Грандиозное сооружение, сохранившее архитектурную прелесть и историческую амбициозность, и по сей день изумляет людей со всего мира. Воздвигнутый всего за 10 лет – Колизей остался на страже истории вовек. Его арена видела сотни тысяч смертей и подвигов, в его подвалах стонали рабы и раненные гладиаторы, а звери ждали своей очереди для растерзания человеческой плоти, от которой пахло свежей кровью.

Строительство Колизея началось указом императора Веспасиана по некоторым источникам в 70, по другим в 71 г. до н. э. и продолжалось после его смерти сыном и приемником Титом. Именно он назвал его в честь рода своего Амфитеатром Флавиев, от латинского – Titus Flavius Vespasianus и устроил пышную церемонию открытия. Целых 100 дней в году там устраивались развлечения для римлян. Более чем 50 тысяч зрителей ежедневно смотрели гладиаторские бои, жестокие казни, разные представления и даже морские сражения, ради которых арену наполняли водой.

Колизей построен на месте искусственного озера и изумляет своими размерами. Два полукольца из камня и цемента соединяются воедино, принимая вид овала внушительных размеров – 524 метров. Длина арены составляет более чем 85 м, а ширина – 54 м.

Здание имело 80 ходов, и было сооружено так, что зрители могли свободно перемещаться и располагаться на своих местах. Все римляне имели право посещать Колизей, но рассаживались они уже по разным секторам – богатые были ближе к арене, откуда легко и интересно смотреть представления, а бедные зрители довольствовались верхними этажами.

Только на церемонии открытия, на арене Колизея приняли свою смерть более чем 9 тысяч животных. Это были львы и тигры, медведи и бегемоты, даже слоны почтили Колизей своим присутствием.

Свою славу Колизей торжествовал до прихода в Рим христианской веры. Уже в 5 веке императором Гонорием Августом были запрещены гладиаторские бои, а позднее, с приходом вестготов, Колизей был оставлен на произвол судьбы и постепенно разрушался.

В наши же дни Колизей продолжает оставаться визитной карточкой Рима, привлекая горы туристов. Колизей был частично отреставрирован и с гордостью принимает гостей со всего мира, представляя богатую римскую историю и справедливо занимая место самого большого сооружения древних времен.

Свое имя – Колизей – амфитеатр Флавиев получил из-за своих грандиозных размеров. Хотя грандиозны не только размеры, но и вся история Древнего Рима. Он показывает всю мощь Древнего Рима и амбициозность его правителей. Каждый из императоров внес в историю Колизея свою крупинку истории, прославив его навеки. Пролитая кровь гладиаторов и безумие смертей сделали Колизей символом борьбы за сохранение жизни.

Древнеримский амфитеатр, находящийся в Риме. Является самым большим из всех существовавших амфитеатров и отлично сохранившемся памятнике древнеримской архитектуры. Скорее всего, именно Колизей первая ассоциация, которая возникает у многих людей при упоминании столицы Италии. То есть, этот античный памятник может считаться символом города, так же, как считается символом Парижа, а Биг Бен - символом Лондона.

Был возведен за 8 лет, с 72 по 80 года до нашей эры. Изначально носил название Амфитеатр Флавиев, а название Колизей получил с 8-го века, вероятно из за своих размеров.

По своей структуре представляет собой классический древнеримский амфитеатр. Это эллипс, в середине которого расположена арена такой же формы. По кругу арены возведены ярусы мест для зрителей. Главное отличие Колизея от других подобных строений – форма. Длина его – 187 метров, ширина – 155. Размер арены – 85 на 55 метров, а высота наружных стен Колизея около 50 метров.

К олизей служил центром для всех Римских увеселительных зрелищ. На нем проводили игры, гладиаторские бои, травли животных, морские бои. Но в 405 году были запрещены бои и Колизей пришел в запустение. Он пострадал от нашествия варваров, затем служил переходящий из рук в руки крепостью, а после чего его постепенно начали разбирать на строительные материалы. Лишь в 18 веке Бенедикт XIV взял Колизей под свою защиту, а папы, следовавшие за Бенедиктом, провели ряд восстановительных работ.

Сейчас о Колизее заботится итальянские власти. Частично, с помощью обломков, восстановили и провели раскопки арены, под которой были обнаружены подвальные помещения. Но, к сожалению, состояние Колизея далеко не идеальное – дождевые воды, вибрации современного мегаполиса и загрязнение угрожают этому памятнику античной архитектуры полным разрушением.

Но, не смотря на частичное разрушение и утрату былой красоты, все еще производит огромное впечатление и ежегодно привлекает огромное количество туристов. Колизей можно назвать одной из самых известных мировых достопримечательностей, главным символом Рима.

Наверно, не найдется на земле человека, не ведающего, что такое Колизей и в какой стране он находится. Всемирно известный Колизей в Италии, (ит. «колоссео» — гигантский, великий) – одна из самых прославленных и величественных руин с мировой известностью.

Колизей в Риме по праву можно назвать основной реликвией древнего Рима, сохранившейся в наши дни.

Что такое Колизей? Это полуразрушенная гигантская арена эллипсовидной формы, выстроенная в первом веке нашей эры, с неповторимой историей и колоссальной вместимостью. Недаром для тех, кто приехал осмотреть достопримечательности Рима, Колизей частенько становится самой желанной целью.

За весь период существования эта постройка претерпела огромное количество событий. Итак, Колизей, история. Сколько лет Колизею в Риме? Строительство гигантской арены началось в 72 году н. э. императором Титом Веспасианом на месте выстроенного тираном – самодуром Нероном Золотого Дома. После самоубийства последнего римляне с радостью приняли известие о переходе власти к представителю Флавиевой фамилии Веспасиану, задумавшему великое дело – наведение порядка в Риме, в том числе восстановление старых и возведение новых зданий.
Строительство продлилось несколько лет, и завершилось в 80 году н. э., когда на трон взошел сын Веспасиана – император Тит.

В честь фамилии рода, откуда берут начало корни императоров Веспасиана и Тита — тех, кто построил Колизей в Риме, здание получило первоначальное название – Амфитеатр Флавиев.

Когда был построен Колизей в Риме, весь город охватили масштабные гуляния, продолжавшиеся больше трех месяцев подряд. Жители Рима, уставшие от многочисленных сборов, установленных прежним правителем, с радостью окунулись в буйство праздника.

Здание процветало в первоначальном виде в течение четырнадцати веков благодаря тому, что им всегда владели представители знатных фамилий. Однако, в 14 веке Рим постигло масштабное землетрясение, и постройка претерпела значительные разрушения. Этим моментально воспользовались местные знатные жители, которые буквально разобрали его на части, которые использовали потом для украшения своих домов, вилл и прочих строений.

Все подробности из истории величайшего Колизея вы узнаете из видео:

Римляне разнесли по домам не менее одной трети всего Колизея, и продолжалось это легальное хищение до середины 18 в. – произвол был прекращен по велению тогдашнего главы Римской церкви Папы Бенедикта. Поэтому, если говорить о том, кто разрушил Колизей в Риме, нелицеприятный ответ очевиден. Ведь многие здания города созданы во многом из материалов и декоративных элементов его стен.

Вид Колизея снаружи, его размеры и интерьер

Экстерьер строения – это стандартная для той поры гигантская арена с окружающими ее ярусами, где расположены места для зрителей. Снаружи театр выложен травертиновым мрамором, привезенным из провинции Тиволи и укрепленным с помощью свай из металла. Всего на строительство здания ушло более ста тысяч кв.м. камня.

Фасад здания украшали арочные конструкции, выстроенные в несколько рядов, а между ними – колонны, созданные в разных древнеархитектурных стилях.

По сохранившимся древним источникам (монетам, изображениям) можно сделать вывод, что в промежутках между арками и колоннами в изобилии возвышались древнеримские статуи атлетов. И если бы здание не подверглось позже многочисленным разрушениям, описание Колизея было бы значительно объемнее.

Всего в строении насчитывалось около восьмидесяти входов, где пришедшим на представление выдавались каменные таблички с высеченными на них номерами ряда, места и сектора.

В Колизее насчитывалось около восьмидесяти входов

Властителю Рима были предназначены четыре входа, расположенных на северной стороне, через остальные входили прочие люди, купившие билет на зрелище. На первом ярусе имел право восседать лишь правитель, остальные кресла распределялись согласно могуществу зрителей. Сразу за императорскими местами находились ложи для знатных вельмож, а сразу за ними – места для воинов, для солидных горожан, и для простого люда.
Позже была выделена площадь для бедняков, где просмотр осуществлялся лишь стоя на ногах.

По разным данным, Колизей в Риме имел вместимость от 60 до 85 тысяч человек. Были и те, кто взирал на происходящее на арене стоя, так как жаждущих кровавых зрелищ было огромное количество.

Размеры Колизея в Риме поражают своей масштабностью. Арена Колизея имеет форму эллипса, 85 метров в длину и 53,5 – в ширину. Периметр постройки насчитывает без малого 525 метров, а высота стен составляет примерно 50 м.

Зрелища

Зрелища, происходившие на арене Колизея, современному человеку выдержать было бы, скорее всего, невозможно.
Начинались они довольно безобидно. На арене с помощью устроенной катапульты появлялись карлики, уродцы и просто шуты, которые затевали свои постановочные побоища без малейшего кровопролития. Следующим номером выступали дамы – воительницы, которые стреляли из луков. А вот после этих вступительных номеров начиналось настоящее кровопролитие. Сильнейшие римские гладиаторы сражались на арене до смертельного поражения одного из них, а толпа дружно скандировала призывы «Убей! Убей!».

Бои гладиаторов были настолько ожесточенными, что зачастую заканчивались смертью одного из соперников

Также популярны были и бои гладиаторов с дикими зверями, коих было растерзано на арене Колизея, по разным данным, от 6 до 10 тысяч. И только когда христианская религия отметила столетний юбилей, смертельные игры запретили, однако, зверей продолжали использовать для жестоких зрелищ еще несколько столетий. Любовью зрителей пользовались и морские бои, для этих целей арена наполнялась водой.

Колизей в Риме: настоящее время

Как известно, в наш век жестокие кровопролитные забавы полностью запрещены. И римская арена гладиаторов превратилась в мертвый исторический памятник для осмотра туристами, мечтающими сделать побольше фото Колизея в Риме? Как бы не так!

Безусловно, это здание имеет непревзойденную историческую ценность, недаром в знаковую дату — 07.07.2007 г. – римский Колизей признан входящим в семерку Чудес Света.

Кроме того, это место излюблено знаменитостями с мировой известностью. Так, в начале двухтысячных годов на его арене выступали Рэй Чарлз и Пол МакКартни, а позже – Билли Джоэл и Элтон Джон.

В наши дни в Колизее часто выступают звезды мирового уровня

Расположение, часы работы

Любого римского туриста интересует вопрос, где находится Колизей. Для посещения этого величайшего памятника истории нужно добраться до Пьяцца де Колоссео, район Целио.
Доехать до Колизея можно:

  • на метрополитене, остановка Колоссео либо Манцони (отсуда Вам нужно пересесть на трамвай под номером 3);
  • На автобусах № 60, 75, 85,87,175, 186, 850, 271;

Часы работы Колизея в Риме зависят от времени года и наплыва туристов. Время открытия всегда одно: девять часов утра.

А вот закрытие происходит в следующем порядке:

  • С начала апреля и по август включительно – в 19 часов;
  • Весь октябрь — в 18 часов 30 минут;
  • С начала ноября и до середины февраля Колизей закрывается в 16 часов 30 минут;
  • С середины февраля и до середины марта главная арена Рима принимает гостей до 17 часов местного времени включительно.

Экскурсия: с чего начать

Что касается покупки билетов на осмотр главной исторической реликвии Рима, то их можно приобрести непосредственно в кассе, но придется отстоять длиннейшую очередь под жаркими лучами римского солнца.

За билетами в кассу Колизея придется отстоять огромную очередь

Можно довольно просто избежать этой малоприятной процедуры, ведь Колизей имеет официальный сайт coopculture.it, посетив который, можно приобрести билеты на экскурсию онлайн, заплатив 12-14 евро за билет. Правда, в этом случае придется внести и сбор за бронирование в размере 2 евро.

Но зато по этому билету, действительному в течение двух суток, можно осмотреть не только сам Колизей, но и Форум в Риме, и Палатинскую возвышенность!

Важно: в Римском Форуме очередь гораздо короче, но в стоимость билета также входят и осмотр Колизея, и восхождение на Палатинский холм. Поэтому, если Вы по какой – то причине не успели приобрести билеты онлайн, то лучше купить их в кассе Римского Форума.

Экскурсии по Колизею стоимостью около 60 евро (а если группа больше, то стоимость снижается) проводятся в течение каждых 30 минут, обойдутся они в 6 евро. Всесторонне эрудированные экскурсоводы поведают Вам многие интересные факты о Колизее, причем речь гида переводится на несколько языков. Только не забудьте об удобной обуви для экскурсии, ведь все экскурсии по Колизею длятся не менее часа.

Как выглядит Колизей внутри — смотрите в видео:

Многие посетители предпочитают приобретать услугу аренды аудионаушников, причем в комплект входит и карта, стоят эти девайсы примерно 4,50 евро. Поэтому, осматривая Колизей в итальянском городе Рим и приобретя услугу «карта + наушники», турист получит исчерпывающую информацию о том месте, где он в данный момент находится и какую именно часть Римской арены в данный момент осматривает.

Заключение

Путешествие в Италию немыслимо без осмотра Рима и его красивейших достопримечательностей!

Отправляясь в Италию, непременно стоит увидеть седьмое Чудо Света - Колизей.

А отправляясь в итальянскую столицу, обязательно запланируйте посещение места, о котором повествуют многочисленные художественные произведения, отсняты сотни красочных фильмов, седьмое Чудо Света — Колизей.

Сохранилось много исторических монументов, но самый необыкновенный из них - Колизей, в котором обреченные на смерть люди отчаянно дрались и погибали ради развлечения свободных граждан Рима. Он стал самым большим и известным из всех римских амфитеатров, и одним из самых больших шедевров римского инженерного искусства и архитектуры, дошедший до наших дней. Здание насчитывало 80 входов/выходов и вмещало примерно 50 000 зрителей - больше, чем большинство спортивных сооружений сегодня, свидетельство его величия спустя почти 2000 лет после завершения строительства. Затмив своим величием руины Римского Форума (центральная площадь в Древнем Риме), Пантеона и других достопримечательностей города, римский Колизей будет вечно напоминать посетителям о бесчеловечном прошлом, когда жажда крови приводила зрителей на трибуны этого сооружения, и ничто не будоражило их так сильно, как лишение человека жизни.

Колизей является самой известной и наиболее посещаемой туристической достопримечательностью Италии, крупнейшим в мире сооружением, построенным в период Римской империи. Он считается одним из величайших сооружений в мире инженерной техники и архитектуры, культовым символом Римской империи периода наибольшего могущества, самым известным и мгновенно узнаваемым памятником, сохранившийся со времен античности. Даже в современном мире небоскребов Колизей производит впечатление. Это славный и одновременно скорбный монумент римской императорской власти и ее жестокости. Внутри, за сплоченными рядами арок и колон, римляне на протяжении веков хладнокровно наблюдали за убийством десятков тысяч приговоренных преступников, пленных воинов, рабов, животных. Спустя почти две тысячи лет, он по-прежнему вызывает огромный интерес посетителей.

История Колизея

Первоначально Колизей называли Амфитеатр Флавиев. Его современное название (Colosseum на английском) является производным от слова colossus, означающий огромную статую (рядом с Колизеем стояла огромная статуя Нерона, бесследно исчезнувшая в Средние века). Как и полагается самому крупному городу империи, он стал самым большим амфитеатром в римском мире, способный вмещать 50 000 зрителей. Всего в Римской империи их насчитывалось более 250 - не удивительно, что амфитеатр и связанные с ним зрелища были главными символами римской культуры.

В отличие от большинства других амфитеатров, расположенных на окраине города, Колизей построили в самом центре Рима. Он стал продуктом неудержимой расточительности римского императора Веспасиана (69-79 гг), решивший укрепить свое положение строительством амфитеатра за счет огромной добычи, полученной в результате подавления восстания иудеев. Начатое в 72 году строительство завершил император Тит в 80. Торжественное открытие Колизея сопровождалось гладиаторскими боями, охотой на диких зверей и навмахией (воспроизведением морского сражения на залитой водой арене), игры продолжались в течение 97 дней.

Император Домициан (81-96гг) существенно модернизировал сооружение, построил серию подземных тоннелей, в которых держали животных и гладиаторов перед выходом на арену, а также добавил четвертый ярус, существенно увеличив вместимость.

В отличие от круга, эллиптическая форма Колизея размерами 83х48 метров не позволяла сражающимся гладиаторам отступать в угол и давала зрителям возможность находиться поближе к действию. Такой дизайн унаследовало практически каждое современное спортивное сооружение в мире.

Сотовидная структура Колизея из арок, проходов и лестниц, позволяла тысячам людей легко занимать свои места и наблюдать за смертоносными зрелищами. Он разительно отличается от большинства античных общественных зданий, унаследованных от классической модели греческих храмов с их прямоугольными рядами колон, увенчанных фронтонами.

История Колизея после строительства

С распространением христианства в стенах амфитеатра прекратили убийство людей, а последняя охота на животных состоялась примерно в 523 году. Но главной причиной, положившей конец играм, стал военный и финансовый кризис западной части империи, сопровождаемый многочисленными вторжениями варваров. Амфитеатр требовал колоссальных расходов на организацию игр, а в условиях их отсутствия потребность в существовании Колизея отпала.
С канувшей в историю славой императорского Рима изменилось предназначение Колизея. Уже не место для развлечений, его использовали в качестве жилья, крепости и религиозной обители в разное время. Он перестал служить ареной для развлечения кровожадных римских граждан, и начал страдать от землетрясений и варварского отношения людей, сдиравших богатую мраморную облицовку и кирпичи для строительства дворцов и церквей. Известные Соборы святого Петра и Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме, Палаццо Венеция построены с использованием кирпича и мрамора Колизея. В результате 2000 лет войн, землетрясений, вандализма и неумолимого действия времени, две трети первоначального сооружения оказалось разрушенным. От бывшей славы Колизея осталась лишь тень его прошлого облика, знаменитые руины. Репутация амфитеатра как священного места, в котором христианские мученики встретили свою судьбу, спасла Колизей от полнейшего уничтожения (но легенда о том, что здесь христиан отдавали в жертву львам, признается историками необоснованной).

В 1749 году папа Бенедикт XIV объявил Колизей общественной церковью. С этого момента окончательно прекратилось варварское удаление камней из стен амфитеатра. Здание начали восстанавливать, и с тех пор реконструкция с перерывами продолжаются до сегодняшнего дня.

Организация игр в Колизее

Изобретенный в римской империи амфитеатр служил местом проведения зрелищных схваток, наиболее популярными из которых были venationes (охота на животных) и munera (гладиаторские бои). В первые годы после открытия Колизея огромной популярностью пользовалась naumachia (морские сражения). Правящий римский класс был обязан по общепринятым в то время понятиям организовывать зрелища, дабы заслужить уважение и благосклонность простых граждан империи и сохранить общественное спокойствие. Посещать амфитеатр имели право все свободные граждане Рима.

Организация игр требовала огромных затрат и регулировалось многочисленными законами. В первом веке нашей эры императоры создали Ratio a muneribus, что-то на подобие “Министерства игры”, располагающей необходимыми финансовыми возможностями для организации игр.

Для римлян, посещение Колизея стало не только способом отдыха и развлечений, но и местом встреч людей, принадлежащих к разным сословиям. Римское общество было разделено на классы, и амфитеатр стал местом, в котором публика могла встретиться с императором и даже обратиться к нему.

Гладиаторы

Гладиаторами обычно становились военнопленные, не имевших по римскому праву каких либо прав, жизнь которых не представляла для государства никакой ценности, рабы и осужденные к смертной казни преступники. Военнопленных обучали в гладиаторских школах для выступлений на арене Колизея и других амфитеатров. Когда началась нехватка гладиаторов, в школы начали посылать беглых рабов. Они дрались на общих основаниях, и после трех лет прекращали свои выступления на арене. Этим рабы отличались от осужденных насмерть преступников, которые дрались в Колизее без всякой надежды на выживание, подобно осужденным на ad bestias (растерзание дикими зверьми) или ad gladium ludi damnati (осужденные на смерть от меча). В последнем случае один вооруженный гладиатор убивал обезоруженного противника, потом сам оказывался обезоруженным и становился жертвой другого вооруженного гладиатора и так далее, пока не оставался последний осужденный уголовник.

Начиная с первого века н.э., свободные граждане Рима (auctorati) добровольно становились гладиаторами и дрались на арене Колизея как профессионалы. Эти свободные граждане начинали карьеру гладиатора, полностью подчинившись требованиям Ланисты. Ланиста в римском мире считался наиболее отвратительной профессией (даже ниже сутенеров или палачей), имел право жизни и смерти над гладиаторами, от которых требовалось принятие присяги о полном повиновении как обязательном условии приема в школу. Гладиатор клялся "терпеть наказание кнутом, клеймом или принять смерть от меча". Такие страшные наказания имели целью пресечь любой намек на неповиновение и прививали убеждение, что преодоление любых испытаний является единственным средством их выживания. Публика требовала профессиональных зрелищ, поэтому до выхода на арену обучение занимало несколько лет. На последнем этапе существования Римской империи около половины всех гладиаторов составляли свободные граждане Рима.

Дравшихся на арене Колизея гладиаторов вооружали равноценно: воин, лучше обеспеченный наступательным вооружением, имел меньше средств защиты, или наоборот. Боевые приемы придерживались традиционного сценария боя, поединок являл собой мастерство, хорошо известное публике, рассчитывавшей на профессиональное исполнение. Зрители могли одобрять или порицать маневры гладиаторов, как мы делаем это сегодня, когда смотрим спортивные игры, например, футбол. Публика не терпела монотонности и подражаемости, высоко оценивала мужество и проявление храбрости.

В 73 до н.э., около 70 гладиаторов под предводительством Спартака бежали из школы Капуа, создали армию из 90 000 человек и в течении трех лет на территории Римской империи пылало крупнейшее восстание рабов. После подавления бунта римский сенат принял меры во избежание подобных инцидентов. Около каждой школы стоял гарнизон солдат, каждое утро доставлявший туда оружие и уносивший его вечером обратно. В случае малейших беспорядков солдаты вмешивались немедленно. Школы считались вполне безопасными, поэтому находились внутри городов. Содержащиеся под стражей не могли бежать, и им оставалось только надеяться на спасение своей жизни, отважно сражаясь на арене Колизея, чтобы привлечь внимание влиятельных аристократов, вызвать их сочувствие и получить от них свободу.

Посещение Колизея

Игры в Колизее считались привилегией только свободных граждан (рабы не допускались), но билеты на них не продавались. Различные общины, братства, товарищества, лиги, союзы, объединения и тому подобное имели зарезервированные места в амфитеатре в соответствии со своей ролью и рангом в обществе. Кто не являлся членом какого-либо общества, пытались найти покровителя, и получить от него место на основе приглашения. Такая традиция соблюдалась на протяжении длительного периода времени. Не только в амфитеатре, но и в цирке или театре, каждой категории граждан предоставлялись определенные места.
Всем зрителям предписывалось одеваться соответствующим образом: граждане мужского пола должны носить тогу. Не пользовавшиеся хорошей репутацией граждане - обанкротившиеся, лица развратные или расточительные - сидели вместе с плебсом в верхних рядах. В древние времена даже одиноким женщинам разрешался допуск в Колизей. Употребление алкоголя на трибунах запрещалось, писатель Лампридий критиковал императора Коммода, когда тот иногда употреблял спиртные напитки.

В день игр зрители приходили очень рано, а некоторые даже спали в Колизее. Чтобы войти в помещение, зрители предъявляли тессера (приглашение). Тессера являла собой небольшую пластину или кубик из мрамора, которая, как и сегодняшние билеты, указывала на точное месторасположение его владельца (сектор, ряд, место). Каждое место на трибунах имело номер. Люди сидели на деревянных досках, установленных на мраморных камнях, а римская аристократия располагалась на более удобных мягких сидениях. Бедняки, в том числе и женщины, располагались на самом верхнем ярусе.

Зрители шли к своим местам через арки, обозначенные номерами I - LXXVI (1-76). Четыре главных входа не нумеровали. Лучшие места были на или за подиумом, поднятым в целях безопасности на 5 метров выше арены.

Современные ученные утверждают, что расположение мест отражало социальную иерархию римского общества. Два самых низших яруса (то есть самых престижных) трибун могли вместить соответственно 2 000 и 12 000 зрителей. На верхних ярусах Колизея зрители скучивались подобно сардинам в банке, на каждого из них приходилось в среднем 40х70 см пространства.

Арену Колизея покрывали слоем песка толщиной 15 см (латинское слово песок пишется “arena”), иногда окрашивали его в красный цвет, чтобы скрыть пролившуюся кровь. И, как видно по фильму Ридли Скотта "Гладиатор", снизу открывались отверстия, откуда выпускали на арену диких животных.

Навмахия

Навмахия являла собой репродукцию известных морских сражений, участниками которых, как правило, становились осужденные на смерть преступники, а иногда просто обученные воины и моряки. Такие шоу (преимущественно проводились в Риме) обходились чрезвычайно дорого. Корабли ничем не отличались от боевых и маневрировали в бою как настоящие. Римляне называли такие зрелища navalia proelia (морские сражения), но известность получили греческого слова naumachia (навмахия) – термин, указывавший на то, что зрелище происходит в специально оборудованном месте.

Навмахия часто пыталась воспроизвести известные исторические сражения, например, победу греков над персами в битве при Саламине, или уничтожение афинского флота при Эгоспотамах. Во время шоу придерживалась последовательность происходивших исторических событий, и зрители получали огромное удовольствие от мастерства воинов и их снаряжения.

Источники утверждают, что навмахию ставили в Колизее сразу же после торжественного открытия амфитеатра. Во времена правления императора Домициана (81-96гг) построили систему туннелей под ареной и навмахию упразднили.

Охота на животных

Сцены охоты пользовались огромной популярностью в Колизее и других амфитеатрах империи. Это был единственный шанс для римлян увидеть незнакомых им диких зверей в те времена. В самом начале охоту на диких животных демонстрировали утром, как прелюдию к гладиаторским сражениям. В последний период республики охоту на арене организовывали средь бела дня, иногда она продолжалась несколько дней. Все виды диких животных - слоны, медведи, быки, львы, тигры - отлавливались по всей территории империи, транспортировали и содержали к дню игр.

Для обеспечения безопасности зрителей в Колизее, высота ограждения вокруг арены равнялась 5 метрам. Большинство пар были классическими: лев против тигра, быка или медведя. Иногда пары были явно неравные: собаки или львы выпускались на оленей, в этом случае исход был предсказуем. Чтобы нарушить монотонность римляне прибегали к странному сочетанию животных: медведь против питона, крокодил против льва, тюлень против медведя и так далее. Иногда животных приковывали к арене Колизея, чтобы не позволить им маневрировать.

Большинство единоборств составляли животные против вооруженных копьем обученных людей (venatores). Охота на животных приобрела чрезвычайную популярность среди богатых граждан. Вовлеченных в этот вид боев venatores стали настолько знамениты, что их имена все еще можно прочитать на некоторых мозаиках и граффити.

На арене Колизея погибло огромное количество диких животных (источники говорят об убийстве 9 000 животных только в первые дни открытия). Даже если эта цифра преувеличена, можно с уверенность сказать о большом количестве животных, погибших ради забавы на аренах римских амфитеатров. Медведей отлавливали в Каледонии (Шотландия) и Паннонии (ныне Венгрия и Австрия); львов и пантер - в провинции Нумидии в Африке (в настоящее время Алжир и Тунис), тигров в Персии, крокодилов и носорогов в Индии.

Поимка зверей, транспортировка их в хорошем состоянии за тысячи километров обходилась чрезвычайно дорого. Зверей необходимо поймать живыми, а это представляло основную опасность. Зверей ловили в ловушки, сажали в клетки, кормили их всю дорогу до места назначения, чтобы доставить их в хорошем состоянии. Охота на крупных животных отражена в многочисленных мозаиках и картинах, запечатлевших поиск, поимку, транспортировку, и, наконец, убийство. Затраты были огромные, поэтому провинции Римской империи облагались специальными налогами, что бы Рим имел возможность организовывать охоту на аренах амфитеатров.

Туризм

Сегодня Колизей является главной туристической достопримечательностью Рима, ежегодно принимая миллионы туристов. Благодаря проведенной в 2010 году реконструкции, впервые в современной истории амфитеатра открыты для посещения подземные туннели, в которых когда-то скованные кандалами гладиаторы ожидали выхода на арену. Также восстановлен и вновь открыт (в первый раз с 1970 года) третий ярус Колизея, откуда средний класс Рима наблюдал за отчаянными сражениями на арене. Туры организованы для групп по 25 человек, их необходимо заказывать заранее. Деревянная дорожка в центре, которую вы видите на последней фотографии - результат последней реконструкции.

Хотя Колизей потерял свое былое величие, его по-прежнему используют для разных событий. Время от времени Папа проводит здесь богослужение. Под сенью античного памятника провели свои концерты известные исполнители: Пол Маккартни, Элтон Джона, Рэй Чарльз, Билли Джоэл. 7 июля 2007 года его включили в список одного из новых семи чудес света, единственный европейский номинант.

Колизей - это самый огромный из древнеримских амфитеатров, ставший символом Рима. Развалины этого чуда архитектуры, созданного в I веке нашей эры, до сих пор привлекают в столицу Италии миллионы восторженных любителей древности. Первоначально Колизей имел название Амфитеатр Флавиев - по имени императоров, которые его воздвигли. Начал строительство императором Веспасианом в 72 году, а завершено оно было в 80 году его сыном Титом.

Нынешнее название утвердилось за Колизеем начиная с VIII века. Произошло оно либо от колоссальности его размера («colosseum» - большой, огромный), либо от того, что поблизости стояла гигантская статуя Нерона - колосс, воздвигнутый императором в честь самого себя.

Как и другие амфитеатры в Риме, Колизей имеет форму эллипса, в центре которого размещена также эллиптическая арена, а вокруг нее расположено множество мест для зрителей. От всех аналогичных сооружений Амфитеатр. Стены Колизея построены из крупного травертинового мрамора, который добывался в соседнем городе Тиволи. Для отделки стен с внутренней стороны использовался местный туф и кирпич.

С внешней стороны Колизея расположены три яруса арок. Изображения сохранившихся древних монет рассказывают о том, что в пролетах арок между ярусами давно когда-то стояли статуи. Зрители входили в амфитеатр через арки на нижнем этаже и по лестницам поднимались на свои места на трибунах, расположенных вокруг всей арены в виде рядов из каменных скамей.

Нижний ряд под названием подий, предназначался только для императора, его семейства и сенаторов, причем у императора было кресло выше, чем у других. Подий отделялся от арены высоким парапетом, чтобы исключить возможность нападения на зрителей, выпущенных на арену животных. Кроме того, правитель с его приближенными имели отдельный вход.

Далее за привилегированным первым рядом следовали места для остальной публики, образующие три яруса. Первый ярус состоял из 20 рядов скамей и был предназначен для городских властей и лиц, принадлежащих к сословию всадников. На втором ярусе, состоявшем из 16 рядов скамей, располагались люди, имеющие права римского гражданства. Скамьи третьего яруса были размещены на более крутой наклонной поверхности, на них собирались зрители из низших сословий. Второй и третий ярусы были разделены довольно высокой стеной.

Снизу зрительские трибуны поддерживались мощной сводчатой конструкцией с проходными коридорами, комнатами технического назначения и лестницами, которые вели в верхние ярусы. Под ареной были устроены клетки для зверей. Кроме того, там располагались множественные стены и столбы, которые служили поддержкой для арены и разделяли пространство под сценой, где готовились к выходу выступающие. Назначение многих из этих конструкций до сих пор не известно. Колизей вмешал в среднем около 50 тысяч зрителей. В честь его открытия были устроены грандиозные игры, которые продолжались 100 дней, в ходе их друг друга растерзали 2 тысячи гладиаторов и множество диких зверей.

Императоры считали своим долгом предоставлять народу зрелища для веселья, поэтому посещение Колизея было бесплатным. Перед входом также бесплатно раздавали муку для выпечки хлеба. Отсюда пошло выражение «хлеба и зрелищ». Среди зрителей можно было увидеть и немало женщин, которые были большими поклонницами кровавых сражений.

Первым номером программы Колизея, как правило, были клоуны и калеки. Затем приходил черед боев гладиаторов и зверей. Эти битвы были невообразимо жестокими. Для участников сражений с арены существовало два выхода: путь жизни и смерти. Через один арену покидали победители, через другой выносили побежденных.

В Колизее была установлена сложная гидравлическая система, с помощью которой для некоторых представлений сцена заполнялась водой.

Амфитеатр пострадал от сильного пожара в эпоху императора Макрина, но позже был реставрирован. В 405 году императором Гонорием гладиаторские битвы были запрещены.

В период нашествия варваров Колизей пришел в запустение и начал разрушаться. В XI XII веках он использовался знатными римскими родами как крепость. Они вели активную борьбу за власть, и Колизей был в ней символом господства, обязательным атрибутом правителя. Император Генрих VII подарил Колизей римскому сенату и народу.

Постепенно интерес народа к Колизею угасал, и в какой-то момент на него стали смотреть как на место добычи строительного материала. Папа Павел II на рубеже XV-XVI веков разобрал часть Колизея для постройки так называемого венецианского дворца. Значительная часть амфитеатра, к счастью, уцелела, хотя здание в целом имело очень плачевный вид. Папа Сикст V собирался употребить Колизей для организации суконной фабрики, а папа Климент IX превратил Амфитеатр Флавиев в завод для добывания селитры.

В середине XVIII столетия Колизей взял под свою защиту папа Бенедикт XIV. Он посвятил его Страстям Христовым как место, где пролилась кровь многих христианских мучеников. Бенедикт приказал водрузить посреди арены колоссальный крест, вокруг которого должны были разместить целый ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и распятия Спасителя.

Крест и алтари были убраны из Колизея только в 1874 году. В дальнейшем главы католической церкви заботились о невредимости сохранившихся частей здания. В XVIII веке исследователи приблизительно рассчитали количество строительного материала, понадобившегося для постройки амфитеатра. Выяснилось, что, дойдя до наших дней, он лишился двух третей своих истинных размеров.

В наше время Колизей охраняется итальянским правительством, которое взяло инициативу вместе с учеными-археологами установить многие обломки сооружения на прежние места. В XX веке под ареной были произведены новые раскопки, в ходе которых обнаружены ранее не замеченные подвальные помещения. К сожалению, и в наше время Колизей разрушается, несмотря на все старания людей защитить памятник древности. В фундамент здания просачивается дождевая вода, и средство прекратить это до сих пор не найдено.

Загрязненная выхлопными газами автомобилей атмосфера негативно влияет на каменную кладку Колизея. Наибольший вред наносит вибрация от интенсивного городского движения. Все это привело сооружение в критическое состояние. Архитекторы планируют осуществить полную реставрацию и восстановление аркад с помощью водонепроницаемого раствора, и даже восстановить бывалый вид деревянного пола арены, на которой в древние времена сражались гладиаторы.

Несмотря на все испытания, которые пережил Колизей и которые неизбежно влияли на его состояние, несмотря на утерянное богатство внутреннего и внешнего убранства, амфитеатр и в наши дни производит огромное впечатление своей спокойной величественностью и монументальностью. Легенда говорит, что пока стоит Колизей, будет стоять и Рим, а пока будет стоять Рим, будет стоять мир.

Видео про Колизей