Языковое явление Функции языкового явления
лексические средства
устаревшие слова 1) используются при описании далеких времен, воссоздают колорит ушедших эпох; 2) употребляются как средство речевой характеристики персонажей; 3) при переосмыслении могут выступать как средство юмора или сатиры, иронически окрашивают речь
книжные слова 1) придают речи возвышенное, торжественное звучание; 2) традиционно используются в произведениях гражданско-патриотической тематики; 3)* используются для воссоздания древнего восточного или библейского колорита
синонимы 1) помогают передать тончайшие нюансы описываемых предметов, событий; 2) позволяют выбрать то слово, которое наиболее уместно, стилистически оправданно в данном контексте; 3) создают неограниченные возможности для творчества; 4) делают речь более яркой, выразительной; 5) могут уточнять то или иное понятие, усиливать воздействие; 6) помогают избежать повторов;
антонимы 1) помогают раскрыть контрастность, противоречивость предметов, явлений, качеств; 2) являются средством создания антитезы и оксюморона; 3) сопоставление антонимов придает особую значительность каждому из названных предметов; 4) антонимы могут показать широту пространственных и временных границ, полноту отражения фактов, передать смену действий, событий; 5) нанизывание антонимов с отрицанием (и не друг и не враг, а так) подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие ярких качеств
новая лексика 1) придают тексту выразительность, яркую образность, заставляют переосмыслить известные слова и словосочетания; 2) являются приметой текстов научного или публицистического стиля
диалектизмы 1) используются для создания речевой характеристики персонажей, отражают быт и нравы людей, живущих в данной местности; 2) используются для передачи особенностей речи жителей определенной местности
фразеологизмы 1) придают речи живость и образность; 2) используются для достижения комического эффекта
разговорные слова и конструкции 1) употребляются как средство речевой характеристики персонажей; 2) придают речи эффект непринужденности, легкости, спонтанности
средства выразительности
повторы 1) помогают выделить, с точки зрения автора, наиболее значимое в тексте; 2) усиливают художественный эффект, привлекают внимание, заставляют вдуматься
риторические вопросы 1) выражение авторской позиции; 2) вовлечение читателя в сорассуждение; 3) привлечение внимание читателя
риторические восклицания 1) являются средством выражения сильных чувств радости, веселья, восторга, опасения, ужаса, удивления и т.д.; 2) привлечение внимание читателя
антитеза 1) используется для подчеркивания контрастных образов или оценок; 2) используется для придания выразительности, образности тексту;
инверсия подчеркивает смысловую значимость элемента текста, придает фразе особую стилистическую окрашенность: торжественное, высокое звучание или, наоборот, разговорную, сниженную характеристику
эпитеты 1) выражают отношение автора к изображаемому явлению; 2) служат средством создания художественного эффекта; 3) украшают текст, придают образность рассуждениям; 4) подчеркивают в предмете не только присущие ему, но и возможные, мыслимые, перенесенные черты и признаки
метафора 1) средство создания выразительности и образности текста; 2) передает неповторимость и индивидуальность предметов и явлений; 3) средство выражения авторских оценок и эмоций
структура предложения, синтаксические конструкции
простые нераспространенные предложения 1) акцентирование внимания на определенной проблеме; 2) выражение точной, однозначной позиции; 3) придают динамичность повествованию
диалог 1) способ изображения характеров и развития сюжета; 2) придает достоверность повествованию, указывает на нейтральность автора; 3) используется как средство развития философской мысли или взглядов персонажей;
прямая речь 1) помогает автору сохранить индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится: диалектные черты, повторы, паузы, вводные слова и т. п.
цитаты 1) придают тексту достоверность; 2) используются в качестве аргумента, подтверждения авторской мысли
однородные члены предложения 1) придают полноту и убедительность доказательствам, динамичность рассуждению; 2) указывают на однородность перечисляемых предметов, признаков, действий и т.д.
вводные слова и предложения 1) служат для выражения различного рода оценок содержания предложения: степень достоверности высказывания, эмоциональную оценку, источник сообщения, способ оформления мыслей; 2) является синтаксическим средством связи предложений в тексте
сложные предложения 1) выражение причинно-следственных отношений в тексте
вставные конструкции используются для выражения добавочных замечаний, пояснений, уточнений
правила пунктуации
знаки препинания при обособлении 1) один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания: - второстепенных членов предложения, близких по значению к предложению; - уточняющих членов предложения; - конструкций, не являющихся членами предложения
тире между подлежащим и сказуемым 1) используется в предложениях, имеющих характер логического определения; 2) в предложениях научного или публицистического стиля, содержащих оценку, характеристику предмета или явления; 3) для внесения ясности в смысл предложения; 4) логически и интонационно подчеркнуть сказуемое
функциональные стили
научный стиль 1) призван по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития; 2) характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.
художественный стиль 1) воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи; 2) отличительной особенностью художественного стиля речи можно назвать употребление особых фигур речи, так называемых художественных тропов, придающих повествованию красочность, силу изображения действительности
публицистический стиль 1) Задача речи: 1) воздействовать на массовое сознание; 2) призывать к действию; 3) сообщать информацию; 2) характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью; 3) широко используется, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений - рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др.
типы речи
описание используется для изображения какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.
повествование используется для изображения какого-либо события в его временной последовательности (в сменяющих друг друга действиях).
рассуждение используется для изложения, разъяснения, подтверждения какой-либо мысли.

Большинство вариантов задания С2.1 прошлых лет касаются в основном явлений пунктуации. Поэтому не лишней для тебя окажется информация, представленная в следующей таблице. Ознакомься с ней.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Готовимся к ГИА по русскому языку

пособие для учащихся.. Министерство образования и науки Республики Татарстан.. ГАОУ ДПО Институт развития образования Республики Татарстан..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Волкова О.В., Алексеева Я.В
Готовимся к ГИА по русскому языку (пособие для учащихся)/ О.В.Волкова, Я.В.Алексеева – Казань: Изд-во МОиН РТ, 2012. – с. Данное пособие предназначено для п

А3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора
1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. 2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынул

Самостоятельная работа №1.
1.Впиши ответы на вопросы. В качестве ответа может выступать одно слово, цифра, слова «да» или «нет». 1) Верно ли, что слова печаль и к

Контрольная работа №1.
1. Укажи, в каком значенииупотребляется слово «вспыхнул» в предложении: Когда вдали показалась ажурная башня маяка и рассвет едва вспы

Самостоятельная работа №2.
1.Впиши ответы на вопросы. В качестве ответа может выступать одно слово, цифра, слова «да» или «нет». 1) Какое средство используется в выражении

Контрольная работа №2.
1.Укажи, какое средство речевой выразительности используется в предложениях: – На что еще жалуешься, молодой человек? – Хи-хи! – кашлянул Илико. – Еще о

Звуковые законы русского языка
В области гласных В области согласных 1) После твердых согласных на месте буквы О без ударения произносится [а]: волы [вал

Самостоятельная работа №3.
1.Впиши ответы на вопросы. В качестве ответа может выступать одно слово, цифра, слова «да» или «нет». 1). Раздел языкознания, изучающий звуки, на

МЁД [м’от], мёд – 1 слог.
М – [м’] – согл., зв. сонор., мягк. непар. Ё – [о] – глас., удар. Д – [т] – согл., парн. глух., тверд. 3 буквы, 3 звука. 1) Просьба

Контрольная работа №3.
1. Укажите ошибочное суждение. 1) В слове ПРОСЬБА есть звук [з’]. 2) В слове АДЪЮТАНТ буква Ю дает два звука. 3) В слове ПИТЬЕВАЯ последний звук [я].

Самостоятельная работа №4.
1. Если ты согласен с утверждением, поставьте знак +, не согласен –, если не знаешь ответа на вопрос, поставь? Утверждение Ответ

Контрольная работа №4.
1. Укажи слово с чередующейся гласной. 1) подивилась 2) вклинилась 3) касаются 4) написал Ответ: ______________________

Самостоятельная работа №5.
1.Впиши ответы на вопросы. В качестве ответа может выступать одно слово, цифра, слова «да» или «нет». 1) Приставка из- пишется в

Контрольная работа №5.
1. В каком слове правописание приставки определяется ее значением - «неполнота действия»? 1) прилететь 2) приглушить 3) привинтить 4) придумать

Самостоятельная работа №6.
1.Впиши ответы на вопросы. В качестве ответа может выступать одно слово, цифра, слова «да» или «нет». 1) Разное ли написание слов: кипячё..ая

Контрольная работа №6.
1. Из предложений выпишите слово, правописание суффиксав котором определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

Самостоятельная работа №7.
1.Впиши ответы на вопросы. В качестве ответа может выступать одно слово, цифра, слова «да» или «нет». 1) Что не является словосочетанием: олим

Контрольная работа №7.
1. Замените словосочетание «народная мелодия», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.Напишите полу

Способы выражения подлежащего
подлежащее (КТО? ЧТО?) существительное, местоимение Футбол – это детство века. Мы п

Способы выражения сказуемого
Простое глагольное сказуемое один глагол Шелестят вдалеке березы.

По наличию главных членов предложения
подлежащее + сказуемое ДВУСОСТАВНОЕ ЛИБО подлежащее, ЛИБО сказуемое ОДНОСОСТАВНОЕ

Самостоятельная работа №8.
1.Впиши ответы на вопросы. В качестве ответа может выступать одно слово, цифра, слова «да» или «нет». 1) Выпишите подлежащее из предложения «С

Контрольная работа №8.
1. Выпиши грамматическую основу из предложения: Нужно везти его в больницу на исследование и, вероятно, на операцию! Ответ: ______________________

Конструкции, осложняющие простое предложение
Наименование конструкции Разновидности конструкции Пример I. Однородные члены предложения 1) однородные г

Знаки препинания при конструкциях, осложняющих предложение
Правило Пример 1. Однородные члены предложения 1) без союзов: Ο,Ο,Ο 2) с одиночными союзами

Самостоятельная работа №9.
1.Впиши ответы на вопросы. В примерах знаки препинания не расставлены. В качестве ответа может выступать одно слово, цифра, слова «да» или «нет».

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове
– Хорошо,(1)– скажете вы,(2) – в темноте,(3) конечно,(4) можно слушать пение или музыку,(5) но непонятно,(6) как актёры ухитрялись разыгрывать спектакли в ночном лесу. Ответ: ______

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове
Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний,(1) а они не покидают,(2) да и никогда,(3) наверное,(4) не покинут тех,(5) кто прошёл войну,(6) когда снова и снова передо мной встают те,(

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающие запятые при вводной конструкции
- Все правильно,(1) молодец,(2) ты хороший мальчик! Ну, беги домой! Однажды в день занятий к нам во двор пожаловал сосед Илико. - Ольга,

Знаки препинания в сложном предложении
1. Сложносочиненное предложение. , союз [На улице тепло], и [ ночь светла]. Но: общее вводное слово второстеп. член и (или) прида

Самостоятельная работа №10.
1.Впиши ответы на вопросы. В качестве ответа может выступать одно слово, цифра, слова «да» или «нет». 1) Верно ли, что сложным называют предложен

Бессоюзной связью
6) До середины своей высоты стог постепенно расширяется во все четыре стороны,1 потом метальщики начинают стог вершить,2 то есть постепенно сужать,3

Контрольная работа №10.
1.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочи

Омонимия союзов и союзных слов в придаточных предложениях
так такой таким образом, (что…) настолько образа действия и степени ЧТО

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
вид подчинения однородное подчинение придаточных неоднородное (параллельное) подчинение придаточных последовательное подчинение прид

Сложных предложений с разными видами связи
1. Выдели грамматические основы. Пронумеруй их, если необходимо. 2. Найди конструкции, осложняющие предложение. Определи, к каким грамматическим основам они относятся. 3. Обозначь

Самостоятельная работа №11.
1.Впиши ответы на вопросы. В качестве ответа может выступать одно слово, цифра, слова «да» или «нет». 1. Какое придаточное вводится союзом так

В каком предложении нет придаточного времени?
1) Коршуновы приехали уже после того, как жениха с невестой увезли в церковь. 2) Герасим продолжал свои дворничьи занятия, как вдруг произошло одно неожиданное обстоятельство. 3)

Контрольная работа №11.
1.Среди предложений найдите сложное бессоюзноепредложение. Напишите номер этого предложения. (1)Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, д

Критерии оценивания сжатого изложения
3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов ИК1. Содержание изложения.Необходимо передать главную информацию текста без

Текст №1.
(1) Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет. (2) Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и вре

Текст №2.
(1) Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека: радио, телефон, автомашины, корабли, самолеты, ракеты… (2) Но самое удивительное и мудрое, что соз

Текст №3.
(1) Случилось несчастье на железной дороге: погибли люди. (2) Первым в списке погибших значился мистер Маллард. (3) Нужно было передать эту печальную весть миссис Жозефине Маллард,

Эмоции и чувства
Имя существительное Глагол Положительные эмоции От

Текст №4.
(1) Для одних людей лес – это всего лишь деревья и дрова. (2) Если нет в лесу грибов или ягод, им скучно. (3) Для других лес – это мир, полный тайн и красоты, когда человека покидают все невзгоды и

Текст №5.
(1) Я снова в городе, в двухэтажном доме… (2) Он стоит боком на улицу, в каждом этаже по восемь окон, а там, где должно бы находиться лицо дома, - по четыре окна… (3) Перед домом распластался грязн

Текст №6.
(1) Вышел как-то в солнечный зимний день Гришка почистить дорожку. (2) Не успел ее расстелить, а сорока тут как тут. (3) Слетела вниз и принялась клевать зеленую шерсть на дорожке. (4) Гришка начал

Текст №7.
(1) Если около пчелиного улья поставить смородиновый, скажем, сироп, то он повлияет на качество меда, на его витаминность, потому что пчелы будут сироп пить и незаметно подмешивать в натуральный, ц

Текст №9.
(1) Память и знание прошлого наполняют наш мир, делают его интересным и значительным. (2) Если мы не видим за окружающим миром его прошлого, он для нас пуст. (3) Нам скучно и тоскливо, и мы в конеч

Текст-повествование + рассуждение
(1) Какой‑то американский миллиардер, видимо Рокфеллер, одряхлел, и ему стало вредно волноваться. (2) Читал же он всегда одну и ту же газету. (3) Чтобы не волновать миллиардер

Текст – рассуждение
(1) Все совершают ошибки. (2) Кто-то мелкие, но очень часто. (3) А кто-то крайне редко, зато с масштабом. (4) Ошибки неотделимы от жизни людей. (5) Кто-то умный говорил, что человек на них

Текст №13.
(1) В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. (2) Его значение в нашей жизни велико. (3) Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь

Овладеваем приемами сжатия текста
ИЗУЧАЕМ ТАКТИКУ. · исключение подробностей, деталей (удаление): 1) вводных слов; К сожалению, никто из посторонних

Текст №15.
(1) Я часто думаю: почему меня женщины любят? (2) Ну, правда, красивый я. (3) Этого у меня не отнимешь. (4) Глаза огромные, профиль греческий. (5) Иной раз на улице гляну на какую-нибудь женщину и

Волшебные каштаны
(1) В обычной жизни происходят чудеса. (2) Почему они приходят в наш мир? (3) Кто в ответе за волшебство неповторимых мгновений? (4) Я расскажу Вам одну историю. (5) Она вполне могла случи

Текст №17.
(1)Древнеримский зодчий Витрувий почти две тысячи лет тому назад «вывел» формулу, с помощью которой описал требования, предъявляемые к произведению архитектуры: прочность, польза, красота. (2)С тех

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
2 балла 1 балл 0 баллов С1К1. Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос. дано рассужден


1. Прочитай задание. Определи, ккакомуразделу лингвистики относится языковое явление, названное в задании (лексика, орфография, пунктуация и

Функции знаков препинания
разделяют одни отрезки речи от других (выступают как одиночные знаки препинания) выделяют различные отрезки

Текст №18.
(1)Хмурый лейтенант – так прозвали в нашем полку лётчика Ярового, и прозвище это лучше всего соответствовало его характеру. (2)Редко кто видел улыбку на его резко очерченных губах. (3)Он был очень

Моделирование сочинения.
3.Используя материал предыдущего задания, проиллюстрируем тезис, данный в начале сочинения. Заполни пропуски. Правила постановки этого знака препинания мы начинаем изучать

Текст №19.
(1)Недалеко от Курска, в поэтических верховьях местной речки, где некогда вдохновенно творил Афанасий Фет, живёт мой приятель Евсейка. (2)Ему только минул десятый год, и хо

Моделирование сочинения.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Моделирование сочинения.
7.Используя материал предыдущего задания, проиллюстрируем первую часть высказывания Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди…». Заполни пропуски. Сл

Текст №20.
(1)Идя к дальнему лесу, Сашка ещё не решил, что делать и как быть. (2) Разные мысли метались в голове с того момента, как услышал он слова командира батальона, которые тот выдавил через силу:

Моделирование сочинения.
5.Продолжи сочинение и проиллюстрируй 2 функции многоточия. Первая, всем известная функция - ._________________________________ __________________________________

Текст №21.
(1)Осколок снаряда порвал струны на скрипке. (2)Осталась только одна, последняя. (3)Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года н

Моделирование сочинения.
2.Напиши вступление к сочинению. Используй прием риторического вопроса. В этом тебе поможет высказывание Кирилла. Придумай цепочку из 3-4 вопросов, а также предложение, которое слу

Моделирование сочинения.
6.Напиши основную часть сочинения. Проиллюстрируй 2 разные функции тире. Без тире нельзя обойтись, если необходимо выделить _______________________. Например, ___

Текст №22.
(1)Это чувство я испытываю постоянно уже многие годы, но с особой силой – 9 мая и 15 сентября. (2) Впрочем, не только в эти дни оно подчас овладевает мною… (3)Как-то вечером вскоре после в

Моделирование сочинения.
3.Напиши сочинение-рассуждение о правилах орфографии, руководствуясь подсказками. «Пиши, как тебе хочется, и так все поймут», - этим принципом руководствуется часть молоде

Текст №23.
(1) Шла весна, под щедрыми лучами солнца цвела пробужденная природа, а в лесу пели птицы. (2) Вдали, на склонах торжественных гор, паслись стада, и воздух был наполнен весенним ароматом полевых цве

Напиши сочинение-рассуждение
Вступление (тезис).

Связанную с анализом исходного текста
2 балла 1 балл 0 баллов С2К1. Понимание смысла фрагмента. верное

Порядок работы над сочинением-рассуждением
1. Прочитай текст. Подумай, над какой проблемой размышляет автор. 2. Найди в тексте указанный в задании фрагме

Текст №24.
(1)Многочисленная публика собралась слушать оригинального музыканта. (2)Он был слеп, но молва передавала чудеса о его музыкальном таланте и о его личной судьбе. (3)Говорили, будто в детстве он был

Моделирование сочинения.
3.Составим вступление. Выбери афоризм, который тебе больше всего нравится и продолжи вступление своими мыслями (1-2 предложения). А.«Музыка побуждает нас

Моделирование сочинения.
5.Сформулируем тезис, который необходимо доказать. Заполни пропуск. Так, и в произведении В.Г. Короленко силу звуков, вырывающихся из-под рук музыканта, ощутил на себе

Моделирование сочинения.
10.Используя выписанные ранее ключевые слова, составим аргументы к тезису. Заполни пропуски. Во-первых, она дает ________________ пищу человеку, почву для _____________

Текст №25.
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что

Моделирование сочинения.
3.Предлагаем тебе начинать сочинение-рассуждение с использования приема «именительный темы». Перед тобой два варианта вступления. Заполни пропуски. А.

Текст №26.
(1)Во двор вошли трое ребят. (2)Они выглядели обыкновенно, только Санька сразу понял, что они детдомовские. – (3)Вам чего? – грубо спросил Санька с тем выражением, с каким в деревне все ра

Моделирование сочинения.
10.Ниже приведены тезис и аргументы будущего сочинения-рассуждения. Дополни его. ВСТУПЛЕНИЕ (используй цитату – фразу, приведенную в задании) __________

Текст №27.
(1)В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. (2)Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. (3)На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенн

Текст №28.
(1)В школе я никак не мог найти себе занятия. (2)Точнее, не в самой школе, а в школьном возрасте. (3)А занятие хотелось найти. (4)Спортом я никаким не увлёкся. (5)Какое-то

Напиши сочинение-рассуждение
Вступление (тезис).

Текст №29
(1)Второй раз охотничий пёс Бим и его хозяин Иван Иваныч пришли в лес поздним утром, но уже без ружья. (2)Ароматные набухшие почки берёзы, могучие запахи кореньев, тончайши

Напиши сочинение-рассуждение
Вступление (тезис).

Речевые ошибки
Классификация ошибок Примеры Собственно речевые 1. Лексические (непонимание значения слова, неоправданное уп

Связь предложений в тексте
Лексические средства: Лексические повторы- повторы одного и того же слова или однокоренного слова. Мы долго обсуждали прочитанную кн

Укажите ошибки в словосочетаниях и предложениях. К какому виду ошибок вы их отнесете? Обоснуйте ответ. Исправьте и запишите предложения
1. Грибоедов изобразил в комедии разложение дворянского класса на два лагеря. 2. Фермеры готовятся к весенним севам. 3. Ихние взгляды нам не нравятся. 4. Глядя на такую н

Обезьяний язык
Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный. Главная причина в том, что иностранных слов в нём до чёрта. Ну, взять французскую речь. Всё хорошо и понятно. Кескёсе, мер

Текст №31.
В каких бы городах мира я ни бывал, как бы ни восхищался их красотой, Москва остается для меня самым лучшим городом в мире. Идёшь по Москве, по ее площадям, по тихим переулкам и чувствуешь, сердцем

Самостоятельная работа №2.
1.1) метонимия, 2) метафора, 3) эпитет, 4) метафора, 5) быстрый ум, 6) олицетворение, 7) гипербола, 8) сравнение, 9) как, словно, будто, чем, 10) море по колено. 2

Самостоятельная работа №3.
1.1) фонетика, 2) 6, 3) [ф’], 4) 3, 5) [й’а], 6) й, ч, щ, 7) [б]-[б’], 8) да, 9) ъ,ь, 10) [б]-[п’], 11) [п’]- [б’], 12) нет, звонкий, 13) да, 14) [т], 15) нет. 2.

Самостоятельная работа № 12.
1. (расслоение) – лексическая: употребление слова не в том значении. 2. (к весеннему севу) – морфологическая: ошибка в употреблении числа существительных. 3. (их) – морфологическа

Текст №24.
2. Текст посвящен слепому музыканту. Тема – роль музыки в жизни человека. 4. Звуки: полные силы, властные, царившие над толпой. Старик: сделал свое дело,

Текст №25.
Воспоминания. Хорошие или плохие… Забавные и грустные… Без них невозможна жизнь. Слепая Анна Федотовна, героиня рассказа Б. Васильева, бережно хранила письма в деревянной шкатулке – частички этой п

АНТОНИМЫ:

· позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их,

· помогают высказать мысль с большей точностью,

· делают речь яркой и убедительной.

СИНОНИМЫ :

· помогают избежать однообразия изложения,

· разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,

· позволяют всесторонне охарактеризовать образ,

· помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание,

· позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,

· позволяют тонко и красочно описывать явления,

· способствуют точности и ясности высказывания,

· дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.

УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:

· служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,

· делают речь яркой и убедительной,

· служат для передачи торжественности момента,

· служат для воссоздания исторической обстановки,

· служат средством речевой характеристики персонажа,

· используются для создания комического эффекта, иронии;

· подчёркивают достоверность сказанного,

· служат названиями реалий прошлых лет.

ДИАЛЕКТИЗМЫ:

· помогают передать местный колорит, особенности речи героев.

РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:

· создаёт стилистическую окраску слова,

· одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);

· используется для словесной характеристики героя.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:

· помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,

· служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,

· служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,

· служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.

КНИЖНЫЕ СЛОВА:

· помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему,

· служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,

· служат речевой характеристикой персонажей.

ЭПИТЕТЫ:

· усиливают выразительность, образность языка произведения;

· придают художественную, поэтическую яркость речи;

· обогащают содержание высказывания;

· выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;


· создают живое представление о предмете;

· оценивают предмет или явление;

· вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:

· придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,

· характеризуют все стороны жизни человека.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:

· помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,

· средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,

· средство передачи монотонности и однообразия действий,

· повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,

· средство выражения многократности или длительности действия.

РИТОРИЧЕСКИЕ ВОСКЛИЦАНИЯ - заключают в себе особую экспрессию, усиливают напряжённость речи. Например: Пышный! Ему нет равной реки в мире! (о Днепре - Гоголь)

Значение: повышают эмоциональность высказывания, привлекают внимание читателя к определённым частям текста.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа. Например: Что ты тревожишь ты меня? Что ты знаешь, скучный шёпот?.. От меня чего ты хочешь? Ты зовёшь или пророчишь?

Значение: Яркость, разнообразие эмоционально-экспрессивных оттенков. Может быть использован в разговорной речи, в публицистической и научной прозе.

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ - подчёркнутое обращение к кому-нибудь или к чему-нибудь.

Например: Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душой.

Значение: призвано выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику, усиливать выразительность речи.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Например: В синем небе звёзды блещут, В синем море волны плещут.

Значение: может усиливать риторический вопрос и риторическое восклицание.

АНАФОРА - построение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф (единоначатие).

Например: Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих клёнов шатёр.

Только в мире и есть, что лучистый

Детски задумчивый взор.

Значение: усиливает выразительность речи, логическое выделение.

ЭПИФОРА - повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.

Например: Отчего прослыл я шарлатаном?

Отчего прослыл я скандалистом?

Прояснилась омуть а сердце мглистом.

Оттого прослыл я шарлатаном,

Оттого прослыл я скандалистом.

Значение: усиление интонаций, оттенков звучащей речи.

ИНВЕРСИЯ - изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, с целью усилить выразительность речи. Например: ...где глаз людей обрывается куцый. (Маяковский) Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. (Пушкин)

Значение: усиливает выразительность фразы, придаёт ей новый выразительный оттенок.

ЭЛЛИПСИС - пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Например: Мы сёла - в пепел, грады - в прах, В мечи - серпы и плуги. (Жуковский)

Значение: придаёт высказыванию динамичность, интонации живой речи, художественной выразительности.

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон), БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) - могут употребляться в близком контексте, придают большую выразительность речи и тексту.

Например: Был тиф, и лёд, и голод, и блокада. Всё кончилось: патроны, уголь, хлеб.

Значение: многосоюзие способствует интонационному и логическому подчёркиванию выделяемых предметов; бессоюзие придаёт стремительность, динамичность, насыщенность впечатлений.

МЕТАФОРА - вид иносказания, перенос значения с одного слова на другое по сходству признаков, скрытое сравнение, в котором отсутствует сравнительный оборот. Например: Сыплет черёмуха снегом. (снег подобен цветущим кистям черёмухи). Колесом за сини горы солнце красное скатилось (солнце подобно колесу).
Значение: повышает точность поэтической речи и её эмоциональную выразительность.

ГИПЕРБОЛА (преувеличение) - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты и т.п. Например: ...дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни.

Значение: на гиперболах строится образность сатирических произведений. Гиперболизация является источником юмора, средством насмешки.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - разновидность метафоры, перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. Например: Вечер синею свечкой звезду Над дорогой моей засветил.

Значение: повышает эмоциональную выразительность текста.

ЛИТОТА (простота) - образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета или явления. Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

Значение: одновременное употребление литоты и гиперболы резко и сильно подчёркивает создаваемый образ. Стилистический приём двойного отрицания. Служит средством для создания сатирического и юмористического эффекта.

ЭПИТЕТ – образное определение предмета или действие. Например: На берегупустынных волн Стоял он дум великих полн.

Значение: Создаёт зримый образ предмета, явления, формирует эмоциональное впечатление, передаёт психологическую атмосферу, настроение. Характеризует, поясняет какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; воплощается мироощущение писателя. Эпитет в описании природы как средство выражения чувства, настроения. Выражение внутреннего состояния человека.

Ирина Александровна Карасёва Урок русского языка в 11 классе Муниципальная гимназия г.Ярцева Смоленской обл.

Языковые явления в жанре анекдота.

Урок русского языка

учитель русского языка и литературы муниципальной гимназии г. Ярцева Смоленской обл.

Цели: 1. повторить лингвистические сведения о языковых уровнях, языковых явлениях; совершенствовать навык лингвистического анализа текста;

2. формировать умение видеть языковые явления в языковом материале, определять приёмы комического в тексте;

3. воспитывать интерес и внимание к слову.

Задачи:

    проанализировать языковые явления, лежащие в основе создания комического эффекта в жанре анекдота;

    познакомиться с разнообразием лингвистических способов создания комических приёмов;

    инсценировать анекдот, выразительно передав комическое.

Материалы к уроку:

Карточки с заданиями для групп; плакат-схема «Языковые уровни и явления»

Организация работы на уроке: класс работает по группам

План урока:

    Определение жанра анекдота, уточнение понятия «лингвистического» анекдота.

    Языковые явления в основе создания эффекта комического – работа по карточкам.

    Риторическая пауза: инсценирование анекдотов.

    Переосмысление фразеологизмов, афоризмов как приём комического – работа по карточкам.

    Определение явлений различных языковых уровней – индивидуальная работа.

    Выводы.

Описание урока.

    Настрой на тему. Целевая установка.

Профессор, что такое точка?

Точка – это прямая линия, если смотреть ей в торец.

На наших уроках объектом внимания является русский язык, его мы серьёзно и пристально рассматриваем с разных точек зрения. А сегодня наш угол зрения будет необычным, как в этом анекдоте. Как вы думаете, чему будет посвящён сегодняшний урок?

    Дайте определение жанру анекдота.

    Попробуйте сформулировать его особенности.

АНЕКДОТ (от греч. anekdotos - «неизданный»), короткий рассказ о вымышленном событии злободневного бытового или общественно-политического содержания, с шутливой или сатирической окраской и неожиданной остроумной концовкой. Во второй половине 18-го и в 19 в. слово «анекдот» имело другое значение: короткий, нередко нравоучительный рассказ о необычном действительном (или выдаваемом за действительное) событии, происшествии из жизни исторического лица, времени. Анекдот сейчас – очень маленький рассказ с забавным, смешным содержанием и неожиданным острым концом.Набор персонажей анекдотов меняется с течением времени. Например, с начала перестройки, в конце 80-х – 90-е годы 20 в. появляются новые герои анекдотов: «новые русские», блондинка, эстонцы, наркоманы. Также существуют анекдоты без персонажей. Это чаще всего анекдоты-загадки , имеющие вопросно-ответную форму . Анекдот часто имеет структуру, состоящую из 2 частей ,- завязка, рассказ о каком-нибудь событии или происшествии, диалог персонажей, а затем неожиданная развязка, создающая «соль» анекдота.

С точки зрения получения комического эффекта можно выделить два вида анекдотов :

    анекдоты, в которых обыгрывается нелепость какой-то ситуации, несоответствие наших представлений о мире поведению персонажей.

    анекдоты, в которых обыгрывается какое-то языковое явление (так называемые «лингвистические» анекдоты) – многозначность, омонимия и др.

Часто комический эффект создается за счёт языковых явлений. Примеры популярных сейчас анекдотов предоставляют такой материал. Именно «лингвистические» анекдоты сегодня в центре нашего внимания. Наш основной вопрос на сегодняшнем уроке:

? Какие же языковые средства играют ведущую роль в создании комического эффекта в анекдотах?

    Работа с текстами анекдотов, анализ языковых явлений, лежащих в основе комического эффекта. Работа в группах.

Вспомним языковые уровни (см. плакат-схему) и явления различных уровней:

Фонетический (оглушение, озвончение…)

Лексический (омонимия, синонимия, многозначность, переносное значение…)

Морфемный, словообразовательный…

Синтаксический…

Наша задача – выяснить, какие языковые явления часто используются в анекдотах для создания комического эффекта.

А. Задания группам:

Карточки

Карточка № 1


Проанализируйте выделенные слова. Определите, какое языковое явление лежит в основе комического эффекта в этих анекдотах?

    Если есть домашние хозяйки, значит, где-то должны быть и дикие .

    Помни, начальник соображает быстрее тебя! И пока ты только обдумываешь хорошее решение, он уже принимает плохое

    Раньше РАЙком да РАЙисполком, а теперь сплошь АДминистрация.

Языковые явления в анекдотах.

Карточка № 2


Проанализируйте выделенные слова. Определите, какое языковое явление лежит в основе комического эффекта в этих анекдотах?

    Вчера на балкон вышел, хотел белье повесить , потом передумал…расстрелял!

    В Новый год все сбывается. Даже то, что весь год сбыть не могли

    Каков стол, таков и стул.

Свои наблюдения оформите письменно: укажите использованные значения многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов или другое; вид грамматической ошибки.

Языковые явления в анекдотах.

Карточка № 3


Проанализируйте выделенные слова. Определите, какое языковое явление лежит в основе комического эффекта в этих анекдотах?

    - Папа, как писать правильно: «Зимой люди в пальте или в польтах

- Пиши, сынок, лучше про лето.

    Объявление в газете: «Интеллигентная семья продаст пять польт , одну фортепьяну и двух роялей . Мешаются в колидоре

Свои наблюдения оформите письменно: укажите использованные значения многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов или другое; вид грамматической ошибки.

Языковые явления в анекдотах.

Карточка № 4


Проанализируйте выделенные слова. Определите, какое языковое явление лежит в основе комического эффекта в этих анекдотах?

    В магазине: «Скажите, у вас однотонные пальто есть?» «Нет, есть на 70, 80, максимум на 100 кг»

    В магазине: «У вас цветные телевизоры есть? Дайте мне красный»

    Люди хотят хорошей жизни, а им все время устраивают веселую .

Свои наблюдения оформите письменно: укажите использованные значения многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов или другое; вид грамматической ошибки.

Группы отчитываются о проведённых наблюдениях:

    Обыгрываются антонимичные пары, например, комический эффект достигается за счет антонимов дикий -домашний и т.д.;

    Обыгрываются многозначные слова, например, повесить – 1) помещать в повешенном положении, 2) казнить через повешение; и т.д.

    Обыгрываются значения синонимов и омонимов, например, использование контекстных синонимов цветной – красный; использование омонимов однотонный (от: одна тонна) – однотонный (от: окрашенный в один тон, цвет);

    Обыгрывание грамматической ошибки – излюбленный приём в анекдотах о детях, иностранцах, малограмотных людях: несклоняемое существительное пальто , категория рода у существительного фортепьяно, и т.д.

? Итак, перечислите основные языковые приёмы создания комического в «лингвистических» анекдотах. Частые приёмы:

    искажение грамматических форм,

    многозначность слов,

    синонимия,

    омонимия,

    антонимия.

Б. Риторическая пауза. Сделаем паузу для физической разминки. Каждая группа должна разыграть анекдот в лицах. На обсуждение сценки – полминуты. Все зрители должны после просмотра ответить на вопрос: какое языковое явление лежит в основе комического эффекта в этом анекдоте?

Анекдоты для разыгрывания в лицах:

Карточка № 1

В ресторане посетитель спрашивает официанта:

- Скажите, пожалуйста, у вас в меню есть дикая утка?

- Нет, но для вас мы можем разозлить домашнюю.

Карточка № 2

Разговор отца с сыном вечером:

- Вовочка, сынок, покажи дневник! Ты свою двойку исправил?

Сын приносит дневник с двойкой.

- Кто так исправляет! Дай дневник, я сам исправлю.

Карточка № 3

Диалог в кафе.

Клиент1: «Одно кофе и одну булочку».

Клиент2: «Одно кофе и одну булочку».

Посетитель-лингвист сам себе: «Совсем люди не знают русского языка. «Одно кофе»!»

Клиент 3: «Один кофе…»

Посетитель-лингвист сияет от счастья: «Наконец-то! Хоть один грамотный человек!»

Клиент 3 продолжает: «И один булочка»

Карточка № 4

У телеведущего после эфира спрашивают:

- Как вам с такими манерами и такой дикцией удалось попасть на телевидение?! Блат, наверное?

- Какой блат? Сестла.

? Итак, назовите основные языковые приёмы создания комического в этих «лингвистических» анекдотах.

Ответы – те же, см. пункт А.

В. Задания группам. Переосмысление фразеологизмов, афоризмов как приём комического – работа по карточкам. Следующая группа анекдотов объединяется по другому признаку: часто в анекдотах переосмысляются известные выражения (фразеологизмы, пословицы, афоризмы, штампы деловой речи, детские стихи). Например, Собрались как-то адмирал Нельсон и Кутузов и помянули старое . Обыгрывается пословица Кто старое помянет, тому глаз вон. И фельдмаршал Кутузов, и адмирал Нельсон были без одного глаза.

? Определите, какие известные выражения обыгрываются в этих анекдотах? Назовите эти выражения.

Карточка № 1

    Мадам! Сейчас допью и я у Ваших ног.

    Рецепт «Говядина по-английски»: «Возьмите из холодильника в гостях кусок говядины и уйдите не прощаясь»

Переосмысление известных выражений в анекдотах.

Карточка № 2

Часто в анекдотах переосмысляются известные высказывания, устойчивые выражения. Определите, какие выражения обыгрываются в этих анекдотах? Назовите эти выражения.

    Нет - зарплате в конвертах. Да - зарплате в бандеролях.

    Кто рано встает, тот всех достает!

Переосмысление известных выражений в анекдотах.

Карточка № 3

Часто в анекдотах переосмысляются известные высказывания, устойчивые выражения. Определите, какие выражения обыгрываются в этих анекдотах? Назовите эти выражения.

    Велика Россия, - думал Кутузов, - а отступать некуда, позади Москва, пробки…

    В России две беды: дороги и дураки, когда они вместе – это туризм.

Переосмысление известных выражений в анекдотах.

Карточка № 4

Часто в анекдотах переосмысляются известные высказывания, устойчивые выражения. Определите, какие выражения обыгрываются в этих анекдотах? Назовите эти выражения.

    Мы делили апельсин. Много наших полегло

    Вот тебе и веревка пушистая, и мыло душистое

    Комический эффект достигается за счёт трансформации устойчивых выражений я у ваших ног и уйти по-английски ; Обыгрываются штамп деловой речи (зарплата в конверте) и пословица (кто рано встаёт, тому бог подаёт ); Комический эффект достигается за счёт переосмысления известных высказываний; Комический эффект достигается за счёт трансформации всем известных детских стихов.

Итак, мы выяснили, что комический эффект в анекдотах часто основан на трансформации

    устойчивых выражений (фразеологизмов),

    крылатых фраз,

    известных высказываний,

    детских стихов,

    пословиц,

    штампов деловой речи.

В. Задания группам.

Языковых приёмов создания эффекта комического в анекдотах значительно больше, чем мы рассмотрели. Чтобы убедиться в этом, предлагаю каждой группе ещё по два текста, в которых нужно определить средство комического.

Карточка № 2

Явления фонетического уровня. В анекдотах обыгрываются созвучные слова. Объясните, на чём основано их созвучие.

    - Мы купили мыло «Дав».

- А без мылодава вы уже мыло выдавить не в состоянии?

    Урок русского языка в иностранной школе: - Дэти, русский язык - очэнь трудный язык! Напримэр, Настя - это дэвушка, а ненастя - плахая погода!

Явления различных языковых уровней в анекдотах.

Карточка № 2

Явления лексического уровня. Определите, какой пласт лексики обыгрывается в этих анекдотах?

    Помимо материнской платы есть еще отцовская. Это алименты

    Мозг состоит на 80% из жидкости, и мало того, что она тормозная, так многим её не долили.

Явления различных языковых уровней в анекдотах.

Карточка № 3

Явления морфемного уровня. Определите, какие способы образования слов обыгрываются в этих анекдотах?

    Алиса, после того как попала в Зазеркалье, побывала в Зашкафье, Задверье, Затумбочье и Замужем.

    Основы тычинга маникюрингом в клавиатуринг.

Явления различных языковых уровней в анекдотах.

Карточка № 4

Явления синтаксического уровня. Определите, на каких особенностях конструкций предложений построены эти анекдоты?

    Существуют три причины неявки на работу: забыл, запил или забил .

    Новости. Вслед за куриным гриппом обнаружен тараканий насморк, крысиный геморрой и комариный понос.

Группы отчитываются о проведённых наблюдениях, делают выводы.

    Обыгрываются созвучные слова (с одинаковым корнем пол ) и орфоэпические особенности речи с акцентом; Обыгрывается специальная лексика, терминология, в том числе компьютерная; Обыгрываются способы образования слов; Комический эффект построен на однотипности конструкций – однотипность словосочетаний, однотипность сказуемых.
    Подведение итогов, выводы, рефлексия.

Наша задача была выяснить, какие языковые явления часто используются в анекдотах для создания комического эффекта. Вспомните и назовите их по языковым уровням:

    Явления фонетического уровня: созвучие, различные орфоэпические особенности.

    Явления лексического уровня: омонимия, синонимия, антонимия, многозначность, переосмысление терминологии, известных выражений.

    Явления синтаксического уровня: однотипность синтаксических конструкций, синтаксический параллелизм.

    Явления морфемики: способы словообразования, значение морфем.

    Явления грамматики: типичные грамматические ошибки.

Наиболее продуктивны в создании комического эффекта следующие языковые явления: многозначность слов, синонимия, омонимия, антонимия, искажение грамматических форм, жаргонизмы, переосмысление и трансформация устойчивых выражений, использование приемов словообразования. Немаловажная особенность – в тексте «от автора» повествователем преимущественно употребляется настоящее время.

? Как вы думаете, чем полезен такой анализ анекдотов? Что вы узнали нового сегодня, чему научились?

Такой анализ анекдотов, несомненно, поможет глубже анализировать текст, видеть, в чем «соль» шутки, и научит быть более остроумным.

Домашнее задание: подберите анекдот, комический эффект которого основан на лингвистическом явлении, объясните это явление. Постарайтесь найти новый языковой приём, который мы сегодня не рассматривали. Например, обыгрывание жаргонизмов, диалектизмов, употребление оксюморона, изменение смысла при помощи знаков препинания и т.д.

    Коллекция анекдотов о языке…/ Конструкторское бюро вербальных коммуникаций «Знаки препинания»

Омонимия как языковое явление наблюдается не только в лексике. В широком смысле слова омонимами иногда называют разные языковые единицы, совпадающие по звучанию. В отличие от собственно лексических (или абсолютных) омонимов, все другие созвучия и разного рода совпадения называют относительными, хотя здесь правильнее было бы говорить не об омонимии в широком смысле слова, и даже не об относительной омонимии, а об омонимическом употреблении в речи разнообразных видов омофонов, в состав которых, как указывает В.В. Виногадов, входят «все виды единозвучий или созвучий - в целых конструкциях, и в сцеплениях слов или их частей, в отдельных отрезках речи, в отдельных морфемах, даже в смежных звукосочетаниях».

Такие ученые как Розенталь Д.Э., Шмелев Д., Виноградов В.В. придерживаются мнения, что омоформы, омографы и омофоны - это смежные с омонимией явления, так как они относятся к грамматическим, фонетическим и графическим уровням языка.

Розенталь Д.Э. полагает, что «строгая дифференциация языковых явлений требует ограничить собственно лексическую омонимию от омоформ, омофонов, омографов»._

омоформы - слова, совпадающие лишь в какой-нибудь одной грамматической форме (реже в нескольких).

три 1 - числит. в И. п. (три друга)

три 2 - глагол в повелит. накл., ед. ч., 2 л. (три морковь на терке)

Омонимичным могут быть и грамматические формы слов одной и той же части речи.

Формы прилагательных большой, молодой могут указывать:

И.п., ед.ч., м.р. (большой успех, молодой специалист)

Р.п., ед.ч., ж.р. (большой карьеры, молодой женщины)

Д.п., ед.ч., ж.р. (к большой карьере, к молодой женщине)

Т.п., ед.ч., ж.р. (с большой карьерой, с молодой женщиной)

Основанием для признания этих форм разными формами, хотя и совпадающими по звучанию, служит то, что они согласуются с существительными, выступающими в различных падежах (причем те же прилагат. с сущ. м.р. и ср.р. здесь имеют различные формы - большое село, большого села, большому селу).

Омоформы по своей природе выходят за рамки лексики, так как принадлежат иному уровню языка и должны изучаться в разделе морфология.

Омофоны - слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному.

луг- лук, молот - молод, вести - везти

Эти слова совпадают в произношении вследствие оглушения звонких согласных звуков на конце слова и перед глухими согласными. Изменение гласных в безударной позиции приводит к созвучию слов полоскать - поласкать, зализать - залезать, острого - острова, браться - братца. Следовательно, появление омофонов связано с действиями фонетических законов.

Омофоны составляют предмет изучения не лексикологии, а фонетики, так как проявляется на ином языковом уровне - фонетическом.

Омографы - слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному. обычно они имеют ударение на разных слогах:

кружки - кружки, засыпал - засыпал

В современном русском языке больше тысячи пар омографов. Омография имеет прямое отношение к графической системе языка.

Фомина М.И. предлагает широкое понятие омофония (греч homos - одинаковый, phone - голос, звук), которое охватывает созвучие самых разных языковых единиц:

совпадение произношения слов (так называемые собственно омофоны, или фонетические омонимы)

грипп - гриб, док - дог, труд - трут

совпадение слова и словосочетаний (разновидность омофонии)

немой - не мой, занос - за нос, сутками - с утками

совпадение отдельны форм слова (так называемые омоформы , или грамматические омонимы )

пила (сущ.) - пила (гл. в пр.вр.), лечу (от лететь) - лечу (от лечу),

молодой человек - забота о молодой матери

совпадение написания слов, но различие произношения, в частности ударением (омографы):

лексические: атлас - атлас

лексико-грамматические: село (глагол) - село (сущ.)

грамматические: адреса - адреса

стилистические: компас (лит) - компас (морск.)

Но Фомина М.И. соглашается с Виноградовым В.В., что собственно лексическую омонимию (полную или частичную) «нельзя смешивать или даже сближать» с омофонией в широком смысле слова, то есть со всеми созвучиями и подобозвучиями, которые встречаются в речи.

А лингвист Рахманова Л.И. считает омофоны и омоформы типами омонимов, но признает то, что не все ученые относят омографы к омонимам, так как и главная особенность --различное звучание противоречит общему определению омонимов.

Рахманова Л.И. выделяет особую группу омоформ - это те слова, которые перешли от одной части речи в другую.

прямо (наречие) - прямо (усилит. частица)

Слова этой группы отличает от других омоформ то, что они при склонении как ед. ч., так и во мн.ч. во всех падежных формах имеют соответствующую омоформу - прилагательное.

Попов Р.Н. отмечает, что «одним из близких явлений к омонимии принято считать паронимию. Но при этом нужно учитывать, что паронимия имеет место лишь в устной речи и к лексической системе языка никакого отношения не имеет».

Паронимы - слова, близкие, но не тождественные по звучанию различные в смысловом отношении и ошибочно употребляемые в речи одно вместо другого.

Факт - «действительное, невымышленное событие, явление».

Фактор - «движущая сила, причина какого-либо процесса или явления, определяющая его характерные особенности».

В фонетическом отношении паронимы отличаются друг от друга тем, что у них различно произносится или начало слова (президент - резидент ), или конец (комплект - комплекс ).

Среди паронимов значительное место занимают существительное. Паронимы, выраженные другими частями речи, встречаются реже (одинарный - ординарный; сточить - стачать ).

В грамматической литературе последнее время выделяются так называемые функциональные омонимы. Это совпадающие по звучанию, этимологически родственные слова, относящиеся к разным частям речи.

Колхозное поле ровно . (кр. прилагат.)

Буквы написаны ровно . (наречие)

Приду ровно в пять. (частица)

Функциональные омонимы - это слова, употребляющиеся в речи в результате переходности одной части речи в другую. В таких случаях за единым звуковым комплексом скрывается несколько слов, относящиеся к разным частям речи.

Образование и существование функциональных омонимов допускает случаи двойного, тройного (иногда и больше) употребления одного и того же звукового комплекса.

Образование функциональных омонимов осуществляется при определенных синтаксических условиях, под которыми следует понимать изменение синтаксической функции слова, порядок слов в предложении, сочетаемость с другими словами, характер связи между членами предложения, эллипсис определяемого слова.

В современных исследованиях утвердилась тенденция использовать двойные наименования тех явлений, которые построены на разного рода совпадениях, созвучиях. Например: омофоны - фонетические омонимы, омоформы - грамматические омонимы, омоморфемы - морфологические омонимы (или словообразовательные омонимы). Иногда употребляют такие термины: омосинтагмы - синтаксические омонимы, омостилемы - стилистические омонимы. Представляется, что, несмотря на критическое отношение исследователей к такого рода двойного терминологии, в особенности к терминам-словосочетаниям типа «синтаксическая омонимия» и под., ее употребление не вызывает путаницы, а наоборот, позволяет четче определять то или иное языковое явление.

О.Е. ДРОЗДОВА,
гимназия № 1541,
г. Москва

Диалог языков в процессе обучения русскому языку

Мастер-класс на марафоне-2006

Выработка общих подходов к преподаванию русского и иностранных языков – одно из перспективных направлений развития межпредметных связей. Межпредметные связи русского и иностранных языков, русского и других дисциплин способствуют глубине понимания изучаемых предметов.

Идея о необходимости единого подхода к изучению языковых дисциплин имеет давнюю историю и связана с именами таких больших ученых, как К.Д. Ушинский, Л.В. Щерба, Л.С. Выготский. О пользе сопоставления учащимися фактов из разных языков говорил еще И.А. Бодуэн де Куртенэ. Интересно, насколько близкими друг другу в этом отношении оказывались мнения психолога Л.С. Выготского и лингвиста Л.В. Щербы.

Л.С. ВЫГОТСКИЙ:

С одной стороны, «сознательное и намеренное усвоение иностранного языка совершенно очевидно опирается на известный уровень развития родного языка». С другой стороны – «усвоение иностранного языка проторяет путь для овладения высшими формами родного языка. Оно позволяет ребенку понять родной язык как частный случай языковой системы, следовательно, дает ему возможность обобщить явления родного языка, а это и значит осознать свои собственные операции и овладеть ими».

Л.В. ЩЕРБА:

Изучая язык другого народа, мы изучаем систему понятий, сквозь которые этот народ воспринимает действительность. Сравнение этой системы с устройством родного языка помогает глубже понять последнее. Объяснение сложных языковых явлений с помощью сопоставления фактов родного и иностранного языка ведет к «осознанию» своего мышления. «Человек начинает понимать, что существуют различные способы оформления своих мыслей, различия в понятийных системах, многозначность, социальная обусловленность знака, категория конкретного и абстрактного и многое другое».

Статья опубликована при поддержке курсов немецкого языка в Москве "ИнЯзПрофи". Разнообразные программы, возможность изучения немецкого языка с любого стартового уровня владения им, максимальный учет требований слушателей, их особенностей и способностей, построение программ обучения в зависимости от задач, стоящих перед студентами, небольшие группы, высококвалифицированные преподаватели, в том числе носители языка, и современные методики преводавания - все это слагаемые успеха "ИнЯзПрофи". Кроме того, курсы "ИнЯзПрофи" - это высококачественная подготовка слушателей к международным экзаменам, таким как Start Deutsch 1, Start Deutsch 2, TestDaF и DSH и практически 100%-ая гарантия успешного прохождения этих испытаний. С подробной информацией о курсах и ценах на обучение можно ознакомиться на сайте inyazprofi.ru.

В конце 80-х годов XX века идея единого подхода к предметам языкового цикла получила развитие в работах И.Л. Бим, А.Ю. Купаловой, А.А. Леонтьева, Т.А. Ладыженской и др. Созданием концепции обучения языковым дисциплинам в русле этой идеи занимался ВНИК «Школа» под руководством А.А. Леонтьева. Коллектив ученых связывал разрабатываемые идеи прежде всего с общей целью обучения этим предметам – формированием массового продуктивного многоязычия.

Подход, речь о котором пойдет дальше, вырабатывался в течение более чем 10 лет в московской гимназии № 1541. С 1993 г. в ее учебный план был введен предмет «лингвистика», интегрирующий предметные области «русский язык» и «иностранные языки». На основе опыта преподавания лингвистики в средней школе был создан учебно-методический комплект, состоящий из пособия для учащихся «Уроки языкознания для школьников» (М.: Владос, 2001) и книги для учителя «Методические рекомендации к урокам языкознания в 5–8-х классах» (М.: Владос, 2003).

Важнейшая особенность данного курса – постоянное сопоставление фактов и явлений русского и иностранных языков. Такое сопоставление поможет сформировать у школьников представление, например, о грамматических категориях, процессе заимствования слов, национальном своеобразии фразеологизмов и др. Учащиеся, знакомясь с большим количеством лингвистических явлений на уроках русского языка, часть их воспринимают формально и не могут применить полученные знания, например, участвуя в различных олимпиадах и конкурсах. Современные олимпиады по русскому языку нередко содержат задания сопоставительного характера, для решения которых необходимо использовать знание иностранных языков. Умение сопоставлять факты русского и иностранных языков пригодится также и для выполнения лингвистической исследовательской работы.

Итак, очевидно, что сопоставление фактов из русского и иностранных языков должно иметь место в процессе школьного обучения как с целью общего развития мышления учащихся, так и для решения конкретных практических задач, связанных с неформальным усвоением детьми лингвистических понятий, успешным участием школьников в олимпиадах, конкурсах, исследовательской работе.

Где же найти место для подобной работы в образовательном процессе? Казалось бы, логичнее всего обучать такому сопоставлению на уроках иностранных языков. Но на этих уроках теория сведена к минимуму (особенно в пособиях последних лет). Все нацелены прежде всего на коммуникативный аспект, погружение в ситуации общения. Конечно, хорошо, если у школы есть возможность ввести отдельный курс лингвистики, как это сделано в гимназии № 1541 и некоторых других школах г. Москвы. При желании можно найти место для сопоставительной работы и на самих уроках русского языка. Материал для такой работы отобран в упомянутом выше курсе языкознания.

Практические задания

На межъязыковом материале разработаны следующие типы практических заданий:

    на понимание смысла иноязычного слова, выражения;

    на сопоставление языкового явления в русском и иностранном языках;

    на подбор примеров языкового явления, известного учащимся в русском языке, на материале иностранного языка;

    на моделирование иноязычных особенностей на русском материале;

    на выделение структурных элементов в словах иностранного языка.

Основным критерием данной классификации является тип учебных действий учащихся в процессе выполнения задания: понимание, сопоставление, подбор, выделение, моделирование.

    Задания на понимание смысла иноязычного слова или выражения.

Это самый простой тип заданий. Опорой в их выполнении является эрудиция ребенка или обращение к соответствующему словарю.

Пример 1

Даны слова: мачта, трюм, швартовы, камбуз, каюта, боцман, верфь. Знаете ли вы значения всех этих «морских» слов? Если нет, посмотрите в словаре.

Можно дополнить это задание вопросом: в какую эпоху и из какого языка пришло в русский язык большинство морских терминов?

Пример 2

Известно ли вам, что значат французские выражения тет-а-тет, шерше ля фам и английское хеппи-энд ?

    Задания на сопоставление языкового явления в русском и иностранном языках.

Пример 1

Назовите носовые согласные звуки русского языка. Перечислите их, если сможете. Знаете ли вы, какие носовые звуки были в древнерусском языке? Назовите носовые звуки во французском языке.

Ответ. В современном русском языке носовые согласные – [м], [н] и их мягкие варианты. В древнерусском языке были носовые гласные о и э, которые обозначались буквами «юс большой» и «юс малый».

Во французском языке носовых согласных две – [m] и [n], носовых гласных четыре.

При выполнении этого задания опорой является знакомство учащихся с французским языком. Если дети не знакомы с французским, то не стоит описывать носовые с помощью русской фонетики. В противном случае учителю следует самому рассказать о носовых звуках во французском языке.

Вопрос о носовых в древнерусском языке привлечет внимание школьников к тому материалу, который будет изучаться в будущем (раздел III нашего курса).

Пример 2

Какому русскому фразеологизму соответствуют буквальные переводы: 1) англ. это еще все в воздухе; франц. это еще не в кармане, нем. это пока написано на звездах; 2) англ. похожи как две горошины в стручке, нем. похожи как одно яйцо на другое; 3) англ. дождь льет собаками и кошками, нем. дождь льет как из кувшинов; 4) франц. называть кошку кошкой, англ. называть лопату лопатой.

Ответ. 1) Вилами на воде писано; 2) похожи как две капли воды; 3) дождь льет как из ведра; 4) называть вещи своими именами.

К этому же типу относятся и задания на сопоставление номинативной функции слов в русском и изучаемом иностранном языке.

Пример 3

Когда вы входите в класс, вы мысленно видите на каждом предмете этикетку: на одном – «парта», на другом – «доска», здесь этикетка – «дверь», там – «окно» и т.д. А теперь, если вы изучаете французский язык, представьте, что вы – француз, входите в тот же самый класс. Назовите как можно больше этикеток, которые вы мысленно видите на предметах. Соответственно, если вы изучаете английский язык, представьте, что вы англичанин, и т.д.

    Задания на подбор примеров языкового явления, известного учащимся в русском языке, на материале иностранного языка.

Пример

Приведите примеры словосочетаний из русского и изучаемых иностранных языков, тип связи в которых – согласование.

    Задания на моделирование иноязычных особенностей на русском материале.

Пример 1

Представьте себе, что иностранец произносит: [мэнйа зовут боб]. Какие ошибки с точки зрения русского произношения здесь допущены?

Выполняя такое задание, ребенок сам должен осознать, какие произносительные нормы в данном случае нарушаются, мысленно сопоставив неправильное произношение фразы с нормативным (при затруднении учитель может посоветовать произнести правильный вариант вслух).

Прием моделирования подобного рода является эффективным при знакомстве с такими явлениями иностранного языка, которых нет в русском. Он используется, например, при изучении раздела I нашего курса, когда речь идет о различных способах письма (у арабов – в строчку справа налево, у китайцев – в столбик сверху вниз и справа налево, у древних греков – способом бустрофедон, т.е. нечетные строки – слева направо, четные – справа налево и т.д.).

Пример 2

Запишите текст: Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена. (А.Пушкин. Метель) расположите текст так, как это принято у китайцев, арабов, а также как это делали древние греки.

    Задания на выделение структурных элементов в словах иностранного языка.

Этот тип заданий заимствован из книги Н.М. Шанского «Занимательный русский язык».

Пример

Можете ли вы выделить какие-то элементы во французских словах musical (музыкальный), footballeur (футболист), heroїsme (героизм)? Делится ли на морфемы слово football в английском языке?

Ответ. Во французском языке в слове musical можно выделить морфемы music- и -al , в слове heroїsme выделяются части hero- и їsme, слово footballeur делится только на две части – football- и -eur (так как слово football целиком заимствовано из английского языка, оно не делится на морфемы).

В английском слово football можно разделить на две части: foot – нога и ball – мяч.

Представляем фрагменты трех уроков: «Соотношение звуков и букв в разных языках» (рекомендуется использовать на уроках повторения фонетики в начале 6-го класса); «Фразеологизмы в разных языках» (рекомендуется использовать на уроках курса 6-го класса, посвященных фразеологизмам, если это программа Баранова – Ладыженской; по программе Разумовской – Леканта возможно использование в 5-м классе в теме, посвященной переносным значениям слов, т.к. там затрагивается и тема фразеологизмов); «Грамматические категории в разных языках» (рекомендуется в конце курса 7-го класса как обобщение раздела «Морфология» или при повторении этого раздела в начале 8-го класса).

Фрагмент 1

Из конспекта урока «Соотношение звуков и букв в разных языках». 6-й класс.

Вопрос учителя. Как вы думаете: какие отношения между звуками и буквами были бы идеальными?

Ответ. Чтобы каждой букве соответствовал один и только один звук, а каждому звуку – одна и только одна буква. В математике такие отношения называются взаимно-однозначными соответствиями.

Между звуками и буквами нет взаимно-однозначного соответствия.

Задание 1

Приведите примеры слов русского языка, в которых:

а) произносится звук [а], но пишется не буква а ;
б) пишется буква б, а произносится не звук [б];
в) сочетание двух букв обозначает один звук;
г) одна буква обозначает последовательность двух звуков.

Ответы: а) во да, ко рова, но сить...; б) зуб , столб ...; в) нь = [н’] (конь), ль = [л’] (ноль)...; г) в слове юла буква ю = , а в слове ель буква е = ...

Вопрос учителя . Есть ли взаимно-однозначное соответствие между буквами и звуками в других языках?

Ответ. Нет, например, в английском и французском языках очень многие звуки обозначаются не одной буквой, а сочетанием двух (или даже трех) букв, а иногда один и тот же звук обозначается разными сочетаниями букв.

Задание 2

Приведите примеры слов французского языка (и/или английского), в которых:

а) сочетание двух (трех) букв обозначает один звук / или обозначает 0 звука;
б) один звук может обозначаться разными сочетаниями букв.

Ответы: франц. а)Pau l [по л’], rou ge [руж], c hat [ша] (at ® 0 звука!);

англ. loo k [лу:к]; ch eese [ч и:з]; sh op [ш оп].

Те же сочетания звуков могут обозначать и другие звуки (или те же звуки могут обозначаться другими сочетаниями): bloo d [бла д], mea t и: т]; ch aracter [к эрэктэ].

Задание 3

Приведите примеры слов французского языка, в которых:

а) по-разному читается буква с ;
б) буква е или сочетание букв ent не обозначает никакого звука.

Ответы:

а) c adeau [к адо], c lair [кл’эр], c ite [ситэ’];
б) vert – verte (конечное е не читается, но является знаком того, что t надо читать). Ils aiment (-ent = 0 звука в 3-м л. мн. ч. глаголов наст. времени).

Итак, взаимно-однозначного соответствия между буквами и звуками нет, но их связи подчиняются каким-то правилам. Эти правила являются выражением определенных закономерностей или принципов письма.

В русском языке основной принцип письма – фонематический (его еще называют морфологическим, так как он сохраняет в целостном виде морфемы, из которых складываются слова). На основе этого принципа строятся, например, правила написания проверяемых безударных гласных в корне, звонких и глухих согласных в конце слова, проверяемых непроизносимых согласных и др. Везде принцип проверки один: подобрать такую форму слова или однокоренное слово, чтобы звук оказался в сильной позиции, т.е. был четко слышен. Этот принцип для нашего языка самый главный, но не единственный. Вообще в любом языке одновременно могут действовать несколько принципов письма (но один – основной). Частично в русском языке реализуется фонетический принцип. Например, он действует при написании приставок: раз- (рас-), из- (ис-)... (разгуляться – рассмеяться, изменить – исполнить). В других языках фонетический принцип может быть основным. Например, в белорусском: говорю = гаварю, молоко = малако, сметана = смятана.

Другой принцип письма – традиционный – является основным в знакомых вам французском и английском языках.

Задание 4

Переведите белорусские слова, в написании которых преобладает фонетический принцип:

свабода, падарожнiк, пажар, маладой, сталiца.

Задание 5

Определите, на основе какого принципа русской орфографии пишутся выделенные буквы в следующих словах:

во да, дуб, раз бежаться, жи вой, преды стория.

Задание 6

Какого принципа русской орфографии придерживаются школьники, которые пишут «копитал» (вместо капитал ), «спортакиада» (вместо спартакиада ), и почему? Какой тут действует принцип?

Фрагмент 2

Из конспекта урока «Источники фразеологии. Фразеологизмы в разных языках». 5–6-е классы.

Источники фразеологии

В процессе урока-исследования (три первых этапа урока) учащиеся выявляют шесть источников русской фразеологии: разговорно-бытовая речь, профессиональная речь, фольклор, Библия, древнегреческие мифы, язык художественных произведений.
Поиск седьмого источника (буквальный перевод) .
Возвращение к названию темы урока. Что может быть еще одним источником? Предположение учащихся: заимствование из иностранных языков.

Прямое заимствование (се ля ви, шерше ля фам).

Буквальный перевод. Выражения-кальки (убить время, время – деньги) .

Лингвистическая задача. Работа с пословицей Repetitio est mater studiorum Повторение – мать учения . Сопоставительный анализ слов латинского и русского языков (ср. русск. репетиция, есть мать (корень матер- ), студент, студия ).

Фразеологизмы в разных языках

Работа с плакатами. Сопоставление семантически близких фразеологизмов из русского, английского, французского, немецкого языков. (Каждый из 4 примеров на плакате проиллюстрирован.)

1-й плакат. Русский фразеологизм Кататься как сыр в масле .

    Французский: Жить как петух в тесте .

    Английский: Жить в клевере .

    Немецкий: Жить как червячок в сале .

2-й плакат: Русская поговорка: Что в лоб, что по лбу.

    Французская: Эта капуста зеленая – все равно, что это зеленая капуста .

    Английская: Шесть по одному – все равно что полдюжины .

    Немецкая: Что подскочить, что подпрыгнуть.

Задание

Представьте себе, что вы переводчики. Подберите подходящий по смыслу русский фразеологизм, если известен буквальный перевод иноязычного фразеологизма (например, англ. называть лопату лопатой и франц. называть кошку кошкой и др.).

Вывод : фразеологизмы отражают своеобразие мировосприятия каждого народа.

Фрагмент 3

Из конспекта урока «Грамматические категории в разных языках». 7-й класс

Категория рода. Есть слова, у которых род соответствует полу людей или животных: мальчик, отец, тигр, петух – мужского рода; девочка, мать, тигрица, курица женского рода. Другие слова мы относим к тому или иному роду только по окончаниям: книга – женского рода, так как это слово склоняется так же, как и девочка. А стол – мужского, так как его окончания такие же, как у слова мальчик. У многих слов принадлежность к роду надо просто запомнить – ночь и день на первый взгляд ничем не должны отличаться грамматически, а одно слово женского рода, другое – мужского. Условность присвоения грамматического рода становится особенно наглядной при переводе на другие языки: в русском языке книга женского рода, а стол мужского, а во французском, наоборот, книга (un livre) – мужского рода, а стол (une table) – женского. И таких примеров очень много. А вот совсем уж необычный: в немецком языке слово девочка (das Mдdchen) – среднего рода! Поэтому при изучении иностранных языков особое внимание уделяют роду существительных, тем более что в разных языках категория рода может быть представлена разным количеством значений. Например, в русском, немецком, латинском языках этих значений три – мужской, женский и средний, а во французском – только два (мужской и женский). Слова разных родов требуют, чтобы соседние, связанные с ними слова принимали соответствующие формы (согласовались). В русском языке это выражается синтаксически: белый дом, а не белое дом или мальчик принес, а не мальчик принесла . В других языках нужно еще согласование артикля по роду (например, во французском, немецком языках).

Это интересно. Какого рода слово собака ? В русском языке – женского. Мы говорим моя собака . А вот в белорусском (один из двух языков, самых близких к русскому) это слово мужского рода. Белорусы говорят и пишут мой сабака.

Обычно при разделении по родам учитывается одушевленность – неодушевленность предметов. Среди существительных среднего рода преобладают неодушевленные. А вот в шведском языке существительные по родам разделились по принципу «человек – не человек». Есть языки, где специальные грамматические показатели имеют слова, обозначающие детей или животных.

Это интересно (из книги Б.Ю. Нормана «Основы языкознания»).

В одном из наиболее распространенных в Африке языков – суахили – существует класс слов, обозначающих людей; класс, обозначающий большие предметы; отдельно класс, обозначающий предметы малые; далее, класс, обозначающий растения и предметы, изготовленные из них, и т.д. – каждый из этих признаков выражается своей приставкой, которая должна повторяться и у зависимых слов.

Задание 1

Бывает так, что названия людей различаются только благодаря роду. Например, в испанском языке hijo – сын, а hija – дочь. Приведите пример такой пары слов в русском языке.

Категория времени. Во всех языках время глагола определяется относительно момента речи. Раньше этого момента – прошедшее время, позже – будущее, одновременно – настоящее. Именно так устроены глагольные времена в русском языке, хотя не всегда по форме глагола можно понять, какое время представлено в тексте.

Задание 2

Какое грамматическое время представлено в примерах с глаголом пойти ?

    Часы стояли-стояли и вдруг пошли.

    Пошли завтра в кино.

    Какой-то странный народ пошел...

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что работа сопоставительного характера на материале русского и иностранных языков может помочь решить многие задачи, которые без выхода «за границы русского языка» выполнить трудно. Прежде всего это практические задания, связанные с неформальным усвоением детьми лингвистических понятий, успешным участием школьников в олимпиадах, конкурсах, исследовательской работе.