Минимальная мозговая дисфункция - заболевание психоэмоциональной и поведенческой сфер. Эта патология возникает из-за нарушений в головном мозге ребенка, которые появились во время родов или беременности, а также вследствие неправильного воспитания. Заболевание характеризуется ухудшением внимания, поведения, памяти и двигательной активности. Коррекция болезни осуществляется при помощи препаратов, психотерапии, работы психологов, педагогов и логопедов.

Минимальная мозговая дисфункция: описание заболевания

Минимальная мозговая дисфункция (ММД , МЦД) - комплекс нарушений психоэмоциональной сферы, который возникает по причине недостаточности ЦНС (центральной нервной системы). Этот недуг появляется у детей и характеризуется расстройствами поведения и эмоций, а также вегетативных функций. Причинами возникновения этого заболевания считаются поражение участков коры головного мозга и аномалии центральной нервной системы. Факторами развития этого недуга являются острые вирусные болезни и обострения различных соматических патологий матери, которые сопровождаются длительной интоксикацией организма.

К причинам возникновения относятся плохое питание, нарушения обменных процессов. Патологии беременности, неблагоприятная экологическая обстановка, вредные привычки, недоношенность плода также влияют на развитие ММД. Спровоцировать это заболевание могут стремительные роды, нейроинфекции. В возрасте 3-6 лет ММД может быть следствием воспитания в неблагополучной семье.

Основные клинические проявления

Первые симптомы этого синдрома у детей могут развиваться после родов, в дошкольном и школьном возрасте. Для каждой категории существуют свои специфические клинические проявления. Признаки ММД в первый год жизни ребенка характеризуются неврологическими симптомами. При заболевании нарушения происходят в следующих сферах:

  • внимание;
  • речь;
  • память;
  • двигательная сфера;
  • поведение;
  • эмоции;
  • ориентировка в пространстве.

У новорожденных отмечается нарушение тонуса скелетных мышц - тремор и гиперкинезия (внезапно возникающие непроизвольные движения в одной или группе мышц). Симптомы проявляются спонтанным образом. Они не связаны с эмоциональным фоном ребенка, в некоторых случаях усиливаются при плаче. Отмечаются нарушения сна и аппетита. У детей возникают патологии зрительной координации и задержка в психическом развитии. В 8-12 месяцев появляются нарушения манипуляции с предметами. Развиваются патологии функций черепно-мозговых нервов и повышение внутричерепного давления.

По причине чрезмерной возбудимости стенок желудочно-кишечного тракта отмечается чередование диареи и запоров. Обнаруживаются частые срыгивания и рвота. В возрасте 1-3 лет ММД характеризуется высокой активностью и возбудимостью. Отмечаются резкое снижение и потеря аппетита, а также нарушение сна, которое характеризуется долгим засыпанием, беспокойным поведением и ранним пробуждением.

У таких детей наблюдаются медленная прибавка в весе, запоздалое развитие речи, нарушение чтения и энурез. В возрасте 3 лет пациенты отличаются неуклюжестью, высокой утомляемостью, импульсивностью и негативизмом. Такие дети могут долго находиться в неподвижном состоянии и концентрироваться на каком-то задании или игре. Они легко отвлекаются и совершают большое количество бесполезных и хаотичных движений. Дети с трудом переносят яркий свет, сильный шум, духоту в помещениях и жаркую погоду. Их укачивает в транспорте, быстро возникает тошнота с рвотой. У детей отмечаются проблемы в школе из-за их поведения.

Наибольшая выраженность минимальной мозговой дисфункции отмечается у пациентов при их первом попадании в коллектив (4-6 лет). У таких детей наблюдаются высокая возбудимость, повышенная двигательная активность или заторможенность. У них рассеянное внимание и нарушения памяти. Они с трудом осваивают школьную или детсадовскую программу. Дети не могут полностью сформировать навыки письма, чтения. Отмечаются нарушения счета (акалькулия). Ребенок акцентирует внимание на своих неудачах, развиваются заниженная самооценка и неуверенность в себе. Дети растут эгоистами и склонны к уединению. Отмечается предрасположенность к конфликтам. Дети часто отказываются от обещаний, которые дают. В коллективе ребенок стремится занять позицию лидера или полностью отстраниться от других. В результате этого могут появиться нарушения социальной адаптации, психические отклонения и ВСД (вегетососудистая дистония).

У больных детей отмечается лабильность (перепады) настроения, вспышки агрессии и гнева. В большинстве случаев они путают «право» и «лево», пишут буквы зеркально. Отмечаются сложности механического запоминания.

У детей наблюдаются нарушения мелкой моторики и артикуляции. Они плохо воспринимают чужую речь и не усваивают информацию на слух. У грудничков отмечаются повышенная капризность, заболевания желудочно-кишечного тракта и судороги. Следствием минимальной мозговой дисфункции у детей школьного возраста является синдром дефицита внимания и гиперактивности. Последствиями ММД у взрослых людей является раздражительность, резкая смена настроения, импульсивность в поведении. Отмечаются трудности в усвоении навыков. Пациенты жалуются на неловкость движений.


Диагностика

Диагноз ММД устанавливается на основе анамнеза, лабораторных и инструментальных способов исследования. Сведения, полученные от пациента, позволяют выявить возможные причины и определить первичные симптомы, а в возрасте от 3 до 6 лет - динамику клинических проявлений и их выраженность. Для верного установления диагноза существуют определенные критерии:

  • первое появление симптомов до 7 лет;
  • сохранение на протяжении полугода (минимум);
  • возникновение симптомов как минимум в двух социальных сферах.

При обследовании новорожденного большое внимание уделяется проверке рефлексов. Детям школьного возраста для установления диагноза рекомендуется осуществить осмотр психолога и пройти психодиагностические методики, такие как тест Векслера, «Лурия - 90 ». Общие лабораторные исследования результатов не дают.

Для оценки состояния головного мозга, центральной нервной системы и мозгового кровообращения проводятся электро-, рео-, эхоэнцефалография, компьютерная и магнитно-резонансная томографии. Последние два метода помогают определить снижение объема коры головного мозга в лобной и теменной области, уменьшение размеров мозжечка. Чтобы исключить переломы, необходим рентген костей черепа.

Нужна дифференциальная диагностика. Этот вид исследования зависит от возраста ребенка и дебюта заболевания. Он осуществляется с такими заболеваниями, как:

  • черепно-мозговые травмы;
  • нейроинфекции;
  • детский церебральный паралич;
  • шизофрения.

В первые годы жизни дети требуют особого внимания: именно в этот период напоминают о себе разного рода . Обычно они вполне укладываются в «стандартный» список, в котором фигурируют ОРЗ, ветрянка и другие хвори. К сожалению, у порой диагностируют и более серьезные нарушения, которые требуют особого подхода. Рассмотрим одну из таких проблем, узнав, что такое минимальная мозговая дисфункция, как она проявляется у детей, и что нужно для эффективного лечения.

Краткая характеристика

Другие названия - гиперкинетический хронический мозговой синдром либо детская энцефалопатия в легкой форме.


Как проходит диагностика

Курс диагностики прямо зависит от возраста ребенка. Если для карапузов 1–1,5 лет от роду может оказаться информативной обычная проверка рефлексов, то после 5 лет она не дает результатов и ее заменяют психодиагностикой.

Окончательно установить диагноз помогают следующие пробы и осмотры:

  • электроэнцефалограмма (ЭЭГ);
  • нейросонография, которая проводится в возрасте до 1 года через младенческий родничок;
  • реоэнцефалограмма или «эхо». Ультразвук, проходя через все участки мозга, позволяет выявить изменения в его структуре;
  • компьютерная томограмма либо МРТ, определяющие объемы коры и целостность фронтальных частей мозга;
  • тесты по системе Векслера или Гордона. Эти задания дают полную картину психосоматического состояния ребенка.
Собираясь в поликлинику, для начала посетите педиатра, который выпишет направление на обследование либо отправит вас к невропатологу, неврологу или остеопату. Может потребоваться и визит к массажисту, который «прощупает» малыша (часто проблемы с кровоснабжением обнаруживаются именно такими специалистами).

Важно! МРТ назначаются только по необходимости - громкие звуки, издаваемые аппаратурой при обследовании, могут напугать ребенка.

Обязательный атрибут любой поликлиники - общий крови и мочи - в данном случае ощутимой пользы не даст. А вот рентген черепа может оказаться полезным (если до этого момента он не делался вообще).

Если все эти процедуры указывают, что у ребенка наблюдается именно ММД, не отчаивайтесь, ведь это излечимо, и от диагноза можно избавиться, не прибегая к сложным манипуляциям.


Диагноз ММД: лечение

В общих чертах схема лечения выглядит так: врачи, исходя из состояния ребенка, назначают препараты и дозировки и, по мере необходимости, физиотерапию.

Немало зависит и от родителей, которые должны не только проконтролировать прием лекарств, но и создать в семье благоприятную атмосферу.

Курс препаратов назначается для того, чтобы нейтрализовать отдельные симптомы. Он может отличаться для каждого конкретного случая, но в рецептах чаще всего встречаются:

  • седативные составы по типу «Диазепама», «Седуксена» или «Релиума»;
  • снотворные («Нитразепам», «Эуноктин», «Труксал»);
  • стимуляторы (главным образом «Метилфенидат»);
  • антидепрессанты либо транквилизаторы назначаются гораздо реже. Предпочтение отдают не особо сильным «Тиоридазину», «Амитриптилину» или их аналогам;
  • в качестве дополнения выступают витаминные комплексы и успокоительные препараты на основе растений. Их дозы и частота приема тоже назначаются лечащим врачом.

Знаете ли вы? Если группа крови у ребенка не совпадает с «материнской» или «отцовской» - это отнюдь не повод для ревности. Дело в том, что это число может оказаться…их суммой! К примеру, у пары с группами I и II вполне реально появление крохи с третьей группой.

Курс физиотерапии обычно сводится к таким процедурам:

  • массаж;
  • лечебная физкультура (комплекс ЛФК подбирают индивидуально);
  • гидрокинезотерапия для детей постарше. Это не что иное, как водная гимнастика, помогающая восстановить координацию;
  • если маленький пациент быстро идет на поправку, в программу включают элементы подвижных игр или бег (такие занятия окончательно закрепляют результат).


Лечение ММД у разных по возрасту детей будет успешным только при участии родителей. С их стороны требуется:

  • составление распорядка дня и контроля за его выполнением. Особое внимание уделяют подъему и отходу ко сну - эти действия во многом синхронизируют работу ЦНС;
  • обеспечение ребенку дневного сна, который очень нужен и без того слабенькой нервной системе;
  • общение с ребенком, заранее предупреждать его о приходе гостей или няни, поездке за город или походе в цирк. То есть, малыш должен знать о ближайших переменах, которые его ждут - резкая смена обстановки будет только во вред;
  • постепенное расширение круга общения. Но и здесь имеются нюансы. Гости - это отлично, но их приход не должен сказываться на графике дня. Что касается игр с ровесниками, то о них стоит на время забыть, предпочтя общение с уравновешенными детьми более старшего возраста;
  • как можно меньше времени проводить у компьютера или экрана. Делайте акцент на умеренную физическую активность;

Важно! «Грузить» таких детей гантелями или штангами нельзя. Вместо этого лучше предпочесть совместный бег или велопрогулки (если возраст не позволяет, можно просто активно махать руками и ногами).

  • уделить время на посещения бассейна или спортплощадки (если педиатр с неврологом дали на это «добро»). Идеально, чтобы такие занятия проходили в присутствии папы;
  • разрабатывать мелкую моторику, показывая упражнения и следя за их выполнением;
  • и, конечно же, контролировать свои эмоции. Выяснение отношений между родителями будет не лучшим фоном для лечения (дети тонко чувствуют любые неурядицы в семье, что тут же сказывается на их психике).
Еще раз напомним о недопустимости самолечения - для выздоровления нужна как минимум консультация врача.


Возможные осложнения

Они довольно редки, но это не означает, что на лечение можно смотреть сквозь пальцы. Недосмотр со стороны родителей или же врачебные «промахи» могут вылиться в серьезные последствия вроде:

  • вегето-сосудистой дистонии или усугубления проблем с кровотоком;
  • усложненной адаптации в обществе (ребенок становится нелюдимым);
  • в силу той же причины могут проявляться неуверенность в своих силах или стабильно наблюдаемый пессимизм;
  • передозировка стимуляторов способна вызывать агрессию;
  • неправильный баланс препаратов или же чрезмерные нагрузки только усиливают усталость, тем самым затрудняя освоение учебной программы.

Знаете ли вы? Каран Сингх попал в Книгу рекордов Гиннесса благодаря своему росту. Уже в 2 года этот мальчик дорос до 130 см (при весе в 42 кг). Во многом это «заслуга» мамы - у нее эта цифра составляет не менее впечатляющие 2,20 м.

К счастью, такие последствия на практике встречаются очень редко, и дети выздоравливают без осложнений.

Прогноз

Прогнозы довольно оптимистичны - до 50 % детей с таким диагнозом попросту «перерастают» этот недуг уже в подростковом или более зрелом возрасте. При этом медикаментозное лечение сводится к минимуму, а основной упор делается на физиотерапию и физкультуру.

Еще один частый вариант - болезнь «утихла», но отдельные признаки периодически проявляются. Это может выражаться в резкой смене настроения, неуверенности в своих силах или отсутствии контакта с другими людьми. Все это неприятно, но сотрудничество с врачами иди психологами поможет избавиться от подобных проблем.


«Остаточные» проблемы с психикой после лечения дисфункции - большая редкость (единичные случаи отмечаются только у взрослых людей, не брезгующих вредными привычками).

Не забываем и о профилактике.

Профилактика

В силу своей природы, ММД легче предупредить. Правда, это потребует усилий не только со стороны ребенка, но и матери (да-да, еще при беременности).

  • рациональный режим дня и приема пищи;
  • своевременное лечение патологий, которые со временем могут перерасти в более серьезные проблемы;
  • отказ от нездоровых привычек (в том числе и переедания);
  • умеренные физические нагрузки, включающие упражнения на координацию;
  • очень важна благожелательная атмосфера в семье.

Для полной уверенности в здоровье стоит периодически проходить медосмотры (это касается как будущих мам, так и уже родившихся детей).

Исключаются самолечение и разного рода народные рецепты - никаких «травок», только консультации специалистов.

Теперь вы знаете, что такое минимальная дисфункция мозга у детей. Надеемся, эти данные пригодятся нашим читателям разве что в ознакомительных целях, и такие проблемы обойдут стороной. Здоровья вашим семьям!

Минимальная мозговая дисфункция встречается у детей достаточно часто. По разным данным, минимальная мозговая дисфункция страдают от 2 до 25 % детей. Под минимальной мозговой дисфункцией подразумевают ряд состояний у детей неврологического характера: нарушение координации движений, эмоциональная лабильность, небольшие речевые и двигательные нарушения, повышенная отвлекаемость, рассеянность, нарушения поведения, трудности в обучении и др.

Не понятно? Ничего, сейчас мы с вами эту абракадабру попытаемся расшифровать.
Сразу оговоримся, что врачи могут «обозвать» ММД самыми разными диагнозами: гиперактивность, дефицит внимания, хронический мозговой синдром, органическая мозговая дисфункция, легкая детская , задержка психомоторного развития и др. Кроме того, дети с ММД являются предметом пристального внимания психологов, педагогов, дефектологов, логопедов, как дети, трудно обучаемые или педагогически запущенные. У каждого ребенка проявления ММД могут быть свои, но в основе всего - некогда пережитые вредные воздействия, немного повредившие головной мозг.

Причины минимальной мозговой дисфункции у детей

К незрелости мозга на момент рождения или нарушению обменных процессов головного мозга приводят различные факторы.

Факторы, действующие до рождения ребенка:

  • Наследственная предрасположенность. Кто-то из близких родственников ребенка страдает подобными расстройствами.
  • Патология беременности и родов:

Недоношенность.
- Болезни и токсикозы беременной.
- Угроза прерывания беременности.
- Плохое питание во время беременности. Анемия беременной.
- Гипоксия плода и асфиксия новорожденного.
- .
- Патология родов (скорые роды, слабая родовая деятельность и др.).

Факторы, действующие в раннем детстве:

  • Недоедание в раннем детстве.
  • Заболевания, перенесенные в раннем детстве, особенно те, при которых мозг испытывает постоянный дефицит кислорода. Например, когда больные легкие не могут полноценно обогатить кровь кислородом. Или врожденный , когда ущербная сердечная деятельность не способна обеспечить достойный кровоток в мозге. И другие.

Симптомы минимальной мозговой дисфункции у детей

Проблемы у детей, связанные с ММД, расцветают пышным цветом в период подготовки к школе и в начальной школе, когда обнаруживается, что ребенок, как оказывается, совершенно не способен учиться: плохо запоминает, отвлекается, отвратительно пишет, да к тому же и характером обладает несносным. Учителя и родители бьются над неуправляемым чадом, а оно их мучит: уговоры и воспитательные беседы о пользе знаний не приносят успеха.

Итак, у ребенка с ММД встречаются следующие особенности:

Повышенная двигательная активность, сочетающаяся с неловкостью. Дети неусидчивы, непоседливы, долго не могут выполнять одну работу. Их все время куда-то несет, они могут громко кричать, бесцельно бегать в неподобающей обстановке (например, вскакивать и начать ходить посреди урока или бесцеремонно перебивать взрослых во время серьезного разговора). Они неуклюжи и «сбивают все углы» на своем пути, могут быть неустойчивы при ходьбе, и легко падать, а уж если что-то попадает в их руки, непременно оказывается сломанным. Эти проявления носят название гиперактивность. Нередко гиперактивность сочетается с дефицитом внимания.

Дефицит внимания. Сразу возникает аналогия с тем, что ребенку не хватает внимания со стороны взрослых, поэтому он такой запущенный. Да, действительно, внимания ему не хватает, только своего собственного. Такие дети очень легко отвлекаются на любые раздражители, не могут сосредоточиться на чем-либо, рассеянны, им сложно дается запоминание.

Нарушения сна. Обычно дети плохо спят, часто просыпаются, вскрикивают во сне.

Особенности характера. Настроение ребенка быстро меняется и легко переходит от приподнятого к депрессивному (эмоциональная лабильность). Иногда у него возникают беспричинные вспышки ярости и гнева, причем не только к окружающим, но и к себе. Ребенок инфантилен, предпочитает играть с детьми младшего возраста.

Нарушения мелкой моторики. У таких деток плохо работают пальчики, им проблематично завязать шнурки и застегнуть пуговицы, а в более старшем возрасте - пользоваться ножницами, писать, шить. Сложности в письме проявляются в плохом почерке (пишет мелко или крупно), а также в том, что ребенок быстро устает писать.

Нарушения речи. Страдает артикуляция речи, слухоречевая память и восприятие. Таким детям сложно строить длинные предложения, их речь бедна, они с трудом рассказывают и пересказывают текст, плохо пишут сочинения.

Нарушение пространственного восприятия. Плохая ориентировка между «правым» и «левым», зеркальное написание букв и др.

Нарушения памяти. Сложно дается механическое запоминание.

Сложности в обучении. Учитывая все выше перечисленное, ни у кого не останется сомнения в том, что ребенку будет сложно учиться. Обычно у детей имеется неполный набор симптомов ММД, поэтому в зависимости от особенностей течения болезни один ребенок будет испытывать сложности в письме, другому тяжело дается чтение, третьему - счет и т. д. При этом не нужно думать, что ребенок глупый, хотя такой вариант, конечно, тоже возможен. При ММД знаковую роль в наличии сложностей в обучении имеют не интеллектуальные способности ребенка, а невозможность их реализации.

Об этом, прежде всего, говорит то, что более 70 % детей с ММД при правильной организации занятий и грамотном медикаментозном лечении догоняют своих сверстников и учатся в обычной нормальной школе. Если превратить процесс обучения в увлекательную игру, увеличить мотивацию (поощрять ребенка, хвалить и т. д.) и, что очень важно, включить над ним контроль (следить за выполнением задания, проговаривать его действия вместе с ним, заставлять отчитываться о проделанной работе), такие проявления, как гиперактивность и дефицит внимания, снижаются или исчезают вовсе.

Внимание! Симптомы, схожие с проявлениями ММД, наблюдаются и при некоторых других заболеваниях (олигофрения, психозы и др.), поэтому полную правильную оценку состоянию больного может дать только совместное длительное наблюдение ребенка неврологом, психиатром и педагогом. Консультация детского психиатра обязательна.

Лечение ММД

Лечение ребенка с минимальной мозговой дисфункцией длительное и требует терпения. Понятно, что больному ММД необходимо уделять гораздо больше внимания и времени, чем обычному здоровому ребенку.

1. Создание доброжелательной спокойной обстановки дома, в детском саду, школе. Необходимо понимать, что состояние ребенка связано не с испорченностью характера, эгоизмом и капризами, а с заболеванием и его неадекватные поступки не умышленны.

2. Воспитание и занятия.

  • Ведущее слово в воспитании ребенка с ММД - контроль. Вы постоянно должны находиться рядом и контролировать действия ребенка.
  • Нельзя допускать в воспитании крайностей: с одной стороны быть с ребенком чрезмерно строгими и требовательными, наказывать, с другой - излишне опекать. В речи, обращенной к ребенку, избегайте слов «нет» и «нельзя», говорите с ним сдержанным, спокойным тоном.
  • Частое изменение настроения родителей негативно отражается на больном, как и расхождение в указаниях (минуту назад говорят одно, через некоторое время - прямо противоположное или мнения родителей относительно действий ребенка расходятся).
  • Нельзя давать ребенку одновременно несколько заданий: он не сможет их выполнить и расстроится, вы тоже останетесь недовольны. Нужно дать только одно задание и ограничить его выполнение определенным временем. После того, как ребенок его сделает, проконтролируйте выполнение и похвалите.
  • Для ребенка с ММД предпочтительны занятия, требующие концентрации внимания и развивающие мелкую моторику рук: рисование, лепка, аппликация, вышивание, вязание.
  • Режим дня должен быть очень четким. Обязательно придерживайтесь его: время пробуждения, отхода ко сну, выполнение уроков, приемы пищи должны ежедневно строго соблюдаться.
  • Ограничьте контакты ребенка с большим скоплением народа (шумные гости, массовые детские игры), это излишне возбуждает и способствует рассеиванию внимания. Лучше пусть ребенок играет или общается только с одним человеком.
  • Ограничьте телевизор и компьютер.
  • Физическая активность - необходимое условие. У ребенка с ММД огромное количество избыточной энергии, которую необходимо куда-то расходовать. Самое подходящее применение ей - физкультура.

3. Питание ребенка должно соответствовать возрасту, быть полноценным и богато витаминами.

4. Работа с педагогом.

5. Работа с логопедом.

6. Работа с психологом.

7. Работа с родителями дома (очень активная).

8. Медикаментозное лечение:

Препараты, улучшающие питание и обменные процессы мозга: ноотропил, пирацетам, цереборлизин, фенибут, энцефабол, инстенон и др.

Препараты, улучшающие кровоснабжение мозга: кавинтон, циннаризин и др.
Витамины группы В, поливитамины.

БАД и препараты, улучшающие работу мозга, содержащие лецитин, карнитин, таурин.
Успокаивающие средства: валериана, пустырник, новопассит и др.

Внимание! Курс лечения и доза назначается врачом индивидуально и зависит от течения болезни. Все лекарственные препараты можно давать ребенку только по рекомендации специалиста.

F90 Гиперкинетические расстройства

Причины минимальной мозговой дисфункции

Возникает это патологическое состояние вследствие разнообразных болезней во время беременности и при родах. Ещё одна причина – плохой уход в младенческом возрасте, разнообразные инфекции.

Также среди факторов, влияющих на появление подобной дисфункции, разнообразные вредные воздействия, влиявшие на плод во время его развития в утробе матери. Среди них инфекции, которыми болела мать, токсикоз, отравление алкоголем на позднем сроке беременности, полученные во время родов повреждения, инфекции, которым подвергся ребёнок в первые 3 года жизни. Подобные нарушения могут привести к поражению коркового отдела мозга или его подкорки. Касательно локализации повреждения, она может самой разнообразной. От места поражения зависит также и то, каким конкретно внешним признаком в дальнейшем проявит себя заболевание.

Патогенез

При заболевании ММД у ребёнка наблюдаются небольшие нарушения в структуре и работе мозге – он развивается немного не так, как это необходимо. Повреждения малыш получает, находясь ещё в утробе матери, так как плод довольно чувствителен к раздражителям, особенно на 1м триместре беременности. В этот период времени на него оказывают влияние любые факторы – экология, инфекции, медикаменты, излучения, стрессы и нервы матери. При сочетании нескольких таких раздражителей ситуация ещё больше ухудшается. К тому же, на первом месяце беременности многие женщины ещё даже не знают о своём положении, а ведь именно тогда происходит формирование нервной системы плода. Результат повреждений может проявиться с рождения или в младенчестве, но также возможно появление признаков уже в 6-7летнем возрасте.

Минимальная мозговая дисфункция может развиваться в 2х направлениях – ребёнок может быть заторможенным или, наоборот, гиперактивным. На первых месяцах жизни, при наличии заболевания, малыш будет плохо засыпать и брать грудь, просыпаться по ночам, беспричинно плакать – в общем, демонстрировать симптомы чрезмерного возбуждения. Если вы заметили у своего ребёнка подобное поведение, нужно показать его врачу.

Симптомы минимальной мозговой дисфункции

Наиболее характерным симптомом заболевания является то, что функциональные проблемы преобладают над органическими. Если говорить предметно – ребёнку трудно справляться со школьными заданиями, его поведение сильно меняется, возникают нарушения в построении речи, разнообразные невротические реакции, моторика становится недостаточной.

Минимальная мозговая дисфункция делает ребёнка гиперактивным. К тому же, эта его чрезмерная возбудимость никак не мотивирована, у неё нет цели. Она часто возникает вследствие стресса или при нахождении ребёнка в незнакомой для него обстановке. Этому состоянию также характерно отсутствие сосредоточенности – больной не может зафиксировать внимание на чём-то одном, отвлекается. Такая гиперактивность зачастую уменьшается по мере взросления и проходит к 12-15 годам.

В редких случаях реакцией на заболевание будет уменьшение активности, отсутствие инициативности, желание большие находиться в уединении.

Смена поведения дополняется другими проблемами – такими, как плохой сон, трудное засыпание, снижение его суточной потребности. Помимо этого наблюдаются раздражительность, частые изменения в настроении, эмоциональная лабильность, импульсивность – ребёнок может в любую минуту начать проявлять агрессию, впасть в ярость.

Первые признаки

Ниже приведён список 14 симптомов, которые могут свидетельствовать о болезни. Если у вашего ребёнка наблюдается минимум 8 признаков, значит, минимальная мозговая дисфункция у него присутствует. Симптомы:

  1. ёрзанье на стуле, постоянное, беспорядочное махание ногами и руками;
  2. не способен при необходимости какое-то время посидеть спокойно;
  3. внешние раздражители могут легко отвлечь его;
  4. ему тяжело дождаться перемены в групповых упражнениях или играх;
  5. может начать отвечать, даже не дослушав до конца задаваемый ему вопрос;
  6. выполняя поручения, может испытать затруднения, которые не связаны с непониманием сути задачи или негативизмом;
  7. выполняя порученные ему задания или играя, не может сохранить внимание и концентрацию на этом действии надолго;
  8. может бросить дело незаконченным, и начать новое;
  9. не может играть в игры тихо и спокойно;
  10. очень много говорит;
  11. может быть назойливым, перебивать других людей;
  12. может не слышать, когда к нему обращаются и с ним говорят;
  13. может терять свои вещи дома или в школе;
  14. совершает опасные для здоровья, очень рискованные действия, не думая, и не осознавая серьёзность возможных последствий для него.

Синдром минимальной мозговой дисфункции

Главные признаки наличия синдрома во время 1го года жизни называют малыми неврологическими симптомами. Они могут проявляться по-разному и зависят от возраста больного.

Симптомы болезни у грудничков – похожие на дистонию лёгкие нарушения в работе мышечного тонуса. Они довольно стойкие, хотя на активность движений не влияют. Могут возникать также слабовыраженные движения, совершаемые непроизвольно – гиперкинезы, миоклонии, тремор. Проявляются они нерегулярно и от эмоций больного не зависят. Может наблюдаться задержка в сенсорно-моторной работе – нарушается зрительная координация. Плохо развивается формирование манипулятивно-предметных действий, движений отдельных пальцев – это обычно становится заметно ближе к концу 1 года. Тогда наблюдается недостаточность захвата предмета пальцами. Может существовать задержка в развитии.

Все вышеописанные признаки частенько идут совместно с проблемами в работе черепно-мозговой иннервации, рефлекторной асимметрией. Могут развиваться и некоторые другие заболевания – вегетативно-висцеральные дисфункции, гипердинамия, гипертензионный синдром. Следует отметить, что минимальная мозговая дисфункция не оказывает постоянного влияния на развитие психики и моторики.

Минимальная мозговая дисфункция у взрослых

Молодым взрослым, которые в детстве получили диагноз минимальная мозговая дисфункция, были проведены обследования, показавшие, что даже при том, что большинство признаков неврологических расстройств с возрастом проходят, некоторые проблемы психологического и адаптационного характера остаются. Такие люди испытывают трудности в социальном взаимодействии, они ощущают себя несостоятельными, незрелыми, у них плохие учебные и трудовые навыки. Помимо этого у них наблюдаются такие симптомы:

  • Проблемы с моторной функцией, что часто ещё называют неловкостью;
  • Человек не способен обучаться;
  • Не получается сидеть на месте, человек постоянно ёрзает;
  • Быстрая смена настроения, причём часто это происходит без какого-либо внешнего повода;
  • Существует проблема дефицита произвольного внимания;
  • Высокая разреженность и импульсивное поведение.

Негативное воздействие на работу мозга может оказать и полученная травма – повреждение черепа. Если у вас такая ситуация, следует обратиться за помощью к остеопату и пройти курс лечения. Это позволит улучшить функционирование мозга – человеку станет проще переносить стрессы, улучшится память и внимательность, он будет лучше справляться с физической и интеллектуальной нагрузкой. Да и в целом самочувствие станет гораздо лучше.

Минимальная мозговая дисфункция у детей

Заметив у своего ребёнка такие признаки, как недостаток внимания, высокая возбудимость, быстрое утомление, проблемы в общении со сверстниками и родственниками, заторможенность мышления, отставание от других детей в развитии, как физическом, так и психологическом, отведите его к врачу. Скорее всего, у малыша проявляется минимальная мозговая дисфункция. Она может возникнуть из-за травмы позвоночника или сосудов рядом с ним при рождении, а также по вине органического нарушения в работе нервной системы.

В процессе обследования ребёнку в первую очередь делают МРТ мозга, чтобы определить, есть ли симптомы органического нарушения ткани мозга, какой-либо её недоразвитости, выявить наличие врождённых дефектов и очагов ишемии, которая могла быть перенесена при родах. Также этим способом выясняются врожденные варианты строения организма – позвоночника, черепа и и.д. Не стоит впадать в панику, если обследование выявит какие-то изменения в мозговой ткани – это может быть связано всего лишь с нарушением кровотока. Часто, при стабилизации и улучшении передвижения крови по мозговым сосудам, улучшается питание повреждённых областей и, как следствие общее состояние пациента.

Осложнения и последствия

Минимальная мозговая дисфункция у ребёнка имеет немало последствий. Их список представлен ниже:

  • Сложности с освоением школьной программы;
  • Затруднения с адаптацией в социуме;
  • Проблемы с развитием личности – пессимизм, неуверенность в себе, агрессия;
  • Вегето-сосудистая дистония.

Взрослые могут страдать от социальной неадаптированности, следствием которой могут быть психические заболевания, алкоголизм, плохой профессиональный уровень, разводы, наркомания, постоянные смены рабочего места.

Диагностика минимальной мозговой дисфункции

Лучше всего продиагностировать организм на наличие заболевания сможет врач-остеопат, который определит повреждённые места, после чего при помощи массажа наладит перемещение спинномозговой жидкости, вернёт позвоночнику правильную структуру, поставив на место все его позвонки. После нескольких таких массажных сеансов ребёнку станет намного лучше. К тому же, не придётся применять лечение медикаментами. Число сеансов определяется врачом после проведения обследования.

Диагностика может проводиться при помощи УЗИ допплерографии, энцефалогаммы, нейросонографии, сканирования состояния сосудов, рентгена, УЗИ шеи. При помощи этих аппаратов выполняется и курс лечения.

Прогноз не будет положительным, если не начать бороться с болезнью на начальном этапе. Проблемы начинают проявляться уже в 2-3 года, тогда же возникают и признаки отклонения. Минимальная мозговая дисфункция делает ребёнка неуправляемым. Он может быстро увлечься чем-то, и так же быстро забросить занятие, становится агрессивным, не может адаптироваться к смене окружающих условий. Прочие проявления: порывистые, резковатые движения, которые при этом довольно неловки; речевая функция развивается с задержками; ребёнок частенько падает, получает повреждения, ушибы.

Анализы

Врачи берут у больного ребёнка кровь, и в её сыворотке при помощи иммуноферментативного анализа выявляют процент содержания глиального нейротрофического вещества. Если этот уровень превышает цифру в 17,98 пг/л, пациенту будет поставлен диагноз минимальная мозговая дисфункция.

Диагностировать дисфункцию можно и при помощи клинических признаков, которые отличают её от ещё одного схожего заболевания – ДЦП. Также по некоторым симптомам она схожа с детскими психическими болезнями, синдромами, появление которых происходит вследствие развития соматической патологии или иных болезней, связанных с работой головного мозга. Так как существует очень много разнообразных клинических симптомов проявления синдрома МДМ, поставить правильный диагноз можно только при использовании специальных исследовательских методов: РЭГ, КИТ, КТ и УЗИ мозга, ЭЭГ.

Когда получены результаты всех обследований, их соединяют с показателями анализов, данными, которые продемонстрировала клиническая ситуация, а также анамнезом, и заключениями таких врачей, как ортопед, окулист и психиатр. Комплекс собранной информации даст возможность поставить правильный диагноз, установив характер нарушения и его причину.

Инструментальная диагностика

При подозрении на возможную травму в процессе родов или состояние гипоксии следует сделать спондилографию шейных позвонков. Это поможет определить сложность случившегося нарушения. В процессе процедуры делают 4 рентгена – сбоку, прямо, с запрокидыванием головы назад и наклоном её вперёд. Увидеть картину расположения позвонков очень важно, если у больного ярко проявляются признаки вегето-сосудистой дистонии, слюноотделение, синкопальные симптомы.

УЗИ допплерография – процедура даёт возможность узнать, в каком состоянии находится кровоток в голове и как происходит венозный отток от мозга. В процессе обследования выясняется, как сосуды мозга реагируют на задержку дыхания, повороты головы и пр.

Минимальная мозговая дисфункция требует также сонографической проверки мозга – она выявляет состояние сосудов, размеры мозговых желудочков, изучает мозговые ткани, извилины и борозды. Благодаря данному исследованию можно выяснить, есть ли у больного кровоизлияния и гидроцефалии в мозговой ткани, а также выявить, что стало причиной проблем с работой мозга.

ЭЭГ проясняет показатель биоэлектрической мозговой активности, демонстрирует происходящие в мозгу изменения. Электроэнцефалограмму выполняют при наличии любых намёков на судорожное состояние.

Дифференциальная диагностика

Дифференциальная диагностика при данном заболевании выполняется при наличии патологий, которые проявляются как вторичные признаки. Это такие проявления: нарушения в работе ЦНС и мозга, повреждения головы, инфекционные болезни (например, менингит), отравление парами свинца, церебральная гипоксия.

Методы коррекции и излечения заболевания в разных странах могут разниться, но при этом большинство квалифицированных специалистов сходятся во мнении, что минимальная мозговая дисфункция требует комплексного подхода. В этом случае применяются разные методики, сочетание которых подбирается индивидуально для каждого пациента.

Среди методик существует нейропсихологическая и педагогическая коррекция, психотерапевтический подход, способы модификации поведенческих реакций. Если подобная терапия не оказывает влияния на ход заболевания, применяют медикаментозное лечение. Среди лекарств, применяемых в процессе терапии, используют транквилизаторы, антидепрессанты, психостимуляторы, ноотропные вещества. В ходе исследований удалось установить, что наиболее эффективными средствами в борьбе с минимальной мозговой дисфункцией считаются амфетамины – риталин и амитриптилин (антидепрессант).

Лечение минимальной мозговой дисфункции

Лечение болезни может быть сопряжено с некоторыми осложнениями. В основном минимальная мозговая дисфункция лечится при помощи таких методов:

Двигательная активность, чтобы улучшить ловкость и координацию малыша.

Коррекция при помощи педагогических и психологических методик. Она включает в себя ограничение нахождения за компьютером и перед телевизором, детально проработанный режим дня, позитивное общение с ребёнком – побольше похвал и поощрений.

Лечение при помощи медикаментов. Самолечением заниматься нельзя, так как лекарства могут иметь побочные эффекты или противопоказания. Существует несколько групп лекарственных препаратов, лечащих мозговую дисфункцию: это ноотропные средства, стимуляторы ЦНС, трициклические антидепрессанты. При помощи такой терапии улучшается деятельность высших мозговых психических функций и нейромедиаторная работа.

Коррекция и лечение болезни зависят от того, каковы главные психоневрологические признаки, и каким образом они выражаются. Если у ребёнка наблюдается чрезмерная активность и импульсивность, следует принимать успокоительные – лекарства, содержащие кальций и бром, травяные настойки.

Минимальная мозговая дисфункция приводит к тому, что ребёнок может терять концентрацию к концу учебного дня или даже одного отдельно взятого урока. Таким детям рекомендуется принимать лекарства, которые способствуют повышению активности нервной системы, а также приём витамина В.

Если ММД сочетается с ещё одним заболеванием – гидроцефальным синдромом, у ребёнка могут начаться головные боли, появиться проблемы со сном, повыситься возбудимость, немного увеличиться общая температура тела. Для избавления от этих симптомов следует принимать препараты, уменьшающие внутричерепное давление. Если возникают проявления судорог, принимают противосудорожные лекарства.

Когда первичным признаком заболевания является торможение в развитии моторики и психики, помимо педагогической коррекции следует пройти курс лечения стимулирующими препаратами, которые повысят активность работы мозга.

Лекарства

Минимальная мозговая дисфункция может лечиться при помощи медикаментов, которые урегулируют циркуляцию жидкости в головном мозге, уменьшат частоту соматических проявления заболевания, увеличат скорость созревания высших функций в мозговых процессах. Среди используемых лекарств выделяют следующие.

  • Меллерил, являющийся аккуратнодействующим нейролептиком, который уменьшает негативное воздействие на ЦНС и проявления гипервозбудимости. Его принимают при неврозах, сильной раздражительности, неврастении. При неврозах дозировка составляет трёхразовый приём 0,005-0,01-0,025 г лекарства; при психических болезнях принимают 50-100мг в день.

Побочные действия: длительное применение снижает показатель лейкоцитов в крови; может возникать сухость во рту, агранулоцитоз, экстрапирамидные расстройства.

Противопоказания: нельзя принимать при аллергиях, невоспалительных проблемах с сетчаткой глаз, глаукоме.

  • Триоксазин, оказывающий успокаивающее влияние на ЦНС. Назначают при невротических болезнях с появлением симптомов страха, сильной раздражительности, возбуждения, бессонницы, быстрой утомляемости, слабости, апатичности, общей вялости. Приём 2-3 раза ежедневно в дозировке 0,3 г.

Побочные эффекты: большая доза лекарства может вызвать тошноту, общую слабость, состояние сонливости. Также может возникать сухость во рту.

  • Седуксен, который расслабляет мышцы, успокаивает ЦНС, оказывает противосудорожное воздействие. Его могут назначать в случае неврозов и невротических заболеваний. Для детей 1-3 лет суточная доза составляет 2мг; 3-7 лет – 6 мг; от 7 лет – 8-10мг.
  • Аминалон, назначаемый для лечения родовых повреждений и травм черепа, низкой психической активности и торможении умственного развития. Приём лекарства осуществляется перед едой. Дети 1-3 лет – 1г/сут., 4-6 лет – 1,5г/сут., от 7 лет – 2г/сут. Доза делится на 2 приёма.

Побочные эффекты: иногда может возникать ощущение жара, диспепсические симптомы, скачки давления, проблемы со сном, но они проходят, если уменьшить дозировку.

Противопоказан при гиперчувствительности.

Витамины

Любому человеку, даже здоровому, следует принимать витамины. Это укрепляет организм и защищает от различных заболеваний.

Уменьшить проявление симптомов заболевания с диагнозом минимальная мозговая дисфункция могут следующие витамины:

  • Витамин В1. Он нормализует сон, снимает повышенное возбуждение. Содержится в овсянке, сделанной на цельном молоке, пшеничных отрубях, нешлифованном рисе, семечках подсолнуха, бобовых, макаронах.
  • Витамин В6. Способен нормализовать работу нервной системы. Витамина много в молоке, курином и говяжьем мясе, рыбе, яйцах, капусте, запечённой в фольге картошке.
  • Витамин В5 способствует лёгкому засыпанию, снимает раздражительность и нервозность. Его много в говядине (печень и почки), зелёных овощах, кисломолочной продукции. Следует отметить, что эти продукты нельзя замораживать или консервировать, так как из-за этих процессов из них уходит витамин.
  • Витамин С отлично борется со стрессами, защищая от них нервную систему. Его очень много во фруктах, особенно цитрусовых, а также в зелени. Также для ребёнка нелишним будет употребление помидорных салатов с добавлением листовых овощей, чая, сделанного на основе протёртой чёрной смородины, пюре из картошки, цветной капусты.

Физиотерапевтическое лечение

Лечение при помощи немедикаментозных методов может отлично дополнить этот способ коррекции. В отдельных случаях оно может выполняться и без обращения к лекарственным препаратам.

Когда выбор делают в пользу лечения при помощи физиотерапевтических методов, создаётся индивидуальный комплекс коррекционных методик. Он назначается в зависимости от проявления симптомов болезни, характера расстройства, наличия дополнительных болезней. Зачастую такой курс состоит из нескольких основных процедур – это мануальная терапия, направленная на восстановление позвоночника, массаж, дифференцированная кинезотерапия.

При диагнозе минимальная мозговая дисфункция очень эффективен массаж. Эта процедура способна содействовать появлению общих и местных реакций в организме больного. Она повышает число работающих сосудов, придавая ускорение лимфотоку и венозному/капиллярному кровотоку. Также массаж ускоряет обмен веществ и способствует улучшению иммунной деятельности организма.

Различные виды массажа, отличающиеся по длительности и силе воздействия, позволяют влиять на функционирование ЦНС, увеличивая скорость обменных процессов в тканях и увеличивать/снижать её возбудимость.

Лечение травами

Минимальная мозговая дисфункция может лечиться при помощи некоторых травяных сборов. Большинство лечебных трав изготовляются по одному принципу:

Примерно 20г сухого измельчённого сырья (это могут быть листья, корни, побеги, цветы травы) заливают 100 мл спирта. По времени настаивать раствор нужно в зависимости от того, какова спиртовая концентрация. Если в основе находится водка, выдерживать его нужно примерно 15-20 суток, а если спирт 60-70% – будет достаточно 2х недель. В некоторых случаях срок настаивания нужно продлить – это зависит от вида сырья. Раствор хранится в плотно закрывающейся ёмкости тёмного стекла. Когда жидкость настоится, её нужно процедить или профильтровать.

Настойка, сделанная из пустырника, хорошо помогает при неврозах и плохом засыпании. Принимать нужно 3-4 раза ежедневно в течение месяца до еды. Дозировка: 30 капель.

Настойка пиона, которую принимают при проблемах с вегето-сосудистой системой и бессоннице. Курс продолжается в течение месяца по 30–40 капель/сут.

Валерьянка хорошо справляется с сильными нервами, улучшает процесс засыпания. Пить нужно ежедневно 20-30 капель перед едой (3-4 раза/сут.).

Сделанный из травяного сбора бальзам применяется в случае бессонницы – вымоченные в настойке тампоны прикладываются к затылку и вискам. Изготовляется следующим образом –берётся перечная мята, кориандр и листья мелиссы, и заливается 60-80% раствором спиртав пропорции 30г/100 мл. Получившуюся смесь нужно настаивать примерно 7–10 дней.

Гомеопатия, оперативное, народное лечение минимальной мозговой дисфункции

В случае диагноза минимальная мозговая дисфункция гомеопатические методы, народные средства и микстуры не оказывают положительного влияния на организм. Оперативное вмешательство также не проводится.

Профилактика

Профилактические методы необходимо проводить ещё в раннем возрасте, чтобы предотвратить формирование патологического стереотипа. Ребёнок, у которого выявили симптомы неврологических нарушений, должен быть поставлен на диспансерный учёт и регулярно проходить осмотр у невропатолога и прочих врачей (психолога, психиатра, логопеда). Это позволит выявить клинические признаки минимальной мозговой дисфункции и назначить лечение ещё до начала обучения в школе.

Минимальная мозговая дисфункция имеет большую соцзначимость, поэтому эта проблема нуждается в создании комплекса мероприятий, которые будут профилактикой пренатальной и перинатальной патологий НС. Даже школьников с компенсированными случаями заболевания нужно контролировать, чтобы своевременно пресечь возможные отклонения, которые в будущем могут стать причиной совершения антисоциальных поступков.

Помимо этого лечение также зависит от того, каким будет отношение к самому ребёнку. Оно должно быть последовательным и уравновешенным. Родственники больного должны понимать, что его поведение не зависит от его желаний, а поступки зачастую неумышленны. Такой ребёнок не может справиться со сложностями, так как таковы его личные особенности, а не из-за капризов и нежелания.

Инвалидность

Диагноз минимальная мозговая дисфункция зачастую выявляют только в процессе прохождения диспансеризации перед поступлением в школу или даже уже в 1м классе. Ребёнок приступает к учёбе, на нервную систему ложится большая нагрузка, вследствие чего признаки болезни начинают проявляться очень ярко. Симптомы могут быть различными – хорошо читая, ученик при этом будет писать очень неаккуратно и неразборчиво, или же наоборот, обладая хорошим почерком, читать сможет только по слогам. Также могут возникнуть проблемы с вниманием, запоминанием, устным подсчётом. У некоторых заболевание проявляется в том, что ребёнок путает, где верх, где низ, где право, где лево. Все подобные отклонения начинают проявляться только при подготовке к школе или начале непосредственно обучения. Но при должном внимании родители смогут выявить наличие проблемы ещё на самом раннем этапе.

Следует отметить, что больные дети совсем не уступают остальным по уровню интеллекта, они наоборот могут даже быть гораздо талантливее. Им просто тяжелее научиться и они нуждаются в особом отношении и подходе. Обвинения в невнимательности и ленивости здесь не помогут, нужно действовать терпеливо и с пониманием.

При подобном диагнозе инвалидность не назначается.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Предлагаю обсудить, тему думаю, что интересную и актуальную для многих из Вас, а говорить мы будем о минимальной мозговой дисфункции (ММД) , о её причинах, последствиях и способах помощи детям с этим диагнозом.

1.Что такое минимальная мозговая дисфункция (ММД)?

Во-первых, ММД связанна с последствием ранних повреждений головного мозга у детей. Безусловно, кто-то из родителей возможно достаточно осведомлен, что это такое, но наверняка среди читательниц есть такие мамы, которые мало знают о минимальной мозговой дисфункции и пока еще не задумывались к чему она приводит.

Звучит достаточно серьёзно, я согласна, но правда же говорят, что: «защищен тот, кто вооружен», в данном контексте защищен именно тот родитель, который знает, какая помощь нужна его ребенку, если невролог ставит минимальную мозговую дисфункцию. Давайте попробуем начать разбираться глубже в этой теме.

В 60-е годы широкое распространение получил термин «минимальная мозговая дисфункция» ММД . Минимальная мозговая дисфункция выражается в возрастной незрелости высших психических функций (внимания, памяти, мышления). ММД связано с трудностями в обучении, социальной адаптации, эмоциональными нарушениями, расстройствами поведения, не связанными с выраженными нарушениями интеллектуального развития. ММД у детей проявляется в виде нарушений психологического развития, сюда относятся: формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия), расстройств развития речи, расстройств развития двигательных функций (диспраксия); поведенческие и эмоциональные расстройства к ним относят: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нарушения поведения. ММД являются наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений детского возраста, которые по статистике, к сожалению, встречаются у каждого третьего из наших детей.

2. Как проявляется ММД в различном возрасте.

Диагноз ММД неврологи обычно ставят уже в первые месяцы жизни ребенка, в этот период родителям следует обратить внимание на наличие повышенной возбудимости у ребенка, нарушения сна, немотивированный беспричинный плач, избыточную двигательную активность, повышение мышечного тонуса, тремор различных частей тела, покраснения или мраморность кожных покровов, усиленную потливость, трудности с кормлением и желудочно-кишечные нарушения.

В возрасте от 1 года до 3 лет у детей с ММД часто отмечается повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка массы тела, некоторое отставание в психоречевом и моторном развитии.

К 3 годам обращают на себя внимание повышенная утомляемость, моторная неловкость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. Нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез). Симптомы ММД нарастают к началу посещения детского сада (в возрасте 3 лет) или школы (6-7 лет). Эта закономерность может быть связана с неспособностью центральной нервной системы (ЦНС) справляться с новыми требованиями, предъявляемыми к ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок.

Максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития у детей. К первому периоду относят возраст 1-2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходиться на возраст 3 лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушение артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6-7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД в этом возрасте характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения.

3. Как распознать ММД самостоятельно?

Можно говорить о том, что причины возникновения ММД разнообразны, это:

  • патология беременности и родов (тяжелое течение беременности);
  • токсикоз первой половины беременности, (особенно первого триместра);
  • угроза выкидыша;
  • это вредное воздействие на организм беременной женщины химических веществ, радиации, вибрации, инфекционных болезней, некоторых микробов и вирусов;
  • это нарушение сроков беременности (ребенок рождается недоношенным или переношенным), затяжные роды со стимуляцией родовой деятельности, ускоренные, быстрые роды, недостаток кислорода (гипоксия) из-за сдавливания пуповины, асфиксия, обвитие пуповины вокруг шеи, кесарево сечение, родовые травмы;
  • инфекционные, сердечнососудистые и эндокринные заболевания матери;
  • несовместимость крови плода и матери по резус фактору;
  • психические травмы матери во время беременности, стрессы, физическая нагрузка;
  • ребенок до года перенес инфекционное заболевание, сопровождавшееся различного рода осложнениями, получил травму или перенес операцию.

Это всё говорит о том, что к сожалению, Ваш ребенок относится к группе риска!!!

4. Пути помощи ребенку с ММД.

Если Вы распознали у ребенка ММД, тогда понимаете, что он как никто другой нуждается во внимании специалистов и ранней медико-психолого-педагогической поддержке.

Какие прежде всего нужны ребенку специалисты:

  1. невролог;
  2. педиатр;
  3. нейропсихолог;
  4. логопед-дефектолог;
  5. учитель-логопед
  6. Врачи, невролог и педиатр помогут подобрать Вашему ребенку адекватный курс медикаментозного лечения.

Логопед-дефектолог поможет развить Вашему ребенку познавательную и речевую сферы, подберет индивидуальную программу коррекции задержек психоречевого и психического развития, поможет детям с нарушениями интеллектуального развития.

Нейропсихолог проведет экспресс диагностику готовности дошкольника к школе, диагностику развития высших психических функций (внимания, памяти, мышления) и эмоционально-личностной сферы. Поможет понять причины школьной неуспеваемости ребенка и проведет коррекционные занятия, разработает индивидуальную программу коррекции познавательной сферы ребенка (развитие внимания, памяти, мышления), поможет понять причины плохого поведения ребенка и подобрать индивидуальную или групповую форму коррекции поведения и эмоционально-личностной сферы. Научит Вас новым способам реагирования на ребенка и общения с ним. Что даст Вам возможность лучше понимать своего ребенка, быть ближе к нему и эффективнее как родителю, а ребенку даст возможность стать успешным в обществе, зрелым и развитым.

Учитель-логопед подберет индивидуальную программу коррекции расстройств развития речи, поможет понять, в чем проблема речевого нарушения у ребенка, сформирует навыки письма, чтения и счета.

ЛОР выявит заболевания ЛОР-органов (ухо, горло, нос).

Что отличает ребенка, имеющего функциональные нарушения в работе мозга или (ММД, ЗПРР), от нормально развивающихся детей:

  • Задержка и нарушение речевого развития.
  • Проблемы обучения в школе.
  • Быстрая умственная утомляемость и снижение умственной работоспособности (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать).
  • Резко сниженные возможности самоуправления и произвольной регуляции в любых видах деятельности.
  • Нарушения в поведении от вялости, сонливости в одиночестве, до двигательной расторможенности, хаотичности, дезорганизации деятельности в многолюдной, шумной обстановке.
  • Сложности в формировании произвольного внимания (неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, распределения и переключения внимания).
  • Снижение объема оперативной памяти, внимания, мышления (ребенок может удерживать в уме и оперировать ограниченным объемом информации).
  • Несформированность ориентации во времени и пространстве.
  • Повышенная двигательная активность.
  • Эмоционально-волевая неустойчивость (раздражительность, вспыльчивость, импульсивность, неумение контролировать свое поведение в игре и общении).

Уважаемые родители, если Ваш ребенок входит в «группу риска» и имеет неблагоприятный неврологический статус, ему необходима ранняя помощь, поддержка и профилактика отклонений в развитии, сочетающая психологическое, педагогическое и медикаментозное лечение. Вашему ребенку помогут такие специалисты как: невролог, логопед-дефектолог и психолог.

В наше время все эти проблемы преодолимы, при своевременном обращении родителей к специалистам и оказании совместной комплексной помощи Вашему ребенку. Способов оказания помощи сейчас достаточно, чтобы помочь Вашему ребенку гармонично расти и развивать свой потенциал.

Существуют различные психологические программы индивидуальной и групповой помощи детям с ММД, которые направлены на:

  1. снижение двигательной активности у детей во время учебного процесса;
  2. повышение коммуникативной компетентности ребенка в семье, в детском саду и школе.
  3. развитие навыков распределения внимания, двигательного контроля;
  4. обучение навыкам саморегуляции (умение владеть собой и конструктивно выражать свои эмоции);
  5. формирование навыков конструктивного общения со сверстниками;
  6. формирование умения контролировать импульсивность своих действий;
  7. узнавание своих сильных качеств и более эффективное их использование.
  8. формирование у родителей представления об особенностях детей, с проявлениями гиперактивности и синдромом дефицита внимания.

Каждый заботливый родитель в глубине души точно знает, что раннее обращение за квалифицированной помощью позволит предупредить и избежать многих проблем в развитии ребенка и предупредить трудности с которыми столкнется ребенок, учась в школе.

Я знаю, что любящие и тонко чувствующие своих детей родители, которых большинство, всегда думают о будущем своих детей и оказывают им своевременную поддержку, не откладывая решение важных вопросов как-нибудь на потом.

Ведущий психолог в ООО «Медико-психологический центр «Все свои»,
Титиева М.В.