Детские неврозы пугают и озадачивают родителей, особенно если такие психические состояния связаны с проявлением тиков. В поисках причин и ответов на свои вопросы взрослые обходят десятки врачей, но зачастую прояснить ситуацию не удается. Единственное, что получают родители - рецепт на психотропный препарат, кормить которым ребенка адекватным родителям совершенно не хочется. В этой статье мы поможем разобраться в том, с чем связаны невротические тики, каковы причины неврозов и как помочь ребенку без тяжелых медикаментов.


Что это такое?

Под понятием «невроз» скрывается целая группа психогенных расстройств. Плохая новость для мам и пап заключается в том, что все неврозы склонны к весьма затяжному, хроническому течению. А хорошая - в том, что неврозы обратимы, и в большинстве случаев ребенку полностью удается избавиться от таких состояний.


В силу того, что дети не всегда могут словами рассказать, что их тревожит или беспокоит, постоянное нервное напряжение трансформируется в невротическое состояние, при котором нарушения наблюдаются как на психическом, так и на физическом уровнях. Меняется поведение ребенка, может замедлиться психическое развитие, появиться склонность к истерии, страдает умственная деятельность. Иногда внутреннее напряжение находит своеобразный выход на физическом уровне - так возникают нервные тики. Они не бывают самостоятельными расстройствами и всегда появляются на фоне невроза или неврозоподобного состояния. Однако сам невроз вполне может протекать и без тиков. Тут многое зависит от личности ребенка, его характера, темперамента, особенностей воспитания, состояния нервной системы и других факторов.



Невроз практически не встречается у грудничков, но затем частота таких расстройств у детей начинает стремительно расти, и в детсадовском возрасте неврозы в той или иной степени имеются примерно у 30% детей, а к среднему школьному возрасту число невротиков вырастает до 55%. Неврозы имеются почти у 70% подростков.


Нервные тики в большинстве своем - проблема исключительно детская. Мало на свете взрослых, которые вдруг под воздействием стресса начали страдать тиком. Но есть такие взрослые, которые вынесли невротические тики из своего детства, поскольку чаще всего нарушение закладывается именно в детском возрасте.

Тики самых разных видов чаще всего встречаются у детей в возрасте от 5 до 12 лет. Примерно четверть всех детей-невротиков страдает теми или иными тиками. У девочек физические проявления нервных состояний бывают в 2 раза реже, чем у мальчиков аналогического возраста. Специалисты объясняют этот факт тем, что психика девочек более лабильна, она быстрее претерпевает возрастные изменения и проходит период становления.


Невроз и тики представляют собой нарушения высшей нервной деятельности. Современная медицина полагает, что эти состояния способствуют возникновению самых разных болезней и патологий. Появилось даже целое направление - психосоматика, которое изучает возможные связи психологических и психических состояний с развитием тех или иных заболеваний.

Так, считается, что проблемы со слухом чаще всего возникают у детей, родители которых были слишком авторитарны и подавляли чадо, а заболевания почек свойственны детям, мамы и папы которых часто конфликтуют между собой и нередко оскорбляют своего ребенка словесно и физически. Поскольку неврозы являются обратимыми состояниями, задача родителей как можно скорее запустить процесс обратного развития, а для этого нужно обязательно найти причину состояния ребенка и все силы бросить на ее устранение.



Причины

Поиск причин невроза у ребенка - всегда очень сложная задача. Но если посмотреть на проблему с медицинской точки зрения, то область поиска значительно сужается. Невроз, а следственно, и невротические тики, всегда связаны с развитие конфликта - внутреннего и внешнего. Неокрепшая детская психика с большим трудом может противостоять многим обстоятельствам, которые не кажутся взрослым из ряда вон выходящими. Но для детей такие обстоятельства бывают весьма тяжелыми, вызывающими психологические травмы, стресс, перенапряжение интеллектуальной, умственной и эмоциональной сферы.

Ученые и врачи до сих пор спорят, как именно реализуется механизм развития нарушения нервной деятельности. Трудность изучения этого вопроса связана в первую очередь с тем, что механизмы довольно индивидуальны, неповторимы для каждого малыша, ведь ребенок - это отдельная личность со своими страхами, привязанностями и способностью сопротивляться стрессам.


Наиболее частыми причинами возникновения неврозов и неврозоподобных состояний считаются:

  • неблагоприятная обстановка в семье (скандалы, ссоры, развод родителей);
  • тотальные ошибки в воспитании ребенка (гиперопека, дефицит внимания, вседозволенность или излишняя строгость и требовательность родителей по отношению к малышу);
  • особенности темперамента ребенка (холерики и меланхолики больше склонны к развитию неврозов, чем сангвиники и флегматики);
  • страхи, фобии малыша, с которыми он в силу возраста не способен справиться;
  • переутомление и перенапряжение (если малыш недосыпает, посещает одновременно несколько секций и две школы, то его психика работает «на износ»);



  • психологические травмы, стресс (речь идет о конкретных травмирующих ситуациях - смерть близкого человека, вынужденное расставание с одним из родителей или с обоими, физическое или моральное насилие, конфликт, сильный испуг);
  • сомнения и опасения за безопасность в будущем (после переезда на новое место жительства, после перевода ребенка в новый садик или в новую школу);
  • возрастные «кризисы» (в периоды активной перенастройки нервной системы и психики - в 1 год, в 3-4 года, в 6-7 лет, в период полового созревания - риски развития неврозов повышаются в десятки раз).


Нервные тики развиваются примерно у 60% невротиков дошкольного возраста и у 30% школьников. У подростков тики на фоне невроза появляются лишь в 10% случаев.

Причины развития непроизвольных сокращений мышц по ошибочной команде головного мозга тоже могут быть различными:

  • перенесенное заболевание (после тяжелого бронхита рефлекторное покашливание может сформироваться в тик, а после конъюнктивита в качестве тика может сохраниться привычка часто и дробно моргать);
  • психическое потрясение, сильный испуг , ситуация, которая нанесла огромную психологическую травму (речь не о длительном воздействии стресс-факторов, а о конкретной разовой ситуации, при которой нервная система и психика ребенка не успели «компенсировать» ущерб, поскольку воздействие стресса оказалось многократно сильнее);
  • желание подражать (если ребенок наблюдает тики у кого-то из родственников или других детей в коллективе детского сада или школы, он может начать просто их копировать и постепенно эти движения перейдут в разряд рефлекторных);
  • усугубление проявлений невроза (если негативный фактор, вызвавший невроз не только не исчезает, но и усиливает свое воздействие).



Истинные причины могут остаться и неизвестными, поскольку область человеческой психики еще недостаточно изучена, и не все нарушения в поведении ребенка врачи могут объяснить с точки зрения науки.

Классификация

Все детские неврозы, несмотря на недостаточность научных данных о причинах и механизмах развития, имеют строгую классификацию, обозначенную в международной классификации болезней (МКБ-10):

  • неврозы навязчивых состояний или мыслей (характеризуются повышенной тревожностью, беспокойством, конфликтом потребностей и норм поведения);
  • неврозы страха или фобические неврозы (связанные с сильным и бесконтрольным страхом перед чем-то, например, боязнь пауков или темноты);
  • истерические неврозы (дестабилизация эмоциональной сферы ребенка, при которой наблюдаются нарушения поведения, истерические приступы, двигательные и сенсорные нарушения, возникающие у ребенка в ответ на ситуации, которые ребенок считает безвыходными);
  • неврастения (самый распространенный вид заболевания в детском возрасте, при котором ребенок испытывает острый конфликт между требованиями к самому себе и фактической невозможностью этим требованиям соответствовать);
  • невроз навязчивых движений (состояние, при котором ребенок бесконтрольно совершает определенные циклические движения с раздражающей методичностью);
  • пищевой невроз (невротическая булимия или анорексия - переедание, постоянное чувство голода или отказ от пищи на фоне нервного неприятия);
  • панические атаки (нарушения, характеризующиеся приступами сильного страха, который ребенок не может контролировать и объяснить);
  • неврозы соматоформные (состояния, при которых нарушается деятельность внутренних органов и систем - невроз сердца, невроз желудка и т. д.);
  • невроз вины (нарушения в деятельности психики и нервной системы, развившиеся на фоне мучительного и в большинстве случаев неоправданного чувства вины).


Нервные транзиторные тики, которые могут развиваться на фоне невроза любого типа тоже имеют свою классификацию.

Они бывают:

  • Мимическими – при непроизвольном повторяющемся сокращении мышц лица. Сюда относятся лицевые тики, глазные, тики губ и крыльев носа.
  • Вокальными – при самопроизвольном нервном сокращении голосовых мышц. Звуковой тик может проявляться как заиканием, так и навязчивым повторением определенного звука, покашливания. Голосовые тики очень распространены среди детей, особенно дошкольного возраста.
  • Моторными - при сокращении мышц конечностей. Это подергивания руками и ногами, взмахи и всплески руками, которые повторяются часто и не имеют логического объяснения.




Все тики делятся на локальные (когда задействована одна мышца) и на генерализированные (когда в процессе движения работает целая группа мышц или сразу несколько групп). Также тики бывают простыми (при элементарном движении) и сложными (при более сложных движениях). Обычно у детей в результате сильного стресса или других психогенных причин развиваются первичные тики. О вторичных врачи говорят только в случае, если тики сопровождают патологии головного мозга (энцефалит, травмы).

Довольно редко, но все-таки бывают и тики наследственные, они называются синдромом Туретта.

Какие именно тики у ребенка, установить нетрудно, гораздо сложнее обнаружить истинную причину, в том числе и связь с неврозом. А без этого полноценное лечение не представляется возможным.



История изучения

Впервые невроз был описан еще в XVIII веке шотландским доктором Кулленом. Вплоть до XIX века люди с невротическими и неврозоподобными тиками считались одержимыми. На борьбу с мракобесием в разное время вставали известные люди. Зигмунд Фрейд объяснял неврозы конфликтом между истинными потребностями организма и личности и социальными и моральными нормами, которые в ребенка вкладываются с детства. Этой теории он посвятил целый научный труд.


Академик Павлов не без помощи своих знаменитых собак заключил, что невроз - это нарушение высшей нервной деятельности, которое связано с нарушениями нервных импульсов в коре полушарий мозга. Общество неоднозначно восприняло информацию о том, что невроз свойственен не только людям, но и животным. Американский психолог Карен Хорни в XX веке заключила, что детский невроз - не что иное, как защитная реакция от негативного воздействия этого мира. Она же предложила всех невротиков разделить на три группы - тех, кто стремится к людям, патологически нуждается в любви, общении, участии, тех, кто старается отдалиться от общества и тех, кто действует вопреки этому обществу, чье поведение и поступки имеют цель доказать всем, что они многое могут и успешнее всех остальных.

Врачи-неврологи и психиатры нашего времени придерживаются разных точек зрения. Но в одном они солидарны - невроз не является болезнью, скорее, он представляет собой особое состояние, а потому его коррекция и желательна, и возможна во всех случаях.



Симптомы и признаки

Неврозы у детей и возможные сопровождающие их тики имеют различную симптоматику, которая зависит от вида и типа нарушения. Однако всем невротическим состояниям свойственна группа признаков, которая прослеживает у всех детей - невротиков.


Психические проявления

Невроз ни в коем случае нельзя считать психическим расстройством, поскольку нарушения возникают под воздействием внешних обстоятельств, тогда как большинство истинно психических болезней связано с факторами внутренними. Большинство болезней психики не имеют признака обратимости и являются хроническими, а невроз можно преодолеть и забыть о нем.

При настоящих болезнях психики у ребенка наблюдаются нарастающие признаки слабоумия, деструктивного изменения личности, отсталости. При неврозе таких признаков нет. Психическое заболевание не вызывает у человека неприятия, больной расценивает ее как часть себя и не способен к самокритике. При неврозе ребенок понимает, что что-то делает не так, не правильно и это не дает ему покоя. Невроз доставляет неудобства не только его родителям, но и ему самому, за исключением некоторых видов тиков, которые малыш просто не контролирует, а потому не считает значительными.


Заподозрить у ребенка невроз можно по следующим изменениям:

  • Настроение ребенка меняется часто , неожиданно и без объективных на то причин. Слезы могут за считаные минуты стать смехом, а хорошее настроение за секунды смениться на депрессивное, агрессивное или иное.
  • Почти всем видам неврозов у детей свойственна выраженная нерешительность. Ребенку очень сложно самостоятельно принять даже просто решение - какую майку надеть или какой завтрак выбрать.
  • Все детки с невротическими изменениями испытывают определенные трудности в общении. Одним сложно налаживать контакты, другие испытывают патологическую привязанность к людям, с которыми общаются, третьи не могут долго поддерживать общение, боятся сказать или сделать что-то не так.
  • Самооценка детей с неврозом не бывает адекватной. Она либо завышена и это не может остаться незамеченным, либо занижена и ребенок искренне не считает себя способным, талантливым, успешным.
  • Все без исключения дети с неврозами время от времени испытывают приступы страха и тревоги. Причем для тревоги нет объективных причин. Этот симптом может быть выражен слабо - лишь изредка чадо высказывает опасения или ведет себя настороженно. Бывает и так, что приступы имеют выраженный характер, вплоть до панических атак.
  • Ребенок с неврозом никак не может определиться с системой ценностей, понятия «хорошо и плохо» для него несколько размыты. Его желания и предпочтения часто противоречат друг другу. Нередко ребенок даже в дошкольном возрасте проявляет признаки цинизма.



  • Дети при некоторых видах невроза часто бывают раздражительными. Особенно это свойственно неврастеникам. Раздражительность и даже гнев могут проявляться в самых простых жизненных ситуациях - не получилось с первого раза нарисовать что-то, развязались шнурки на ботинках, сломалась игрушка.
  • У деток-невротиков почти нет стрессоустойчивости. Любой маленький стресс вызывает у них приступы глубокого отчаяния или выраженной немотивированной агрессии.
  • О неврозе может говорить излишняя плаксивость, повышенная обидчивость и ранимость. Такое поведение не стоит списывать на характер ребенка, в норме эти качества уравновешены и не бросаются в глаза. При неврозе они гипертрофируются.
  • Часто ребенок зацикливается на ситуации, которая его травмировала. Если невроз и тики были вызваны нападением соседской собаки, малыш часто переживает эту ситуацию снова и снова, страх растет и превращается в боязнь всех собак вообще.
  • Работоспособность ребенка с неврозом снижена. Он быстро устает, не может долго концентрировать память, быстро забывает ранее усвоенный материал.
  • Дети-невротики тяжело переносят громкие звуки, внезапные шумы, яркий свет и перепады температур.
  • При неврозах всех типов наблюдаются проблемы со сном - ребенку бывает очень трудно заснуть, даже если он устал, часто сон бывает беспокойным, поверхностным, малыш часто просыпается, не высыпается.




Физические проявления

Поскольку существует связь между неврозом и работой внутренних органов и систем, нарушение не может не сопровождаться признаками физического свойства.

Они могут быть самыми разными, но наиболее часто неврологи и детские психиатры отмечают такие симптомы:

  • Ребенок часто жалуется на головные боли, покалывания в сердце, нарушения сердцебиения, одышку и боли неясного происхождения в области живота. При этом медицинские обследования на предмет поиска заболеваний указанных органов и областей не выявляют никаких патологий, анализы ребенка тоже находятся в пределах нормы.
  • Дети с неврозами часто бывают вялыми, сонными, у них нет сил на совершение каких-то действий.
  • У деток с неврозами нестабильное артериальное давление. Оно то повышается, то понижается, при этом бывают приступы головокружения, тошнота. Часто врачи ставят диагноз - вегето-сосудистая дистония.
  • При некоторых формах невроза у детей наблюдаются вестибулярные нарушения , связанные с затруднениями при необходимости держать равновесие.



  • Проблемы с аппетитом свойственны подавляющему большинству невротиков. Дети могут недоедать, переедать, испытывать практически постоянное чувство голода или, наоборот, почти никогда не чувствовать сильного голода.
  • У детей с невротическими нарушениями нестабилен стул - запоры сменяются диареей, часто возникает рвота без особых на то причин, довольно часто случаются несварения.
  • Невротики очень потливы и чаще других детей бегают в туалет по малой нужде.
  • Часто неврозы сопровождаются идиопатическим кашлем , не имеющим обоснованной причины, в отсутствие каких-либо патологий со стороны органов дыхания.
  • При неврозе может наблюдаться энурез.




Кроме того, дети с неврозами более подвержены острым вирусным инфекциям, простудным заболеваниям, у них слабее иммунитет. Для того чтобы сделать вывод о том, есть ли у ребенка невроз или предпосылки для его развития, следует оценивать не один-два отдельных симптома, а большой список признаков как физического, так и психологического свойства вкупе.

При совпадении более чем 60% симптомов из указанных выше, обязательно следует записаться на прием к врачу.


Проявления тиков

Нервные тики заметны невооруженным взглядом. При первичных тиках все непроизвольные движения носят характер локальных. Они редко распространятся на большие группы мышц. Чаще всего в них задействованы лицо и плечи ребенка (моргание, подергивание губами, раздувание крыльев носа, пожимание плечами).

Тики не заметны в состоянии покоя и усиливаются только тогда, когда ребенок находится в стрессовой ситуации.

Наиболее часто первичные нарушения проявляются как:

  • моргание;
  • хождение по замкнутому кругу или по прямой туда-сюда;
  • зубовный скрежет;
  • всплески руками или странные движения кистями рук;
  • наматывание прядей волос на палец или вырывание волос;
  • странные звуки.




Наследственные и вторичные тики обычно проявляются у ребенка ближе к 5-6 годам. Они почти всегда носят генерализованный характер (с задействованием групп мышц). Проявляются и морганием, и гримасами, неконтролируемым выкрикиванием ругательств и нецензурных выражений, а также постоянным повторением одного и того же слова, в том числе услышанного от собеседника.


Диагностика

В диагностике неврозов существует большая проблема - гипердиагностика. Врачу-неврологу порой бывает проще поставить такой диагноз ребенку, чем заниматься поисками истинной причины нарушений. Именно поэтому статистика свидетельствует о стремительном росте количества детей-невротиков за последние несколько десятилетий.

Не всегда ребенок с плохим аппетитом, нарушениями сна или переменчивостью настроения является невротиком. Но родители требуют от специалиста помощи, и врачу не остается ничего другого, кроме как, поставить диагноз и назначить лечение. Ведь опровергнуть диагноз «невроз» невероятно сложно, а потому обвинить доктора в некомпетентности никто не сможет.


Если имеются подозрения на невроз у ребенка, родителям недостаточно посетить одного только участкового невролога. Нужно будет показать чадо еще двум специалистам - детскому психиатру и психотерапевту. Психотерапевт постарается максимально разобраться в том, в какой психологической обстановке живет ребенок, для детей среднего и старшего школьного возраста может быть использован метод гипнотического сна. Особое внимание этот специалист обращает на отношения между родителями, между родителями и ребенком, между ребенком и его ровесниками. Если понадобится, то будет проведена серия тестов на поведенческие реакции, анализ рисунков малыша, исследование его реакций в ходе игрового процесса.


Психиатр обследует ребенка на предмет связи невроза с нарушениями функций мозга, для этого будут использованы специфические тесты, может быть назначено МРТ головного мозга. Невролог - специалист, с которого должно начинаться обследование и которым оно потом завершается.

Он подытоживает данные, полученные от психиатра и психотерапевта, анализирует их заключения и рекомендации, назначает:



О наличии невроза как такового можно судить в случаях, если:

  • у ребенка не выявлено патологий головного мозга и проводимости импульсов;
  • у ребенка не выявлено психических заболеваний;
  • у ребенка нет и не было в недавнем прошлом черепно-мозговых травм;
  • малыш соматически здоров;
  • невротические проявления повторяются на протяжении от полугода и более.


Лечение

Лечение невроза всегда начинается не с приема таблеток, а с коррекции отношений в семье, где живет и воспитывается малыш. В этом помогают психологи и психотерапевты. Родителям следует изменить свое отношение к чаду, устранить или исправить свои педагогические ошибки, постараться оградить ребенка от сильных стрессов, пугающих и травмирующих ситуаций. Очень полезна совместная деятельность - чтение, творчество, прогулки, занятия спортом, а также последующее детальное обсуждение всего, что было проделано, увидено или прочитано вместе.

Если ребенок научится формулировать свои чувства и эмоции в конкретной ситуации, ему будет легче избавиться от травмирующих воспоминаний.


Брак, который трещит по швам не обязательно сохранять ради ребенка, у которого по этому поводу развился невроз. Родители должны хорошо взвесить, как будет лучше - без одного из родителей, который скандалит, пьет, применяет насилие или с ним.

Однако следует помнить, что один родитель, который спокоен, уверен в себе, который любит и ценит малыша, лучше для ребенка, чем два издерганных и страдающих родителя.

Очень многое в лечении невроза ложится на плечи семьи. Без ее участия доктор ничего не сможет сделать, а таблетки и уколы не принесут никакого результата. Поэтому медикаментозное лечение не считается основным видом терапии при неврозах. Родителям же в их нелегкой задаче готовы помогать и невролог, и психолог, и психотерапевт, у которых есть интересные методы оказания помощи детям-невротикам.


Виды терапии

В арсенале психотерапевта и детского психолога есть такие методы коррекции состояния малыша, как:

  • лечение творчеством (специалист лепит, рисует и вырезает вместе с малышом, одновременно беседуя с ним и помогая разобраться в сложном внутреннем конфликте);
  • пет-терапия (лечение посредством общения и взаимодействия с домашними животными);
  • игровая психотерапия (занятия по специальным методикам, в ходе которых специалист будет внимательно наблюдать и оценивать поведенческие и психологические реакции ребенка на стресс, неудачи, азарт и т. д.);
  • сказкотерапия (понятный для детского понимания и занимательный способ психокоррекции, позволяющий ребенку принять модели правильно поведения, расставить приоритеты, определиться с личными ценностями);
  • аутотренинг (метод расслабления на физическом и психическом уровнях, отлично подходящий для подростков и детей старшего школьного возраста);
  • гипнотерапия (метод коррекции психики и поведения путем создания новых установок во время погружения в транс. Подходит только старшим детям и подросткам);
  • групповые занятия у психотерапевта (позволяют скорректировать неврозы, связанные с трудностями в общении, в адаптации к новым условиям).





Хороший результат приносят занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Ведь главный вид терапии при неврозе, равных которому по эффективности нет, – любовь, доверие, взаимопонимание между ребенком и членами его семьи.


Медикаменты

Медикаменты для лечения простых и неосложненных видов невроза обычно не требуются. Доктор может порекомендовать растительные препараты, обладающие успокаивающим действием: «Персен », аптечный сбор пустырника. Ребенку в качестве вспомогательных средств можно давать чай с мелиссой, мятой, пустырником , делать ванны с отварами этих трав.

В некоторых случаях доктор назначает ноотропные препараты «

Список препаратов, которые могут быть назначены при нервных тиках, значительно обширнее. Он может включать в себя нейролептики и психотропные препараты. Обязательное условие для назначения таких мощных и серьезных препаратов - тики должны быть вторичными, то есть связанными с нарушениями деятельности головного мозга и центральной нервной системы.

В зависимости от характера тиков и других особенностей поведения (агрессивности, истеричности или апатии) могут быть назначены «Галоперидол», «Левомепромазин», «Фенибут », «Тазепам», «Сонапакс » . При сильных судорожных тиках доктор может посоветовать ботокс и препараты ботулотоксина. Они позволяют «выключить» конкретную мышцу из патологической цепочки нервных импульсов на время, за которое эта связь может перестать быть рефлекторной. Любое лекарство при серьезных невротических расстройствах должно быть назначено и одобрено врачом, самолечение неуместно.

Большинству детей-невротиков помогают препараты, которые способствуют налаживанию нормального крепкого сна. Уже через несколько недель ребенок становится более спокойным, адекватным, доброжелательным. Врачи не советуют использовать сильные снотворные средства при детском неврозе. Достаточно будет легких препаратов или гомеопатических средств вроде капель «Баю-Бай», «Дормикинд », «Зайчонок».

Физиотерапия и массаж

Всем деткам с неврозами полезен массаж. Не обязательно обращаться к дорогостоящим услугам специалистов, ведь лечебный массаж при таких нарушениях не показан. Достаточно будет расслабляющего массажа, который любая мама может сделать самостоятельно в домашних условиях. Главное условие - не делать тонизирующих приемов, которые имеют обратное действие - возбуждающее и бодрящее. Массаж должен быть именно расслабляющим. При проведении такого воздействия нужно избегать надавливаний, пощипываний, глубокого разминания.

Расслабляющего эффекта удается достичь при нежных поглаживаниях, круговых движениях руками без усилий, легких растираниях кожи.


При наличии нервных тиков первичного характера можно добавить дополнительные массажные приемы для места, затронутого непроизвольным сокращением мышц. Массаж лица, кистей рук, плечевого пояса также должен быть расслабляющим, неагрессивным, размеренным. Достаточно делать массаж один раз в день, вечером, перед купанием. Для малышей важно, чтобы массаж доставлял им удовольствие, поэтому проводить его желательно в игровой форме.

При тиках вторичных требуется профессиональный лечебный массаж. Лучше обратиться к хорошему специалисту, который за несколько сеансов обучит маму или папу всем необходимым приемам, чтобы затем они могли проводить курсовое лечение ребенка самостоятельно. Среди физиотерапевтических методов довольно часто и вполне успешно практикуется иглоукалывание. Возрастных ограничений у метода нет, правда, при условии, что ребенок соматически здоров.

Не стоит недооценивать и эффект от лечебной физкультуры. Дети в 2-3 года вполне уже могут посещать такие занятия вместе с родителями. Специалист при составлении плана занятий для конкретного малыша, учтет все моторные проявления невроза, обучит специальным упражнениям, которые позволят расслаблять и напрягать нужные группы мышц, чтобы избавить ребенка от проявления тиков.


Ребенку с неврозом и тиками пойдет на пользу плавание. В воде у ребенка расслабляются все группы мышц, а физическая нагрузка на них при движении является равномерной. Не обязательно записывать чадо в секцию профессионального спорта, достаточно раз в неделю посещать бассейн, а малышам - устраивать заплывы в большой домашней ванне.

О том, какое лечение для данного вида расстройств рекомендует доктор Комаровский , смотрите в следующем видео.

Профилактика

Избежать развития неврозов у ребенка помогут меры, которые максимально подготовят психику ребенка к возможным стрессовым ситуациям:

  • Адекватное воспитание. Ребенок не должен расти в тепличных условиях, чтобы не вырасти слабовольным и неуверенным в себе неврастеником. Однако и чрезмерная строгость и даже родительская жестокость тоже способны изуродовать личность малыша до неузнаваемости. Не стоит прибегать к шантажу, манипуляциям, физическому наказанию. Лучшая тактика - сотрудничество и постоянный диалог с ребенком с самого раннего возраста.
  • Семейное благополучие. Не так важно, в полной или неполной семье растет малыш. Большее значение имеет микроклимат, который царит дома. Скандалы, пьянство, тирания и деспотизм, физическое и моральное насилие, ругань, крики - все это дает благодатную почву для развития не только неврозов, но и более сложных психических проблем.


  • Режим дня и питание. Сторонники свободного режима более часто сталкиваются с невротическими нарушениями у своих детей, чем родители, которые с самого рождения приучили ребенка соблюдать определенный распорядок дня. Особенно важен режим для детей младшего школьного возраста, которые и без того находятся в состоянии сильного стресса - начало учебы в школе требует от них выдержки и терпения. Питание детей должно быть сбалансированным, богатым витаминами и всеми необходимыми микроэлементами. Фастфуд должен быть нещадно ограничен.


  • Своевременная психологическая помощь. Совсем оградить ребенка от стрессов и негативных воздействий на психику не получится, как бы ни старались родители. Однако они должны быть достаточно чуткими, чтобы заметить малейшие изменения в поведении и настроении своего ребенка, чтобы своевременно отреагировать и помочь малышу разобраться в произошедшем. Если собственных сил и знаний для этого не хватает, следует обратиться к психологу. Такие специалисты сегодня есть в каждом детском саду, в каждой школе, и их задача - помочь ребенку, независимо от его возраста, преодолеть трудную ситуацию, найти правильное решение, сделать адекватный и осознанный выбор.
  • Гармоничное развитие. Ребенок должен развиваться в нескольких направлениях, чтобы стать целостной личностью. У деток, родители которых требуют от них только спортивных рекордов или отличной учебы в школе, шансы стать невротиками, выше. Хорошо, если ребенок сочетает спорт с чтением книг, с занятиями музыкой. При этом родители не должны завышать своих требований и изводить чадо своими завышенными ожиданиями. Тогда неудачи будут восприниматься как временное испытание, а переживания ребенка по этому поводу не пересилят компенсаторные способности его психики.

Нервный тик – разновидность гиперкинезов (насильственных движений ), представляющая собой кратковременное, стереотипное, нормально скоординированное, но неуместно совершаемое движение определенной группы мышц, возникающее внезапно и повторяющееся многократно. Нервный тик характеризуется как непреодолимое желание совершить определенное действие, и хотя ребенок осознает само наличие тика, препятствовать его появлениям он не в силах.

По данным последних исследований, до 25% детей младшего школьного возраста страдают от нервного тика, причем мальчики болеют в три раза чаще девочек. Часто данное заболевание не наносит серьезного вреда здоровью ребенка и с возрастом проходит бесследно, поэтому лишь 20% детей с нервным тиком обращаются за специализированной медицинской помощью. Однако в некоторых случаях нервный тик может иметь весьма выраженные проявления, наносить серьезный вред физическому и психоэмоциональному состоянию ребенка и проявляться в старшем возрасте. В таких случаях необходима помощь врача-специалиста.

Нервный тик может быть моторным или вокальным (голосовым ).

Моторными тиками являются:

  • моргание глазом/глазами;
  • нахмуривание лба;
  • гримасничанье;
  • сморщивание носа;
  • покусывание губы;
  • подергивание головой, рукой или ногой.
Вокальными тиками являются:
  • сопение носом;
  • покашливание;
  • фырканье;
  • шипение.
Интересные факты
  • Нервный тик, в отличие от других видов навязчивых движений, либо не осознается ребенком, либо осознается как физиологическая потребность.
  • При появлении тиков сам ребенок длительное время может их не замечать, не испытывая при этом никакого дискомфорта, а поводом обращения к врачу становится беспокойство родителей.
  • Нервный тик может подавляться усилием воли ребенка в течение непродолжительного времени (несколько минут ). При этом нарастает нервное напряжение и в скором времени нервный тик возобновляется с большей силой, могут появляться новые тики.
  • Нервный тик может вовлекать сразу несколько групп мышц, что придает ему вид целенаправленного, скоординированного движения.
  • Нервный тик проявляется только в состоянии бодрствования. Во сне ребенок не проявляет никаких признаков заболевания.
  • Нервными тиками страдали такие знаменитые личности как Моцарт и Наполеон.

Иннервация мышц лица

Для понимания механизма возникновения нервного тика нужны определенные знания из области анатомии и физиологии. В данном разделе будет описана физиология скелетных мышц, так как именно их сокращение происходит при нервном тике, а также анатомические особенности иннервации мышц лица (наиболее часто нервный тик у детей затрагивает мимические мышцы ).

Пирамидная и экстрапирамидная системы

Все произвольные движения человека контролируются определенными нервными клетками (нейронами ), расположенными в двигательной зоне коры головного мозга – в прецентральной извилине. Совокупность этих нейронов получила название пирамидной системы.

Помимо прецентральной извилины различают двигательные зоны в других участках головного мозга – в коре лобной доли, в подкорковых образованиях. Нейроны данных зон ответственны за координацию движений, стереотипные движения, поддержание мышечного тонуса и называются экстрапирамидной системой.

Каждое произвольное движение включает сокращение одних групп мышц и одновременное расслабление других. Однако человек не задумывается о том, какие мышцы нужно сократить, а какие расслабить, чтобы совершить определенное движение – это происходит автоматически, благодаря деятельности экстрапирамидной системы.

Пирамидная и экстрапирамидная системы неразрывно связаны между собой и с другими зонами головного мозга. Исследованиями последних лет установлено, что возникновение нервных тиков связано с повышенной активностью экстрапирамидной системы.

Нервы, иннервирующие мышцы лица

Сокращению скелетной мышцы предшествует образование нервного импульса в двигательных нейронах прецентральной извилины. Образовавшийся импульс проводится по нервным волокнам к каждой мышце человеческого тела, вызывая ее сокращение.

К каждой мышце идут двигательные нервные волокна от определенных нервов. Мышцы лица получают двигательную иннервацию преимущественно от лицевого нерва (n. Facialis ) а также, частично, от тройничного нерва (n. Trigeminus ), который иннервирует височную и жевательные мышцы.

В зону иннервации лицевого нерва входят:

  • мышцы лба;
  • круговая мышца глазницы;
  • щечные мышцы;
  • мышцы носа;
  • мышцы губ;
  • круговая мышца рта;
  • скуловые мышцы;
  • подкожная мышца шеи;

Синапс

В зоне контакта нервного волокна с мышечной клеткой образуется синапс – особый комплекс, обеспечивающий передачу нервного импульса между двумя живыми клетками.

Передача нервного импульса происходит посредством определенных химических веществ – медиаторов. Медиатором, регулирующим передачу нервного импульса к скелетным мышцам, является ацетилхолин. Выделяясь из окончания нервной клетки, ацетилхолин взаимодействует с определенными участками (рецепторами ) на мышечной клетке, обуславливая передачу нервного импульса к мышце.

Структура мышцы

Скелетная мышца представляет собой совокупность мышечных волокон. Каждое мышечное волокно состоит из длинных мышечных клеток (миоцитов ) и содержит множество миофибрилл – тонких нитевидных образований, проходящих параллельно вдоль всей длины мышечного волокна.

Помимо миофибрилл в мышечных клетках имеются митохондрии, являющиеся источником АТФ (аденозинтрифосфата ) – энергии, необходимой для мышечного сокращения, саркоплазматическая сеть, представляющая собой комплекс цистерн, расположенных в непосредственной близости от миофибрилл, и депонирующий кальций, необходимый для мышечного сокращения. Важным внутриклеточным элементом является магний, способствующий высвобождению энергии АТФ и участвующий в процессе мышечного сокращения.

Непосредственно сократительным аппаратом мышечных волокон является саркомер – комплекс, состоящий из сократительных белков – актина и миозина. Данные белки имеют форму нитей, расположенных параллельно друг другу. На белке миозине имеются своеобразные отростки, называемые миозиновыми мостиками. В покое прямого контакта между миозином и актином не происходит.

Сокращение мышцы

При поступлении нервного импульса к мышечной клетке происходит быстрое высвобождение кальция из места его депонирования. Кальций, наряду с магнием, связывается с определенными регуляторными зонами на поверхности актина и делает возможным контакт между актином и миозином посредством миозиновых мостиков. Миозиновые мостики присоединяются к актиновым нитям под углом примерно 90° и затем изменяют свое положение на 45°, вызывая тем самым взаимное сближение актиновых нитей и мышечное сокращение.

После прекращения поступления нервных импульсов к мышечной клетке кальций из клетки быстро переносится обратно в саркоплазматические цистерны. Уменьшение внутриклеточной концентрации кальция приводит к отсоединению миозиновых мостиков от нитей актина и возвращению их в первоначальное положение – мышца расслабляется.

Причины нервного тика

В зависимости от первоначального состояния нервной системы ребенка различают:
  • первичные нервные тики;
  • вторичные нервные тики.

Первичные нервные тики

Первичным (идиопатическим ) принято называть нервный тик, который является единственным проявлением расстройства нервной системы .

Чаще всего первые проявления нервных тиков наступают у детей в возрасте от 7 до 12 лет, то есть в период психомоторного развития, когда нервная система ребенка наиболее уязвима к всевозможным психологическим и эмоциональным перегрузкам. Появление тиков в возрасте до 5 лет говорит о том, что тик является следствием какого-либо другого заболевания.

Причинами первичных нервных тиков являются:

  • Психоэмоциональное потрясение. Наиболее частая причина нервных тиков у детей. Возникновение тика может спровоцировать как острая психоэмоциональная травма (испуг, ссора с родителями ), так и длительная неблагоприятная психологическая обстановка в семье (недостаток внимания к ребенку, чрезмерная требовательность и строгость в воспитании ).
  • Тик первого сентября. Примерно у 10% детей нервный тик дебютирует в первые дни посещения школы. Это связано с новой обстановкой, новыми знакомствами, определенными правилами и ограничениями, что является сильным эмоциональным потрясением для ребенка.
  • Нарушение питания. Недостаток в организме кальция и магния, участвующих в мышечном сокращении, может вызвать судорожную активность мышц, в том числе и тики.
  • Злоупотребление психостимуляторами. Чай, кофе, всевозможные энергетические напитки активируют центральную нервную систему, заставляя ее работать «на износ». При частом употреблении таких напитков происходит процесс нервного истощения, что проявляется повышенной раздражительностью, эмоциональной нестабильностью и, как следствие, нервными тиками.
  • Переутомление. Хроническое недосыпание, длительное пребывание за компьютером, чтение книг при плохом освещении ведут к повышению активности различных зон головного мозга с вовлечением экстрапирамидных систем и развитием нервных тиков.
  • Наследственная предрасположенность. Последние исследования указывают на то, что нервный тик передается по аутосомно-доминантному типу наследования (если у одного из родителей есть дефектный ген, то у него будет проявляться данное заболевание, а вероятность наследования его ребенком составляет 50% ). Наличие генетической предрасположенности не обязательно приведет к развитию заболевания, но шанс возникновения нервного тика у таких детей больше, чем у детей без генетической предрасположенности.
По степени выраженности первичный нервный тик может быть:
  • Локальным – вовлекается одна мышца/группа мышц, и данный тик доминирует на протяжении всего периода заболевания.
  • Множественным – проявляется в нескольких группах мышц одновременно.
  • Генерализованным (Синдром Туретта ) – наследственное заболевание, характеризующееся генерализованными моторными тиками различных групп мышц в сочетании с вокальными тиками.
По длительности первичный нервный тик бывает:
  • Транзиторным – длительностью от 2 недель до 1 года, после чего проходит бесследно. Через определенное время тик может возобновиться. Транзиторные тики могут быть локальными или множественными, моторными и вокальными.
  • Хроническим – длительностью более 1 года. Может быть как локальным, так и множественным. В течение болезни могут исчезать тики в одних группах мышц и появляться в других, однако полной ремиссии не наступает.

Вторичные нервные тики

Вторичные тики развиваются на фоне предшествующих заболеваний нервной системы. Клинические проявления первичных и вторичных нервных тиков схожи.

Факторами, способствующими возникновению нервных тиков, являются:

  • врожденные заболевания нервной системы;
  • черепно-мозговая травма, в том числе и врожденная;
  • энцефалит – инфекционно-воспалительное заболевание головного мозга;
  • генерализованные инфекции – вирус герпеса , цитомегаловирус , стрептококк ;
  • интоксикация угарным газом, опиатами;
  • опухоли головного мозга;
  • некоторые медикаменты – антипсихотические препараты, антидепрессанты , противосудорожные, стимуляторы центральной нервной системы (кофеин );
  • невралгия тройничного нерва – гиперчувствительность кожи лица, проявляющаяся болью при любых прикосновениях к лицевой области;
  • наследственные заболевания – хорея Гентингтона, торсионная дистония.

Изменения в организме ребенка при нервном тике

При нервном тике происходят изменения функции всех структур организма, участвующих в мышечном сокращении.

Головной мозг
Под влиянием перечисленных выше факторов повышается активность экстрапирамидной системы головного мозга, что приводит к избыточному образованию нервных импульсов.

Нервные волокна
Избыточные нервные импульсы проводятся по двигательным нервам к скелетным мышцам. В зоне контакта нервных волокон с мышечными клетками, в области синапсов, происходит избыточное выделение медиатора ацетилхолина, что вызывает сокращения иннервируемых мышц.

Мышечные волокна
Как было сказано ранее, сокращение мышц требует наличия кальция и энергии. При нервном тике частые сокращения определенных мышц повторяются в течение нескольких часов или на протяжении всего дня. Энергия (АТФ ), используемая мышцей в процессе сокращения, расходуется в больших количествах, а ее запасы не всегда успевают восстанавливаться. Это может привести к мышечной слабости и болям в мышцах.

При недостатке кальция определенное количество миозиновых мостиков не может соединиться с нитями актина, что обуславливает мышечную слабость и может вызвать мышечный спазм (длительное, непроизвольное, часто болезненное сокращение мышцы ).

Психоэмоциональное состояние ребенка
Постоянные нервные тики, проявляющиеся подмигиванием, гримасничаньем, сопением и другими способами, привлекают к ребенку внимание окружающих. Естественно, это накладывает серьезный отпечаток на эмоциональное состояние ребенка – он начинает чувствовать свой дефект (хотя до этого, возможно, не придавал ему никакого значения ).

Некоторые дети, находясь в общественных местах, например, в школе, пытаются подавить проявление нервного тика усилием воли. Это, как упоминалось ранее, приводит к еще большему росту психоэмоционального напряжения, и в результате нервный тик становятся более выраженными, могут появляться новые тики.

Интересное занятие создает в мозге ребенка зону активности, которая заглушает патологические импульсы, исходящие из экстрапирамидной зоны, и нервный тик исчезает.

Данный эффект является временным, и после прекращения «отвлекающего» занятия нервный тик возобновится.

Быстрое устранение нервного тика век

  • Умеренно надавливать пальцем в области надбровной дуги (место выхода из полости черепа нерва, иннервирующего кожу верхнего века ) и удерживать в течение 10 секунд.
  • С такой же силой надавить в области внутреннего и наружного углов глаза, удерживая в течение 10 секунд.
  • Сильно зажмурить оба глаза на 3 – 5 секунд. При этом нужно максимально напрячь веки. Повторить 3 раза с интервалом в 1 минуту.
Выполнение данных приемов может снизить выраженность нервного тика, однако эффект этот временный – от нескольких минут до нескольких часов, после чего нервный тик возобновится.

Компресс из листьев герани

Измельчить 7 – 10 зеленых листьев герани и приложить к пораженной тиком области. Накрыть прокладкой из нескольких слоев марли и обернуть теплым шарфом или платком. Через час убрать повязку и промыть кожу в области приложения компресса теплой водой.

Лечение нервного тика

Примерно 10 - 15% первичных нервных тиков, будучи слабовыраженными, не оказывают серьезного влияния на здоровье и психоэмоциональное состояние ребенка и проходят самостоятельно через некоторое время (недели – месяцы ). Если нервный тик сильно выражен, доставляет неудобства ребенку и негативно влияет на его психоэмоциональное состояние, необходимо как можно раньше начать лечение, чтобы предотвратить прогрессирование заболевания.


В лечении нервного тика у детей различают:

Немедикаментозные методы лечения

Являются приоритетными методами лечения при первичных нервных тиках, а также при вторичных нервных тиках в составе комплексной терапии. Немедикаментозное лечение включает комплекс мероприятий, направленных на восстановление нормального состояния нервной системы, обмена веществ, нормализацию психоэмоционального и душевного состояния ребенка.

Основными направлениями немедикаментозного лечения нервного тика у детей являются:

  • индивидуальная психотерапия;
  • создание благоприятной обстановки в семье;
  • организация режима труда и отдыха;
  • полноценный сон;
  • полноценное питание;
  • исключение нервного перенапряжения.
Индивидуальная психотерапия
Это наиболее предпочтительный метод лечения первичных нервных тиков у детей, так как в большинстве случаев их возникновение связано со стрессом и измененным психоэмоциональным состоянием ребенка. Детский психиатр поможет ребенку разобраться в причинах повышенной возбудимости и нервозности, тем самым устраняя причину возникновения нервного тика, научит правильному отношению к нервному тику.

После курса психотерапии у детей отмечается значительное улучшение эмоционального фона, нормализация сна, уменьшение или исчезновение нервных тиков.

Создание благоприятной обстановки в семье
В первую очередь, родителям следует понять, что нервный тик – это не баловство, не капризы ребенка, а заболевание, требующее соответствующего лечения. Если у ребенка появился нервный тик, не следует ругать его, требовать, чтобы он контролировал себя, говорить, что над ним будут смеяться в школе и так далее. Ребенок не в силах самостоятельно справиться с нервным тиком, а неправильное отношение родителей только усиливает его внутреннее психоэмоциональное напряжение и усугубляет течение заболевания.

Как должны вести себя родители, если у ребенка появился нервный тик?

  • не заострять внимание на нервном тике ребенка;
  • относиться к ребенку как к здоровому, нормальному человеку;
  • по возможности оградить ребенка от всякого рода стрессовых ситуаций;
  • поддерживать в семье спокойную, уютную обстановку;
  • постараться выяснить, какие проблемы есть или были у ребенка в недавнем времени и помочь в их решении;
  • при необходимости своевременно обратиться к детскому невропатологу.

Организация режим труда и отдыха
Неправильное распределение времени приводит к переутомлению, стрессу и нервному истощению ребенка. При нервном тике крайне важно исключить эти факторы, для чего рекомендуется соблюдать определенные правила относительно работы и отдыха.

Подъем 7.00
Утренняя гимнастика, туалет 7.00 – 7.30
Завтрак 7.30 – 7.50
Дорога в школу 7.50 – 8.30
Учеба в школе 8.30 – 13.00
Прогулка после школы 13.00 – 13.30
Обед 13.30 – 14.00
Послеобеденный отдых/сон 14.00 – 15.30
Прогулки на свежем воздухе 15.30 – 16.00
Полдник 16.00 – 16.15
Учеба, чтение книг 16.15 – 17.30
Игры на свежем воздухе, работа по дому 17.30 – 19.00
Ужин 19.00 – 19.30
Отдых 19.30 – 20.30
Подготовка ко сну 20.30 – 21.00
Сон 21.00 – 7.00

Полноценный сон
Во сне происходит восстановление нервной, иммунной, и других систем организма. Нарушение структуры сна и хроническое недосыпание приводит к росту нервного напряжения, ухудшению эмоционального состояния, повышенной раздражительности, что может проявляться нервными тиками.
Полноценное питание
Ребенок должен соблюдать время основных приемов пищи, питание должно быть регулярным, полноценным и сбалансированным, то есть содержать все необходимые для роста и развития ребенка вещества – белки , жиры , углеводы , различные витамины , минералы и микроэлементы.

Особое внимание следует уделить продуктам, содержащим кальций, так как недостаток этого элемента уменьшает порог возбуждения мышечных клеток и способствует проявлению нервных тиков.

В зависимости от возраста потребность в кальции у детей следующая:

  • от 4 до 8 лет – 1000 мг (1 грамм ) кальция в сутки;
  • от 9 до 18 лет – 1300 мг (1,3 грамма ) кальция в сутки.
Наименование продукта Содержание кальция в 100 г продукта
Плавленый сыр 300 мг
Капуста белая 210 мг
Молоко коровье 110 мг
Черный хлеб 100 мг
Творог 95 мг
Сметана 80 – 90 мг
Сухофрукты 80 мг
Черный шоколад 60 мг
Белый хлеб 20 мг

Исключить нервное перенапряжение
Занятия, требующие предельной концентрации внимания ребенка, приводят к быстрой утомляемости, плохому сну и росту нервного напряжения. В результате проявления нервного тика усиливаются, могут появляться новые тики.

При нервном тике у ребенка следует исключить или ограничить:

  • компьютерные и видеоигры, особенно перед сном;
  • длительный просмотр телевизора, более 1 – 1,5 часов в сутки;
  • чтение книг в неподходящих условиях – в транспорте, при плохом освещении, лежа;
  • прослушивание громкой музыки, особенно за 2 часа перед сном;
  • тонизирующие напитки – чай, кофе, особенно после 18.00.

Медикаментозное лечение нервного тика

Медикаментозное лечение используется для лечения первичных и вторичных нервных тиков. Для медикаментозного лечения нервного тика у детей применяются успокоительные и антипсихотические препараты, а также средства, улучшающие кровоснабжение и обменные процессы мозга. Следует начинать с наиболее «легких» препаратов и с минимальной терапевтической дозы.

Медикаменты, назначаемые детям при нервном тике

Название медикамента Механизм действия Способы применения и дозировка у детей
Ново-Пассит Комбинированный успокоительный препарат растительного происхождения. Снижает психоэмоциональное напряжение, облегчает процесс засыпания. Рекомендуется примерять для нормализации психоэмоционального состояния по 1 чайной ложке 2 - 3 раза в день.
Тиоридазин (Сонапакс) Антипсихотический препарат.
  • устраняет чувство тревожности и страха;
  • снимает психоэмоциональное напряжение.
Применяется внутрь, после еды.
  • от 3 до 7 лет – 10 мг утром и вечером;
  • от 7 до 16 лет – 10 мг три раза в день, каждые 8 часов;
  • от 16 до 18 лет – 2 таблетки по 20 мг три раза в день, каждые 8 часов.
Циннаризин Препарат, улучшающий мозговое кровообращение. Снижает поступление кальция в мышечные клетки сосудов. Расширяет мозговые сосуды, увеличивая приток крови к головному мозгу. Принимать 2 раза в день, утром и вечером, по 12,5 мг через 30 минут после еды. Лечение длительное – от нескольких недель до нескольких месяцев.
Фенибут Ноотропный препарат, действующий на уровне головного мозга.
  • нормализует мозговой метаболизм;
  • улучшает кровоснабжение мозга;
  • увеличивают устойчивость мозга перед различными повреждающими факторами;
  • устраняет чувство тревоги и беспокойства;
  • нормализует сон.
Независимо от приема пищи.
  • до 7 лет – 100 мг 3 раза в сутки;
  • от 8 до 14 лет – 200 – 250 мг 3 раза в сутки;
  • старше 15 лет – 250 – 300 мг 3 раза в сутки.
Диазепам (Седуксен, Сибазон, Реланиум) Препарат из группы транквилизаторов.
  • снимает эмоциональную напряженность, чувство тревожности и страха;
  • оказывает успокаивающий эффект;
  • снижает двигательную активность;
  • ускоряет процесс засыпания;
  • увеличивает продолжительность и глубину сна;
  • расслабляет мышцы посредством действия на головной и спиной мозг.
При выраженных проявлениях нервных тиков, независимо от приема пищи.
  • от 1 до 3 лет – 1 мг утром и вечером;
  • от 3 до 7 лет – 2 мг утром и вечером;
  • старше 7 лет – 2,5 – 3 мг утром и вечером.
Курс лечения – не более 2 месяцев.
Галоперидол Сильнодействующий антипсихотический препарат.
  • в большей степени, чем сонапакс устраняет чувство тревоги и снимает психоэмоциональное напряжение;
  • сильнее, чем диазепам подавляет избыточную двигательную активность.
Применяется в тяжелых случаях нервных тиков, при неэффективности других препаратов.
Дозу устанавливает врач-невропатолог, основываясь на диагнозе и общем состоянии ребенка.
Кальция Глюконат Препарат кальция, восполняющий недостаток данного микроэлемента в организме. Нормализует процессы мышечного сокращения и расслабления. Принимать перед едой. Перед употреблением измельчить. Запивать стаканом молока.
  • от 5 до 7 лет – 1 г 3 раза в сутки;
  • от 8 до 10 лет – 1,5 г 3 раза в сутки;
  • от 11 до 15 лет – 2,5 г 3 раза в сутки;
  • старше 15 лет – 2,5 – 3 г три раза в стуки.

Народные методы лечения нервного тика

Доказано, что применение успокоительных сборов, отваров и настоев оказывает благоприятное влияние на нервную систему ребенка и уменьшает проявления нервного тика.

Успокоительные средства, применяемые при нервном тике у детей

Название средства Способ приготовления Правила применения
Настой пустырника
  • 2 столовые ложки измельченной сухой травы растения залить стаканом кипятка (200 мл );
  • охладить в течение двух часов при комнатной температуре;
  • процедить через марлю несколько раз;
  • полученный настой хранить в защищенном от солнца месте при комнатной температуре.
Принимать 3 раза в день, за 30 минут до приема пищи.
  • от 7 до 14 лет - по 1 чайной ложке;
  • старше 14 лет – по 1 десертной ложке.
Длительность применения не более 1 месяца.
Настой корня валерианы
  • 1 столовую ложку измельченного корня растения залить стаканом горячей кипяченой воды;
  • в течение 15 минут нагревать на кипящей водяной бане;
  • охладить при комнатной температуре и процедить несколько раз через марлю;
  • хранить при температуре не выше 20ºС в защищенном от солнца месте.
Давать детям по 1 чайной ложке полученного настоя 4 раза в день через 30 минут после еды и перед сном.
Не рекомендуется принимать настой более полутора месяцев.
Настой цветков аптечной ромашки
  • 1 столовую ложку сухих цветков поместить в термос и залить 1 стаканом (200 мл ) кипятка;
  • настоять течение 3 часов, тщательно процедить;
  • хранить при температуре не выше 20ºС.
Детям рекомендуется принимать по четверти стакана отвара (50 мл ) три раза в день, через 30 минут после еды.
Настой плодов боярышника
  • 1 столовую ложку высушенных и измельченных плодов растения залить стаканом кипятка;
  • настоять в течение 2 часов;
  • тщательно процедить через марлю.
Детям старше 7 лет принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день, за 30 минут до еды.
Рекомендуемая длительность применения – не более 1 месяца.

Другие методы лечения нервного тика у детей

В лечении нервных тиков у детей успешно применяются:
  • расслабляющий массаж;
  • электросон.
Расслабляющий массаж
Правильно выполненный массаж снижает возбуждение нервной системы, уменьшает психоэмоциональное напряжение, улучшает кровообращение головного мозга и мышц, восстанавливает душевный комфорт, что может уменьшить выраженность тиков. При нервном тике рекомендуется расслабляющий массаж спины, головы, лица, ног. Точечный массаж области тика не рекомендуется, так как это создает дополнительное раздражение и может привести к более выраженным проявлениям заболевания.

Электросон
Это метод физиотерапии, при котором используются слабые низкочастотные электрические импульсы. Они проникают в полость черепа через глазницы и воздействуют на ЦНС (центральную нервную систему ), усиливая процессы торможения в головном мозге и вызывая наступление сна.

Эффекты электросна:

  • нормализация эмоционального состояния;
  • успокаивающее действие;
  • улучшение кровоснабжения и питания мозга;
  • нормализация обмена белков, жиров и углеводов.
Процедура электросна проводится в специальном помещении поликлиники или стационара, оборудованном удобной кушеткой с подушкой и одеялом. Помещение должно быть изолированно от уличного шума и солнечного света.

Ребенок должен снять верхнюю одежду и лечь на кушетку. На глаза ребенка одевается специальная маска, через которую подается электрический ток. Частота тока обычно не превышает 120 герц, сила тока равна 1 – 2 миллиампера.

Процедура длится от 60 до 90 минут – в это время ребенок находится в состоянии дремоты или сна. Для достижения лечебного эффекта обычно назначается 10 – 12 сеансов электросна.

Профилактика повторений нервного тика

Современные условия жизни в больших городах неизбежно приводят к повышению нервного напряжения и возникновению стрессов. Дети, ввиду функциональной незрелости нервной системы, особо чувствительны к перенапряжению. Если у ребенка имеется предрасположенность к нервным тикам, то очень велика вероятность их появления в раннем возрасте. Однако сегодня нервный тик – заболевание излечимое, и при соблюдении определенных правил и ограничений можно не вспоминать о данном недуге в течение долгих лет.

Что нужно делать, чтобы избежать повторения нервного тика?

  • поддерживать нормальную психоэмоциональную обстановку в семье;
  • обеспечить полноценное питание и сон;
  • обучать ребенка правильному поведению при стрессах;
  • заниматься йогой , медитацией;
  • регулярно заниматься спортом (плаванием, легкой атлетикой );
  • проводить на свежем воздухе не менее 1 часа каждый день;
  • проветривать комнату ребенка перед сном.

Что может спровоцировать повторение нервного тика?

  • стресс;
  • переутомление;
  • хроническое недосыпание;
  • напряженная психоэмоциональная обстановка в семье;
  • недостаток кальция в организме;
  • злоупотребление тонизирующими напитками;
  • длительный просмотр телевизора;
  • проведение большого количества времени за компьютером;
  • длительные видеоигры.

Тики - непроизвольное кратковременное повторное неритмичное отрывистое движение в отдельной мышце или группе мышц. Простые тики у детей встречаются с частотой 1-13%, преобладая у мальчиков. Тики впервые появляются у ребенка в 5-10 лет, 99% случаев дебютируют до 15 лет. Внешне тики похожи на естественные, но неуместные жесты. Все разновидности тиков усиливаются при возбуждении, волнении, гневе, страхе.

Причины тиков у детей

Психологические причины.

  • Стресс: тики являются следствием внешних стрессовых факторов (дополнительные учебные занятия, конфликт в семье, разлука с одним из родителей и т.п). Продолжительные просмотры телепередач или работа на компьютере также могут быть причинами тиков у детей.
  • Тики: нормальный этап развития гиперактивных детей.
  • Триггеры (механизмы запуска): начальный этап развития поведенческих нарушений.

Биологические причины:

  • наследственность,
  • перинатальные повреждения: гипоксически-ишемические, возникающие вследствие недостатка поступления кислорода в организм плода, повреждением головки плода в момент родов и др.
  • аутоиммунные заболевания
  • травмы головного мозга
  • инфекционные заболевания, характеризующиеся преимущественной локализацией возбудителя инфекции в центральной нервной системе (нейроинфекции).

Решающая роль в этиологии заболевания отводится подкорковым ядрам - хвостатому ядру, бледному шару, субталамическому ядру, черной субстанции. Подкорковые структуры тесно взаимодействуют с ретикулярной формацией, таламусом, лимбической системой, полушариями мозжечка и корой лобного отдела доминантного полушария. Деятельность подкорковых структур и лобных долей регулируется нейромедиатором дофамином. Недостаточность работы дофаминергической системы приводит к нарушениям внимания, недостаточности саморегуляции и поведенческого торможения, снижению контроля двигательной активности и появлению избыточных, неконтролируемых движений.

Какие бывают тики?

Разделяют первичные и вторичные тики. Первичные тики являются единственным симптомом. Вторичные тики возникают на фоне другого заболевания. Первичные тики появляются у детей с наследственной предрасположенностью. Ребенок с тиками плохо переносит душные помещения и поездки в транспорте, быстро устает от зрелищ и занятий, беспокойно спит. Нередко появлению тиков предшествуют острые вирусные инфекции или другие заболевания. Например, ячмень, который все время ощущается и от этого ребенок часто моргает. Потом ячмень проходит, а моргание превращается в навязчивое, неконтролируемое действие; навязчивые покашливания или шмыгания носом пожет остаться после ЛОР-заболеваний.

Большое значение имеет психологический климат в семье. Постоянные замечания и окрики сдерживают свободную физиологическую активность ребенка, и она может замещаться навязчивыми действиями или тиками. Большое значение при возникновении тиков имеют отношения между ребенком и его матерью. Чрезмерная опека приводит к развитию у ребенка сниженной самооценки, неуверенности в себе, инфантильности, тревожности - такие особенности характера предрасполагают к возникновению тиков.

Тики у ребенка могут возникнуть из-за проблем в детском коллективе (детский сад, школа).

Вторичные тики появляются на фоне:

1) патологии психической сферы (астеноневротический синдром, синдром гиперактивности с дефицитом внимания, депрессия, шизофрения, обсессивно-компульсивное расстройство, умственная отсталость, ранний детский аутизм, церебрастенический синдром, специфичные фобии);

2) аномалий головного мозга и наследственно-дегенеративных заболеваний (дисплазия мозжечка, торсионная дистония, болезнь Галлервордена-Шпатца, хорея Гентингтона);

3) последствий нейроинфекций;

4) последствий черепно-мозговых травм.

Простые моторные тики - задействована одна группа мышц (моргание, подергивание крыльями носа и т.п) Единичные лицевые тики практически не мешают детям и в большинстве случаев ими не замечаются.

Сложные моторные тики вовлечены несколько групп мышц (подпрыгивания, наклоны головы, подъемы плеч). В периоды обострений таких тиков у школьников могут возникать проблемы при выполнении письменных заданий

Ритуальные моторные тики (ходьба по кругу или из стороны в сторону, наматыванье волос на палец)

Вокальные тики . Различают вокальные тики простые и сложные. Простые вокальные тики представляются преимущественно низкими звуками: покашливанием, «прочисткой горла», хмыканием, шумным дыханием, шмыганием носом. Реже встречаются такие высокие звуки, как «и», «а», «у-у», «уф», «аф», «ай», визг и свист. Сложные вокальные тики отмечаются у 6% больных синдромом Туретта и характеризуются произнесением отдельных слов, ругательствами (копролалией), повторением слов (эхолалией), быстрой неразборчивой речью (палилалией).

Генерализованный тик (синдром Туретта) . Проявляется сочетанием распространенных моторных и вокальных простых и сложных тиков.

Сенсорные тики - повторяющиеся ощущения давления, холода, тепла в одной и той же части тела.

Часто дети с тиками характеризуются нарушением внимания, задержкой развития моторики и самоконтроля, моторной неловкостью.

При письме дети могут повторять буквы и слоги (например, «домамашняя работа»), для ответа на вопрос учителя не поднимают руку, а выкрикивают с места (за что получают от учителя звание «выскочки»), плохо ориентируются в задании. Задачи решают необдуманно. Течение тиков отличается большой вариабельностью. Они могут персистировать от нескольких часов до многих лет. По тяжести клинической картины, обусловленной частотой и распространенностью тиков, выделяют среднюю и тяжелую степени. В течение дня может меняться частота тиков, а также их характер (например, от единичных моторных тиков утром до сложных и множественных к вечеру). Тики неодинаково отвечают на лечение: они могут легко поддаваться терапии или быть резистентными на протяжении многих лет. Моторные тики в сочетании с поведенческими нарушениями значительно усиливаются с ноября по февраль.

Диагностика тиков у детей

Если вы заметили тики у своего ребенка, надо обязательно показать его детскому неврологу. Во-первых, для того, чтобы убедиться, что ваш случай – всего лишь слабость нервной системы, а не симптом серьезного заболевания. Иногда полезна видеосъемка в домашних условиях, так как ребенок часто старается подавить или скрыть имеющиеся у него тики во время общения с врачом. Затем, возможно будет рекомендовано психологическое обследование для выявления эмоциональных и личностных особенностей ребенка (скрытая тревожность); для выявления сопутствующих нарушений внимания, памяти, двигательного программирования, контроля импульсивного поведения.

Для исключения эпилепсии врачом может быть назначена электроэнцефалография (ЭЭГ).

МР-исследование головного мозга проводится в случае тяжелых тиков, продолжающихся у ребенка более 2 лет, с целью поиска структурных дефектов.

Для исключения ревматизма (если тики возникли после ангины) проводится мазок из зева и носа, определяется антистрептолизин О в сыворотке крови.

Лечение тиков

Основным принципом терапии тиков у детей является комплексный и дифференцированный подход к лечению. Лечение должно быть индивидуальным и зависит от конкретной ситуации. Первым делом нужно установить, из-за чего тики возникли, и постараться исключить провоцирующие факторы. Говорить о тике в присутствии страдающего им ребенка не следует. Иначе, думая о своей проблеме, ребенок начнет еще больше подергиваться, покашливать т. д., хотя он этого сам и не хочет.

Создайте дома спокойную обстановку. Следите, чтобы ребенок обязательно высыпался. Ограничьте время просмотра телепередач и сидения за компьютером. Особенно берегите нервную систему ребенка после болезни.

Семейная психотерапия эффективна в случаях хронического стресса в семье.

Нередко выраженность тиков снижается при уменьшении требований к ребенку со стороны родителей, отсутствии фиксации внимания на его недостатках. Терапевтический эффект оказывают упорядочение режима, занятия спортом, особенно на свежем воздухе. В некоторых случаях на пользу пойдут занятия с психологом – для повышения самооценки ребенка и внущения ему уверенности в себя. При подозрении на индуцированные тики необходима помощь психотерапевта, поскольку подобные гиперкинезы снимаются внушением.

В легких случаях могут быть назначены: успокоительные чаи, на ночь попить теплое молоко с медом, хвойные ванны (они очень хорошо действуют на 5-6-летних детей), электрофорез с бромом, массаж воротниковой зоны. Все это расслабляет нервную систему.

При тиках полезна психотерапия или психокоррекция. Это: гипноз, для детей постарше – аутотренинг и специальные дыхательные упражнения для релаксации. Врач может назначить также витамины, препараты, улучшающие питание мозга, седативные (успокаивающие) средства.

Более серьезное медикаментозное лечение тиков следует начинать, когда возможности предыдущих методов уже исчерпаны. Основная группа препаратов, назначаемая при тиках, - нейролептики: галоперидол, пимозид, флуфеназин, тиаприд, рисперидон. Препарат и дозировку назначает врач. Не занимайтесь самолечением! Иногда у детей с тиками могут наблюдаться гиперактивность, неусидчивость, другие нарушения поведения, которые также требуют коррекции. Прогноз для детей, у которых тики появились в возрасте с 6 до 8 лет, благоприятный. Раннее начало тиков (4-6 лет) характерно для хронического течения вплоть до подросткового периода, когда тики исчезают без лечения. В том случае если тикозное расстройство развивается у детей старшего возраста, имеется большая вероятность течения без ремиссий, с персистенцией (постоянне пребывание) в течение всей жизни.

Администрация сайта сайт не дает оценку рекомендациям и отзывам о лечении, препаратах и специалистах. Помните, что дискуссия ведется не только врачами, но и обычными читателями, поэтому некоторые советы могут быть опасны для вашего здоровья. Перед любым лечением или приемом лекарственных средств рекомендуем обратиться к специалистам!

Нервный тик у ребенка – явление нередкое, и хотя в легкой форме не приносит никакого видимого вреда, родители начинают беспокоиться. И небезосновательно. Чаще всего это неврологическое нарушение проявляется в бесконтрольном моргании, подергивании мимических мышц, поднимании бровей. Они бывают у каждого пятого ребенка, сопровождая возрастной период от 2 до 10 лет, и чаще наблюдаются у мальчиков, нежели у девочек. К подростковому возрасту нервные тики обычно проходят. И хотя некоторые неврологи считают тики не патологическим состоянием, а свойством легко возбудимой и подвижной нервной системы, присущим смышленым и эмоциональным малышам, основная часть медицинского сообщества склонна считать, что нервные тики требуют лечения и серьезного отношения.

Правило 1. Если вы заметили у ребенка признаки нервного тика, обратитесь за квалифицированной медицинской помощью врача-невропатолога.

Разделяют нервные тики двух категорий:

Моторные или двигательные тики. Спазматически и самопроизвольно сокращаются мимические и двигательные мышцы;

Существует еще одна классификация нервных тиков, по которой они разделяются на:

Простые. Захватывают только одну определенную группу мышцы. Кстати, ребенок может даже непроизвольно подпрыгивать, или приседать из-за них;

Сложные. Задействуют сразу несколько групп мышц.

Правило 2. Определите, это нервный тик, или синдром навязчивых движений?

Двигательные тики не имеют ничего общего с постоянно повторяющимися движениями (накручивание волос на палец, обгрызание ногтей, проверки закрытой двери и выключенного света). И хотя некоторые родители самостоятельно ставят своим чадам неправильный диагноз, навязчивые движения имеют не неврологическую, а чисто психологическую подоплеку. Если хотите избавить от них ребенка, поможет хороший детский психолог.

Правило 3. Помните, что нервный тик может «мигрировать»

Тики могут задействовать разные группы мышц, при этом, нельзя сказать, что это отдельно начавшееся новое заболевание. Не пугайтесь, если увидите новые проявления – это лишь видоизменение старых симптомов.


Нервный тик. Причины его появления у детей

Правило 4. Выясните причину и, если это возможно, не допускайте повторного воздействия фактора.

Причин возникновения нервного тика может быть несколько:

— Наследственный фактор

Если родители страдали от нервных тиков в детстве, или им был поставлен диагноз «невроз навязчивых состояний», вполне вероятно, что и ребенок унаследует эти особенности нервной системы мамы, или папы. К тому же, учитывая современную акселерацию, у малыша симптоматика может проявиться несколько в более раннем возрасте.

— Постоянное стрессовое воздействие

Ребенку может быть просто неспокойно. Нервничать его могут заставить неурядицы в семье, школьные проблемы, или неприятности в детском саду.

В семье это – конфликты родителей или родственников, переизбыток требований, слишком сильное давление на детскую неокрепшую психику, перебор или наоборот недобор ограничивающих факторов. Бывает и так, что ребенок страдает от банального недостатка внимания. Уставшие после работы родители кормят, умывают, укладывают спать, но не участвуют в жизни ребенка эмоционально. Здесь – все в ваших руках.

— Испуг или перенесенное тяжелое заболевание

Замечено, что в большинстве случаев появления нервного тика, это было обусловлено генетически, в семье ребенку не подходили какие-то условия, а толчком к проявлению этих двух обстоятельств, стали болезнь или какой-то сильный испуг.

— Физиологические причины

Бывает и так, что причины тика ребенка сугубо медицинские. Это тяжелые заболевания ЦНС или недостаток определенных минералов, например – магния.

Правило 5. Определите ряд локальных факторов усиления и активации нервного тика у ребенка, и по возможности сведите их воздействие к минимуму.

На самом деле, ребенок может прекратить несильный нервный тик усилием воли. К тому же на степень его проявления воздействуют несколько факторов – время суток, перевозбужденное эмоциональное состояние малыша, излишний просмотр телевизора и продолжительные компьютерные игры. Кстати замечено, что увлеченный и сконцентрированный ребенок страдает от тиков намного меньше. Найдите ему интересное занятие – конструктор, познавательную книгу, что-то, что его действительно увлечет.

Нервный тик. Лечение – правила и способы

Лечение нервных тиков проводится сразу в нескольких направлениях и состоит из комплекса несложных психологических и медицинских манипуляций:

Правило 6. Всячески показывайте свою заинтересованность мнением ребенка, прислушивайтесь к нему;

Правило 7. Не давайте ребенку перенапрягаться;

Правило 8. Следите, чтобы ребенок соблюдал размеренный режим дня : ему должно хватать времени на сон, прогулки и учебу, пусть их жизнь будет более предсказуема и спокойна для них;

Правило 9. Запишитесь к семейному психотерапевту . Скорее всего, в семье имеется определенный надлом, разлад, который и отражается на неврологическом и психологическом состоянии ребенка. Поймите, дисгармония в семье возникает по многим причинам, нет кого-то конкретно виноватого, но решать эту проблему жизненно необходимо.

Правило 10. Если ребенок младшего или среднего школьного возраста, ему на пользу пойдут психологические тренинги со сверстниками.

Правило 11. Не давите на ребенка , старайтесь хвалить его и по возможности проявлять ласку и заботу.

Правило 12. Найдите общее с ребенком занятие , которое будет интересно и вам и ему. Это могут быть прогулки, кулинария или рисование.

Правило 13. Не заостряйте на нервном тике внимания , не заставляйте ребенка чувствовать себя не нормальным, не здоровым, не таким, как все.

Правило 14. Обратитесь к физио- и ароматерапии . Могут помочь лечебные массажи, ванны, эфирные масла успокаивающего действия, сашими с разными ароматными травами.

Правило 15. Не забывайте про успокаивающее действие лечебных трав. В сети вы найдете множество рецептов отваров подорожника, ромашки, липы, с добавлением цедры или меда. Вреда от таких приятных и ароматных напитков не будет, а появление положительных эффектов вполне предсказуемо.

Полезное видео

Нервный тик – это неконтролируемое, неоднократно повторяющееся сокращение мышц. Внешне оно проявляется быстрыми одинаковыми движениями (подергиваниями глаза, щеки или конечности, морганием, шмыганием носом, пожиманием плечами и т. д.) либо вокализацией (покашливанием, причмокиванием и даже произнесением звуков и слов). У детей нервные тики чаще всего развиваются в критические периоды: в 3-4 года или в 7-11 лет, причем мальчики болеют примерно в пять раз чаще, чем девочки. Прогноз излечения от этого недуга весьма благоприятный, но только в том случае, если родители вовремя разберутся в причинах его возникновения и грамотно окажут ребенку помощь.

Почему возникают нервные тики у детей

Непосредственным источником тика является неправильный сигнал, периодически передающийся от головного мозга мышцам. Причинами нервных тиков у детей могут быть:

  • Психотравмирующие факторы. В этом случае недуг возникает на фоне острого стресса или постоянного психологического дискомфорта. Риск развития психогенного тика возрастает как при недостатке внимания к ребенку, так и при его избытке;
  • Черепно-мозговые травмы или органические заболевания мозга. Тики такого происхождения являются очень стойкими, а их лечение связано с терапией основного недуга;
  • Длительное локальное раздражение тканей, например, глаз при конъюнктивите или слизистой носа при рините. Изначально стереотипные движения (моргание, шмыгание) возникают как способ избавления от неприятных ощущений, но не проходят сразу после выздоровления от основного заболевания (так называемый рефлекторный тик);
  • Гиперактивность, повышенная тревожность или нервозность ребенка. Неврозоподобные нервные тики у детей отличаются изменчивостью симптомов и рецидивирующим характером;
  • Наследственность. У детей, родители которых страдали нервными тиками, болезнь диагностируется чаще. Одним из видов генетически обусловленного тика является синдром Туретта – патология, при которой наблюдаются множественные неконтролируемые движения (сокращения нескольких групп мышц), иногда в сочетании с копролалией (выкрикивание нецензурной брани), эхолалией (повторение чужих слов) или палилалией (повторение одного собственного слова).

К тикам относятся и так называемые тикоподобные гиперкинезы – насильственные движения лица или рук, которые наблюдаются у детей, страдающих заиканием или другими дефектами речи. В таких случаях малыши жестами как бы помогают себе произносить слова. Нередко причины нервных тиков у детей вообще трудно определить; в таких случаях говорят об идиопатическом характере недуга.

Лечение нервного тика у ребенка

Решающую роль в борьбе с заболеванием является определение причин его возникновения. В зависимости от этого терапия может быть:

  • Этиотропной (лечение основного недуга при вторичных тиках);
  • Симптоматической (избавление от навязчивых сокращений мышц с помощью препаратов психотропного действия);
  • Поведенческой (психотерапия с целью устранения тревожности и напряжения).

Принимая решение о лечении, специалисты учитывают длительность проявления симптомов нервного тика у детей. У 40% малышей проблема исчезает без какого-либо вмешательства в течение нескольких недель. Симптоматической лекарственной терапии требуют только те случаи, когда признаки недуга наблюдаются более 12 месяцев.

Что делать, если у ребенка тик

Правильное поведение родителей играет огромную роль в лечении нервного тика у ребенка. К сожалению, взрослые часто принимают симптомы заболевания за плохое поведение и пытаются ликвидировать их воспитательными методами. Так делать ни в коем случае нельзя! Повышенное внимание к личности ребенка, запреты или наказания зацикливают его на проблеме и делают недуг более стойким. Заметив симптомы нервного тика у детей, родители должны:

  • Вести себя спокойно. Тревога и испуг взрослых сразу же передаются малышу, и течение болезни осложняется;
  • Оценить и оптимизировать психологическую обстановку в семье. Если взрослые разговаривают нервно, на повышенных тонах, постоянно недовольны друг другом, то ребенок чувствует себя неуверенно, напряжен и взволнован. Дискомфорт в семейных отношениях – отличная почва для возникновения и осложнения психогенных тиков;
  • Постараться не акцентировать внимание малыша на особенностях его состояния. Чем меньше окружающие замечают тик, тем легче от него избавиться;
  • Проанализировать свое отношение к ребенку. Одинаково плохи и пренебрежительный («сыт, одет, умыт, не до тебя»), и излишне требовательный («ты – смысл жизни и надежда семьи») стиль общения. В обоих случаях малыш чувствует себя некомфортно, уровень его тревожности возрастает, и излечение от тика становится проблематичным;
  • Ограничить возбуждающие занятия (просмотр не соответствующих возрасту телепрограмм, компьютерные игры). Лучше отдать предпочтение прогулкам на свежем воздухе, щадящим видам спорта, художественному творчеству (рисование, лепка и т. д.);
  • Постараться поднять самооценку ребенка. Необходимо как можно чаще ласково обнимать малыша, хвалить его. Кроха должен чувствовать, что взрослые его любят, ценят, интересуются его делами и гордятся успехами. Повышение уверенности в себе нередко становится решающим фактором в лечении нервного тика у ребенка;
  • Своевременно обратиться за квалифицированной помощью. Малыш иногда «забывает» о болезни в процессе увлекательной игры, и у мамы с папой появляется ложная уверенность в том, что он умеет контролировать тикоподобные движения. Это не так. Если симптомы не проходят в течение 2-3 недель, консультация врача-невролога обязательна.

Родители должны знать о том, что нервные тики у детей не имеют ничего общего с дурными привычками или провоцирующим («назло маме») поведением. Тик – самостоятельное заболевание, являющееся следствием тяжелого недуга или неблагоприятной психологической обстановки. Правильное поведение в семье и своевременное обращение к врачам обычно помогают вылечить ребенка и избавить его от больших проблем в будущем.