Наивен тот, кто верит в изобретение водки Менделеевым. Еще более наивен человек, считающий истиной все, что говорят о его стране. Я сейчас имею в виду миф об извечном пьянстве русского народа. А знаете ли вы, что на Руси не было крепких спиртных напитков, и даже «заморские вина», поставляемые в большинстве своем из Византии, были редкостью и стоили слишком дорого для простого люда?

Русь пила пиво и мед, хмельной сбитень и брагу, но это все были слабоалкогольные напитки. Содержание алкоголя в той же браге составляло всего 3-8%. Предлагаю рассмотреть каждый из этих напитков по отдельности.

Пиво на Руси

Первое письменное упоминание о пиве историки обнаружили на одной из найденных в Новгороде берестяных грамот, датированной примерно XI веком. К этому времени пиво варили повсеместно, и напиток был очень популярным. Само название скорее всего образовалось от слова «пить», и первоначально «пивом» называли все слабоалкогольные напитки на основе пшеничного или ржаного солода. До XIV века варить его могли все желающие: в основном хороший запас делали для какого-то праздника, к тому же один из налогов взимался пивом и медами. Начиная с 14 века, производство пива закрепилось за государством: Иван III запретил подданным свободное изготовление этого напитка.

Второй расцвет пива произошел уже при Романовых. Отправной точкой можно считать 1715 год, когда решением Петра I в Львове построили первую крупную пивоварню. Объемы производства наращивались с каждым годом. 1795 год: строительство завода имени Александра Невского в Санкт-Петербурге, который ежегодно разливал 1,7 млн. литров пива. Число пивоварен увеличивалось до 1914 - с началом Первой Мировой ввели «сухой» закон, и возобновить работу заводов по производству пива удалось уже после революции, в 1930 году. Вторая Мировая снова закрыла все «лишние» заводы, вынудив страну переоборудовать их под военные нужды. И только после Великой Отечественной пивная промышленность снова возвращается на круги своя. В современной России небольшое количество частных пивоварен затерялось на фоне гигантов мирового рынка, скупивших и приватизировавших отечественное производство.

Брага на Руси не была полупродуктом, получавшимся в процессе изготовления алкоголя. Настоящая брага образована в результате брожения ржаного или ячменного солода; ее рецепт приготовления схож с пивным. Пили брагу по мере готовности напитка.

Хмельные напитки с использованием меда

"И послала Ольга к древлянам со словами: - Вот уже иду к Вам,

Приготовьте меды многие у того города, где убили мужа моего, да поплачусь

На могиле его и устрою тризну мужу своему. - Они же, услышав об этом,

Свезли множество медов и заварили их"


«Повесть временных лет» и Лаврентьевская летопись, в которой говорится о грандиозном пире князя Владимира после победы над печенегами, упоминают о медах. Название слышали многие, но что представляет из себя этот напиток? У меня он ассоциируется с густой янтарного цвета жидкостью, но вот представить вкус не могла до экскурсии по Золотому кольцу России - именно тогда мне удалось попробовать медовуху, которая, по утверждению производителя, очень похожа на традиционные хмельные меды.

Существовало две разновидности напитка: ставленый и вареный мед. Для первого брали мед в сотах и заливали теплой водой: будущая крепость зависела от пропорций смеси, 1:4 или 1:6. С полученного сусла удаляли остатки воска, процеживали, добавляли патоку и хмель, и варили полученную смесь, пока ее объем не уменьшится в два раза. В остывшую жидкость добавляли дрожжи и ставили на несколько дней в печь для заквашивания; после этого емкость с напитком спускали в ледник, чтобы остановить процесс брожения. Полученная кислая жидкость стала основой для последующего изготовления ягодных, зельевых (с пряностями) и прочих медов. Например, для ягодного меда нужно залить кислую основу в емкость с любыми ягодами, оставить до появления признаков брожения, проварить, отстоять и перелить в бочки для последующего хранения. Еще одним ингредиентом, который следовало добавить в готовый напиток, был рыбий клей. Он останавливал брожение и появление продуктов распада. Засмоленные бочки хранились в погребах от 10 до 40 лет, а ставленый мед был одним из самых дорогих напитков: на изготовление одной 500-литровой бочки уходило почти 1300 литров меда.

Второй вид - вареный мед, был гораздо дешевле и доступнее. 1 часть меда в сотах заливалась 7 частями теплой воды, туда же добавляли патоку или пивной солод. Сусло обваривали кипятком с хмелем, и варили в печи. В готовый напиток добавляли дрожжи, заполняли им бочки, и несколько раз переливали из одной емкости в другую для остановки брожения на определенном уровне, а после ставили на лед для той же цели. Употреблять вареный мед можно было через 2-3 недели. Хмельной сбитень готовился примерно по такой же технологии, но в него добавлялось больше приправ.

Так откуда тогда взялась водка, и почему именно она считается традиционным русским напитком?

Раньше водку получали не разведением спирта с водой, как сейчас, а в процессе дистилляции. А первые сведения об этом процессе относятся к I веку, но не на территории Руси, а в Египте! Считается, что напиток, состав и свойства которого близки к «водочным», был изготовлен в X веке Авиценной! XII век, Италия, Салерно: письменные свидетельства о дистилляции. XIV век: Римская империя, откуда сведения о процессе дистилляции плавно перетекли в Польшу. К этому же веку относится единственное упоминание о «твореном вине» на Руси.

И. Г. Пыжов, русский историк и этнограф, утверждает, что водка получила широкую известность на территории нашей страны только в XVI веке. «Традиционность» напитка просто зашкаливает! Имя Менделеева, приписываемое к рецепту водки, не более чем неудачный маркетинговый ход, так как ученый никогда не работал над созданием или улучшением рецептуры этого вида алкоголя. Его работа имела название «О соединении спирта с водой», и в ней он описал взаимодействие этилового спирта и воды, и результат этого взаимодействия.

Организация борьбы с алкоголизмом в разные исторические промежутки

С напитками немного разобрались, со временем их популярности - тоже. Еще один факт, свидетельствующий в защиту наших предков: Русь всегда была верующей. Неважно, в кого – в Перуна или во Христа, девиз «За веру, царя и Отечество!» красной нитью проходил через всю их жизнь.

Вера не была пустым звуком, к решению и словам Церкви прислушивались и почитали за еще один закон. А православная Церковь всегда (!) осуждала пьянство. Взять, к примеру, XIX век: пить можно было только в специально отстроенных для этого заведениях. Но вот ходить в них было стыдно, так как это автоматически отправляло человека под немилость Церкви! И о каком «вечном пьянстве» может идти речь?

Середина XIX века: в России появляются общества трезвости, которые за год (1858-1859) распространились на 32 губернии и привели к разорению 3000 кабатчиков. Но к лету 1859 года Трезвое движение перешло к кардинальным мерам, и начались погромы питейных заведений, в результате которых на каторгу отправились 11 тысяч человек. На начало 1911 года в Российской империи действовало около двух тысяч подобных обществ, в которых состояла практически вся интеллигенция страны. Ее действия привели к тому, что правительство вынуждено было их услышать: был введен «сухой» закон, с 19 июля 1914 года запрещающий производство и торговлю алкоголем, и наказание за самогоноварение в виде 5 лет лишения свободы и года бесправного существования.

В Советском Союзе тоже была развернута борьба за трезвость, но в 30-х она просуществовала всего 3 года, а возрождаться начала уже в 60-х.

В современной России тоже есть немало подобных организаций, но их эффективность оставляет желать лучшего: неутешительная статистика позволяет сделать именно такой вывод. А вот и сами цифры: если в 1914 году на душу населения приходилось 4,7 литра в год, и первый «сухой» закон снизил потребление до 0,2 л., то в 1960 - уже 9,8 л., а в 1984 - 12 л. По данным, предоставленным министерством здравоохранения, в 2010 году наметилось небольшое снижение. Для сравнения, в 2010 объем алкоголя составлял 18 литров, то в 2015 - чуть больше 13 л. Это значит, что все меньше людей добровольно отправляют себя в пьяную трясину.

Я никогда не поверю, что алкоголь может как-то помочь. Обычно самыми распространенными считаются следующие «доводы»: надо развлечься, или проблемы на работе, или в личной жизни. Допускаю даже серьезное горе. НО! Я могу привести тысячу доводов, что алкоголь может загнать еще глубже в болото, но никак не вытянуть на поверхность. Приглашаю к дискуссии в комментариях всех, кто придерживается обратного мнения.

«И я там был, мед-пиво пил - По усам текло, да в рот не попало…»

Это завершающий виток сюжета.

В этой точке у сказки появляется рассказчик, или наблюдатель. Который заявляет одновременно о реальности всего происходящего в сюжете, озвучивая, что «и я там был». Но в то же время, он почему-то не смог отведать той пищи, которая предлагалась на пиру, который был организован в честь завершения истории. В этом месте, с одной стороны, чувствуется какая-то фрустрация, что эта пища не может в него проникнуть, несмотря на всю свою прекрасность – и, тогда, возникает ощущение нереальности происходящего. И этот оборот содержит в себе, как подтверждение реалистичности происходящего, так и нереальности или невозможности отведать этой пищи. Я обратилась за помощью к текстам филологов исследователей фольклора, чтобы разобраться в этом вопросе.

Я воспользовалась для обоснования своих догадок трудом филолога, историка и исследователя русского фольклора Д.И. Антонова «Концовки волшебных сказок: путь героя и путь рассказчика». Который мне благодарно попался в интернете .

Дорога в иной мир и переход границы из мира живых в мир мертвых

И так – у сказки есть вводная часть, обычно это что-то типа «В тридевятое царстве…». Это начало сюжета приглашает нас в мир не-реальный, загробный, в царство мертвых. Для того, чтобы попасть в это самое царство, герою сказки обычно необходимо что-то сделать, в том числе часто принять нечто в пищу или получить волшебный подарок. Это становится его способом приобщения к миру мертвых. Для героя это приобщение является завязкой сюжета. Для рассказчика же сказки в концовке – это является обозначением того, что он может присутствовать как наблюдатель, но пища эта с пира для него опасна, и то, что герою хорошо, рассказчику смерть…

Такого рода сказки называются «волшебные» и имеют трехчастное построение сюжета:

1) дорога в иной мир и переход границы из мира живых в мир мертвых,

2) приключения в мире мертвых,

3) дорога назад и обратный переход границы.

Аналитик и пациент. Сознание и Бессознательное.

Мне очень хочется все, что, я сейчас дальше буду писать, переносить и на терапевтические отношения аналитика и пациента. А также на отношения Сознания и Бессознательного. Ведь, похоже, рассказчик выполняет функцию «наблюдающего Эго», которое не может принимать участия в бессознательной трансформации героя, но может ее чувствовать, при этом пищи этой оно отведать не должно, т.к. тогда потеряется тот, кто может про все это рассказать (или символизировать). Или, говоря психологическим языком, потеря Эго – это психоз. Героическая часть вкушает эту пищу и это является ее местом входа. Эго сохраняет принцип реальности, заземляет.

Цикл погружения

Итак, сначала надо скушать и погрузиться. Чтобы терапевтическое глубинное плавание по исследованию себя началось, чтобы совершились подвиги, произошли внутренние перемены.

›Можно говорить в этом контексте о переносе – аналитик и все что происходило в кабинете это магическое путешествие, которое заставляет верить в то, что все происходящее там, касается отношений с родителями, с частями себя, фантазиями, проекциями и т.п., но в то же время это не может быть буквально унесено в жизнь. Аналитик не может стать реальным родителем пациента и присутствовать при его изменениях (на его свадьбе, на его пире), но может быть там символически. Даже каждую сессию с пациентом можно рассматривать в этом ключе. Сначала мы погружаемся в тридевятое царство, а потом, в конце сессии пациенту приходится переживать возвращение в реальность.

Мотив "неудачного пути"

Кстати, варианты таких концовок, обозначающих выход из загробного мира – или невозможность там остаться - варьируются. Филологи выделяют различные варианты концовок, которые могут и сочетаться друг с другом. Но у всех у них общий мотив – «неудачный путь». Неудачность этого пути рассматривается с точки зрения совершения подвигов в загробном мире. Этой части, олицетворяющей рассказчика, не удаестя соединиться с бессознательным, или "Самостью" в более широком смысле.

  • ›«И я там был». Факт присутствия рассказчика на пиру. Рассказчик в конце описывает целую длинную историю о том, как его выгнали с пира, или ограничивается высказыванием «я с того пира еле ноги домой принес». Или вообще может просто звучать «Я там был».
  • ›Несъедобное угощение. Очень часто пребывание на пиру связано с едой, которую невозможно съесть по причине ее несъедобности. Попытки бесплодны. Еда не попадает в рот.
  • › Помимо «меда-пива» еще бывает и уха, например: ›"Я там был, вместе уху хлебал, по усу текло, в рот не попало", "кутью большой ложкой хлебал, по бороде текло – в рот не попало!", "подали белужины – остался не ужинавши".
  • ›Помимо этого, используются и другие формы для выражения того, что съесть что-либо на загадочном пиру герою было невозможно: "кому подносили ковшом, а мне решетом" и т.п.

Несъедобная пища

По какой-то причине еда, которую остальные гости употребляют в пищу без особых препятствий, становится несъедобна для рассказчика.

  • Герой зовет рассказчика на пир, но пища на нем была несъедобна для рассазчика: "...звали меня к нему мёд-пиво пить, да я не пошёл: мёд, говорят, был горек, а пиво мутно».
  • ›Вот так про это говорит В.Я. Пропп: "Как известно, еда чрезвычайно важна при переходе из царства живых в царство мёртвых. Пища мёртвых обладает некоторыми магическими свойствами и опасна для живых. "...Мы видим, что, перешагнув за порог сего мира, прежде всего, нужно есть и пить". Отсюда запрет прикасания к этой пище для живых".
  • ›"В американском сказании герой иногда только делает вид, что ест, а на самом деле бросает эту опасную пищу на землю", – продолжает он .

Данный мотив близок к ситуации, обрисовываемой нашим рассказчиком. То, что он не может съесть ничего, хотя и пытается, отнюдь не противоречит этой мысли. Вполне вероятно, что здесь "несъедобная" (т.е. непригодная к пище, опасная) для живых еда мертвецов переходит в еду, которую невозможно съесть. Описываемая пища зачастую действительно представляется непригодной – говорится о горьком мёде и мутном пиве, встречаются и подобные описания: "... Тут меня угощали: отняли лоханку от быка да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел..."

›Таким образом, жителю мира реального нет возможности употребить в себя что-то из мира загробного, что также наводит на обозначение границы между сном и явью. Как пример, можно говорить про сновидение, где все происходящее не может быть напрямую перенесено на реальность. Те персонажи, которые снятся, не являются в буквальном смысле теми же самыми людьми или предметами, а несут нам какую-то символическую информацию о сновидце. Кушать сновидение ложками сознания невозможно, для того чтобы пытаться понять смысл, надо быть с другой стороны берега.

Мотив изгнания

›Вслед за невозможностью принять эту пищу, или соответствовать канонам героя, обычно рассказчика выгоняют с пира. Т.к. попав в ту же ситуацию, что и герой сказки, рассказчик ведет себя иначе.

  • "На той свадьбе и я был, вино пил, по усам текло, во рту не было. Надели на меня колпак да и ну толкать;
  • надели на меня кузов: "Ты, детинушка, не гузай /не мешкай/, убирайся-ка поскорей со двора".

›Изгнание – мотив, который присутствует в нашем сознании на протяжении ни одного века. «Изгнание из рая» может являться символической аналогией изгнания с пира. Для того, чтобы существовала идея мистического слияния, необходимо и переживание невозможности существования этой фантазии повсеместно.

›Для совершения героической частью психики поступков необходима вера в чудо, в бессмертие и в помощь окружающего мира. Однако часть психики, которая будет рассказывать, не может переживать то же самое, она должна быть изгнана или, если опираться на статью Хиллмана, пережить предательство как необходимое условие дальнейшего развития .

›Сказка только тогда может быть усвоена как урок, когда рассказчик «был, но не остался».

›Также можно проводить аналогию с завершением сессии, когда пациенту необходимо покинуть этот кабинет, т.к. время закончилось, что может также переживаться частью психики как изгнание. Либо речь идет вообще о завершение анализа.

Бегство

›Бегство в сюжетах сказок соотнесено не только с невозможностью находиться, но и с утратой магических предметов, которые предоставляются волшебным ›дарителем и являются историей начала трансформации героя сказки.

Если для героя – принятие волшебных предметов, это начало волшебного путешествия.

›Рассказчик же не может эти предметы по каким-то причинам. Например, ему дарят «синь кафтан», а он сбрасывает его, когда ему кричит об этом пролетающий мимо ворон (ему кажется что тот кричит «скинь кафтан».

Таким образом, подарки из загробного мира не приживаются у рассказчика. Это опять возвращает нас в невозможность принести что-то с собой оттуда в буквальном смысле. Для наблюдающей части предметы не несут такого магического смысла, не могут быть усвоены, она может лишь рассказывать о том, как обходится с этими предметами героическая часть. Д.И. Антонов считает, ссылаясь и на другие истории с фольклором, что в этом сюжете речь идет не о выбрасывании предмета из-за преследования, а скорее что герой проходит «удачный путь», а рассказчик «неудачный путь» . Его обретение предмета быстро сопровождается отказом от дальнейшего движения, не несущим в себе трансформационного характера.

Получаемые предметы

›Те предметы, которые получает рассказчик, вписываются в определенный диапазон: это преимущественно предметы одежды (башмаки, кафтан, колпак, шлык). С точки зрения символов можно предполагать, что эти предметы призваны к некоторому внешнему преображению (Персона), позволяющие выглядеть как-то более ярко или привлекательно.

›Обычно важен бывает и цвет: красный или синий . Красный может как буквально значить «красивый», так и трактоваться в своей противоположности как «краденный». Это довольно линейная трактовка. Про синий же цвет размышления более глубокие. Синий цвет часто употребляется в значении черного, либо происходит от «сияющий, светящийся». Такой цвет обычно обозначает мир мертвых и вышедших из него персонажей. Если сводить это и к другого рода трактовкам, то можно думать про синь вод – как темноту и глубину бессознательного, которая не может быть взята на поверхность.

›Среди предметов могут присутствовать также и не предметы одежды, но тогда завершение следует в обратном порядке, рассказчик идет на пир с какими-то вещами, даритель которых или происхождениt не понятны, обычно эти вещи характеризуются своей хрупкостью и ненадежностью . Сюда же может относиться одежда, сшитая из еды – непригодная для носки. Результатом является то, что одежда тает на солнце, ненадежная гороховая плеточка расклевана птицами, а «клячонка, восковые плечонки» растаяла на солнце. Такие сюжеты обозначают неприспособленность этих вещей для действительности – можно говорить тут о защитах, которые не защищают, о способах функционирования, которые оказываются ненадежными для взаимодействия с бессознательным, поэтому приходится спасаться бегством.

›Таким образом, мы видим определенную совокупность мотивов, входящих в концовки «неудачного пути»:

›1) утверждение рассказчика о том, что он побывал в некоем локусе, принадлежащем сказочному пространству;

›2) сообщение о том, что, попав туда, он должен был съесть некоторую пищу;

›3) характеристика еды как невкусной / непригодной к употреблению;

›4) отказ от угощения / невозможность съесть его;

›5) избиение и изгнание;

›6) стоящие особняком мотивы получения даров с их последующей утерей, а также комического возвращения назад*...

Варианты "удачного" пути.

›В отличие от рассмотренных финальных формул вариант «удачного пути» выстроен по классическому сценарию волшебной сказки. Здесь присутствует мотив испытания едой, но герой-рассказчик не нарушает правила: «Я сам у него в гостях был. Брагу пил, халвой закусил!»; «Устроили богатую свадьбу. И меня хорошо напоили, и посейчас живут в счастье и благополучии»; «Я там недавно была, мёд-пиво пила, в молоке купался, полой утирался»

›После этого речь идет уже не об изгнании и бегстве, но о переходе границы и успешном возвращении назад. Этот мотив представлен через взаимодействие между двумя областями или локусами (путем противопоставления).

Такого рода сюжеты также направлены на соединение одной реальности другой, бессознательной и коллективной, например, с личной и индивидуальной.

Например, в персидских сказках обнаруживаются следующие сюжеты: «Мы вверх пошли - простоквашу нашли, а сказку нашей правдой сочли. Мы вниз вернулись, в сыворотку окунулись, а сказка наша небылицей обернулась».

Во главе угла по-прежнему тема инаковости чего-то для одного из полюсов: то, что в одном месте является былью, в другом оказывается небылицей.

Терапевтическое пространство может являться тем местом, где происходит интеграция обоих слоев опыта, путем рассказывания о них третьему. Есть кто-то, кто наблюдает за тем, как другой окунается в молоко и сыворотку, тем самым, наблюдая возможность существования и были и небыли одновременно в параллельных пространствах сна и яви. В этом случае можно говорить о том, что в юнгианском анализе называют «коньюнкция» - объединение мужского и женского полюсов, или алхимический процесс достижения равновесия между противоположностями.

›В мотивах «удачного пути» перед нами три противопоставления:

I) простокваша-сыворотка,

2) верх-низ,

3) быль- небыль.

1) Простокваша-сыворотка

›В разных вариациях концовок «удачного пути» герой-рассказчик может выпивать определенный напиток либо же купаться в нем. Купание в двух жидкостях - известный сказочный мотив: в молоке и воде с разными последствиями купаются как герой, так и антагонист (старый царь). В.Я. Пропп подчеркивал, что этот мотив связан с преображением человека на пути в иной мир и назад , Как и в сказке, в финальных формулах чаще всего упоминаются две жидкости: сыворотка (пахтанье) и простокваша, что соответствует двойному прохождению границы.

›Вариант концовок, где говорится о выпивании жидкостей («Наверх поспешили - сыворотки попили, вниз спустились - простокваши наелись» (цит по ) в свою очередь отсылает к сказочному мотиву «живой и мертвой» («сильной и слабой») воды.

Эти напитки также используются для перехода между мирами: «мертвец, желающий попасть в иной мир, пользуется одной водой. Живой, желающий попасть туда, пользуется также только одной. Человек, ступивший на путь смерти и желающий вернуться к жизни, пользуется обоими видами воды» , Аналогичным образом переход границы героем-рассказчиком сопровождается выпиванием двух разных жидкостей....

Процесс анализа предполагает столкновение со смертью или невозможностью старого способа функционирования, что эквивалентно хождению в «мир мертвых».

2) Верх-низ

›Понятия «верха» и «низа» дополняют в рассматриваемых концовках оппозицию «простокваши» и «сыворотки»; в сказочном контексте они непосредственно связаны с противопоставлением земного и потустороннего мира. В соответствии с одной из базовых мифологических моделей иной мир удален от земного по вертикали - вверх и/или вниз. В концовках употребление этих понятий неустойчиво - «верх» и «низ» могут упоминаться рассказчиком на пути как туда, так и обратно. Подобная нестабильность, в свою очередь, характерна для мифологии и фольклора: система имеет способность «переворачиваться», т.е. понятия «верха» или «низа» оба могут означать как царство мертвых, так и мир живых.

Эта история соответствует принципу энатиодромии, на который часто ссылается Юнг в своих работах. «Что вверху, то и внизу», казалось бы, противоположное, чему необходимо поляризоваться относительно другого, может являться в то же время отображением другого полюса. Юнг утверждал, что энергии может не быть, если предшествующая ей полярность не установлена .

3) Быль-небыль

›Третье противопоставление, быль-небыль, - весьма примечательный мотив, который вводит в рассказ категорию реальности или отношения к реальности. В персидских сказках такие примеры встречаются нередко: «Мы наверх пошли - простоквашу нашли, а сказку нашу правдой сочли. Мы вниз вернулись - в сыворотку окунулись, а сказка наша небылицей обернулась»; «А мы низом пошли - простоквашу нашли, верхней тропкой побежали - сыворотку увидали, сказку нашу небылицей назвали. Наверх поспешили - сыворотки попили, вниз спустились - простокваши наелись, стала наша сказка былью» [цит по 1] и т.п.

Как видно, отношение к сказке меняется по разные стороны пересекаемой героем черты: переход границы приводит его в пространство, где сказка оказывается правдой (былью), обратный переход приводит в мир, где сказка является небылицей. Интересен и такой вариант: «Эта сказка наша - быль, вверх пойдёшь - простоквашу найдёшь, вниз пойдёшь - простоквашу найдешь, а в сказке нашей правду найдешь» [цит по 1]. Чтобы обнаружить правду в рассказанном, необходимо, таким образом, пересечь границу - сказка признается истиной, принадлежащей иному пространству: то, что нереально в земном мире, реально в потустороннем, и наоборот. Именно так выстраиваются отношения между миром живых и мертвых в фольклоре; мир мертвых - «перевернутый» мир живых....

Правда является весьма субъективным понятием, однако приходя в анализ, мы желаем получить подтверждение, является ли наш мир реальным или он вымышленный. Существование «были» и «небыли» - это с одной стороны, способ адаптации, т.к. значимый для нас внутренний мир переживаний и наша субъективная реальность, может не иметь значения для окружающих нас людей, и таким образом являться в этой части взаимодействия с миром «небылью», однако если утратить связь с полюсом бессознательного, то можно утратить веру в существования иного способа оценки себя и мира. Аналитик выступает в качестве лифтера, который возит между верхом и низом, фиксируя факт того, что человек перемещается, при этом оставаясь собой.

Возвращение и передача знания

›Мотив возвращения представлен в концовках «удачного пути» в самых разных модификациях. Традиционно рассказчик утверждает, что появился среди слушателей, в данной местности, государстве и т.п. непосредственно из сказочного локуса: «Сейчас я пришёл оттуда и оказался среди вас»; «Они и сейчас там, а я к вам пришёл» и т.п. Этот мотив часто связан с иной мыслью: в результате перемещения герой-рассказчик передает людям полученное им знание («…был и я на этом пиру. Вместе с ними брагу пил. Обо всем разузнал и вам рассказал»; «…я недавно у них была, мед-пиво пила, с ним говорила, да кой про что спросить забыла» и т.п. Зачастую рассказчик подчеркивает, что сам являлся очевидцем изложенных событий; «…а кто эту сказку последний сказал, все это своими глазами видал»; «…а при смерти их остался я, мудрец; а когда умру, всяку рассказу конец» и др. Этим, в свою очередь, подтверждается достоверность сказочных событий - побывав в ином мире, рассказчик получает знания, которые успешно передает слушателям....

Наличие нового знания в процессе трансформации нуждается в подтверждении, и требует объективизации. Приснившееся нам сновидение, которое изменило нашу жизнь, имеет свою значимость и нуждается в том, чтобы быть воспринято как реально существующее.

Сказочно-мифологическая модель

›Как видим, оба варианта рассмотренных концовок выстроены по сказочно-мифологической модели. В концовках «удачного пути» герой-рассказчик проходит испытание едой - ест на пиру, выпивает некую жидкость или купается в ней, в результате чего преодолевает границу, успешно перемещается в сказочном локусе, Обретя некие знания, он возвращается назад, иногда проделывая аналогичные операции, и передает знание людям.

Вариант «неудачного пути» близок к этой модели, однако путь героя выстроен зеркально по отношению к первому варианту. Сказочный герой нарушает правила поведения, что влечет за собой изменение всей системы - ситуация переворачивается «с ног на голову» при появлении насмешки, шутливого контекста. Комизм обращен на фигуру героя-рассказчика, совершающего неудачные действия (не мог съесть еду, был выгнан, утратил дары). Интересно, что в некоторых вариантах таких концовок упоминается шутовской (скомороший) атрибут - колпак: «…тут мне колпак давали да вон толкали»; «…надели на меня колпак да и ну толкать» и т.п.; в отличие от иных предметов он не исчезает по пути назад...

Если предполагать более поздним вариантом – мотив «неудачного пути», то в данном контексте все большую актуальность приобретает сознание – потерять колпак, это как будто потерять сознание как способ ориентации. Также высмеивание в этом более позднем варианте предполагает стыд и неловкость за то, что приходится заниматься такими странными вещами. Вероятно, эпоха просвещения и развитие культа сознания, обусловленное работами Декарта, оказали влияние на то, как относиться к тому, что происходило по ту сторону. Можем предположить, что в анализе нам придется иметь дело с обоими вариантами прохождения пути.

Резюме

Мотивы «удачного» и «неудачного» пути можно трактовать как варианты протекания процесса в пространстве кабинета аналитика. Оба варианта могут быть метафорами аналитического процесса трансформации и исцеления и отношения к ним пациента, выражающегося в том, какую позицию рассказчика выбирает он при повествовании. Например, в том, насколько он готов доверять своим сновидениям как реальности, или открещиваться от них как несъедобных. А также в зависимости от того, с чем ассоциируется это самое хождение в потусторонний мир. Возможно, если это страх сумасшествия и психоза, то «мед-пиво» наиболее вероятная позиция по отношению к аналитическому процессу. Однако, в целом, я бы смотрела на оба этих варианта, просто как на метафору того, что случается в кабинете, просто в двух таких зеркальных вариантах.

Литература:

  1. Антонов Д.И. Концовки волшебных сказок: путь героя и путь рассказчика. Живая старина: Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. № 2. 2011. С. 2–4.
  2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1996
  3. Хиллман Дж. Предательство Проблема зла в аналитической психологии. Научно-практический журнал Юнгианский анализ. №4 (19) 2014
  4. Юнг К.Г. Психология бессознательного. - М., 1994. С. 117–118.

Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало.

Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

Смотреть что такое "Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало." в других словарях:

    Мед - получить на Академике действующий промокод Pharmacosmetica или выгодно мед купить со скидкой на распродаже в Pharmacosmetica

    Ср. Были деньги, да взять не успели: по усам текло, да в рот не попало... Островский. Лес. 4, 1. Ср. Тут... не удалось, дом не такой, нельзя было настаивать очень... только что... нам по усам текло, а в рот не попало. Даль. Хлебные дельцы.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Муж. густоватое, липкое и сладкое вещество, выделываемое пчелой медуницей, в виде сотов, в восковых ячейках. Мед самотек, самоток, паточный, подсед, светлый, чистый, стекающий сам в посудину из сотов; мед цельный, сотовый, печатный, не вытекший;… … Толковый словарь Даля

    Жил был царь овес, он все сказки унес. Ни словами (Ни в сказке) сказать, ни пером написать. Небылица в лицах. Из сказки (Из песни) слово не выкидывается. Не за былью и сказка гоняется. Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Никто не задумывался над фразой: "и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало"? и получил лучший ответ

Ответ от Ѓженок[гуру]
В сказках как правило хэппи-энд, иначе это будет уже не сказка. Порок должен быть наказан, враг уничтожен, ущерб компенсирован, свадьба слажена. Это жанрообразующий признак сказки.
Употребление алкоголя в России насчитывает тысячелетнюю историю. Славяне, а еще раньше скифы для получения спиртных напитков использовали березовый сок. Позднее сок был вытеснен питейным медом и пивом. В те давние времена возник известный рефрен русских народных сказок: «И я там был. Мед, пиво пил. По усам текло, а в рот не попало» .
В дохристианскую эпоху на Руси алкоголь употреблялся главным образом на народных и княжеских пирах, игрищах, тризнах, или в корчме, как правило, при обильной трапезе. В то время основным сырьем для производства алкоголя был мед, и поэтому традиционные хмельные напитки – медовуха, пиво, брага, а с Х века – виноградное вино, были слабо-градусные.
До середины XVI века, заплатив «бражную пошлину» на солод, хмель и мед, каждый варил хмельное питье (5-8°) для себя сам, сколько нужно было для обихода.
Если присказка и зачин: "В некотором царстве, в тридесятом государстве... " вводят слушателя в мир сказки, то его же нужно вывести оттуда в реальность по окончании сказки! Для этого и служит концовка про пир на весь мир, где и я был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Сказка уводит, развязывая и окрыляя воображение, а потом приводит назад, заканчивая или обрывая это изобразительно-вообразительное пьянство концовкою: «Я там был, мед-пиво пил; по усам текло, а в рот не попало» А бывает и еще выразительнее и протрезвительнее, даже с выталкиванием: «На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало; тут меня угощали; отняли лоханку от быка, да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал утираться; со мной стали драться. Я надел колпак, стали в шею толкать... » (Афан. , II, 78).
А это значит: сказка кончена; протрезвляйтесь, добрые люди, от вашего мечтательного пьянства; все равно ни я, ни вы взаправду пьяны не были: только по усам текло, в рот-то ведь не попало. Идет жизненная проза с ее разочарованиями и выгонит всех нас с нашего сказочного пира
"Я там был... " - это связующее звено между двумя мирами и возвращение в мир несказочный. Кроме того, это и намёк на угощение за мастерски рассказанную сказку.
Это выражение автора показывает, что к тому, что сказано надо относится по-трезвому, т. е. вдумчево, серьезно...
К контексте этого выражения высказывались и другие писатели, например "Лес" Н. Островского - "Были деньги, да взять не успели: по усам текло, да в рот не попало... ".
У Даля в "Хлебные дельцы. Картины русского быта" написано "...Тутъ... не удалось, дом не такой, нельзя было настаивать очень... только что... нам по усамъ текло, а в ротъ не попало".
У Пушкина таких присказок не мало. Например, "Сказка о Кузьме Остолопе" заканчивается словами "Я тамъ был; медъ, пиво пилъ - и усы лишь обмочилъ". У Ершова в его знаменитом "Конеке Горбунке" также есть:
Сердцу любо! Я тамъ былъ
Медъ, вино и пиво пилъ;
По усамъ хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.
Ну, а если перевести Гомера (Labra id, non palatum rigat. Χείλεχ μέντ’ έδίην δ’ όκ έδίηνε), то получится "Губы, но не нёбо обмачиваетъ".
Наши современники тоже про это умело пишут:
"....По усам текло, а в рот не попало.
С этим пивом постоянная беда.
Вот любимое украинское сало
В рот нормально попадает завсегда.
И давал уже не раз себе я слово
Сбрить усы, но не поймет меня народ.
И поэтому все повторится снова -
По усам текло, а не попало в рот".
Никто и не утверждает, что было по-другому.
"И там я был, и мёд я пил" - это из поэмы Пушкина "Руслан и Людмила".
"Я там был; мёд, пиво пил" - это из сказок Пушкина "о царе Салтане" и "о мертвой царевне".
"Я сам там был, мёд и пиво пил" - это из книги Даля "Пословицы русского народа" (1853 г., раздел "Присказки").

Ответ от Alex saShok [гуру]
могу предположить: это означает- ты где-то работал и казалось бы все начиналось хорошо, а в и тоге нечего не добился, зря время потратил...


Ответ от Vector Intellect [гуру]
намек, что "в рот не попало" - т. е. плохо угостили, а вот от вас жду награду за сказку


Ответ от Дмитрий бирюков [новичек]
раньше напиток такой был мешали мёд пиво и сахар и пили а остольное придумали чтобы такие дети как ты задавали вопросы


Ответ от Ђатьяна Лисицына [активный]
Эта концовка -повод задуматься над правдивостью сказанного. Типа "сам видел". Мед пить то пил, да вкуса не чувствовал, в руках не держал, свидетелем событий не был.



Ответ от Ѓрал Дизель [гуру]
никто


Ответ от ... [активный]
я задумался над тем откуда слово "пиво" взялось там... и вот что я выяснил

Не желаете ли покутить?

Быть мёртвым до одури скучно. Ни повеселиться даже на самых задорных гуляньях, ни вкусить заморских деликатесов и напитков, ни помахать любимой саблей, рубя головы неугодным кметам. Такая незадачливая участь постигла и Витольда Фон Эверека, почти покинувшего этот бренный мир несколько лет назад. К счастью для Витольда, его старший брат Ольгерд никогда не забывал о нём, и когда на порог горящего поместья Гарин ступила нога седоволосого ведьмака школы Волка Геральта из Ривии, обязавшегося выполнить три желания дворянина-разбойника, одно из них требовало заставить Витольда повеселиться на славу. Как же Геральту это сделать? Узнаете из этого руководства по прохождению квеста "Я там был, мёд-пиво пил! "

Визит к Шани

Реданские солдаты в клинике Шани

В конце задания "Первые ростки зла ", Гюнтер О"Дим выдаст Геральту бутыль с кровью Фон Эвереков, необходимый для Ритуала Призыва, и посоветует обратиться к рыжеволосой медичке и верной подруге ведьмака Шани, которая может знать что-либо о местоположении останков Витольда. Девушку можно найти в её частной клинике в Оксенфурте, расположенной неподалёку от Западных ворот. Когда Геральт навестит клинику, то застанет Шани в компании реданских солдат, благодарящих медичку за создание антидота от яда Принца-жабы и обещающих достойную награду. В ответ Шани лишь отшутится, ожидая получить медаль в формы жабы. Девушка отойдёт за лекарством, оставляя ведьмака в компании подданных короля Радовида , главный из которых заметит, что Шани по-особенному смотрела на седоволосого, и спросит у ведьмака, нравится ли она ему? Хм, а кому же такая девушка не понравится-то?! Разве что слепому, что и отметит Геральт в случае выбора положительного ответа. Через мгновение Шани вернётся и спровадит реданцев, предлагая ведьмаку присесть и поговорить.


Как в старые-добрые времена

В разговоре Геральт может расспросить Шани о том, что с ней было после Вызимы? Шани вспомнит о эпидемии "Катрионы", в простонародье называемой "Красной смертью", бушующей в Вызиме на момент событий игры The Witcher . Примечательно, что виновницей заражения стала никто иная, как Цири, пусть даже и косвенно. В книге "Владычица Озера " описывается, как путешествуя между временем и пространством Цирилла случайно перенесла в мир Ведьмака заражённую блоху, которая поселилась в шерсти крысы. Эта "компания" пробралась на борт нильфгаардского корабля "Катриона", завёзшего заразу на Север. Среди жертв красной лихорадки оказался и наставник Шани, - низушек Мило Вандербек по прозвищу "Русти", - до последних своих дней старавшийся помочь другим заражённым. После Вызимы Шани вернулась в Оксенфурт, где закончила обучение и открыла собственную медицинскую практику. К сожалению, не успела медичка толком осесть, как была выдернута приказом Радовида на фронт, где спасала раненых солдат от верной смерти. Попросив Шани о помощи в поисках родового склепа Эвереков, ведьмак попадёт в "десятку", ведь на третьем курсе медичка изучала знаменитые династии Редании, среди которых затесалась и чета Эвереков. Достав пыльный учебник и найдя в нём сведения о искомом роде, Шани скажет, что все покойные члены семьи захоронены в фамильном склепе рядом с поместьем Эвереков. Девушка пообещает принести кадильницу, необходимую для Ритуала Призыва, и предложит Геральту встретиться у входа в склеп.

Фамильный склеп Эвереков


Шани у ворот поместья Эвереков

Родовое имение Эвереков - место мрачное и таинственное. К сожалению, на данном этапе сюжета можно лишь полюбоваться фасадом поместья, так как ворота будут закрыты, но волноваться не стоит - уже скоро появится возможность изучить и интерьер, а также познакомиться с некоторыми жителями. Не смотря на не располагающую к подобному обстановку, Шани будет коротать время в ожидании ведьмака плетением венка. Геральт отметит, что у девушки очень ловкие руки, а также расспросит о предназначении этого венка. Как окажется, подруга Шани пригласила её на свадьбу, что ещё скажется на дальнейшем прохождении задания, но сейчас же важнее отправиться в склеп и призвать Витольда. Подойдя ко входу в фамильную опочивальню Эвереков, Шани не захочет заходить внутрь и ведьмаку придётся отправиться туда самому. Там его уже будут ждать четыре призрака, которые попарно нападут на ведьмака. Сложность в бою с призраками состоит в том, что они могут принимать нематериальную форму, в которой любые атаки Геральта не нанесут никакого урона. Чтобы избежать этого, стоит использовать ведьмачий знак-ловушку Ирден или бомбу "Лунная пыль".


Гроб Витольда фон Эверека

Разобравшись с призраками, Геральт примется искать гроб Витольда. Сделать это легко - просто станьте спиной ко входу и первый же гроб справа и будет принадлежать младшему брату Ольгерда. Отличным ориентиром также послужит личная сабля Витольда, стоящая у его могилы. После этого придётся окурить все залы. Кадильница, взятая у Шани, автоматически экипируется в карманы Геральта. Достаньте её, используя соответствующую клавишу, и обойдите все залы склепа. При этом ведьмак будет произносить заклинание Ритуала Призыва.


Враждебно настроенные призраки Эвереков

Финальным штрихом в Ритуале Призыва станет добавление крови мертвеца, которого необходимо призвать, в горящую в центе большого зала лампадку. И действительно, появится призрак Эверека!.. Вот только совсем не Витольда. Ритуал призовёт сразу нескольких духов: Алексия, Онораты, Кейстута, Эрнеста и Эвлолии Фон Эвереков. Они будут очень недовольны тем, что у ведьмака оказалась кровь их наследника. Высказав своё негодование, все шестеро навалятся на Геральта, желая пролить уже его кровь. Формально, призраками они не являются и с точки зрения игровой механики ничем не отличаются от обычных людей. Однако, знак Аксий действует на них очень слабо, а также они устойчивы к возжиганию и отравлению. Эффективнее всего будет использовать всё тот же знак Ирден, позволяющий создавать импровизированную арену и убивать каждого из Эвереков по одному, замедляя спешащих на помощь своему родственнику противников. Не помешает использовать и такие знаки, как Аард и Квен, отталкивающий наступающих духов назад и защищающий от вражеских ударов соответственно. Последний будет особенно полезен против духа с тяжёлым двуручным молотом, атаки которым невозможно контратаковать.


Призрак Витольда фон Эверека

Когда души предков Витольда обретут вечный покой, объявится и он сам, благодарящий ведьмака за учинённое им действо. Как окажется, он хотел посмотреть на то, как седоволосый справится с его роднёй. Из разговора с Витольдом можно узнать причину его смерти. Когда-то Эверек-младший вместе с "кабанами" засели в одной деревушке, приказав местным крестьянам носить им самогон. Но однажды вместо бутылки ячменного пойла Витольд увидел в руках у крестьян оружие. Ему пришлось бежать в подвал, поскольку шансов отбиться от пятерых разгневанных верзил у него не было, но те всё равно настигли парня и разбили ему голову о дубовый стол. В ракурсах, показывающих призрак Витольда со спины, на его затылке можно заметить "свежую" рану, подтверждающую слова мертвеца. Если расспросить Витольда о Ольгерде, тот с неприкрытым восхищением начнёт расхваливать своего брата, акцентируя внимание на том, что рыжеволосый дворянин - не какой-то там разбойник; он любит читать, тяготеет к искусству, а его жена и вовсе настоящее чудо. Ведьмак раскроет Витольду причины своего визита в склеп, что второго очень порадует. Но вот незадача - чтобы повеселиться, Витольду потребуется тело... И одно стоит прямо перед ним.

В оригинале у брата Ольгерда совершенно другое имя - Влодимир (англ. Vlodimir ) или сокращённо Влод (англ. Vlod ). Однако, во время локализации на польский язык было принято решение изменить его на Витольд, созвучное с именем великого князя литовского Витольда (польск. Witold ). Примечательно, что Витольд был племянником другого владыки Литвы, и знаете как его звали? Правильно, Ольгерд (польск. Olgierd ). Также у Ольгерда был родной брат Кейстут (польск. Kiejstut ), тёзка которого в игре приходится Ольгерду и Витольду дедом.


Шани пытается привести Геральта в чувство

Вселение духа Геральт перенесёт не очень хорошо, потеряв сознание. В таком состоянии его найдёт Шани, обеспокоенная долгим отсутствием Геральта и пришедшая на спасение своему другу. Шани сильно удивиться, когда открывший глаза Геральт начнёт осыпать её комплиментами. Витольду придётся покинуть тело Геральта, чтобы тот смог объясниться перед своей подругой и предупредить, что когда Витольд будет находиться в теле ведьмака, то последний полностью потеряет контроль над действиями. Троица договорится, что если Шани понадобится поговорить в Геральтом, то она должна попросить Витольда выйти на минутку - настоящий джентльмен не сможет отказать очаровательной медичке. Фон Эверек вернётся в тело ведьмака, сразу же предлагая Шани уединиться в роще. Та ответит отказом и Витольд уже было соберётся отправиться в ближайший бордель, как Шани предложит альтернативу - составить ей компанию на свадьбе подруги. На самом деле, она надеялась, что Геральт и сам пригласит её, когда увидит венок, но ошибалась. Витольд незамедлительно согласится, и они согласятся встретиться уже на свадьбе.


Геральт и Витольд обсуждают Шани

Как только Шани покинет склеп, Витольд спросит у Геральта, было ли что-то между ними двумя? Появится возможность ответить одной из следующих реплик:

  • Шани мне очень дорога. Ведьмак признается, что для него Шани значит куда больше, чем просто друг. Витольд поймёт намёк и пообещает особо к ней не приставать.
  • Между нами ничего не было. Такой ответ чуть-ли не возмутит Витольда, резко засомневавшегося в ориентации ведьмака. С другой стороны, ему же лучше.


Кладбищенский шакал

Не спешите покидать склеп тем же путём, которым пришли. С помощью ведьмачьего чутья Геральт может обнаружить в одной из стен большого зала слабое место. Обруште его знаком Аард и осмотрите труп, лежащий на дне соседствующей с опочивальней Эвереков пещеры. Как окажется, мертвец - это кладбищенский шакал, дорого поплатившийся за попытку нажиться на захороненных здесь драгоценностях. Витольд прокомментирует это, выразив презрение к подобным падальщикам. Возьмите с трупа ржавый ключ от склепа и идите вглубь пещеры. Геральт обратит внимание на паутину, количество которой всё увеличивается и увеличивается, а потом найдёт и тех, кто эту паутину сплёл. Четыре арахноморфа нападут на ведьмака в пусть и просторной, но всё же замкнутой области. Старайтесь всегда находиться в движении, не позволяя паукообразным монстрам окружить или загнать в угол Геральта. Помните, что арахноморфы очень чувствительны к ведьмачьему знаку Аард, который может отбросить их на спину и сделать открытыми для решающего удара, а также легко поддаются внушению знаком Аксий. На высоком уровне сложности не помешает нанести на серебряный меч масло от инсектоидов. Отрубив лапки всем паучкам, ведьмак пройдёт дальше и окажется в недоступной ранее комнате с гробами Эвереков. Из каждого гроба можно достать по дорогостоящему кольцу, за которые очень хорошо заплатит любой скупщик предметов. Откройте дверь найденным ранее ключом и выходите из склепа.

Прибытие на свадьбу


Шани на свадьбе

Свадьба будет проходить в деревне Броновицы, к северу от резиденции Эвереков. По пути туда Витольд расспросит Геральта о ведьмачьем ремесле и заявит, что хотел бы применить один из знаков. Учтите, что если ведьмак развернётся и побежит в обратную от Броновиц сторону, то Витольд остановит его, обвиняя в том, что "старый бычара" никак не способствует веселью, лишь выматывая Витольда. Другими словами, отправиться по своим делам на этой стадии квеста не получится. Также временно недоступными станут точки быстрого перемещения, всё равно отправляющие Геральта на свадьбу. Добравшись до деревни, Витольд заметит, что не годится идти на праздник в грязной броне и, вселившись в ведьмака, "одолжит" висящий на просушке кунтуш и стоящие рядом сапоги, а также сбреет бороду Геральта, если таковая имеется, и изменит причёску на вариант с короткими висками и хвостом. Ну вот, в таком виде и к Шани идти не стыдно! После короткого диалога, в котором Витольд и Шани обсудят занудство седоволосого и желание Шани хоть иногда видеть Геральта весёлым, новоиспечённый дуэт составит компанию уже веселящимся во всю гостям.


Встречай меня, мир!

Само торжество будет проходить в центре деревни. Войдя в импровизированный двор, Шани заметит дерево с растущей на нём рябиной, говоря, что в детстве она делала из этих ягод бусы. Обратите на это внимание, позднее эти сведения обязательно пригодятся. Также присмотритесь к пустой будке, создающей впечатление, будто там живёт не пёс, а настоящий волколак. Это также сыграет свою роль по ходу выполнения задания. От безудержного веселья Витольда отделяет лишь разговор с молодожёнами, который произойдёт...


Шани представляет "Геральта" Явнуту и Альдоне

Прямо сейчас. Шани представит Витольда в личине Геральта Явнуту и Альдоне. Несмотря на просьбу вести себя прилично, Витольд начнёт задавать новобрачным совершенно неподходящие вопросы, которые заставят Явнута ревновать. С другой стороны, из расспросов можно узнать, что родители жениха, как и он сам, являются зажиточными владельцами ткацкой мастерской, в то время как Альдона родов из семьи крестьян. Из-за разницы в социальном положении, родня Явнута была против союза молодых, но парню всё-таки удалось их убедить пойти на "мезальянс". Также выясняется, что Альдона раньше училась с Шани в Оксенфуртской академии, обучаясь медицине, но спустя год у неё просто не было денег, чтобы продолжать обучение.

Интересный или не очень факт: Возвращаясь к теме родословной великого князя литовского Гедимина, нельзя не отметить, что Явнут и Альдона были его детьми и кровными родственниками Ольгерда. Слишком много совпадений, не думаете?

Пожиратель огня


Родители Альдоны

После разговора с Явнутом и Альдоной перед Геральтом открывается уйма возможностей, но предлагаю начать с поисков пожирателя огня. В центре двора будут стоять озадаченные родители Альдоны. Поговорите с ними и узнайте, что отец и мать невесты, желая доказать родне Явнута, что и они не бедствуют, устроили торжество за свой счёт. Кроме того, они пригласили знаменитого пожирателя огня из самого Новиграда, что обошлось родителям Альдоны в круглую сумму. К сожалению, в какой-то момент пёс Демон сорвался с цепи и погнался за пожирателем, заставив оного ретироваться. Родственники невесты попросят ведьмака найти и вернуть фокусника обратно, вспоминая о том, что мужчина не расставался со своей шапкой шута.


Следы Демона и шутовская шапка пожирателя огня

Подойдите к будке Демона, которая стоит возле ворот. С помощью ведьмачьего чутья осмотрите следующие предметы:

  • Будка. Как уже упоминалось ранее, будка покажется Геральту очень большой.
  • Большая обглоданная кость. Витольд прокомментирует это тем, что настолько чисто обглоданную кость он видел только после того, как несколько дней не ел.
  • Казан. На чугунном казане, исполняющим роль миски, ведьмак обнаружит следы от зубов Демона.

На самом деле, делать это не обязательно, но рекомендуется для полноты картины. А вот важным для прохождения задания "Я там был, мёд-пиво пил" окажутся следы, оставленные громадным псом. Проследуйте по ним в лес, осмотрите обвалившуюся ветку у дерева и поднимите с земли шапку шута - атрибут пожирателя огня, потерянный им во время погони. Чуть дальше Геральту придётся перейти через небольшой ручей, с противоположного берега которого будут отчётливо слышны чьи-то крики.


Хорошо ли я вижу? Дуралей залез на дерево, чтобы спрятаться от этой собачки?

Как окажется, кричал сам пожиратель огня, занявший оборону на высоком дереве. Но не таким страшным окажется Демон, как его малюют - фактически, это обычная дворняга с белой шерстью и чёрным пятном на левом ухе. Справедливости ради, лает он и впрямь угрожающе. Отогнать пса от бегуна на короткие дистанции с препятствиями можно двумя способами:

  • Использовать знак Аксий , если он прокачан хотя бы до второго уровня, и приказать Демону идти домой. Витольду такая власть над животиной покажется забавной и он попросит Геральта заставить пса перекатиться. Ведьмак откажет, но Витольда такой ответ не устроит. Он вселиться в тело Геральта и отдаст приказ сам, всё сильнее веселясь от процесса. Однако, когда Фон Эверек задумается о том, чтобы заставить Демона отгрызть себе хвост, Геральт прогонит пса и тот убежит домой.
  • Бросить Демону палку . Это отвлечёт пса и он побежит за ней в кусты. Акта живодёрства от Витольда не последует за неимением субъекта преступления.


Ах, славная медовуха! Неудивительно, что ты решил уединиться с ней на дереве

Когда опасность больше не будет угрожать пожирателю, он спрыгнет вниз и поблагодарит "Геральта" за помощь. Без всяких церемоний, Витольд в теле ведьмака предложит выпить, выхватывая бутылку из рук пожирателя огня и вливая в себя почти всё содержимое стеклотары. Отдайте спасённому шутовскую шапку, чему он также будет очень рад, так как для пожирателя огня этот головной убор счастливый. На лице пожирателя, кстати говоря, красуется шрам от ожога, явно обретённый во время одного из выступлений. Дальнейшие события зависят от выбора одной из представленных реплик:

  • По дороге протрезвеешь. Идём. Потехе час, а делу время. У Витольда не так уж и много времени, чтобы тратить его на бессмысленные разговоры, поэтому он предложит пожирателю огня вернуться на свадьбу и отработать свой гонорар.
  • А как глотать огонь? В случае такого выбора, Витольд начнёт расспрашивать пожирателя огня, в чём его секрет? Как окажется, перед выступлением фокусники выпивают особую жидкость, которая не позволяет им обжечься. Это удивит "Геральта", озвучившего свою мысль о том, что такое может сделать каждый, чем заденет чувства пожирателя. Артист решит, что работать с теми, кто его так оскорбляет, ниже его достоинства и начнёт демонстративно уходить. Его можно вернуть с помощью 50-ти новиградских крон, убеждения знаком Аксий, прокачанным хотя бы до второго уровня, либо же не пытаться удержать вовсе.


Медведь-медведь... [Цензура] тебе, а не медведь!

Если пожиратель огня не уйдёт, отправляйтесь вместе с ним обратно на свадьбу. Переходя через ручей, артист заметит, что на них несётся медведь! Но похоже, что бестиарии он никогда не читал, ведь это и не медведь вовсе, а дикий кабан. Витольд прикажет пожирателю спрятаться, пока он будет разделываться с грозным зверем. Проще всего это сделать, если применить на кабана ведьмачий знак Аард, который, как и в случае с арахноморфами, опрокинет животину на спину и оставит брюхо открытым для фатального удара. Но будьте осторожны: если кабан доберётся до пожирателя огня, то убьёт его с одного удара. Также иногда встречается баг, из-за которого животное появится не у ручья, а прямо возле дерева, и моментально убьёт артиста. "Лечится" такой неприятный баг обычной загрузкой сохранения. После победы над кабаном, Витольд и пожиратель огня немного поговорят. Во время разговора ещё раз спасённый фокусник представится - зовут его Давид Афтенсборо. Познакомившись наконец, Давид вместе с ведьмаком вернуться на торжество в честь женитьбы.

Интересный или не очень факт: В русской локализации, к сожалению, пришлось отказаться от игры слов из оригинальной английской версии. В ней путаница с определением противника ссылалась на схожесть слов Boar (рус. Кабан ) и Bear (рус. Медведь ). Когда Витольд укажет пожирателя огня на его ошибку, тот заявит, что он фокусник, а не натуралист. А ведь человек, у которого было позаимствовано имя, - Дэвид Аттенборо, - прославился именно своими исследованиями окружающей природы.


Вернувшийся Демон и выступление Давида Афренсборо

Гвинт с низушками


Низушки, играющие в гвинт

После прогулки по лесу, можно и партийку в гвинт сыграть. Подойдите к столу, за которым три низушка будут перекидываться в карты. Один из них особенно выделится надетыми на голову оленьими ушками. Витольд небрежно обратиться к одному из них как к "мелкому", из-за чего возникнет конфликт и два других низушка потребуют извинений от "Геральта". Можно извиниться, а можно этого и не делать - это совершенно ни на что не повлияет. Будучи уверенным в своём мастерстве, Витольд поставит на кон всё, что у него есть, и игра начнётся. Противник будет играть неплохо укомплектованной колодой Королевств Севера , выбрав в качестве лидера карту "Фольтест Железный Владыка", уничтожающий самую сильную карту/-ы осадного ряда на стороне ведьмака, если суммарная сила ряда равна или больше десяти. Советуется играть колодой Монстров или Скоя"таэлей , если они достаточно сильные, а если этими колодами играть не умеете, то выбирайте предпочитаемую колоду, но старайтесь не налегать на карты осадного ряда.


Геральт из Ривии - легендарный убийца чудовищ и обладатель милых оленьих ушек

В случае победы, кроме морального удовлетворения и небольшого кошеля монет ни Витольд, ни Геральт ничего не получат. А вот в случае проигрыша начнётся забавная сценка, в которой возмущённый поражением Витольд выйдет из тела ведьмака, уговаривая Геральта что-то сделать. Низушки, наблюдая за диалогом седоволосого с пустотой, примут его за умалишённого и предложат отдать им пять процентов от имеющегося золота, а также надеть на себя оленьи уши. Даже если вы не готовы принять поражение в гвинте, настоятельно рекомендуется всё-таки проиграть. Всё же, когда ещё выпадет возможность посмотреть на сурового убийцу чудовищ в таком образе, который покажется Шани забавным?

Состязание свинопасов


Учредитель состязания на фоне убегающего от свирепой свинки участника

Хоть и негоже дворянину вроде Витольда Фон Эверека валяться в грязи, но в такой день можно сделать исключение, тем более, что другой возможности уже не будет. Подойдите к загону, в котором крестьянин будет убегать от свиньи. Мужчина, стоящий у калитки, расскажет Витольду, что таким образом проводится состязание свинопасов, и предложит ведьмаку принять участие. Ну а он что? А он всегда рад! Чтобы победить в конкурсе, необходимо загнать двоих свинок, обозначенных жёлтым кругом на спине, в специальные загончики. Механика этой мини-игры проста: Если хотите, чтобы свинья повернула влево, то подойдите вплотную справа; если хотите,чтобы хрюша повернула направо, то наоборот. Держаться сзади не стоит, так как с такой позиции очень сложно контролировать передвижения свиней. При этом учтите, что хоть по загону и бегает несколько обычных свиней, они ни в коем случае не зайдут в загончики, так что даже не тратьте силы зря. Если процесс займёт у Витольда слишком много времени, то он устанет и задумается о использовании ведьмачьего знака, подразумевая уже известный ему Аксий. Ни в коем случае не поддавайтесь на провокации и старайтесь загнать свинок своими силами, иначе награду ведьмаку выдавать откажутся.


Награды за победу в состязании свинопасов

Если у Витольда всё получится и он не станет использовать ведьмачий знак, то крестьяне поздравят его с победой и вручат два приза: плюшевую свинку для Шани и Лавр Свинопаса, который даёт прирост в пятнадцать процентов к золоту, будучи экипированным на Плотву в слот трофея.


Ты встретила своё предназначение

Присев вместе Шани у телеги, Витольд спросит у девушки, почему она никак не поддаётся его очарованию? Шани ответит, что Витольд, пусть даже и в теле Геральта, просто не её типаж. Фон Эверека это возмутит, ведь он считает, что способен влюбить в себя любую девушку. Тогда рыжеволосая медичка поспорит с Витольдом, что он не сможет произвести хорошее впечатление на темноволосую девушку в венке, одиноко сидящую на скамье напротив. Эверек-младший подойдёт к ней и начнёт осыпать комплиментами, после чего пообещает одарить её самыми дорогими подарками и отвести в самые дорогие салоны красоты, лишь бы девушка согласилась провести с ним ночь. Перспектива оказаться в "высшем обществе" сыграет свою роль и темноволосая девушка уже будет готова согласиться, однако её кто-то окликнет, обращаясь к ней как к "Аське".


Тебе, вредина, меня уговаривать не придётся!

Этим "кем-то" окажется один из троих братьев Аськи, недовольных неподобающей компании в лице седоволосого, который к тому же предлагал их сестрёнке такие непристойности. Даже если Витольд попытается извиниться и сделать вид, что он тут не причём и его неправильно поняли, троицу богатырей придётся проучить с помощью вырванного из забора дрына. Братцы тоже вооружаться таким же оружием и завяжется драка в том самом загоне, где недавно Геральт загонял свиней. На время боя запрещено использование ведьмачьих знаков, но не употребление восстанавливающих здоровье эликсиров и пищи. В целом, братья - слабые противники, не наносящие большого урона даже не высоком уровне сложности, но всё равно не позволяйте им окружить Витольда, ведь тогда его просто запинают со всех сторон за неимением Аарда и Квена. Пространства для манёвров будет достаточно, поэтому победа над противниками станет вопросом нескольких секунд. Когда все три брата искупаются в грязи, они поспешат убежать куда подальше. Их примеру последует и испугавшаяся ведьмака Аська, разрушая надежды Витольда на приятное времяпровождение на ближайшем сеновале. Ну, зато подрался на славу!

Поймай башмачок


Народ наблюдает за попытками кавалера выловить башмачок своей возлюбленной

Последним полноценным развлечением на свадьбе станет забава, в простонародье получившая название "Поймай башмачок". Суть игры заключается в том, что девушка забрасывает свою туфельку в пруд, а её суженный должен нырнуть на дно и вернуть обувку дамы сердца. Разумеется, Витольду захочется принять в этом участие, и Шани бросит свой сапог в воду. Нырните на самое дно и активируйте ведьмачье чутьё - с его помощью можно быстро определить местоположение башмачка, и не только принадлежащего Шани. Соберите все три и выныривайте наружу.


Геральт после купания в пруду

Выбравшись на берег, Витольд похвастается "уловом" и предложит лично вставить ножку каждой из владелиц в их элемент гардероба. Подобное заявление не очень понравится Шани, которая чуть-ли не ревновать начнёт после таких слов. Витольд поспешит её успокоить, заверяя, что просто шутит, а потом наденет сапог Шани на её босую ножку. На этом данное развлечение подойдёт к концу.

Незначительные развлечения во дворе


Три "точки интереса", доступные для взаимодействия во дворе

Помимо полноценных забав, Витольд также может сделать следующие действия на улице:

  • Поприставать к пожилой даме , стоящей возле амбара. Сначала та не поймёт, что от неё хочет Витольд, но сообразив назовёт "дураком" и убежит от него.
  • Выпить водки . Две молодые девушки будут стоять у столика и предлагать Витольду выпить с ними за здоровье молодых. Тот, не в состоянии отказать дамам, быстро осушит чарку.
  • Поприставать к другой пожилой даме , сидящей у большого дерева между прудом и загоном для свиней. Реакция бабульки будет точно такой же, как и в первом случае.

Танцы в амбаре


Гюнтер О"Дим решил лично проконтролировать процесс выполнения второго желания

После выполнения любых двух забав (не учитывая незначительных), подойдите к центру двора и Витольд услышит музыку, доносящуюся из амбара. Он незамедлительно схватит Шани и потащит внутрь чтобы потанцевать. При этом он будет постоянно хвастаться тем, что лучшего танцора чем Витольд Фон Эверек не сыщешь во всей Редании, и танцует он действительно хорошо. Веселья не испортит даже появившийся на свадьбе Гюнтер О"Дим, объявивший со сцены о том, что музыканты сыграют для ведьмака Геральта из Ривии и его очаровательной подруги Шани нечто более... Романтичное.


Витольд "благодарит" Шани за прекрасный танец

Так как единственный человек, который мог бы узнать Гюнтера, сейчас не управляет своим телом, Витольд и Шани сойдутся для медленного танца. Попутно они будут вести диалог, в котором Шани поинтересуется у Витольда, как много девушек у него было? Тот не станет скрывать - порядочно; но также добавит, что все они и в подмётки не годятся Шани. Музыка начнёт стихать и Витольд спросит Шани, знает-ли она о том, как партнёр должен отблагодарить свою партнёршу? Не успеет она ответить, как Витольд поцелует девушку, к чему Шани будет не готова, но не рассердится. Она попросит Витольда выйти и позволить поговорить с Геральтом. Вернувшийся в форму духа Витольд намекнёт ведьмаку, что сделал это специально, чтобы дать Геральту шанс на сближение. После непродолжительного разговора седоволосый расскажет Шани о том, что тот мужчина, который объявил для них танец, это и есть Гюнтер О"Дим. Очевидно, что он появился тут неслучайно и с ним стоит поговорить.

Незначительные развлечения в амбаре


"Точки интереса" в амбаре

Также как и на улице, внутри амбара можно выполнить несколько мелких действий, в том числе:

  • Выпить водки с краснолюдами. Пожелав сидящим за столом краснолюдам, чтобы у них под ногами борода не путалась, Витольд опустошит ещё одну чарку ячменного пойла.
  • Потанцевать. Витольд начнёт танцевать возле сцены, пытаясь удивить Шани своими навыками. Да ещё и как! Чуть-ли не пламенное фламенко выплясывая!
  • Найти нейтральную карту для гвинта "Корова". Выйдите из амбара и посмотрите направо. Там будет стоять лестница, ведущая на чердак амбара и по которой стоит взобраться наверх. С помощью ведьмачьего чутья очень легко обнаружить лежащую на полу карту, при поднятии которой колода Геральта пополнится нейтральной картой "Корова ".
  • Посидеть на подушках. На всё том же втором этаже, рядом с лежащей картой, расположены несколько подушек. Подойдя к ним, Витольд предложит Шани присесть и немного поговорить, но так и не найдя подходящей темы, будет быстро поднят на ноги.

Разговор с О"Димом


В пряниках самый главный ингредиент - это время

После медленного танца с Шани появится возможность поговорить с О"Димом. Тот будет общаться с гостями на свадьбе, рассказывая двум дамам о своём личном рецепте коржиков, главным ингредиентом в которых является время. Именно оно делает сладость хрустящей снаружи и нежной внутри, но точное время для достижения такого результата придётся узнавать методом проб и ошибок, экспериментируя и начиная по новой. Завидев Витольда, он встанет из-за стола и поприветствует его. При чём именно Витольда, а не Геральта, что сильно удивит покойного дворянина. Он начнёт спрашивать О"Дима, о чём ещё он знает? Наверное, если бы Витольд знал, какой ответ его ждёт, то не стал бы и спрашивать. "Господин Зеркало", не скрывая презрения к самому младшему представителю рода Эвереков, расскажет, что Витольд всегда завидовал своему старшему брату Ольгерду, ведь тот всегда и во всём был лучше Витольда. Тот будет всячески отрицать это и обвинять Гюнтера во лжи, и поверить ему не сложно. Слова О"Дима плохо сопоставляются с поведением Витольда в фамильном склепе, когда впервые показавшись Геральту Витольд признается, что недолюбливал свою родню и не собирался помогать им в бою с ведьмаком. В то же время, Ольгерда он всячески нахваливал, демонстрируя исключительно положительное мнение о человеке, которому якобы завидовал. Напомнив о том, что у Витольда осталось не так много времени до полночи, О"Дим удалится.

Полночь


Речь Витольда

Как только все основные развлечения будут пройдены и состоится разговор с О"Димом, наступит полночь - самое время для обряда надевания чепца. Шани, как подруга невесты, примет участие в обряде. Витольд воспользуется моментом и выйдет на сцену, желая произнести речь в честь молодожёнов. Шани попросит его не делать этого, но если Витольд всё же решится, то гостей будет ждать рассказ дворянина о его отношении к обычным крестьянам. Раньше он даже не считал их за людей и совершенно не желал иметь с простолюдинами хоть что-то общее. У него было несколько хороших конюхов, но на этом любые контакты с этим слоем общества заканчивались. Но сегодня, после увиденного на свадьбе, он кардинально изменил свои взгляды: пусть ничего общего с чернью он всё так же не желает, но теперь это уже не мешает ему получать веселье в их компании.


Витольд пишет письмо Ольгерду

Пока взгляды присутствующих будут прикованы к обряду надевания чепца на Альдону, с неподдельной улыбкой на лице Витольд усядется за стол и, разрезав ладонь и используя кровь в качестве чернил, напишет письмо Ольгерду. Позднее оно послужит доказательством того, что Геральт выполнил второе желание атамана "кабанов".


Гюнтер О"Дим наказывает Витольда за неподчинение

Витольд выйдет из амбара и покинет тело Геральта. Однако, хоть уже полночь и дух повеселился на славу, покидать этот мир он не желает. Слишком уж ему понравилось снова почувствовать себя живым, да и ведьмак вряд-ли сможет как-то помешать Витольду... Но вот Гюнтер О"Дим сможет. Надкусив яблоко, чтобы выглядеть по-злодейски, он причинит призраку невыносимою боль, и тот будет буквально молить О"Дима о пощаде. Вновь проявляя презрение к роду Фон Эвереков и Витольду в частности, он прикажет Эвереку-младшему возвращаться туда, откуда он пришёл, и Витольду не останется ничего другого, кроме как подчиниться "Господину Зеркало". После неординарного обряда экзорцизма, Геральт и О"Дим обсудят дальнейшие действия, а Шани поинтересуется, не хочет ли ведьмак побыть на свадьбе ещё немного? Если Геральт согласится, то параллельно с заданием "Я там был, мёд-пиво пил" начнётся связанный квест "Ясная ночь", разбор которого обязательно вскоре появится на сайте.

Возвращение к Ольгерду Фон Эвереку


Ольгерд читает письмо Витольда

Как и в случае с заданием "Сезам, откройся! ", Ольгерд Фон Эверек будет ждать ведьмака в оксенфуртской таверне "Алхимия". Когда Геральт скажет, что и вторая прихоть дворянина-разбойника удовлетворена, Ольгерд в это не поверит. Ну где же это видано, чтобы изначально задуманное как невыполнимое желание кому-то удалось исполнить? Однако, то самое письмо, написанное Витольдом, послужит весомым доказательством "маленького подвига", совершённого убийцей чудовищ. Ольгерд выпьет за здоровье своего покойного брата, похвалит ведьмака за старания и согласится озвучить своё последнее желание. Но это уже совсем другая история, а вот задание "Я там был, мёд-пиво пил" будет считаться полностью завершённым.

Надеюсь, что прохождение квеста "Я там был, мёд-пиво пил" из игры The Witcher 3: Wild Hunt окажется полезным для вас, уважаемые читатели. Приятной игры и удачи на Пути, ведьмаки и ведьмачки!