Дидактические игры по теме «Зима, зимние забавы».

Цель- Организация работы с детьми по теме «Зима», расширять представления детей о зиме как времени года

Задачи:

1.Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение и систематизация знаний о зиме.

2.Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»

3.Систематизировать представления детей о признаках зимы, сезонными изменениями в природе, связанными с зимним периодом

4.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

5.Воспитание у детей умение любоваться зимней природой и бережного отношения к к ней.

Предполагаемый результат

Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;

Повышение познавательной активности;

Усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;

Формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;

Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.

Интеграция образовательных областей по теме:ЗИМА

Приложение 1.

«Собери снеговика».

Цели: Развитие зрительного внимания, пространственных представлений. Совершенствование фразовой речи.

У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают, каких деталей не хватает, описывают их.

«Наоборот».

Цели: Развитие слухового внимания, логического внимания. Активизация словаря- закрепление в речи слов- антонимов.

Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный), деревья с листочками (нет, голые), солнце греет (нет, светит), птички поют (нет, мерзнут), медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлоге).

«Что зимой бывает».

Цели: Развитие представление о приметах зимы. Совершенствование связной речи.

Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года».Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года

«Снежинки»

Цели: Развитие сильного направленного выдоха. Закрепление в речи предлога На.

У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке, подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.

«Что прячется за сугробом»

Цели: Развитие зрительного внимания. Активизация словаря по теме.

Из картона вырезан сугроб. Воспитатель прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, снежинка, солнышко, дерево, шапка, рукавичка, шарф, лыжи, коньки), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.

«Когда это бывает».

Цели: Учить детей называть времена года по их признакам.

Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времена года на картинках и выставляют их на мольберт.

Снег на полях,

Лед на реках

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

Сошли снега, шумит вода,

Земля уже цветами полна.

Растет травка молодая,

Все мертвое оживает,

Когда это бывает? (Весной).

Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (Летом)

Голые поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

«Отгадай по описанию».

Цели: Учить детей называть времена года по из признакам.

Развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года.

Воспитатель описывает времена года, а дети его отгадывают.

Воспитатель: В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки.

Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы.

«Подбери слово».

Ударили…. (морозы)

Хрустит…. (снег)

Бушует… (вьюга)

Замерзли… (реки)

Скрипит… (снег)

Метут… (метели)

Падает… (снег)

Приложение 2

Пластические этюды

Зимние забавы.

Изобразить: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.

Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птенцов, и замерзшего воробья.

Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др.

Приложение3

Лексико-грамматические игры и упражнения по теме "Зима"

* Назови 10 "зимних" слов (снег, ...).

* Назови зимние месяцы. Каким месяцем заканчивается год? Каким месяцем начинается год?

* Подбери признаки: Снег какой? Ветер зимой какой? Солнце какое? Небо какое? Тучи какие? Лёд какой? Погода какая?

* Исправь ошибки: Наступило лето, и речка покрылась льдом. Наступила зима, и прилетели скворцы. Закончилась осень, и наступила весна.

*Продолжи предложения: Если зимой холоднее, чем весной, то весной... . Если снежная крепость выше скамейки, то скамейка... . Если мальчиков в парке больше, чем девочек... .

* Реши задачу: "На кормушке было 4 снегиря и столько же синиц. Сколько синиц было на кормушке?"

* Расставь слова по порядку так, чтобы получилось предложение(нарисуй схему предложения): семечки на насыпали кормушку мальчики

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Какая!» Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.

«Придумай слово».Образование родственных слов: снег - снежок - снежочек - снежинка - снегопад - снеговик - снеговичок - снежки - снегоход - снегокат - снежный - заснежило - снежище - снегурочка - снегирь - белоснежный - Белоснежка - подснежник.

«Что делает?»Подбор однородных сказуемых к слову снег: идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется.

Педагог уточняет, что еще может идти (часы, поезд), таять(мороженое, лед), летать (самолет, бабочка), падать (яблоко, камень) и т. д.

«Чего не бывает?» Усвоение категории родительного падежа.

Дети составляют предложения, в которых они говорят о том, чего не бывает зимой: «Зимой не бывает жары (листьев, листопада, цветов, травы, ледохода, перелетных птиц, насекомых)».

«Закончи предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.


Игра «Приметы зимы»

Послушайте стихотворение Ивана Захаровича Сурикова. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Перечислите приметы зимы.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозцы -

И зима настала.

Игра «Снегопад»

Снег кружится и летает.

(Поднимаем руки вверх, делаем фонарики.)

Ветер дует, снег взлетает.

(Наклоняемся вперёд и выпрямляемся.)

Снег летит из серой тучки

Нам на ножки и на ручки.

(Трясём кистями рук.)

А сугробы всё растут

Там и тут, там и тут.

Чтобы не замёрзли ножки,

Мы поскачем по дорожке.

(Прыгаем на месте.)

Снег с себя мы отряхнём

(Показываем, как отряхиваемся.)

И в снежки играть начнём.

(Показываем, как бросаем снежки.)

Игра «Зимние слова»

Участники игры по очереди произносят слова, связанные с зимой. Например: снег, снежинка, снегопад, лёд, сосулька, иней, метель и т. д. Выиграет тот, кто скажет слово последним.

Игра «Снежный хоровод»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Все снежинки подружились,

В хороводе закружились.

Водят вправо хоровод,

А потом наоборот.

(Идём вправо, потом влево.)

Кружатся снежинки,

Лёгкие пушинки.

(Каждый кружится сам.)

Закружился хоровод.

Скоро праздник - Новый год!

(Держимся за руки, идём по кругу.)

Игра «Танец снежинок»

Воспитатель предлагает детям представить, как в воздухе кружатся, танцуют снежинки. Звучит музыка (включить «Вальс цветов» П. И. Чайковского). Дети, выполняя плавные, медленные движения, придумывают и показывают танец снежинок. Воспитатель определяет, чей танец лучше, и объявляет победителей.

Ночные загадки

Чёрная корова

Весь мир поборола. (Ночь.)

Ночью ходит,

А днём спит. (Луна, месяц.)

Светит, а не греет. (Луна, месяц.)

Рогалик, рогалик -

Золотые рожки!

Спрятался за тучку,

Поиграл немножко. (Месяц.)

Подрастал,

Подрастал.

Был рогатым -

Круглым стал. (Месяц стал луной.)

Игра «День - ночь»

Воспитатель обсуждает с детьми: днём светло, животные и люди занимаются разными делами; ночью темно, все отдыхают, спят. После этого воспитатель предлагает детям поиграть. Когда он говорит: «День», дети что-то делают - в роли какого-то животного (зверя, птицы) или человека (можно вести машину, варить суп, убираться и т. д.). Когда он говорит: «Ночь», все должны замереть (заснуть). Игра заканчивается, и дети объясняют, что они делали днём, кого изображали.

День приходит,

Солнце всходит,

И становится светло.

Все работают, играют,

И у всех забот полно.

А потом приходит ночь.

Значит, спать уже пора.

Все ложатся отдыхать,

Все уснули до утра.

Игра «Зимняя зарядка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения

Очень холодно зимой,

(Обнимаем себя.)

Но не хочется домой.

(Качаем головой.)

До сосульки дотянулись,

(Поднимаем руки и тянемся вверх.)

Поскользнулись, покачнулись

(Качаемся вправо-влево.)

И побегали немножко

По сугробам, по дорожкам.

(Бежим на месте, высоко поднимая ноги.)

Игра «Найдём слова»

Воспитатель говорит детям, что будет начинать о чём-то рассказывать, а они должны догадаться, что дальше, и продолжить, произнести нужное слово (то есть закончить предложение).

Зимой с неба падает... (снег).

Зимой река покрылась... (льдом).

Зимой на крыше выросли... (сосульки).

Зимой в берлоге спит... (медведь).

Зимой на деревьях нет... (листьев).

Зимой для птиц нужно сделать... (кормушку).

Игра «Зайка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Зайка прыгал и скакал.

(Прыгаем на месте.)

Он кору с осины драл.

(Показываем.)

По сугробам волк бродил,

(Идём на месте.)

Никого не находил.

(Качаем головой.)

Зайка сразу задрожал,

А потом он убежал.

(Бежим на месте.)

Быстро он скатился с горки,

Притаился за пригорком.

(Приседаем.)

Игра «Что едят животные?»

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит название животного. Игрок ловит мяч и говорит, что названное животное ест зимой, а затем бросает мяч воспитателю. Например:

Белка. (Грибы, орехи.)

Заяц. (Кору деревьев.)

Лось. (Ветки, кору деревьев.)

Сойка. (Жёлуди.)

Дятел. (Семена сосны.)

Снегирь. (Ягоды, семена.)

Колючие загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Что за дерево растёт?

Всё в иголках круглый год. (Ель.)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту. (Сосна.)

Иголки лежали, лежали

И под куст убежали. (Ёж.)

Игра «Чем похожи?»

Слушаем вопросы и стараемся на них ответить.

1. Чем похожи ель (ёлка) и ёжик? (У ели есть иголки, хвоя. И у ёжика есть иголки.)

2. Чем похожи ель и берёза? (Это деревья.)

3. Чем похожи лиственница и берёза? (Это деревья. Осенью они становятся жёлтыми.)

4. Чем похожи ель и сосна? (Это хвойные деревья. Осенью и зимой остаются зелёными.)

5. Чем похожи корова и коза? (Это домашние животные. Они рогатые. Дают молоко.)

Игра «Забор»

Слушаем стихи и выполняем движения руками.

Вот стоит забор высокий,

За забором снег глубокий.

Кто же там скрывается?

Кто не отзывается?

Может быть, большой олень

Прячется там целый день?

(Растопыриваем пальчики, ставим скрещённые руки над головой.)

Может быть, колючий ёжик

Прячется, не чуя ножек?

(Растопыриваем пальцы, складываем ладошки вместе.)

Там сидит собачка -

Вредная кусачка.

Игра «Путаница»

Воспитатель говорит детям, что в рассказе слова перепутались, и предлагает им сказать правильно. Можно спросить детей дополнительно: «Почему?» То есть попросить объяснить перестановку слов.

Осенью часто идёт снег, а зимой - дождь.

Весной река покрывается льдом, а зимой лёд тает.

Летом заяц белый, а зимой серый.

Летом ёжик спит, а зимой бегает по лесу.

Летом медведь спит в берлоге, а зимой ест малину.

Лесные загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Звери по лесу ходили.

Хоровод они водили.

А потом в снегу валялись,

Чем хотели, похвалялись.

Кто же по лесу ходил?

Кто в лесу себя хвалил?

Отгадаете иль нет?

Дайте поскорей ответ.

Я хитрее всех на свете.

Знают это даже дети. (Лиса.)

Всех боюсь, даже ворон.

Но я в беге - чемпион. (Заяц.)

Ну а я проворней всех.

С ветки прыг - грызу орех. (Белка.)

Неуклюжий, косолапый,

Но зато есть сила в лапах. (Медведь.)

Игра «Приметы зимы»

Дети по очереди называют приметы зимы (идёт снег, появляется иней, висят сосульки, метёт метель, растут сугробы, на деревьях нет листьев, многие птицы улетели в тёплые края и др.). Победит тот, кто назовёт примету последним.

Игра «Зимой в лесу»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Белка прыгает по веткам,

Шишки вниз бросает метко.

(Бросаем шишки.)

Дятел по лесу летает.

Он усталости не знает.

(Машем руками.)

По сугробам ходит волк.

Он зубами щёлк да щёлк.

(Идём на месте.)

Ну а мишка спит в берлоге.

Под себя поджал он ноги.

(Приседаем.)

Игра «Кто больше?»

Воспитатель предлагает какую-либо категорию животных. Дети по очереди называют их. Победителем станет тот, кто назовёт животное последним. Игру можно продолжить. Воспитатель меняет категорию. Дикие животные: медведь, волк... (лиса, заяц, белка, ёж, барсук, енот, горностай, лось, олень, рысь, тигр, лев и др.).

Домашние животные: собака, кошка... (корова, коза, баран, овца, свинья, кролик, гусь, утка и др.).

Можно также: лесные животные, африканские животные, животные с рогами и др.).

Игра «Приметы зимы»

Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание зимы (кто назовёт больше примет).

Послушайте стихотворение Николая Алексеевича Некрасова. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Перечислите приметы зимы.

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня - посмотри! -

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Весёлых белых мух.

Игра «Назови птицу»

Дети по очереди произносят названия птиц. Например: воробей, синица, снегирь, иволга, соловей, поползень, дятел, сова, сыч, голубь, ворона, сорока, сокол, орёл, аист, журавль, павлин, пингвин, страус и др. Победителем станет тот, кто назовёт птицу последним.

Игра «Правда или нет?»

Воспитатель предлагает детям игру, чтобы вспомнить, кто делает запасы на зиму, и поговорить об этом. Когда дети дадут ответы («да» или «нет»), можно спросить их дополнительно: «Почему?»

Слушаем стихи и качаем головой (вниз-вверх или в стороны), отвечая таким образом «да» или «нет».

Это правда или нет?

Вы готовы дать ответ?

Головой качаем.

Так мы отвечаем.

Сушит кто грибы на ветках?

Кто в дупло их бросит метко?

Не игра и не проделка.

Делает запасы белка.

Дайте поскорей ответ:

Это правда или нет?

Кто там бегает под ёлкой,

Гриб таскает на иголках?

Слышен топот быстрых ножек

Делает запасы ёжик.

Дайте поскорей ответ:

Это правда или нет?

Кто там по лесу идёт,

Громко на весь лес ревёт?

Кто там собирает шишки?

Делает запасы мишка.

Дайте поскорей ответ:

Это правда или нет?

Игра «Воробьишка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Воробьишка полетел

И на ветку клёна сел.

(Машем руками и потом приседаем.)

Он на ветке посидел,

Вправо, влево поглядел.

(Поворачиваемся вправо и влево.)

Отдохнул, помечтал.

Чик-чирик, - себе сказал. -

Нет ли рядом кошки?

Где найти мне крошки?

(Качаем головой и пожимаем плечами.)

Воробьишка полетал,

Крошек много отыскал.

Поклевал он крошки

В парке на дорожке.

(Стучим указательным пальцем по ладошке.)

Игра «Воробьиная пляска»

Воспитатель предлагает детям вспомнить и показать, как двигаются воробьи - как они прыгают и летают. Звучит музыка. Дети пляшут: машут руками, прыгают, приседают. Воспитатель определяет, чья пляска лучше, и объявляет победителей.

Загадки про усатых и хвостатых

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Мохнатенька,

Усатенька,

Песенки поёт. (Кошка.)

Есть усы и длинный хвост.

Много шерсти, малый рост.

Утром сядет на окошко.

Догадались? Это... (кошка).

Сидит на окошке.

Хвост - как у кошки

И ушки - как у кошки,

Да всё-таки не кошка. (Кот.)

Кто родится с усами? (Котёнок.)

В дом чужого не пущу.

Без хозяина грущу. (Собака.)

На дворе - калачом,

А в избе - пирогом. (Собака.)

Живёт под крылечком.

Хвостик - колечком.

К хозяину бежит,

Дом сторожит. (Собака.)

Игра «Отгадай животное»

Воспитатель (водящий) загадывает животное и описывает его. Например, о кошке: «Это небольшое животное, оно пушистое, с усами и с коготками. У него маленькие ушки и длинный хвост». Тот, кто отгадал животное, становится водящим.

Игра «Зимние забавы»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Эй, скучать нам не с руки!

Поиграем-ка в снежки!

(Показываем, как играем в снежки.)

Раз снежок и два снежок.

Далеко кидай, дружок!

(Бросаем снежки.)

Не замёрзнуть чтоб зимой,

Будем прыгать мы с тобой.

(Прыгаем на месте.)

Будем сильно топать

И в ладоши хлопать.

(Топаем и хлопаем.)

Игра «Зимняя одежда»

Воспитатель называет разные предметы одежды. Дети обнимают себя, будто мёрзнут, если предмет относится к зимней одежде (шуба, тулуп, шапка-ушанка, шарф, варежки), или разводят руки в стороны, будто загорают, если одежда предназначена для ношения летом (панама, шорты, сарафан, футболка).

Затем воспитатель просит детей объяснить назначение зимней одежды. Каждый участник игры выбирает какой-то предмет зимней одежды (можно также и обуви) и рассказывает, почему он нужен зимой. Например: варежки - нужны, чтобы не мёрзли руки; тёплые (шерстяные) носки - нужны, чтобы не мёрзли ноги; тёплый (шерстяной) шарф - нужен, чтобы не заболело горло; и т. д.

Ольга Медвецкая
Тематическая подборка игр и упражнений в старшей группе «Зима»

Тема : Тематическая подборка игр и упражнений в старшей группе на тему «Зима»

Цели : создание условий для представления основных признаков зимы

Задачи :

Обогатить словарь по теме «Зима»;

Развивать творческое воображение, способность видеть основные признаки зимней природы;

Выражать свои впечатления в детском творчестве;

Ход занятия :

Рассматривание картин на тему зимы.

О чём рассказывают вам эти картинки? О том, что пришла зимушка – зима.

В это время года на окнах появляются причудливые узоры, которые нарисовал невидимый художник. А знаете, ребята, как его зовут? Правильно… «мороз».

Он прокрадывается в дома лишь ночью, когда все спят и начинает творить чудеса, а когда утром люди просыпаются, то они начинают радоваться изящным рисункам на окнах.

1. Народные загадки:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Зима)

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым

Всё, что видит на пути.

(Снег)

Он всегда

На что-то злится

И всегда, когда сердит,

Детворе румянит лица,

А всех старых молодит.

(Мороз)

Что за звёздочка такая

На пальто и на платке -

Вся сквозная, вырезная,

А возьмёшь - вода в руке?

(Снежинка)

Зима на крыши серые

Бросает семена -

Растит морковки белые

Под крышами она.

(Сосулька)

Посмотри-ка: это кто

На морозе без пальто?

Нос оранжевый замёрз,

А ему смешно до слёз!

(Снеговик)

Кто зимой метёт и злится,

Дует, воет и кружится,

Стелет белую постель,

Завывает словно зверь?

(Метель)

2. Подвижная игра:

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы покажем, как можно отдыхать зимой. Проходите на ковёр (проводится разминка под музыкальное сопровождение).

За окном у нас зима. (Разводят руки в стороны.)

Стали белыми дом. (Складывают руки над головой в виде крыши)

Снег на улице идёт, (Поднимают и опускают медленно руки.)

Дворник улицы метёт. (Покачивают прямыми руками влево - вправо.)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают перед собой.)

Пишем на катке круги (Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)

Ловко бегаем на лыжах, (Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)

И играем мы в снежки. (Имитируют метание.)

3. Дидактическая игра «Скажи: Какая? Какой? Какие?».

Зима (какая) – (холодная, суровая, снежная, метельная и др.)

Снежинки (какие) – (белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)

Снег (какой) – … (холодный, мягкий, липкий, легкий и др.)

Сосульки (какие) - … (острые, прозрачные, хрупкие,опасные)

Метель (какая) - (злая, завывающая, колючая)

Ёлочка (какая) - … (нарядная, изящная, стройная, зелёная)

4. Игра «Это верно или нет?»

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать рассказ о зиме. Условие игры: если дети услышат то, чего не может быть, они должны захлопать в ладоши и сказать: «Нет, нет, нет!»

Зимой дни короткие, а ночи длинные.

Зимой дни длинные, а ночи короткие. (Хлопаем.)

Зимой всегда жарко. (Хлопаем.)

Зимой холодно и морозно.

Зимой очень часто идёт дождь. (Хлопаем.)

Зимой очень часто идёт снег.

Зимой ходят в сандалиях и панамах. (Хлопаем.)

Зимой ходят в тёплых куртках и шубах, шапках, сапогах.

5. Игра «Кто зимой спит?»

Воспитатель называет разных животных. Если зимой животное спит (впадает в спячку, дети приседают и кладут руки под щёчку, а если не спит, продолжают стоять. Например: заяц (стоят, медведь (приседают, ёж (приседают, лиса (стоят, волк (стоят, кабан (стоят, лягушка (приседают, синица (стоят, муха (приседают).

6. Игра «Снегурочка»

Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.

Мы не ели и не пили,

(Качаем головой.)

Мы Снегурочку лепили.

Мы слепили ножки –

Бегать по дорожке.

Ушки, щёчки мы слепили

И про ручки не забыли.

Золотой кокошник,

Платье до сапожек.

(Наклоняемся.)

7. Конструирование «Ёлочка»

Вот эта фигура называется «треугольник». Приложите треугольники подходящего размера к картинке и у вас получится елочка. Самый большой треугольник выложите внизу, сверху на большой треугольник выложите треугольник поменьше, а на самом верху положите треугольник самый маленький. Что у вас получилось? Ёлочка. Сколько треугольников мы взяли, чтобы сделать елочку? Три треугольника.

8. Пальчиковое рисование «Ёлочка зелёная»

Воспитатель выдаёт детям картинки Ёлочки, ребята закрашивают зелёной краской силуэт ёлочки.

Итог занятия:

Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;

владеют расширенным словарным запасом;

имеют представление о природе родного края;

выставка творческих работ детей;

Публикации по теме:

Фотоотчет. Тематическая неделя в старшей группе «Кем быть» с 10 октября по 14 октября 2016 г. Воспитатель Сайтакова И. И. Цель: - знакомить.

Тематическая прогулка-событие в старшей логопедической группе «Птицы осенью. Синичкин день» План – конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старшей логопедической группе. Тематическая.

Перспективное планирование проведения упражнений и подвижных игр во второй группе раннего возраста. Зима, весна ЯНВАРЬ 1 неделя Тема:«Зимние забавы» 1. Подвижная игра:«Снежная королева» 2. Малоподвижная игра:«Метелица» 3. Подвижная игра с речевым.

Хорошо развитые внимание и память ребёнка – залог успешного обучения в школе. Если у ребёнка хорошо развито внимание, то он следит за обстановкой.

Вокальная работа с детьми дошкольного возраста (подборка упражнений) 1. Дикция и артикуляция. В вокальной работе с детьми дошкольного.

Тематическая неделя «Путешествие в страну Цветов» в старшей группе. Цель: формирование знаний о многообразии мира цветов. Задачи: Обобщать знания детей о цветах, воспитывать бережное отношение к ним. Организация.

Тематическая неделя в старшей группе «Безопасный мир» с 12-16 сентября 2016 г. Цель: - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Тематическая неделя в старшей группе «Летят перелетные птицы» с 19 - по23 сентября 2016 г. Цель: - формирование обобщенных представлений.

Тематическая неделя в старшей группе «Закружился листопад» с 12-16 сентября 2016 г. Цель: закреплять знания о временах года, последовательности.

Тематическая подборка упражнений и игр по лексическим темам. Дидактические игры для детей 5-7 лет

Светлана Казьмина
Картотека дидактических игр по развитию речи по теме «Зима» для старшей группы

1. Дидактическая игра «Какая, какой, какое?» .Цель : учить подбирать определения к предмету, явлению.Игровое правило : педагог (возможно дети) называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.Например : Белка – пушистая, рыжая, шустрая, маленькая, красивая…. Пальто – теплое, зимнее, новое, длинное, короткое, синее… Снег – холодный, белый, пушистый, легкий, рассыпчатый, липкий и т. д.

2. Дидактическая игра «Какое что бывает?» .Цель : учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.Игровое правило : воспитатель предлагает детям рассказать Незнайке, что бывает…Например : новым – шуба, валенки, шапка, пальто…; зимним - день, утро, вечер, лес, погода, одежда, обувь…; пушистым – снег, белка, лиса, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф…; холодным – чай, снег, молоко, лёд, погода, ветер, зима , комната, перчатки, мороженое, сосулька, компот…; белым - снег, молоко и т. д.

3. Дидактическая игра «Подбери признак к предмету» .Цель Игровое правило : воспитатель предлагает детям ответить на вопросы какая, какой, какие?Например : зима (какая) – белоснежная, белая, морозная, суровая, снежная, лютая, студёная, холодная, ветреная, нарядная, сказочная, чудесная, блестящая; лёд (какой) – прозрачный, крепкий, тонкий, гладкий, скользкий, холодный, хрупкий…; лыжи (какие) – деревянные, красивые, гладкие, скользкие и т. д.

4. Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку» .Цель : учить согласовывать прилагательные с существительными.Игровое правило : воспитатель предлагает детям назвать предмет подходящий к слову…Например : снежный – ком, дом, колобок, вихрь…; снежная – баба, постройка, полоса, дорога…; снежные - заносы, постройки, дома, кучи…; снежное – поле и т. д.

5. Дидактическая игра «Что лишнее?» .Цель : закреплять знание признаков разных времён года, учить чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание .Игровое парвило :воспитатель называет время года : «Зима » . Затем называет признаки разных времён года (день стал коротким, а ночь длинной, птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишние признаки и объясняют свой выбор.

6. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом) .Цель : развивать речь , память, мышление, быстроту реакции.Игровое правило : воспитатель произносит словосочетание и бросает мяч, а ребёнок должен быстро ответить : иней летом – (не бывает) ; снег зимой – (бывает) ; мороз летом – (не бывает) ; капель летом – (не бывает) ; лёд зимой замерзает –(бывает) ; летом дети делают кормушки птицам – (не бывает) ; зимой текут ручейки – (не бывает) зимой носим сарафаны – (не бывает) ; и т. д.

7. Дидактическая игра «Придумай сам» .Цель : учить детей составлять предложения с заданным количеством слов.Игровое правило :воспитатель предлагает детям опорные слова : снег, снежинки, снегопад, мороз. Воспитатель просит детей составить предложении е из 4, 5, 6 слов. Ребёнок первым составивший предложение получает фишку.Например : В ноябре выпал первый пушистый снег. Белые пушинки в воздухе кружатся. Уже несколько дней на улице снегопад. Трескучий мороз не позволяет детям гулять.

8. Дидактическая игра «Когда это бывает?» .Цель : уточнить и углубить знания детей о временах года.Игровое правило : воспитатель называет время года (зима ) и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку следующему и т. д.

9. Дидактическая игра «Кто больше знает слов» .Цель : найти и назвать слова со звуком [c] в начале слова по теме «Зима » .Игровое правило : воспитатель предлагает детям осмотреться и назвать предметы на звук [c], потому что с этого звука начинается слово «снег» .Например : снег, снеговик, снежинка, санки, снегопад, снегоход, салазки, Снегурочка и т. д.

10. Дидактическая игра «Времена года» .Цель : развивать внимание , мышление и речь.Игровое правило : воспитатель называет приметы какого-либо времени года (зима , весна, лето, осень) .Дети по приметам определяют и называют время года.

11. Дидактическая игра «Когда это бывает?» .Цель : закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки; развивать связную речь , внимание, находчивость, выдержку.Игровое правило : воспитатель даёт описательный рассказ одного из времён года, дети его называют.

12. Дидактическая игра «Слова – родственники» .Цель : упражнять в подборе однокоренных слов.Игровое правило : воспитатель называет слово (снеговик, дети подбирают однокоренные слова.

13. Дидактическая игра «Придумай предложение» .Цель : развивать связную речь , умение правильно построить распространённое предложение.Игровое правило : воспитатель называет слово (зима ) . дети придумывают предложение с заданным словом.

14. Дидактическая игра «Назови ласково» .Цель : учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.Игровое правило : воспитатель предлагает детям подобрать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами к заданным словам на тему «Зимняя одежда» , «Зима » .Например : шуба – (шубка) ; снег – (снежок) ; шапка – (шапочка) ; мороз – (морозец) ; горка – (горочка) и т. д.

15. Дидактическая игра «Назови одним словом» .Цель : закрепить обобщающие слова на тему «Зимняя одежда» , «Зимняя обувь» .Игровое правило : воспитатель показывает картинки на тему «Зимняя одежда» , «Зимняя обувь» , дети называют обобщающие слова к предложенным картинкам .

16. Дидактическая игра «Закончи предложение» .Цель : учить составлять распространённые предложения.Игровое правило : воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают.Например : Вот какого замечательного мы слепили… (снеговика) . На нашем участке стоит… (весёлый снеговик) .

17. Дидактическая игра со снежком «Подбери слово» .Цель : учить подбирать слова к заданным.Игровое правило : воспитатель задаёт слово, а дети подбирают слова характеризующие заданное слово.Например : снег (какой) белый, пушистый, легкий, искристый, холодный, блестящий и т. д. ; шуба (какая) теплая, меховая, пушистая и т. д. ; лыжи (какие) деревянные, пластиковые, легкие, длинные и т. д. ; настроение (какое) весёлое, грустное, радостное и т. д.

18. Дидактическая игра «Составь из слов каждой строчки предложение» .Цель : учить составлять предложения.Игровое правило : воспитатель озвучивает слова, в дети должны составить предложение.Например : пушистый, накрыл, деревья, снег; макушке, снежная, на, сосны, шапка и т. д.

19. Дидактическая игра с мячом «Один – много» .Цель : учить образовывать слова во множественном числе.Игровое правило : воспитатель задаёт вопрос, бросая мяч ребёнку. Ребёнок отвечает, возвращая мяч обратно.Например : Одни варежки, а много? (Много варежек) . Одно пальто, а много? (Много пальто) . Один комбинезон, а много? (Много комбинезонов) . Одни валенки, а много? (Много валенок) . Одна шуба, а много? (Много шуб) . Одни колготки, а много? (Много колготок) . Одна шапка, а много? (Много шапок) . Один пуховик, а много? (Много пуховиков) . Один шарф, а много? (Много шарфов) .

20. Дидактическая игра «Скажи наоборот» .Цель : учить образовывать антонимы.Игровое правило : воспитатель называет словосочетание, а ребёнок называет противоположное.Например : теплое утро – (холодное утро) ; холодный ветер – (теплый ветер) ; пасмурный день – (ясный день) ; большой сугроб – (маленький сугроб) ; толстый лёд – (тонкий лёд) .

21. Дидактическая игра «Дай ответ – чего нет?» .Цель : учить использовать в речи родительный падеж .Игровое правило : воспитатель спрашивает – ребёнок отвечает.Например : Есть снег. А чего нет? (Нет снега) . Есть шапка. А чего нет? (Нет шапки) . Есть вьюга. А чего нет? (Нет вьюги) . Есть варежки. А чего нет? (Нет варежек) . Есть метель. А чего нет? (Нет метели) . Есть валенки. А чего нет? (Нет валенок) . Есть сугроб. А чего нет? (Нет сугроба) . Есть шуба. А чего нет? (Нет шубы) . Есть лёд. А чего нет? (Нет льда) . Есть сапоги. А чего нет? (Нет сапог) .

22. Дидактическая игра «Составь рассказ о зиме с помощью таблицы-помощницы» .Цель : учить составлять рассказ с помощью плана (таблицы-помощницы) .Игровое правило : воспитатель предлагает детям план рассказа-описания о зиме.

Солнце. (Имеется в виду, как в это время года солнце греет и освещает землю) .

Небо. (Имеется в виду,какое в это время года небо : пасмурное, ясное, хмурое, облачное и т. д.).

Земля. (Как выглядит, чем покрыта земля в это время года) .

Деревья. (Описать внешний вид деревьев в это время года) .

Изменения в жизни зверей.

Изменения в жизни птиц.

Одежда и обувь людей.

Занятия людей в это время года.

Игры детей в данное время года.

23. Дидактическая игра «Подбери много слов-действий» .Цель : учить подбирать к слова-признаки.Игровое правило : воспитатель предлагает детям подобрать как можно больше слов-признаков к нарисованным предметам.Например : солнце – (греет, светит, печёт, поднимается, опускается и т. д.) ; снежинка – (кружится, летает, тает, падает и т. д.) ; заяц – (бегает, прыгает, прячется, боится, торопится, грызёт, спасается и т. д.); снегирь – (летает, клюёт, сидит, наблюдает, выводит птенцов и т. д.) .

24. Дидактическая игра с мячом «Назови ласково» .Цель : учить образовывать слова в ласковой форме.Игровое правило : воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку, тот, соответственно, называет слово в ласковой форме и бросает мяч обратно.Например : зама- (зимушка) ; снег – (снежочек) ; снежинка – (снежиночка) ; лёд- (ледок) ; ветер – (ветерок) ; шапка – (шапочка) ; шуба – (шубка) ; сапоги – (сапожки) ; валенки – (валеночки) ; свитер- (свитерочек) ; брюки – (брючки) ; варежки – (варежечки) ; шарф – (шарфик) и т. д.

25. Дидактическая игра «Подбирай, называй, запоминай» .Цель : учить подбирать определения и глаголы к существительным.Игровое правило : воспитатель произносит слово, а ребёнок (какая, какое? какие) .Например : зима (какая) – холодная, суровая, морозная, снежная, вьюжная, долгая (нудная) и т. д. ; снег (какой) - …; снежинки (какие) - …; лёд (какой) - …; пода (какая) - …4 день (какой) - …; мороз (какой) - …; снежинки зимой (что делают) – падают, вьются, кружатся, искрятся, блестят, тают и т. д. ; лёд на солнце (что делает) - …; мороз (что делает) - …; дети зимой (что делают) - … и т. д.

26. Дидактическая игра «Сколько их?» .Цель : учить согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже.Игровое правило : воспитатель называет числительное с существительным, а дети продолжают.Например : одна снежинка – (две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок, шесть снежинок и т. д.); один снеговик - …; одна сосулька - …; один сугроб - …; один снежок - …; одна горка - …одна льдинка - … и т. д.

27. Дидактическая игра «Закончи предложение» .Цель : учить составлять сложные предложения со значением противопоставления.Игровое правило : воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают и повторяют предложение полностью.Например : Зимой бывает снегопад, а осенью (листопад) ; зимой бывает снег, а летом …; зимой снег падает, а летом …; зимой катаются на санках, а летом … и т. д.

28. Дидактическая игра «Ко что делает?» .Цель : учить подбирать имена существительные к названным действиям.Игровое правило : воспитатель произносит предложение и просит ребёнка исправить ошибку.Например : Девочка спит в берлоге. (Медведь) . Мама зимой по лесу бегает. (Заяц) . Бабушка расстелила по земле большой снежный ковёр и спрятала под ним от мороза зверей. (Зима ) . Детки прилетели к нам зимой во двор. (Птицы) . Дедушка катается зимой с горки на санках. (Ребёнок) .

29. Дидактическая игра «Лишнее слово» .Цель : способствовать развитию слухового внимания , обогащению словаря и уточнению значения слов.Игровое правило : воспитатель произносит слова, а ребёнок должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.Например : шуба, сапоги, юбка, свитер, брюки. (сапоги – обувь) ; зима , весна, лето, осень, ноябрь. (ноябрь – месяц) ; белка, заяц, медведь, синица, ёж. (синица – птица) ; шуба, шарф, панама, варежки, шапка-ушанка. (панама - носят летом) .

30. Дидактическая игра «Как?» .Цель : учить детей давать качественную оценку действий, отвечаю на вопрос как?Игровое правило : воспитатель предлагает детям продолжить фразу.Например : Самолёт летит быстро, а воробей – (медленно) . Санки по полю едут медленно, а с горы – (быстро) . Птицы летом поют много, а зимой – (мало) . Животным летом в лесу хорошо, а зимой – (плохо) . Ёжику в норке тепло, а зайцы под кустом – (холодно) . Летом в лесу корма много, а зимой – (мало) .

Всем спасибо за внимание.

Эпиграф

3.Актуальность

4. Цель:

Задачи:

Паспорт

Возраст: 6-7 лет.

Вид проекта: творческий

Продолжительность: недельный

Участники:

6. Этапы:

1. Подготовительный:

2. Основной:

3. Заключительный:

Предполагаемый результат



Интеграция образовательных областей по теме: ЗИМА

Образовательная область Деятельность Содержание деятельности
Социально-коммуникативное развитие Игровая деятельность Д/и: «Собери снеговика», «Наоборот», «Что зимой бывает», «Снежинки», «Что прячется за сугробом», «Когда это бывает?», «Отгадайте по описанию», «Подбери слово», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко».
Познавательное развитие Познавательно-исследовательская Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом. Наблюдения во время прогулок. Рассматривание картин: Н.Крылов «Зимний вечер», И.Шишкин «Зима», К.Юон «Зима в лесу», К.Юон «Русская зима», И.Грабарь «Февральская лазурь».
Речевое развитие Коммуникативная НОД по темам: Зима,приметы зимы. Составление описательного рассказа на тему: «Зима». Общение: «Что нам дарит зима?», «За что я люблю зиму», «Зима в нашем крае».
Художественно-эстетическое Восприятие художественной литературы М.Пришвин «Этажи леса», В.Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью», Г.Скребицкий «На лесной полянке», В.Архангельский «Летят пушистые снежинки», Э.Успенский «Проказы старухи зимы», Н.Носов «На горке». Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза». Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка». Зарубежные сказки: «Снежная королева», «Щелкунчик». Выставка книг о зиме. Стихи, загадки, пословицы о зиме.
Изобразительная деятельность Рисование: «Снегири на ветке», «Зимняя береза», «Снежинки» Аппликация: «Зима». «Снеговик». Лепка: «Снеговик», «Снегурочка» Конструирование: «Снежинки»-оригами
Музыкальная Слушание «Времена года» П.И.Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Танцевальное творчество «Метель» Г.Свиридова», Разучивание песен «Что нам нравится зимой».
Физическое развитие Двигательная П/и «Два мороза», «Мороз красный нос», «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», «Снежки». Народные хороводные игры «Золотые ворота», «Метелица», «Что нам нравится зимой».

Планирование совместной деятельности :



Организация деятельности детей и родителей.

Разработка содержания всего воспитательно-образовательного процесса по теме «Зима»;

Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

Определение направлений поисковой и практической деятельности детей и родителей.

Сотрудничество с родителями :

Оформление папок-передвижек для родителей: по теме

«Шесть заблуждений родителей о зимней погоде»;

· Подборка стихов для разучивания с детьми дома, предложить принести корм для подкормки птиц, в беседах с детьми уточнять представления ребенка о том, что нужно делать для предупреждения простудных заболеваний в холодный период.

· Консультация «Как сделать зимнюю прогулку интересной?»

ИТОГИ

Итоговое мероприятие: выставка книг «Зимушка-зима».

Консультации и информация в уголок для родителей и воспитанников.

Результаты проекта:

Повышение процента детей со средним и высоким уровнем познавательного развития.

· Дети имеют представление о зиме, ее признаках, приобрели новый познавательный опыт;

· знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы;

· владеют расширенным словарным запасом;

· имеют представление о природе родного края;

· выставка творческих работ детей;

· Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Зима»;

· повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.

· приобретены DVD диски с мультфильмами о зиме;

· записаны диски с классической музыкой;

Приложение 1.

Собери снеговика».

· Развитие зрительного внимания, пространственных представлений.

· Совершенствование фразовой речи.

У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают, каких деталей не хватает, описывают их.

Наоборот».

· Развитие слухового внимания, логического внимания.

· Активизация словаря- закрепление в речи слов- антонимов.

Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный), деревья с листочками (нет, голые), солнце греет (нет, светит), птички поют (нет, мерзнут), медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлоге).

Что зимой бывает».

· Развитие представление о приметах зимы.

· Совершенствование связной речи.

Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года».дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.

Снежинки»

· Развитие сильного направленного выдоха.

· Закрепление в речи предлога На.

У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке, подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.

Что прячется за сугробом»

· Развитие зрительного внимания.

· Активизация словаря по теме.

Из картона вырезан сугроб. Воспитатель прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, снежинка, солнышко, дерево, шапка, рукавичка, шарф, лыжи, коньки), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.

Когда это бывает».

· Учить детей называть времена года по их признакам.

Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времена года на картинках и выставляют их на мольберт.

Снег на полях,

Лед на реках

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

Сошли снега, шумит вода,

Земля уже цветами полна.

Растет травка молодая,

Все мертвое оживает,

Когда это бывает? (Весной).

Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (Летом)

Голые поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

Отгадай по описанию».

· Учить детей называть времена года по из признакам.

· Развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года.

Воспитатель описывает времена года, а дети его отгадывают.

Воспитатель: В это время года дети любят кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки.

Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы.

Подбери слово».

Ударили…. (морозы)

Хрустит…. (снег)

Бушует… (вьюга)

Замерзли… (реки)

Скрипит… (снег)

Метут… (метели)

Падает… (снег)

5. «Доскажи словечко»

1.Тихо, тихо, как во снег 2.С неба все скользят пушинки

Падает на землю…. (снег) серебристые…..(снежинки)

3. На поселок, на лесок 4. Вот веселье для ребят

Все снижается…. (снежок) Все сильнее…. (снегопад)

5. Все бегут в перегонки 6. Словно в белый пуховик

Все хотят играть в ….. (снежки) Нарядился…. (снеговик)

7. Рядом снежная фигурка 8. На снегу- то посмотри

Это девочка…. (снегурка) С красной грудкой….. (снегири)

9.Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил…. (снег)

Приложение 2

Пластические этюды

Зимние забавы.

Изобразить: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.

Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птен­цов, и замерзшего воробья.

Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др.

Уважаемые родители!

В прекрасные зимние дни, особенно в выходные, постарайтесь уделять больше времени прогулкам с детьми. Разумеется, большую часть времени на прогулке будут занимать подвижные игры, катание с гор на санках. Но все же постарайтесь найти несколько минут для совместных с детьми наблюдений за зимней природой, погодой. Когда вы идете утром в детский сад или возвращаетесь вечером домой, обратите внимание детей на:

1. Наблюдение за тем, как идет снег. Наблюдая снегопад, обратите внимание детей на то, как изменяется форма снежинок в зависимости от погоды.

В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на цветы или звездочки. Они падают по одной, поэтому их можно хорошо рассмотреть на рукавичке или темном рукаве пальто.

При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, тогда говорят, что идет «снежная крупа». При сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи.

В сильный мороз снег хрустит под ногами - это ломаются лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими.

Когда нет мороза, во влажную погоду, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок, которые, как ватой, окутывают все вокруг;

2. Когда идет сильный снег, можно объяснить детям, что это снегопад, и спросить, как они думают, почему его так называют люди.

Обратите внимание детей на зимние деревья.

Когда после оттепели ударит мороз, деревья, их ветви и ствол покрываются ледяной корочкой, и, тихо позванивая, ударяются друг о друга ледяные ветви.

Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит пушистые гирлянды снега на ветках, как будто кто-то украсил их тончайшим кружевом.

Любуясь деревьями в разную погоду, попросите детей высказать свои впечатления, учите их сравнивать. Пусть дети найдут такие сравнения: «У елки ледяные пальчики», «Елка закуталась в снег до самых глаз, как в пуховое одеяло», «Красиво, как в снежном царстве».

Зимой в особом нашем внимании и помощи нуждаются зимующие птицы.

Вместе с детьми смастерите и повесьте за окном или рядом с домом кормушку для птиц. Каждый день выносите к кормушке хлебные крошки и подкармливайте птиц.

К кормушке прилетают разные птицы. Легко узнаются воробьи по коричнево-серому оперению. Обратите внимание детей на то, что в сильные морозы воробьи, как правило, не прыгают, а сидят неподвижно, распушив перышки, нахохлившись - так они греются. Дети должны узнавать снегирей по розовой грудке и серо-синему оперению. Можно подсказать детям сравнение «как розовые яблоки на снегу».

Наблюдения за синичками. Дети должны узнавать и синиц по желтой грудке и черному галстуку. Синицы в основном питаются вредными насекомыми, которых вытаскивают своими острыми клювами из-под коры деревьев. Пусть дети понаблюдают за синичками, сидящими на ветке дерева. Объясните детям, что в гололед, когда ветви деревьев покрываются корочкой льда, синички голодают, потому что не могут доставать насекомых из-под коры. В такое время необходимо подкармливать птичек. Синички любят сало.

Приложение 4

Лексико-грамматические игры и упражнения по теме "Зима"

* Назови 10 "зимних" слов (снег, ...).

* Назови зимние месяцы. Каким месяцем заканчивается год? Каким месяцем начинается год?

* Подбери признаки : Снег какой? Ветер зимой какой? Солнце какое? Небо какое? Тучи какие? Лёд какой? Погода какая?

* Исправь ошибки: Наступило лето, и речка покрылась льдом. Наступила зима, и прилетели скворцы. Закончилась осень, и наступила весна.

*Продолжи предложения: Если зимой холоднее, чем весной, то весной... . Если снежная крепость выше скамейки, то скамейка... . Если мальчиков в парке больше, чем девочек... .

* Реши задачу: "На кормушке было 4 снегиря и столько же синиц. Сколько синиц было на кормушке?"

* Расставь слова по порядку так, чтобы получилось предложение (нарисуй схему предложения): семечки на насыпали кормушку мальчики

Источник - Тетрадь "Рассказы о временах года. Зима" Н.Созоновой, Е. Куциной

«Зима»

Беседа

Основные признаки зимы; зимние забавы; подготовка людей и животных к зиме.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Какая!» Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.

«Придумай слово». Образование родственных слов: снег - снежок - снежочек - снежинка - снегопад - снеговик - снеговичок - снежки - снегоход - снегокат - снежный - заснежило - снежище - снегурочка - снегирь - белоснежный - Белоснежка - подснежник.

«Что делает?» Подбор однородных сказуемых к слову снег: идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется.

Логопед уточняет, что еще может идти (часы, поезд), таять(мороженое, лед), летать (самолет, бабочка), падать (яблоко, камень) и т. д.

«Чего не бывает?» Усвоение категории родительного падежа.

Дети составляют предложения, в которых они говорят о том, чего не бывает зимой: «Зимой не бывает жары (листьев, листопада, цветов, травы, ледохода, перелетных птиц, насекомых)».

«Закончи предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.

Эпиграф

Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу.

Здравствуй, в белом сарафанеИз серебряной парчи.На тебе горят алмазы, Словно яркие лучи.Здравствуй, русская молодка, Раскрасавица-душа.Белоснежная лебедка, Здравствуй, матушка-зима! П.Вяземский

3.Актуальность .Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и сформировать у детей целостной картины мира о зимних явлениях через интегрирование образовательных областей; развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

4. Цель: Организация работы с детьми по теме «Зима»,расширять представления детей о зиме как времени года

Задачи:

1.Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение и систематизация знаний о зиме.

2.Закрепление представле­ний о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»

3.Систематизировать представления детей о признаках зимы, сезонными изменениями в природе, связанными с зимним периодом

4.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

5.Воспитание у детей умение любоваться зимней природой и бережного отношения к к ней.

Паспорт

Возраст: 6-7 лет.

Вид проекта: творческий

Продолжительность: недельный

Участники: учитель-логопед, воспитатели, родители, дети старшего дошкольного возраста

6. Этапы:

1. Подготовительный: изучение материала по данной теме, диагностика усвоения детьми программного материала

2. Основной: проведение НОД, ИКР, дидактических и лексических игр в совместной деятельности по данной теме, взаимодействие с участниками образовательного процесса: воспитатели, муз.работник, физ. инструктор, психолог, создание памяток для родителей в уголок логопеда.

3. Заключительный: анализ эффективности работы по данной теме.

Предполагаемый результат

Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;

Повышение познавательной активности;

Усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;

Формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;

Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.

Интеграция образовательных областей