МОЖНО ГОВОРИТЬ ТО, ЧТО В ПРЕДЫДУЩЕМ ВОПРОСЕ +ЭТО!!!

Википедия( Различные скрининговые исследования применяются для возможно ранней диагностики злокачественных новообразований . В числе достаточно достоверных скрининговых тестов онкологической направленности:

    Тест Папаниколау - для выявления потенциально предраковых изменений и профилактики рака шейки матки ;

    Маммография - для выявления случаев рака молочной железы ;

    Колоноскопия - для исключения колоректального рака ;

    Дерматологический осмотр для исключения меланомы .)

КНИГА

К методам, используемым для массового скрининга населения, относятся: мед. профилактические осмотры (.обязательной составляющей которых является онкологический компонент. Он включает активный опрос, клиническое обследование с оценкой состояния всех зон периферических лимфатических узлов, рентгенологическое исследование, лабораторные анализы, цитологическое исследование и др.). По отношению к осматриваемым контингентам

профилактические осмотры разделяются на массовые и индивидуальные.

МАССОВЫЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ

Массовые профосмотры проводятся по заранее намеченному плану бригадой врачей различных специальностей и в основном охватывают организованные контингенты населения, работающие на предприятиях. В зависимости от задач и объема обследований, они делятся на предварительные , периодические, комплексные и целевые .

Предварительные профосмотры - при поступлении на работу - определяется пригодность рабочих и служащих к избранной работе с цепью предупреждение профессиональных заболеваний. Одновременно проводится онкологический компонент осмотра. Периодические профосмотры обеспечивают динамическое наблюдение за состоянием здоровья работающих в условиях профессиональных вредностей и свое­

временное установление начальных признаков профессиональных заболевании, их профилактику и выявление общих заболеваний, препятствующих продолжению работы во вредных условиях труда. В процессе их проведения каждый врач должен осуществлять обследование с целью выявления злокачественных новообразований. Комплексные профосмотры - направлены на выявление различных заболевании включая онкологические, среди достаточно больших контингентов трудящихся и неорганизованного населения, проводятся чаще всего методом выездных бригад врачей разных специальностей. В настоящее время преимущественное распространение получили массовые комплексные осмотры, проводимые многоэтапно. При одноэтапных врачебная бригада осматривает весь контингент: при двухэтапных на первом все население осматривается средним медперсоналом, а на втором - уже отобранная им часть населения (-2 0%) с подозрением на онкопатологию и предраковые заболевания обследуется выездной бригадой врачей. Трехэтапные профилактические осмотры проводятся по схеме: средний медперсонал - врач врачебного участка - выездная бригада врачей. Целевые профосмотры - проводятся для выявления одного или группы однородных заболеваний (например, осмотр молочных желез).

Осмотрам подлежит все население в возрасте 40 лет и старше. Для выявления онкологических и других заболеваний молочных желез осмотры женщин необходимо проводить в возрасте 30 лет и старше. Установлена также периодичность профосмотров - не реже одного раза в год.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ (ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ) ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ОСМОТРЫ направлены на выявление он­

кологических заболеваний среди лиц. обратившихся в поликлинические учреждения или находящихся на стационарном лечении. При этом участковый врач или врач любой специальности при сборе анамнеза выясняет возможность наличия начальных признаков рака, при необходимости проводит лабораторно-инструментальное обследование и консультирует этих лиц у специалистов соответствующего профиля. Установленные таким образом скрыто протекающие онкозаболевания учитываются и фиксируются в соответствующих учетных формах как выявленные при индивидуальном профосмотре. К индивидуальным осмотрам можно условно отнести консультативные пульмонологические комиссии, а также профилактические осмотры женщин в смотровых кабинетах

В стране частота выявления больных раком при профосмотрах за последние годы возросла (с 7,5% в 1993г. до 23,4% в 2004г.).

Сравнительно малая эффективность профосмотра обусловлена рядом факторов:

1) недостаточной онкологической грамотностью и квалификацией врачей лечебной сети; 2) высокой загруженностью врачей лечебной деятельностью; 3) недостаточной оснащенностью мелких и средних лечебных учреждений современной диагностической аппаратурой; 4) недостатками учета и последующего диспансерного наблюдения за больными с выявленными предопухолевыми заболеваниями.

Программу поэтапного скрининга , включающую 1) автоматизированный анкетный скрининг; 2) лабораторный скрининг; 3) уточняющая диагностика. 4) диспансеризация и коррекция групп

онкологического риска.

Чем отличается обычное УЗИ от скрининга, есть ли между ними разница? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, что такое скрининг и может ли он отличаться от УЗИ.

Скрининг – это обследование определенной группы населения. Его проводят, чтобы выявить конкретное заболевание, характерное для группы людей или местности.

Другими словами, это диспансеризация. Именно под этим словом скрининг знают люди, которые проходили диспансеризацию в школе и на предприятиях.

Цель данного мероприятия - выявление заболеваний на ранней стадии, что дает возможность вовремя начать лечение и снизить смертность.

Оборудование для скрининга отличается от аппаратов, используемых в обычной диагностике, более низкой точностью, так как целью в этом случае будет обнаружение или исключение заболевания.

Различают массовую диспансеризацию и выборочную, которая проводится в группах риска, например, когда обследуют не всех членов семьи, в которой есть наследственная болезнь, а только нескольких.

Наибольшую известность получил пренатальный скрининг, проводящийся при беременности. Но есть и другие виды скрининга: детская и взрослая диспансеризация, ежегодное массовое обследование на туберкулез и др.

Детская диспансеризация – это плановые поголовные осмотры детей. У детей до года их проводят ежемесячно, у детей в возрасте от 3 до 18 лет - ежегодно.

Диспансеризация взрослых проводится 1 раз в 3 года, а некоторые группы граждан обязаны проходить ее ежегодно.

В качестве примера такого скрининга можно привести маммографию (обследование молочных желез), колоноскопию (изучение кишечника), дерматологический осмотр для выявления кожного рака.

Скрининг новорожденных – так называется массовое обследование детей в роддомах с помощью лабораторных тестов.

Целью является обнаружение наследственных заболеваний до того, как проявятся их симптомы. Перед выпиской из роддома из пяточки малыша берут каплю крови и отправляют в генетическую лабораторию на анализ.

В России проводится скрининг новорожденных на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, муковисцидоз, галактоземию, адреногенитальный синдром.

Скрининг повышает уровень здоровья населения в целом. Он позволяет выявить болезнь на бессимптомной стадии, на которой лечение эффективнее всего.

Ультразвуковое обследование

УЗИ или ультразвуковое обследование - это изучение какого-либо органа или ткани с помощью ультразвуковых волн.

Исследование ультразвуком отличается от других методов безопасностью, оно не нарушает целостность кожных покровов, не предполагает введение в организм посторонних веществ, не повышает радиационный фон в теле человека.

Метод считается абсолютно безопасным, не имеет побочных эффектов и может применяться даже для исследования плода на любом сроке беременности.

Исследование проводят с помощью аппарата ультразвуковой диагностики или сканера. Для большинства видов УЗИ не требуется специальной подготовки.

Исследование ультразвуком используют практически во всех отраслях медицины. Ультразвук применяют в офтальмологии, гинекологии, в педиатрии, терапии, урологии, кардиологии.

Его используют для диагностики заболеваний внутренних органов, брюшной полости и забрюшинного пространства, малого таза.

Это недорогое и доступное исследование, которое позволяет диагностировать многие опасные болезни с достаточной точностью.

У него есть и недостаток - с помощью ультразвуковых волн трудно рассмотреть полые органы.

Некоторые виды УЗИ входят в комплекс обязательных исследований, проводимых при диспансеризации.

Так, например, УЗИ брюшной полости включено в список обязательных обследований, проводимых у людей старше 39 лет.

Если говорить об исследовании ультразвуком, то здесь женская диспансеризация отличается от мужской. У женщин исследуют поджелудочную железу, почки, матку, яичники.

У мужчин - поджелудочную железу, почки, предстательную железу, а с 2015 года курящим мужчинам определенного возраста проводят однократное ультразвуковое исследование брюшной аорты для исключения аневризмы.

УЗИ-обследование, поведенное в рамках такого скрининга, позволяет обнаружить новообразования внутренних органов, которые до сих пор не проявили себя.

Сейчас есть все возможности для проведения данного обследования, в любом крупном городе имеется медицинские центры, куда можно для этого обратиться.

Исследование можно пройти бесплатно по программе ОМС. Лечащий врач, назначивший УЗИ, должен объяснить, в каком учреждении его проводят на бесплатной основе.

Чем отличается скрининговое УЗИ и УЗИ?

Пренатальный скрининг - диагностическое обследование всех беременных женщин, которое состоит из совокупности УЗИ и анализа крови. Скрининговое УЗИ проводится у всех беременных вне зависимости от их самочувствия.

Чем отличается УЗИ в рамках скрининга от просто УЗИ, которое проходит беременная женщина? Строго говоря – ничем. В обоих случаях исследование можно провести на одном и том же аппарате.

Разница в подходе к расшифровке результатов исследования ультразвуком.

При скрининге показатели УЗИ сравнивают с результатами анализа крови и делают выводы относительно развития плода на основе совокупности этих двух исследований, а при обычном УЗИ врач просто смотрит на плод или орган и пишет заключение.

Понятно, что скрининговое исследование глубже, оно лучше помогает исследовать плод.

Скрининговое УЗИ - это только одна из профилактических мер, которая наряду с биохимическим анализом крови входит в пренатальный скрининг.

Биохимический анализ выявляет в крови определенные ферменты-маркеры. Отклонения от их нормальной концентрации свидетельствует о пороках развития.

Такой комплекс позволяет оценить риск возникновения врождённых аномалий:

  • синдрома Дауна;
  • синдрома Эдвардса;
  • дефектов головного и спинного мозга.

Во время беременности женщина проходит два скрининга, а при необходимости проводится и третий.

Первая диагностика включает в себя УЗИ и анализ крови на два гормона, вторая - УЗИ и анализ на три гормона (тройной тест).

Последний скрининг (третьего триместра) состоит только из УЗИ, которое проводят на высокоточном аппарате класса «Эксперт».

Во время проведения обычного УЗИ при беременности можно исследовать не плод, а орган будущей мамы.

Беременную могут направить на исследование почек, печени, желчного пузыря, поджелудочной железы, сосудов, желез.

Просто УЗИ при беременности назначают, если для этого будут показания, например, у врача возникнет подозрение на патологию или у женщины появится какая-либо проблема со здоровьем.

В этом случае ей назначают УЗИ как обычному пациенту.

Другими словами, технически скрининговое УЗИ и УЗИ при беременности не отличаются друг от друга. Просто перед ними стоят разные цели.

Основная цель УЗИ при беременности - определить положение плода в матке и развитие.

Задачей ультразвукового исследования, проводимого в рамках скрининга, является определение возможной патологии у ребенка.

Это позволяет выбрать терапевтические меры или решить вопрос о прерывании беременности.

Теперь понятно, что вопрос о том, «чем отличается скрининг от УЗИ», звучит некорректно.

Нельзя сказать, отличаются они или не отличаются, так как УЗИ - это просто одно из исследований, что входят в скрининг или проводится вне его рамок.

Проводится с группой детей и направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.

2. Углубленная психологическая диагностика , которая проводится уже после выделения детей, имеющих какие либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, т. е. в специальной психологической помощи. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Динамическое обследование , с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса.

4. Итоговая диагностика . Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ

При проведении любого вида диагностики педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения должен соблюдать следующие принципы:

– комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик;

– изучение детей в деятельности и отношениях, через деятельность и отношения;

– педагогическая направленность: изучение, диагностирование не как самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в преодолении его проблем;

– участие в изучении и оценке развития ребенка всех включенных в его судьбу и заинтересованных сторон (родителей, воспитателей, педагогов);

Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, педагогу-психологу нужно принимать во внимание:

– физическое развитие и состояние ребенка;

– психофизиологические особенности его возраста;

– динамику физического развития (анамнез);

– состояние слуха, зрения;

– особенности развития двигательной сферы;

– нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений; параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);

– координацию движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);

– особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Методы исследований можно рассматривать, исходя из четырех основных позиций:

a) неэкспериментальные психологические методы;

б) диагностические методы;

в) экспериментальные методы;

г) формирующие методы.

В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям дошкольного возраста. Наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос.

Неэкспериментальные методы:

Наблюдение является одним наиболее часто используемых исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т. д.

Наблюдением и самонаблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта и является старейшим психологическим методом.

Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.

Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено.

Наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

Анкетирование , как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:

– это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых.

Это анкеты-шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.

Беседа – один из методов исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной. В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления четко фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к преподавателю.

Существуют также промежуточные формы беседы, которые стараются объединить положительные качества обоих указанных типов.

При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.

1. Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных.

2. Он должен определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы.

3. Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника.

При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.

2. Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны быть равномерно, распределяться по всей беседе.

3. Вопрос должен вызывать обсуждение, развертывание мысли.

4. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.

5. Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.

6. Воспитатель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке.

7. С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.

8. В беседе с воспитанниками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью воспитатель может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.

9. Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника - это шокирует.

10. Для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределенность.

11. Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться более 30-40 минут.

К несомненным достоинствам беседы следует отнести:

Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к воспитаннику

На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.

Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами).

Учащиеся более серьезно относятся к вопросам.

В то же время следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, воспитанник, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.

Опросник.

Опросник принадлежит к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам. Но у этой диагностики есть одна распространенная отрицательная черта. Ее эксплуатируют, когда педагог не дает себе труда творчески отбирать методики для конкретной педагогической цели, и при помощи опросника пытаются узнать у самих детей, какова мера их воспитанности. Поэтому педагоги часто прибегают к одновременному опросу родителей и детей, а также учитывают собственную оценку.

Критерием оценки вопросника является мера обнаружения направленного интереса ребенка, его желаний, стремлений, сомнений и в итоге личных проблем жизни, а также мера духовной помощи ребенку: когда вопросник, будучи диагностикой, помогает детям осмысливать себя в мире и рождает их позитивную активность, открывая для них новый аспект жизни или новый ценностный объект.

Монографический метод. Данный исследовательский метод не может быть воплощен в какой - либо одной методике. Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного изучения возрастных и индивидуальных особенностей.

Диагностические методы.

К диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.

Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Отличие диагностических методов от методов неэкспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его.

Методика проведения диагностической работы.

Педагогическое обследование направлено на определение уровня усвоения программного материала воспитанниками дошкольного возраста. Обследование может проводиться как по программе в целом, так и по разделу или подразделу. На основании полученных данных делаются выводы, строиться стратегия работы, выявляются сильные с слабые стороны, разрабатываются технологии достижения желаемого результата, формы и способы устранения недостатков. Педагогическое обследование направлено на выявление уровня программного материала, достижения высоких результатов его усвоения, коррекцию форм, способов и методов обучения воспитанников, эффективность использования педагогических технологий.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: за первое полугодие – январь, за второе в мае (возможно третье в начале учебного года) Обследование по всем разделам программы, кроме специальных (музыкальное и физическое) проводят воспитатели, администрация присутствует при обследовании, помогает при разрешении спорных вопросов, проводят повторное обследование (если необходимо).

Результаты обследования обсуждаются на совместном совещании, выявляются причины недостаточно высокого уровня усвоения программного материала по каждой задаче, подразделу, разделу каждым ребёнком, намечаются дальнейшие действия педагогов в работе с воспитанниками. Составленная аналитическая справка зачитывается на педагогическом совете.

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Этапы организации диагностической работы.

    Определение целей и постановка задач, разработка методических рекомендаций для проведения педагогической диагностики.

    Разработка критериев оценки уровней усвоения программного материала.

    Разработка задач для обследования воспитанников.

    Разработка плана проведения диагностического обследования.

    Подготовка материала для диагностики.

    Разработка таблицы – матрицы «Результаты педагогического обследования»

    Заполнение схемы динамики индивидуального усвоения каждым воспитанником программного материала (в сравнении за два полугодия).

    Составление на основе полученных данных аналитической справки усвоения программного материала по данному разделу.

    В ОУ издаётся приказ «О проведении педагогической диагностики», в котором указываются цели проведения, ответственные, сроки проведения.

    По окончанию диагностического обследования и подведения итогов издаётся приказ «Об итогах педагогической диагностики», в котором отражаются результаты, выводы, рекомендации, ответственные лица, сроки устранения недостатков.

    Специфика психолого-педагогической диагностики младших школьников.

Какой же он, младший школьник, которому предстоит сложный путь изучения нового под руководством педагога, чей интерес к обучению предстоит пробудить педагогу?

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения.

Поступление ребенка в школу ставит перед учреждением целый ряд задач в период работы с младшими школьниками:

    выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;

    по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;

    спланировать стратегию и тактику обучения будущего школьника с учетом его индивидуальных возможностей .

Решение этих задач требует глубокой проработки психологических особенностей современных школьников, которые приходят в школу с разным «багажом», представляющим совокупность психологических новообразований предыдущего возрастного этапа – дошкольного детства.

Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью. Хотелось бы отметить, что еще Л.С. Выготский выделял следующие типы ведущей деятельности:

    младенцы – непосредственно эмоциональное общение;

    раннее детство – манипулятивная деятельность;

    дошкольники – игровая деятельность;

    младшие школьники – учебная деятельность;

    подростки – социально признаваемая и социально одобряемая деятельность;

    старшеклассники – учебно-профессиональная деятельность .

Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребёнка. С первых дней обучения в школе возникает главное противоречие - между постоянно растущими требованиями, которые предъявляются к личности ребёнка, его вниманию, памяти, мышлению, речи, и наличным уровнем развития. Это противоречие является движущей силой развития у младшего школьника. По мере возрастания требований уровень психического развития подтягивается до их уровня.

Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций .

Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.

Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах .

Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны .

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью .

Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся – его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.

В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемойдеятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.) .

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольноевнимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения.Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склоннык механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала .

Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается .

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности.Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

Аналитико-синтетическаядеятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов .

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения .

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления .

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

    Норма, виды нормы.

Норма - в ряде наук о живых организмах, в том числе о человеке (медицина, биология, а также социология и др.) рассматривается, как некая точка отсчёта, эталон, стандарт - для сравнения с другими вариантами состояния живого объекта (объектов) (которые могут рассматриваться, как девиация, патология).

Норма права - это общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющееся критерием оценки поведения, как правомерного, так и неправомерного.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельнос?ти людей . Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах. В той или иной мере социальные нормы являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представ?лений людей о добре и зле, о справедливости и не?справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев - это правила поведения, вошед?шие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев - это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы - это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церкви вовые нормы это права д, у новленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Различные виды социальных норм появлялись не одновременно, а один за другим, по меренеобходимости.

С развитием общества они все более усложнялись.

Ученые предполагают, что первым видом социальных норм, возникшим еще в первобытном обще?стве были ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно - главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от ритуалов они преследовали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более глубокое влияние на психику человека.

Следующими по времени появления социальными нормами, которые являлись показателем новой, более высокой ступени развития человечества, были обычаи. Обычаи регулировали практически все стороны жизни первобытного общества.

Еще одним видом социальных норм, возникших в эпоху первобытности, были религиозные нормы. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет - фетиш. Потом человек стал поклоняться какому?либо животному или растению - тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» - душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных - богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.

Параллельно возникновению норм обычаев и религии в первобытном обществе формировались и нормы морали. Определить время их возникновения невозможно. Можно лишь сказать, что мораль появляется вместе с человеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регуляторов.

В период возникновения государства появляются первые нормы права.

Наконец, последними по времени возникают корпоративные нормы.

Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение, и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц. Помимо этого социальные нормы характеризуются такими признаками, как процедурность и санкционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации. Санкционированность отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций.

Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими). Также различают санкции формальные (исходящие от официальных организаций) и неформальные (исходящие от неофициальных организаций). Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за выполнение социальных норм либо наказывая за отклонение от последних, т. е. за девиантность.

Девиантным (отклоняющимся) называется такое поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Так, известный социолог Э. Дюркгейм полагал, что девиация помогает обществу получить более полное представление о многообразии социальных норм, ведет к их совершенствованию, способствует социальному изменению, раскрывая альтернативы уже существующим нормам. Однако в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Причем в узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не являются преступлениями. Совокупность преступных действий индивида имеет в социологии особое название - деликвентное (буквально - преступное) поведение.

Исходя из целей и направленности девиантного поведения выделяют деструктивный и асоциальный его типы. К первому типу относятся отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.), ко второму - поведение, наносящее вред общностям людей (нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение трудовой дисциплины и т. п.).

Исследуя причины отклоняющегося поведения, ученые?социологи обратили внимание на то, что и девиантное и деликвентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию социальной системы. Причем в условиях общего кризиса социума такое поведение может приобретать тотальный характер.

Противоположностью отклоняющемуся поведению является поведение конформистское (от лат. conformis - подобный, сходный). Конформистским называют социальное поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям. В конечном счете основной задачей нормативного регулирования и социального контроля является воспроизводство в обществе именно конформистского типа поведения.

.Психологический диагноз: понятие, типы, функции.

Психологический диагноз (diagnosis, от греч. diagnosis - распознание) - конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендации, определяемых задачей психодиагностического обследования. Медицинское понимание диагноза, прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологии. В таком осмыслении психологический диагноз - это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. Подобные взгляды (например, в работах С. Розерцвейга (S.Rosenzweig)) приводят к неправомерному сужению предмета психологического диагноза, из него выпадает все то, что связано с выявлением и учетом индивидуально-психологических различий в норме. Психологический диагноз не ограничивается констатацией, а необходимо включает предвидение и выработку рекомендаций, вытекающих из анализа всей совокупности данных, полученных в ходе обследования в соответствии с его задачами. Предмет психологического диагноза - установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Типы диагноза: - Диагноз, выявляющий наличие /отсутствие определённых свойств и качеств личности (наличие / отсутствие акцентуаций). - Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы по выраженности определённых качеств. = Проведение сравнений внутри обследуемой выборки, ранжирование, введение показателей высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотношения с каким-либо критерием, нормативом (низкая, средняя или высокая степень готовности к риску). Возможные уровни диагноза: 1) Симптоматический – констатация индивидуальных особенностей или симптомов, на основании которых строятся практические выводы 2) Этиологический – учитывает не только наличие особенностей (симптомов), но и причины их возникновения. 3) Типологический – определяет место и значения полученных данных в целостной картине развития ребёнка.

1. Осуществление диагноза деятельности, поведения, т. е. описание, анализ и характеристика особенностей поведения обследуемого.

2. Осуществление диагноза процессов регуляции деятельности или изучение психических процессов, благодаря которым осуществляется деятельность.

3. Осуществление диагноза механизмов регуляции, механизмов психических процессов, от которых зависит их протекание - диагностика систем нервных связей.

4. Диагностика генезиса механизмов регуляции или ответ на вопрос о том, как и в каких условиях формировалась психика данного индивида.

Скрининг (медицина)

Цель скрининга - по возможности раннее выявление заболеваний, что позволяет обеспечить раннее начало лечения в расчёте на облегчение состояния пациентов и снижение смертности . Несмотря на то, что скрининг способствует ранней диагностике, не все скрининговые методы демонстрируют однозначную пользу. Среди нежелательных эффектов скрининга - возможность гипердиагностики или ошибочной диагностики, создание ложного чувства уверенности в отсутствии болезни. По этим причинам скрининговые исследования должны обладать достаточной чувствительностью и допустимым уровнем специфичности .

Различают массовый (универсальный) скрининг, к которому привлекаются все лица из определённой категории (например, все дети одного возраста) и селективный скрининг, применяемый в группах риска (например, скрининг членов семьи в случае выявления наследственного заболевания).

В СССР и в государствах постсоветского пространства для обозначения скрининга также используется термин диспансеризация . С 2013 года диспансеризация всего населения Российской Федерации войдет в систему обязательного медицинского страхования .

Примеры скрининговых методов

Различные скрининговые исследования применяются для возможно ранней диагностики злокачественных новообразований . В числе достаточно достоверных скрининговых тестов онкологической направленности:

  • Тест Папаниколау - для выявления потенциально предраковых изменений и профилактики рака шейки матки ;
  • Маммография - для выявления случаев рака молочной железы ;
  • Колоноскопия - для исключения колоректального рака ;
  • Дерматологический осмотр для исключения меланомы .

Медицинское оборудование для скрининга

Медицинское оборудование для скрининга зачастую отличается от оборудования, применяемого в клинической диагностике. Целью скрининга является лишь обнаружение/исключение заболеваний у клинически бессимптомных лиц, в отличие от обследования заведомо больных, направленного на оценку характера и выраженности патологического процесса. В связи с этим, оборудование для скрининга может быть менее точным, чем диагностическое.

Преимущества и недостатки скрининга

Скрининг имеет как преимущества, так и недостатки; решение о необходимости скрининга принимается путём взвешивания этих факторов.

Преимущества

Скрининг позволяет выявлять заболевания в их ранних, бессимптомных стадиях, на которых лечение более эффективно.

Недостатки

Как и любые другие медицинские исследования, скрининговые методы не являются совершенными. Результаты скрининга могут быть как ложно-положительными, указывая на наличие в действительности отсутствующей болезни, так и ложно-отрицательными, не обнаруживая существующую болезнь.

  • Скрининг требует затрат на медицинские ресурсы на фоне того, что большиинство обследованных лиц оказываются здоровыми;
  • Наличие нежелательных эффектов скрининга (тревога , дискомфорт, воздействие ионизирующего излучения или химических агентов);
  • Стресс и тревога, вызванные ложно-положительным результатом скрининга;
  • Ненужные дополнительные исследования и лечение лиц с ложно-положительным результатом;
  • Психологический дискомфорт, обусловленный более ранним знанием о собственном заболевании, особенно в случае невозможности излечения;
  • Ложное чувство безопасности, вызванное ложно-отрицательным результатом, которое может отсрочить постановку диагноза.

Принципы скрининга

Целесообразность введения скрининга населения связана с рядом вопросов, обозначеных выше. Хотя проведение некоторых скрининговых тестов не выгодно, в целом массовые скрининговые обследования обеспечивают повышение уровня здоровья населения. Всемирная организация здравоохранения в 1968 году разработала руководство по принципам скрининга, до сих пор не утратившее актуальность . Основные положения:

  1. Заболевание должно представлять важную медицинскую проблему
  2. Должно существовать лечение заболевания
  3. Возможности диагностики и лечения заболевания должны быть доступны
  4. Заболевание должно иметь скрытый период
  5. Для заболевания должен существовать метод исследования
  6. Метод исследования должен быть приемлем для использования в популяции
  7. Необходимо адекватно понимать естественное течение болезни
  8. Должна существовать согласованная политика в необходимости лечения
  9. Экономические расходы на выявление случаев заболевания должны быть сбалансированы с общим объёмом расходов
  10. Скрининг должен осуществляться непрерывно, а не «раз и навсегда»

Примечания

Ссылки

  • Великий и ужасный скрининг, или Как работает дородовая сортировка Статья в журнале «ВАШ Гинеколог» № 8/2010

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Скрининг (медицина)" в других словарях:

    - (от англ. screening «отбор, сортировка») может означать: Скрининг (медицина) система первичного обследования групп клинически бессимптомных лиц с целью выявления случаев заболевания; Пренатальный скрининг Скрининг… … Википедия

    МКБ 10 O … Википедия

    Порция мочи доставлена для исследования Анализ мочи по Сулковичу (Проба Сулковича) качественный анализ содержания кальция в моче (уровня … Википедия

    - … Википедия

    МКБ 10 E84.84. МКБ 9 277.0277.0 OMIM … Википедия

    Беременность биологическое состояние самок животных, характерное для млекопитающих. Это состояние обусловлено зачатием новых особей и представляет собой процесс вынашивания детёнышей внутри организма самки. Период беременности завершается родами … Википедия

    Ребёнок 1,5 месяца (6 недель) … Википедия

    Участие в проекте добровольных вычислений с помощью клиента BOINC … Википедия

    Мозжечка МКБ 1 … Википедия

    Нестеренко Владимир Георгиевич Место рождения: Днепропетровск, Украина Научная сфера: иммунология Место работы: ФГБУ НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи Минздравсоцразвития РФ Нестеренко Владимир Георгиевич доктор медицинских … Википедия