Сегодня мы узнаем что такое коучинг и в чем секрет его эффективности. Коучинг нельзя назвать обычным консультированием или тренингом. Да, этот метод много взял из психологического консультирования и позаимствовал элементы тренинга, но у него есть свои отличительные особенности, выраженные в этой технике.

Определение значения

Что такое couching?

Прежде всего, стоит разобраться, что заложено в понятие коучинга. С английского слово «coach» переводится как «тренировать», «наставлять», «воодушевлять» . Почему именно такое название получил метод? Дело в том, что его истоки лежат в области спорта. А методологические принципы и техники были позаимствованы из организационной, позитивной, когнитивной психологии.

Коучинг – это метод, объединяющий принципы консультирования и тренинга, но не в классическом виде . Прежде всего, отличие заключается в том, в коучинге основное место отводится не наставлениям, а мотивированию клиента к изменениям.

Профессиональный коуч (тренер в коучинге) никогда не будет давать каких-либо жестких рекомендаций . Он вместе со своим клиентом ищет ответы на вопросы, которые возникают в процессе консалтинга. Именно поэтому главный инструмент коуча – это искусство задавать вопросы, позволяющие постепенно подвести клиента к верному выходу. В процессе своеобразного интервью он помогает человеку раскрыть свой потенциал и максимально развить его.

В коучинге признается, что никто не знает так о личных проблемах, как сам человек, поэтому именно он должен отыскать верное решение. А коуч в этом процессе исполняет роль проводника. Обучиться коучингу в России возможно в нескольких организациях, например обучение предлагает Национальный институт профессионального коучинга , они дают хорошее образование и расположены в Москве.

В коучинге вся работа построена на четырех этапах, каждый из которых нужно пройти для достижения устойчивого результата :

  1. Постановка цели.
  2. Проверка на то, является ли поставленная цель реальной.
  3. Разработка плана реализации цели, в который следует включить пути достижения.
  4. Непосредственно реализация цели – этап воли.

Коучинг – это система взаимодействия, направленная на быстрое достижение позитивных результатов . В режиме «здесь и сейчас» коуч совместно с клиентом ищет пути достижения четко поставленной цели, например, в сфере работы, личной жизни или саморазвития. Но, к сожалению, коучинг не сможет помочь тому человеку, который не хочет никаких изменений. Это выражается в том, что он желает получить результат, но при этом не готов предпринимать никаких действий, ища оправдания своей пассивности.

Ключевые понятия коучинга

С самим понятием мы разобрались. Есть еще и другие понятия, существующие в рамках метода:

  • Клиент. В качестве клиента может выступать как индивидуальное лицо, так и организация. То есть, это человек, пользующийся услугами коуча и ожидающий позитивных результатов. Британские тренеры еще могут называть клиента игроком.
  • Сессия – процесс беседы коуча с клиентом, происходящий по определенно выстроенной структуре.
  • Формат коучинга – это, непосредственно, само взаимодействие или средство взаимодействия тренера и клиента.

Кстати, в коучинге для эффективного расслабления, способствующего открытости сознания к поиску верных решений и позитивным изменениям, могут использоваться элементы йоги, дыхательные упражнения и даже НЛП.

Кто основал метод

Появлению коучинга мы обязаны Тимоти Голви. В своей книге «Внутренняя игра в теннис», изданной в 1974 году, он сформулировал концепцию этого метода. Основная идея заключается в том, что главный соперник спортсмена – это не другой человек или какие-то обстоятельства. Препятствием на пути к достижению цели становится так называемый «противник в голове» . Именно он мешает реализации целей.

Коуч выступает в качестве наставника, который, однако, ничего не навязывает своему клиенту. Он учит игрока самостоятельно искать пути достижения заявленных целей путем преодоления внутренних препятствий. Когда человек этому научится, ему больше не нужен будет тренер.

В 1992 году Джон Уитмор продолжил развивать идеи коучинга, применив их к менеджменту и бизнесу. Свои размышления он воплотил в книге «Коучинг высокой эффективности».

Нельзя не упомянуть и о Томасе Дж. Леонард. Он стал основателем Университета коучей и еще ряда организаций, обучающих и объединяющих тренеров, практикующих метод коучинга.

Самые популярные разновидности

Сегодня известны разные виды коучинга, которые разрабатывались по мере развития этого метода, исходя из необходимости адаптации его к определенным условиям или сфере применения. Его можно классифицировать по нескольким параметрам:

  1. По количеству участников:
  • Индивидуальный коучинг.
  • Групповой (или корпоративный).
  1. По области применения:
  • Бизнес-коучинг. Его предназначение – отыскать эффективные пути реализации целей компании. Коуч обязательно должен работать как с руководителями организации, так и с группами сотрудников.
  • Карьерный коучинг. Его цель может заключаться в сопровождении клиента в поиске им работы, в оценке профессиональных возможностей и компетенций, в выборе наиболее действенного пути развития и пр.
  • Лайф-коучинг. Предполагает индивидуальную работу с клиентом. Человек может обратиться к коуч-тренеру с разными проблемами: в работе, личных взаимоотношениях, самооценке, здоровье. Вместе с коучем клиент ищет пути позитивных свершений в проблемных аспектах жизни.

Современные технологии раскрывают широкие возможности как для клиента, так и для самого тренера. Если ранее был доступный только очный формат коучинга (личная встреча), то теперь успешно внедряется и заочный формат. Например, все популярнее становится телефонный коучинг и через интернет с использованием социальных сетей, программ.

С этой статьей читают:

Отцом основателям коучинга считают Т. Голви, который еще в 1974 году сформулировал основные принципы этого метода. В книге «Внутренняя игра в теннис» он изложил теорию суть, которой состоит в том, что главный противник спортсмена он сам, а не другой игрок или внешние обстоятельства. Игрок сталкивается с трудностями из-за внутренних установок, неверия в свои силы, из-за так называемого «противника в голове». Задачей коуча является наставничество, но не навязывание тех или иных действий. Он учит самостоятельно искать методы и пути для достижения цели.

В 1992 году идею коучинга из спорта в менеджмент и бизнес перенес Д. Уитмор. В своей книге «Коучинг высокой эффективности» он развил идеи метода.

Еще одним важным этапом в развитии коучинга стало основание Университета коучей Т.Д. Леонардом.

Определение и понятия

Коучинг особый вид психологической помощи, нацеленный на мотивацию человека. В ходе совместной работы с коуч-тренером клиент сам находит пути решения проблем, ответы на мучающие его вопросы. Коуч помогает ему в ходе беседы, делится личным опытом или дает профессиональные советы, но не жесткие рекомендации. Метод коучинга нацелен на раскрытие внутреннего потенциала. Он помогает лучше понять себя, оценить свои силы, поработать над усилением слабых сторон.

Коучинг своеобразный микс тренингов и консультаций психолога, но его целью является мотивация клиента на дальнейшее развитие. Проще говоря, задавая вопросы клиенту, коуч помогает лучше разобраться в себе, своих поступках, найти ошибки или наоборот увидеть сильные стороны. Таким образом, создаются благоприятные условия для всестороннего личностного развития.

Основные принципы работы в коучинге базируются на следующих четырех позициях:

  • Определение и постановка цели
  • Определение того насколько на данном этапе реально достичь цели;
  • Разработка пошагового плана достижения поставленной цели, поиск путей реализации задуманного;
  • «Этап воли»– переход к реальным действиям.

К сожалению коуч не в силах помочь человеку, не желающему менять свою жизнь, не готовому к активным действиям.

Основные понятия, связанные с коучингом:

  • клиент,
  • сессия,
  • формат.

В коучинге под клиентом понимается как человек, проходящий индивидуальный курс, так и организация, руководство которой обратилось к коучу для повышения эффективности работы.
Сессией называется непосредственная работа коуча с клиентом. Это беседа, построенная по определенным правилам.

Формат – это то, как коуч взаимодействует с клиентом. Это может быть как индивидуальное занятие, так и групповое. Личная беседа или ондайн. Коуч может давать задания клиенту, а может просто просить рассказать о том каких успехов тот добился за прошедшее время или какие неудачи потерпел.

Кто такой коуч?

Коуч – консультант помогающий клиентам ставить реальные цели и достигать их. Как правило – это состоявшийся и успешный человек, готовый развиваться как личность и профессионал, не прекращающий работать над собой.

Коучу необходимо получить сертификат одной из международных «школ» коучинга.

Работа коуча направлена на мотивацию клиента к активным действиям личностный и профессиональный рост, грамотной постановке целей и выявлению собственного потенциала.


Чем отличается коучинг от тренинга?

Тренинги (бизнес, личностного роста и так далее) и коучинг довольно близкие понятия и иногда их путают. Если отбросить рекламные высказывания в стиле: «Коучинг – это возможность найти свой собственный путь, найти все ответы внутри себя», то главное отличительной особенностью будет заключаться в том, что коучинг – это индивидуальная работа с клиентом, а тренинг – групповое занятие.

Конечно, и тренеры могут переходить на индивидуальные занятия, а коучи – работать с группой. Но в классическом понимании термина, коучинг всегда индивидуальные консультации.

Основные методы

Коучинг быстро развивающиеся направление консультирования и новые техники появляется довольно таки часто. Но общие принципы коучинга можно определить следующим образом:

  • Отказ от «навешивания ярлыков» и «постановки диагнозов». Коучинг учит тому, что все люди хорошие и достойны уважения.
  • Каждый человек может добиться желаемого и у него достаточно на это сил. Метод коучинга основывается на том, что нужно избавляться от негативных установок и верить в себя, не забывать развиваться и пополнять багаж знаний;
  • Человек всегда принимает верные решения. Следуя этому принципу коучинга можно научиться примеряться со сделанным выбором и его последствиями;
  • Основа любых действий всегда позитивна, каждый человек, совершая то или иной поступок, стремится к счастью, используя для этого разные методы.
  • Изменения часть жизни и они неизбежны. Процесс изменений неизбежен, но от того какой человек сегодня, зависит кем он станет завтра.


Как работает коучинг?

Для простоты понимания можно разделить коучинг на:

  • коучинг «сверху»,
  • коучинг «снизу».

В первом случае коуч сам достиг успеха в некой области и теперь консультирует и помогает другим развиваться.

Коучинг «снизу» заключается в том, что коуч не добился впечатляющих результатов в сфере, в которой консультирует. При этом работа с таким коучем может привести намного больше пользы. Дело в том, что для того, чтобы объяснять как что-то, делать и уметь хорошо это делать, нужны разные качества и навыки.

Поэтому главным умением коуча является способность находить общий язык с клиентом, уметь объяснять и задавать наводящие вопросы.

Суть коучинга «снизу» это взгляд со стороны на сложную ситуацию другого человека. А, как известно, со стороны проще увидеть «корень» проблемы и найти решение. При этом компетентный коуч не будет «задавливать» клиента советами, а поможет ему самому «дойти» до верного решения, задавая вопросы, направляя и подсказывая.

Если говорить о коучинге «сверху» то он основан на том, что успешный человек живет своей жизнью, совершая обычные действия, а клиент наблюдая подражает ему.

Одним из видов коучинга «сверху» является менторство.


Менторство как вид коучинга

Основу менторства составляет идея – решить возникшую проблему можно только взглянув на нее с другого уровня. Ментор всегда более успешный человек. Он смотрит на трудности клиента «сверху» и ему проще найти решение, помочь выйти на новый уровень.

Часто менторство распространено в бизнес среде. И в случае, когда человек годами пытается добиться успеха, но остается на том, же месте, ему все труднее без помощи со стороны найти ошибку в своих действиях. Начав индивидуальную работу с коучим-ментором, человек, еженедельно рассказывает о своих успехах или неудачах, за прошедшие семь дней.

Залогом успеха такого консультирования, во-первых, становится тот факт, что клиент начинает прикладывать больше усилий, чтобы не «краснеть» пред более успешным человеком. Во-вторых, проговаривая и структурируя в процессе общения с ментором свои действия, клиент получает возможность отыскать ошибку.

Виды коучинга

Коучинг затрагивает разные сферы жизни. На этом многообразии основывается одна из классификаций, выделяющая следующие основные виды коучинга:

  • Лайф-коучинг;
  • Бизнес-коучинг;
  • Личный коучинг;
  • Спортивный коучинг;
  • Коучинг в сфере образования;
  • Коучинг в сфере управления.

Лайф-коучинг

Основу лайф-коучинга составляет обучение постановке целей. Коуч помогает клиенту лучше понять себя и свои истинные желания, расставить приоритеты. Человек начинает чувствовать себя увереннее, понимает необходимость работы «здесь и сейчас» для создания желаемого будущего. В ритме современной жизни людям часто трудно соблюсти баланс между отдыхом и работой, карьерой и личной жизнью. Общение с лайф-коучем поможет навести «порядок» в жизни, научиться планировать время, правильно ставить цели.

Бизнес-коучинг

Методы коучинга идеально подходят для бизнеса. Его суть состоит в помощи клиенту выйти на новый уровень, четко поставить цели. Коучь поможет составить план действий для успешного построения карьеры. Суть бизнес-коучинга научить человека быстро и правильно решать сложные вопросы. Часто консультирование напрямую не связанно с профессиональной деятельностью клиента.


Личный коучинг

Коуч помогает клиенту поверить в свои силы, избавится от влияния разочарований и прошлых неудач, изменить стиль мышления на позитивный. Благодаря коучингу человек учится в максимально короткие сроки с наименьшими затратами достичь поставленных целей. Клиент перестает принижать себя, и свои успехи верит в свою уникальность и ценность как личности.

Спортивный коучинг

Коуч помогает, спортсмену избавится от страхов и неверия в себя, развить сильные стороны. Совместная работа направлена на работу над собой, управление эмоциями, повышение упорства.
Коучинг в сфере образования.
В процессе работы коуч помогает повысить мотивацию обучаемых к саморазвитию, раскрыть потенциал. Учащиеся, прошедшие курс «образовательного» коучинга достигают высоких результатов без принуждения. Коуч также помогает организовать образовательную среду и построить процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей учеников. Коученг помогает преподавателям изменить отношение к своей работе, начать использовать нестандартные методы обучения.

Коучинг в сфере управления

Для коучинга в сфере управления характерны два основных метода. Первый метод состоит в структурирование межличностных и профессиональных отношений в коллективе. Второй метод основан на планировании и мотивации. Коучинг курсы помогают сотрудникам раскрыть свой потенциал, стать более инициативными и добросовестными, научится более слаженной и командной работе.

Еще одной классификация коучинга основана на количестве участников. Коучинг делят на:

  • командный,
  • организационный,
  • индивидуальный.

Командный коучинг проводят с группой лиц объединенных одной целью. Например, сотрудники, работающие над одним проектом, или специалисты одного отдела для которых важна работа в команде. Этот вид коучинга подходит и для спортивных команд, семейных пар.

Организационный коучинг – это работа с руководителем организации (предприятия) для выявления его личного потенциал, а также потенциала остальных сотрудников или всего предприятия. Этот вид коучинга направлен на повышение успешной работы всей организации.



Индивидуальный коучинг – это работа с человеком, затрагивающая все сферы его жизни, направленная на повышение уверенности в себе, на постановку реальных целей, и их достижение.

Как стать коучем?

Коучу не обязательно иметь дипломы психолога или психотерапевта. Ему достаточно базовых знаний психологии, в особенности психологии общения. Для желающего освоить профессию коуча важно жить осознанной жизнью и иметь представления о собственном будущем, понимать необходимость постоянной работы над собой и совершенствования в как в профессиональной сфере, так и личностной.

Первые шаги в коучинге для многих профессиональных коучей были следующими:

  • проверка собственной готовности к этой работе при помощи специальных тестов,
  • работа с коучем-ментором на начальных этапах,
  • поиск первых клиентов на основе полученного опыта,
  • после первой сотни платных клиентов, повышение уровня квалификации, вложения в профессиональный рост.

В нашей стране обучиться коучингу можно в «Медународной академии коучинга». Обучение проходит онлайн с использованием современных методик. По его результатом выпускник получает сертификат международного образца. Система обучения подойдет как для новичков, та ки для профессионалов желающих повысить свою квалификацию.

Другой возможностью обучиться коучингу являются курсы. Это могут быть и онлайн занятия и мастер классы, основанные на личном общении.

Азы коучинга могут быть полезны как руководителям предприятий, так и обычным людям, желающим обрести гармонию с собой и научиться достигать поставленной цели.

Коучинг (англ. coaching - обучение, тренировки) - метод «индивидуального тренинга», отличается от группового тренинга тем, что тренер работает с клиентом индивидуально.

Краткая история происхождения коучинга

Этимологически слово коучинг произошло от англ. «coach» – наставлять, тренировать, воодушевлять.

Основоположником коучинга как метода считается Тимоти Голви – гарвардский преподаватель и эксперт по теннису. Началось всё с того, что Тим Голви опубликовал книгу "Внутренняя игра в теннис". Слово внутренний Тимоти использовал для обозначения внутреннего состояния игроков, поскольку, пользуясь выражением Голви, "оппонент внутри нашей собственной головы более труден, чем противник в реальной игре". Каждый у кого (например, на корте) бывал день, когда он ничего не мог сделать правильно, понимает, что Голви имеет в виду. Далее Голви утверждает, что если коуч-преподаватель может помочь игроку устранить или ослабить внутренние барьеры в его действиях, то неожиданно появляется внутренняя способность, которая будет вести его дальше, без необходимости значительных технических пояснений.

Смысл коучинга - движение к цели . Используя коучинг, люди достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, и получают уверенность, что выбранное ими направление развития - это действительно именно то, что им нужно. При профессиональной поддержке коуча человек самостоятельно формулирует свои цели, нарабатывает стратегии действия, осуществляет наилучший выбор и реализует наиболее удачную.

Коучинг помогает, работая над своим настоящим, по-другому взглянуть на жизнь, осознать свои истинные, а не навязанные обществом желания, потребности и ценности, избавиться от внутренних барьеров и внутренних саботажников, препятствующих достижению целей и научиться находить собственные решения.

Отличие коучинга от всех видов консультирования - ставка на реализацию потенциала самого клиента.

Что такое коучинг

«Коучинг» -это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться.

«Коучинг» - это совершенствование своих мыслей и действий, имеющее цель достижения поставленных задач.

«Коучинг» - ненавязчивый обучающий процесс, в ходе которого человек узнает больше о собственных возможностях, составляющих его скрытый потенциал, учится развивать их и применять их для решения своих жизненных задач.

«Коучинг» - процесс, помогающий человеку взглянуть на ход развития его личности, на конкретный этап ее развития, и свои дальнейшие перспективы, то есть открыть человеку глаза на многие полезные ему вещи.

«Коучинг» - процесс, позволяющий личности при использовании нужных методов и приемов добиться самых высоких результатов.

«Коучинг» - процесс, в ходе которого личность должна самым эффективным способом управлять собой самостоятельно.

«Коучинг» - процесс, в котором человек, в него вовлеченный получает большую радость от опробования нового, своих успехов и достижений.

«Коучинг» - это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в своей личной и профессиональной жизни. Посредством процесса коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни.

Идеи Тимоти Голви не были абсолютно новым... Их провозглашали ещё Сократ (утверждавший, что Личность человека должна расти и развиваться, и помочь в этом могут специально заданные вопросы) и Конфуций (призывавший к «исправлению умов» и «наблюдению за своими действиями»), но долгое время эти идеи не находили отклика в западном обществе, близорука видящим только прибыль, и не видящую стоящего за любой деятельностью Человека. И только последние десятилетия мы открываем для себя мудрость Востока, мудрость ненавязчивую и молчаливую, помогающую больше самим своим присутствием, чем бурными действиями, направленными вовне. Мы всё чаще начинаем ощущать потребность в жизненном наставнике, который может просто быть рядом, откликаясь и поддерживая – и это успокаивает нас, вселяя жизненные силы. Мы начинаем понимать смысл и возможности личностного роста для каждого конкретного человека, и образ коуча-наставника проникает в нашу жизнь с каждым днём всё яснее.

Три ключевых момента коучинга

1. Осознание

Осознание – знание того, что происходит вокруг нас. Самоосознание – это знание того, что вы переживаете.

Осознавать означает иметь знание о чём-то посредством наблюдения и объективной интерпретации того, что некто видит, слышит, чувствует... Осознание – это собранность и ясность восприятия. Осознание включает в себя самоосознание – (понимание того, как и когда эмоции или желания искажают восприятие.

2. Доверие

В повседневной жизни мы всегда подвергаемся внешней и внутренней оценке, и эта оценка сильно влияет на наши действия и результат этих действий. Даже если мы избавимся от внешней оценки, останется Внутренний Оценщик, который будет оценивать все действия, поступки и результаты. И именно из-за страха что-то сделать не так как хотелось бы, или не так как от нас ожидают, мы действуем неловко и неудачно. Если же создать обстановку доверия, когда клиент (или обучаемый, в случае обучения) доверяет не только коучу, но и себе, то желаемый результат достигается гораздо быстрее.

3. Ответственность

Если мы по-настоящему принимаем на себя ответственность в наших мыслях и наших действиях, наши обязательства по отношению к ним возрастают что сказывается на повышении нашей производительность, способности решать свои проблемы и задачи.

Если нам велено быть ответственными, или ожидается, что мы будем ответственны, или же нам просто передана ответственность, но мы не приняли её полностью, то производительность не возрастёт. Естественно, мы можем выполнять задания потому, что в противном случае нам грозит нечто неприятное (выговор, штраф, увольнение...), но делать что-либо во избежание не значит оптимизировать производительность. Чувство настоящей ответственности неизбежно включает выбор.

Философия коучинга

Философия коучинга базируется на следующих принципах:

1. Человек, обратившийся к коучу за помощью, – здоров и в полном порядке.

2. Каждый человек в каждый момент времени делает лучшее, на что он способен. При этом он руководствуется известными ему вариантами решения задач, вариантами поведения, прошлым опытом.

Задача коуча – помочь клиенту выйти за рамки привычных убеждений и сдерживающих его стереотипов.

3. Потенциал каждого человека не имеет границ. Всё что требуется от коуча – это помочь клиенту раскрыть его.

4. Клиент знает о себе, своих проблемах и текущей ситуации, в которой он оказался, гораздо больше, чем коуч или консультант. Ни один консультант не сможет помочь советом для решения текущей задачи настолько же эффективно, как это может сделать сам клиент.

Поэтому коуч не даёт советов!

Коуч не предлагает готовых решений!

Задача коуча при этом – помочь клиенту активизировать оба полушария, задействовать все его возможности и способности, сознательные и бессознательные, помочь клиенту повысить ясность восприятия, развить осознание.

У коучей есть пословица: «Как правило, люди не следуют чужим советам. Если же следуют, то только лишь для того, чтобы было кого обвинить в случае неудачи».

5. Люди не нуждаются в отрицательной оценке (критике) своих действий, чтобы совершенствовать свою жизнь.

В трансформационном коучинге рассматриваются такие предпосылки, на которые опирается коуч:

Изменение постоянно и неизбежно.

Маленькие изменения приводят к большим изменениям.

Создание решений более эффективно, чем решение проблем.

У всех игроков есть ресурсы для поиска и создания собственных решений.

С людьми в целом все в порядке.

Это то, во что верит коуч. Через определенное взаимодействие с человеком он может передать это отношение к жизни, что создает условия для развития и обучения клиента. Последний вовсе не обязан четко осознавать все пресуппозиции. Хороший коуч в процессе общения приводит своего клиента к ощущению этих принципов, как чего-то естественного, само собой разумеющегося.

Вся работа коуча основывается на пяти основных принципах:

· Вера в людей

Коуч верит в людей. Это самое важное, причём вера в клиента начинается с веры в самого себя - в собственный потенциал, собственные силы, в собственную способность достигать того, что важно. Помогать расцветать талантам в человеке, можно лишь в том случае, если коуч может верить в себя, и тем самым, верить в других. Постепенно эта вера, подтверждаемая личным опытом, срастаясь со знанием, преобразуется в формулу: «Я верю, что я могу» = «Я знаю, что я могу».

· Доверие к миру

Коуч верит, что мир поддерживает нас, когда мы идём собственным путём. Он знает, что всё, что приходит в жизнь, имеет глубокий смысл, нужно лишь постараться его найти и осмыслить.

· Осознанность

Благодаря осознанию возникает полная ясность относительно того, что коуч делает, как он это делает, о чём думает, что чувствует и зачем ему это нужно.

Коуч знает, что у каждого человека уже есть все необходимые ему ресурсы для достижения цели

Таким образом, коуч претворяет в жизнь принцип Сократа: «Каждый человек знает истину. Я выступаю в роли повивальной бабки, позволяя этой истине родиться».

· Готовность ставить дерзкие цели

Коуч - это тот человек, который сам стремится быть смелым в своих желаниях, мечтах, формулировке своих ценностей и выстраивании целей в соответствии с ними, и помогает своему клиенту вести себя также, причём, коуч учит клиента создавать возможности под свои задачи. То есть, сначала: «Что я хочу, что мне важно?», а затем: «А что у меня сейчас есть?»


Похожая информация.


Обзор материала

Коучинг как новая форма консультационной поддержки появился в начале 1980-х годов. Сначала под этим термином понималась особая форма тренировки спортсменов, претендующих на выдающиеся результаты. Затем коучинг начали запрашивать успешные и начинающие бизнесмены, политики, общественные деятели и звезды шоу-бизнеса в качестве эффективной методики достижения серьезных личных целей. В 1980-х годах коучинг начал играть важную роль в бизнесе, но долгое время был привилегией лишь руководителей высшего уровня. Вскоре об эффективности коучинга стало известно во всем мире. Но серьезное отношение к роли коучинга в области организационного развития было подготовлено работами по ситуационному лидерству, где коучинг рассматривается как стиль руководства, направленный на развитие инициативы и самостоятельности подчиненных.

На Западе парадигма коучинга как особого стиля обучающего взаимодействия родилась не вдруг, а развилась на основе рефлексии передовых подходов в области наставничества, бизнес-консультирования, психологического консультирования и даже психотерапии.

Эта технология помогала людям развиваться, осваивать новые навыки и достигать больших успехов. Личные и корпоративные цели становились более осознанными и согласованными. Теперь этот недешевый, но очень эффективный способ достижения конкретных результатов в жизни и бизнесе завоевывает признание и в России.

Коучинг - это индивидуальная тренировка человека для достижения значимых для него целей, повышения эффективности планирования, мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и навыков, освоения передовых стратегий получения результата.

Эта методика предназначена для расширения возможностей людей, осознавших потребность в изменениях и ставящих перед собой задачи профессионального и личностного роста. Она может быть направлена на реализацию планов в самых различных областях жизни: бизнесе, карьере, образовании, межличностных отношениях и семье.

Все используемые в коучинге методы направлены, главным образом, на то, чтобы сосредоточить внимание человека на целенаправленном действии и побудить его совершить это действие, получив от этого удовольствие.

Коучинг существует и как вид менеджмента, и тогда это целенаправленный процесс развития потенциала сотрудников, способствующий максимизации их личной производительности и успешной деятельности всей компании в целом. Многие организации стали применять принципы коучинга, повышая эффективность каждого сотрудника на каждом организационном уровне.

Определения коучинга:

"Сoaching"(Коучинг) - наставлять, воодушевлять, тренировать. (Краткий оксфордский словарь).

"Coaching" - тренировать, заниматься репетиторством, подготавливать к экзамену или состязаниям". (Англо-русский словарь Мюллера В.К.)

Коучинг - это средство содействия, помощи другому человеку в поиске его собственных решений или его (ее) продвижения в любой сложной ситуации.

Коучинг - это инструмент для оптимизации человеческого потенциала и эффективной деятельности.

Коучинг - это поддерживающее отношение к клиенту, которое ставит основной акцент на то, чтобы клиент достигал своих целей, самостоятельно решая проблемы, стоящие перед ним, добиваясь при этом наибольшей реализации своих способностей и возможностей.

Коучинг - вид индивидуальной поддержки людей, ставящих своей задачей профессиональный и личностный рост, повышение персональной эффективности. Коучинг направлен на помощь в достижении целей и решении различного рода проблем в любых областях человеческой жизни: бизнесе, карьере, образовании, физическом здоровье, межличностных отношениях, семье.

Коучинг в работе организации представляет собой непрерывный процесс общения менеджера и служащего, который способствует как успешной деятельности компании, так и профессиональному становлению сотрудника в быстро изменяющихся обстоятельствах служебной деятельности.

”Основной отличительной особенностью коучинга является то, что коуч помогает человеку найти собственное решение, а не решает проблему за него. Следовательно, коуч вовсе не обязательно - эксперт в области проблемы. Но он должен быть экспертом в том, как помогать другим в раскрытии их собственных возможностей».

Павел Безручко. «Сутью коучинга является раскрытие потенциала личности для максимизации собственной производительности и эффективности. Он больше помогает личности обучаться, нежели учит».

Tim Gallwey. Коучинг фокусируется на будущих возможностях, а не прошлых ошибках. Клиенты не столько получают решения от коуча, сколько принимают их сами, направляемые коучем.

Джон Уитмор. "Коучинг высвобождает людей на то, чтобы они принимали более смелые, более рискованные и значительные решения, более выгодные проекты и действия. Коучинг поощряет людей взять на себя более смелые, более рискованные проекты, которые в итоге могут оказаться значительно более доходными, чем можно было вообразить вначале".

The Wall Street Journal "Основатели коучинга заявляют, что не имеют дело с теми, кто желает освободиться от чего бы то ни было. Они работают с людьми, которые хотят чего-то добиться, приобрести".

"Обучение за рубежом" Елена Кузнецова.

"Коучинг - новая профессия, синтезированная из психологии, менеджмента, финансов, философии, духовных учений и направленная на улучшение жизни клиентов в профессиональной и личной сфере".

Группа тренеров "Dragon Pathways." Коучинг - это специальная деятельность, имеющая своей целью развить потенциал человека или группы, и использующая для этого специальные методы.

ХАРАКТЕРИСТИКИ КОУЧИНГА КАК ТЕХНОЛОГИИ

Коучинг систематичен. Используются строгая последовательность этапов, система подходов и техник. Все правила можно объяснить и понять.

Коучинг направлен. Коуч предлагает исследовать что-то или делать что-то.

Коучинг беспристрастен. В коучинге клиенту не даются оценки его реальности или точек зрения. Ему предоставляется безопасное пространство, в котором он может свободно высказать свои мысли без каких-либо оценок, хорошие они или плохие, правильные или неправильные.

Ему не даются ответы, к которым он должен прийти, он осознает что-то новое самостоятельно. Ему не навязывают новые умственные ограничения и убеждения. Коуч работает в направлении увеличения осознания, способностей и свободы - свободы выбора клиента. В основном, коучинг проводится в виде диалога между коучем и клиентом. Для клиента просто нужно, чтобы он хотел работать над своими целями. Коуч предлагает клиенту, чтобы он как можно подробнее исследовал обсуждаемую тему и рассмотрел ее со всех сторон. Основной инструмент для этого - вопросы коуча и его заинтересованность в ответах клиента.

Коучинг ориентирован на личность. Коуч в основном работает с мыслями, эмоциями, идеями, выбором, реакциями людей, не меняя их внешнего окружения.

Коучинг - это наука об уме, собрание философских принципов, предназначенных для того, чтобы сопровождать людей на пути улучшения своей жизни. В коучинге большая часть работы заключается в прояснении смыслов, которые клиент вкладывает в тот или иной термин, слово или действие.

Коучинг не имеет одного единственно верного варианта реализации. Его рамки определяют стремление к осознанию действительности за счет получения достоверной информации о ней и основанное на самоуважении, самомотивации, опоре на свои силы, принятие ответственности за свои действия и жизнь в целом.

Его основным инструментом служат: активное слушание, вопросные технологии, эффективные вопросы (подобные тем, которые в своих диалогах использовал Сократ), элементы тренинга, элементы и техники НЛП.

В организационном коучинге успешно применяются испытанные приёмы современного менеджмента (метод SMART , GROW, техники постановки целей).

Его ключевые задачи - это:

1. Определение задач и целей (расстановка целевых ориентиров, приоритетов);

2. Исследование текущей ситуации: (определение имеющихся ресурсов и ограничений)

Коуч: старается понять текущую ситуацию (проблему) задавая вопросы и активно слушая;

Сотрудник: исследует ситуацию и свое отношение к ней совместно с коучем.

3. Определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату:

Коуч: старается понять, что мешает сотруднику в достижении цели, и помочь ему в осознании и исследовании препятствий;

Сотрудник: исследует свои внутренние и внешние препятствия.

4. Выработка и анализ возможностей для преодоления препятствий:

Коуч: задает вопросы и использует другие методы, провоцирующие сотрудника к поиску решений и преодолению ограничений;

Сотрудник: исследует возможности для преодоления препятствий.

5. Выбор конкретного варианта действий и составление плана:

Коуч: помогает сотруднику в анализе возможностей;

Сотрудник: анализирует возможности, выбирает конкретный вариант и составляет план действий.

Коуч и сотрудник договариваются о том, что конкретно должно быть сделано к следующей встрече (определенному сроку).

Итогом всей работы является бизнес-план и конкретные намеченные шаги с установленными сроками их достижения.

Представление модели коучинга по Колбу.

Стадия 1. Прояснение общего смысла и целей. Формирование деятельного плана. Прояснение общего смысла и целей программы.

Стадия 2. Выполнение задачи и осуществление деятельности в соответствии с планом

Стадия 3. Мыслительное отражение этого действия

Стадия 4. Применение нового образа действия Совершение действия

Стадия 5. Повторение пройденного и планирование более эффективной деятельности чем раньше.

Стадия 6. Завершение взаимоотношения коучинга.

Коучинг может следовать по «прямому пути» от 1-й до 6-й стадии. Однако во многих случаях можно обнаружить, что для того, чтобы достичь своих целей, потребуется несколько раз проходить через 3-ю, 4-ю и 5-ю стадии.

Данное обстоятельство связано с целью коучинга, которая заключается в достижении постоянного изменения в поведении, а для этого необходима практика. Таким образом, достижение цели коучинга учеником может потребовать получения богатого опыта и обязательное обсуждение пройденного материала.

ЦЕЛЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Наставничество

Ориентировано на взаимообмен жизненным опы­том, поддержку, обучение или руководство в целях личного, духовного, карьерного или жизненного рос­та; для достиже­ния стратегических бизнес-целей.

Коучинг

Направлен на достижение результата, успеха, цели, на овладение производственными навыками, акцент делается на осуществление действий и поддержание изменений во времени; используется для улучшения навыков, необходи­мых для успешной деятельности в конкретной облас­ти; коучинг наполнен практикой, чем теорией; в значительной степени опирается на навыки межлич­ностного взаимодействия.

Психотерапия

Направлена на преодоление пробле­мы или кризиса, с акцентом на диагнозе, анализе или излечении; может включать тестирование, медика­ментозное лечение, анализ раннего жизненного опы­та, влияние других членов семьи; обычно строится на основе фундаментальной теории или философской системы.

обозначение «другого человека», то есть потребителя услуг

Наставничество

Протеже, наставляемый, обучаемый, коллега или парт­нер по обучению, член учебной группы.

Коучинг

Специалист, сотрудник или клиент.

Психотерапия

Пациент или клиент.

причина и продолжительность контакта

Наставничество

Происходит в естественной форме, формально или неформально; может длиться в течение всей жизни или являться частью формальной программы с регламен­тированными взаимным контрактом, встречами и т. д.

Коучинг

Проводится на основе потребностей, выявляемых самим клиентом; в сфере бизнеса участие работников в процессе коучинга может быть частью их обычной про­фессиональной деятельности.

Психотерапия

Может быть различной - от кратковременной до долго­срочной; клиент обычно волен прервать отношения в лю­бой момент. Принудительное направление на терапию мо­жет являться частью требований суда или работодателя.

форма и природа контакта

Наставничество

Исторически - индивидуальная; все чаще применяют­ся практики взаимодействия одного наставника с груп­пой людей, группой сверстников; используются возмож­ности электронной почты, телефона и видеозаписи

Коучинг

Обычно индивидуальная; часто проводится по телефону и посредством электронной почты; в системах образова­ния используется взаимный коучинг в парах.

Психотерапия

Обычно индивидуальная или групповая (терапевт и группа клиентов); недавно проведены экспериментальные сеансы индивидуальной терапии через Интернет.

навыки и жизненный опыт

Наставничество

Обычно опыт наставника богаче опыта его партнера, но может быть подобным ему или относиться к другой области; истории из жизненного опыта наставника часто рас­сказываются к случаю и оказывают сильное воздействие

Говоря о том, какими бывают методы коучинга, многие специалисты ошибочно сужают набор инструментов, которые успешно используются на практике. На самом же деле, чем больше средств для достижения результата в арсенале каждого проводящего коучинг обучение специалиста, тем выше шансы на успех клиента.

МЕТОДЫ КОУЧИНГА

В современном мире коучинг является едва ли не самым эффективным способом достижения поставленных целей. Работа с квалифицированным коучем позволяет разрешить множество вопросов, предотвратить возникновение трудностей в будущем, обеспечить выбор и реализацию оптимальных стратегий личностного и профессионального развития.

Говоря о том, какими бывают методы коучинга, многие специалисты ошибочно сужают набор инструментов, которые используются на практике. На самом же деле, чем больше средств для достижения результата в арсенале каждого проводящего коучинг обучение профессионала, тем выше шансы на успех у клиента.

САМАЯ РАСПРОСТРАНЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КОУЧИНГА

Наиболее популярный метод, используемый в коучинг-обучении, - это метод «вопрос-ответ». Иногда эта технология коучинга еще называется наставничеством. Ее суть заключается в уверенности, что каждый человек хранит внутри себя потенциал, достаточный для достижения сколь угодно высокого результата. Соответственно, при использовании этого метода коучинга обучение заключается в том, что наставник задает ученику ряд проясняющих или наводящих вопросов, предоставляя возможность ему объективно оценить сложившуюся ситуацию и самостоятельно найти пути выхода из нее. Одним словом, эта технология коучинга заключается в умении коуча задавать правильные вопросы, которые побуждают клиента к самоанализу.

КАКИЕ МЕТОДЫ КОУЧИНГА ПРИВОДЯТ К НАИЛУЧШЕМУ РЕЗУЛЬТАТУ?

Помимо метода «вопрос - ответ», существуют также и другие коучинг технологии. По мнению специалистов Центра «Псиконсалтинг», обучение с помощью системы тренингов, занятия консультативной направленности и прочие - могут быть не менее, а порой и более эффективными, чем «классическое наставничество».

Говоря о том, какие конкретные формы приобретает работа с коучем, следует выделить три ее основных вида:

  • тренинги,
  • процессинг,
  • консалтинг.


ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КОУЧИНГ ТРЕНИНГ?

С самим определением тренинга, наверняка, знакомы многие. Профессиональные коучи Центра «Псиконсалтинг» часто используют именно данный метод. Коучинг тренинг помогает обеспечить продуктивный обмен знаниями и эффективную отработку навыков. В отличие от обычных тренинговых занятий, этот инструмент коучинга предполагает общение tet-a-tet, в ходе которого специалист помогает клиенту поверить в свои силы и настроиться на нужный лад.

КОНСАЛТИНГ И КОУЧИНГ ТРЕНИНГ - В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Консалтинг имеет одно важное отличие от коучинг тренинга. Во время обучения специалист не просто направляет усилия своего «подопечного» на достижение нужного результата, предоставляя ему полную свободу в выборе метода, а консультирует, предлагая возможные схемы действия. При этом сам коуч является компетентным специалистом в той области, в которой клиент испытывает трудности.

ЕЩЕ ОДНА РАЗНОВИДНОСТЬ КОУЧИНГ ОБУЧЕНИЯ - ПРОЦЕССИНГ

Данный метод заключается в проведении коучем определенного процесса, наглядно демонстрирующего клиенту, как следует поступать для достижения желаемого результата. При этом широко используются такие психологические техники, как НЛП, энергетическая терапия ПЭАТ, мозговые штурмы и другие не менее эффективные инструменты.

Работая с клиентами, коучи Центра «Псиконсалтинг» не ограничиваются одним конкретным методом, а предлагают комплексное коучинг обучение. Наши специалисты в совершенстве владеют всеми известными технологиями проведения коучинг-сессий. При этом в каждом конкретном случае мы создаем особые программы занятий, ведь все люди - уникальны, не существуют одинаковых компаний, идентичных коллективов. Индивидуальный подход вкупе с инновационными разработками – принципы деятельности коучей, психологов консультантов, бизнес-тренеров Центра «Псиконсалтинг».

Главная награда для учителя – успех ученика. А что касается коучинга, то лучший результат специалиста – это самореализация его подопечного.