Развитие науки не всегда соответствует интересам государства и политиков. И если одно противоречит другому, то для ученого дело может кончиться тюрьмой или казнью. Впрочем, бывает ведь и так, что человек науки сам занимается политикой. Алексей Дурново рассказывает о пяти ученых, которые пришлось дорого заплатить за свои убеждения.

Кто такой. Испанский теолог, естествоиспытатель и врач.

В чем виноват. Сервет проводил запрещенные церковью научные эксперименты, что однажды натолкнуло его на мысль, что учение о создании мира Богом может быть ошибочным. Сперва он высказывал свои мысли очень осторожно, но затем пошел вразнос. Сервет делал очень смелые и резкие суждения о боге и роли церкви в меняющемся мире. Нет ничего удивительного в том, что инквизиция начала за ним охоту. Сервет был арестован, но, не без помощи друзей, сумел бежать их заточения.

Мигель Сервет умудрился поссорится и с католиками, и с протестантами

Проблема в том, что идеи Сервета пришлись не по душе не только католикам, но и протестантам. Лидер женевских протестантов Жан Кальвин, с которым Сервет вел переписку, успел объявить ученого врагом города и опасным преступником. Сервет, видимо, не знал об этом, ибо в 1553-м году он прибыл в Женеву в поисках убежища…

Итог. Сервет был арестован по приказу Кальвина, а позже казнен.

Последствия. Труды Сервета перевернули представление современников о кровеносной системе человека. В частности, ученый доказал существование легочного кровообращения, что в последствии помогло спасти не одну тысячу жизней.

Кто такой. Выдающийся французский химик.

В чем виноват. Очевидно в том, что занимался не только наукой, но также общественной и политической деятельностью. Был участником Французской Революции и руководил сбором налогов.

В 1794-м году был арестован якобинцами. В защиту Лавуазье было подано несколько петиций. Просители обращали внимание Робеспьера, Сен-Жюста и Кутона на тот факт, что Антуан является ученым с мировым именем. Но у якобинцев был свой взгляд на вещи. В итоге, на одной из петиций Робеспьер поставил резолюцию: «Республика не нуждается в ученых».

Если вы держали в руках учебник химии, то точно видели портрет Лавуазье

Итог. Был отправлен на гильотину.

Последствия. Если вы держали в руках учебник химии, то точно видели там портрет Лавуазье. Если вам доводилось бывать на Эйфелевой башне, то вам попадалось его имя, высеченное у самого основания. Сложно перечислить все его достижения. Вероятно, главным из них является точное описание состава воздуха, хотя термины азот и кислород ввел не он. Лавуазье считается основателем современной химии, а последующая история Франции доказала, что ученые республике все-таки были нужны.

Кто такой. Биолог, ботаник, генетик и селекционер.

В чем виноват? Не поладил с главным партийным агрономом Трофимом Лысенко. Прямо скажем, сталинское представление о развитии селекции шло вразрез с общенаучным. В возникшем споре Вавилова и Лысенко партия поддержала последнего. В конце концов, Лысенко был человеком пролетарского происхождения, который, к тому же, обещал многократно увеличить урожай за счет яровизации - повсеместного превращения озимых культур в яровые.

Современные коммунисты, кажется, забыли о роли КПСС в судьбе Вавилова

Вавилов и Лысенко может быть и поладили бы, если бы Лысенко не отрицал генетику, называя ее буржуазной ложью. В конце концов, КПСС учинила решительный разгром генетики, а Вавилов был арестован и отправлен в Гулаг.

Итог. В 1943-м Вавилов умер в саратовской тюрьме от голода и воспаления легких. Известно, что он неоднократно подвергался издевательствам и пыткам.

Последствия. КПСС и Лысенко умело превратили генетику в запретное учение. СССР из ведущих мировых стран в области развития этой науки откатился на последние позиции. Вавилов был реабилитирован в 1955-м. Самое удивительное, что многие современные коммунисты очень любят упоминать генетику и труды Вавилова в числе великих достижений Сталина и советской науки. Что, в свою очередь, зачастую вызывает гнев научного сообщества.

Кто такой. Итальянский монах-доминиканец, поэт, философ и астроном.

В чем виноват. Бруно нес в массы идеи Коперника о том, что Земля не является центром мироздания. А так как учение Коперника было объявлено опасной ересью, то и Бруно подвергся гонениям. Но он настаивал на своем, высказывал все более смелые идеи, а с точки зрения церкви - все более впадал в ересь. А монах-философ, тем временем, говорил о том, что Солнце - не единственное небесное тело подобного рода во Вселенной.

Перед Джордано Бруно извинились три последних Понтифика

Бруно путешествовал по Европе в попытках убедить видных людей того времени в правоте Коперника. Вроде как среди тех, с кем он обсуждал эти вопросы был даже Шекспир. Но великий драматург не поверил идеям великого астронома. В 1591-м Бруно пригласил к себе венецианский аристократ Джованни Мочениго. Во взглядах они не сошлись, и Мочениго написал донос на своего гостя. За дело взялась инквизиция, Бруно был арестован и заточен в тюрьму.

Итог. В 1660-м году Джордано Бруно сожгли на костре как опасного еретика, одержимого дьяволом.

Последствия. Теперь уже даже католическая церковь признает, что Бруно, Коперник и Галилей были правы. И хотя Ватикан и предлагает деньги за опровержение гелиоцентрической системы, но за последние годы Папы Иоанн Павел II, Бенедикт XVI и Франциск I каждый по разу выразили сожаления в связи с казнью Джордано Бруно.

Кто такой. Выдающийся британский математик и криптограф.

В чем виноват. В непристойном поведении и близости с мужчиной, что в послевоенные годы считалось в Британии уголовным преступлением. Загадочная история между Тьюрингом и рабочим Арнольдом Мюрреем стала достоянием гласности. Математика подвергли остракизму и травле. Под давлением он согласился на гормональную терапию.

Алан Тьюринг - самая известная жертва гомофобии всех времен

Итог. Покончил с собой. Вероятно, из-за сложившейся вокруг него атмосферы нетерпимости.

Последствия. Тьюринг был выдающимся математиком, чья работа внесла важный вклад в победу во Второй мировой войне. Именно его идеи помогли расшифровать немецкий код «Энигма» с помощью которого шифровались сообщения Вермахта. Тьюринг считался героем, но история с Мюррем разрушила его жизнь. Реабилитирован он был лишь в 2013-м году, хотя уже в 2009-м премьер-министр Великобритании Гордон Браун публично извинился за произошедшее с ученым. Тьюринг считается самой известной жертвой гомофобии всех времен. Его труды легли в основу развития информатики и создания искусственного интеллекта.

Вместе с тем В.И. Ленин подчёркивал, что по отношению к государству религия должна быть частным делом, но по отношению к партии социалистического пролетариата религия не есть частное дело. «Всякий должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, т.е. быть атеистом, каковым и бывает обыкновенно всякий социалист»52. Большевистская печать после издания указов о веротерпимости разъясняла массам, что эти указы были одним из средств борьбы против свободы, что православная церковь продолжала отравлять народные массы религиозным дурманом, пытаясь увести их от классовой борьбы. Большевики говорили, что попы вместо свободы совести продолжали нести в массы нетерпимость, вместо света - духовную тьму. Выступая в мае 1909 г. на заседании Государственной думы, когда обсуждался законопроект о свободе совести, член Государственной думы большевик Белоусов говорил об отношении большевистской партии к этому законопроекту. «Социал-демократическая фракция, - сказал Белоусов, - нисколько не обманывает себя иллюзией, что может что-либо измениться в положении старообрядцев, что-либо измениться в отношениях правительства к другим вероучениям. Черносотенная вакханалия разыгрывается вовсю. Религиозные гонения растут. Только тогда будет вероисповедная свобода совести, когда с этих скамеек, которые сейчас занимаются этими министрами внутренних и других дел, уйдут эти люди и сядут на них люди, ответственные перед народным представительством»53.

Критикуя царские законы, направленные к запрещению свободы совести, большевики вместе с тем разъясняли массам, что требование свободы совести типично для буржуазных партий и что буржуазная свобода совести представляет собой не что иное, как терпимость ко всякой религии, ко всякой свободе совести, рабочая же партия стремится освободить совесть от религиозного дурмана. Большевики подчёркивали, что совесть носит классовый характер и зависит от сознания и от всего образа жизни человека и что совесть у имущих иная, чем у неимущих.

Борясь против религиозных преследований, требуя амнистии борцам за политическую и религиозную свободу, большевики разоблачали вместе с тем идейное содержание сектантских и других религиозных учений, пытавшихся подобно православной церкви увести трудящихся от классовой борьбы.

Лишь в результате завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции были уничтожены в России религиозные преследования, всякая дискриминация, связанная с национальной и религиозной принадлежностью. Советская власть на деле обеспечила полную свободу совести независимо от расовой, национальной и религиозной принадлежности. Каждому гражданину Советского Союза предоставлено право исповедовать какую угодно религию или не исповедовать никакой, т.е. быть атеистом.

1.А. Мень. Расизм перед судом христианства. - «Журнал Московской патриархии», 1962, № 3, стр. 22-23.

2.Е. Карманов. Христианство и расовая дискриминация. - «Журнал Московской патриархии», 1962, № 2, стр. 35-37.

3.В. Д. Бонч - Бруевич. Знамение времени. М., 1921, стр. 76.

4.Д. Цветаев. Из истории иностранных исповеданий в России в XVI - XVII ее. М., 1886, стр. 41.

5.«Чтения ОИДР», кн. III, 1884, разд. II, стр. 13 - 14. 118

6.Н. С. Тихонравов. Квирин Кульман. - «Русский вестник», кн. XI, XII, 1867, стр. 568 - 593; см. также сб. «Русское государство в XVII в.». М… 1961, стр. 327.

7.«Русский архив», 1867, стр. 1152; см. также Н. Д. Сергеевский. Наказание в русском праве. СПб., 1887, стр. 126 - 127.

8.ДАИ, т. X, № 107.

9.Д. Цветаев. Указ. соч., стр. 308.

10.Н. Г. Устрялов. История Петра Великого, т. II, прил. IX. СПб., 1863; см. также Д. А. Толстой. Римский католицизм в России, т. I. СПб., 1876, стр. 117.

11.А. И. Бобрищев - Пушкин. Суд и раскольники - сектанты. СПб., 1902, стр. 73.

12.Н. Г. Чернышевский. Полное собрание сочинений, т X. М., 1951, стр. 131 - 132.

13.«Чтения ОИДР», кн. I, отд. 4, 1866, стр. 165.

14.Н. М. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях, т. II. Изд. 2, М., 1886 - 1893, стр. 365.

15.И. Г. Оршанский. Русское законодательство об евреях. СПб., 1877, стр. 18.

16.Сб. «Пережитое», кн. II. СПб., 1910, ст, р. 1 - 48; см. также Н. Н. Голицын. Законодательство об евреях, т. I. СПб. 1866, стр. 28 - 42.

17.«Русская литература в борьбе с религией». М., 1963, стр. 23.

18.Н. Голицын. Указ. соч., стр. 614 - 616.

19.А. И. Герцен. Сочинения, т. VIII. М., 1956, стр. 232-233.

20.И. Г. Оршанский. Указ. соч., стр. 49.

21.В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 12, стр. 147.

22.В. Д. Бонч - Бруевич. Знамение времени. СПб., 1921, стр. 259.

23.В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 25, стр. 64.

24.В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 2, стр. 289.

25.В. М. Скворцов. Миссионерский посох, т. I. СПб., 1912, стр. 518 (численность раскольников была значительно занижена).

26.К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XVI, стр. 165.

27.В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 7, стр. 173.

28.Н. Варадинов. История Министерства внутренних дел, т. 8. СПб., 1862, стр. 472 - 473.

29.Е. Н. Тарновский. Религиозные преступления в России. - «Вестник права», 1899, № 4, стр. 2 - 17.

30.В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 4, стр. 228.

31.В. И. Корецкий. Современное сектантство и его преодоление. - «Вопросы истории религии и атеизма», т. IX, 1961, стр. 45.

32.«Древняя и Новая Россия», 1878, № 8, стр. 312.

33.«Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству святейшего Синода», кн. II. СПб., 1860, стр. 54.

34.А. И. Бобрищев - Пушкин. Указ. соч., стр. 173 - 174, 175.

36.Там же, стр. 290.

37.Там же, стр. 137.

38.«Миссионерское обозрение», кн. XI, 1903.

40.«Отчёт обер - прокурора Синода за 1911 - 1912 гг». СПб., 1913,

41.«Церковно - общественный вестник», 1913, № 47.

42.«Миссионерский съезд в Орле…», стр. 143.

43.В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 6, стр. 270.

44.«Стенографический отчёт Государственной думы». 3-й созыв, 2-я сессия, заседание 23 мая 1909 г.

45.«Церковный вестник», 1911, № 26.

46.В. М. Скворцов. Миссионерский посох, т. I. M., 1912, стр. 458.

47.М. И. Шахнович. Ленин и проблемы атеизма. М. - Л., 1961, стр. 31.

49.В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 6, стр. 206.

50.В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 7, стр. 173.

51.Там же, стр. 125.

52.В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 12, стр. 143.

53.«Стенографический отчёт Государственной думы», 3-й созыв, 2-я сессия. Заседание 23 мая 1909 г.

Глава VIII. Гонения на просвещение и науку

1Представители современной православной церкви пытаются скрыть реакционную деятельность этой церкви в прошлом и ее борьбу с просвещением и наукой. Они утверждают, что гонение на просвещение и науку в России, если оно и было, то носило случайный характер, и что церковь никогда не отрицала необходимости и пользы просвещения и науки. Профессор Московской духовной академии А. Иванов во время встречи в 1956 г. с представителями церкви США в своём докладе «Христианская вера и современная наука» уверял, что и вера, и наука - каждая имеет свою особую область и не мешает одна другой. Профессор Ленинградской духовной академии Л. Парийский в докладе на ту же тему доказывал, что религия не может противоречить науке, так как, по его словам, «библия и природа - это две книги, написанные богом и предназначенные человеку». С таким восхвалением церкви не согласился присутствовавший на встрече представитель церковных организаций США доктор Бойль. Он напомнил своим православным коллегам недавнюю историю Церкви, когда наука и учёные преследовались как угрожающие религии2. Другие же представители православной церкви не отрицали реакционной роли этой церкви в истории культурного развития русского народа, но говорили, что православная церковь была насильно поставлена на служение самодержавию, которое угнетало церковь, заставило создать догмат о божественном происхождении царской власти, что проповедь реакции проводилась по настоянию самодержавия.

Возможно, сейчас генетика является тем, чем она и должна являться, а именно полноценной научной дисциплиной, которая играет важнейшую роль в медицине, сельском хозяйстве, генной инженерии и даже производстве, но раньше всё было несколько иначе.

До и после Великой Отечественной войны у генетики в России была незавидная судьба. Если в начале ХХ века она всячески поощрялась как новая, инновационная дисциплина, то в период Сталинской власти на генетику было наложено табу.

Преследование генетиков началось в 30-е годы. В то время было два неравнозначных по силе лагеря, и генетики были куда менее сильны в новой реальности. На их стороне была наука, обоснованные аргументы, доводы и научные работы, которые писались годами. Ученые предлагали экспериментально подтвердить свою точку зрения, чтобы сбросить с себя все возможные подозрения.

Но мир был другим, и нападки на ученых не несли в себе рационального зерна. Их противники, во главе которых стоял Трофим Денисович Лысенко, использовали в дискуссиях лишь оскорбления и политическую подоплеку. Так, например, они говорили, что у советского народа не может быть наследственных болезней, а генетика – это выдумка нацистов, и её популяризация будет вести к фашизму.

Лысенко говорил, что не может быть определенного вещества наследственности, он считал, что наследственностью обладает весь организм, а гены – выдумка, ведь их никто не видел. Особым абсурдом кажется то, что этот «академик» считал, что именно воспитание поможет мутировать должным образом, а наследственность сможет измениться к лучшему.

Политическая ангажированность была очень заметна в этих спорах. Лысенко использовал разные ярлыки для того, чтобы атаковать настоящую науку и ученых. Когда генетики ссылались на иностранных ученых в своих трудах, они сразу становились «подпевалами иностранщины», законы Менделя – австрийского биолога, открывшего законы наследования моногенных признаков – называли «гороховыми законами». Сторонники Лысенко смеялись над тем, как генетики экспериментируют над дрозофилами (такие мухи, которых часто используют для опытов, ввиду их быстрого размножения), считая, что экспериментировать надо над коровами, овцами, курами. А мухи – это пустая трата народных средств.

Но всё не проходило так спокойно. Взаимные оскорбления для нас – это норма жизни. Они есть в интернете, на улице и дома. Но ученым пришлось куда хуже. Первой жертвой стал ученый С.С. Четвериков: из-за организации семинаров по генетике он был уволен из института и выслан из Москвы в Свердловск. Это было очень хорошим итогом для него, потому что после ученые не отделывались так легко. В 1937 году было арестовано много представителей генетики, среди них был Г.А. Надсон, который погиб в заключении, после был арестован сам Н.И. Вавилов, выдающийся ученый-генетик, ботаник и селекционер. Он был осужден и приговорен к расстрелу, однако расстрел заменили на 20 лет заключения, что было равнозначно смерти. Умер он в 1943 году в Саратовской тюрьме от истощения. Далее были арестованы Г.Д. Карпеченко, Г.А. Левитский, которые также умерли в тюрьме. Забавно, но Вторая мировая война дала передышку для ученых, о них ненадолго забыли, однако потом гонения возобновились снова.

Это был период, который назывался «Лысенковщиной». Сам Лысенко был фигурой довольно занимательной, обложенной всяческими государственными наградами, званиями и титулами. Он основал псевдонаучное направление в биологии – мичуринская агробиология, которая к знаменитому селекционеру Мичурину отношения почти никакого не имеет, так как он был давно мертв. Лысенко инициировал все преследования, многие из которых закончились смертями, а также затормозил огромный пласт отечественной науки.

Как это у него вообще получилось? Всё просто: дружба с диктатором, который ему покровительствовал. Трофим Денисович обладал своей долей власти в правительстве, он являлся заместителем председателя Совета Союза Верховного Совета СССР с 1937 по 1950 год. Стал известен благодаря технике «яровизации», которая была якобы изобретена им самим, хотя на деле была известна уже давно, как минимум с 1854 года. Это и его дружба со Сталиным и дали ему в руки достаточно большую власть.

Но когда вождь умирает, а его культ становится менее значимым и подвергается критике даже среди партийной верхушки, авторитет этого шарлатана идёт на убыль. Школа Лысенко постепенно теряет свою значимость, а в 1970 году становится общепризнанным лженаучным учением.

Большое значение в этом вопросе сыграла обеспокоенность научного сообщества СССР разгромом генетики. Мощную поддержку оказали ученые-ядерщики, которые вместе с биологами и другими специалистами инициировали в 1955 году знаменитое «письмо трехсот», в котором виднейшие люди науки призывали открыть дискуссию по восстановлению репутации и изучений в области генетики. Сначала всё шло не очень, и новые институты, открытые для этой дисциплины, часто подвергались проверкам, целью которых было их закрытие. Но они выжили и смогли продолжить свою деятельность.

От наследия «Лысенковщины» ничего почти не осталось, хотя во Франции ежегодно присуждается премия имени Лысенко, которая по своей сути является антинаградой. Её формулировка звучит следующим образом: «Автору или лицу, которые своими произведениями или деятельностью внесли образцовый вклад в дезинформирование в области науки или истории, используя идеологические методы и аргументы».

Такая борьба в научных кругах породила много своих героев. Например, известно высказывание И.А. Рапопорта, которого не могли просто так казнить, ведь он являлся героем только что окончившейся войны. Его принуждали публично отречься от хромосомной теории, ссылаясь на речь Молотова, на что он ответил, что лучше разбирается в генетике, чем Молотов. В то время это было проявлением мужества, ученый отделался лишь исключением из партии и увольнением из института. Наверняка есть и другие люди, которые достойно встречали «лысенковцев», не имея за плечами никакой гарантии того, что их не казнят. Удивительно, но в такой период сформировались основные школы этой дисциплины, несмотря на то, что существовали они чуть ли не подпольно.

Довольно темная веха в истории, не так ли? Особенно в государстве, которое публично ставило во главу угла научный подход. Хотя все мы понимаем, что слова – одно, а дела – другое. И нам необходимо вынести из этой истории свой собственный вывод. Возможно ли такое сейчас? Не объявится ли какой-нибудь современный «Лысенко», который точно так же начнёт громить, к примеру, психологию, хирургию или, опять же, генетику? Откажется ли наше современное научное сообщество от своих взглядов, если над их головами будет висеть тяжесть заключения, или проявит мужество? Иногда мир очень быстро меняется, поэтому не стоит отрицать саму возможность того, что подобное может произойти снова.

Недавно я в очередной раз наткнулся на фразу “вклад религии в культуру часто выражался в гонениях на ученых, в сожжении книг и самих ученых, в запрете целых учений и отраслей знания”. Автор не стал затруднять себя приведением каких-либо более подробных обвинений - сколько именно ученых сожгли церковники, за какие именно научные изыскания, не стал приводить имена этих людей и обстоятельства их казни. Зачем? Ведь каждый образованный человек знает, что церковники веками сжигали ученых, это часть великого конфликта между наукой и религией, в котором наука, первоначально гонимая и истребляемая, наконец победила. Это то, что твердо всем известно и “доказано наукой”.

Но что произойдет, если мы все-таки проявим немного любознательности и попытаемся уточнить подробности - например, число сожженных ученых? Сколько их было, мучеников науки? Сотни тысяч? Десятки тысяч? Тысячи? Сотни? Сколько жертв унесла вековая жестокая борьба между наукой и религиозным мракобесием?

Давайте попробуем это выяснить.

Обратившись к собственно атеистической литературе мы находим только двоих кандидатов на роль ученых, от попов умученных- , сожженного римской инквизицией, и Мигеля Сервета, казненного в кальвинисткой Женеве. Был ли Джордано Бруно ученым, тем более великим? Это спорный вопрос, большинство источников предпочитают обозначать его как “философа” и “мистика”, а его сохранившиеся труды являются оккультными, а никоим образом не научными. Но вот что бесспорно - причины, по которым он был сожжен, не имели отношения к науке. Никто не ставил Бруно в вину каких-либо научных изысканий - причиной его обвинения и казни послужили его взгляды относительно Христа, Девы Марии, Таинств, а также его оккультные занятия. Нет ничего хорошего в том, чтобы сжигать людей за какие бы то ни было взгляды - но надо отметить, что взгляды, за которые пострадал Бруно, не имели отношения к науке. Оккультисты, поклонники Гермеса Трисмегиста и тайных искусств еще могут числить его своим мучеником. Но мучеником науки он не является ни в малейшей степени.

Мигель Сервет - действительно, ученый-естествоиспытатель и врач. И его действительно сожгли в Женеве. Однако и он мало подходит на роль жертвы “борьбы науки и религии”. Сам Сервет был фанатично религиозен; именно его религия, а не его научные взгляды, и привели его на костер. Он был осужден из-за своей книги “Восстановление Христианства” в которой отрицал Троичность Бога и вообще высказывал крайне еретические с точки зрения Кальвина (да и всех остальных) взгляды. Еще раз скажем: сжигать еретиков - а равно кого бы то ни было вообще - дурно. Но религиозные лжеучителя никак не являются мучениками науки - они являются мучениками соответствующих религиозных учений.

Итак, есть ли у нас ответ на вопрос “сколько ученых было сожжено церковниками за их научные изыскания?” Есть, и очень точный. Ни одного. Это даже удивительно - в истории Церкви бывало всякое, бывали злодеи, бывали глупцы, бывали политические разборки под религиозными флагами, бывало сведение личных счетов под видом борьбы за истинную веру - а вот с сожжением ученых за науку как-то не сложилось. Как-то негусто получается с учеными, умученными церковниками, - всего два кандидата, да и те, при ближайшем рассмотрении, пострадали вовсе не за науку.

В “ ” католические церковные власти действительно принуждали великого ученого отказаться от его научных воззрений; их позицию, в историческом контексте, можно признать отчасти понятной, хотя несомненно, ошибочной. Но был ли Галилей сожжен? Нет. До чего дошли зверства инквизиторов в этом, хрестоматийном и кульминационном случае противостояния науки и религии? Галилей был приговорен к домашнему аресту, который проводил, первоначально, в во дворце своего друга, архиепископа Пикколомини в Сиене, а затем - у себя на родине, в Арчетри.

Но были ли в истории масштабные “гонения на ученых”? Был ли “запрет целых учений и отраслей знания”, были ли ученые, действительно замученные за свои научные взгляды? Да, были, и относительно недавно, не в мрачном средневековье, а в ХХ веке, не в чужих странах, а у нас на Родине. Только гонителями науки выступали не “религиозные мракобесы” а, напротив, мракобесы атеистические.

Такие области знания, как генетика и кибернетика, были запрещены как “буржуазные лженауки”, а ученые подвергались жестоким преследованиям. Выдающийся отечественный биолог Николай Вавилов был обвинен в том, что «продвигая заведомо враждебные теории… вел борьбу против теорий и работ Лысенко, имеющих решающее значение для сельского хозяйства СССР», арестован, подвергнут пыткам и истязаниям и умер в тюрьме. Книга по истории земледелия, написанная им в тюрьме, была уничтожена по решению органов НКВД СССР. Сам Вавилов, говоря о преследованиях, которым он подвергался как ученый, сравнивал себя с Галилеем; однако, как видим, его судьба под властью воинствующих атеистов была гораздо более горькой.

Почему же миф об “ученых, сожженных церковниками”, повторяется с таким упорством? Этому есть ряд причин - интеллектуальная лень, нелюбопытство, зашоренность, упорное нежелание признавать факты, противоречащие раз и навсегда принятым представлениям. Одним словом, косность и догматизм, которые атеисты так любят приписывать людям верующим.

И людей, которые рассказывают про “сожженных церковниками ученых” хочется обратить даже не к вере - а к разуму. К интеллектуальной честности и открытости, к готовности проверять факты и пересматривать очевидно ложные представления. Ко всем тем добродетелям, без которых не может существовать подлинная наука.

Иногда ученые за свои открытия и исследования расплачивались положением в обществе, последними деньгами, здоровьем, свободой и самой жизнью. Наука всегда боролась с догмами.

Порой религия и политика покровительствовали науке, порой они мирно соседствовали, но именно войны за умы между учеными и клерикалами, между носителями знаний и прогресса и проповедниками веры и культа больше всего потрясли человечество и повлияли на его представления о мире. И больше всего потерь в этой войне несли отнюдь не церковники.

Сократ

Кто бы мог подумать, что философ, открывший новый, более эффективный способ понимания мира и человека, пожалуй, первым отдал жизнь за свое открытие. Считается, что афинский суд приговорил Сократа к смерти за то, что он ставил под сомнение веру других в незыблемость порядка вещей, высказывал опасные мысли в религии и политике.


Но Сократ не отступил. И сегодня вы не встретите ни одного Нобелевского лауреата или просто выдающегося ученого, который не прошел бы через диалоги Сократа. Зато никто уже не вспомнит его судей. Тем не менее, гонения на прогресс, науку и их подвижников не прекратились и сегодня.

Врач, первым описавший легочный круг обращения крови, нашел смерть на костре в Швейцарии в 1553 г. Ученый поступил недальновидно, он мог избежать такой участи. Но он не мог молчать, вступил в переписку с лидером Реформации Жаном Кальвином и открыто громил его взгляды на религию.


Позже Сервет сделал непоправимое – выступил против христианского догмата о святой троице. Уже после этого ему пришлось бежать из католической Франции в протестантскую Женеву. Так получилось, что прямо в руки своего личного врага.

Писатель и мыслитель Вольтер потом говорил, что данная казнь потрясла его сильнее, нежели все инквизиторские костры, которые вскоре действительно запылали в полную силу.

Эти мученики от науки поплатились за еретическое утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Но ведь это действительно так. Бруно и Галилея часто путают, причем как между собой, так и с Коперником. Разница между ними при этом серьезная. Бруно, которого сожгли на костре в Риме в 1600 году, не был ни физиком, ни астрономом.


А был он философом-оккультистом, то есть фигурой, которой благодарна, скорее, не современная наука, а эзотерика. Его сожгли за чернокнижничество, и Католическая церковь по сей день отказывается извиняться за этот процесс. Кстати, только через полтора десятилетия после казни Бруно гелиоцентризм были признан Ватиканом ересью.

Еще спустя полтора десятилетия, в 1632-ом, выходит труд Галилея о системах мира. Героическую фразу «и все-таки она вертится» он никогда не говорил. А кто бы рискнул на его месте? Ученого за его труд все равно арестовывают. После нескольких месяцев унизительных допросов и жизни в тюрьме великий итальянец сдается и публично отрекается от ереси, то есть своего прогрессивного труда. Оставшиеся 10 лет жизни Галилей провел в изгнании. За этот судебный процесс Ватикан покаялся, правда, только спустя 350 лет, в конце 20 века. Зато сделал это несколько раз.


Научный прогресс нельзя надолго обратить вспять репрессиями. Уже к 18 веку образованные люди не сомневались, что наша планета вертится вокруг Солнца, а не наоборот. Над неграмотными ортодоксами стали смеяться. Правда, новые времена породили других фанатиков. И вновь полилась кровь.

Лавуазье считается отцом современной химии. В 18 веке он описал состав кислорода и то, как происходит горение. Так он опроверг крайне популярную в его времена теорию о неком горючем элементе флогистоне. Лавуазье был видным общественным деятелем монархической Франции и революционером. По слухам, он препятствовал избранию в Академию наук Жана-Поля Марата, неудавшегося физика, а позже – одного из главных идеологов революционного террора.


Антуана Лавуазье арестовывают в 1793 году по обвинению в хищениях (до революции ученый участвовал в сборах налогов). Но за ученого просят члены Академии наук, на что председатель революционного трибунала заявляет: «Республике ученые не нужны». Лавуазье казнят на гильотине, и с тех пор диктатура считается неразрывно связанной с антиинтеллектуализмом.

Третий Рейх против ученых

Один из символов мрачной эпохи нацистского режима в Германии – сожжение книг. В основном жгли художественную литературу, но уничтожались и труды философов антиарийского толка — от Дьердя Лукача до Зигмунда Фрейда. Сотни ученых еврейского происхождения или слишком либеральных взглядов бежали из страны. Среди них был Альберт Эйнштейн, которого клеймили особенно сильно.


Квантовая механика и теория относительности были признаны противными духу «единственно верного немецкого взгляда на мир». Идеологи нацизма специально изобрели немецкую физику и немецкую математику, свободную от неугодных взглядов.

Сталинский режим против ученых

Но сталинский СССР побил все исторические рекорды по количеству репрессированных интеллектуалов. Около сотни академиков были объявлены «врагами народа» и арестованы, из них более 40 были казнены или погибли в лагерях.


Политическая идеология подобно церковному догматизму проникала в научное поле. Физиков могли обвинить в космополитизме, а языковедов, напротив, в расизме и национализме. Филологов арестовывали по «делу славистов» и «делу востоковедов», лингвистика не вписывалась в классово-марксистское «новое учение о языке» Николая Марра. Астрономов, геодезистов и математиков массово сажают и расстреливают в Ленинграде по «пулковскому делу».

Как правило, ученых обвиняют в шпионаже и терроризме. Сам факт научной деятельности служит отягчающим обстоятельством. Фигурируют такие слова и фразеологизмы: «буржуазно», «идеалистически», «низкопоклонство перед Западом»…

Но трагедией, в которой отразилась вся эпоха, стало особое дело, касающееся великого биолога Николая Вавилова. Научные споры с отрицателем классической генетики Трофимом Лысенко кончаются для Вавилова плачевно. Ведь его малограмотный оппонент пользуется высшим покровительством.


По доносу Вавилова арестовывают в 1940 году. Спустя три года он умирает в тюрьме. В 1930-40 гг. такая же судьба постигла более сотни других генетиков и биологов. А название «лысенковщина» стало нарицательным почти для всякого гонения на науку в России.

Консерваторы США против ученых

В годы холодной войны мракобесие охватывает и Америку. Вновь ученые, как обладатели тайного для обывателя знания, объявляются проводниками чуждой и враждебной силы. На этот раз – коммунизма.


Радикальные консерваторы под предводительством сенатора Джозефа Маккарти объявили «крестовый поход» против агентов коммунизма, якобы проникнувших в политику, культуру и науку. В ходе работы комиссии по расследованию антиамериканской деятельности десятки ученых были арестованы, лишились работы или просто подверглись коллективной травле.

Наиболее известны имена физиков: Дэвида Бома, Роберта Оппенгеймера и Альберта Эйнштейна. Последнему удалось при жизни стать неудобной фигурой сразу для двух режимов: нацистского и послевоенного американского.

21 столетие против ученых

Нынешние времена в целом кажутся безопаснее предыдущих. Но даже если сегодня не видно диктатуры великого лидера, существуют иные ее разновидности: диктатура идеологии, диктатура нормы, диктатура здравого смысла. Сегодня в России ученые вынуждены вести дискуссии с теоретиками «умной воды» и «торсионных полей», а также вновь противодействовать креационистам.


Не всегда это просто диспуты. По словам Евгения Александрова, главы Комиссии РАН против лженауки, в 2008 году он получал угроза от Виктора Петрика, являвшегося тогда членом Госдумы. Петрик хотел добиться финансирования своего проекта «Чистая вода» и очень болезненно отнесся к научной критике.

Подобные истории наверняка не раз повторятся там, где жажда наживы сильна, а представление о науке туманно. И так не только в нашей стране. В 1997 году американские исследователи под руководством Брюса Ринда опубликовали статью, где показали на данных статистики, что склонение к сексу несовершеннолетних может заканчиваться психологической травмой, но далеко не всегда пожизненной.

Преступление не перестает быть преступлением, но массовые убеждения в том, что жертва изнасилования обязательно повреждается умом, – это миф, который в реальности ломал судьбы сильнее, чем само изнасилование.

Так вот, научное опровержение должно было стать хорошей новостью, но Ринда и его соратников немедленно обвинили в защите педофилии, а публикацию научной статьи впервые в истории официально осудил Конгресс США. Тогда выводы ученых объявили «корректными научно, но не корректными политически». Как говорится, ни убавить, ни прибавить.