно - в Стерлитамаке. Этого явно недостаточно. Сейчас решается вопрос о возобновлении строительства медресе в Сибае, необходимого там как воздух. Более сотни молодых людей из Зауралья, где сосредоточена почти половина приходов ДУМ РБ, учится основам ислама в Оренбурге, Татарстане, Челябинске и других регионах. А потом и остаются там работать. В то время как почти сотня мечетей в республике не имеет хазратов.

Еще одна проблема - возраст наших уважаемых имамов. Мы их очень уважаем и благодарим за то, что несмотря на трудности, они работают в мечетях и несут людям свет. Однако, я считаю, каждый имам должен хотя бы раз в год направлять на обучение в наши медресе по одному молодому человеку, не опасаясь, что готовит себе "конкурента". Работы хватит для всех. И курировать эту работу должно ДУМ РБ.

- Как вы относитесь к тому, что многие уезжают получать исламское образование за рубеж?

Похвально желание получить более широкое образование, но, считаю, сначала надо заложить базу у себя дома. Второй совет желающим отправиться на обучение за границу - надо выучить иностранный язык. По своему опыту знаю: без него там делать нечего. Кроме того, отправлять за рубеж необходимо по рекомендациям Духовного управления, оно же должно контролировать и сам процесс. А по возвращению ребят из-за границы - не терять с ними связи, помогать в трудоустройстве после прохождения необходимой аттестации – проверки их знаний.

Говоря о религиозном образовании, хочу поблагодарить за сотрудничество наших коллег из БГПУ имени Акмуллы и Башкирского государственного университета. Эти вузы помогают в проведении курсов повышения квалификации для имам-хатыбов, занимаются развитием исламской теологии, религиоведения, востоковедения, обучения арабскому языку. В БашГУ готовят студентов по специальности "Теология".

Беда в том, что зачастую и проходящие курсы повышения квалификации, и обучающиеся в светских вузах студенты заранее не планируют работать на местах в качестве имамов. А в мусульманских приходах возникают проблемы с кадрами.

Неофитов из мечетей, конечно, не выгоняют. Однако относятся к ним с недоверием: люди, которые не имеют представления о традициях, могут быть источником больших проблем. Пользуясь такой ситуацией, некоторые люди пытаются обучать верующих некому своему представлению об исламе, стремясь даже открывать для этого свои учебные заведения. При этом их не смущает ни противозаконность действий, ни отсутствие религиозного образования, ни специальной разрешительной документации.

Я думаю, что обучение будущих имамов должно происходить только в официальных медресе, которые находятся в подчинении духовных управлений. Так мы сможем контролировать и качество и содержание их образования.


"Должность муфтия - огромная ответственность"

Недавно появились публикации и видеообращения, в негативном ключе оценивающие работу молодежного отдела ДУМ РБ, вплоть до попыток ассоциировать его с деятельностью ОПГ. Можете это прокомментировать?

Говорить можно, что угодно. А что на деле? Работа молодежного отдела ДУМ - на глазах всей республики, она подробно освещается в СМИ, на интернет-сайтах, в социальных сетях. И получает положительные отзывы мусульман и населения региона. Так, республиканская духовная акция "Ислам – против экстремизма!" стала пилотным проектом, который взяли на вооружение многие регионы страны. Наши молодежные форумы приобрели статус межрелигиозных, и многие акции мы проводим теперь совместно с нашими православными братьями. Это и есть главная и объективная оценка нашей работы.

Кстати, человек, который так усердно перед камерой поливал мусульманскую молодежь грязью, был изгнан из рядов молодежного отдела за пристрастие к наркотикам и попытки их распространения среди молодежи. Аллах ему судья!

На прошедшем пленуме ДУМ РБ были выдвинуты четыре кандидата на пост муфтия. Вас, несмотря на ожидания многих мусульман, среди них не оказалось. Почему?

Во-первых, должность муфтия и председателя ДУМ РБ - это огромная ответственность перед мусульманами и Всевышним. Я это совершенно чётко и ясно осознаю.

Во вторых, помимо безупречной репутации, чистоты помыслов и авторитета среди населения и мусульман республики, человек, занимающий эту должность, должен обладать очень большим авторитетом, опытом и высокими познаниями в области светских и исламских наук.

Я с большим уважением отношусь ко всем кандидатам на пост муфтия, но, думаю, что над этими двумя критериями стоит задуматься некоторым кандидатам, особенно тем, которые развили бурную агитационную деятельность в социальных сетях.

Мое мнение – мусульманскую умму республики должен возглавить мудрый аксакал, имеющий большой опыт, воспитавший не одно поколение духовных лидеров и обладающий всеми перечисленными выше достоинствами. Перед ним стоят огромные задачи и ряд проблем, накопленных годами и требующих немедленного решения.

Считаю, что на сегодня наиболее подходящей кандидатурой является Агляметдин-хазрат Газизов , многое сделавший для развития мусульманской уммы. И знаю, что многие имамы придерживаются такого же мнения. Думаю, что все сделают правильный выбор.

Мусульманская женщина не позволит себе выйти на улицу неподобающе одетой: с открытыми руками выше кистей, ногами выше ступней, с декольте или обнаженной спиной. Тело по нормам ислама должно быть полностью закрытым, чтобы не вызывать плотских желаний у посторонних и тем самым не унижать достоинства правоверной. Но даже ношение хиджаба имеет свои нюансы. Его ткань не должна быть кричащей, слишком яркой, расшитой жемчугами и пр. Это признак безнравственности и стремления к роскоши.

Особым требованием является соблюдение чистоты во всех смыслах. Мусульманка не может себе позволить выйти замуж недевственницей. В этом случае ее ожидает ужасный позор с самыми трагическими последствиями. Согласно Второзаконию (22:13–21) такую женщину следует забить камнями до смерти.

Мусульманка не может позволить себе ходить в грязной и неряшливой одежде, потому что Аллах завещал блюсти телесную чистоту. Женщина не станет и слушать грязные речи, рискуя тем самым осквернить свой слух и помыслы. В исламе нечистые мысли и намерения (ният ) являются таким же тяжким грехом, как и нечистые действия.

Мусульманка также не позволит себе пить алкоголь. Это запрещено Кораном. Правоверная мусульманка не сядет за один стол с мужем и его друзьями. Женщины в исламе принимают пищу и не протяжении дня обычно находятся на женской половине дома.

Также дамы не позволяют себе разгуливать по городу без сопровождения и никогда не заходят в заведения, предназначенные для мужчин (всевозможные чайные, кафе и пр.). Истинная мусульманка строго придерживается требования целомудрия, чистоты, богобоязненности, скромности и контролирует не только свое поведение, но и мысли.

Аудио версия настоящей статьи:

«Нет стыда в познании религии…»

Излишней скромности не должно быть, когда задается вопрос, касающийся жизненной практики, даже если речь идет об .

Жена пророка Мухаммада ‘Аиша сказала однажды: «Насколько прекрасны женщины Медины! Скромность их не мешала им становиться грамотными в вопросах веры» . Также один из ученейших людей первого поколения (таби‘ун), Муджахид, сказал: «Не приобретут знаний двое: излишне скромный и высокомерный» .

Чтобы облегчить некоторое стеснение и неудобство читателя, а также в доказательство того, что вопросы на тему интимных отношений супругов задают не только в России, приведу сокращенный вариант вопроса, который был задан одному из современных богословов - Юсуфу аль-Кардави: «Мы - мусульмане-арабы. Многие годы живем в Северной Америке. Часто общаемся с мусульманами самых разных национальностей, в том числе и с представителями коренного населения Америки, принявшими Ислам. При общении возникает много вопросов, среди которых немало таких, с какими мы никогда не сталкивались в арабском обществе. К такого рода вопросам относятся интимные взаимоотношения супругов. Например, «могут ли муж с женой полностью оголяться при совокуплении?» или «может ли муж смотреть на половые органы жены, а жена - на половые органы мужа?» И многое другое, что нам неудобно даже спрашивать в открытую».

Юсуф аль-Кардави дал такой ответ: «Обычно в арабском обществе такого рода вопросы не возникают, об этом говорить не принято. Однако там, где процветает излишняя вседозволенность, публичная оголенность и улицы полны тем, что категорически недопустимо с точки зрения религиозной морали, у людей появляется некоторое безразличие к противоположному полу, отношения в кругу семьи холодеют.

Раньше мы на все отвечали «это запретно», опираясь на нормы арабской морали и те хадисы, которые слышали от проповедников, но не от богословов . Затем мы узнали, что многое в Исламе не так категорично, как мы это себе представляли».

В ответе аль-Кардави были и такие слова: «Категорически недопустимо полагаться на личные, национальные или географические симпатии-антипатии относительно канонов веры, тем более когда это касается начинающих мусульман и вопросов обязательности или категоричной запретности» .

Хочу сразу заметить, что хадис «разрешенное известно, запретное известно, а между ними сомнительное. Кто зайдет в сомнительное, тот впал в запретное» - достоверен, «сомнительным» же может быть то, что косвенно из аятов и хадисов богословы предположительно считают таковым, или то, что человек считает для себя лично сомнительным. Касаясь общего положения вещей, «все незапрещенное является разрешенным» . Это каноническое правило, основанное на положениях Священного Корана и . Также в одном из достоверных хадисов говорится, что неоговоренное Творцом является милостью для верующих, а не тем, что оставлено по забывчивости . Вопрос интимных отношений супругов однозначно не является исключением из упомянутого правила, о чем говорят исламские богословы прошлого и настоящего .

Система, данная нам Всевышним, имеет ответы на все вопросы. Коран и Сунна содержат в себе или общие правила, под которые подводимы ситуации, частично изменяющиеся с течением времени, или оговаривают конкретные ситуации, которые стабильны и неизменяемы.

В любой книге по исламскому законодательству (усулюль-фикх) вы сможете прочитать о том, что основой всего является разрешенность, то есть то, что не запрещено канонами, является разрешенным. Это правило основано на Коране и Сунне.

Что разрешено и что запрещено в интимных отношениях супругов-мусульман?

В интимной жизни запреты касаются лишь супружеского соития в период менструального цикла, в послеродовой период , в состоянии ихрама (состояние ритуальной чистоты во время паломничества), а также анального полового акта. Остальное - время, формы, периодичность - по усмотрению и обоюдному согласию жены и мужа.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал:

- «Проклят тот, кто имеет половые сношения с женой посредством заднего прохода» ;

- «Кто имеет с женой половые сношения во время месячных [именно посредством влагалища] , или посредством заднего прохода [вообще в какое-либо время], или приходит к предсказателю и верит словам его, тот становится неверующим по отношению к тому, с чем пришел Мухаммад» .

Цитата из восьмитомной исламской энциклопедии по фикху : «Разрешаются все виды полового удовлетворения между мужем и женой, кроме использования заднего прохода, что является запретным (харам)» .

Что касается моральной стороны данного вопроса, то супругам дана свобода выбора в тех рамках, которые оговорены. На сегодняшний день немало разводов происходит из-за сексуальной несовместимости. Хотя причина несерьезна, легко решаема: точки соприкосновения всегда можно найти. В Исламе запрещены интимные отношения между будущими супругами, и это никоим образом не противоречит природе человека, так как свобода в сексуальных отношениях после брака предоставляется на их усмотрение с учетом того, что они любимы друг другом и женились, в первую очередь, по причине интеллектуальной и мировоззренческой совместимости. Между ними отсутствуют стеснительность, недопонимание и недоговаривание. Посредством открытости супруги определяют то, что для них приемлемо, а что аморально.

В Священном Коране есть аят, частично затрагивающий эту тему. «Частично», так как касается той части половых актов, которые совершаются с намерением увеличения потомства, по милости Всевышнего. «Жены ваши - нива для вас, и подходите к вашей ниве как пожелаете [по обоюдному усмотрению]» (), то есть используя всевозможные варианты, насколько хватит вам фантазии и возможностей. Данное пояснение вы можете найти в тафсирах, комментариях к Священному Корану.

Итак, незапрещенность не означает обязательное следование тому или иному устою или практике. В то же время, если применение упомянутых действий способствует улучшению взаимопонимания между супругами, то это вознаграждаемо, так как, имея физическое и психологическое удовлетворение внутри семьи, жена или муж не ищут этого на стороне. Полное взаимопонимание способствует сохранению целостности семьи. Измена - караема. Верность - вознаграждаема: «И [даже] интимные отношения ваши [с супругой] - милостыня», - сказал Пророк. Сподвижники в недоумении спросили: «Человек удовлетворяет свои плотские желания и получает за это вознаграждение [пред Богом]!?» Посланник Господа ответил: «Разве вы не разумеете, что если бы он имел отношения на стороне, то был бы грешен (это засчиталось бы ему грехом)!? А имея халяльные (разрешенные) интимные отношения [с женой], он будет вознагражден [как и жена с мужем, и будет вознаграждена пред Богом. Это запишется благодеянием в личном деле мужчины или женщины и будет на чаше благодеяний в Судный День]!»

То, что не запрещено, при правильном использовании может быть применимо, и человек имеет право свободного выбора.

Общие вопросы об интимной жизни мусульман

Я женился на мусульманке пять лет назад, принял Ислам, но не по убеждению, а ради своей жены, которую очень полюбил. Я пытаюсь понять Ислам, но мне это очень трудно пока.

Мой вопрос интимного характера. Как я уже писал, мы в браке пять лет, и иногда хочется разнообразить свою сексуальную жизнь. Я знаю, что анальный половой акт запрещен по мусульманским канонам. И даже после полного ритуального омовения тело не считается чистым для намаза. Так ли это? Если я хочу именно такого секса и жена дает на это согласие, чтобы мужу сделать приятное, считается ли для нее это грехом? Или грех только на мне? Сергей.

1. Анальный половой акт запрещен, вы правы.

2. «И даже после полного ритуального омовения тело не считается чистым для намаза» - такого нет.

3. Это считается грехом. Разнообразьте интимную часть семейной жизни иными способами.

Входит ли в анальный половой акт ласкание пальцем?

Правда ли, что мужу запрещено пить молоко своей жены? Если так, то на чем основан этот запрет?

Однозначно, не запрещено. О разрешенности этого упоминается в книгах по мусульманскому богословию.

1. Можно ли изучать, по книгам например, разные позы полового соития?

2. Если да, то можно ли изучать их по графическим рисункам? А., 20 лет.

1. Можно, совместно с супругой (супругом), тем более если это гармонизирует внутрисемейные отношения и вносит разнообразие в интимную жизнь, удаляя от поиска чего-то подобного на стороне, что в реалиях нашей жизни часто и происходит.

2. Да, можно.

Могут ли муж и жена снимать на камеру свои интимные отношения и смотреть вдвоем, реализуя свои фантазии?

Делать этого не следует, так как запись может попасть в чужие руки.

Разрешается ли во время интимных отношений издавать стоны мусульманину и мусульманке? Амина и Абдулла.

Разрешается.

Можно ли увеличивать половой член, если нет никакого вреда для здоровья? Но не операционным методом. Али.

Думаю, не стоит идти путем искусственного увеличения полового члена. Неизвестно, к чему это может привести вас через десять или двадцать лет. Имеется много других путей, обогощающих гармонию внутрисемейных интимных отношений. Следует уделить внимание их изучению и практике.

Если у мусульманина две жены, может ли он заниматься выполнением супружеских обязанностей одновременно с обеими?

Не то что «заниматься выполнением супружеских обязанностей», а даже просто спать всем троим на одной кровати категорически не допускается . У каждой из семей должно быть свое отдельное жилье. Отдельное и идентичное.

Вопрос относительно зихара. Иногда муж и жена шутят и заигрывают друг с другом. Например, иногда муж в шутку играет роль маленького мальчика, а супруга будто его мамы, и муж говорит ей: «Возьми меня на руки», подражая детям. Однако, иногда пошутив, задумываешься, не совершил ли ты зихар? Иногда из-за этого вопроса лишаешься сна и становишься нервозным. Ведь если это зихар, то до искупления жена тебе становится запретной. Абдулла, 30 лет.

Если это помогает развитию и поддержанию внутрисемейной гармонии, превращает порой ваши семейные будни в забавную шутку, от которой всем приятно и весело, то вы можете наслаждаться такой игрой. Не додумывайте, тем более когда это ведет к нарушению сна и внутрисемейного спокойствия. К названному вами (аз-зыхар) упомянутые шутки и игры не относятся.

Имеются ли какие-то запреты на позы во время секса? Рада.

Запретов однозначно нет.

Можно ли иметь близость с женой во время поста?

Разрешено ли вступать в интимные отношения с мужем во время месяца Рамадан в ночное время (после разговения)? Возник спор по поводу беременности в этот месяц - мол, в этот священный месяц ни днем, ни ночью супругам нельзя совокупляться. Это грех. Правда ли?

Это неправда. В Священном Коране сказано:

«Разрешается вам ночью в дни поста иметь интимные отношения с супругами. Они [жены] - одежда для вас, и вы [мужья] - одежда для них. Аллах (Бог, Господь) знает, что вы обманывали самих себя , и Он простил вам, помиловал вас. Теперь вы можете иметь близость с ними, стремитесь же к тому, что предписано вам. Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от черной [пока не появится на горизонте разделительная черта между приходящим днем и уходящей ночью] на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца, воздерживаясь от приема пищи, питья и интимных отношений с супругой (супругом)]. И не имейте интимных отношений с супругами, когда вы находитесь в мечетях в состоянии и‘тикяфа . Это - границы, очерченные Всевышним, не приближайтесь же к ним [не переступайте запреты]. Таким образом Аллах (Бог, Господь) раскрывает для людей Свои знамения, возможно, они станут набожными» ().

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 68.

См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т. 2. С. 183.

Некоторые проповедники используют недостоверные хадисы или притчи для того, чтобы проповедь была более убедительна и проникновенна. Богословы же более строго придерживаются буквы закона в цитатах и комментариях.

См.: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 2. С. 350–353.

Факихи (мусульманские богословы) говорят, что «если нет доказательства в пользу запрета, то делается так, как это удобно человеку». См.: ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 107, 108.

Имеется в виду то «неоговоренное», что было или могло быть во времена пророка Мухаммада, но нигде не утверждался явный запрет или явная разрешенность по поводу этого. Что касается тех вещей, которые появились в практике людей в последующем, то здесь уже, с учетом научных достижений, а также канонических норм и правил, богословы дают заключения (фетвы).

В Священном Коране или через Сунну Пророка.

В достоверном хадисе сказано: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) установил обязательные положения (фарды), так не растеряйте же их! Очертил границы [определенное число ежедневных обязательных молитв-намазов, например, определенная форма соблюдения обязательного поста и количество дней; конкретные наказания за конкретные преступления и т. д.], так не переходите же их [не нарушайте, не усложняйте, не ужесточайте]! Он [Господь миров] запретил некоторые вещи [например, явный грех, как-то: воровство, ложь, сквернословие], так не совершайте же их! А о других вещах Он умолчал, не по забывчивости, а из милости к вам. Так не организуйте же поиски (исследования) относительно них [для выяснения обязательности или запрещенности. Они относятся к разрешенному, ведь все, что не запрещено прямым текстом Корана или достоверной Сунны, остается по умолчанию разрешенным]». Хадис от Абу Са‘ляба аль-Хушаний; св. х. ад-Дар Кутни, аль-Хакима, а также это тридцатый хадис из «сорока хадисов имама ан-Навави». См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 457, 458, хадис № 25/1834 и пояснение к нему; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 166; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 1. С. 278, хадис № 197 и пояснение к нему.

См., например, аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Мушаварат ва фатава. С. 74–76, 84; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 2. С. 354, 354.

Послеродовой период оканчивается вместе с завершением кровотечения. Богословы-ханафиты говорили по этому поводу: «Нет предела минимуму. Максимум - сорок дней». Богословы-шафииты утверждают: «Минимум - мгновение. Максимум - шестьдесят дней. Обычно сорок дней». См.: аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 36; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 244. Также см.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. Ч. 1. С. 304, 305, хадис № 390.

Хадис от Абу Хурайры. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 245, хадис № 2162, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 501, хадис № 8204, «сахих».

Интимные отношения между мужем и женой разрешены во время месячных, они могут доводить друг друга до оргазма, семяизвержения. Главное - не использовать влагалище (лишь во время месячных и в послеродовой период) и задний проход (вообще запрещено). Подробнее см., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 114 и 115, хадисы № 300, 302 и 303; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 531–533, хадисы 300, 302 и 303 и пояснение к ним.

Хадис от Абу Хурайры. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 79, хадис № 639, «сахих»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 10. С. 346, хадис № 3823.

Последнее издание энциклопедии за 1997 г. состоит из 11 томов.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 3. С. 551.

Нива - засеиваемое поле. В данном контексте это аллегория, метафора, образное выражение, подразумевающее интимные отношения между мужем и женой.

Св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 389, хадис № 53–(1006); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 7. С. 91–93, хадис № 53–(1006) и пояснение к нему; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 121, хадис № 4/120.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6594.

«Если женам своим вы говорите, что они подобны спинам ваших матерей, то от этого они матерьми вашими не становятся» (Св. Коран, 33:4).

В доисламский период слова мужа в адрес жены «ты для меня подобна спине моей матери» символизировали развод, причем окончательный и навсегда. Кораническим текстом это было отменено. Впредь муж и жена в такого рода случаях могли восстановить семейные отношения, но лишь после искупления: или (1) освобождением невольного, или (2) непрерывным двухмесячным постом, или (3) разовым кормлением шестидесяти нищих. Приоритет соответствует последовательности. Это искупление является своего рода наказанием, дабы люди не разбрасывались неуместными словами. См., например: Св. Коран, 58:1–4; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 256.

Первоначально в месяц поста был запрет на интимные отношения не только в дневное, но и частично в ночное время. В последующем, по мере ниспослания Откровений, это было отменено. Некоторые в период запрета, касающегося интимных отношений в ночное время (после сна), нарушали его по слабости своей и потом раскаивались пред Всевышним. Он простил им проступок и отменил запрет. Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 515, 522.

В ночное время (с момента захода солнца и до появления зари) в полной мере допускаются прием пищи и половые отношения (с супругом, супругой).

Это особое, одухотворенное, направленное на пополнение жизненных и душевных сил пребывание постящегося в мечети с намерением находиться в ней. Исламские ученые единодушны в том, что и‘тикяф в последние десять дней месяца Рамадан для мужчин является сунной, то есть желательным действием.

Подробнее об и‘тикяфе читайте в моей книге «Все о мусульманском посте и Курбан-байраме».

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Мусульмане основным кодексом своей жизни считают шариат. в исламско-правовом отношении он регулирует все стороны жизни мусульман: финансовые, брачные вопросы, вплоть до правил приема пищи и ношения одежды.

Знакомиться с женщинами на улицах нельзя, Если парень познакомится с женщиной, это будет считаться оскорблением семьи. Знакомство между мужчиной и женщиной в исламе может быть только по воле ее опекунов. Иначе никак. В исламе дом мужчины разделен на две части: саляль и харам, соответственно разрешенная половина и запретная. Женщина живет в запретной части.

В исламе женщины должны закрывать свои лица. Впрочем, есть исключения. Например, Иран – демократическая страна, там кисти рук и лица женщин открыты, женщины участвуют в выборах и учатся в университетах. А в Саудовской Аравии и в Египте такого нет. Там лица женщин закрыты покрывалами. Это может быть паранджа, чадра, никаб (черное покрывало с прорезями для глаз). Если женщина идет вообще без головного убора, это будет расценено как оскорбление. Кроме того, женщина не должна выходить одна: либо в сопровождении старшей подруги, либо в сопровождении мужа.

Понятия «одинокая женщина» в арабских странах нет. Женщины живут либо с родственниками, либо в семьях мужей. В мечети женщины молятся в отдельном помещении. В некоторых странах женщины вообще не допускаются в мечеть, чтоб не отвлекать мужчин. Если вы являетесь другом мусульманина, ни в коем случае нельзя спрашивать его о здоровье и жизни жены – это повод для ревности. С какой стати я интересуюсь женой другого человека? Женщина-мусульманка в идеале не должна выходить замуж за немусульманина. Мужчина-мусульманин напротив свободно может жениться на немусульманке.

В Коране говорится, что недопустимо изображать то, чему не можешь дать жизнь (зверей, здания, тем более людей). Жизнь может дать только Аллах. Потому кино, театр и любые развлечения были запрещены вплоть до 1950-х гг. После этого времени ситуация изменилась. Чтобы разрешить кино, в Иране издали специальный указ, дозволяющий ходить в кино.

Следующий раздел касается воровства. Если человек украл в первый раз, то, в зависимости от размера, отсекается 4 пальца правой руки. За второе воровство отсекают левую ступню до половины, за третье воровство заключают в тюрьму до конца дней, а, если и там что-нибудь украдешь, убивают. Самым серьезным преступлением считается госаб – лишение обманом права собственности другого лица, то есть мошенничество.

В первые годы исламские строгости были распространены. Запреты на развлечения и музыку строго блюлись. К примеру, один певец оказался в компании халифов, те попросили его спеть, чтоб расслабиться. Певец спел, его похвалили и отрубили ему голову. В Средние века в арабских странах музыка была популярна, хотя иногда на музыкантов объявлялись гонения. Жила певица Азиза, она хорошо пела, но ее объявили в колдовстве и хотели казнить. Но за Азизу вступился племянник халифа. В современном арабском мире музыка не греховна, но в тайне люди искусства порицаются.

Сложно обстоит дело с запретами в области естественных наук и медицины. В арабском мире неплохая медицина, но некоторые запреты до сих пор существуют. Например, нельзя проводить вскрытия, с трупами вообще нельзя контактировать, похоронить их надо в тот же день. В идеале, разделение полов соблюдается везде: мужчин лечат мужчины, а женщин – женщины. Если доктора-мужчины нет, а женщина заболела, то желательно ограничиться визуальным осмотром. Но это в идеале, на практике такое применяется не везде.

Арабы – неплохие ученые. Авиценна, например. Кстати, а почему арабские цифры называются арабскими? Их придумали индийцы, но общедоступными сделали арабы.

Но лучше и подробнее всего шариат регламентирует финансовые вопросы и вопросы торговли. Основным занятием первых мусульман была торговля. Существует несколько правил торговли. Как правило, хозяева товара любят торговаться. Так во всех восточных странах. Если я не торговался, я не достоин скидки и уважения. Одно из правил торговли – никогда не проявлять к покупателям суровости. Нельзя насильственно привлекать к торговой сделке. За этим следит полиция нравов, но на сторону иностранцев она не встанет. В торговом деле нельзя шутить: если вы ударили по рукам в сделке, нельзя шутить, надо платить сполна. Если сделка крупная, скорее всего, будет заключен договор. Нельзя производить сделки с несовершеннолетними или умолишенными. Опекуны ребенка должны сами прийти и совершить покупку. И, конечно, нельзя выделять немусульман в торговле.

Отменить сделку можно только при условии некоторых обстоятельств. Например, если товар недоброкачественный, или, если он принадлежит не только продавцу, но еще и кому-то другому, и тот второй не согласен на сделку. Или если отсрочка вручения товара превышает указанную.

Если товар подменен, я тоже могу вернуть деньги и отказаться от товара. Еще важно, чтобы покупатель и продавец не покидали место сделки. Сказать: «Отложите мне, пожалуйста, товар» – нельзя.

Погребальный обряд прост. Он состоит из ритуального трехкратного омовения. Сначала омывают водой с кедровым порошком, потом водой с камфарой, а потом чистой водой. Потом человека оборачивают в саван и хоронят. В идеале на этом месте нужно ставить знаки, и мусульманские кладбища очень роскошны. Самая известная мусульманская гробница – Тадж-Махал. Впрочем, ваххабиты сильно протестуют против могил. В раннем исламе нельзя было строить могилы, это харам.

Есть запреты, касающиеся приема пищи и поведения за столом. Например, нельзя дуть на еду и питье. Нельзя с шумом выпивать воду. Хлеб только ломают и не режут ножом. В идеале едят руками. Нельзя обгладывать кости. Нельзя снимать кожуру с тех фруктов, которые можно есть с ней. Прелюбодеяние карается с обеих сторон: мужчине и женщине за первый раз полагается 100 палочных ударов, за второй раз – 200, за третий раз – 300. Гомосексуализм запрещен.

В исламе существует концепция вторичности женщины по сравнению с мужчинами. Она основана на экономических выводах. Женщина зависит от мужчины во всем. Коран: «Мужья стоят над женами, потому что Аллах дал одним преимущество над другими». Такое положение восходит к раннему исламу, т.к. среди кочевников мужчина занимался выпасом и разведением скота, а женщина – заменяемый кадр, ведший хозяйство. Коран открыто говорит о том, что непокорных женщин нужно кидать на ложа и бить. Мохаммед говорил: «Обращайтесь с женщинами хорошо, т.к. они как бы ваши пленницы. Они не имеют воли во всем, что их касается». Мусульманин должен быть покорным богу, а мусульманка – своему мужу. В светских мусульманских странах женщины-ученые и женщины-политики – большая редкость. Рождение мальчика в мусульманских семьях приветствуется, а рождение девочки – оплакивается. У некоторых арабских народов был обычай умерщвлять новорожденных девочек, Коран это запретил. При распределении имущества женщинам всегда достается вдвое меньше, чем мужчинам. Обычай полигинии (многоженства) привел к интересному эффекту – к большому увеличению мужского населения. Хотя в средние века было опасно иметь несколько сыновей, они могли подраться из-за наследства.

Конечно, полигия поощрялась Кораном. Коран позволял жениться на 4-рех женах, а наложниц иметь неограниченное количество. Турецкие халифы вообще не женились на своих женах, считая это ниже своего достоинства.

Современные страны ислама воспитываются в духе ранней общины. Сейчас женщины сами отказываются от завоеваний демократии: в Египте женщины сами стали носить чадру.