Вопрос 1. Всегда ли мир был един? Что делает современный мир единым целым?

Нет, Древний мир не был единым. В глубокой древности, когда на Земле обитали немногочисленные группы охотников и собирателей, встречавшиеся друг с другом один раз в несколько лет, нельзя было говорить о единстве мира людей. Да и в Средневековье мир был раздроблен на множество воюющих между собой княжеств, которые то распадались, то объединялись в более крупные государства. Торговые связи были достаточно редкими, автомобильных дорог, железнодорожных путей, Интернета, объединяющих сегодня разные страны, тогда не существовало. Люди путешествовали очень мало, живя всю жизнь в своём городе или деревушке.

Благодаря наличию огромного количества быстродвижущихся транспортных средств теперь можно попасть в любую точку мира за считанные часы. Технические изобретения, совершённые в одной стране, моментально становятся достоянием всего человечества. Самолётами, мобильной связью, компьютерами и Интернетом ныне пользуется практически каждый житель Земли, хотя у них есть авторы и страна изобретения. Сегодня все изобретения - предмет международной торговли.

Вопрос 2. Объясните, для чего был создан Совет Европы? Почему именно в то время остро встал вопрос о создании такой организации?

Совет Европы - международная организация, содействующая сотрудничеству между её членами, странами Европы, в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия. Целью Совета Европы является осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу.

В то время необходимо восстанавливать экономику и уровень жизни людей различных европейских стран, разрушенных войной.

Вопрос 3. Что такое мировое сообщество, глобализация? Приведите примеры глобализации.

Мировое сообщество - совокупность современных обществ, существующих в мире.

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс изменения структуры мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, включения в мировой рынок и тесное переплетение экономик.

Примером глобализации может быть создание международных компаний, торговых сетей и ресторанов, банков.

Вопрос 4. В чём смысл ускорения развития общества?

Суть его состоит в том, что на каждую последующую историческую ступень развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую. В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее усовершенствуются орудия труда и технология.

Вопрос 5. Как изменялась численность населения нашей планеты во времени? При ответе используйте данные таблицы на с. 114.

Российский учёный Сергей Петрович Капица установил, что существует связь между ускорением развития общества и ростом численности населения. Чем ближе к нашему времени, тем население растёт быстрее.

В эпоху раннего каменного века на нашей планете проживало всего 100 тыс. человек. Спустя 1,5 млн лет скорость роста населения была уже в 10 тыс. раз больше, чем в начале каменного века и численность населения уже составила 10 млн.

За XX век количество людей выросло почти в четыре раза, а за ближайшие 50 лет вырастет ещё на треть. По расчётам специалистов, к 2050 году на Земле будут проживать около 9 млрд. человек.

Вопрос 6. Подумайте, почему численность населения Земли сегодня растёт большими темпами. Почему такого роста не было в Древнем мире и в Средние века?

Рост численности населения обеспечивается в основном странами Юго- Восточной и Южной Азии, население в этих странах растет большими темпами, потому что там весьма низок уровень образования и просвещенности в отличие от стран Европы, Северной Америки и Австралии, но при этом улучшается качество медицинского обслуживания, что позволяет снизить уровень смертности среди новорожденных. В древнем мире медицина была на гораздо более низком уровне.

Вопрос 7. Объясните, как влияет численность населения Земли на единство мира.

Чем больше населения на планете, тем больше контактируют между собой люди, обмениваются информацией. А значит, чем выше численность населения, тем более единым надо считать наш мир.

Практикум

1. Завершите предложения.

Современный мир можно считать единым, потому что... технические изобретения, совершённые в одной стране, моментально становятся достоянием всего человечества. Самолётами, мобильной связью, компьютерами и Интернетом ныне пользуется практически каждый житель Земли, хотя у них есть авторы и страна изобретения. В историческом прошлом технические новшества держали в глубокой тайне. Например, в Китае многие столетия хранили секрет изготовления фарфора. Сегодня все изобретения - предмет международной торговли.

2. Как вы лично в своей жизни ощущаете единство мира? Напишите 5-6 предложений.

Читаю новости из разных уголков мира, общаюсь с родственниками из другой страны с помощью интернета, заказываю вещи в интернет-магазине.

3*. Подготовьте доклад о деятельности любой международной организации. Используйте материалы газет, журналов, Интернета.

Организацию Объединённых Наций - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств. 15 октября 1945 года Польша также подписала Устав, вступив, таким образом, в число первоначальных членов Организации. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека.

Оказывает гуманитарную помощь в странах, которые в течение длительного времени подвергаются стихийным бедствиям или оправляются от конфликта.

Важным инструментом поддержания мира и международной безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность определена рядом резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом Организации.

ООН проводит конференции и форумы, где обсуждаются и вырабатываются решения по многим насущным международным вопросам.

Предмет: обществознание

Класс, профиль: 8 класс, обществознание

Ф.И.О. педагога, № ОУ: Григоркина Г.С., МОУ гимназия №19 имени Поповичевой Н.З.

Программно – методическое обеспечение:

Программа (базовый уровень)

Используемые учебники: А.И. Кравченко

Тема урока: «Социальный прогресс и развитие общества»

Цель:

Познакомить учащихся с тенденциями развития общества, в том числе законом ускорения истории, неравномерным развитием различных народов и наций, объяснить сущность социального прогресса и его видов.

После изучения темы учащиеся должны:

    объяснять сущность закона ускорения истории, аргументировать свой ответ конкретными примерами;

    знать о том, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью, уметь пояснить эту тенденцию на примере развития стран;

    пояснить сущность социального прогресса, включающего в себя экономический, технический и культурный прогресс;

    уметь определять, в каких случаях общество развивается реформистским путём, а в каких – революционным;

    знать определения следующих понятий: закон ускорения истории, прогресс, регресс, реформа, революция, историческая эпоха.

План урока:

    Основные закономерности развития человеческого общества: почему ускоряется история?

    Закон неравномерного развития народов и наций мира.

    всегда ли общество развивается прогрессивно. Что такое социальный прогресс?

    Реформы и революции.

    Приступая к рассмотрению первого вопроса, учителю необходимо подчеркнуть, что, изучая эволюцию обществ, учёные пришли к выводу о существовании закономерностей в их развитии.

Рассмотрев хронологические рамки каждой исторической эпохи, ученики приходят к выводу об уплотнении исторического времени.

На рисунке к параграфу представлена сущность закона ускорения исторического времени. Рассматривая рисунок (с. 33 учебника), ученики должны пояснить:

а) Как соотносятся между собой уровень развития общества и историческое время?

б) Почему эту взаимосвязь называют законом ускорения истории?

Учитель обращает внимание ребят на дополнительный текст параграфа «Ускорение истории» (с. 34 учебника). Пусть учащиеся разъяснят статистические данные, представленные в тексте.

Выполнив такую работу, ученики приходят к выводу, что каждый последующий этап охватывает гораздо меньший промежуток времени, чем предыдущий. Однако уровень развития общества, наоборот, становится выше.

Весьма впечатляют данные социологов о том, что каждая последующая общественная формация короче предыдущей в 34 раза. Однако орудия труда, технологии усовершенствуются гораздо быстрее.

Определённый период развития человечества называют исторической эпохой. Обратив внимание учащихся на это понятие, и разъяснив его смысл, учитель даёт задание группам учащихся отобрать известные им факты, свидетельствующие о том, что технические изобретения, научные открытия совершенствовались от эпохи к эпохе. С этой целью ученикам можно предложить в качестве помощника книги – учебники по истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени. Сопоставить уровень развития каждой эпохи можно по следующим параметрам:

а) развитие орудий труда, техники и науки;

б) развитие интеллекта человека;

в) социальная организация общества.

(Такую работу целесообразно выполнять в подготовленном классе).

    На предыдущем уроке ученики, выполняя задание по карточкам, узнали о том, что русский учёный Н.Н. Миклухо- Маклай изучал в XIX в. реликтовые общества папуасов, живущих на уровне первобытного общества. Почему история «тормозит» эволюцию отдельных народов, людей? Пусть ребята выскажут свои предположения.

Почему социальное время протекает не везде одинаково?

Ученикам предлагается подумать, можно ли рассматривать экспансию капиталистически развитых стран на территорию слабо развитых регионов как прогрессивное явление? (С одной стороны – искусственная попытка ускорить процесс развития народов (завоз техники и т. д.), с другой – разрушение самобытности).

Желательно, чтобы в процессе дискуссии ребята аргументировано доказали свою точку зрения. Для отслеживания разнополярных суждений к доске (к листу ватмана, прикреплённому на стене) следует пригласить одного ученика, который должен фиксировать эти позиции выступающих. (Да, это прогрессивно, так как…; Нет, это насилие и носит опасный характер, так как…)

    Рассмотрение третьего вопроса должно быть сконцентрировано вокруг понятия «социальный прогресс». Он объясняется нашей наукой как мировой прогресс развития человеческого общества от менее совершенного к более совершенному, от состояния дикости к вершинам цивилизации.

Разъясняя сущность социального прогресса, учитель привлекает к диалогу ребят, которые с помощью конкретных фактов доказывают, чем характеризовался социальный прогресс и его составляющие в определённые исторические эпохи.

Изучение вопроса завершает проблемное задание:

Подумайте, может ли общество развиваться вспять, регрессивно?

Разъясняя эту проблему, учитель должен закрепить в понимании учащихся, что прогресс носит глобальный характер, а регресс – локальный и охватывает отдельные общества и промежутки времени.

Учащимся предлагается выполнить следующее задание.

«Истории человечества известны многочисленные войны. В их состоянии оно находилось гораздо больший промежуток времени, чем в состоянии мира. Подумайте, как влияли войны на развитие общества? Какую функцию они выполняли: прогрессивную или регрессивную?»

Можно предложить ученикам разделиться на две группы с биполярными мнениями и попытаться дать ответ на поставленный вопрос с заранее предлагаемой установкой (ученики пытаются доказать предложенную позицию, полемизируя со своими противниками):

Да, войны оказывали прогрессивное влияние на развитие общества, так как:

    в период военных действий происходит быстрое усовершенствование техники, в том числе военной, развивается военно - промышленный комплекс страны.

    Предприятия, фирмы по производству вооружения получают госзаказы, их прибыль быстро растет. Происходит обогащение многих структур.

    В военное время в народе проявляются особые чувства патриотизма, единения, что способствует сплочению нации, росту её интеллектуальных возможностей.

    В период войны появляется много уникальных талантливых произведений науки, искусства (песни, музыка, живопись…)

    Война истребляет часть населения, тем самым, регулируя решение демографических проблем.

    Война способствует новым открытиям в области медицины.

Нет, войны негативно влияют на общество, так как:

    война – это многочисленные жертвы людей, горе и слёзы.

    В период войны уничтожаются многочисленные ценности культуры, в том числе здания, сооружения

    Война приводит к колоссальным материальным потерям: разрушению и опустошению городов, деревень.

    Стрессовое состояние людей приводит к нарушению психики, здоровья людей

    Общество дестабилизируется, теряя трудоспособных граждан и увеличивая разряд тех, кто нуждается в социальной поддержке.

    Происходит передел мира, порождаются новые конфликты.

    Социальный прогресс может осуществляться постепенно или скачкообразно. В первом случае в обществе происходят реформаторские изменения, а во втором – революционные. При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание на разницу в этих понятиях.

Ученикам предлагается проанализировать нижеприведённые события и сгруппировать их в 2 колонки таблицы, объяснив устно:

а) Почему это событие можно отнести к данному виду социального прогресса?

б) Каким образом происходили изменения, кто стал инициатором и «проводником» перемен в жизни?

    Приватизация жилья, законодательно разрешённая в России.

    Введение налоговых льгот отечественными предпринимателями.

    Юридическая отмена крепостного права в 1861 г. в России.

    изменение системы судопроизводства в 60-е гг. XIX в., в соответствии с которыми введён суд присяжных, состязательность процесса и проч.

    События 1917 года в России, повлекшие за собой изменения политического строя (монархия - республика), ликвидация буржуазии, уничтожение частной собственности.

    Технологический, промышленный подъём западноевропейских государств XVIII-XIX вв., в результате которого машинное производство вытеснило старую мануфактуру.

Таким образом, ученики самостоятельно при организующей роли учителя начинает понимать, что:

Реформа – усовершенствование в определённой сфере жизни, которое носит постепенный характер, не затрагивающий основ существующего строя.

Революция – комплексное изменение большинства сторон жизни, выводящее на качественно новый уровень развития общество.

В конце изучения темы учитель может поработать с понятиями, рассмотренными на уроке. Для этого следует предложить выстроить на доске терминологическую модель их взаимосвязи Ии попросить разъяснить отдельные понятия устно.

Д/з: 4 параграф, выполнить задания и ответить на вопросы к параграфу. Отдельным группам ребят можно дать индивидуальные задания: подобрать из литературы, СМИ факты. Доказывающие закономерные тенденции в развитии общества.урока ...

  • Рабочая программа По всеобщей истории 5-9 класс пояснительная записка

    Рабочая программа

    ... история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества ... развития человеческого общества , и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные ... карты. Почему манили новые...

  • Конспект повторительно-обобщающего урока Проблемно-дискуссионное игровое

    Конспект

    Также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до... из основного и дополнительного... для детей. Всемирная история . - М.: Аванта +, ... урока . Постановка проблемного вопроса: Как вы считаете, почему ... . Ускорила развитие Италии...

  • Урок раздел I. Жизнь первобытных людей тема I. Первобытные собиратели и охотники

    Урок

    И человеческого общества , зарождением духовной культуры, социальной дифференциации. Нигде больше на материале курса истории ... Востока, греческие ученые пытались найти основные закономерности развития природы. Величайшим достижением было учение...

  • На каждую последующую стадию уходит времени меньше, чем предыдущую. Так, эпоха первобытности (дописьменное время) значительно «длиннее» всех последующих; доиндустриальное общество длится дольше индустриального.

    2. По закону неодинаковой скорости общественного развития разных народов.

    Разные народы развиваются с неодинаковой скоростью, динамикой,

    «входят» в последующую стадию развития в разное время, в различных условиях.

    3. Социально-экологические кризисы в истории человечества.

    Как мы с Вами установили ранее, рубежами качественного перехода от одной стадии развития к другой, являются кризисы. Все Вы, наверное, помните себя в период подросткового кризиса…

    Кризис – это такая ситуация, когда, как после болезни, организм крепнет и здоровеет, в отличие от катастрофы, когда организм погибает. Кризисы бывают разные.

    Экологические кризисы - это изменения в сол­нечной активности, космические катаклизмы, глобальные или местные изменения климата, геологические процессы и др.

    Известно, что во время окончания ледникового периода в результате повышения уровня океана ушла под воду значи­тельная территория на западе Европы. С этим связывают и гибель Атлантиды - загадочной страны, рассказы о которой не дают покоя людям почти две с половиной тысячи лет. Ис­следователи помещали Атлантиду и в Черное, и в Мраморное море, и в Атлантику, и на остров Крит. Одна из последних версий - Атлантида находилась на месте сегодняшнего мор­ского дна между современными Францией и Англией, называе­мого Кельтским шельфом. Глубина моря в этом месте всего 57 метров, тогда как вокруг - 130 -160 метров. Рельеф этого ме­ста очень напоминает описание Платона, древнегреческого философа, первым упомянувшего об Атлантиде: «Город, на­ходящийся на холме с обрывом в сторону моря, и окружающая его плоская равнина, окруженная с трех сторон горами». Ис­следователи предполагают, что Атлантида была не остро­вом, а частью европейского материка, затонувшей в результа­те повышения уровня Мирового океана.

    Подобные экологические кризисы приводили к уничтожению жи­вотных, достигших особо крупных размеров в спокойные периоды разви­тия природы и человечества, освобождая ниши для более сложных и пер­спективных организмов. Происходили вырождение, гибель одних цивили­заций и возникновение других. При такой смене цивилизаций часто не происходило их качественного усложнения. Отсюда возможен вывод о не­продуктивности данного типа экологических кризисов.

    Социальные кризисы – это революции, гражданские войны, путчи и др. проблемы внутреннего развития общества. Часто они связаны с разрушительной дея­тельностью человека.

    Несколько раз (пока всего 3 раза), человечество переживало глобальные кризисы, когда оно сталкивалось одновременно и с экологическим, и с социальным кризисом, взаимно обусловившими друг друга.

    1. Кризис неолитического периода (9-8 тыс. до н. э.), после которого люди занялись производящим хозяйством. Сформировалось аграрное общество.

    2. Кризис Средневековья, связанный с похолоданием и уничтожением запасов древесины. Выходом из него стала промышленная революция и формирование индустриального общества.

    Пример: В XIII - XIV вв. в Западной Европе социально-экологический кризис был вызван, с одной стороны, причинами климатичес­кими (похолодание 1215 -1350 гг.), с другой - причинами «руко­творными». Великая распашка территории Западной Европы не только увеличила количество пашни, но и привела к исчез­новению лесов, прежде всего рощ с 200-летними дубами, давав­шими при подсечно-огневом земледелии самое лучшее мине­ральное удобрение. Французский историк Гимпел приводит примеры уничтожения дубовых лесов: на строительство де­ревянного дома требовалось приблизительно 12 дубов, на строительство Виндзорского замка пошло 3994 дуба (целый лес!). Для добычи 50 кг железа в то время надо было обрабо­тать 200 кг железной руды, что требовало 25 кубометров де­рева. В течение 40 дней одна печь уничтожала лес в радиусе 1 км. Уже в конце XIII в. Англия стала ввозить дерево из Нор­вегии. Леса пропадали. Постепенно на смену дровам пришел уголь. В XIII в. идет разработка месторождений у Льежа (Бельгия), Анжу (Франция), Дербишира (Англия). Разработки угля и железа загрязняли атмосферу, убой скота, дубление кож загрязняли воду. Наступал экологический кризис.

    Голод, причиной которого стало снижение урожайности, вызванное похолоданием и отсутствием эффективных удоб­рений (дубовые леса были сильно вырублены), эпидемии (чума, грипп) привели к резкому сокращению населения Европы. Так, в 1315 - 1317 гг. голод унес 10% жизней. Чума XIV в. уничтожи­ла треть населения Европы (20 млн). Особенно большие поте­ри понесли города Европы. Европа восстановила свое населе­ние только к 1600 г.

    Последствиями кризиса XIII - XIV вв. было социальное ста­рение общества, его болезнь, требовавшая поиска лекарств для выздоровления. Таким «лекарством» стал переход к капи­тализму как более эффективному способу производства.

    3. Кризис Новейшего времени, в который живем мы с Вами, связанный с глобальным потеплением, исчерпанием запасов нефти, и соответственно непрекращающимся переделом сфер влияния различных государств. Поиск выхода из этой ситуации начался в середине ХХ века в ходе научно-технической революции. Именно она дала человечеству энергосберегающие технологии, микроэлектронику, информационные технологии и надежду на будущее. Сейчас идет эпоха формирования постиндустриального (информационного) общества.

    Таким образом, прогресс человечества становится способом его выживания. Однако отдельные общества, циви­лизации, культуры (Шумер, Вавилон, Египет, Рим и др.) в результате кризисов погибали. Цивилизациям свойственно умирать, исчерпав ресур­сы своего развития.

    Часто ли вы слышите фразу: «Время стало лететь быстрее. Вот раньше я успевал все сделать, а сейчас раз, два - и день закончился». Удивительно, но ученые нашли доказательство тому, что цикл человеческого развития действительно ускорился. А объяснение всему этому - закон ускорения истории. И если рассматривать не человечество в целом, а каждого индивидуума в отдельности, то эти правила будут применимы и для короткой людской жизни.

    Определение

    Многие школьники заваливаются на экзамене, услышав вопрос: «Что такое закон ускорения истории?». По обществознанию эту тему проходят в восьмом классе, политологией занимаются уже в институтах. Поможем ученикам и разберемся, как дать правильный ответ.

    Социальное общество, подобно фабрике, постоянно наращивает темпы производства. Со времен первобытных людей мы куда-то стремимся, что-то открываем и находим. Изучая историю нашего мира, ученые пришли к очень забавному выводу. Оказывается, что каждая новая стадия развития человечества проходит намного быстрее, чем предыдущая. Это и есть закон ускорения истории.

    Вспомните, что по временным рамкам капитализм был короче феодализма, который просуществовал почти 3 века, он в свою очередь был короче рабовладения. Подтверждение этому дают и археологи, изучавшие структуру земляных слоев. Они указывают на то, что самым продолжительным этапом человечества был первобытный строй, покоривший людей на два миллиона лет.

    Выведем конкретное понятие о том, что такое закон ускорения звучит так: каждая последующая стадия человечества намного короче предыдущей.

    Пример №1

    Рассмотрим конкретные случаи нашей жизни. Повсеместно мы можем встретить закон ускорения истории. Примеры спрятаны в современном мире. Негласно его называют эпохой информации. Вот проследите тенденцию: сколько информации было доступно человеку 20 лет назад? Этот период большинство из нас очень хорошо помнят. По телевизору шел один канал, газеты приносили два раза в неделю, а в очередях в магазин обсуждались самые горячие сплетни города.

    Что изменилось сегодня? За каких-то 20 лет, что в переводе на человеческую историю маленькая песчинка, поток информации удвоился в 120 раз. Не просто в два раза больше, а в 120 раз больше! И это еще не все. Такая тенденция продлится и дальше, и каждых 20 месяцев количество обрушиваемой на нас информации будет пропорционально увеличиваться вдвое.

    Таким образом, можно предположить, что будет через 100 лет с нами. Количество всевозможных данных, поступаемых в мозг человека, увеличится в 1200 раз! Он или взорвется, или превратится в киборга.

    Пример №2

    С каждой эпохой появляются новые изобретения, орудие труда и оружие. Так, существующее в первобытном строе орудие под названием чоппер (сделанное из специально обработанной гальки) прослужило миллионы лет. А мы на протяжении жизни можем усовершенствовать лопату в несколько раз.

    Новый мир составляет лишь одну тысячную часть (0,001) всемирной истории. Это крошечный этап, за время которого произошло невероятное количество социальных, культурных, экономических и политических изменений.

    Доказательства

    Доказательствами реального существования этого понятия является то, как проявляется закон ускорения истории. Наши бабушки и дедушки, родившиеся в начале 20 века, пережили огромное количество событий. Первая мировая война, распад огромных империй, перестрой общества, Вторая мировая война, индустриальный рывок, технологический прорыв, снова распад общества. Сейчас мир находится на грани, может развязаться новая масштабная война. За прошедшие сто лет на планете прошло три этапа развития цивилизации: аграрная, индустриальная и постиндустриальная. А это 4 поколения.

    А что было раньше? Кроманьонцы существовали 1600 поколений, после них еще 1200 жили, не выходя из пещер. Эпоху письменности пережило 240 поколений, а книги печатали уже 22.

    Укорачивается и время, проведенное между первым изобретение предмета и его реальным использованием в жизни. Так, бумагу придумали в Китае, но писать на ней стали лишь 1000 лет спустя. Первый был запущен в 1868 году. Но он был слишком мал, и 80 лет люди не могли придумать, что же с ним сделать, прежде чем он стал основой для движения машин. Телефон разрабатывался 50 лет, самолет - 20, транзистор - 3, а факс стали использовать уже через 3 месяца после первого проекта. Разве это не закон ускорения истории?

    Опровержение №1

    С в прошлом все понятно. Доказательств более чем достаточно о том, как проявляется закон ускорения истории. Но что ждет человечество в дальнейшем? Что такое должно произойти, чтобы мы перешли на более совершенный уровень? Или все-таки апокалипсис - это правда? На эти и другие вопросы ответить сложно, и в связи с этим возникает множество спорных моментов.

    Мы говорим о развитии человечества, оперируя теми данными, которые имеет наука на сегодняшний день. Но все это касается лишь небольшой части мира - Западные страны, в том числе Северная Америка, и частично и некоторые страны Азии. Большинство государств на карте мире находятся на уровне первобытных понятий о достижениях научного прогресса. Им впихивают технологии, но не показывают, как ими управлять. Им дают деньги на разработку вакцин от смертельных болезней, а 80 % населения мира не умеет даже читать.

    Многие ученые твердят, что закон ускорения истории - это всего лишь занавес, с помощью которого проще изъясняться и объяснять неведомое. Темп изменения - это величина постоянная, если сравнивать ее не с краткими десятилетиями, а с веками медленной эволюции.

    Опровержение №2

    Закон ускорения истории - это отличная тема для философов. Размышляя над прошлым, можно спрогнозировать или предположить, к чему придет человечество в будущем. Академик Сергей Капица в одной из последних своих статей поднимает вопрос о том, почему нам кажется, что время начинает двигаться быстрей.

    По его мнению, все зависит от Так, в период палеолита на Земле жило около 100 тысяч человек. Эпоха длилась миллион лет. Сколько из этих тысяч людей были гениями? 2, 3 или 10, что могли придумать что-то совершенно новое? А сколько людей живет сейчас? Семь миллиардов! Сто тысяч - это лишь население небольшого городка. Какой процент одаренных людей приходится на наш век? Поэтому нам кажется, что процесс развития идет быстрее.

    В ожидании нового

    История нам упрямо твердит, что вот-вот должно что-то измениться. Раз сократилось время перехода на новый уровень, значит, логически нужно предположить, что он наступит совсем скоро. Интересно знать, что будет через 100 лет? Изменится ли планета?

    Когда-то в 70-х годах прошлого века один ученый вывел формулу демографического прибавления населения на Земле. Согласно этим данным, нас должно было быть к 2010 году 10 миллиардов. Но эпидемии и пандемии забирают сотни жизней, чтобы хоть как-то уровнять шаткое равновесие природы. Возможно, мы уже на пути к чему-то новому, к новой жизни и новым проблемам. Как известно, прирост населения уже не такой резкий, как 10 лет назад, он стабилизировался, а значит, определенный этап перехода уже состоялся.

    В ходе развития человечества ещё нашим далеким предкам стало очевидно, что сплотившись в группу, можно достичь более высоких результатов и стать более приспособленными к условиям окружающей среды. Наиболее эффективной формой объединения живых существ на Земле является общество.

    Объединившись, люди приобрели огромное преимущество над любыми другими живыми существами нашей планеты. Так, например, древние люди получили возможность совместно охотиться на особо крупных животных и преуспели в этом.

    Сущность прогресса

    Обязательным спутником человеческого общества является развитие от примитивных форм существования к современным сложным видам деятельности, основанным на результатах научно-технических достижений и т.п. Такое явление получило название социальный прогресс.

    Человек брал то, что давала ему природа, и использовал в своих целях для улучшения качества жизни. Так, древний человек начал пользоваться огнем для приготовления более калорийной и сытной еды, использовал палку, камень или кость как орудия труда, чтобы увеличить свои физические возможности.

    С древних времен прогресс нашего общества ушел далеко вперед, и сегодня мы используем очень сложные приспособления для поддержания своей жизнедеятельности. Огромные сооружения, такие как гидроэлектростанции, используют силу природы, чтобы обеспечить нас электроэнергией, необходимой каждому современному человеку.

    Скорость и ускорение прогресса

    Несложно заметить, что скорость, с которой человечество развивалось, то есть скорость социального прогресса, с годами и веками становилась все интенсивнее . Так, например, в древности прошло довольно много времени, прежде чем человек прогрессировал в использовании железа для производства орудий труда, а о сложной вычислительной технике тогда и речи быть не могло.

    В ходе развития человеческого общества развивались особые участки нашего мозга, а вместе с тем и наши способности мыслить. В конечном итоге к XVIII веку все это вылилось в создание науки. Наука стала дополнительной силой, которая придала ускорение прогрессу нашего общества.

    Появились ученые, люди, которые занимались осмыслением и разработкой новых способов ведения трудовой деятельности. В результате этого, чтобы прокормить одного человека, уже не требовалось огромное количество природных ресурсов, человек научился более разумно использовать то, что дает ему окружающий мир.

    Связь технического прогресса с развитием общества

    Скорость технического прогресса также увеличилась, особенно в XIX-XX веках. Человек изобрел машины, что в значительной степени расширило круг его возможностей. В свою очередь, эти изобретения так же стали увеличивать скорость развития общества, социальный прогресс.

    Человек уже не успевает привыкнуть к какой-либо технике, как она сменяется более совершенной. Кроме того, техника стала более доступной, например, автомобиль сейчас есть у большинства семей, а сотовый телефон практически у каждого.

    Прогресс в современном обществе

    Постепенно появился новый тип людей – информационные работники . Сейчас ускоренное развитие общества во многом происходит благодаря этим людям. Разумеется, возникла проблема обмена таким огромным количеством информации. Так появился способ передачи информации с помощью сети, т.е. Интернета.

    С возникновением Интернета упростилась связь людей друг с другом, обмен полезными знаниями. Появилась возможность сэкономить свое время, например, купить необходимые вещи, не выходя из дома. Сегодня стало намного проще получить редкую книгу или учебное пособие.