Систематизация и связи

Жизни быть - предназначение Вселенной.

«Причина» - то, что послужило и объясняет начало или продолжение действия. Для нашего случая это и начало (возникновение) и развитие жизни.

1. Возникновение

Существование.

Суть существования *материального объекта (далее - объект)

есть его взаимодействие с окружающим миром.

Взаимодействие (изменение состояния взаимодействующих объектов) происходит постоянно и потому - мгновенно. Человек видит только его результат и то через 1/24 секунды.

Условия возникновения.

1. Вселенная - совокупность бесконечного числа объектов, обеспечивающая их существование

2. Взаимодействие - изменение состояния (физического, химического и ядерного) объектов, участвующих во взаимодействии.

3. Бесконечность Вселенной (её пространство и объекты) и взаимодействий её объектов обеспечивает вероятность повторения любого события близкую к 1.

4. Взаимодействие происходит предпочтительней в жидкости (нефти), где вероятность процесса наиболее высокая.

Логика существования объекта - зависимость теперешнего состояния объекта

от всех предыдущих результатов его взаимодействия (существования)!!!

В основе возникновения и развития человека лежит способность объекта накапливать изменения своего состояния, как результат существования.

Все материальные объекты имеют память - способность хранить результаты взаимодействия (существования). Носителем памяти является весь материальный объект.

Информативность.

Информация - фиксированное изменение состояния объекта.

По участникам взаимодействия информация делится на первичную (собственную - для материальных объектов), вторичную (сенсорную - для животных) и третичную (словесную - для человека) информацию.

Информативность - накопленная в памяти объекта информация о его физических, химических и ядерных изменениях, определяющие его теперешнее состояние .

Исчезновение и возникновение.

Существование объекта всегда приводит к его исчезновению (для наблюдателя - человека), которое означает появление объектов разного вида по отношению к форме и содержанию информативности. В действительности не объект «исчезает», а меняется, причём постоянно , состояние его материи (более мелкие подсистемы, составляющие наблюдаемый объект).

Исчезновение объекта означает возникновение одного, двух или многих других объектов, оставляя на них следы о себе, точнее о результатах своего воздействия.

По отношению к содержанию информативности процесс исчезновения можно разделить на следующие действия:

    Слияние информативности взаимодействующих объектов;

    Дробление на объекты той же информативности;

    Распадение на объекты другой информативности.

    Исчезновение объекта из органики (нефти), при котором накопленные изменения (информативность) не исчезают а передаются «по наследству», может проходить по первому и второму направлению.

    По 1-му пути возникновения жизни пошло развитие флоры.

    По 2-му пути возникновения жизни пошло развитие фауны и человека.

    Возникновение жизни обеспечено существованием Вселенной

    2. Развитие жизни (объект уже не предмет, но ещё и «не очень живой»)

    Развитие - накапливаемые изменения состояния объекта, увеличивающие его информативность.

    Воздействия окружающего мира, с одной стороны, и реакция самих объектов на эти воздействия, с другой, производят отбор достаточно долгоживущих и размножающихся объектов.

    Развитие флоры идёт за счёт увеличения информации путём деления клеток.

    Развитие фауны идёт по пути слияния информации нескольких клеток, оставляя за собой способность фиксировать и хранить результат воздействия внешней среды обоими объектами.

    Живой объект отличается от неживого способностью управлять своими действиями по указанию природы (флора, фауна и человек), инстинкта (фауна и человек) и разума (человек).

    Возникновение и развитие жизни и человека определяет и обеспечивает

    информативность , приобретённая в процессе существования.

    3. Роль общества

    Общество - совокупность объектов, обеспечивающая их возникновение, существование и развитие. Только в обществе проявляется существование любого материального объекта - предмета, растительности, животного или человека.

    Роль общества. в процессе возникновения и развития жизни и человека. определяющая и обеспечивающая и возникновение, и существование и развитие жизни и человека.

    * Объект - тема осмысления человеком факта проявления окружающей среды.

    Материальный объект - то, что можно увидеть, пощупать, взвесить и пр. непосредственно. Все объекты твёрдого, жидкого или газообразного состояния материальны. К материальным объектам относятся также флора, фауна и человек.

    Духовный объект - то, что нельзя ощутить, оценить непосредственно. Все действия, способности и все виды сенсорной и словесной информации - духовные объекты.

    Объект материален потому, что духовен!

2. Причины их возникновения и развития

Опираясь на современные факты, хочу вам сказать, что никогда раковая опухоль не возникает у людей с нормальными физиологическими функциями, с нормальным обменом веществ, в неизмененных тканях. Клинически и экспериментально установлено, что некоторые патологические процессы чаще других предшествуют появлению опухоли. Поэтому эти хронические процессы называют предопухолевыми, или предраковыми, заболеваниями. Но возникновение злокачественной опухоли у человека, страдающего этими заболеваниями, не является обязательным. Могу привести несколько примеров. Хронический гастрит – очень частое заболевание, а злокачественная опухоль желудка возникает в очень небольшом проценте случаев. Неисправный зубной протез, травмирующий край языка, явление частое, однако злокачественная опухоль возникает лишь у некоторых из подвергающихся этой травматизации. Привычку сковыривать бородавку или прыщик на лице, срывать корочку с длительно не заживающей ранки имеют многие, но далеко не у всех в этом месте развивается злокачественная опухоль. Большинство предопухолевых заболеваний представляют собой лишь благоприятный фон для возникновения злокачественной опухоли, но это возникновение необязательно, поэтому они называются необязательными предопухолевыми заболеваниями. Опасность возникновения рака на почве предопухолевого заболевания для каждого данного больного не очень велика. При значительном же распространении их среди населения общее число заболевших может составить значительную величину. Поэтому борьба с этими заболеваниями – выявление заболевших и своевременное квалифицированное лечение их – является задачей не только онкологических учреждений.

Необходимо также отметить, что учет этих больных и квалифицированное лечение осуществляются в женских консультациях и гинекологических кабинетах – больные с заболеваниями наружных половых органов, пигментными образованиями с наклонностью к росту и изъязвлению, эрозиями и полипами шейки матки, железистыми полипами слизистой оболочки, доброкачественными опухолями яичников; у терапевтов – больные с хроническими гастритами, язвой желудка, хроническими язвенными колитами; у хирургов – больные с узловой и диффузной мастопатией, папилломами нижней губы, одиночными и множественными полипами прямой кишки, длительно не заживающими трещинами и свищами анального канала; в стоматологических учреждениях, у стоматологов – больные с патологией слизистой оболочки полости рта, длительно не заживающими язвами и трещинами слизистой оболочки после ликвидации вызвавшей их причины; в отоларингологических учреждениях, у отоларингологов – больные с папилломами слизистой оболочки носа, носоглотки, гортани и трахеи; в кожно-венерологических диспансерах, у врачей-дерматологов – больные с длительно не заживающими язвами и свищами, с пигментными пятнами и бородавками врожденного и приобретенного характера, особенно в местах, подвергающихся частой травматизации, или при увеличении их размеров, плотности; со старческими кератозами, кожным рогом; у врачей-урологов – больные с патологией мочевого пузыря, папилломами; хроническими циститами профессиональной этиологии (у рабочих анилинокрасочной промышленности). Онкологи осуществляют контроль за учетом и лечением больных с предраковыми заболеваниями в перечисленных учреждениях и общелечебных кабинетах. Они периодически контролируют учет и лечение таких больных. Среди предопухолевых заболеваний есть некоторые, отличающиеся более высоким процентом возможного перехода процесса в раковый. Есть предопухолевые заболевания, при которых момент злокачественного перерождения трудно определить. К сожалению, есть и такие предопухолевые процессы, которые обязательно ведут в конечном счете к злокачественному росту. Они называются облигатными (обязательными) предраками. Этих заболеваний немного. Облигатные предраки подлежат непосредственному наблюдению в онкологических учреждениях. Лечение этих больных осуществляется по направлениям онкологов и под их контролем. К заболеваниям с повышенной возможностью возникновения злокачественного роста и требующих специальных методов определения начала опухолевого роста относятся язва желудка, очаговый гастрит, семейный полипоз толстого кишечника. Больные предопухолевыми заболеваниями подлежат радикальному лечению в специализированных учреждениях. Это лечение часто является сложным и продолжительным. Как любой здравый человек, больной не часто соглашается на такие обширные вмешательства, если заболевание протекает без кровопотери и расстройства функции кишки. У некоторых больных такое вмешательство сопряжено с определенным риском. При этом больные, состоящие на учете в онкологическом кабинете, подвергаются систематическому контролю каждые 3-6 месяцев, консервативной терапии и диетолечению с целью профилактики нанесения дополнительной травмы полипам и снятия сопровождающего воспалительного компонента. Но все-таки в случае обнаружения при очередном контрольном исследовании злокачественного роста показания к оперативному лечению становятся жизненными. При некоторых предраковых заболеваниях кожи лица, когда радикальное лечение сопряжено с нанесением косметического и морального урона, также проводится наблюдение, а в необходимых случаяхконсервативная терапия, снижающая опасность возникновения злокачественного роста. При первых признаках начавшегося опухолевого роста показания к радикальному лечению расширяются, они становятся жизненными.

Кроме этого, на формирование предраковых заболеваний и рака у человека влияют его генетическая конституция, гормональный баланс, неправильно организованное питание, присутствие в окружающей среде специфических и неспецифических вредных факторов, изменяющих внутреннюю среду человека. Предраковое состояние организма есть хроническое заболевание, развивающееся от постоянно действующих раздражителей. Вначале оно незаметно для человека, но с течением времени, иногда весьма длительного, возникают нераковые хронические заболевания в каком-либо органе или тканях. Если вовремя обнаружить эти заболевания, устранить вызывающие их причины, подвергнуть больного своевременному лечению, то можно предотвратить образование в организме злокачественной опухоли. Наличие общего болезненного состояния всего организма как предшествующего возникновению рака какого-либо органа, как почва, на которой может развиваться рак, признается всеми онкологами и клиницистами.

Хочу еще раз подчеркнуть, опираясь на многочисленные исследования, что рак возникает не всегда даже на хорошо подготовленной для него почве, т. е. не каждое предраковое заболевание завершается возникновением рака. Ввиду значительности полученных данных следует несколько подробнее остановиться на них, прежде всего на учении об иммунитете.

Давайте рассмотрим механизмы защиты человека, благодаря которым человек живет и развивается, давая отпор любой инфекции и патологии. Иммунитетом обозначают невосприимчивость организма к инфекционным началам (бактериям, вирусам) или к какому-либо инородному веществу. По существу это способность организма безошибочно «распознавать» генетически чужеродный материал, проникший извне или возникший в организме, и разрушать его. Иммунитет в организме осуществляется совокупностью наследственных или индивидуально приобретенных в течение жизни факторов, которые препятствуют проникновению и размножению в тканях и органах болезнетворных микробов и действию выделяемых ими продуктов. Инородные тела (в том числе и клетки рака), проникшие в организм или образовавшиеся в нем, вызывают ответные реакции, благодаря чему разрушаются. Можно сказать, что всякая клетка, отличная (мутантная) от генетически постоянного типа клеток организма хотя бы только по одному гену, неизбежно расценивается как чужая и удаляется из организма. Это относится и к раковым клеткам, которые вследствие появления у них новых генетических форм являются чуждыми для организма. В иммунологии различают иммунитет естественный (врожденный), иммунитет, приобретенный человеком в течение жизни после благополучно перенесенных инфекций, и иммунитет искусственный – так называемая иммунизация (например, прививки против бешенства, столбняка и др.). Установлено, что защитная система человеческого организма состоит из двух биологических веществ: антител – белков, вырабатываемых организмом как ответная реакция на появление в органах и тканях чужеродного вещества, и лимфоцитов – одного из видов белых кровяных телец, вырабатываемых костным мозгом. Иммунитет, как естественный, так и приобретенный, может быть общим (невосприимчивость ко многим патологическим вредностям) и специфическим (т. е. к одному лишь определенному заболеванию). Особенно специфичен иммунитет, вызванный иммунизацией против одной какой-либо инфекции (оспы, столбняка, бешенства и т. д.). Следовательно, иммунная система является первой линией обороны организма против чуждых и вредных для него бактерий, вирусов, чужеродных клеток и, в частности, раковых клеток (мутантов). Наблюдениями ученых за взаимодействием клеточных образований в организме установлено, что в процессе отмирания устаревших клеток и замены их новыми, молодыми, всегда имеются клетки-мутанты, и каким бы ни был совершенным «аппарат», обеспечивающий тождественность дочерних клеток, всегда могут возникнуть клетки с неверной копией материнских. Они являются «чужими», изменившими в процессе клеточного деления свои свойства. Фактически у всех людей в процессе клеточной регенерации органов и тканей возникают клетки-мутанты, но на страже здоровья организма имеется изумительная, безупречная иммунная система, в задачи которой входят выявление, уничтожение и отторжение из организма «чуждых» клеток или даже их незначительных групп. Несостоятельность иммунобиологической системы организма ведет к образованию колоний раковых клеток, они группируются в опухоль, и тогда возникает злокачественное заболевание, борьба с которым становится по мере роста опухоли все труднее и часто малоэффективна. Общий иммунитет можно укреплять, но, к сожалению, вследствие неразумного поведения людей иммунная защита постепенно ослабевает. Соответственно и рак развивается у одних людей медленно (годами), а у других стремительно, в течение нескольких месяцев. Врожденное отсутствие иммунитета у человека встречается, к счастью, очень редко. При этом дети заболевают раком в раннем возрасте и быстро погибают – опухоль развивается стремительными темпами. У взрослых же иммунная защита ослабевает и становится несостоятельной в результате воздействия различных неблагоприятных факторов внешней среды, а в основном вследствие вредных привычек и навыков. Этим возможно объяснить и различные локализации рака у людей. Вещества, вредно действующие на человеческий организм и на его защитные силы, могут соприкасаться, например, с кожей, со слизистой оболочкой желудка и кишок, с легкими и т. д. Возникает болезнь органа – предрак, а если не будет устранен контакт этого органа с вредным веществом, то разовьется истинная раковая опухоль. Имеются особые вещества, при раздражении которыми в эксперименте в живых тканях и органах у животных происходят такие изменения в тканях, на почве которых возникает рак. Эти вещества называются канцерогенами. Некоторые из них распространены в атмосфере городов, в наших жилищах, могут попадать и образовываться в пище и т. п. Их сравнительно легко устранить, соблюдая ряд гигиенических предписаний.

Однако хочу вас успокоить и сказать, что одно только присутствие их недостаточно для возникновения предракового заболевания. Кроме того, имеют значение их определенные комбинации, при которых их действие значительно усиливается. Это так называемая суммация действия. Знание этого процесса позволит нам предупредить образование рака путем излечения больного от предраковых заболеваний. А это во много раз легче сделать, чем излечить больного от уже развившегося рака. В медицине давно установлено, что раковая опухоль возникает из клеток эпителия того органа или клеток той ткани, на которых она развивается. Известно, что в организме здорового человека постоянно происходят физиологические процессы замены отживающих клеток новыми. Образование же злокачественной опухоли происходит при ослаблении механизмов, регулирующих рост клеток. Возникает безграничное, безудержное размножение клеток, и, что самое важное, они теряют свои нормальные функции, приобретают новые свойства – прорастают в соседние органы и в ткани, разрушают их, дают метастазы в другие, даже отдаленные от первичного очага места организма. Раковые клетки становятся автономными от организма, в котором возникли, поглощают аминокислоты, ферменты и витамины, приводят организм к гибели.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Никакое действие, направленное на предупреждение или эффективное разрешение конфликтов не может быть предпринято, если мы ничего не знаем о причинах их возникновения и особенностях развития. Поэтому, в настоящем уроке основное внимание будет уделено рассмотрению именно этих вопросов. Вы узнаете о том, какие существуют группы причин появления конфликтов и чем они отличаются друг от друга, а также о том, каковы основные этапы и стадии их развития и что представляет собой их динамика.

Причины возникновения конфликтов

Всего можно выделить четыре основные группы, на которые делятся причины конфликтов:

  • Объективные причины
  • Организационно-управленческие причины
  • Социально-психологические причины
  • Личностные причины

Поговорим о каждой группе в отдельности.

Объективные причины конфликтов

Объективные причины конфликтов - это причины, обуславливающие формирование предконфликтной обстановки. В некоторых случаях они могут являться реальными, а в некоторых - мнимыми, представляя собой лишь искусственно выдуманный человеком повод.

К наиболее распространённым объективным причинам относятся следующие:

Происходящее в процессе жизнедеятельности в естественном ритме столкновение духовных и материальных интересов людей.

ПРИМЕР: Два человека спорят в магазине о том, кому достанется понравившийся им товар, оставшийся в единственном экземпляре.

Недостаточно разработанные правовые нормы, которые регулируют конфликтное решение проблем.

ПРИМЕР: Руководитель часто оскорбляет своего подчинённого. Подчинённый, защищая своё достоинство, вынужден прибегать к конфликтному поведению. В наше время ещё не разработано каких-либо эффективных способов защиты от произвола руководителей интересов подчинённых. Подчинённый, конечно, может подать жалобу в соответствующие инстанции, но, скорее всего, это не даст результата. Отсюда и получается, что в подобных ситуациях подчинённым приходится любо идти на уступки, либо вступать в конфликт.

Недостаточное количество духовных и материальных благ, необходимых для нормальной жизни и деятельности.

ПРИМЕР: В наше время в обществе можно наблюдать всевозможные дефициты различных благ, что непременно сказывается как на жизни людей, так и на особенностях конфликтов между ними. Несколько человек могут претендовать на одну и ту же перспективную и хорошо оплачиваемую должность. Это способствует возникновению конфликтов между людьми, и объективной причиной конфликта здесь будет выступать распределение материальных ресурсов .

Организационно-управленческие причины конфликтов

Организационно-управленческие причины - это вторая группа причин возникновения конфликтов. В некоторой степени эти причины можно назвать более субъективными, нежели объективными. Организационно-управленческие причины взаимосвязаны с такими процессами, как создание различных организаций, групп, коллективов, а также с их функционированием.

Основными организационно-управленческими причинами являются:

Структурно-организационные причины - их смысл заключается в том, что структура организации не соответствует тем требованиям, которые выдвигает ей деятельность, которой она занимается. Структуру организации должны определять задачи, которые она решает или планирует решать, другими словами, структура должна быть адаптирована под них. Но загвоздка в том, что привести структуру к соответствию задачам очень проблематично, отсюда и возникают конфликты.

ПРИМЕР: При проектировании организации, а также в прогнозировании её задач были допущены ошибки; в процессе деятельности организации постоянно меняются стоящие перед ней задачи.

Функционально-организационные причины - как правило, вызываются отсутствием оптимальности в связях между организацией и внешней средой, различными подразделениями организации или отдельными сотрудниками.

ПРИМЕР: Конфликты могут возникать по причине несоответствия прав работника и его обязанностей; несоответствие оплаты труда качеству и количеству проделанной работы; несоответствие между материально-техническим обеспечением и объёмом и особенностями поставленных задач.

Личностно-функциональные причины - обусловлены недостаточным соответствием сотрудника, исходя из профессиональных, нравственных и других качеств, которых требует занимаемая им должность.

ПРИМЕР: Если работник не обладает требуемыми организацией качествами, могут возникнуть конфликтные отношения между ним и вышестоящим руководством, коллегами и т.д., т.к. допускаемые им ошибки могут затрагивать интересы всех, с кем происходит его взаимодействие.

Ситуативно-управленческие причины - являются следствием ошибок, допускаемых руководителями и их подчинёнными в процессе поставленных перед ними задач (управленческих, организационных и т.п.).

ПРИМЕР: Если принято неверное управленческое решение, может возникнуть конфликт между его исполнителями и авторами; подобные ситуации возникают и тогда, когда работник не выполнил поставленную перед ним задачу или сделал это ненадлежащим образом.

Социально-психологические причины конфликтов

Социально-психологические причины конфликтов основываются на социально-психологических предпосылках, заложенных в межличностных взаимоотношениях. Они также подразделяются на несколько видов:

Неблагоприятный социально-психологический климат - обстановка, в которой нет ценностно-ориентационного единства и низкий уровень сплочённости людей.

ПРИМЕР: В организации или какой-либо группе людей преобладает отрицательная атмосфера, подавленность, негативное отношение людей друг к другу, пессимизм, агрессия, антипатия и т.п.

Аномия социальных норм - это рассогласованность социальных норм, принятых в организации или социуме. Она может порождать двойные стандарты - ситуации, когда один человек требует от других того, чему не следует сам.

ПРИМЕР: В организации есть человек, которому всё сходит с рук, а от другого требуется выполнять немыслимые задачи и нести ответ за каждое действие.

Расхождение социальных ожиданий с реализацией социальных ролей и выполнением функционала - появляется по причине того, что у одного человека могут быть уже сформировавшиеся ожидания, а другой человек может даже не подозревать об этом.

ПРИМЕР: Руководитель ожидает от подчинённого, что он будет выполнять свои обязанности конкретным образом, но не поставил его в курс дела. Подчинённый выполняет работу так, как это должно происходить в его понимании. В итоге ожидания руководителя не оправдываются, что и служит причиной возникновения конфликта.

Конфликт поколений - как правило, связан с различными манерами поведения людей и разницей в их жизненном опыте.

ПРИМЕР: Пожилой человек считает, что молодёжь должна вести себя определённым образом, соответствующим тому представлению, которое закреплено в его сознании. Молодые люди, в свою очередь, ведут себя так, как правильно с их точки зрения. Вследствие этого несоответствия может возникнуть конфликт.

Коммуникационные барьеры - другими словами, непонимание между людьми, которое может возникнуть как неосознанно, вследствие неумения эффективно общаться и концентрации лишь на своих интересах, так и преднамеренно, чтобы затруднить партнёру процесс коммуникации.

ПРИМЕР: угрозы, поучения, команды, приказы, обвинения, унижения, нравоучения, логические аргументации, критика, несогласия, допросы, выяснения, отвлечение внимания, намеренный увод от проблемы и всё то, что может нарушить ход мыслей другого человека, заставить его доказывать свою позицию.

Территориальность - относится к области экологической психологии. Под территориальностью подразумевается занятие одним человеком или группой людей конкретного пространства и взятие его и всего, что находится в нём, под свой контроль.

ПРИМЕР: Группа молодых людей приходит в парк и желает занять скамейку, на которой уже сидят люди. Они требуют уступить им место, что и может послужить причиной конфликта, т.к. другие могут место не уступить. Другим примером может послужить ввод войск на территорию какой-либо страны с целью занять там определённые позиции, подчинить её своему контролю, установить свои порядки.

Наличие деструктивного лидера в неформальной структуре - если в неформальной организации присутствует деструктивный лидер, он, намереваясь достичь личных целей, может организовать группу людей, которая будет подчиняться его указаниям, а не указаниям формального лидера.

ПРИМЕР: Можно вспомнить кинофильм «Повелитель мух» - по сюжету произошла следующая ситуация: группа мальчиков, оказавшихся на необитаемом острове, выбрала конкретным лидером одного из ребят. Вначале все его слушали и выполняли его распоряжения. Однако впоследствии один из ребят посчитал, что лидер ведёт себя неэффективно. Впоследствии он становится неформальным лидером и переманивает ребят на свою сторону, в результате чего мальчик, бывший формальным лидером, теряет всякий авторитет и власть.

Трудности социально-психологической адаптации новых членов коллектива - возникают во множестве случаев, когда в организацию, компанию или любую другую группу людей приходит новый человек. В таких ситуациях нарушается стабильность коллектива, из-за чего он становится подвержен негативному воздействию как изнутри, так и снаружи.

ПРИМЕР: В сформировавшийся коллектив отдела организации приходит новый человек, обладающий своими особенностями и качествами. Люди начинают присматриваться, адаптироваться, проверять друг друга, устраивать всевозможные «тесты». В процессе такого взаимодействия могут возникать конфликтные ситуации разного рода.

Респондентная агрессия - свойственна, главным образом, слабым и беззащитным людям. Проявляется в том, что возмущение человека направляется им не на его источник, а на окружающих его людей: родственников, друзей, коллег и т.д.

ПРИМЕР: Молодой человек работает менеджером в компании. Но в силу своего характера и особенностей личности, над ним все подшучивают, «подкалывают» его, иногда не совсем дружелюбно. Но он не может никому ответить, т.к. по натуре слаб. Его возмущение сублимируется в агрессию, которую он вымещает, приходя домой, на своих родных - кричит на них, ругается с ними, затевает ссоры и т.п.

Психологическая несовместимость - ситуация, когда люди несовместимы друг с другом по каким-либо психологическим критериям: характеру, темпераменту и т.п.

ПРИМЕР: Семейные ссоры и скандалы, разводы, насилие на бытовой почве, негативная атмосфера и коллективе и т.д.

Личностные причины конфликтов

Личностные причины конфликтов находятся в тесной взаимосвязи с особенностями участвующих в нём людей. Как правило, обуславливаются спецификой происходящих в психике человека процессов во время его взаимодействия с внешним миром и окружающими людьми.

К представленному типу причин можно отнести следующие:

Оценка человеком поведения другого как недопустимого - характер поведения каждого человека зависит от его личностных и психологических особенностей, а также его психического состояния, отношения к другому человеку или ситуации. Поведение человека и его общение могут расцениваться партнёром либо как допустимые и желательные, либо как недопустимые и нежелательные.

ПРИМЕР: Два человека встретились в новой компании. Один из них привык общаться в сугубо грубой форме, к чему остальные члены компании уже относятся нормально, для другого же такое поведение недопустимо, вследствие чего он выражает совё негодование по этому поводу. Люди вступают в конфронтацию - возникает конфликтная ситуация.

Низкий уровень социально-психологической компетентности - проявляется в ситуациях, когда человек не подготовлен к эффективным действиям в конфликтных ситуациях или не имеет никакого представления о том, что для выхода из предконфликтной ситуации можно использовать множество бесконфликтных способов.

ПРИМЕР: Между двумя мужчинами возникает ожесточённый спор на какую-либо острую тему. Но в том время, как из них может привести аргументы в свою пользу и разрешить спор словесно и без агрессии, другой привык решать все вопросы с помощью кулаков. Как только ситуация начинает накаляться один прибегает к физическому контакту - возникает конфликтная ситуация, хотя до этого её можно было охарактеризовать как предконфликтную и применить к ней массу способов, чтобы обойти «острые углы».

Недостаточная психологическая устойчивость - даёт о себе знать тогда, когда человек не способен на воздействие стрессовых факторов при социальном взаимодействии.

ПРИМЕР: Причиной конфликта здесь может стать даже банальная «толкучка» с утра в транспорте - один человек нечаянно наступил другому на ногу, второй в ответ начинает возмущаться и оскорблять первого.

ПРИМЕР: Супруги на семейном совете не пришли к компромиссу, в результате чего ситуация усугубилась и начался скандал; на совещании или в процессе дисциплинарной беседы сотрудники не пришли к консенсусу и положение дел ухудшилось - начался «разбор полётов», выяснение отношений, переходы на личности и т.п. В итоге начинается конфликт.

Открытый период

Открытым периодом конфликта называется само конфликтное взаимодействие или, проще говоря, сам конфликт. Он состоит из следующих этапов:

Инцидент. Он представляет собой самое первое столкновение субъектов, во время которого происходит попытка применения своих личных сил с целью разрешить ситуацию с выгодой для себя. Если ресурсов одного из субъектов достаточно для того чтобы обеспечить перевес в свою сторону, на этом конфликт может быть исчерпан. Однако нередко конфликты развиваются и дальше в виду череды инцидентов. Причём, конфликтные взаимодействия субъектов могут способствовать изменению изначальной структуры конфликта, видоизменять его, добавлять новые стимулы для совершения новых действий.

ПРИМЕР: Во время ссоры люди начинают использовать подходящие для них методы ведения борьбы: оказывать давление друг на друга, перебивать, перекрикивать, усиленно обвинять. Если один из оппонентов сумел подавить второго, ссора может окончиться. Но одна ссора может перерасти в другую, стать серьёзным скандалом со всеми вытекающими из него последствиями.

Эскалация. Процесс эскалации можно охарактеризовать как переход от переговоров к активному противостоянию. В свою очередь, борьба станет причиной новых, более бурных эмоций, которые способствуют увеличению ошибок и искажению восприятия, что в итоге приводит к ещё более интенсивной борьбе и т.д.

ПРИМЕР: Во время дисциплинарной беседы разговор между коллегами перерос в ожесточённый спор, затем люди начали переходить на личности, оскорблять друг друга, унижать. Эмоции начали брать верх, затуманивая рассудок оппонентов. После выхода из кабинета один может начать прилюдно обвинять другого, другой может начать склонять остальных на свою сторону, плести интриги, строить козни и т.д.

Сбалансированное противодействие. Этот этап характеризуется тем, что взаимодействие субъектов конфликта продолжается, но интенсивность его постепенно идёт на спад. Участники осознают, что продолжение противостояния при помощи силовых методов не даёт соответствующего эффекта, однако действия сторон по достижению компромиссного решения или согласия ещё не наблюдаются.

ПРИМЕР: Участники семейного скандала или серьёзного конфликта на работе начинают понимать, что предпринимаемые ими действия по достижению перевеса в свою пользу не приносят результата, т.е. их усилия оказываются тщетными; активных агрессивных действий предпринимается всё меньше. Стороны постепенно понимают, что пора бы уже прийти к согласию и наладить нормальные взаимоотношения, но никто из них пока что не идёт на это открыто.

Завершение конфликта. Смысл данного этапа заключается в том, что субъекты конфликта переходят от конфликтного противодействия к поиску более адекватного разрешения ситуации с целью прекратить конфликт на любых условиях. Основными формами завершения конфликтных взаимоотношений можно назвать их устранение, угасание, урегулирование, разрешение или перерастание в новый конфликт.

ПРИМЕР: Конфликтующие стороны приходят к взаимопониманию: отношения супругов налаживаются и становятся менее агрессивными, т.к. оба смогли пойти навстречу друг другу, понять противоположные позиции; коллеги нашли общий язык, разобрались в том, что кого не устраивает, и разрешили свой спор. Но так может происходить не всегда - если завершением конфликта станет его перерастание в новый конфликт, тогда последствия могут быть весьма неутешительными.

Послеконфликтный (латентный) период

Послеконфликтный период так же, как и предконфликтный, является скрытым, и состоит из двух этапов:

Частичная нормализация отношений субъектов. Она происходит в тех случаях, когда отрицательные эмоции, присутствовавшие в конфликте, до конца не исчезли. Для представленного этапа характерны переживания людей и осмысление ими своей позиции. Нередко происходит коррекция самооценки, отношения к оппоненту, уровня своих притязаний. Также может обостриться чувство вины за предпринятые во время конфликта действия, но негативные установки субъектов по отношению друг к другу не представляют для них возможности сразу же начать процесс нормализации отношений.

ПРИМЕР: Супруги, между которыми был конфликт, осознают свою вину, понимают, что они были неправы, но в каждом из них ещё присутствует обида, негодование и другие отрицательные эмоции, которые не позволяют им попросить друг у друга прощения, забыть о скандале, вернуться к прежнему ритму жизни.

Полная нормализация отношений. Окончательно отношения могут нормализоваться только тогда, когда все стороны конфликта приходят к осознанию того, что наиболее важно найти способ конструктивного дальнейшего взаимодействия. Этот этап отличается тем, что во время общения люди преодолевают свои негативные установки, достигают обоюдного доверия и принимают активное участие в какой-либо совместной деятельности.

ПРИМЕР: Коллеги по работе пошли на уступки друг другу, преодолели свою гордость, в некоторой степени пересмотрели своё отношение к ситуации, к своему поведению, к поведению оппонента. Вполне вероятно, что они вместе будут выполнять какое-либо задание, данное руководителем, или даже сами придут к тому, что совместная деятельность может сплотить их и улучшить взаимоотношения.

Помимо представленных выше периодов динамики конфликта, можно также выделить ещё один период, для которого характерна дифференциация сторон . Это означает, что конфликт развивается по нарастающей, вследствие чего противодействие участников усиливается. Противоборство сторон друг другу продолжается до того момента, когда всякое дальнейшее усиление перестанет иметь смысл. Это и будет тем моментом, когда начнётся интеграция конфликта - стремление участников прийти к устраивающему каждого из них соглашению.

ПРИМЕР: Возможно, вам доводилось видеть художественный фильм «Водопад ангела» с Лиамом Ниссоном и Пирсом Броснаном в главных ролях. Два героя на протяжении всей картины противостоят друг другу, они - непримиримые враги, их целью является убить друг друга. Но ситуация в конце фильма складывается таким образом, что эта цель теряет всякую актуальность для каждого из героев, и, даже имея возможность её достичь, они находят другой выход из ситуации. В результате герои не только не убивают друг друга, но и становятся единомышленниками с одной общей миссией.

Подытожим урок : знание причин возникновения и этапов развития конфликтов является необходимым условием для овладения навыком их предупреждения и нейтрализации, ведь, как говорится, лучшим способом избежать пожара будет погасить его едва теплящийся очаг, чем тушить уже бушующее пламя. Умение достойно выходить из любых конфликтов сводится, главным образом, к тому, чтобы быть способным находить компромиссы и идти на уступки.

В следующих уроках нашего тренинга мы поговорим о способах и методах управления, урегулирования и разрешения конфликтов, их профилактики и предотвращения, а также более подробно коснёмся темы внутриличностного конфликта.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСОВ И ИХ РОЛЬ

В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Учебные вопросы:

1. Сущность и концепция антикризисного менеджмента.

2. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины их возникновения.

Сущность и концепция антикризисного менеджмента.

Кризисное состояние отдельных предприятий в условиях рынка естественно: не все оказываются способными выдержать конкуренцию. Основная причина рыночной несостоятельности – грубейшие просчёты руководителей, низкий уровень менеджмента, а также стремление многих из них обогатиться за счёт трудового коллектива. Новым управляющим нужно в полной мере осознать, что «делают деньги» не они, а их трудовой коллектив. Главное – изменение сущности и стиля управления.

Антикризисный менеджмент – такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.

Весьма важно точно определить и саму концепцию антикризисного управления . Главное в антикризисном управлении – обеспечение условий, когда финансовые затруднение не могут иметь постоянный, стабильный характер. Речи о банкротстве при таком подходе быть не должно, т.к. должен быть налажен управленческий механизм устранения возникающих проблем до того пока они не приняли необратимый характер.

Главной целью антикризисного управления является обеспечение прочного положения на рынке и стабильных устойчивых финансов компании при любых экономических, политических и социальных метаморфозах в стране. Оно должно быть способным решать самые разноплановые и разносторонние задачи.



Суть антикризисного управления – ускоренная и действенная реакция на существенные изменения внешней среды на основе заранее тщательно разработанной совокупности альтернативных вариантов управленческих решений, предусматривающих различные действия в зависимости от ситуации.

В основе антикризисного управления лежит процесс постоянных и последовательных нововведений во всех звеньях и областях деятельности предприятия. Антикризисное управление нацеливается на то, что даже в самой сложной хозяйственной ситуации, в которой оказалось предприятие, можно было ввести в действие такие управленческие и финансовые механизмы, которые позволили бы выбраться из трудностей с наименьшими для предприятия потерями.

В каждом конкретном случае успех зависит от личных качеств и достоинств менеджера , являющегося сегодня «мотором» рыночной экономики. Для российского менеджера приоритетным становится понимание потребностей и запросов людей, умение правильно оценивать потенциал и индивидуальные особенности работников, содействовать развитию их инициатив и оптимально использовать их в практической работе.

Важным также является и маркетинг . Суть антикризисного маркетинга - деятельность, превращающая потребности покупателя в доходы предприятия. Только тогда, когда предприятие оказывается способным дать потребителю, рынку то, что ему необходимо по приемлемой цене, в нужном количестве, нужного качества, в нужное время и в нужном месте, появляются предпосылки для финансовой стабильности компании.

Чтобы добиться фундаментального успеха в бизнесе, нужно в полной мере использовать возможности планирования : необходимы тщательно проработанные стратегические программы, в которых все основные аспекты бизнеса рассматривались бы в расчёте на перспективу, в комплексе, во взаимосвязи.

Особую роль в антикризисном управлении играет финансовый менеджмент , представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные денежные решения.

Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины их возникновения.

Невозможно дать устраивающее всех определение кризиса, потому что кризис - это особое состояние объекта управления (или процесс), рассматриваемое в динамике. Объектов управления великое множество. Разнообразие их огромно, как огромно и разнообразие состояний, через которые они проходят и которые по-разному оцениваются разными общественными группами (акционерами, менеджерами, персоналом, потребителями, поставщиками, органами власти, конкурентами). Более того, каждый последующий кризис отличается от предыдущего.

История рыночной экономики показывает, что она развивается неравномерно, т.е. колебания объемов производства и сбыта, возникновение кризисов - общая закономерность ее развития.

В первой части рассматриваются теоретические основы антикризисного управления и методы диагностики кризисных ситуаций. Анализируются сущность, причины, последствия и типология экономических кризисов, раскрываются необходимость государственного антикризисного регулирования рынков и применяемые для этого способов.

Понятие «КРИЗИС». Дж.М. Кейнс писал о том, что в экономическом цикле есть характерная черта, а именно кризис, который он определил как внезапную и резкую, как правило, смену повышательной тенденции понижательной, тогда как при обратном процессе такого резкого поворота зачастую не бывает. При этом происходит обострение противоречий в социально-экономических системах, угрожающее их жизнеспособности.

Греческое слово krisis означает «решение». Впоследствии понятие «кризис» было расширено, оно при меняется ко всякому резкому переходу, ко всем переменам, воспринимаемым как нарушение непрерывности, существующей тенденции.

К Ф. Херман называет кризисом неожиданную и непредвиденную ситуацию, угрожающую приоритетным целям развития, при ограниченном времени для принятия решений. Это резкий перелом в деятельности, последствия (параметры) которого можно измерить: сокращение объема продаж, падение курса акций, социальные конфликты и т.д.

Кризис - это изменение негативное, глубокое и часто неожиданное, но одновременно несущее в себе новые возможности для развития. Кризисы являются основой обучения экономических систем. Кризис открывает то, что в нормальной ситуации невидимо, приводит в движение силы, способствующие развитию системы.

А.А. Богданов говорил, что для разрешения кризиса экономические системы трансформируются, перестают быть тем, чем они были, соединяясь в новую систему или разъединяясь на отдельные комплексы.

В периоды экономического процветания новое растет, но и старое не разрушается, однако рано или поздно накопление внутренней неустойчивости доходит до кризиса, который обычно разражается под воздействием внешнего удара.

Основная функция кризиса - разрушение тех элементов, которые наименее устойчивы и жизнеспособны, которые в наибольшей мере нарушают организованность целого. Происходит упрощение системы и возрастание ее стройности.

В экономике кризис разрушает множество наиболее слабых и наименее целесообразно организованных предприятий, отбрасывая устаревшие способы производства, формы организации предприятий в пользу способов и форм, более современных. Общее крушение увлекает и немало передовых предприятий.

Обобщая существующие представления о кризисах, можно сделать следующие выводы.

1. Кризисы неизбежны; это регулярные, закономерно повторяющиеся этапы циклического развития любой системы. Кризисы могут возникнуть и как случайный результат стихийного бедствия или крупной ошибки.

2. Кризисы начинаются тогда, когда потенциал прогресса главных элементов системы в основном исчерпан и уже родились и начинают борьбу элементы новой системы, представляющей будущий цикл.

3. Экономический цикл имеет фазы. Например, Ю. Яковец рассматривает следующую пятифазную схему цикла:

·стабильное развитие, завершающееся кризисом; следовательно, существует латентный, скрытый период, когда предпосылки кризиса назревают, но еще не прорываются наружу;

·падение производства и ухудшение экономических показателей - период обвала, стремительного обострения всех противоречий, резкого ухудшения многих экономических индикаторов; происходит разрушение или трансформация устаревших элементов системы, набирают силу и вступают в борьбу элементы следующей системы, представляющей будущее;

·депрессия - недолгое равновесие старой и новой систем, когда экономическая конъюнктура уже не ухудшается, но и не улучшается;

·оживление - начало ускоренного распространения элементов новой системы, расширение производства, уменьшение безработицы, улучшение показателей экономической динамики;

·стремительный подъем, новый цикл становится преобладающим, нормальным (перестает быть новым); период относительной стабилизации, нового устойчивого уровня равновесия, он завершается очередным кризисом.

4. При всей их болезненности кризисы прогрессивны, поскольку кризис выполняет три важнейшие системные функции:

·резкое ослабление и устранение устаревших (нежизнеспособных) элементов господствующей, но уже исчерпавшей свой потенциал системы;

·расчистку дороги (пространства) для утверждения элементов (первоначально слабых) новой системы, будущего цикла;

·испытание на прочность тех элементов системы, которые аккумулируются и переходят в будущее.

Жизнеспособные участники рынка вынуждены активнее искать новые пути развития и доказывать свое право на долю рынка. Кризис - это еще и возможность покупать активы по низким ценам. Он проверяет уровень управления рисками, выявляет слабые места и устраняет необоснованные амбиции.

5. Кризисы конечны. Они могут предшествовать либо новому этапу в развитии системы, либо ее гибели и распаду.

6. Поскольку кризисы неповторимы, причины и факторы, их вызывающие, разнообразны, каждый раз выход из кризиса требует специфических мер.

Движущей силой экономического цикла являются инвестиции и инновации. Переход от одной фазы цикла к другой выражается в динамике инвестиций. Для выхода из кризиса следует создавать условия для роста инвестиций.

Переход от одной фазы цикла к другой обычно начинается с изменения спроса, которое и вызывает колебание инвестиций, а выход из кризиса, оживление - с расширения спроса на потребительские товары и услуги, что создает условия для роста спроса на средства производства. Растут инвестиции и занятость, значит, снова происходит рост потребительского спроса.

Обязательная составляющая выхода из кризиса - инновации, которые обеспечивают конкурентоспособность продукции на основе повышения ее технического уровня и снижения издержек.

Государство - инициатор антикризисных программ, осуществляющихся при бюджетной поддержке и дающих импульс для оживления экономики.

Очевидно, что сущность кризиса и инструмента антикризисного управления можно определить для разных уровней управления экономикой: уровня национальной экономики, отраслевой и региональной экономики, уровня предприятия.

Можно ли предвидеть и прогнозировать кризисные ситуации? В одних случаях, когда кризисы наступают вследствие перемен, которые мы можем и успеваем понять и оценить, это возможно, в других - нет.

В общем виде последовательность действий при прогнозировании кризисов такова:

1) определение целей и временных пределов прогнозирования кризисов;

2)понимание причин, сущности и характера данного кризиса;

3)определение устаревших и, наоборот, перспективных элементов системы и Идентификация ядра будущей системы;

4)установление поля (пространства) действия кризиса;

5)изучение внешних факторов развертывания будущего кризиса, взаимодействия циклов, их синхронизации и резонансного влияния;

6) рассмотрение путей выхода из кризиса, анализ нескольких вариантов выхода из кризиса для разных условий, один из них принимается как основной;

7) распознание ошибок в прогнозе, чтобы вовремя внести коррективы, отреагировать на ранее не известные факторы;

8) анализ уроков кризиса.

  • 5. Виды и способы защиты населения от чс социального характера.
  • 6. Государственная политика повышения качества жизни российских граждан.
  • 7. Деятельность мирового сообщества по предотвращению и урегулированию вооружённых конфликтов.
  • 8. Дифференциация понятий поведение и поведенческая реакция в оценке ответственности (нормативно-правовой аспект).
  • 9. Законодательство рф о религиозных объединениях, свободе совести и защита прав человека от религиозного экстремизма.
  • 10. Индивидуальная и популяционная норма как показатель социальной адаптации личности.
  • 12. Комплексная характеристика религиозного экстремизма; понятие особенности и методы деятельности
  • 14. Мотивационная и психическая регуляция поведения человека в чс сх.
  • Психологическая готовность
  • Что делать, как поступить, чтобы избежать такого подавленного состояния людей?
  • 15. Нравственное воспитание человека как условие снижения риска возникновения социально опасных явлений.
  • 16. Объективная и субъективная природа чс социального характера.
  • 17. Опасная и чрезвычайная ситуация социального характера. Закономерности проявления.
  • 18. Понятие «защита населения». Объект защиты населения. Виды защиты населения.
  • 19. Понятия проступок и преступление. Виды и категории преступлений.
  • Категории тяжести преступлений
  • 20. Понятие риска. Виды рисков. Управление рисками.
  • 22. Понятие и проблема зависимости (игровая, табачная, алкогольная, наркотическая, психотропная) как социальной опасности.
  • 23. Прогнозирование чс социального характера. Характеристика последствий.
  • 24. Профилактика панических состояний, суицидального поведения.
  • 25. Психологические приёмы управления функциональным состоянием.
  • 26. Психофизиологическая адаптация человека к экстремальным условиям.
  • 27. Психофизиологическая оценка чс социального характера.
  • 28. Психофизиологическая оценка поведения человека до, во время и после чс социального характера.
  • 29. Разнообразие национальных культур, формирование толерантности и самоуважения.
  • 30. Разработка типовых гипотетических сценариев возникновения и развития чс сх.
  • 31. Снижение риска возникновения, количества потерь и объемов ущерба. Ликвидация последствий.
  • 32. Современная семья: проблемы и их решение.
  • 33. Характеристика социально опасных заболеваний. Основные тенденции и закономерности их возникновения и распространения.
  • 34. Социально опасные явления в зависимости от возрастно-половых особенностей личности, профессиональной принадлежности.
  • 35. Социально-экономическое развитие рф.
  • 36. Способы противодействия террористической деятельности. Ответственность за организацию, попытку совершения и совершение актов терроризма.
  • 37. Средства и способы защиты и самозащиты в чс социального характера.
  • 38. Статус безработного. Основные направления социально-психологической помощи безработным.
  • 39. Стресс, фрустрация, конфликт, кризис как социальная опасность.
  • 40. Транспортные аварии как вид происшествия социального характера.
  • 41. Формирование личности безопасного типа.
  • 42. Функции государства по защите населения от чс социального характера.
  • 43. Характеристика и динамика чс социального характера в Челябинске, Челябинской области за последние пять лет.
  • 44. Характеристика и динамика чс социального характера в рф за последние пять лет.
  • 45.Характеристика крайних психических состояний: ступор, паника, психоз, страх, депрессия, суицидальное поведение.
  • 46. Характеристика оружия самообороны.
  • 47. Характеристика элементов системы «человек-социальная среда» и управление ими.
  • 48. Чс социального характера как объект исследования.
  • 49. Юридические и правовые аспекты защиты и самозащиты от социально опасных явлений.
  • 50. Уголовно-правовая оценка опасных ситуаций социального характера. Виды наказаний.
  • 4. Виды вооруженных конфликтов в обществе. Причины их возникновения и развития.

    Понятие конфликта широко исследуется в научной литературе. Фактически каждый автор вкладывает в понятие "конфликт" свой смысл. Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника. Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, ибо его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп.

    В отечественной литературе большинство определений конфликта носит также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Приведем для примера некоторые из определений конфликта.

    Л.Г. Здравомыслов. Итак, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

    Ю.Г. Запрудский. Конфликт - это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.

    А.В. Дмитриев. Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.

    В любом случае в основе любого определения лежит противоречие, антагонизм, осознание несовместимости позиций или действий, предельный случай обострения противоречий и т.п. На наш взгляд, под конфликтом следует понимать качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.

    Конфликт необходимо отличать от схожих понятий - "борьба", "спор", "напряженность в отношениях", "инцидент", "кризис". Подобное разнообразие в определениях и использовании понятий обусловлено рядом причин: сложностью самого феномена конфликта; как правило, неоднозначным пониманием того, чем вызвано его возникновение. В отличие от иных явлений, конечная причина всякого социального конфликта - это противоречие интересов между его субъектами: индивидами, социальными группами, общностями и обществами.

    Разновидностью конфликтов являются вооруженные конфликты. Мы будем использовать термин "вооруженный конфликт" в соответствии с международной практикой и определением Стокгольмского международного института исследований мира, SIPRI: "Использование вооружений и боевой техники между вооруженными силами двух или более правительств или одного правительства и минимум одной организованной вооруженной группой, в результате чего в течение одного календарного года по крайней мере 1000 человек теряют свои жизни, а причиной конфликта являются деятельность правительства и/или территориальные претензии".

    С точки зрения международно-правового статуса сторон в вооруженном конфликте последние классифицируются сегодня на международные вооруженные конфликты, вооруженные конфликты немеждународного характера (внутригосударственные), интернационализированные вооруженные конфликты.

    Сегодня в современном мире наблюдается множество вооруженных конфликтов, характер которых все чаще можно отнести к внутригосударственному. К сожалению, все они характеризуются большими негативными последствиями (например, незаконная торговля оружием, терроризм, поток беженцев и т.д.). Резко возросло число внутригосударственных противостояний, вызванных этноконфессиональными, этнотерриториальными и этнополитическими причинами. Значительно чаще стали происходить конфликты между многочисленными вооруженными группировками внутри государств и распадающимися структурами власти. Таким образом, в конце XX - начале XXI в. самой распространенной формой военного противоборства стали внутренний (внутригосударственный) вооруженный конфликт и гражданская война. С особой остротой эти проблемы проявились в бывших социалистических государствах с федеративным устройством, а также в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки.

    Опасность конфликтов побуждает исследователей и практиков активно искать и использовать мирные средства для их урегулирования. Технология мирного урегулирования конфликтов приобретает особое значение в современных условиях, становясь главным фактором сохранения и дальнейшего развития человеческой цивилизации. Развитию исследований по урегулированию конфликтов способствовала не только актуальность тех задач, которые пришлось решать ученым в связи с опасностью конфликтов, но и формирование нового подхода к объекту анализа, определившего специфику этого научного направления. Исследования по предупреждению, разрешению конфликтов стали ориентироваться прежде всего на проведение сравнительного анализа конфликтов и способов их урегулирования в различных областях, например международных и этнических, а также конфликтов в разных культурах или исторических эпохах.