• Литература для самостоятельной работы
  • 1.3. Специальное дошкольное образование1
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • 1.4. Школьная система специального образования
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • 1.5. Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация людей с ограниченной трудоспособностью
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • 1.6. Социально-педагогическая помощь людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности
  • 1.6.1. Структура современной отечественной системы социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями
  • 1.6.2. Организация системы социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями за рубежом
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 2
  • Педагогические системы образования людей с нарушениями слуха
  • 2.1. Предмет и задачи сурдопедагогики
  • 2.2. Формы и причины нарушений слуха, их диагностика и медицинская реабилитация
  • 2.3. Классификации нарушений слуха
  • 2.4. Системы специального образования детей с нарушениями слуха
  • 2.4.1. Структурное обоснование
  • 2.4.2. Обучение глухих овладению словесной речью на коммуникативно-деятельностной основе
  • 2.4.3. Билингвистический подход в обучении глухих
  • 2.5. Педагогические системы и методы реабилитации, направленные на интеграцию глухих в общеобразовательную среду
  • 2.5.1. Метод материнской школы
  • 2.5.2. Кохлеарная имплантация как способ реабилитации глухих людей
  • 2.5.3. Верботональный метод обучения и реабилитации детей с нарушенным слухом
  • 2.6. Системы образования слабослышащих
  • 2.6.1. Специальное обучение
  • 2.6.2. Интегрированное обучение
  • 2.7. Профессиональное образование людей с нарушением слуха
  • 2.7.1. Общие принципиальные положения
  • 2.7.2. Начальное профессиональное образование
  • 2.7.3. Среднее профессиональное образование
  • 2.7.4. Высшее профессиональное образование
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 3
  • Педагогические системы образования людей с нарушениями зрения
  • 3.1. Предмет и задачи тифлопедагогики
  • 3.2. Нарушения зрения и причины их возникновения
  • 3.3. Классификация нарушений зрения
  • 3.4. Педагогические системы образования людей с нарушениями зрения
  • 3.4.1. Общая характеристика систем образования в тифлопедагогике
  • 3.4.2. Абилитационная педагогическая система
  • 3.4.3. Система образования детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
  • 3.4.4. Система специального школьного образования
  • 3.4.5. Система образования взрослых инвалидов по зрению
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 4
  • Педагогические системы логопедической помощи людям с нарушениями речевой деятельности
  • 4.1. Предмет и задачи логопедии
  • 4.2. Причины речевых нарушений
  • 4.3. Основные виды речевых нарушений
  • 4.4. Актуальные проблемы развития современных педагогических систем в логопедии
  • 4.5. Основы функционирования педагогических систем логопедической помощи в образовании, здравоохранении и сфере социальной защиты населения
  • 4.5.1. Ранняя логопедическая диагностика и коррекция отклонений в речевом развитии
  • 4.5.2. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи
  • 4.5.3. Школьное обучение детей с нарушениями речи
  • 4.5.4. Логопедическая помощь в системе здравоохранения
  • 4.6. Принципы, определяющие стратегию коррекционно-логопедического воздействия
  • 4.7. Авторские школы в логопедии
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 5
  • Развития 1
  • 5.1. Определение понятия умственной отсталости и клинико-психолого-педагогическая характеристика
  • 5.2. Особенности психического развития детей и подростков с умственной отсталостью
  • 5.3. Возможности коррекционно-педагогической помощи детям с нарушением умственного развития
  • 5.4. Система школьного образования людей с нарушениями умственного развития школьного возраста и поздней юности
  • 5.5. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и социальное адаптирование
  • 5.5.1. Профориентация, трудовое обучение, занятость
  • 5.5.2. Люди с умственной отсталостью в самостоятельной жизни
  • 5.6. Дети со стойкими образовательными затруднениями. Система специальной педагогической помощи
  • 5.6.1. Определение понятия, этиология, классификации и клинико-психолого-педагогическая характеристика детей
  • 5.6.2. Возможности коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 6
  • 6.1.2. Особенности двигательного развития детей с церебральным параличом
  • 6.1.3. Особенности психического и речевого развития при дцп
  • 6.2. Система коррекционно-педагогической работы в образовательной ситуации детей с дцп
  • 6.3. Отечественная система поэтапной медицинской и педагогической помощи детям с церебральным параличом
  • 6.4. Организация лечебно-педагогической помощи детям и подросткам с церебральным параличом за рубежом
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 7
  • Специальное образование при аутистических расстройствах
  • 7.1. Понятие о расстройствах аутистического спектра
  • 7.2. Причины расстройств аутистического спектра
  • 7.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика расстройств аутистического спектра
  • 7.4. Современные подходы в коррекционно-педагогической помощи при аутистических расстройствах
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 8
  • Педагогические системы обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями в развитии
  • 8.1. Современное понимание сущности комплексного нарушения
  • 8.2. Педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями в развитии - предмет, цель, задачи
  • 8.3. Основные группы детей с комплексными нарушениями развития
  • 8.4. Система коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями
  • 8.5. Современный подход к проектированию индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 9
  • Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями как новый этап в развитии педагогических систем специального обучения
  • 9.1. Предпосылки и условия образовательной интеграции в России
  • 9.2. Организация интегрированного обучения детей с нарушениями развития в раннем и дошкольном возрасте
  • 9.3. Реализация педагогической системы специального образования детей с ограниченными возможностями в условиях общеобразовательной (массовой) школы
  • 9.3.1. Общая структура модели социально-образовательной интеграции
  • 9.3.2. Интегрированное обучение в общеобразовательном классе
  • Учебный план
  • 9.3.3. Обучение в условиях классов коррекционно-педагогической поддержки
  • 9.3.4. Деятельность специалистов службы сопровождения
  • 9.3.5. Социальная интеграция, реализуемая в системе дополнительного образования
  • 9.3.6. Внутришкольный психолого-медико-педагогический консилиум как организатор интегрированного обучения
  • Алгоритм деятельности членов консилиума
  • 9.4. Работа с семьей в ситуации интегрированного обучения
  • 9.5. Проблемы интеграции и отношение педагогов общеобразовательных школ к отдельным моментам в ее организации
  • Вопросы и задания
  • Литература для самостоятельной работы
  • Глава 1. Педагогические системы специального образования 5
  • Глава 2. Педагогические системы образования людей с нарушениями
  • Глава 3. Педагогические системы образования людей с нарушениями
  • Глава 4. Педагогические системы логопедической помощи людям
  • Глава 5. Педагогические системы специального образования при
  • Глава 6. Педагогические системы обучения и воспитания людей
  • Глава 7. Специальное образование при аутистических
  • Глава 8. Педагогические системы обучения и воспитания детей
  • Глава 9. Образовательная интеграция детей с ограниченными
  • Специальная педагогика
  • Назарова Наталия Михайловна, Аксенова Лидия Ивановна, Андреева Людмила Витальевна и др. Педагогические системы специального образования
  • 3.2. Нарушения зрения и причины их возникновения

    Восприятие мира с помощью зрения осуществляется благода- ря сложной системе различных взаимосвязанных структур зри- тельного анализатора, что позволяет человеку ориентироваться в пространстве, воспринимать форму, размер, цвет предметов, ви- деть их на разном расстоянии при различной их освещенности.

    В зрительной системе вследствие воздействия неблагоприятных факторов могут возникать различные нарушения. Под зрительны- ми нарушениями (дефектами зрения) подразумевается количествен- ная и качественная характеристика нарушенного зрения на фоне повреждений различных структур зрительного анализатора.

    Причины возникновения нарушений в зрительной системе весь- ма разнообразны. По своему происхождению нарушения зрения могут быть врожденно-наследственными и приобретенными. В свою очередь врожденно-наследственные нарушения зрения были обу- словлены причинами наследственного характера (наличием не- благоприятных генетических факторов, хромосомной патологи- ей), но могут быть и детерминированы различными отрицатель- ными воздействиями на плод в период внутриутробного развития и в момент рождения (интоксикацией плода, предродовыми и родовыми травмами, нарушением питания плода и др.).

    Приобретенные нарушения зрения могут оказаться следствием перенесенных в постнатальный период интоксикаций, травм, опухолей, инфекционных заболеваний (менингита, энцефалита, гриппа, туберкулеза и др.). Кроме того, значительные нарушения зрения вызываются заболеваниями глаз.

    По распространенности причин возникновения нарушений зрения у детей в качестве приоритетного фактора выступает врож- денно-наследственная патология (более 80% случаев), в то время как приобретенные нарушения зрения составляют приблизитель- но 20% случаев.

    И то, и другое могут вызывать заболевания прозрачных и пре- ломляющих сред глаза, сетчатки, зрительного нерва, поражения

    зрительных зон мозга и т.д. (первичные соматические нарушения), что, в свою очередь, неизбежно приводит к возникновению вто- ричных функциональных отклонений (снижению остроты зрения, сужению или выпадению частей поля зрения, нарушению свето- и цветоощущений). Наличие же вторичных функциональных от- клонений оказывает негативное влияние на развитие ряда психи- ческих процессов, таких, как ощущение, восприятие, представ- ление.

    Различают прогрессирующие и непрогрессирующие наруше- ния зрительного анализатора. При прогрессирующих нарушениях (глаукома, миопия, гиперметропия и др.) происходит постепен- ное ухудшение зрительных функций под влиянием патологиче- ского процесса.

    К непрогрессирующим нарушениям зрительного анализатора относятся некоторые врожденные его пороки (например, астиг- матизм). Причинами дефектов такого характера могут оказаться последствия некоторых заболеваний и глазных операций.

    Дефекты зрения характеризуются как по характеру нарушения (бинокулярный, монокулярный, монокулярно альтернирующий, одновременный), так и по степени потери зрения (слепота, сла- бовидение) и проявляются в виде нарушений различных зритель- ных функций.

    К основным зрительным функциям относятся: острота зрения, поле зрения, светоощущение, цветоощущение, бинокулярное зрение, глазодвигательные функции. Каждая из них формирует- ся прижизненно и достигает своего максимального развития к определенному возрасту. Зрительные функции в соответствии с возрастной эволюцией претерпевают бурное развитие в младен- ческом и раннем возрасте, которое продолжается и в дошколь- ном и школьном возрастах (Е.И.Ковалевский, Э.С.Аветисов и др.). Так, например, функция светоощущения достигает своего максимального развития лишь к 20-летнему возрасту (В.В.Вол- ков, А. М. Шамшинова).

    Острота зрения, являясь функцией центрального зрения, име- ет огромное значение как для познавательной, так и для практи- ческой деятельности человека, обеспечивая различение форм мел- ких деталей и опознание предметов. Под остротой зрения подра- зумевается способность глаза видеть раздельно две святящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. Ее мерой слу- жит тот минимальный зрительный угол, при котором можно оце- нить еще различимые глазом пространственные величины (В.В.Волков). Острота зрения обозначается десятичной дробью (0,2; 0,3 и т.д.). За нормальный ее показатель принимается спо- собность глаза различать детали объекта под углом зрения, рав- ным одной минуте, что свидетельствует о наличии остроты зре- ния, равной 1,0. Однако минимальной достаточной остротой зре-

    Снижение остроты зрения может быть вызвано нарушениями оптического (дефекты оптики глаза: аметропия, помутнение или дистрофические изменения его оптических сред) и сенсорного характера (расстройства механизмов световосприятия и обработки зрительных образов, обусловленные заболеваниями сетчатки, зри- тельного нерва и головного мозга).

    Снижение остроты зрения может вызвать слепоту или слабо- видение. Слепота - это отсутствие или снижение зрения, при котором невозможно или значительно ограничено зрительное вос- приятие окружающего. Под слабовидением понимаются разные степени нарушения центрального, периферического и цветового зрения (как в отдельности, так и в их совокупности), затрудняю- щие стабильное качественное получение и обработку зрительной информации, значительно осложняющие познавательную и прак- тическую деятельность человека.

    Снижение остроты зрения до слепоты и слабовидения отрица- тельно влияет на процесс узнавания предметов и изображений, на скорость зрительного восприятия, что, в свою очередь, нега- тивно сказывается на формировании предметных и пространствен- ных представлений, развитии образного мышления, регуляции движений, их точности, координации, соразмерности.

    Основными клиническими формами слабовидения являются нарушения рефракции, патология хрусталика, глаукома и др. Рас- пространенность слепоты и слабовидения среди населения России в настоящее время довольно велика. Так, по данным Е.С.Либ- ман, Е.В.Шаховой, распространенность слепоты и слабовидения на рубеже XX и XXI вв. составила 28,8 человек на 10 000 предста- вителей взрослого населения. Авторы отметили тенденцию значи- тельного роста зрительных нарушений в детском возрасте.

    Поле зрения является функцией периферического зрения и из- меряется в градусах. Под этим понятием подразумевается простран- ство, все точки которого одновременно видны при неподвижном взгляде одним или двумя глазами, что необходимо для ориенти- рования в пространстве и обнаружения предметов. В норме поле зрения двумя глазами (с соотнесением одновременно полученных двух изображений в единый зрительный образ) для белого цвета по горизонтали составляет 180°, а по вертикали - 110°.

    Серьезные нарушения поля зрения, которые так же, как и сни- жение остроты зрения, ведут к слепоте и слабовидению, могут быть связаны как с выпадением различных его участков (ското- мы), так и с сужением границ поля зрения (монокулярным или бинокулярным). Эти нарушения, снижая скорость, точность и це- лостность восприятия, создают затруднения как при ориентиров-

    ке в большом и малом пространстве, так и при выполнении раз- личных видов деятельности.

    Светоощущение, или световая чувствительность, являясь наи- более ранней функцией органа зрения, представляет собой спо- собность зрительной системы различать световые раздражители. Эта способность ребенка воспринимать свет с первых дней жизни оказывает стимулирующее влияние на развитие зрительной сис- темы в целом и служит основой для формирования всех ее функ- ций. Световая чувствительность глаза проявляется в виде абсолют- ной (величина минимального светового раздражения, которое может быть воспринято человеческим глазом) и различительной способности (определение минимальной разницы в яркости двух освещенных объектов). Кроме того, она характеризуется еще све- товой (скоростью приспособления органа зрения к более яркому свету) и темновой адаптацией (приспособлением органа зрения к условиям пониженного освещения). Нарушение светоощущения может сказываться в расстройствах как световой чувствительно- сти, так и в адаптации к условиям освещения. Наиболее часто встречающимся нарушением данной функции является расстрой- ство темновой адаптации (гемералопия, или куриная слепота), выражающееся в полной потере или затруднении ориентации в условиях пониженного освещения.

    Под функцией цветоощущения (цветовое зрение) понимается способность воспринимать волновую природу света, т.е. диффе- ренцировать его по длине волн, благодаря чему человек имеет возможность воспринимать не только ахроматические (белый, серый, черный), но и хроматические (цвета спектра) цвета. Вос- приятие всего многоцветия окружающей действительности игра- ет большую роль в познавательной, практической деятельности человека, в развитии эмоциональности, оказывает влияние на его настроение и работоспособность.

    Нарушение цветоощущения связано с выпадением какого-либо из трех элементов сетчатки, каждый из которых предназначен для восприятия одного из основных цветов (красного, зеленого, си- него), и может проявляться в виде цветоаномалии (различные сочетания цветослепоты и цветоаномальности, монохромозия или дальтонизм) или цветослабости. Нормально развитое зрение по своему характеру является бинокулярным (зрение двумя глазами с одновременным соединением полученных двух изображений в единый зрительный образ) и глубинным (способность различать отдаленность наблюдаемых предметов).

    Бинокулярное зрение обеспечивает пространственное, стерео- скопическое восприятие окружающего мира. Кроме того, благо- даря свойству бинокулярности улучшаются другие зрительные функции: острота и поле зрения. Нарушение данной функции выражается в замене бинокулярного зрения на монокулярное (ви-

    дение одним глазом), монокулярно альтернирующее (поперемен- ное зрение двумя глазами), одновременное (зрение двумя глаза- ми без слияния изображений в единый зрительный образ). Рас- стройства бинокулярного зрения приводят к возникновению труд- ностей в восприятии формы объемных предметов, в различении форм предметов на расстоянии, в правильном оценивании слож- ных предметных ситуаций и изображений.

    Глазодвигательные функции обеспечивают нормальную работу глаз, что проявляется в их подвижности и способности к тонким установкам, необходимым для любого точно действующего опти- ческого прибора, в качестве которого выступает орган зрения. Расстройство этих функций связано с нарушением правильного стояния глаз, возникающим в результате снижения уровня услов- но-рефлекторной координации их движений, и может проявляться как в виде косоглазия (сходящегося, расходящегося, паралити- ческого), так и в виде дефектов подвижности глаз и нистагма (спонтанных колебательных движений глазных яблок). Нарушение глазодвигательных функций обусловливает снижение скорости, точности, дифференцированности зрительного восприятия и спо- собствует возникновению трудностей в определении простран- ственного расположения предметов и в выполнении практичес- ких действий. Косоглазие может привести к изменениям свойств зрения, что может выразиться в замене бинокулярной способно- сти на монокулярно альтернирующее или одновременное зрение.

    Нарушение бинокулярного зрения может способствовать воз- никновению амблиопии (снижение остроты зрения без видимой анатомической и рефракционной основы). По происхождению амблиопия может быть врожденной и приобретенной. К приобре- тенным видам относятся: дисбинокулярная (развивается на фоне косоглазия), рефракционная и анизометрическая (характерна при аномалиях рефракции), обскурационная амблиопия (возникает на фоне врожденной или приобретенной катаракты, а также при нарушении прозрачных сред глаза и птозе - опущении века). По степени выраженности амблиопия делится на слабую (острота зрения не ниже 0,4), среднюю (острота зрения 0,3 - 0,2), высо- кую (острота зрения 0,1 - 0,05), очень высокую (острота зрения от 0,04 и ниже).

    Зрительный аппарат человека постоянно работает. Глаза способны улавливать оптические раздражители и перерабатывать их в нервные импульсы, которые передаются в кору головного мозга. В этом процессе задействованы глазодвигательные мышцы, оптическая система глаза, в структуру которой входит роговица, хрусталик, стекловидное тело и радужная оболочка. Если в одном из элементов глаза возникает сбой, может возникнуть ухудшение зрения. Также неправильная форма глаза вызывает развитие близорукости и дальнозоркости. Около 87% людей, страдающих нарушениями зрения, живет в развивающихся странах.

    Близорукость (миопия)

    При близорукости изображение фокусируется в зависимости от кривизны роговицы по длине глазного яблока. В результате больной практически не различает объекты, которые находятся на расстоянии. Чем выше степень миопии, тем слабее видит человек. Изображение фокусируется не не самой сетчатке глаза, а перед ним. Наиболее часто близорукость возникает у людей, которые часто работают за компьютером. Близорукость корректируют очками, линзами, в крайних случаях проводят операцию по исправлению зрения. В легких формах близорукость можно излечить специальными упражнениями для глаз.

    Офтальмологи выделяют три степени развития миопии:

    • слабую (до 3,0 диоприй включительно);
    • среднюю (от 3,25 до 6,0 D);
    • высокую (более 6 D).

    Близорукость может быть врожденной, также может возникнуть со временем. Сопровождается увеличением глазного яблока, что приводит к растяжению сетчатки. Чем сильнее степень близорукости, тем выше вероятность возникновения проблем, связанных с сетчаткой глаза.

    Дальнозоркость (гиперметропия)

    Дальнозоркостью называют нарушение рефракции, вызванное нарушением роговицы (кривизна), также может быть связана с маленьким размером глазного яблока. При заболевании изображение проецируется не на сетчатку глаза, а в плоскости за ней. При дальнозоркости человек может не различать четко удаленные объекты: если ухудшения зрения имеют высокую степень, изображение будет нечетким и вблизи, и вдали. Чаще всего дальнозоркость возникает у детей и является нормой. Она обусловлена недостаточным рамером глазных яблок и прозодит с возрастом. Но для адекватного контроля за процессом рекомендуются профилактические осмотры детей у окулиста. Врачи выделяют три степени развития гиперметропии:

    • слабую (до + 2,0 D);
    • среднюю (до + 5,0 D);
    • высокую (свыше + 5,00 D).

    При небольших отклонениях сохраняется высокая зоркость вдаль и вблизи, но возможны жалобы пациента на быструю утомляемость глаз, головную боль и головокружения. При средней степени гиперметропии зрение вдаль остается хорошим, а вблизи оно затруднено. Дальнозоркость может быть выявлена только при проведении тщательного диагностического обследования (при медикаментозном расширении зрачка хрусталик расслабляется и проявляется рефракция глаза ).

    Возрастная дальнозоркость (пресбиопия)

    Пресбиопией называют возрастное заболевание дальнозоркостью при котором ухудшается зрение на близких расстояниях. Человеку становится сложно читаь мелкий шрифт при плохом освещении, а также выполнять любую другую работу вблизи. Причинами возникновения заболевания могуть быть проблемы с хрусталиком глаза. С возрастом он утрачивает эластичность и в результате его способность увеличивать кривизну снижается. Способность глаза к аккомодации утрачивается. Помимо этого, в результате старения, мышцы организма, которые удерживают хрусталик, ослабевают. Это приводит к сбою работы глаза и человек начинает видеть предметы нечетко. Возможно самостоятельно определить симптомы развития пресбиопии.

    • глаза быстро устают;
    • размытые изображения;
    • трудность в рассмотрении предметов вблизи;
    • сложно читать, писать, вышивать;

    По данным симптомам можно с уверенностью определить нарушения зрения. В группу риска попадают люди с дальнозоркостью. Лазерная коррекция является распостраненным методом исправления пресбиопии.

    Астигматизм (цилиндр)

    Астигматизм считается одной из самых распатроненных причин низкого зрения. Он сочетается с близорукостью (миопический астигматизм) или дальнозоркостью (гиперметрический астигматизм). Возникает, как следствие не сферичной формы роговицы или хрусталика. При данном заболевании некоторые участки изображения фокусируются на сетчатке, а другие за или перед ней. В результате вместо нормального изображения человек видит искаженное. Окулисты различают роговичный и хрусталиковый астигматизм. Роговичный астигматизм прогрессирует быстрее, так как роговица обладает большей переломляющей способностью. Разница в преломлении самого сильного и самого слабого меридианов характеризует величину астигматизма в диоптриях. Направление меридианов будет характеризовать ось астигматизма, выраженную в градусах. Врачи различают всего три степени астигматизма:

    • слабый (до 3 D);
    • средний (от 3 до 6 D);
    • высокий (выше 6 D).

    По природе возникновения астигматизм разделяют на врожденный и приобретенный . Врожденный астигматизм встречается у детей и относится к "функциональному" (не влияет на остроту зрения и на развитие его бинокулярности). Приобретенный астигматизм появляется вследствие гизменений на роговице после травм, повреждений, хирургических вмешательств на глазах. Существует три способа исправления астигматизма: очки, контактные линзы и лазерная коррекция глаз.

    Амблиопия («ленивый глаз»)

    Заболевание при котором острота зрения одного или двух глаз снижается. Основной причиной развития заболевания является косоглазие. Один из двух глаз может быть практически не задействован в зрительном процесе. Поскольку глаза видят слишком разные картинки, мозг не может совместить их в одну объемную. Как результат: подавление работы одного глаза. У пациента с амбиолиец отсутствует бинокулярное зрение. Оно отвечает за возможность сопоставить два изображения в единое целое. Может возникнуть не только у людей с косоглазием, но и у тех, кто раньше не испытывал проблем со зрением. Заболевание прогрессирует, подавляя функции амблиоптического глаза. Лечение амблиопии может проходить по нескольким направлениям: тренировка амблиопичного глаза, правильная коррекция, устранение косоглазия.

    Профилактика нарушений зрения

    Обязательно запишитесь на осмотр к окулисту, если замечаете:

    • Ухудшение остроты зрения . При ухудшениях фокусировка на предметах усложняется, предметы выглядят расплывчато, часто один глаз начинает видеть хуже. Это можно проверить, поочередно закрывая глаза и оценивая четкость зрения.
    • Частичное ухудшение качества зрения . Может характеризироваться нечетким видением изображения перед собой, в одной стороне.
    • Боль, зуд, сухость в глазах. Ощущения зуда и жжения указывают на прогрессирующие нарушения и указывают на перенапряжение глаз. В этом случае может помочь быстрая экспресс-зарядка для глаз. Без профилактики возможны дальнейшие серьезные нарушения зрения.

    Врач-окулист сможет выявить возможные заболевания глаз при помощи современной компьютерной диагностики. Для профилактики дайте глазам отдых. Сократите время работы за компьютером и просмотр телевизора. Делайте иногда зарядку для глаз. Остановить ухудшение зрения помогут предупредительные меры:

    • Перерывы в работе каждые два часа по 10-15 минут. В это время можно сделать зарядку для глаз.
    • Полноценный сон для отдыха не только всего тела и психики, но и для глаз.
    • Витамины для зрения помогут снизить риски развития заболеваний.

    Зарядка для глаз

    Упражнение 1. Возьмите ручку и станьте возле окна. Держите ручку перед собой и поочерёдно переводите взгляд: сначала посмотрите на ручку, затем посмотрите вдаль в окно, на какое-то здание или дерево. Эффект упражнения в переключении зрения с ближнего на дальнее.

    Упражнение 2. Маятник. Сначала зафиксируйте ручку прямо перед собой, затем отведите её влево - сфокусируйте зрение, затем отведите в исходное положение - и опять сфокусируйте зрение, после чего отведите вправо - и опять сфокусируйте своё зрение на ручке.

    Два простых упражнения помогут отдохнуть глазам. Общая продолжительность каждого составляет 5-7 минут.

    Одно из важнейших чувств, которым наделено человеческое тело - это зрение. Благодаря ему человек обретает способность видеть мир вокруг себя, познавать его, учиться и изменять по своим желаниям и потребностям. Человек, лишенный зрения, оказывается в частичной изоляции - ему не доступны зрительные образы, он ограничен в восприятии. Такому человеку не суждено видеть улыбки родных, весенние цветы и осенний листопад, снег, зелень молодой травы и ясное летнее небо. Человек со слабым зрением или полностью слепой ограничен и в своей личной и профессиональной активности. Он не может заниматься многими видами спорта, а плохое зрение зачастую накладывает вето на желание стать военным, летчиком, моряком, водителем, получить многие другие специальности.

    Еще страшнее, если нарушение зрения обнаруживается у маленького ребенка. Чем эти нарушения серьезнее, тем труднее ему будет узнавать мир, учиться и развиваться.

    Но и для взрослого человека ухудшение зрения несет множество неприятных моментов. Необходимость носить очки, крайне неприятные болезни глаз, сильное искажение изображения, мешающее нормально видеть, читать и писать - все это в основном последствия нашего высокотехнологичного компьютерного образа жизни. Причин у того, что человек жалуется на нечеткое зрение, множество, но подавляющее большинство из них относится к приобретенным заболеваниям и состояниям.

    Плохое зрение - это очень широкое обобщенное название состояния, при котором возникает нарушение зрения, приводящее к изменению восприятия формы предмета, оценки расстояния до него. Когда наступает ухудшение зрения, человек жалуется на отсутствие четкости и резкости изображения, предметы «расплываются», теряют свои контуры, становятся мутными. Больной не может разобрать надписи, цифры, обозначения, если же сильно ухудшилось зрение, то зачастую испытывает трудности с передвижением и пользованием обычными бытовыми принадлежностями.

    Естественно, что снижение остроты зрения существенно сказывается на качестве жизни больного. Причем степень негативного влияния растет по мере снижения зрения. Так как причин у такого состояния много, важно точно поставить диагноз и по мере возможности вылечить основное заболевание или ликвидировать то, что провоцирует ухудшение зрения.

    Можно по-разному классифицировать причины, по которым появляется ухудшение зрения. Если акцентировать внимание на том, что его вызывает, то можно применить следующее деление:

    • Патологии органов зрения врожденного характера. Они могут быть обусловлены генетически, то есть быть наследственными, или же появляться вследствие различных нарушений формирования плода при внутриутробном развитии.
    • Патология элементов органов зрения приобретенного характера, причиной которой могут быть болезни глаз. К снижению качества и остроты зрения могут привести заболевания глаз различной природы, в том числе инфекционные.
    • Нарушение зрения, вызванное травмой глаз, близлежащих органов, мозга. Падение зрения часто бывает следствием сильных сотрясений мозга, ударов по голове, падений, повреждений глаз разнообразными предметами, после политравмы.
    • Поражения зрения, связанные с внешним воздействием: термическим, химическим и радиационным. Сюда относятся ожоги, вызванные химическими средствами, огнем или горючими жидкостями.
    • Ухудшение зрения, спровоцированное некоторыми патологиями или заболеваниями внутренних органов, например, высоким давлением или диабетом.
    • Внешние воздействия нефизического свойства: чтение книг с мелким шрифтом, при плохом освещении, лежа, в движущемся транспорте, слишком длительный просмотр телепрограмм, работа с компьютером, особенно различные игры, использование электронных устройств (смартфоны, планшеты, электронные книги).
    • Возрастные изменения. Чем старше человек, тем выше для него риск появления различных заболеваний глаз, а также снижения остроты зрения. У большинства людей с возрастом развивается так называемая пресбиопия, то есть возрастная дальнозоркость. Именно поэтому много немолодых людей свободно ориентируются на улице, но для чтения, просмотра телевидения или выполнения мелких работ вынуждены пользоваться очками.

    Классификация нарушений зрения не всегда имеет четкие границы, так как некоторые проблемы могут быть взаимосвязанными или же вытекать одна из другой.

    Иногда у человека могут проявляться симптомы стремительного ухудшения зрения. Это может свидетельствовать об очень опасных повреждениях в организме, например, об отравлении метанолом. При этом есть риск не только необратимого повреждения зрения или полной слепоты, но и летального исхода. При появлении угрожающих симптомов необходимо срочное обращение за медицинской помощью, вызов «скорой помощи».

    При нарушении зрения люди часто жалуются на то, что они не могут сфокусировать взгляд на очертаниях предметов. Чаще всего это говорит о наличии специфической проблемы с формированием двух фокусов, которое называется астигматизм. Она сопровождает множество дефектов зрения, может встречаться и при дальнозоркости, и при близорукости. Расфокусированное изображение возникает из-за того, что оптический фокус формируется не на сетчатке, а перед ней. При этом глаз получает не четкий, а расплывчатый сигнал, изображение принимает рассеянный вид, а зрение может сильно ухудшиться.

    Одна из самых частых проблем с остротой зрения у современной молодежи - это слишком частое использование компьютера. Если раньше причиной падения зрения было мерцание компьютерного экрана, то сейчас все большее влияние на остроту взгляда оказывает переутомление - множество людей, в основном детей и подростков, часами не отходят от компьютеров. Однообразные действия и фиксация взгляда на экране, замедление моргания и высыхание слизистых оболочек глаз зачастую становятся причинами того, что зрение начинает постепенно ухудшаться.

    Виды проблем со зрением

    Плохое зрение - проблема серьезная, она должна беспокоить не только тем, что человек не может рассмотреть какие-то детали, а еще и тем, что может сказываться на состоянии других органов. Длительное утомление глаз влечет за собой головные боли, спазмы сосудов головного мозга, головокружение, склонность к обморокам, мигрени и множество других крайне опасных и неприятных состояний и заболеваний. Если ухудшается зрение, необходимо обязательно искать причину того, почему появляются зрительные искажения, и лечить их. Это поможет не только предотвратить снижение остроты зрения, но и выявить некоторые другие заболевания.

    Классификация существующих нарушений зрения в разных странах различается, но в основном проводится деление по степени остроты зрения глаза, видящего лучше:

    • Почти норма - 20/30 - 20/60.
    • Умеренное нарушение зрения - 20/70 - 20/160.
    • Тяжелая форма падения зрения - 20/200 - 20/400.
    • Глубокая потеря зрения - 20/500 - 20/1000.
    • Почти полная слепота - свыше 20/1000.
    • Полная слепота - отсутствие восприимчивости к свету.

    Важно также учитывать возможную потерю периферического зрения.

    Виды нарушения зрения также накладывают свой отпечаток на проблему определения причины такого состояния, так как может иметься сочетание сразу нескольких факторов, например, наличие такого врожденного дефекта строения глаза, как , травмы, приведшей к снижению остроты зрения, а также заболевания органов зрения. Чтобы «докопаться» до причин, почему произошло помутнение зрения, придется пройти немало различных обследований и сдать много анализов.

    К наиболее часто встречающимся проблемам относится аметропия глаза. Это понятие включает в себя и дальнозоркость. У огромного количества населения планеты наблюдаются различные формы и степени аметропии. Идеальное зрение - большая редкость, чаще всего встречается зрение около 0 5, то есть минимальное отклонение от нормы. Врачи считают, что оптика до 1 не нуждается в коррекции, то есть в ношении очков или контактных линз, иначе может развиться амблиопия, или « ». При нем глаз, функции которого частично компенсируют очки, начинает «лениться» работать и зрение продолжает падать.

    Распространенные виды нарушений зрения дополняются огромным списком болезней. Иногда временная потеря зрения бывает связана с травмой. Например, при обмороке зрение восстанавливается не сразу, больной сначала начинает слышать, и только потом к нему возвращается возможность видеть. При ряде заболеваний появляется только нарушение сумеречного зрения, то есть восприятие снижается по мере уменьшения контрастности окружающих предметов.

    Несколько особняком стоит потеря зрения при сахарном диабете, или диабетическая ретинопатия. Это заболевание развивается постепенно и со временем может привести к полной слепоте, поэтому так важно своевременно диагностировать и лечить диабет. В группы риска попадают люди с отягощенной наследственностью и имеющие лишний вес, ожирение, даже если они пока что не имеют жалоб на зрение.

    Причинами ухудшения зрения, иногда катастрофического, могут быть и разнообразные болезни, например, или помутнение хрусталика глаза, и . Последнее заболевание неизлечимо и постепенно вызывает сильное снижение остроты зрения. Его развитие можно лишь притормозить специальными каплями и особыми методиками. Катаракту сейчас успешно оперируют, заменяя хрусталик на искусственный и возвращая людям возможность хорошо видеть.

    В последние десятилетия одной из наиболее распространенных причин ухудшения зрения стал компьютерный синдром. На начальных стадиях он вызывает сильное пересыхание слизистых оболочек глаз, которое успешно корректируется специальными каплями. Вызывается это состояние излучением компьютерного экрана и рефлекторным замедлением мигания. При этом глаза не получают достаточного количества влаги и страдают от этого. Появляется ощущение «песка в глазах», резь и болезненность. Со временем при большом объеме компьютерного времяпровождения зрение слабеет из-за постоянных перегрузок. В начале процесса падение можно предотвратить, если начать давать глазам отдых, дозировать работу с компьютером, почаще от него отвлекаться и использовать специальные глазные капли.

    Плохое зрение как социальная проблема

    Нарушение зрения постепенно перестает быть частной проблемой и выходит на уровень государственный. Из-за людей со слабым зрением случаются аварии на транспорте и на производстве, слабое зрение грозит ошибками при сложных и важных операциях и действиях, слабовидящие люди подвергаются намного большему риску, чем граждане с хорошим зрением. Особенно страдают дети - они лишаются возможности заниматься активными видами спорта, связанными с напряжением, сотрясениями или подъемом тяжестей.

    У психологически неустойчивых личностей, к которым относятся и подростки, и старики, снижение зрения с высоким риском полной или частичной его потери зачастую приводит к появлению серьезных расстройств психики вплоть до стремления к самоубийству. Государство должно предпринимать меры для того, чтобы снижение остроты зрения из-за болезни или травмы можно было лечить, а для работы с такими больными привлекать не только опытных офтальмологов, но и хороших психологов, а иногда и психиатров.

    А вот оказать влияние на компьютерный синдром под силу самому человеку. Родители должны следить, чтобы ребенок не проводил у компьютерного экрана более двух часов в сутки, не сидел в темноте с выключенным светом. Взрослые, в силу рода деятельности постоянно нагружающие глаза, также могут уменьшить влияние компьютера на зрение. Для этого можно носить специальные очки, пользоваться витаминными каплями и «искусственной слезой», а также почаще отрывать взгляд от экрана, меняя фокус зрения. Тогда слова «Не могу рассмотреть, что написано» не станут для вас неприятным и болезненным открытием, а хорошее зрение удастся сохранить до старости.

    Международная классификация нарушений зрения основана на оценке двух зрительных сенсорных функций: остроты зрения и поля зрения. Зрительное нарушение - это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и/или поле зрения менее 15 угл. град.

    В медицине существует несколько классификаций нарушений зрения у людей. Классификация нарушения в зависимости от остроты зрения.

    В качестве основной в медицине используется классификация нарушений зрения в зависимости от способности человека видеть.

    1. Слепота. Присуще полное отсутствие зрительных ощущений или остаточное зрение. При ношении очков отмечается максимальная острота зрения - 0,04 или только способность к светоощущению. Абсолютная или тотальная слепота. Характерно полное отсутствие зрительных ощущений или наличие светоощущения, форменное зрение с остротой от 0,005 до 0,04. Слабовидящая слепота. Острота зрения от 0,05 до 0,2. При таком зрении глаза выполняют свою информативную функцию.

    Классификация нарушений зрения в зависимости от времени появления дефекта.

    · слепорожденные. К ним относятся все рожденные с абсолютной слепотой или же ослепшие до возраста 3 лет;

    · ослепшие. Это люди, утратившие способность видеть в возрасте более 3 -х лет.

    В основе данной классификации нарушений зрения лежит наличие частичного или полностью отсутствующего представления об окружающем мире. Нарушения зрения при различных заболеваниях зрительной системы.

    Существует классификация видов нарушения зрительной функции в зависимости от причин появления дефекта:

    · расстройство рефракции. В этом случае изображение предмета не фокусируется четко перед сетчаткой;

    · расстройство аккомодации. Это неспособность четко рассмотреть все предметы, находящиеся на различном удалении;

    · расстройство периферического зрения. Отсутствует четкое изображение предметов, находящихся в движении или по бокам от глаз;

    · расстройство адаптационной способности глаз. Ухудшение зрение при изменении освещения.

    Данная спецификация нарушений зрения основывается на изменении способности человека видеть, но не при полном ее отсутствии.

    Причины нарушений зрения Врожденные:

    * вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп, токсоплазмоз и др.), нарушениями обмена веществ матери во время беременности;

    * наследственная передача некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.);

    * иногда обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями (такие нарушения проявляются не сразу).

    Приобретенные:

    * внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка;

    * в связи с повышением внутриглазного давления;

    * на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка;

    * недоношенные детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.

    Причиной атрофии зрительного нерва могут быть как наследственные, так и приобретенные аномалии. Иногда факторов, обуславливающих снижение зрения, может быть несколько.

    Анализ специальной литературы позволяет нарушения зрения условно разделить на глубокие и неглубокие.

    Г.В. Никулина (2002) предлагает следующую классификацию:

    К глубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота зрения и (или) поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую зрительную депривацию. В зависимости от глубины и степени нарушений перечисленных функций может наступить слепота или слабовидение.

    Неглубоким зрительным нарушениям относятся нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм); нарушения цветоразличения (дальтонизм, дихромазия); нарушения характера зрения (нарушения бинокулярного зрения); нарушения остроты зрения, связанные с расстройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия).

    Остановимся на наиболее характерных нарушениях зрения у детей школьного возраста.

    БЛИЗОРУКОСТЬ (миопия) характеризуется недостатком преломляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдаленные предметы, действия, а также то, что написано на классной доске. При чтении учащиеся приближают книгу к глазам, сильно склоняют голову во время письма, прищуривают глаза при рассматривании предметов -- это первые признаки развития миопии.

    Зрительные возможности детей с миопией при работе вблизи относительно велики. Однако непрерывная длительная зрительная нагрузка на близком расстоянии должна быть не более 15--20 мин. Различают три степени миопии: слабая степень -- до 3 D; средняя -- от 3 до 6 D; высокая степень -- свыше 6 D. При высокой степени миопии наблюдается отслойка сетчатой оболочки глаза. Часто причиной отслойки сетчатки является травма, чрезмерная физическая нагрузка, сотрясение тела и пр.

    С. И. Шкарлова, В. Е. Романовский (2000) выделяют две группы факторов, способствующих возникновению и прогрессированию миопии.

    1-я группа -- факторы, характеризующие общее состояние организма; перенесенные заболевания; хронические интоксикации; наследственность.

    2-я группа -- факторы, объединяющие неблагоприятные условия зрительной работы на близком расстоянии: недостаточное освещение; неправильная посадка во время письма и чтения; нерациональная мебель в школе и дома; неправильный режим дня и другие гигиенические факторы.

    Э. С. Аветисов, Ю. И. Курпан, Е. И. Ливадо (1980) отмечают, что близорукость встречается в 4 раза чаще в тех семьях, где она прослеживалась в ряде поколений. Одним из факторов развития близорукости является ослабленная склера -- внутриглазное давление. Оно может возникнуть в результате общих заболеваний организма и эндокринных нарушений.

    В настоящее время близорукость имеет достаточно широкое распространение и обусловлена повышенными зрительными нагрузками, социальными и географическими аспектами .

    ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ (гиперметропия) характеризуется тем, что фокус параллельных лучей после их преломления в глазу оказывается лежащим позади сетчатки. У новорожденных глаза, как правило, дальнозоркие. В результате роста глаза размер глазного яблока увеличивается, и к 10 годам глаза становятся соразмерными, а если развитие глаза отстает, то он становится дальнозорким. При этом функциональные возможности зрительной системы при работе вблизи хуже, чем у близоруких. Дальнозорким детям приходится чрезмерно напрягать свой аккомодационный аппарат, напряженная зрительная работа вызывает у них зрительное утомление, которое проявляется в виде головной боли, тяжести в глазах, в области лба, а иногда в головокружении, буквы при чтении сливаются, становятся неясными.

    Все эти явления обусловлены переутомлением ресничной мышцы.

    Различают три степени дальнозоркости: слабая степень -- до 3 D; средняя -- от 3 до 6; высокая -- свыше 6 D. Острота зрения при слабой и средней степени в большинстве случаев бывает нормальной. Но при высокой степени дальнозоркости у детей отмечается плохое зрение как вдаль, так и вблизи, зрачок сужен, размеры глаза уменьшены. При высокой степени дальнозоркости часто развивается сходящееся косоглазие.

    Дальнозоркость корригируется оптическими линзами. Раннее выявление, очковая коррекция и специальные упражнения для снятия зрительного утомления могут предупредить возникновение косоглазия.

    Поскольку дальнозоркость не сопровождается органическими поражениями глазного дна, страдающие дети не имеют противопоказаний к физическим нагрузкам.

    КОСОГЛАЗИЕ характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. У этих детей наблюдается периферическое зрение, снижение остроты зрения косящего глаза, значительно снижена или нарушена восприимчивость предметов двумя глазами и способность сливать их изображения в единый зрительный образ.

    Причинами возникновения могут быть: наследственность, поражение центральной нервной системы, различные аномалии рефракции глаза, психическая травма (испуг), острые инфекционные заболевания, чрезмерная зрительная нагрузка и т. д. Принято различать содружественное и паралитическое косоглазие. При содружественном косоглазии подвижность глазных яблок не ограничена. Этот вид косоглазия встречается значительно чаще, чем паралитическое. Оно может быть постоянным или периодическим, сходящимся (глазное яблоко отклонено кнутри носа), расходящимся (глазное яблоко отклонено к виску), односторонним (монокулярным), перемежающимся (отклоняется попеременно то один, то другой глаз). Содружественное косоглазие появляется в большинстве случаев в возрасте от двух до четырех лет.

    АСТИГМАТИЗМ -- сочетание в одном глазу разных видов рефракций или разных степеней рефракции одного вида. Симптомы астигматизма: выраженные явления зрительного утомления, головные боли, блефароконъюктивиты, реже -- хроническое воспаление краев век. Причинами развития астигматизма могут быть: ранение глаза, оперативные вмешательства на глазном яблоке, болезни роговицы.

    Глаз человека имеет два глазных взаимно перпендикулярных меридиана: с наибольшей преломляющей способностью и с наименьшей преломляющей способностью. По силе преломления на протяжении меридиана различают: а) правильный астигматизм -- имеет одинаковую преломляющую силу на протяжении всего меридиана; в большинстве случаев -- это врожденная или наследственная патология; б) неправильный астигматизм -- развивается за счет выше перечисленных причин, характеризуется изменениями на разных отрезках одного меридиана, практически не поддается коррекции.

    НИСТАГМ (дрожание глаз) самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. По направлению он может быть горизонтальным, вертикальным и вращательным; по виду -- маятникообразным, толчкообразным и смешанным. Причины возникновения нистагма: поражения таких участков мозга как мозжечок, гипофиз, продолговатый мозг и др. Нистагм, как правило, не доставляет беспокойства детям, но они испытывают нечеткость восприятия даже при достаточно высокой остроте зрения, слабость зрения, которая плохо поддается исправлению. Терапия нистагма осуществляется с помощью очковой коррекции (при наличии аномалий рефракции), плеоптического лечения, укрепления аккомодационного аппарата, медикаментозного лечения, которое может привести к частичному снижению амплитуды нистагма, повышению зрителыых функций.

    Амблиопия -- понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Часто возникает вследствие вынужденного бездействия глаза при косоглазии и нарушении бинокулярного зрения. При амблиопии не наблюдаются органические нарушения, однако в некоторых случаях он может привести к амоврозу (полной слепоте)

    У незрячих детей чаще всего встречаются частичная атрофия зрительного нерва или полная атрофия зрительного нерва Катаракта -- помутнение хрусталика глаза, что приводит к значительному снижению остроты зрения.

    Глаукома -- повышение внутриглазного давления, которое, в свою очередь, приводит к повышению внутричерепного давления

    Ретролентальная фиброплазия -- заболевание, при котором за хрусталиком образуется плотная мембрана из соединительной ткани и отслоенной сетчатки в результате токсического действия 80--100% кислорода, который дают недоношенным детям, что вызывает частичную или полную отслойку сетчатки Чаще всего ретролентальная фиброплазия заканчивается слепотой Это заболевание на современном этапе занимает второе место из общего числа глазных заболеваний у детей

    У незрячих детей также отмечаются такие нарушения зрения, как снижение функций зрительного анализатора, поражение органа зрения или глаза в целом, опухоли мозга или глаза (решинобластома).

    Оптическая система глаза человека состоит из различных элементов, которые преломляют световые лучи, после прохождения по различным средам отклоняющиеся от своей траектории, и механизмов, отвечающих за надлежащую фокусировку изображений на сетчатке: когда эти механизмы перестают функционировать должным образом, появляются проблемы со зрением.


    Для четкого восприятия предмета необходимо, чтобы его изображение формировалось на сетчатке, иначе человек будет видеть предмет нечетко. В оптическую систему глаза входят прежде всего роговица и хрусталик, по своей природе приспособленные для созерцания далеко расположенных предметов. Для того чтобы рассмотреть предмет, находящийся далее чем в пяти метрах от глаза, хрусталик должен принять сплющенную форму - тогда лучи света, исходящие от далеко расположенных предметов, попадут в его фокус и на сетчатке появится их четкое изображение. При рассматривании предметов, расположенных ближе, если форма хрусталика не изменится, изображение на сетчатке будет расплывчатым. Этого не происходит, поскольку глаз располагает механизмом аккомодации хрусталика, суть которого такова: когда человек смотрит на близкий предмет, цилиарная мышца сокращается и хрусталик меняет свою форму, становится выпуклым - световые лучи, исходящие от предмета, фокусируются на сетчатке.


    Близорукость - это дефект зрительной рефракции (преломления), из-за которого лучи света, исходящие от предметов, расположенных далеко, фокусируются перед сетчаткой и как следствие человек видит их нечетко. Это происходит потому, что глазное яблоко имеет больший диаметр, чем в нормальном состоянии. Близорукость можно легко корректировать, используя вогнутые оптические линзы или нося очки с такими линзами, - они увеличивают фокус глаза, благодаря чему изображение дальних предметов попадает точно на сетчатку. Также сегодня для коррекции зрения можно прибегнуть к хирургическим методам: с помощью лазера изменить кривизну роговицы, а с ней и способность к преломлению лучей хрусталиком.


    Дальнозоркость - это дефект зрительной рефракции, из-за которого лучи света, исходящие от предметов, расположенных близко, фокусируются за сетчаткой и как следствие человек видит их нечетко. Это происходит потому, что глазное яблоко человека имеет меньший диаметр, чем в нормальном состоянии. Дальнозоркость можно легко корректировать, используя выгнутые оптические линзы или нося очки с такими линзами, - они уменьшают фокус глаза, благодаря чему изображение близких предметов попадает точно на сетчатку.


    Астигматизм - это нарушение зрения, происходящее из-за нарушения кривизны роговицы и провоцирующее появление
    искаженного изображения предметов на сетчатке. Здоровая роговица имеет полусферическую форму, и кривизна всех ее меридианов практически одинакова: световые лучи, пересекающие роговицу, собираются в одной плоскости и позволяют получать четкое изображение и форму предмета. При астигматизме, когда кривизна роговицы по меридианам неодинакова и нарушена осевая симметрия, световые лучи, проникая через роговицу, проецируются в разных плоскостях на сетчатке, - это является причиной того, что человек видит предметы искаженно. Астигматизм корректируется с помощью цилиндрических линз, которые отклоняют в сторону световые лучи на нужной оси, тогда как на другие они не влияют.

    Состояние глаза и сама способность видеть могут ухудшиться вследствие самых различных причин. Ухудшение зрения и заболевания глазного яблока могут иметь разные степени тяжести и последствия; некоторые из них встречаются часто, другие очень редко, но все их объединяет одно; из-за болезней глазного яблока наше зрение ухудшается и мы получаем меньше информации из окружающего мира.


    Это нарушение заключается в утрате параллельности глазных осей, благодаря которой глаза направлены на один объект, то есть одна глазная ось постоянно отклонена от другой. Проблема заключается в парализации или отсутствии координации внешних мышц глаза, которые отвечают за его движения и позволяют мозгу получать дополняющие образы от обоих глаз. Последствия косоглазия зависят от возраста, в котором оно появилось у человека. Когда косоглазие появляется в зрелом возрасте, из-за него возникает двойное зрение, поскольку в каждом глазу формируется различный образ и мозг не может слить их в одно изображение. Когда косоглазие появляется в детстве, из-за него не развивается двойное зрение, поскольку механизм, позволяющий мозгу объединять изображения двух глаз, еще не сформировался, он формируется в течение первых лет жизни: если мозг получает два совсем разных образа, он «устраняет» один из образов и интерпретирует сигнал, идущий лишь от одного глаза. Вначале два глаза имеют способность к восприятию окружающего мира, но со временем, если косоглазие не лечить, отклоняющийся глаз теряет свою способность к восприятию окружающих объектов, то есть к зрению вообще.

    Подвижность каждого глаза зависит от шести глазодвигательных мышц, находящихся в глазном яблоке. Чтобы два глазных яблока двигались в одном направлении, у глазодвигательных мышц должна быть отличная координация. Например, для боковых движений глазами нужно, чтобы внутренние латеральные прямые мышцы напряглись, а наружные расслабились, а затем наоборот.


    Чтобы решить проблему косоглазия, нужно «тренировать» слабые глазодвигательные мышцы: такое лечение, называемое ортотопическим, во многих случаях позволяет достичь параллельности двух глазных осей.


    Это врожденное нарушение цветового зрения, характеризующееся неспособностью различать определенные цвета. Фоторецепторы, чувствительные к цветам, - колбочки, разделяются на три типа, каждый из которых способен различать только один основной цвет: красный, зеленый или синий. У здорового человека одновременная и частичная стимуляция трех видов колбочек позволяет различать широкий цветовой спектр. При дальтонизме у человека полностью отсутствует один из видов колбочек, именно поэтому он не может различать цвета, к которым чувствительны отсутствующие колбочки. Зачастую дальтоники не могут отличить красный цвет от зеленого. Для выявления этого отклонения используются карточки с разноцветными точками на них: точки одного цвета составляют буквы или цифры - люди с нормальным зрением могут различить символы на карточках, тогда как для дальтоников они остаются незамеченными, поскольку они путают цвета и ошибочно их интерпретируют.


    Катаракта - это помутнение хрусталика с последующей потерей прозрачности, присущей хрусталику здорового глаза; ее проявления - уменьшение остроты зрения вследствие возникновения и расширения затемненной зоны. Любое ухудшение состояния составляющих хрусталика может спровоцировать образование затемненной зоны, которая может появиться в центральной части (ядерная катаракта) хрусталика или в периферической (корковая катаракта), что отразится на зрении. Иногда катаракты бывают врожденными, но в подавляющем большинстве случаев это возрастное заболевание, развивающееся вследствие трансформаций, происходящих с хрусталиком по прошествии лет; основная причина этого - утрата хрусталиком водянистого содержимого и уплотнение тканей. Единственным способом лечения является хирургическое вмешательство.